Изменение ндс в контракте 44 фз

Повышение ставки НДС до 20 %. Что делать с контрактом?

Разъяснения Минфина по ставке НДС 20 %

С 01.01.2019 ставка НДС вырастет до 20 %. Такой закон был принят в августе этого года. В связи с этим возник вопрос, как быть с заключенными контрактами до 01.01.2019 г., но которые будут исполняться в 2019 году. Нужно ли вносить в контракты изменения и какие? Эти вопросы адресовали Минфину. Ниже приведен ответ.

Письмо Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент) рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта в связи с увеличением налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 7.7 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2012 г. № 24894) Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки НДС с 18 до 20 процентов.

При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов, указанным законом не предусмотрено.

Департамент отмечает, что начальная максимальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Комментарий к Письму Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

К сожалению, Министерство по сути ничего не ответило, отослав к положениям закона, регулирующие изменение условий контракта. Вместе с тем, вопрос может вызвать определенные затруднения на практике в части контрактов, в цене которых указана ставка НДС 18 %, но которые исполняются после 01.01.2019 г. Это, прежде всего, будет касаться долгосрочных контрактов, которые заключены на несколько лет, задолго до внесенных изменений в налоговое законодательство.

Полагаем, что в такой ситуации стороны вправе изменить данное условие контракта, указав актуальную ставку НДС, действующую с начала 2019 года. Полагаем, что такое изменение не противоречит положениям ст. 95 Закона № 44-ФЗ , так как данное условие (о ставке НДС) не является существенным. Более того, соответствует действующему с 2019 года налоговому законодательству. При этом цена контракта должна остаться неизменной.

Вместе с тем, официальной позиции по этому поводу от регулятора или контролера по этому вопросу пока, у сожалению, нет. Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Письмо Минфина об авансе, уплаченном до 2019 года

Еще одни разъяснения от Министерства появились по вопросу уплаты НДС в случае, когда по договору до 01.01.19 был перечислен аванс. Согласно данным разъяснениям, если аванс был выплачен в 2018 году, а товар, работы, услуги приняты в 2019 году, должен быть уплачен НДС по ставке, действующей с 2019 года, то есть в размере 20 % со всей стоимости товара, работы, услуги.

Например, в 2018 году заключен контракт на поставку товара в 2019 году. Цена контракта 1180 р., в том числе НДС 18 %. Условиями предусмотрена выплата аванса — 30 % (1180 / 100 х 30 = 354 руб).

Аванс перечислен в 2018 году, при этом в бюджет перечислен НДС в размере 18 % (354 / 118 х 18 = 54 руб.).

Товар принят в 2019 году. В счете-фактуре или УПД должна быть указана та же цена 1180 р., но НДС по ставке 20 % (1180 / 120 х 20). Разницу в НДС, исчисленным по ставке 20 % со всей цены контракта и уплаченным по ставке 18 % с аванса, нужно будет доплатить в бюджет.

Письмо Минфина от 28.08.18 N 24-03-07/61247

Минфин России в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 303-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) до вступления в силу Закона N 303-ФЗ, сообщает следующее.

Законом N 303-ФЗ предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) с 18 до 20 процентов.

При этом Законом N 303-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов.

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

Отмечаем также, что в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Учитывая изложенное, в случае если исполнитель (подрядчик, поставщик) оказал услуги (выполнил работу, поставил товар), предусмотренные контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС.

Так, пунктами 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (далее — постановление N 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Так, постановлением N 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации;

1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Письмо ФНС от 23.10.18: нужно ли менять договор, если в договоре не та ставка

ФНС 23.10.18 выпустила разъяснения , в которых разъяснила многие вопросы, касающиеся НДС по переходным договорам. В частности, ФНС сообщило, что менять ставку НДС в договоре, заключенном до 01.01.2019 г. не обязательно.

Читайте также:  Профессиональный стандарт преподавателя спо

Письмо Минфина России от 08.11.2018 о возможности изменения ставки НДС

В данном письме Министерство сообщило, что изменение ставки НДС с 18 на 20 % в контрактах на 2019 год не противоречит закону № 44-ФЗ, так как не является изменением существенных условий контракта.

Цену контракта можно будет увеличить в связи с изменением ставки НДС

Цену контракта можно будет увеличивать, чтобы компенсировать участнику закупки изменение ставки НДС. Такие изменения скоро будут внесены в закон № 44-ФЗ.

Закон об изменении цены контракта в связи с изменением ставки НДС вступил в силу

27.12.2018 года опубликован закон № 502-ФЗ , согласно которому у заказчиков и участников закупки появится возможность менять цену контракта в связи с изменением ставки НДС. Закон в этой части вступает в силу со дня опубликования.

12) статью 112 дополнить частью 54 следующего содержания:

«54. До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.».

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Свои ответы оставляйте в комментариях ниже.

Изменение ндс в контракте 44 фз

Ида » 22 июл 2019, 16:44

Re: Вопросы: НДС в контракте и заявке

makarasana » 03 сен 2019, 12:50

Может пригодится кому:

– Информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.05.2019 № 24-01-07/34829 – (О том, что Закам делать с УСНщиками)

– Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18.06.2019г. №ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения» – Там типа того:

«…Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем…»
«…Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта “включая НДС/НДС не облагается” является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика…»
«…На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием “НДС не облагается” с указанием основания…»

Пысы: не умею вставлять сюда воровские доки

Re: Вопросы: УСН/НДС и проблемы, связанные с ним

Геннадий в » 06 дек 2019, 23:00

Re: Вопросы: УСН/НДС и проблемы, связанные с ним

Leksele » 07 дек 2019, 14:44

Re: Вопросы: УСН/НДС и проблемы, связанные с ним

Bank1i » 07 дек 2019, 16:36

Re: Вопросы: УСН/НДС и проблемы, связанные с ним

NhelzuF » 07 дек 2019, 20:30

Re: Вопросы: НДС в контракте и заявке

Alienora » 13 янв 2020, 22:03

Верховный Суд РФ признал Письмо> ФАС России от 18.06.2019 N ИА/50880/19
“О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения” недействующим.
Один из заказчиков обратился в Верховный суд с просьбой признать письмо ФАС недействительным. Проблема была в следующем: с опорой на него УФАС посчитало нарушением тот факт, что заказчик указал в проекте контракта условие о цене только с НДС.

Верховный суд поддержал заказчика. Согласно позиции ФАС, раз участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в ней вправе участвовать и те, кто использует УСН. Следовательно, в проекте контракта обязательно приводить вариативную формулировку в отношении НДС. Верховный суд посчитал такой вывод ошибочным: норма об участниках закупки не регулирует вопрос об условиях проекта контракта, связанных с налогообложением.

Суд также напомнил, что ФАС не может разъяснять ни положения Закона N 44-ФЗ, ни положения законодательства о налогах и сборах. В оспариваемом письме служба фактически ввела новое нормативное правовое регулирование, а значит, превысила полномочия.

ВС РФ признал письмо ФАС не действующим со дня принятия.
Документ:
Решение ВС РФ от 09.12.2019 N АКПИ19-798

Re: Вопросы: НДС в контракте и заявке

kir_dfg » 13 янв 2020, 22:55

Re: Вопросы: НДС в контракте и заявке

Просто Петр » 14 янв 2020, 02:03

Alienora писал(а): Верховный Суд РФ признал Письмо> ФАС России от 18.06.2019 N ИА/50880/19
“О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения” недействующим.
Один из заказчиков обратился в Верховный суд с просьбой признать письмо ФАС недействительным. Проблема была в следующем: с опорой на него УФАС посчитало нарушением тот факт, что заказчик указал в проекте контракта условие о цене только с НДС.

Верховный суд поддержал заказчика. Согласно позиции ФАС, раз участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в ней вправе участвовать и те, кто использует УСН. Следовательно, в проекте контракта обязательно приводить вариативную формулировку в отношении НДС. Верховный суд посчитал такой вывод ошибочным: норма об участниках закупки не регулирует вопрос об условиях проекта контракта, связанных с налогообложением.

Суд также напомнил, что ФАС не может разъяснять ни положения Закона N 44-ФЗ, ни положения законодательства о налогах и сборах. В оспариваемом письме служба фактически ввела новое нормативное правовое регулирование, а значит, превысила полномочия.

ВС РФ признал письмо ФАС не действующим со дня принятия.
Документ:
Решение ВС РФ от 09.12.2019 N АКПИ19-798

Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет?

Среди участников госзакупок встречаются компании на УСН. Как будет определяться цена контракта при победе такого участника в тендере? Будет ли цена снижена на размер налога на добавленную стоимость или нет?

Закон № 44-ФЗ и упрощенная система налогообложения

Ограничения по одностороннему изменению цены контракта

Двойное налогообложение поставщика

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав.

НДС как прибыль поставщика

Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным.

Закон № 223-ФЗ и упрощённая система налогообложения

Включение условия о снижении цены в конкурсную документацию

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, а только устанавливает общие принципы и основные требования к закупкам.

Заказчики руководствуются в том числе разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Читайте также:  Председатель костромского областного суда

Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В связи с этим отметим, что ни Закон № 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета косвенных налогов (в данном случае НДС).

С целью определения правомерности снижения цены договора на размер НДС необходимо изучение конкурсной документации по закупке.

Как правило в Информационной карте, в Проекте договора и в Техническом задании имеется указание на то, что в случае если победитель конкурентного отбора в соответствии с законодательством РФ не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким победителем заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенное условие может быть расценено судом при рассмотрении спора как соответствующее ст.4 Закона № 223-ФЗ и определяющее порядок формирования цены, что лишает возможности ссылаться на согласованность твердой цены с заказчиком независимо от режима налогообложения участника.

Стоит обратить внимание на то, что участник имеет право на обращение к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации.

Несмотря на наличие конкретного вопроса заказчик не смог дать на него однозначного ответа и лишь сослался на положения информационной карты.

Включение НДС в цену как необоснованное преимущество для исполнителя, который находится на УСН

Стоит отметить, что применительно к Закону № 44-ФЗ суды признают такую прибыль обоснованной.

Соответствие цены заявке победителя аукциона

В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 № 16АП-326/17 отмечено, что само по себе применение ООО «Витаминка» УСН не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены предложения, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ общество не лишено возможности выставить администрации счет-фактуру с выделением суммы налога с последующей уплатой ее в бюджет. Оплата контракта, заключенного по результатам конкурса, должна производиться именно исходя из той цены, которая предложена заказчиком аукциона и указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника — победителя аукциона. При этом возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса УСН Закон № 223-ФЗ не предусматривает. Следовательно, цена контракта, учитывая факт применения обществом УСН, в рассматриваемой ситуации изменяться не должна.

Таким образом, позиция указывает на возможность включения НДС в цену договора, но с оговоркой на то, что это влечет налоговые последствия для участника (например, самостоятельную уплату такого налога в бюджет).

Анализ законодательства и сложившейся практики его применения приводит к выводу о том, что снижение цены контракта, заключаемого на основании Закона № 44-ФЗ, неправомерно.

Относительно аналогичной ситуации при заключении договора по Закону № 223-ФЗ отсутствует четкое законодательное регулирование, а судебная практика не является единообразной. Это свидетельствует о том, что при рассмотрении спора судом решение может быть как за включение НДС в цену, так и против.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к практикующему юристу, специализирующемуся на разрешении споров с сфере госзакупок, который знаком с последними изменениями законодательства и тенденциями складывающейся судебной практики. Он оценит перспективы и возможности по изменению цены контракта в зависимости от системы налогообложения.

Как отражать НДС в контракте: 4 типичные ошибки заказчика по 44‑ФЗ

В закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. Такие компании не платят НДС. Заказчик должен правильно прописать условия контракта, чтобы не нарушить права участников. Представьте, что победила компания на УСН. Как быть с НДС? Разберем на примерах судебной практики по 44-ФЗ.

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, прокомментировал один из самых актуальных вопросов — учет НДС в стоимости контракта. Эксперт в том числе рассказал, какие ошибки допускают заказчики при учете НДС в проекте контракта и в документации о закупке. Подробности — в нашем материале.

НДС в контракте по 44-ФЗ: разбор ошибок

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников.

Участником государственных торгов может стать:

  • любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Закон № 44-ФЗ);
  • любой участник, в том числе освобожденный от уплаты НДС и применяющий специальный налоговый режим (например, УСН, ЕНВД).

Спорные ситуации возникают из-за того, что заказчик стандартно подходит к разработке документации и проекта контракта, не учитывает вероятную возможность подачи заявки участником, который не является плательщиком НДС.

Разберем четыре типичные ошибки заказчика по применению НДС на этапе заключения и исполнения контракта с такими участниками.

Ошибка 1. Заказчик установил требование, что контракт независимо от того, кто станет победителем, будет заключаться по цене с НДС

Пример: решение УФАС по Омской области от 29.08.2016 № 03-10.1/220-2016.

Заказчик установил в контракте (раздел III. Информационная карта электронного аукциона, п. 14) требование:

«Участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, просим учитывать следующее»:

  1. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована с учетом НДС.
  2. В проекте контракта редакция раздела «Цена контракта» изменению не подлежит».

УФАС посчитала, что действия заказчика противоречат нормам ч. 2 ст. 34 и ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание об исключении этого пункта из состава документации.

Эксперт Станислав Грузин комментирует приведенную выше типовую формулировку контракта:

«Если бы заказчик прямо не прописывал все эти особенности заключения контракта с участником, который применяет УСН, это могло бы снизить его риски. Но такая формулировка говорит о том, что независимо от того, какую систему налогообложения применяет поставщик, контракт будет заключен только на таких условиях. По такому подходу к составлению проекта контракта есть сложившаяся судебная практика: ФАС и суды считают его неверным».

Ошибка 2. Заказчик установил в документации о закупке требование снизить цену контракта, предложенную участником, на сумму НДС, если победитель не является плательщиком этого налога

Пример: решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия — Алания от 18.11.2014 № А61-2186/14.

Суд отметил, что заказчик заключает и оплачивает контракт по цене, предложенной̆ победителем, независимо от того, какую систему налогообложения применяет последний̆. В ходе исполнения контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий. Действия заказчика по снижению цены контракта на сумму НДС до заключения самого контракта являются нарушением Закона № 44-ФЗ.

Антимонопольный̆ орган признал действия заказчика нарушающими ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Комментирует Станислав Грузин:

«Теоретически снизить цену контракта на сумму НДС до заключения самого контракта можно, если заказчик и поставщик договорятся и подпишут допсоглашение. Но при заключении контракта снижать его цену на размер НДС неправильно. Такие действия — прямое нарушение законодательства о закупках. Если по соглашению сторон поставщик не согласится на снижение цены, контракт заключается без изменений».

Ошибка 3. Заказчик удержал денежные средства в размере НДС при уплате цены контракта «упрощенцу»

Пример: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 № 07АП-1505/2016 по делу № А67-7718/2015 и Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.04.2015 по делу № А58-182/2015.

Исполнитель контракта, применяющий̆ УСН, предоставил заказчику счета на оплату оказанных услуг на сумму, равную цене контракта без выделения НДС. Заказчик оплатил контракт без учета НДС, ссылаясь на то, что исполнитель не является плательщиком такого налога.

Как указали суды, заказчик должен оплатить работы по цене, установленной̆ контрактом, согласно аукционной̆ документации, независимо от того, является поставщик плательщиком НДС или нет.

Лицо, не признаваемое плательщиком НДС, обязано самостоятельно перечислить в бюджет сумму налога, уплаченную в составе цены товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 173 НК РФ). Перечислить НДС в бюджет — задача поставщика. Если он это не сделает, ему грозят претензии налоговых органов. А вот к заказчику их не будет.

Ошибка 4. Заказчик полностью уплатил «упрощенцу» цену контракта, в которой НДС не выделен. А потом взыскал НДС (часть суммы)

Пример: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 № 15АП-12729/2015 по делу № А53-10584/2015

Заказчик и подрядчик на УСН заключили контракт, в цене которого НДС не выделен. Выполненные работы оплачены в полном объеме. На основании решения органа финансового контроля о том, что стоимость работ завышена, заказчик потребовал взыскать неосновательное обогащение. Заказчику было отказано в удовлетворении требования. Дело в том, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения. Изменять цену разрешено только в случаях, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Если условия контракта исполнены надлежащим образом, заказчик обязан оплатить стоимость работ в размере, который̆ установлен победителем, независимо от применяемой̆ последним системы налогообложения. Сумма НДС признается прибылью победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Соглашение об изменении цены спорного контракта сторонами не заключалось. Заказчик должен оплатить работы в размере, который был предусмотрен сметой.

Выводы и рекомендации

Как заказчику правильно предусмотреть участие в закупке участников на УСН?

Заказчики должны учитывать, что в закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

Заказчику следует включить в проект контракта условие о том, что НДС учитывается, только если подрядчик является его плательщиком. При таком условии победитель получает возможность заключить контракт без НДС.

Пример из проекта контракта одного из дисциплинированного заказчика по 44-ФЗ:

  • В пункте 2.1 Проекта контракта документации об аукционе Заказчиком указано:
    Цена настоящего государственного контракта составляет ____ (_____________) рублей, в том числе НДС (если Подрядчик облагается НДС).
  • Пунктом 2.2 Проекта контракта документации об аукционе установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена включает в себя стоимость всех расходов Подрядчика, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги (в том числе и НДС, если Подрядчик облагается НДС), действующие на момент заключения Контракта, иные расходы, связанные с выполнением работ по Контракту.
Читайте также:  Возвратные суммы в сводном сметном расчете

Эти фразы исключают споры и возможные претензии со стороны поставщиков.

Что делать с повышением НДС до 20% в контракте по 44-ФЗ с 2019 года

C 1 января 2019 года размер НДС повышается с 18% до 20%. Эта норма установлена пунктом 4 статьи 1 303 ФЗ от 03.08.2018 г. Новые правила исчисления налога неизменно отразятся и на государственных контрактах. Понятно, что договора, заключенные после января 2019 года будут оформляться с учетом корректировок законодательства. Что делать с обязательствами, оформленными, но не исполненными ранее, объяснило Министерство финансов России. Рассмотрим все возможные ситуации.

Контакт планируется заключить в 2018 году, а исполняться он будет в 2019 году

Если контакт будет заключаться в декабре 2018 года, а исполняться только в 2019 году, то нужно предусмотреть в нем ставку НДС 20%. Дата заключения договора не влияет на налоговую ставку. Роль играет только период исполнения сторонами своих обязательств. То есть, если отгрузка и оплата товара осуществится в 2019 году, то и НДС должен составить 20%. В подтверждение этого правила Министерство Финансов России опубликовало письмо №03-07-05/55290 от 06.08.2018г.

Проводить досрочную приемку в 2018 году по таким контрактам нельзя. Дело в том, что документом будет предусмотрен 20% НДС, а в бюджет будет выплачено лишь 18%. В такой ситуации заказчика могут обвинить в неэффективности расходования средств и завышении НМЦК. За такие нарушения предполагается штраф. Поэтому исполнять контракты, в которых прописан 20% налог нужно только в 2019 году.

Договор уже заключен в 2018 году со ставкой НДС 18%, а исполнение отложено на 2019 год

Разъяснения по этому вопросу Министерство Финансов предоставило в своем письме №24-03-07/61247 от 28.08.2018г. Ведомство объясняет, что никаких исключений для государственных контрактов в 303-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, для всех договоров должна быть применена ставка НДС 20%. Повышение налога должно восприниматься сторонами, как коммерческий риск.

Согласно нормам 44-ФЗ цена является твердой и не подлежит корректировке в течение всего срока действия документа. Поэтому изменить цену в связи с повышением НДС невозможно.

Единственным верным решением в такой ситуации станет заключение дополнительного соглашения к контракту. В нем необходимо прописать изменение всех пунктов, в которых указывается НДС. Документ составляется в двух экземплярах и становится неотъемлемой частью договора.

На практике повышение налога должно выглядеть следующим образом. Предположим, что в контракте цена товара прописана в твердой сумме 118 рублей за 1 шт. При этом указано, что НДС 18% и составляет 18 руб. В дополнительном соглашение и в счет-фактуре при отгрузке товара нужно указать, что цена товара также 118 рублей, но НДС 20% и составляет 19.67 рублей.

Когда возможно изменить цену контракта

Министерство Финансов в своих обращениях напоминает, что продолжает действовать постановление Правительства №1186 от 19 декабря 2013 года. В нем прописан ряд ситуаций, при которых допускается пересмотр цены заключенного контракта. Это возможно в следующих случаях:

  1. Договор имеет федеральное значение, его цена превосходит 10 миллиардов рублей, а срок исполнения не менее трех лет. Исключение составляют контракты, предусматривающие работы по проведению клинических исследований лекарственных препаратов.
  2. Контракт регионального значения на сумму более 1 миллиарда рублей со сроком исполнения не менее трех лет.
  3. Муниципальный контакт, сумма которого больше 500 миллионов рублей, а срок реализации не менее года.
  4. Федеральные контакты на проведение работ по клиническим испытаниям лекарственных препаратов, цена которых превосходит 40 миллионов рублей.

В таких ситуациях увеличение налоговой ставки становится весомым аргументом для корректировки цены.

По договору, заключенному в 2018 году, выплачен аванс

В 2018 году заключено немало контрактов, предусматривающих внесение заказчиком предоплаты. Вопрос изменения налоговой ставки в такой ситуации был рассмотрен Министерством Финансов в письме 3 03-07-05/55290 от 06 августа 2018года.

Ведомство сообщает, что в подобных случаях НДС от суммы предоплаты должен исчисляться по ставке 18%. После того, как поставщик в 2019 году исполнить свои обязательства, исчисление налога должно проводиться по ставке 20%.

Для примера рассмотрим контракт на сумму 118 000 рублей, предполагающий 50% предоплату. В 2018 году заказчик выплатил поставщику в счет исполнения своих обязательств 59000 рублей. НДС по ставке 18% от этой суммы составляет 9000 рублей. Заказчик принял эту сумму к вычету на основании авансовой счет-фактуры. Сторонами было заключено дополнительное соглашение, по которому стоимость товаров без учета налога осталась прежней, а цена с НДС увеличилась. В результате итоговая цена повысилась до 120000 рублей.

В 2019 году поставщик осуществил поставку товаров на сумму 120 000 рублей. НДС при этом составило 20%, а именно 20000 рублей. С учетом ранее внесенного аванса поставщик начислил к уплате налог в размере 20000 рублей и принял к вычету 9000 рублей. Заказчик принял к вычету 20000 рублей и выставил к уплате НДС 9000 рублей. В результате в 2019 году заказчик должен выплатить поставщику не 59000, как предполагалось изначально, а 61000 руб. (120000-59000) с учетом повышения налога.

Возврат бракованного товара

По обязательствам, исполненным в 2018 году, может возникнуть необходимость вернуть бракованную продукцию. С точки зрения Гражданского Кодекса такая процедура не считается отдельной сделкой и проводится в рамках первоначального договора. Заказчик вправе требовать от поставщика уменьшения цены договора на сумму некондиционного товара.

В такой ситуации поставщик должен предоставить заказчику корректировочную счет-фактуру. В ней прописывается та же ставка НДС, что и предусматривалась изначально, а именно 18%. В подтверждение этому правилу Федеральная Налоговая Служба опубликовала письмо №СД-4-3/20667 от 23.10.2018 года.

Другие пути решения проблемы

Если стороны не хотят разбираться в тонкостях перехода налоговой ставки с 18% на 20%, можно попытаться расторгнуть ранее заключенные договоры. Возможны следующие пути решения проблемы:

  1. Стороны могут договориться между собой и расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
  2. В случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом России и текстом самого контакта, одна из сторон может отказаться от исполнения договорных обязательств.
  3. Расторжение договора в судебном порядке. Для этого стороне, инициирующей процесс, придется доказать, что повышение налоговой ставки привело к существенным изменениям обстоятельств, при которых заключался контракт.

В этих случаях договорные обязательства будут прекращены. Заказчик получит возможность провести повторную закупку в 2019 году с применением новой налоговой ставки.

Повышение НДС неизменно отразиться на финансовом положении участников государственных закупок. Однако, по уверениям Правительства это должно благотворно отразиться на экономической ситуации в стане. Стоит также отметить, что льготные налоговые ставки 0% и 10% остались в 2019 году неизменными.

По 44-ФЗ был заключен контракт, цена включает в себя НДС 20%. В момент подписания актов выяснилось, что подрядчик находится на УСНО. Подрядчик требует внести изменения в контракт и указать цену без НДС. Правомерно ли это?

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, с учетом положений Закона N 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть выплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения или на ОСНО.

Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Так, согласно подпункту “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно по соглашению сторон, если это было предусмотрено документацией о закупке и самим контрактом, в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контакта.

Учитывая изложенное, с любым участником закупки, в том числе с освобожденным от уплаты НДС и применяющим УСНО, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Учитывая изложенное, заказчик не вправе вносить изменения в режим налогообложения, указанный в контракте, в случае если поставщик (подрядчик) применяет ОСНО, также как и не вправе изменять в сторону её увеличения цену контракта.

Добавить комментарий