Для чего нужен конституционный суд

Для чего нужен конституционный суд?

Конституционный суд занимается осуществлением конституционного судопроизводства, на основе его осуществляется судебная власть. Полномочия определяются Конституцией Российской Федерации.

Первичная задача – решение вопроса о соответствии федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации Конституции Российской Федерации.

Также имеет место разрешение споров о компетенции между субъектами Российской Федерации и органами государственной власти.

По запросу Государственной думы, Правительства может давать толкование законов Конституции.

Также Конституционный Суд занимается рассмотрением жалоб по поводу нарушения конституционных прав, свобод граждан. Жалоба может быть подана как в индивидуальном, так и коллективном порядке. Причина её подачи – нарушение конституционных прав в делопроизводстве, нарушение прав законом, применяемым в конкретной ситуации.

Конституционный суд в праве решать вопрос о правомерности действий судей, а также коллегии судей. Так, в 2011 году было вынесено решение о невмешательстве органов власти в решения, которые принимает судья в конкретном деле.

Всё рассмотрение дел и вопросов Конституционным судом происходит во время пленарных заседаний, а дела, которые не подлежат такому рассмотрению, рассматриваются в заседаниях палат.

Содержание деятельности конституционного суда

Как уже говорилось выше, самой главной задачей является контроль и коррекция выполнения положений Конституции Российской Федерации. Запрос на решение дел могут подать:

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации;
  3. Государственная Дума;
  4. одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  5. Верховный Суд РФ;
  6. Высший Арбитражный Суд РФ;
  7. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Решения будут представлять правовую позицию, при этом свободную от политических пристрастий.

Важной частью работы является разрешения дел о соответствии конституций республик Конституции РФ.

Таким образом, задача Конституционного Суда Российской Федерации заключается в строгом наблюдении за выполнением конституционно-правовых норм различными инстанциями, в том числе и самими Президентом Российской Федерации. При грубом нарушении своих конституционных прав гражданин или группа граждан могут обратиться за защитой в Конституционный суд. Главное – помнить, что решение гражданских и уголовных дел не входит в полномочия данного органа власти, а значит обращение по этим вопросам будет неправильным.

Чем занимается третейский суд?
Третейский суд – представляет собой суд, занимающийся решением различных споров (экономических, хозяйственных и гражданских), которые время от времени возникают между физическими.

Чего боятся судьи?
Допустим, вы подали иск в суд, пытаясь законным способом отстоять свои права. Вы уверены, что требования абсолютно законны, и ваш адвокат обращает на это внимание. Однако.

Судебный акт что это?
Что же такое судебный акт и с чем его едят, давайте попробуем с Вами сегодня разобраться.

Кто такой ответчик в суде?
Если вы стали ответчиком в суде, вам непременно нужно разобраться в своих правах и обязанностях, чтобы вы не попали в неприятную ситуацию. Кто такой ответчик в.

Рабочая группа определила состав КС

Подгруппа по судебной власти рабочей группы по подготовке конституционных поправок внесла в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству свои предложения ко второму чтению президентского законопроекта. Часть их касается Конституционного суда. Несмотря на разногласия внутри рабочей группы по оптимальному числу судей КС, решено не противоречить президентскому законопроекту и сократить их число с 19 до 11. При этом, как ранее и предполагал “Ъ”, никто из действующих 15 судей КС не будет уволен: по словам сопредседателя рабочей группы сенатора Андрея Клишаса, обновленная норма Конституции вступит в силу не ранее осени 2021 года, когда по возрасту сложит свои полномочия судья Юрий Рудкин.

На очередном заседании рабочей группы по подготовке поправок к Конституции координатор подгруппы «Судебная власть и прокуратура» президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин сообщил, что все поступившие предложения по изменению VII главы Конституции готовы к обсуждению в профильном комитете Госдумы. От рабочей группы поправки внесли ее сопредседатели сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Возглавляемый последним комитет Госдумы по госстроительству и законодательству сегодня приступит к работе с поправками, поступившими ко второму чтению президентского законопроекта.

Напомним, Владимир Путин предложил наделить КС правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства. Президент также предложил дать КС возможность оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов. В то же время президент в случае принятия поправок получит право в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС. Состав судей КС президентский законопроект предлагает сократить с предусмотренных Конституцией 19 до 11.

Те акты, которые КС признает конституционными, предлагается применять строго в истолковании, данном КС. Сейчас этой нормы в Конституции нет, она содержится только в законе о КС.

Как президент предложил свою редакцию Основного закона

Предложено также зафиксировать в Конституции различие в порядке рассмотрения обращений в КС граждан и судов. Гражданин сможет обратиться в КС, только если «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты». Суды же обращаются в КС исключительно при условии, что решение по спорному делу ими еще не вынесено. Этот порядок закреплен в законе о КС частично: сейчас граждане могут обратиться в КС за разъяснением решения суда любой инстанции.

По Конституции в состав КС входят 19 судей, фактически их сейчас 15. За сохранение 15 судей выступила, в частности, член подгруппы депутат Госдумы Галина Хованская: по ее мнению, сокращение числа судей до 11 приведет к снижению качества их работы. Другой член рабочей группы председатель ФНПР Михаил Шмаков напомнил, что «полномочия КС расширяются и накладывается больше обязанностей». Не столь радикальное сокращение количества судей было бы, с точки зрения профсоюзного лидера, «более полезно».

Предложенные президентом поправки создают новую систему сдержек и противовесов

Господин Клишас возражает, что нагрузка на 11 судей будет «вполне оптимальной» и «особого вала дел» не ожидается. Он также заверил, что никто из действующих судей не будет досрочно уволен. Напомним, в нынешнем году предельного (70-летнего) возраста достигнут судьи КС Александр Бойцов, Юрий Данилов, Николай Бондарь, а в 2021-м — судья Юрий Рудкин. «Мы предусматриваем в переходных положениях, что (норма вступит в силу.— “Ъ” ) тогда, когда истекут установленные законом сроки, и судьи по возрасту выйдут в отставку с сохранением всех положенных по закону социальных и прочих гарантий»,— подчеркнул господин Клишас.

Другой сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева также не считает, что сокращение приведет к росту нагрузки на судей: «У нас 40 постановлений КС в год в среднем. Европейские конституционные суды выносят в год от 200 до нескольких тысяч решений. КС ФРГ, например, рассматривает 5,5 тыс. дел в год. Увеличение нагрузки, конечно, будет, но не настолько катастрофичное». По словам госпожи Хабриевой, в зарубежных конституционных судах «чаще всего работают по 12 судей».

Елена Рожкова, Кира Дюрягина, Мария Макутина

Как изменится Конституция России

“Ъ” сравнил действующую и предлагаемую версии Основного закона

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом “О Конституционном суде Российской Федерации” 1994 г. с изменениями 2001 г.
Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда – 70 лет.
Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.
Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
    • разрешает споры о компетенции между:
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;
    • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    • по запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции;
    • по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента;
    • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Читайте также:  Вопрос по купле продаже земельного участка

Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.
Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.
Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется “Судебная власть”, прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом “О Прокуратуре Российской Федерации” 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Контрольные вопросы

  1. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?
  2. Какими полномочиями обладает Президент РФ в области охраны правопорядка?
  3. Каковы полномочия Федерального Собрания в сфере охраны правопорядка?
  4. Какими полномочиями наделено правительство РФ в сфере охраны правопорядка?
  5. Посредством чего осуществляется судебная власть в РФ?
  6. Назовите принципы судопроизводства в РФ.
  7. Что в соответствии с Конституцией РФ относится к федеральным судам?
  8. Что относится к судам субъектов Федерации?
  9. На какие три группы делится система федеральных судов?
  10. Назовите три уровня, на которые делится система арбитражных судов.
  11. Каковы полномочия мировых судей?
  12. Какие требования предъявляет Российское законодательство к членам Верховного и Высшего Арбитражного судов?
  13. Что представляют собой административные суды?
  14. Каков порядок формирования Конституционного Суда РФ?
  15. В каких направления осуществляется деятельность Конституционного Суда РФ?
  16. Какие виды решений принимает Конституционный Суд РФ?
  17. Какой юридической силой обладают решения Конституционного Суда РФ?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

Читайте также:  Юридический анализ состава преступления

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие – не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. Обстоятельства, установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

Новое в блогах

Зачем нам такой Конституционный суд?

К основному и главному достоинству Конституционного суда (КС) следует отнести его полную независимость и от власти, и от бизнеса и от др. внешних воздействий, что также характеризует его объективность. Трудно представить, чтобы кто-то как-то мог повлиять на всех 19 (как в России) судей такого суда. Другой его особенностью является то, что рассматриваемое им соответствие прав Человека и др. явлений и событий в обществе Конституции касается не только конкретной личности, но и всех граждан, что также вызывает к нему доверие (в отличие от судов общей юрисдикции, где необъективность, незнание законодательства, внешние влияния, взятки являются нормой).

Но когда деятельность КС может быть востребована и результативна? Это возможно тогда и только тогда, когда такой суд будет доступен каждому члену общества и каждому гражданину, отдельному Человеку, как это имеет место в развитых странах, например, в России.

В чём здесь главный вопрос, в чём суть деятельности Конституционного суда?

Суть в том насколько в его работе отражаются реальные процессы в обществе, как суд учитывает опыт и практику применения законов! Кому не известна аксиома: каждое образование, система, структура может нормально существовать и развиваться только при наличии обратной связи! Совершенно бесполезно проверять соответствие Конституции законодательного акта, сидя за столом и читая и анализируя его текст. На бессмысленность и безрезультатность таких деяний указывали все известные в мире люди: К. Маркс, А. Пушкин, И. Павлов, П. Машеров и многие др. Только опыт, только практические результаты, только реально происходящие явления и события могут выявить несоответствие нормы конкретного законодательного акта Конституции и, как результат, устранить ограничение прав граждан! Ведь авторы законодательного акта и депутаты все свои усилия, весь свой интеллект полностью выкладывают с целью достижения его наивысшего совершенства; они изучают опыт других стран и т.д., но никто из них преднамеренно и заблаговременно не вносит в закон негативные положения. Однозначно здесь дело в том, что несовершенство, просчёты законодательного акта можно выявить только по результатам его применения, но никак ни за столом в кабинете, в отрыве от действительности, от реально происходящих событий и явлений.

Вот наглядный пример. Обнародование проекта закона о здравоохранении в России вызвало 300 (!) поправок, из которых было принято 109 (остальные 191 также существенные, но пока преждевременны). Вот яркий пример того, что и авторы законопроекта и депутаты – это слепые котята, ибо они оторваны от жизни и не знают её. Это ясно подтверждает изложенное выше утверждение, что без практики, без опыта, без учёта мнения народа невозможно устранять просчёты в законодательстве и повышать уровень демократии.

Вот ещё один очень показательный в этом плане пример. В России студентка – просто уму непостижимо, какой ужас, какая наглость, студентка! – отстояла в КС право граждан на неизменяемую процентную ставку на весь срок действия депозитного договора с банком. До этого случая на протяжении десятилетий миллионы граждан, кстати, как и все законодатели(!), как-то ,,не замечали“ такого провала в законе и ограничения прав граждан, а вот ещё даже не закончив учёбу и ни дня не работая студентка вдруг сообразила.

И ещё один пример полезности общения с народом. Директор автозавода предал гласности свой рабочий телефон. Как он потом рассказывал, сразу же началось столько звонков работников, что нельзя было отойти от телефона; спустя какое-то время, число звонков стало снижаться, остановившись на 2-3звонках в неделю.

СМИ постоянно сообщают о таких фактах защиты прав граждан России и других стран. Почему-то КС России справляется с 145 миллионами своих граждан, а наш страшиться всего-то 9,5 миллионов белорусов, отгораживаясь от них стеной!

Читайте также:  Льготы работающим инвалидам 3 группы

Много подобных примеров можно привести и из опыта функционирования гражданского общества ряда других стран. Опыт развитых стран однозначно указывает на необходимость и полезность для народа и его граждан прямого КС.

Сегодня между каждым нашим гражданином и КС существует непреодолимая пропасть. Намедни председатель КС предложил ввести уполномоченных по правам человека, которые-де и будут от имени граждан обращаться в КС для защиты их прав, т. е. вместо существующей пропасти ещё больше усилить между мною и судом надёжный непреодолимый бюрократический барьер, но только не позволить самому человеку защищать свои права. На словах мы везде провозглашаем о наивысшей образованности наших граждан, куда там иным странам до нас, а на деле откровенно и необоснованно пренебрегаем их правами, честью, достоинством.

В нынешней ситуации Конституционный суд у нас бесполезен и не нужен.

Самое первое решение КС должно было быть (или должно быть сейчас) так это обеспечение прямого доступа к нему каждого гражданина.

Далее необходимо обеспечить также наше право на обращение в Европейский суд по правам человека, что уже имеют наши братья граждане России, Украины и др. стран.

Являюсь инвалидом 1-й гр. (им я стал, имея за плечами 53 года трудового стажа). Меня ограничивают во всех правах, так как я не могу двигаться и ходить по инстанциям и защищать их. Куда не обращаюсь, все отвечают издевательскими отписками. Ни один – ни один! – чиновник не стал даже слушать, куда уж предпринимать какие-либо действия и оказать мне помощь. Жалуешься на конкретного госслужащего – ответ, непременно! получаешь от него же; таков у нас железный порядок! Здесь дело в том что, как оказалось, только сам чиновник может обстоятельно, всесторонне правильно и обоснованно отписать (а зачем ему что-то делать!) на жалобу в его адрес; его же начальники с этим не справятся!

Три года возьми ушло у меня на перевод часть своей пенсии на Россию, что выгодно не только мне, но и нашему пенсионному фонду.

Не могу нанять адвоката, они отказывают в услугах мне под любыми предлогами.

Меня безосновательно просто так лишили белорусского гражданства, объявив иностранцем – кстати, россиянином! – и по этой причине ограничив во всех правах.

Могу привести и ряд других фактов ограничения меня в правах, а более конкретно – в издевательствах надо мной, инвалидом. Всё свои бюрократические действия чиновники объясняют, ссылаясь на законодательства, тексты (!) которых нашим таким бесполезным, а то и вредным, Конституционным судом уже признаны соответствующими Конституции.

Так что такой недоступный людям «закрытый» Конституционный суд просто бесполезен и нам он не нужен!

Как Конституционный суд объяснил законность поправок в Конституцию

В понедельник Конституционный суд признал законными поправки в Конституцию. Об этом говорится в решении суда.

Суд постановил, что «порядок вступления в силу ст. 1 закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» соответствует Конституции Российской Федерации».

«Настоящее заключение незамедлительно направляется президенту Российской Федерации. Настоящее заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами», — говорится в документе.

РБК изучил мотивировочную часть решения КС по ключевым изменениям Основного закона.

Президентские сроки и «обнуление»

Решение вопроса о предельном числе сроков полномочий президента обусловлено балансом конституционных ценностей. Баланс ищет конституционный законодатель, в том числе с учетом конкретно-исторических факторов, включая риски и вызовы.

Вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность президента, может быть решен по-разному. В том числе и так, как в «законе о поправке». В главах 1, 2 и 9 Конституции не имеется положений, которые могли бы опровергнуть возможность реализации предлагаемых поправок. Базовые конституционные характеристики государства от этого пострадать не должны.

Решение о том, что соответствующие ограничения для сроков президента не предусматриваются, должно в любом случае сопровождаться другими институциональными гарантиями. К таковым относятся прежде всего развитый парламентаризм, реальная многопартийность, наличие политической конкуренции, эффективная модель разделения властей, снабженная системой сдержек и противовесов, а также обеспечение прав и свобод независимым правосудием, включая деятельность Конституционного суда.

Поскольку изменения в Конституции должны быть поддержаны голосованием россиян, возможность занимать должность президента больше двух сроков подряд возникнет только при поддержке народа. Это придает решению дополнительную конституционную легитимность. И в любом случае глава государства при избрании на новый срок должен будет получить поддержку граждан на конкурентных выборах.

Путин не Ельцин

В последний раз КС формулировал свое мнение по похожему вопросу в ноябре 1998 года. Тогда группа депутатов Госдумы просила суд разъяснить, должен ли засчитываться первый президентский срок Бориса Ельцина и сможет ли он баллотироваться снова на выборах в 2000 году. Впервые Ельцин был избран в 1991 году по старой Конституции РСФСР, которая прекратила свое действие в 1993 году с принятием ныне действующего Основного закона. КС тогда признал текущий срок президента Бориса Ельцина вторым, таким образом запретив ему баллотироваться в 2000 году. Судьи сослались, в частности, на то, что новая Конституция не прерывала первый срок Бориса Ельцина, а на выборах в 1996 году россияне и сам президент исходили из того, что он избирается на второй срок подряд.

Сейчас КС, в свою очередь, постановил, что определение 1998 года про «сроки Ельцина» к рассматриваемой проблеме отношения фактически не имеет. Тогда статья 81 не менялась и ситуация оценивалась с точки зрения четко установленного ограничения, сочли судьи. На основы конституционного строя Конституционный суд в 1998 году не опирался — опирался только на очевидные и бесспорные факты, следует из решения КС.

Общероссийское голосование, предусмотренное законом о поправке, имеет особую юридическую природу. Оно прямо не предусмотрено действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки, но может быть использовано в целях конституционной легитимации решения конституционного законодателя.

Включение в текст Конституции указания «на веру в Бога, переданную народу России предками», не означает отказа от провозглашенного светского характера Российского государства и от свободы совести, так как не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в России и не ставит россиян в неравное положение в зависимости от наличия такой веры.

Ни из Конституции России, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды и признания союзов лиц одного пола. Данное положение (о браке как о «равноправном союзе мужчины и женщины») не может рассматриваться как носящее дискриминационный и конституционно недопустимый характер, а призвано отразить сформированные социальные нормы, имманентной целью которых является сохранение и развитие человеческого рода.

Новые положения о запрете на отчуждение части российской территории, об исторически сложившемся государственном единстве страны, о почитании памяти защитников Отечества, о защите исторической правды, о русском языке как языке государствообразующего народа носят неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер. Они не могут расцениваться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию.

Как переписали Конституцию

О необходимости внести поправки в Основной закон президент Владимир Путин заявил в послании Федеральному собранию 15 января. Госдума одобрила законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» 11 марта, в тот же день его принял Совет Федерации. К 13 марта законодательные органы всех 85 регионов России поддержали закон о поправках, а 14 марта его подписал президент Путин. В тот же день закон поступил в Конституционный суд.

Как сообщала пресс-служба КС, обсуждение поправок и вынесение решения в Конституционном суде не должно быть публичным, поскольку не предполагает сторон-участниц, которым необходима гласность и состязательность.

На 22 апреля запланировано всенародное голосование по поправкам в Конституцию, после которого они должны вступить в силу. Этот день власти решили объявить выходным.

Ранее группа ученых, юристов и литераторов подписала коллективное обращение против предложенных изменений Конституции, в письме также было обращение к судьям Конституционного суда. «Мы считаем, что над нашей страной нависла угроза глубокого конституционного кризиса», — гласил текст обращения. По мнению подписавших обращение, среди которых 18 академиков и членов-корреспондентов РАН, такое развитие событий «подрывает возможность эволюционного развития нашей страны» на принципах народовластия и свободы. По состоянию на утро 16 марта под письмом было 357 подписей.

Закон о поправках состоит из двух частей: кроме самих поправок к главам 3–8 Конституции в нем описан порядок их принятия. Поправки вступают в силу после всенародного голосования, а порядок их принятия — после официальной публикации закона.

Добавить комментарий