Что такое контракт жизненного цикла

Когда и как заключать контракт жизненного цикла

Скачать бланк госконтракта жизненного цикла на ремонт автодороги
Скачать образец госконтракта жизненного цикла 2020 года на ремонт автодороги

Последние изменения

На сайте проектов нормативных актов Минтранс и Минфин опубликовали 2 Постановления, которые изменяют Постановление Правительства № 1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ). Собрали эти изменения в таблицу.

Добавят новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по таким кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.

Изменят пп. «а» п. 1 ПП 1087. Дополнят перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешат подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сейчас контракт по этому пункту заключают только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью, — защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

Когда разработали проектЧто меняетсяСкачать
18.11.2019Скачать проект Постановления о госконтракте жизненного цикла в закупках медтехники
30.09.2019Скачать проект Постановления о новых основаниях заключения госконтрактов жизненного цикла в области дорожного хозяйства

Как регулируется

Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013, где определены случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

А с 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке, с учетом процедур и ограничений, прописанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 Постановления Правительства № 963 от 20.09.2014.
  2. В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые прописаны в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения прописаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. «под ключ», в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов Постановлением Правительства № 563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение Правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия. Они прописаны в ч. 4 ПП № 563.

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№ 0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 прописан срок выполнения каждого этапа работ.

Контракт жизненного цикла (44-ФЗ)

КЖЦ: разработка проектов, процедура заключения, применение 44-фз, сферы

Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) – относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ – в сегодняшнем материале.

Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла

В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.

Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.

Сущность КЖЦ у нас в России

Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году – благодаря № 44-ФЗ: КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.

Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства

Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.

Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.

Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.

Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.

Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.

В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания – подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).

Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас, в том числе в целях подготовки контракта жизненного цикла, его анализа, оспаривания и/или расторжения.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес info@vitvet.com .

Алена Полякова, юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Иные наши полезные и интересные материалы:

Контракты жизненного цикла на медицинское оборудование (КЖЦ): что это и зачем?

С недавнего времени в российской системе государственных закупок медицинского оборудование появилось новое понятие — контракты жизненного цикла (КЖЦ). Разбираемся что это и почему это важно.

О контрактах жизненного цикла говорили давно, ссылаясь на европейскую и американскую практику закупок оборудования. На встрече с общественностью в Светлогорске в конце 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил о расширении закупок медицинского оборудования в рамках контрактов жизненного цикла. Также он поручил кабинету министров до 1 апреля 2020 года представить предложение о включение закупок медицинских изделий в перечень случаев обязательного заключения контрактов жизненного цикла. Москва уже провела несколько аукционов на закупки тяжелого оборудования и предложила в 2020 году регионам присоединиться. Экономия на КЖЦ впечатляет.

Контракты жизненного цикла можно назвать следующим этапом развития бюджетных закупок. Первая волна масштабных закупок пришлась на 2011-2018 годы, когда сначала прошла программа Модернизации здравоохранения, потом — комплексные оснащения ЛПУ для более доступного предоставления медицинской помощи населению. Тогда аукционы на закупки медицинского оборудования включали в себя исключительно стоимость самого оборудования, сформированную на основании нескольких коммерческих предложений, и максимум монтаж. Поломка медицинского оборудования, замена запасных частей, плановое обслуживание, обучение персонала становились для ЛПУ настоящим испытанием — нужно было найти сервисный центр, согласовать и провести закупку запасных частей или ремонт через сложную и медленную бюрократическую машину, дождаться сервисного специалиста… В итоге ЛПУ получали закономерный простой оборудования (в некоторых случаях по несколько месяцев!), который в свою очередь мешал пациентам получать качественную и доступную медицинскую помощь в полном объеме. На каждый этап заключался отдельный краткосрочный контракт — на поставку, обучение врачей, ремонт, техническое обслуживание, обновление программного обеспечения. В условиях современного планирования и финансовой эффективности этот механизм быстро стал неудобным и высокозатратным.

В 2019 году начало выходить из строя и списываться старое оборудование — УЗИ-аппараты, КТ, маммографы, ангиографы, МРТ — поставленные еще при модернизации. Оборудование отслужило свой полезный срок — жизненный цикл. Понадобилась новая, экономически выгодная и эффективная система закупки и управления материально-технической базой ЛПУ. И тогда появились контракты жизненного цикла — контракты, предусматривающие в своей стоимости все этапы «жизненного цикла» оборудования — от поставки системы до обновления ПО. Правительство Москвы уже разработало юридическую базу для КЖЦ согласно 223-ФЗ и финансовую модель.

Основные условия контрактов жизненного цикла (КЖЦ):

  • Срок договора: 10-13 лет (в зависимости от срока поставки)
  • Законодательство: 223-ФЗ (в отличие от 44-ФЗ позволяет более гибко подойти к вопросам рассрочки по оплате), 44-ФЗ с 23.01.2020 г (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №27 от 21.01.2020)
  • Обязанности исполнителя:
    • Произвести поставку и установку оборудования (только новейшие модели оборудования, зарегистрированные Производителем на территории РФ), обеспечить работоспособность оборудования;
    • Провести обучение врачей и технических специалистов Заказчика;
    • Обеспечить постоянное обновление ПО и программных компонентов;
    • Выплатить штрафы при ненадлежащем исполнении обязательств или неработоспособности оборудования более 9 дней в квартал;

При проведении конкурса также учитываются критерии выбора поставщика . Например, стоимость приобретения и сервиса 1 единицы оборудования оцениваются в 70% (вес критерия), наличие производства оборудования — 10%, опыт выполнения договоров КЖЦ (не менее 5 шт) — 10%, допустимый срок простоя оборудования в квартал — 3% и т.д. Разработанные критерии позволят выбрать не только производителя с наилучшими финансовыми условиями, но и с высоким качеством сервиса.

Преимущества контрактов жизненного цикла:

  • Оптимальная цена — например, при закупке 42 ангиографов экономия при заключении КЖЦ составила 2,6 млрд рублей (46% от НМЦК). При этом на конкурс вышло 3 участника — производители медицинского оборудования.
  • Обновление программного обеспечения на всем сроке жизни оборудования;
  • Обслуживание оборудования в течение 10-13 лет специалистами одной организации;
  • Постоянное обучение сотрудников;
  • Гарантия бесперебойной работы, закрепленная штрафными санкциями;
  • Исключение простоя оборудования;

Владимир Ефимов (заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений): Контракты жизненного цикла за счет долгосрочного характера сделки дают возможность получить наилучшее соотношение цены и качества приобретаемого оборудования и его обслуживания. Кроме того, они позволяют равномерно и прогнозируемо распределить расходы бюджета. Поставщикам КЖЦ дают долгосрочную загрузку мощностей и гарантируют доходы в течение всего срока действия контракта при условии достижения показателей работоспособности. На сегодняшний день объем заключенных Москвой контрактов жизненного цикла превысил 486 млрд рублей.

Напомним, что в 2019 году прошло несколько конкурсов в рамках КЖЦ на поставку медицинского оборудования: поставлено 257 единиц оборудования с экономией средств бюджета в 13,8 млрд рублей (42% от НМЦК). В 2020 году Москва предлагает регионам включиться в совместные закупки по КЖЦ. Это позволит стимулировать реальную конкуренцию между производителями, позволит значительно снизить начальную цену и минимизировать риски неисполнения контрактов.

Анастасия Ракова (заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития): Формат контрактов жизненного цикла позволяет нам иметь гарантию того, что техника будет регулярно обслуживаться — город платит только за работающее оборудование. Кроме того, впервые участие в торгах принимают только непосредственные производители, что позволяет серьезно снизить цену. На сегодняшний день прошли торги на 42 ангиографа, 141 аппарат КТ и 101 аппарат МРТ. В ходе торгов цена в среднем была снижена на рекордные 40–50 процентов.

Дополнение от 24.01.2020:

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ о расширении перечня продукции, которую возможно закупать по 44-ФЗ «О контрактной системе» через контракты жизненного цикла. В список вошло «тяжелое» оборудование (КТ, МРТ, рентгеновские установки), а также микроскопы, стерилизаторы, дыхательные и наркозные аппараты. Постановление Правительства №27 от 21.01.2020 предполагает закупку аппаратов по следующим кодам ОКПД2:

  • 26.60.11 — Аппараты, основанные на использовании рентгеновского, альфа-, бета-, гамма-излучений, применяемые в медицинских целях;
  • 26.60.12 — Электродиагностические аппараты, применяемые в медицинских целях;
  • 26.60.13.130 — Аппараты, высокочастотные и низкочастотной терапии;
  • 26.70.22.150 — Оптические микроскопы;
  • 32.50.12.000 — Хирургические или лабораторные стерилизаторы;
  • 32.50.21.122 — Дыхательные реанимационные аппараты;
  • 32.50.21.121 — Аппараты для ингаляционного наркоза;

Что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ

Контракт жизненного цикла — это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. Например, при строительстве аэродромов, дорог или закупке поездов, самолетов, кораблей. В 2020 году вступят в силу несколько поправок.

Скачать пустой бланк госконтракта жизненного цикла
Скачать заполненный образец госконтракта жизненного цикла на ремонт автодороги

Какие изменения вступят в силу в 2020 году

На портале проектов НПА Минфин и Минтранс выложили два постановления, вносящих изменения в ПП № 1087 от 28.11.2013. Эти поправки, касающиеся заключения контрактов жизненного цикла, мы собрали в таблицу.

Дата опубликованияИзмененияСкачать
18.11.2019Добавится новое основание. Госконтракты этого вида разрешат заключать при закупках медицинской техники по кодам ОКПД2:

  • 26.60.11; 26.60.12; 26.60.13.130; 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000; 32.50.21.121; 32.50.21.122.
30.09.2019Поменяется пп. «а» п. 1 постановления правительства № 1087. Список случаев, когда допускается заключение контрактов жизненного цикла в сфере дорожного хозяйства, расширится контрактами на выполнение работ по реконструкции, проектированию и капитальному ремонту автодорог (и отдельных участков). Сюда же включаются дорожные сооружения, выступающие их технологической частью: элементы обустройства автодорог, защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты.Скачать проект постановления о контрактах жизненного цикла в области дорожного хозяйства
(новые основания)

Регулирование

Кроме ч. 16 ст. 34 закона о контрактной системе, заключение госконтрактов жизненного цикла подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором описаны случаи, когда заключение подобных соглашений возможно. А именно при проектировании и строительстве:

  • автомобильных дорог и их участков;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры портов (морских и речных), аэродромов;
  • уникальных объектов капстроительства;
  • инфраструктуры ж/д транспорта;
  • инфраструктуры метрополитена, городского транспорта;
  • зданий для сферы культуры;
  • зданий для соцнужд (в том числе их эксплуатация);
  • объектов культурного наследия (в том числе их реставрация);
  • зданий и сооружений для нужд военнослужащих (в том числе реконструкция);
  • объектов капитального строительства для здравоохранения (в том числе реконструкция).

Эти нормы применяются и при закупке морских, речных и воздушных судов, транспорта для общественного пользования (автобусов, вагонов метро и т. д.).

С 09.11.2018 такие соглашения заключают при создании автоматизированных информационно-измерительных систем для учета энергетических и коммунальных ресурсов, в том числе:

  • на установку приборов (узлов) учета;
  • на установку устройств для сбора и передачи учетных данных;
  • на создание ПО для сбора, хранения и передачи данных учета.

С 01.07.2019 госконтракты жизненного цикла применяют для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ) при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.

В чем особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности. А именно:

  1. Прописано условие о банковском сопровождении контракта, если сделка заключается для федеральных нужд (п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014).
  2. Критерием оценки заявок участников выступает не цена договора и последующие эксплуатация и ремонт, а один общий критерий «стоимость жизненного цикла» (ч. 3 ст. 32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла формируется, используя рекомендации, прописанные в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долгосрочных госконтрактов жизненного цикла (когда срок сделки находится за пределами финансового кода) в БК прописаны ограничения (ч. 2 ст. 72 БК).

Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных контрактов жизненного цикла придется получить:

  • решение правительства или ГРБС (если объект относится к федеральной собственности) либо решение губернатора (главы муниципалитета) в отношении объектов государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • заключение технологического и ценового аудита, в котором приводится обоснование инвестиций в конкретный объект капитального строительства;
  • и заложить в контракт специальные условия, прописанные в ч. 4 ПП № 563.

Пример контракта жизненного цикла

На портале ЕИС есть данные о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ, зарегистрированном под номером 0162300000814001059 от 22.08.2014 по закупке работ по проектированию, строительству и техническому обслуживанию объектов наружного освещения.

Заказчиком является Администрация города Нижний Тагил. В качестве НМЦК заявлена сумма 12 497 660 670 рублей. Другая сторона сделки — АО «ПО «УОМЗ» имени Э.С. Ямалова», сумма договора — 9 373 245 502,50 рублей, а сумма обеспечения контракта — 15% от НМЦК. Срок действия сделки — до конца 2042 года.

Расчет максимальных выплат за каждый год.

В разделе 3 приведены сроки выполнения каждого этапа работ.

Особенности контракта жизненного цикла Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла , которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract , which is a form of public-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience of foreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Текст научной работы на тему «Особенности контракта жизненного цикла»

Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б. ОСОБЕННОСТИ КОНТРАКТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла, которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Ключевые слова. Контракт жизненного цикла, контрактная система государственных закупок, государственно-частное партнёрство.

Nikitin Yu.A., Vasilyev N.I., Detkov G.B. PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

Abstract. This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract, which is a form ofpublic-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience offoreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Keywords. Life cycle contract, public procurement contract system, public-private partnership.

Понятие контракта жизненного цикла появилось в России относительно недавно, законодательно оно регламентируется как разновидность закупок для государственных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый пять лет назад, регламентирует не только саму процедуру госзакупок, но и сферу их планирования и контроля. Данный нормативный

© Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б., 2019

Юрий Александрович Никитин – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Николай Иванович Васильев – кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Геннадий Борисович Детков – кандидат экономических наук, профессор, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Никитина Ю.А.): 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Тел.: 8 (812) 328-53-92.

правовой акт ввёл новые особенности процесса госзакупок и предусмотрел возможность заключения соглашений по модели жизненного цикла.

Законодательства стран с развитой экономикой, как правило, предусматривают контракты, которые охватывают несколько элементов жизненного цикла объекта закупки. Они различаются количеством стадий жизненного цикла объекта закупки, входящих в предмет контракта, схемой финансирования проекта. В опыте многих зарубежных стран контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнёрства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит. Государство через систему экономических рычагов пытается лишь направить организации на выполнение государственных программ и планов.

При этом фирмы самостоятельно принимают решения, связанные с их участием в выполнении программных и плановых показателей, руководствуясь при этом интересами получения средств, необходимых для самофинансирования, или дополнительной прибыли [5, с. 45]. Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры. Так, в ЕС контракты, учитывающие издержки жизненного цикла пользования объектом, рассматриваются в качестве составляющей политики устойчивого экологического развития [10, с. 31]. В нашей стране одним из первых проектов с использованием элементов контракта жизненного цикла стала закупка высокоскоростных поездов «Сапсан» ОАО «Российские железные дороги», при этом закупка поездов и техобслуживания состоялась в рамках отдельных контрактов [13, с. 37]. В текущей российской экономической ситуации контракты жизненного цикла могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения бизнеса в развитие социально-общественной инфраструктуры. Понятие и сущность контракта жизненного цикла

Когда речь идёт о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель берёт на себя обязательства по закупке товара или проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации, утилизации (при необходимости) объекта закупки (согласно ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), это и называется контрактом жизненного цикла (КЖЦ) [1]. При этом в течение всего периода действия такой сделки заказчик осуществляет выплаты исполнителю на условиях, которые согласованы в договоре. Иногда этот срок составляет более 20 лет. Для реализации контрактов жизненного цикла с участием государства необходимо наличие соответствующей конкурсной процедуры.

КЖЦ является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов. КЖЦ свойственны основные характеристики государственно-частного партнёрства: он является смешанным договором (договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами), права собственности на объект не передаются в полном объёме бизнесу, риски разделяются между бизнесом и государством.

Выделяют ряд особенностей КЖЦ: в рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции; все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик; изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект, финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определённого объёма работ; покупатель гарантирует поставщику поступление платежей в течение всего срока действия соглашения [8, с. 75]. Стоит отметить, что размер выплат из бюджета зависит от качества созданного продукта и его соответствия договору.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не предусмотрены специальные положения для регулирования КЖЦ. Во-первых, бюджетная система Российской Федерации не предусматривает планирование на 30-40 лет (на данный момент бюджет формируется и утверждается на 3-летний период, также разрабатывается бюджетная стратегия Российской Федерации до 2030 года, данные показатели существенно меньше длительности жизненного цикла объектов закупки) [9, с. 82; 6, с. 113].

Во-вторых, в федеральном и региональном законодательстве имеются несколько отличающиеся трактовки государственно-частного партнёрства, порядок участия субъектов в государственно-частном партнёрстве на сегодняшний день может быть не единообразным [7, с. 124]. Отсутствие единого подхода к государственно-частному партнёрству и КЖЦ осложняет использование данного инструмента заказчиками в связи со сложностями моделирования организационной, финансовой, правовой составляющих такого контракта.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией). В рамках нормативно-правовой базы Российской Федерации концессия является наиболее близкой по природе моделью построения партнёрских отношений по КЖЦ. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».

Основным отличием КЖЦ от концессионного соглашения является распределение рисков между сторонами контракта [10, с. 33]. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению концессионер (частный партнёр) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения [2]. При этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать концеденту (публичному партнёру), который предоставляет частному партнёру права владения и пользования объектом концессионного соглашения на срок его действия для осуществления деятельности по соглашению.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ частный партнёр вносит концеденту плату в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Плата может не взиматься в случае реализации концессионером товаров, работ, услуг в рамках данного соглашения по регулируемым ценам, и если условиями соглашения предусмотрено принятие публичным партнёром на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Таким образом, модель концессионных соглашений, использующихся в рамках российского законодательства, аналогична международному подходу.

Ещё одно отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов [11, с. 645]. Стоит отметить, что отдельные положения Закона № 115-ФЗ позволяют заключать КЖЦ в рамках концессионных соглашений в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты автодорожной сферы.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ публичный партнёр вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять частному партнёру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [2]. Решение о выплате платы публичному партнёру может быть принято в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты создания автодорожных объектов и плата публичного партнёра по концессионному соглашению определена в качестве критерия конкурса. В таком случае частный партнёр не вправе взимать с иных лиц плату за создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Изменение законодательства было обусловлено необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов автодорожной сферы, переносом части рисков с частных инвесторов на государство [11, с. 643].

Предмет КЖЦ определяется в Законе № 44-ФЗ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ КЖЦ «предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта» [1]. Таким образом, предметом КЖЦ по Закону № 44-ФЗ является совокупность стадий жизненного цикла продукта (рис. 1). При этом имущество находится во владении государственного партнёра, который эксплуатирует его и получает доход с эксплуатации. Частный партнёр обеспечивает поддержание данного

объекта в надлежащем состоянии, за что государственный партнёр выплачивает сервисные платежи.

Как показано на рисунке 2, помимо ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, КЖЦ попадает под действие Постановления Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», где определены случаи, при которых возможно заключение подобных соглашений. Так, сюда относятся работы по проектированию и строительству: автодорог и их участков; инфраструктуры морских и речных портов; аэродромов; объектов коммунального хозяйства; инфраструктуры городского транспорта, метрополитена; инфраструктуры железнодорожного транспорта; уникальных объектов капитального строительства; объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т.ч. Реконструкция); зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. Реконструкция); зданий для социальных нужд (в т.ч. Эксплуатация); зданий для сферы культуры; объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация) [3].

ПОНЯТИЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает заключение нового контракта, обозначаемого как «контракт жизненного цикла».

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт жизненного цикла представляет собой контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом контракт жизненного цикла заключается только в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе определяет понятие «контракт» как гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества95), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) не существует такого понятия. Контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.

Встречаются высказывания, что «юридической основой контракта жизненного цикла является договор об оказании услуг, могут присутствовать и элементы других видов договоров, например договора о доверительном управлении»96. Однако, видимо, автор применила это определение лишь к конкретному случаю, рассматриваемому в статье, т.е. в автодорожной сфере. Если смотреть шире, то с такой формулировкой нельзя согласиться, так как для различной продукции основа контракта жизненного цикла может быть различной.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, определяется как смешанный договор97. Таким образом, контракт жизненного цикла можно квалифицировать в качестве смешанного договора. Применительно к сфере государственных и муниципальных закупок определение существенных условий контракта также влияет на заключение контракта, а их несоблюдение может привести к его расторжению.

81 Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117- 118.

82 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

83 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

Существенные условия государственных и муниципальных контрактов содержатся в законодательстве применительно к каждому виду договоров. Однако, по мнению ряда авторов, государственные (муниципальные) контракты «должны содержать условия, обязательные для заключения гражданско-правовых договоров данного вида (например, поставки, строительного подряда, оказания услуг)»98.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, к контракту жизненного цикла следует применять данные положения.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла может различаться применительно к разным объектам. Так, ГОСТ 31539-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения» определяет жизненный цикл (железнодорожного подвижного состава) как совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.

Жизненный цикл автоматизированной системы по ГОСТ 34.003-90 – совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния автоматизированной системы от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации автоматизированной системы (п. 4.1 ГОСТ 34.003-90).

Кроме того, у различной продукции могут быть различны и стадии жизненного цикла. В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31538-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Общие требования» жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих стадий: определение исходных требований; разработка; производство; эксплуатация; модернизация; утилизация.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 53791-2010 определяет, что жизненный цикл продукции производственно-технического назначения включает в себя следующие стадии: обоснование разработки; разработку технического задания; проведение опытно-конструкторской работы; производство и испытания; модернизацию; использование (эксплуатацию); ликвидацию (с избавлением от отходов путем их утилизации и (или) удаления).

Отличие стадий жизненного цикла различных изделий предполагает применение различных подходов к заключению контрактов жизненного цикла, их исполнению, ценообразованию. При этом процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков. В этом аспекте целесообразно дифференцированно подходить к разработке нормативных правовых актов по применению контрактов жизненного цикла по отраслям, по видам закупаемой продукции и т.п.

В ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе определено, что критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время такие рекомендации не разработаны.

Таким образом, следует отметить, что для практического применения контрактов жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сегодня не сформирована достаточная нормативно-правовая база99. Это может привести к проблемам своевременности и качества удовлетворения публичных нужд, неэффективному расходованию бюджетных средств100. С целью решения вышеназванных проблем представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс, иные законодательные акты, а также издание подзаконных нормативных правовых актов в части регулирования применения контрактов жизненного цикла.

84 Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. С.129-130.

85 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

86 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. №6. С. 18-21.

Список литературы

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. 298 с.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013.№6. С. 18-21.

6. Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117-118.

Читайте также:  Отец одиночка льготы 2020
Добавить комментарий