Главное положение декрета о земле

Декрет 11 Всероссийского съезда Советов (О земле)

О земле
[Декрет 11 Всероссийского съезда Советов] *(1)

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов *(2) , Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным Собранном вопроса о земле.
3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов *(3) принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией “Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов” и опубликованный в номере 88 этих “Известий” (Петроград, ь 88, 19 августа 1917 г.)
5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Крестьянский наказ о земле

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п., не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.
Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.
5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6) Право пользования землею получают все граждане (без различия иола) Российского государства, желающие обрабатывать се своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той норы, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.
При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления* его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь нутом общественной обработки земли.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.
Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они ire использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.
Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию либо по соглашению.
Все содержащиеся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

[8 ноября (26 октября) 1917 г.]

Распубликовано в ь 1 “Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства” от 10 ноября (28 октября) 1917 г. СУ РСФСР, 1917, ь 7, ст.3.

______________________________
*(1) Декрет написан В.И.Лениным (см. В.И.Ленин. Соч., т.26, стр.226 – 228. “Декрет о земле”).
*(2) 4 мая (21 апреля) 1917 г. Временным правительством было принято постановление об учреждении Главного земельного комитета, губернских, уездных и волостных земельных комитетов, в целях “подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным Собранием . ” (“Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате”. 1917, ь 98, ст.543). Летом и осенью 1917 г. волостные земельные комитеты под давлением крестьянства делали попытки захвата помещичьих земель и раздела их между крестьянами. После Октябрьской революции, с организацией земельных отделов Советов, земельные комитеты были ликвидированы.
*(3) До Октябрьской революции и в первые месяцы деятельности Советского правительства уездные и губернские Советы крестьянских депутатов существовали отдельно от Советов рабочих и солдатских депутатов. После слияния Исполкома Крестьянского Совета с ВЦИК 28 (15) ноября 1917 г. и слияния 111 Всероссийского крестьянского съезда с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 (13) января 1918 г. уездные и губернские Советы крестьянских депутатов объединились с соответствующими Советами рабочих и солдатских депутатов.

Декрет о земле

Декрет о земле — первый законодательный акт Советского государства в области земельных отношений, принятый 2-м Всероссийским съездом Советов в ночь с 26 на 27 октября (8-9 ноября по новому стилю) 1917 года.

Содержание

История создания и хронология принятия Декрета о Земле

Решением ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 года составление декрета было поручено В.И.Ленину. Проект декрета был написан Лениным 26 октября (8 ноября). При составлении Декрета о земле Ленин использовал «Примерный наказ, составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й Всероссийского съезд крестьянских депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел которого «О земле» целиком вошёл в текст декрета. Проект был предложен Лениным в докладе о земле на 2-м заседании съезда Советов поздно вечером 26 октября (8 ноября) и утверждён в 2 часа ночи с 26 на 27 октбря 1917 года.

Содержание Декрета о земле

Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений.

Вошедший в четвёртую статью Декрета крестьянский наказ о земле определял новые принципы землевладения и землепользования:

  • право частной собственности на землю отменялось, запрещалась продажа, аренда и залог земли, вся земля обращалась во всенародное достояние, то есть переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли;
  • земельные участки с высококультурными х-вами, питомники, конские заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин;
  • право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной.
Читайте также:  Приказ об исполнении обязанностей главного бухгалтера директором

Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян; декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и казаков не конфискуются.

Развитие идей Декрета о земле

Нормы декрета были развиты и конкретизированы в «Положении о земельных комитетах» и «Инструкции об урегулировании земельными комитетами земельных и селськохозяйственых отношений», утверждёнными СНК 5(18) декабря 1917 года, в законе «О социализации земли», утверждённом ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 года, «Временной инструкции переходных мер по проведению в жизнь закона о социализации земли», изданной Наркомземом в апреле 1918 года и другими актами Советского государства. С введением в действие с 1 декабря 1922 Земельного кодекса РСФСР декрет утратил силу как законодатательный нормативный документ. Однако он сохранил свое историческое значение как основополагающий акт советского аграрного законодательства вплоть до середины 1980-ых годов.

Критика Декрета о земле

После принятия Декрета о земле эсеры, меньшевики, а вслед за ними зарубежные буржуазные публицисты выступили с утверждением, будто издание декрета означает отказ большевиков от своей аграрной программы в пользу программы эсеров. Подобные выводы встречались и в советской литературе 1920-х годов [1] . Ленин писал, что в основу декрета действительно был положен крестьянский наказ, составленный эсерами в соответствии с эсеровской программой социализации земли [2] . Но в условиях социалистической революции формулы крестьянского наказа «. заполнились новым содержанием» [3] . Национализацией земли при диктатуре пролетариата был создан «. земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» [4] .

Значение Декрета о земле

Включение крестьянского наказа в декрет обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудящихся крестьян. Крестьяне на собственном опыте убедились в недостаточности уравнительного раздела и в необходимости перехода к общественной обработке земли. Декрет о земле дал основу для организации социалистического хозяйства: государственных советских хозяйств, товариществ и артелей крестьян. Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнит. распределение земель обеспечили не только ликвидацию помещичьего землевладения и крупного капиталистического хозяйства на земле, но и служили средством для ограничения кулацкого хозяйства, пока не созрели условия для полного социалистического кооперирования крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества как класса.

Декрет о земле: основные нормы, последствия для народа

Первым актом законодательного типа, регламентирующим земельные отношения в молодой стране Советов, стал Декрет о земле. Он был принят на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшемся ночью с 26.10 на 27.10.1917 г. Произошло это сразу после того, как правые эсеры и часть меньшевиков начали протест против военного заговора и захвата власти представителями большевиков и покинули съезд.

Подготовка Декрета о земле была осуществлена В. Лениным. В документе присутствовали составные блоки, входящие ранее в аграрную программу РСДРП(б). Эти нормы были ориентированы на формирование крупных хозяйств коллективного типа. В то же время Декрет соответствовал и аграрной программе, которой руководствовались социалисты-революционеры. Основу первого законодательного акта, регулирующего земельные отношения, сформировал указ к первому Всероссийскому съезду Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г.

Описание норм Декрета

Декретом о земле была проведена частичная отмена частной собственности на земельные наделы. Они были объявлены общенародным достоянием, а потому предполагался фактический переход в государственную собственность.

В Декрете предусматривались нормы, предписывающие безвозмездную передачу всех помещичьих, удельных, монастырских, церковных земель с инвентарем и постройками в пользу специальных органов. Ими стали волостные земельные комитеты и уездные советы крестьянских депутатов. Именно на эти структуры возлагались функции распределения земель между гражданами, желающими заниматься их обработкой самостоятельно, семьей или артелью.

Одновременно были введены периодически осуществляемые переделы земель. Предполагалось, что их будут проводить с учетом местной специфики, исходя из норм:

  • трудовых — по количеству трудящихся;
  • потребительских — по количеству едоков.

Декретом утверждался и запрет на использование наемного труда в сельской местности. При этом указывалось, что конфискация земель рядового крестьянства и казачества проводиться не будет.

С другой стороны, вводилась норма о передаче земли с высококультурными хозяйствами, питомниками, конными заводами, племенными скотоводческими хозяйствами и птицефермами в пользу государства или общин. Во внимание должен приниматься размер и значение объектов. При недостатке земель на отдельных территориях планировалось переселять избыточное население в другие регионы за государственный счет.

Полное завершение земельной конфискации в Европейской части России произошло в январе 1918 г. А уже весной этого же года вся земля была полностью перераспределена между новыми пользователями.

Разделение земель и последствия

Считается, что общая площадь всех конфискованных земель помещичьего, монастырского или церковного типа превысила 160 млн. гектар. Распределено было среди крестьянского населения около 86% земель, а государство получило 11% в виде советских хозяйств. В пользование сельскохозяйственных артелей было передано около 3% земли.

Поскольку среднее увеличение крестьянских наделов составило от 1/4 до 3/4 гектар, то многие крестьянские хозяйства продолжали испытывать нехватку земли. В результате исполнения Декрета помещичье землевладение было полностью ликвидировано, товарность сельского хозяйства упала, ухудшилось снабжение городской местности продуктами питания.

Принятие Декрета о земле стало основой для формирования правительственного блока, в состав которого вошли представители РСДРП(б) и левые социалисты-революционеры. Большая часть крестьянства с 1917 г. до 1-й половины 1918 г. активно поддерживали новую власть. Такое решение создало предпосылки для достижения исхода Гражданской войны в 1917-1922 гг. Позднее положения Декрета в конкретизированном виде вошли в закон «О социализации земли» и в Земельный кодекс РСФСР.

Документ. Декрет большевиков о земле

Декрет советской власти о земле отразил самые смелые чаяния широких народных масс. Помещичье землевладение ликвидировалось, право частной собственности отменялось навсегда. Кроме того, документ устанавливал многообразие форм землепользования. Декрет заложил основы земельной политики СССР, и, помимо этого, был подчинен пропагандистским целям. В условиях шаткого положения советской власти большевики рассчитывали, что эта мера в числе других обеспечит им поддержку народа.

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.

3) Какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, номер 88, 19 августа 1917 г.).


О земле
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием. Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская , отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. под. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком.

Читайте также:  Расчет потребления тепловой энергии

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению. Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство. Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию, либо по соглашению. Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СССР

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СССР – первый законодательный акт советской власти в области земельных отношений.

При­нят 2-м Все­российским съез­дом Со­ве­тов ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов в ночь с 26 октября (8 но­ября) на 27 октября (9 но­ября) 1917 года, по­сле ухо­да со съез­да пра­вых эсе­ров и час­ти мень­ше­ви­ков, зая­вив­ших про­тест «про­тив во­ен­но­го за­го­во­ра и за­хва­та вла­сти» боль­ше­ви­ка­ми. Декрет о земле под­го­тов­лен В.И. Ле­ни­ным, со­дер­жал эле­мен­ты аг­рар­ной про­грам­мы РСДРП(б) (ори­ен­ти­ро­ва­лась на соз­да­ние круп­ных кол­лек­тив­ных хо­зяйств), од­на­ко в це­лом со­от­вет­ст­во­вал аг­рар­ной про­грам­ме пар­тии со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров; основная часть дек­ре­та со­ста­вил на­каз, со­став­лен­ный к 1-му Все­российскому съез­ду Со­ве­тов кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов (май 1917 года).

Декрет о земле от­ме­нял ча­ст­ную соб­ст­вен­ность на зем­лю и её не­дра (объ­яв­ля­лись «об­ще­на­род­ным дос­тоя­ни­ем», фак­ти­че­ски пе­ре­хо­ди­ли в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва), без­воз­мезд­но пе­ре­да­вал, впредь до со­зы­ва Уч­ре­дительного со­б­ра­ния, по­ме­щи­чьи, удель­ные, мо­на­стыр­ские и цер­ков­ные зем­ли со всем ин­вен­та­рём и по­строй­ка­ми в рас­по­ря­же­ние во­ло­ст­ных зе­мель­ных ко­ми­те­тов и уезд­ных со­ве­тов кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов. Они долж­ны бы­ли рас­пре­де­лять зем­лю ме­ж­ду все­ми гра­ж­да­на­ми, ко­то­рые же­ла­ли об­ра­ба­ты­вать её сво­им тру­дом еди­но­лич­но, в со­ста­ве се­мьи или ар­те­ли. Вво­ди­лись пе­рио­дические пе­ре­де­лы зем­ли, ко­то­рые, в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий, долж­ны бы­ли про­ис­хо­дить на ос­но­ва­нии тру­до­вой (по чис­лу ра­бот­ни­ков) или по­тре­би­тель­ской (по чис­лу едо­ков) норм. Декрет о земле вво­дил за­прет на при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да в сельском хозяйстве. Ус­та­нав­ли­вал, что «зем­ли ря­до­вых кре­сть­ян и ря­до­вых ка­за­ков не кон­фи­ску­ют­ся». Зе­мель­ные уча­ст­ки с вы­со­ко­куль­тур­ны­ми хо­зяй­ст­ва­ми, пи­том­ни­ки, кон­ные за­во­ды, пле­мен­ные ско­то­водческие хо­зяй­ст­ва и пти­це­фер­мы, а так­же весь хо­зяйственный ин­вен­тарь кон­фи­ско­ван­ных зе­мель пе­ре­да­ва­лись в ис­клю­чительное поль­зо­ва­ние го­су­дар­ст­ва или об­щин, в за­ви­си­мо­сти от их раз­ме­ра и зна­че­ния. Ес­ли в отдельных ме­ст­но­стях зем­ли бы­ло не­дос­та­точ­но, из­бы­точ­ное на­се­ле­ние под­ле­жа­ло пе­ре­се­ле­нию на сво­бод­ные зем­ли за счёт го­су­дар­ст­ва. Про­цесс кон­фи­ска­ции зе­мель на тер­ри­то­рии Ев­ропейской Рос­сии за­вер­шил­ся к январю 1918 года, а к вес­не за­кон­чи­лось их пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ме­ж­ду но­вы­ми зем­ле­поль­зо­ва­те­ля­ми.

При­ня­то счи­тать, что пло­щадь кон­фи­ско­ван­ных по­ме­щичь­их, удель­ных, мо­на­стыр­ских и цер­ков­ных зе­мель со­ста­ви­ла свыше 160 миллионов га. Ме­ж­ду кре­сть­я­на­ми бы­ло рас­пре­де­ле­но около 86% кон­фи­ско­ван­ной зем­ли, 11% зем­ли пе­ре­шло го­су­дар­ст­ву в фор­ме советских зем­ле­дельческих хо­зяйств, 3% – сельскохозяйственным ар­те­лям. Кре­сть­ян­ские на­де­лы в среднем уве­ли­чи­лись на 1/4-3/4 га, и по­это­му по-преж­не­му многие кре­сть­ян­ские хо­зяй­ст­ва ис­пы­ты­ва­ли не­дос­та­ток зем­ли. Реа­ли­за­ция дек­ре­та при­ве­ла к ли­к­ви­да­ции по­ме­щичье­го зем­ле­вла­де­ния, вы­зва­ла сни­же­ние то­вар­но­сти сельского хозяйства, спо­соб­ст­во­ва­ла воз­ник­но­ве­нию труд­но­стей в снаб­же­нии го­ро­дов про­до­воль­ст­ви­ем.

При­ня­тие Декрета о земле по­зво­лило оформить пра­ви­тель­ст­вен­ный блок ме­ж­ду РСДРП(б) и ле­вых со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­ти­ей, реа­ли­за­ция дек­ре­та обес­пе­чи­ла под­держ­ку советской вла­сти со сто­ро­ны большей части кре­сть­ян в конце 1917 – 1-й половине 1918 годов (до на­ча­ла по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма») и ока­за­ла зна­чительное влия­ние на ис­ход Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917-1922 годов. Основные по­ло­же­ния Декрета о земле бы­ли кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны в за­ко­не «О со­циа­ли­за­ции зем­ли» (1918), в Зе­мель­ном ко­дек­се РСФСР (1922) и др.

Историческое значение Декрета о земле 1917г

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

Принят II Всероссийским Съездом Советов

Рабочих, Солдатских и Крестьянских

Депутатов 27 октября 1917 года

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.

.3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией “Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов” и опубликованный в номере 88 этих “Известий” (Петроград, N 88, 19 августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

КРЕСТЬЯНСКИЙ НАКАЗ О ЗЕМЛЕ

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.

3) Земельные участки с высоко – культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, при чем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.

Читайте также:  Особая роль международного права

4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.

5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, при чем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч., и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должная определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

Учитывая печальный опыт Временного правительства, растерявшего кредит доверия из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и о власти.

Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего мира без аннексий и контрибуций.

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Крестьяне требовали отмены частной собственности на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли. Эти требования никогда не выдвигались большевиками, они были составной частью эсеровской программы. Но Ленин прекрасно понимал, что без поддержки крестьянства удержать власть в стране вряд ли удастся, поэтому он перехватил у эсеров их аграрную программу. И крестьяне пошли за большевиками.

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Определенное количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась временному правительству — Совету народных комиссаров (СНК) — во главе с В. И. Лениным. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер — до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить принципы государственного устройства.

Историческое значение Декрета о земле 1917г

Декре́т о земле́ — нормативно-правовой акт, принятый на Втором Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917года, имевший конституционное, основополагающее значение в области землепользования.

Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.

Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. е. переходила в исключительную собственность государства (что означало национализацию земли); земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомники, конные заводы и прочее, а также весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. десятин земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю,достигших к этому времени 3 млрд. рублей.

Основные положения Декрета о земле были развиты и конкретизированы в ряде законодательных актов Советского государства, в том числе в законе «О социализации земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922 и др.

Осуществление Декрета о земле и др. актов аграрного законодательства Октябрьской социалистической революции обеспечило поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало «. земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 326).

Данный документ важен для современной юриспруденции так как явился важным юридическим документом, который явился прародителем для дальнейших документов данного содержания и характера. Поэтому изучение данного документа для юристов имеет огромное значение так как формирует фундаментальные знания в работе с подобными документами.

Принятие Декрета о земле стало отправной точкой для конфискации угодий помещиков. Владение осуществлялось на нетрудовой основе. Произошла национализация. Советский Союз имел исключительное право собственности на территории страны и все, что на ней находилось. Только государство могло владеть ими. Граждане же могли пользоваться и применять данные объекты под конкретные задачи.

Чем-то уникальным для тогдашнего общества было принятие Декрета о земле. Год, когда оно произошло, в корне изменил общество. Возникла собственность, которой на правах социализма владел весь народ, она налагалась на все области работы в сельском хозяйстве, имеющие аграрное назначение. Роль законопроекта была воистину универсальная, теперь взгляд, которым оценивали имущественные ценности, был совсем другим. Провозгласили национализацию земель и всех строений, что там находились. Это широкий шаг к созданию государственной собственности.

Этот законопроект примечателен стремительным уничтожением частного властвования над имуществом, а также созданием государственного владения социалистическими ценностями и национализацией территорий. Коллективная форма пользования землей была призвана избавить народ от нищеты.

Еще в то время, когда проходила Октябрьская революция, многие представители народа ратовали за развитие и продвижение этих идей, поскольку они им очень импонировали. От юридической стороны вопроса незамедлительно перешли к практической и стали воплощать все, что запланировали, мгновенно. Провели создание земельных комитетов. Их действия руководствовались демократическими началами. Они выделяли культурные имения, охраняли их от обесценивания, занимались организацией хозяйства. Все эти процессы имели большое значение для государства.

Добавить комментарий