Чем закон отличается от подзаконного акта

Отличие законов от других нормативных актов.

– принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную ветвь власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти;

– конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов, включающий указание на лиц, имеющих право высту­пать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосова­ния по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу принятых зако­нов;

– содержат исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие исходную базу для их более деталь­ного регулирования другими нормативными актами;

– обладают высшей юридической силой, в соответствии с которой их содержа­нию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия – дей­ствуют правила, предусмотренные законом.

Классификация законов на примере Российской Федерации (Малько А.В.):

по их юридической силеКонституция РФ, Закон РФ о поправках в Конституцию федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации
по субъектам законотворчествапринятые в результате референдума принятыезаконодательным органом
по предмету правового регулированияконституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.
по сроку действияпостоянные временные
по характерутекущие чрезвычайные
по сферам действияобщефедеральные региональные
по содержанию (сферам общественной жизни)экономические, социальные, политические и т.п.
по степени систематизацииобычные (текущие) кодификационные (кодексы)
по значимости содержащихся в них нормконституционные обыкновенные
по объему регулированияобщие специальные

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИИ.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ – официальные акты, принимаемыеразличнымиорганами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила(правовые нормы), конкретизирующие первичные нормы законов.

Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систе­му законов.Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящи­ми в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название.

Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство-Постановления, Министерства – Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департа­менты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, рас­поряжения.

В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.

Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.

Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10652 – | 7820 – или читать все.

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования. Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения. Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия. Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.

Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

Подзаконные акты и их признаки

Подзаконными актами конкретизируется и адаптируются к реализации нормы соответствующего закона. Правоприменительная практика осуществляется на основе подзаконных актов, позволяющих реализовывать права, определённым в таких актах, способом. Характерными чертами для такого рода документов является цель их издания, направленная на конкретизацию соответствующего закона и обеспечение его выполнения.

Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства. Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.

Различия между законом и подзаконным актом

При кажущейся схожести рассматриваемых объектов, стоит выделить ряд их принципиальных различий. Существенным является отличие, состоящее в определении органа, который наделён полномочиями по изданию документа. Издание закона может осуществляться исключительно высшим законодательным органом или непосредственно народом, тогда как издание подзаконного акта осуществляется компетентным в определённой сфере органом.

В частности, допускается издание подобных актов министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями. Очевидно различие между законом и подзаконным актом и по объёму содержащейся информации.

Говоря о различиях между законом и подзаконным актом стоит учитывать, что соотношение закона и подзаконного акта закреплено формулировкой «на основании и во исполнение закона». Таким образом наглядно, что подзаконные акты находятся в подчинённости закону. Также, очевидно, что и самим основанием для необходимости принятия того или иного нормативного акта служит закон. Законом может быть оговорена необходимость принятия нормативно-правового акта, вид такого акта, орган, наделённый компетенцией по его принятию.

Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона. Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е. не может выходить за рамки соответствующего закона.
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что соотнесение и взаимодействие подзаконного нормативно-правового документа и закона возможно только при отсутствии расхождений и согласованности такого акта с конкретным законом. Только неукоснительное соблюдение этого требования и отсутствие противоречий между законом и подзаконным актом, позволит действующим нормам права быть действенными регуляторами общественных отношений.

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

2 марта 2020 , 20:11 [ «Аргументы Недели» ]

В России любые документальные решения, которые принимает государство, муниципальный орган, юридическое должностное лицо называются правовым актом. Нормативные правовые акты, указы, распоряжения могут принимать различные органы страны и отдельные граждане. Постановление правительства это закон или подзаконный акт. Они содержат общие постановления, распространяются на определенный круг лиц с определенным периодом применения.

Для того чтобы разобраться, как правильно называть и различать, какие нормативные акты издает правительство Российской Федерации – изучите нашу статью.

  • Кто издает приказы в РФ?
  • Какие бывают правовые акты?
  • Какие нормативные акты издает президент РФ?
  • Постановления правительства издается или принимается?

Чем отличается постановление от указа?

Указ – в некоторых странах это нормативные акты главы государства. Постановления органа, который имеет власть и силу над законом.

Постановление – решение коллектива действующего органа, его официальное распоряжение.

Распоряжение – акт, который издается одним только руководителем учреждения. Распоряжение можно довести до исполнителей оперативных вопросов. Оно касается узкого круга лиц, работает на не долгосрочной основе.

Приказ – официальное распоряжение, которое выполняется в срочном порядке и неоспоримо.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.
Читайте также:  Электронные больничные листы с 1 июля

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом голосования. А если дело касается указа Президента, то голосование не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Чем закон отличается от подзаконного акта

В статье рассматривается дискуссионный вопрос о соотношении закона и нормативно-правового акта на всей территории Российской Федерации. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, они устойчивы, стабильны и относительно неизменны. Высшая юридическая сила законов заключается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве должны издаваться на основании законов и не могут им противоречить. Поэтому для правового государства важно регулировать все вопросы, особенно те, которые затрагивают права, свободы и обязанности, законом и только законом.

Ключевые слова: суд; нормы права; государство; право; закон; верховенство права; принципы права

Всякое государство связано с правом, без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не может управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Вопросу о соотношении закона и подзаконного нормативного правового акта, а также общему подходу к его исследованию традиционно уделялось внимание в юридической литературе [6, с. 252].

В настоящее время, в период модернизации российского законодательства, данный аспект юридической науки и практики требует к себе особого, повышенного внимания.

Закон как источник права существовал уже в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи (XVII в. до н.э.), Законы Ману (1 в. до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императора и т.д.) и воплощались в самых различных формах, в т.ч. и в форме закона [17, с. 682]. На формирование теории закона в XVII-XVIII вв. наибольшее влияние оказали две классические теории − теория разделения властей (Д. Локка [10, т.2, с.235], Ш.Л. де Монтескье [12, с. 800] и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо) [19, с. 416]. Исходя из необходимости подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.

Проблема взаимоотношения нормативных актов различной юридической силы возникла не сейчас, она имеет давнюю историю. Еще в конце XIX в. русский ученый М.Н. Коркунов рассматривал ее в работе «Указ и закон» (1898 г.). Обращались к этой теме и другие русские ученые. Русские ученые-юристы, рассматривая вопросы соотношения закона и других актов, исходили из необходимости проведения демократических преобразований, которые могли бы сбалансировать это соотношение. Н.М. Кор­кунов в работе «Указ и закон» [5, с. 416] основывался на западноевропейской модели разделения властей в государстве.

Читайте также:  Как сдать травматическое оружие в полицию

В советское время в науке неоднократно обращалось внимание на противоречия между различными видами нормативных правовых актов, в частности на противоречия между указами президиумов верховных советов Союза ССР, союзных республик и законами, принимавшимися верховными советами соответствующего уровня, между законами и правительственными актами, особенно между законами и ведомственными нормативными актами [4, с. 111]. Указы того времени носили противоречивый характер, что было обусловлено противоречиями принимавших их президиумов верховных советов Союза и республик, это вызвало широкую дискуссию о соотношении закона и указа в сер. 50-х – нач. 70-х гг. прошлого столетия. Юридическая практика того времени была такова, что президиумы в период между сессиями верховных советов восполняли частично или полностью функции представительных органов государственной власти, в т.ч. и законодательные изданием указов об отмене или изменении действующих законов. Основной вопрос, который рассматривался в ходе этой дискуссии: имеют ли право президиумы верховных советов изменять или отменять своими указами действующие законы, принимаемые на сессиях верховных советов союзного и республиканского уровней? Многие исследователи подвергали сомнению такого рода практику, указывая на различия в юридической силе закона и указа, оставляя верховенство за законом [23, с. 30–31].

Некоторые ученые полагали, что для конституционного положения об обязательном соответствии закону всех остальных нормативных актов может быть только одно исключение − это указы президиумов верховных советов. Так, И.С. Самощенко, называя закон юридически первичным актом по отношению ко всем остальным актам (юридически производным), предложил по аналогии с другими социалистическими государствами того времени считать, что указы президиумов все-таки могут «иногда отменять или изменять действующие законы» [7, с. 17]. Те указы, которые изменяли или дополняли действующие законы, стали именовать «актами законодательного значения» [20, с. 7], в других случаях их называли «указами законодательного характера».

В соотношении закона и указа в этот период главный акцент делался на юридическом аспекте соотношения двух различных видов актов, т.е. на соотношении юридической силы закона и юридической силы указа. Определения понятий «соотношение закона и указа», «соотношение нормативных актов различной юридической силы» специально не рассматривалось и в ходе этой дискуссии, однако в ней были обстоятельно рассмотрены вопросы юридической силы различных видов нормативных актов, юридическая природа нормативных актов, юридические средства определения соотношения актов различной юридической силы [11, с. 100].

Проблемы взаимоотношений нормативных актов различной юридической силы в не меньшей степени есть и в правовой системе современной России.

Каких-либо всесторонних теоретических исследований по проблемам соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в нашей стране не проводилось, хотя одним из условий формирования правового государства является наличие согласованного и непротиворечивого законодательства (в широком смысле − как совокупность всех нормативных правовых актов).

Закон, в отличие от подзаконного нормативного правового акта, может издаваться и, как правило, издается в отсутствие какого-либо акта. Официальное опубликование – необходимое условие вступления в силу всякого закона. « На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы» [15]. В некоторых случаях указания на необходимость принятия конкретного закона и принципиальное регулирование общих вопросов может содержаться в Конституции, но чаще всего закон издается именно в отсутствие какого-либо акта. В законе тем самым осуществляется первичное регулирование общественных отношений, в подзаконном нормативном правовом акте, как правило, – вторичное регулирование общественных отношений.

Закон и подзаконный нормативный правовой акт являются основными разновидностями одного источника права − нормативного правового акта. Однако данный источник права не единственный в правовой системе Российской Федерации. В законодательстве закреплена множественность источников права и их разновидностей.

В последние годы с новой силой обострилась дискуссия о формировании в Российской Федерации такого источника права, как судебный прецедент.

Судебный прецедент как основной источник права используется в странах англосаксонской правовой семьи, население которых составляет ни много ни мало одну треть населения всей планеты. Как дополнительный источник права судебный прецедент используется и в странах романо-германской правовой семьи. К примеру, во Франции нормативный характер имеют решения Кассационного суда Франции, а в ФРГ решения Федерального конституционного суда [2, с. 141].

Специфическое значение имеет данный источник права для России. В начале ХХ в. было принято рассматривать решения судов в качестве вспомогательного источника права [1, с. 18]. Г.Ф. Шершеневич подкрепляет это положение на примере деятельности коммерческих судов, которым в дореволюционной России было предоставлено исключительное право «за недостатком законов основывать свои решения на «примерах» решений, в том же суде состоявшихся» [24, с. 89].

К особенностям закона в отличие от других форм нормативных правовых актов следует отнести их устойчивость, стабильность и относительную неизменность. Законом закрепляются принципиальные, основополагающие, устойчивые отношения, свойственные данному строю, обществу в относительно длительный, обозримый период его существования.

Именно в законах осуществляется первичная регламентация наиболее важных для общества и государства отношений. По предметам исключительного регулирования законом границы регулирования федеральным законом ничем не могут быть ограничены, т.к. в федеральных законах по предметам их исключительного регулирования могут быть закреплены в том числе и нормы, регулирующие какие-то детали определенных видов общественных отношений. По другим предметам закон может устанавливать общие рамки и направления правового регулирования, оставляя место для регулирования подзаконными нормативными правовыми актами.

В 80-е гг. Ю.А. Тихомиров предложил рассматривать проблему соотношения закона и подзаконного акта посредством анализа законодательства о статусе государственных органов, их текущей нормотворческой деятельности, «который бы включал анализ не только подзаконных нормативных актов, но и подзаконных актов ненормативного характера» [22, с. 257]. Позднее Ю.А. Тихомиров и ряд других авторов предложили «рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций» [17, с. 36–41].

Понимание соотношения закона и подзаконного нормативного акта в советское время исходило на практике главным образом из того, что ни один закон не мог действовать без целой системы конкретизирующих и развивающих его подзаконных нормативных актов.

В 1995 г. в работе А.С. Пиголкина [16, с. 6] на примере соотношения закона и нормативного указа Президента Российской Федерации были предложены несколько подходов к анализу проблемы предметного соотношения закона и конкретного подзаконного нормативного правового акта. В 1999 г. в совместной монографии В.О. Лучина и А.В. Мазурова дана общая характеристика проблемы соотношения нормативных указов Президента Российской Федерации с другими нормативными правовыми актами, в т.ч. с законами [10, с. 58–86].

На то, что в рассмотрении соответствия одного вышестоящего акта другому главный акцент делается на содержательной стороне, неоднократно указывалось различными учеными. Так, Ю.А. Тихомиров «соответствие всех правовых актов Конституции» определяет как «совершение действий и принятие правовых актов на основе идей конституционализма, отраженных в федеральной Конституции» [21, с. 35]. В юридической науке есть определения других понятий, схожих с понятием «соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта». Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская предложили использовать понятие «соотношение правовых актов». Они называют это понятие емким. И действительно, этим понятием, по их мнению, выражаются: 1) положение конкретного правового акта в правовой системе, 2) отражение в нем объема полномочий соответствующего субъекта права, 3) соподчиненность по юридической силе.

Ю.П. Лифшиц, давая определение «конституционному нормативному акту», считает, что «это акт, который по содержанию соответствует Конституции и органическим законам, международным правовым договорам, текущим законам (для подзаконных актов), а также принят, опубликован и введен в действие в соответствии с установленной в Конституции процедурой управомоченным на то субъектом нормотворчества в пределах конституционно закрепленной за ним компетенции согласно принципа разделения властей» [8, с. 5].

Для понимания сущности подзаконного акта важно установить характер его связи с законом, который выражается в таких юридических формулах, как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом». Обоснованной является трактовка С.А. Ивановым выражения «на основании и во исполнение закона», в соответствии с которой подзаконные акты по отношению к закону занимают подчиненное положение и основанием их издания является закон. Тезис о том, что именно в соответствии с этой формулировкой «подзаконный акт не может иметь содержательных расхождений с законом, к примеру, в подзаконном акте не могут быть установлены принципиально иные, чем в законе права и обязанности субъектов права» [3, с. 15], представляется сомнительным. Действительно, при наличии указанного пояснения или без него подзаконный акт не должен противоречить закону. Это следует из самой этимологии термина «подзаконный акт». Но имеется еще и хронологическая сторона вопроса, т.е. последовательность издания актов разной юридической силы. Именно в таком ключе выполнена норма ГК РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в ГК РФ пределы ведомственного правотворчества: «органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, ведомственное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше.

Читайте также:  Что значит поступить на бюджет

Соотношение, установленное формулировкой «не должны противоречить закону», оставляет для подзаконных актов «возможность нормативного регулирования отношений в отсутствие закона по вопросам, напрямую закрепленным в ведении органа, издающего данный вид актов» [3, с. 15].

Таким образом, проблему соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта следует связывать с определением и установлением связей и взаимозависимостей между нормативными правовыми актами разной юридической силы и различных уровней.

В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован от других, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты были четко и однозначно сформулированы и нормативно закреплены.

В целом ряде случаев соотношение определенного вида подзаконных нормативных правовых актов с законом опосредуется нормативным правовыми актами, занимающими между ними промежуточное положение. Например, нормативные указы Президента Российской Федерации опосредуют соотношение федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации. Зачастую нормативные указы не укрепляют двусторонние связи федерального закона с постановлениями правительства, а, наоборот, ослабляют их, пытаются поставить издание постановлений Правительства Российской Федерации главным образом в зависимость от издания нормативных указов. Такая практика в современных условиях представляется неоправданной.

Оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта предполагает последовательное согласование норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствие каких-либо расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

Библиографический список

Вишневский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1914. С. 18.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988. 496 с.

Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного акта: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 23 с.

Кирин В.А. К вопросу о соотношении общесоюзного и республиканского законодательства (на опыте уголовного законодательства) // Советское государство и право. 1963. №8. С. 111–122.

Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. 416 c.

Кузнецов И.Н. К вопросу о юридической природе Указа Президиума Верховного Совета и его соотношении с законом // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 252.

Лазарев Л.В. О соотношении закона и указа // Советское государство и право. 1965. №5. С. 62–69.

Лифшиц Ю.П. Критерии оценки конституционности нормативных актов. М.: ИГП РАН, 1994. С. 5.

Локк Дж. Два трактата о правлении: соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2, кн. 2.

Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.

Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства (Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР). М.: Наука, 1968. 175 с.

Монтескье Ш.Л. О духе законов, или об отношениях, в которых законы должны находиться, к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии и торговле и т.д. СПб.: Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1900. 800 с.

Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран Древнего мира: препринт. Екатеринбург: Изд-во УРО РАН, 2006. 608 с.

Ноздрачев А.Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР (по материалам функциональных министерств и ведомств Союза ССР) // Учен. зап. ВНИИСЗ. 1968. Вып. 12.

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: Федер. закон Рос. Федерации от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №8. Ст. 801

Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1972. 23 с.

Пиголкин А.С. О соотношении законов и указов Президента в Российской Федерации // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. №1. С. 36–41.

Попова В.И. Соотношение актов Совета Министров союзной республики с актами других органов государственного управления: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1973. С. 18–19.

Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права / пер. с фр. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. М.: КАНОН-пресс: Кучково поле, 1998. 416 с.

Самощенко И.С. Иерархия и основные подразделения нормативных актов социалистического государства // Учен. зап. ВНИИСЗ. 1968. №15. С. 3–17.

Тихомиров Ю.А. Критерии конституционности правовых актов. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. №6. С. 35–41.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: Наука, 1982. 257 с.

Цвик М.В. О подзаконности указов Президиума Верховного совета СССР // Учен. зап. Харьк. юрид. ин-та. 1956. Вып. 7. С. 30–31.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: учеб. пособие: в 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 89 (репринтное издание).

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Добавить комментарий