Ценовое регулирование предпринимательской деятельности

Тема 14. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

14.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф – цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.) и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т.д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в Перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способом прямого регулирования ценообразования является установление:

– фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

– предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);

– базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

– предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

– предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

– гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Глава 22. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности

План главы

1. Понятие и виды цен.

2. Правовые основы государственного регулирования цен.

3. Способы государственного регулирования цен.

4. Система государственных органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования.

Понятие и виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

В отсутствие в РФ единого закона о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде международных договоров и нормативных правовых актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике [578] приводится следующее определение: цены (тарифы) — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

Согласно Соглашению ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), тариф на услуги железнодорожного транспорта — денежное выражение стоимости услуг железнодорожного транспорта.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Цены могут классифицироваться по различным основаниям.

1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.

Порядок определения рыночных цен может устанавливаться законодательством РФ. Так, в целях налогообложения НК РФ (ст. 105 3 ) признает рыночными цены:

применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми;

применяемые в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105 4 НК РФ);

если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства;

если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

Соглашение о ценообразовании — соглашение между российской организацией — налогоплательщиком, отнесенным в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков и ФНС России, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105 3 НК РФ. Соглашению о ценообразовании для целей налогообложения посвящена глава 14 6 НК РФ.

Также, если в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения (п. 10 ст. 105 3 НК РФ).

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами.

Контроль применения свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Применение цены контролируются также в целях налогообложения по нормам НК РФ. В частности, налоговыми органами осуществляется контроль цен, примененных в контролируемых сделках. Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки. По результатам контроля, в случае выявления занижения сумм налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями и др.), налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5, 4 ст. 105 3 НК РФ). Налогоплательщик также вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов.

3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.

4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).

5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).

6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных Международной торговой палатой.

В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием «цена» употребляется термин «тариф» (от фр. tarif — система ставок, по которым взимается плата за услуги). При этом можно встретить различные сочетания данных понятий. Как представляется, понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента товаров, работ, услуг. «Тариф» — термин специальный, сфера его применения — область работ и услуг.

В нормативных правовых актах используются и иные виды цен, в том числе тарифов.

Так, в сфере железнодорожного транспорта применяются исключительные тарифы. Согласно п. 8 Соглашения ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), с 1 января 2013 г. уполномоченные органы государств — членов ТС могут по согласованию с Евразийской экономической комиссией [579] устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме. Исключительные тарифы — тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемые посредством применения временного коэффициента к тарифам на указанные услуги или специальных ставок в соответствии с указанным Соглашением и законодательством каждого из государств — членов ТС. В приватизационном законодательстве используется понятие начальной цены. Категория начальной (максимальной) цены контракта используется при регулировании отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [580] . При торговле на биржах применяется термин стартовая цена. Положение о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже утверждено постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. № 208 [581] .

Читайте также:  Студенческий билет что он дает

Ценовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Цена (англ. price) – денежное выражение стоимости товара и его полезности. Методология формирования цены, методика и порядок их расчета, экономическое содержание функций цены во многом зависят от типа обслуживаемой ими экономики (плановая, смешанная, рыночная). Так, в условиях плановой экономики в основе цены была стоимость товара, которая определялась общественно необходимыми затратами труда на его создание, то есть подчеркивалась изменчивость величины стоимости, ее связь с динамикой общественной производительности труда. При этом непосредственной количественной основой определения цены выступали себестоимость продукции и нормативы рентабельности.

Содержание

1 Ценовое регулирование предпринимательской деятельности 3
1.1 Понятие и виды цен 3
1.2 Правовые основы государственного регулирования цен 6
1.3 Ответственность в сфере ценообразования 16
2 Практическое задание 19
Список использованной литературы 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

хозправо.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

«Ценовое регулирование предпринимательской деятельности»

Выполнил: Мухаметов Н.Р.

Проверила: Латыпова Г.С.

1 Ценовое регулирование предпринимательской деятельности 3

1.1 Понятие и виды цен 3

1.2 Правовые основы государственного регулирования цен 6

1.3 Ответственность в сфере ценообразования 16

2 Практическое задание 19

Список использованной литературы 23

1. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности.

1.1. Понятие и виды цен.

Цена (англ. price) – денежное выражение стоимости товара и его полезности. Методология формирования цены, методика и порядок их расчета, экономическое содержание функций цены во многом зависят от типа обслуживаемой ими экономики (плановая, смешанная, рыночная). Так, в условиях плановой экономики в основе цены была стоимость товара, которая определялась общественно необходимыми затратами труда на его создание, то есть подчеркивалась изменчивость величины стоимости, ее связь с динамикой общественной производительности труда. При этом непосредственной количественной основой определения цены выступали себестоимость продукции и нормативы рентабельности.

Потребительная стоимость в ценообразовании учитывалась при установлении единых цен на однородную продукцию или взаимозаменяемые виды продукции, удовлетворяющие одну и ту же общественную потребность независимо от различий в индивидуальных условиях ее производства и колебания издержек по предприятиям. Формирование цены с учетом потребительной стоимости обеспечивалось также путем широкого использования нормативно- параметрических методов ценообразования. Цены и тарифы на продукцию и услуги производственно-технического назначения строились на основе определенного планом пропорций распределения общественного труда по отраслям производства, норм затрат труда и других производственных ресурсов на изготовление продуктов, распределения произведенного общественного продукта на фонд потребления и фонд накопления. Плановые цены в бывшем СССР имели нормативный характер, являлись обязательными для всех звеньев народного хозяйства.

В рыночной экономике формирование цены происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения. При этом сталкиваются противоположные экономические интересы покупателей и продавцов, поскольку первые стремятся к минимизации цены вторые – к ее максимизации. Именно это противоречие, обнаруживаемое в любой конкретной сделке в форме противопоставления цен покупателя (цена спроса) и цена продавца (цена предложения), лежит в основе закономерностей свободного рыночного ценообразования. Соотношение спроса и предложения постоянно меняется в условиях конкуренции и воздействует на уровень цен. По мере развития рыночных отношений функция сбалансирования цен спроса и предложения будет усиливаться, и играть доминирующую роль при формировании цен на товары. В условиях планового ценообразования возможность выполнения цен функции сбалансированности спроса и предложения была ограничена, поскольку сбалансированность продукции и услуг производственно-технического назначения регулировалась планами производства и материально-технического снабжения.

Сбалансированность рынка товаров народного потребления в решающей мере определялась планами производства этих товаров, политикой заработной платы и задачами рационального потребления, развитием общественных фондов потребления. Спрос лишь частично регулировался через установление более высоких цен на особо модные изделия и изделия, пользующиеся повышенным спросом населения, и пониженных цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонных цен, уценку товаров.

Экономическое содержание цены раскрывается и в других ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная цена может отклоняться от издержек. Признание общественной значимости затрат происходит на рынке в результате столкновения интересов производителя и покупателя товара. Окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел получить производитель продукции.

В условиях планового ценообразования учетно-стоимостная функция цены постепенно трансформировалась в нормативную, при которой цена выступала в хозяйственном механизме как стабильный общественный норматив затрат на получение о предельных результатов производства.

Стимулирующая функция цены проявляется в повышении эффективности использования ограниченных материальных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции и услуг и т.п. Стимулирование обеспечивается путем установления повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.

Распределительная функция цены выражается в различных вариантах распределения получаемых субъектами рынка доходов. Так, высокие розничные цены на предметы роскоши, престижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения. В условиях рыночного хозяйства с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Этот перетек капиталов, осуществляется под воздействием законов конкуренции и спроса.

Все функции цен взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансированности спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на те или иные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансированности спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. Для предотвращения и смягчения негативных последствий чисто рыночного ценообразования (общеэкономических и социальных) применяется государственное регулирование как с помощью антимонопольного законодательства, так и путем прямого (установление определенных правил ценообразования) или косвенного (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение и так далее) воздействия государства на уровень цен. Цель государственного регулирования состоит в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита товаров, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является обеспечение определенных социальных результатов: прожиточного минимума, приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
.
1.2 ВИДЫ ЦЕН

Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров.

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов хозяйственного рыночного механизма.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам.

Биржевая цена также считается оптовой. Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).

Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия- поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные. рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно. Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.)

Читайте также:  Начальник отдела кадров должностные обязанности

Скользящие цены, устанавливаются обычно на товары , с длительным сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда.
При подписании договора. В этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая, в качестве базы для расчетов оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.

Налоговое и ценовое регулирование предпринимательства

– Налоги как инструмент государственного регулирования. – Налоги как инструмент государственного регулирования. Регулирующая деятельность государства в области налогообложения. Основные понятия, свойственные налоговой системе. Теоретические основы государственной налоговой политики. Цены как объекты управления и экономические регуляторы. Особенности и механизмы ценообразования.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Налоговый кодекс РФ (далее-НК), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Это означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других

– Регулирующая деятельность государства в области налогообложения. –

– Основные понятия, свойственные налоговой системе. –

– Теоретические основы государственной налоговой политики. – Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.(Бюджетное послание Президента Медведева на 2010-2012г.)

Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать – умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут- при прочих равных условиях – к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2009-2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

во-первых, в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

– Цены как объекты управления и экономические регуляторы. – Виды цен:

1. Рыночная цена – цена, которая сложилась на рынке под влиянием спроса и предложения без каких-либо внешних воздействий, препятствий и ограничений.

2. Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер

– Особенности и механизмы ценообразования. – Государственное регулирование в области ценообразования относится к экономическим формам государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Вместе с тем в данной сфере регулирования имеют место и некоторые организационные элементы, несмотря на то что государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования.

Государственное регулирование цен (тарифов) в условиях рыночной экономики может осуществляться в следующих основных формах:

путем непосредственного и точного установления цен (тарифов) компетентными государственными органами в строго определенных законом случаях;

путем определения предельного уровня (коэффициента, индекса) цен (тарифов);

установлением порядка (правил) ценообразования в определенной сфере.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Однако единый закон, посвященный основам ценовой политики, отсутствует до сих пор.

В настоящее время органами исполнительной власти обеспечивается установление, определение цен либо тарифов и осуществление контроля за их соблюдением в следующих отраслях: электроэнергетике; газовой отрасли; сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; на железнодорожном транспорте; сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов; сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи.

Кроме того, осуществляется регулирование в отношении продукции: ядерно-топливного цикла; оборонного назначения; алкогольной продукции и этилового спирта; лекарственных средств.

Как государство регулирует предпринимательскую деятельность

Каждый, кто имеет собственный бизнес, рано или поздно сталкивается с государственным регулированием. Скучные бюрократические процедуры, налоги, бесконечные отчёты перед санитарно-эпидемическими станциями, ограничения и запреты — все эти вещи знакомы любому предпринимателю, и у многих они вызывают плохо скрываемое раздражение. Однако большая часть подобных регуляций действительно имеет смысл, поскольку служит как защите прав потребителей, так и защите самих предпринимателей от хаотичной и давящей конкуренции.

Что такое государственное регулирование

Термин «государственное регулирование» по-прежнему непонятен многим, но на самом деле всё довольно просто — под регулированием в экономике подразумевают деятельность государственных органов, через которую осуществляется политика страны в сфере предпринимательства.

Эта деятельность преследует несколько очень важных целей, которые нужны для нормального функционирования экономики и социальных отношений:

    охрана окружающей среды. Для этого и принимаются разнообразные международные договоры вроде Парижского соглашения, которое обязывает государства, его подписавшие, ограничить выброс углекислого газа в атмосферу, осуществляемый промышленными предприятиями. Различные государственные инициативы по ограничению производства экологически опасных товаров (вроде полиэтиленовых пакетов) тоже относятся к этому пункту. Само собой, подобные регуляции затрагивают лишь крупные предприятия, деятельность которых может противоречить принятым в стране экологическим стандартам. Мелким предпринимателям можно не беспокоиться;

Больше всего от регуляций страдают крупные предприятия, располагающие собственными заводами

Государство должно обеспечивать стабильную экономическую ситуацию, контролируя различные экономические процессы

При правильной государственной политике в сфере труда и занятости уровень безработицы не должен расти

Поддержание достойного уровня конкуренции в бизнес-среде способно оказывать существенное влияние на качество предлагаемых ими на рынке товаров, работ, услуг

Регулирование предпринимательской деятельности с помощью права

Основным правовым источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция РФ. Именно в ней сосредоточены базовые принципы, основополагающие идеи законодателя о том, как должен вестись бизнес в нашей стране, насколько предприниматели свободны в реализации своих прав, как глубоко возможно осуществление государственного регулирования в той или иной сфере частной коммерции.

Конституция Российской Федерации содержит основополагающие принципы функционирования российской экономики

Правила, касающиеся непосредственного создания субъектов предпринимательства, их признания на территории России, порядка их функционирования, устанавливаются Гражданским кодексом РФ и специальными федеральными законами (к примеру, Об обществах с ограниченной ответственностью, Об акционерных обществах, О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.).

Взаимодействие бизнесменов с гражданами регулируется Законом о защите прав потребителей, а с налоговыми и иными государственными органами — Налоговым кодексом РФ, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и некоторыми другими. Права и обязанности работодателей и работников прописаны в Трудовом кодексе РФ.

Существуют законы, которые регулируют статус определённого сектора рынка, и лучшим примером здесь был бы закон «О рынке ценных бумаг». Немаловажными являются и акты, направленные на регулирование отдельных видов предпринимательства, такие как законы «О рекламе» и «О связи». Можно отметить и те законы, определяющие правовое положение субъектов, занимающихся какой-то конкретной формой предпринимательства, к которым относится, например, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». И, наконец, акты, которые устанавливают требования к предпринимательской деятельности. Таким является, например, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Свою роль играют и подзаконные акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства, иногда акты министерств и ведомств. Само собой, они не должны противоречить ни Конституции, ни федеральным законам.

Многие из подзаконных актов имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательской деятельности

Все эти (и многие другие) нормативные акты — это своеобразные «правила игры», которые нужны для сохранения честности, прозрачности и эффективности любой индивидуальной экономической деятельности.

Таким образом, предпринимательская деятельность имеет особенное регулирование, поскольку во всех нормативных актах, связанных с ней, для неё устанавливаются нормы, несколько отличающиеся от общих норм законодательства.

Принципы правового регулирования

Принципы являются основой взаимодействия бизнесменов как друг с другом, так и с государством. Чтобы было понятней, следует перечислить их более подробно. Это принципы:

  • законности, предполагающий осуществление деятельности как субъектами бизнеса, так и контролирующими органами строго в рамках законодательства;
  • равенства всех перед законом и судом — в рамках судопроизводства и частные бизнесмены, и представители власти пользуются равными правами по защите своих прав, а также несут равные обязанности;
  • свободы предпринимательства, гарантируемый статьями 8 и 34 Конституции РФ;
  • многообразия форм собственности, о котором можно подробнее почитать во втором пункте все той же восьмой статьи Конституции. Государство не может устанавливать привилегии и ограничения для предпринимателей, использующих имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Неважно, чьей именно — частного владельца, муниципалитета или же государства;
  • единого экономического пространства (первый пункт статьи 8 Конституции РФ);
  • сохранения честной конкуренции, а также недопущения монополизации или недобросовестности. Обеспечивается теми же статьями Конституции, что и второй пункт;
  • баланса между частными и государственно-общественными интересами;
  • свободы договора.
Читайте также:  Можно ли поменять водительское удостоверение в мфц

Методы как способ реализации государственной воли

Предпринимательское право рассматривает и горизонтальные, и вертикальные виды отношений (отношения равенства и отношения подчинения соответственно), а потому нуждается как в императивных, так и в диспозитивных методах. Первые заключаются в наделении одних субъектов полномочиями, а других — обязанностями. Вторые же подразумевают полное равенство и в правах, и в обязанностях.

Самыми действенными методами здесь выступают метод согласования и метод обязательных предписаний. Иногда для регулирования предпринимательских отношений используют метод рекомендаций и метод запретов. Лучшим примером второго случая является Закон РФ «Об охране окружающей среды», который запрещает предприятиям ряд действий, наносящих вред окружающей среде.

Более упрощённая схема разделения методов госрегулирования предпринимательства

Проблемы правового вмешательства

Главной проблемой правового и государственного регулирования является излишняя бюрократизированность, которая препятствует массовому вовлечению населения в деловую активность.

Исторически так сложилось, что экономического успеха добивались именно государства с развитой системой рыночных отношений, которые сводили все виды регуляций (государственных и правовых) к необходимому минимуму, давая предпринимателям почти неограниченную свободу. К таким странам относятся Великобритания, США, Сингапур, Япония и Южная Корея. Экономические реалии и исторический опыт упрямо говорят нам о том, что усиление регуляций неизбежно приводит к массовой коррупции, застою, снижению экономической активности населения, а в особо запущенных случаях и к товарному дефициту (как это уже было в истории нашей страны).

Все развитые страны некогда прошли через период рыночных реформ, во время которых давление государства на предпринимателей становилось минимальным. В России с этим все не так хорошо, как хотелось бы: по данным глобального мониторинга предпринимательства, собранным за последние несколько лет, собственным делом заняты лишь около 5% россиян. Этот чудовищно мизерный показатель — прямое следствие 70 лет социализма и традиционно высокой зарегулированности экономических отношений в стране.

Рыночные реформы 90-х были необходимы для построения капиталистической экономики, но их побочным эффектом оказалось падение ВВП и массовое обнищание населения

Налогообложение бизнеса

Налоги, часто осложняющие жизнь предпринимателей, уходят на финансирование науки, искусства и бесплатной медицины, но их целесообразность — это по-прежнему дискуссионный вопрос, над которым ломают голову политики, юристы и экономисты.

Именно налоговую инспекцию предприниматели, как правило, не любят больше всего

Каждый в этой жизни так или иначе сталкивался с налогами. В предпринимательском праве всё, что связано с ними, называется налоговым регулированием предпринимательской деятельности. Суть его заключается в установлении правил налогообложения бизнеса, надзор за соблюдением этих правил через государственные органы и, само собой, ответственность за их нарушение. Налоговое регулирование можно разделить на этапы:

  1. Процесс создания правил налогообложения.
  2. Применение установленных правил бизнесменами (как субъектами предпринимательской деятельности) и компетентными государственными органами (к примеру, налоговой инспекцией). Применение установленных правил включает в себя появление определённых налоговых обязательств, признание их предпринимателями, а также их исполнение.
  3. Контроль государственными органами применения правил налогообложения. Этот контроль может быть как текущим, так и последующим. В первом случае государственные органы фиксируют возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств предпринимателей. Второй случай является комплексом действий, направленным на признание государством налоговых обязательств предпринимателя.
  4. Привлечение к ответственности субъектов налоговых правоотношений. Кое-где эта ответственность носит очень весомый характер — в Скандинавии и США, к примеру, уклонение от налогов является одним из самых тяжких правонарушений.

Каким образом государство собирает налоги

Основные средства, которые нужны государству для этой цели — непосредственное налогообложение и контроль его правильности. Этих двух простых элементов достаточно для того, чтобы обеспечить эффективный сбор налогов с предпринимателей. Самым интересным в налоговом регулировании является то, что оно определяется законодательно в качестве единого и неизменного для всех свода правил. А вот контроль правильности налогообложения уже лежит на органах исполнительной власти, и особенности этого контроля часто зависят от регионального законодательства.

Принципы работы налоговой системы прописаны в Налоговом кодексе страны. Там же определены все права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, включая ответственность за неуплату налогов, и процедура контроля правильности налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации — лучшее пособие для успешных споров с работниками налоговой службы

Саморегулирование в предпринимательском праве

Саморегулирование — это самостоятельная инициативная деятельность предпринимателей, направленная на разработку стандартов и правил в той сфере бизнеса, которой они занимаются, а также на контроль за соблюдением этих самых правил и стандартов. Иными словами, саморегулирующиеся предприятия берут на себя часть функций компетентных государственных органов.

1 декабря 2007 в России был принят Закон «О саморегулируемых организациях». Его введение в действие положило начало всестороннему реформированию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В некоторых сферах предпринимательства произошёл прогрессивный сдвиг от такого привычного способа регулирования, как лицензирование, в сторону саморегулирования.

Этот закон был принят как раз тогда, когда в России уже сложились традиции пресловутого саморегулирования, а многие субъекты рынка уже были объединены в профессиональные сообщества, которые не нуждались в регуляционных «пинках» со стороны государства. Столь либеральные подвижки в законодательстве несколько облегчили жизнь предпринимателей, но не ликвидировали те проблемы, с которыми часто сталкиваются начинающие бизнесмены — чрезмерная зарегулированность, непроходимая бюрократия и коррупция. И тем не менее это был большой шаг вперёд.

Таким образом, нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, довольно много, как и всех прочих юридических тонкостей, что очень часто отталкивает незадачливых молодых предпринимателей, рассчитывающих на лёгкую и быструю прибыль. Многие из этих актов напрямую затрагивают интересы бизнесменов, запрещая им те или иные действия, что не лучшим образом сказывается на частной инициативе. Последние 50 лет истории прекрасно показали, что за частной инициативой — будущее, и не стоит убивать её чрезмерной бюрократией, многочисленными предписаниями и многостраничными правовыми актами, сильно усложняющими и без того нелёгкую жизнь предпринимателей.

Ценовое регулирование предпринимательской деятельности : Теоретико-правовой аспект

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История ценового регулирования хозяйственной
(предпринимательской) деятельности
1. Основы государственной ценовой политики
в России во второй половине XIX – начале XX века
2. Ценовое регулирование на разных этапах развития социалистического хозяйственного строительства
3. Ценовая политика государства с 1991 года
(либерализация цен)
Глава 2. Теоретические основы ценового регулирования
1. Методология определения понятия цены
2. Теоретические и правовые проблемы классификации цен
3. Теории ценового регулирования
4. Цели государственного регулирования цен
5. Принципы государственного ценового регулирования
6. Метод правового регулирования деятельности
по воздействию на цены
7. Правоотношения, складывающиеся в сфере ценнового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 3. Источники правового регулирования цен
1. Состав источников и проблемы их изучения
2. Законодательные основы ценового регулирования
3. Подзаконные нормативные правовые акты и
их место в системе ценового регулирования
4. Проблемы регионального ценового регулирования
5. Место локальных актов в системе источников
ценового регулирвоания
Глава 4. Механизм государственного регулирования цен
1. Исходные положения государственного регулирования цен
2. Система государственных органов регулирования цен
3. Методы и формы ценового регулирования
4. Прямое (директивное) ценовое регулирование
5. Косвенное (экономическое) регулирование
6. Ответственность за нарушение требований
законодательства о ценовом регулировании
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Переход России к рыночным условиям хозяйствования существенно преобразовал хозяйственный оборот и потребовал разработки принципиально нового, адекватного экономическим потребностям механизма правового регулирования. Кардинальные изменения произошли во всех сферах общественных отношений. Затронули они и государственную ценовую политику. В условиях административно-плановой экономики практически все цены регулировались государством. Цена рассматривалась в качестве одного из инструментов планового директивного воздействия на ведение хозяйства.
В новых условиях роль цен коренным образом изменилась. Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. «О либерализации цен» заложил правовую основу перехода к свободному ценообразованию с сохранением государственного ценового регулирования лишь на отдельные виды товаров (работ, услуг). Современное законодательство о ценах построено именно на таком рыночном подходе к регулированию цен.
Вместе с тем, правовое регулирование складывающихся отношений проводится без должного научного познания применяемых категорий и институтов. Ранее ученые достаточно часто обращались в монографической и учебной литературе к изучению вопросов, связанных с ценообразованием и ценовым регулированием. В современный период цена изучается как условие договора1. Проблема государственного регулирования цен не ложилась пока в основу теоретических научных исследований ученых юристов. Следствием этого является то обстоятельство, что не выработаны концептуальные подходы к ценовому регулированию, не разработан понятийный аппарат, не решен ряд иных теоретических проблем, существующих в данной сфере правового ре-
1 См., например: Виниченко С. И. Цена как условие гражданско-правового (предпринимательского) договора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург. 1999.

гулирования. Перечисленные факторы во многом определяют актуальность темы.
Кроме того, несмотря на то, что Конституция РФ относит основы ценовой политики к ведению Российской Федерации, до сих пор не принят Федеральный закон о ценах. В существующих законопроектах воплощены сильно различающиеся представления о содержании данного акта и о тех принципиальных положениях, на которых должно основываться ценовое регулирование. Данный факт еще раз подтверждает необходимость проведения комплексного теоретического исследования.
Предмет исследования. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе ценового регулирования предпринимательской деятельности. В работе исследуется само понятие цен с позиций содержания, классификации. Изучается механизм государственного регулирования цен, начиная от различных теорий регулирования, и до анализа отдельных видов и способов воздействия на ценообразование.
Цель исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного теоретического и эмпирического изучения правовых норм разработать адекватный рыночным условиям хозяйствования правовой режим государственного ценового регулирования.
Эта цель реализована посредством решения следующих задач:
1. Поиск и систематизация правовых норм, с помощью которых осуществляется ценовое регулирование; выявление пробелов, противоречий и выработка предложений, направленных на их преодоление.
2. Изучение работ ученых-правоведов, экономистов посвященных исследуемой проблематике.
3. Выявление, анализ и обоснование следующих основных понятий и аспектов ценового регулирования:
а) понятия цен и их классификации по различным основаниям;
б) целей и принципов государственного воздействия на цены, методов их правового регулирования;
в) способов ценового регулирования и механизма ответственности за нарушения в данной сфере.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные диалекти-

Таблица
Рост цен на продукцию отдельных отраслей 1990 =
Отрасль 1991 1992 1993 1
Топливная 2,23 76,3 1255
Электроэнергетика 1,97 54,3 766
Черная металлургия 2,10 66,9 609
Цветная металлургия 2,34 69,0 565
Нефтехимическая 2,03 60,8 490
Машиностроение 2,17 39,9 371
Резкое изменение цен повлекло за собой многие негативные процессы в экономике. Так, в условиях инфляции, балансовая стоимость основных производственных фондов стала резко отставать от их реальной рыночной стоимости. Это потребовало проведения переоценки стоимости основных фондов, правовая основа которой была заложена Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 5852. Переоценка основных фондов в связи с изменением цен стала с тех пор ежегодным явлением3.
Можно отметить, что многие западные эксперты, выступая за необходимость проведения реформы цен, отрицательно оценивали механизм ее осуществления. Некоторые из них обращали особое внимание на вероятные социальные негативные последствия и предлагали свои рецепты их минимизации. Так, Эберхард Шнайдер, доктор Федерального института по исследованию стран Восточной Европы и международных проблем (ФРГ) писал, что «освобождение цен приведет к их стремительному росту, что, впрочем, естественно. Продукты и товары появятся, но их будет все равно немного. Конечно, возрастет социальная напряженность. Та часть населения, которая уже сейчас находится за чертой прожиточного минимума, окажется просто в нищете. Необходи-

Социально-экономическое положение России. Официальное издание Госкомстата РФ. М., 1995. с. 85.
2 САПП РФ. 1992. N9 8. ст.

См., например, Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. САПП РФ. 1993. № 48, ст. 4662.

Добавить комментарий