Банковская гарантия на оплату таможенных платежей

Получите таможенную гарантию в Москве

Окажем профессиональную помощь в получении таможенной гарантии в Москве

Что представляет собой таможенная гарантия?

Если деятельность Вашего бизнеса связана с таможенным делом, ввозом или вывозом грузов или товаров – Вам необходима таможенная гарантия.

Эта необходимость, прежде всего, связанна с целью обеспечения исполнения обязательств предпринимателя перед органами таможенной службы. Данный продукт, как разновидность банковской гарантии, обеспечивает выплату определенной фиксированной суммы, таможенному органу, в случае, если исполнитель не исполняет свои обязательства по уплате платежей или нарушает свои обязательства.

Банковская гарантия для таможни является незаменимой, поскольку помогает получить разрешение на транзит иностранного товара и застраховать от его внезапной потери. Так же она помогает покрывать расходы, необходимые таможенным органам, оплачивает расходы в результате несоблюдения таможенного режима, и многое другое.

Помните, участие в аукционах и тендерах требует наличия банковской гарантии. В противном случае Вы можете лишить себя возможности получить выгодный контракт.

Наши аккредитации

Кому необходима таможенная гарантия?

Банковская гарантия для таможни – это один из наиболее эффективных и надежных способов уплаты платежей. Этот вид гарантии от банка будет интересен:

  • предприятиям, сфера деятельности которых связана с акцизными товарами;
  • таможенным брокерам;
  • компаниям, которые предоставляет склады временного хранения продуктов;
  • юридическим лицам, осуществляющим внутренний транзит товаров;
  • юридическим лицам, которые хотят отсрочить выплату таможенных платежей;
  • компаниям, осуществляющих хранение иностранных товаров;
  • юридическим лицам, осуществляющих перевозку иностранных продуктов.

Разновидности

Банковская таможенная гарантия имеет важное отличие от других – наличие разновидностей. Все они используются в конкретных ситуациях. Необходимо определить типы документов, которые выдают банки для прохождения таможни:

  • Для ввоза на территорию РФ акцизной продукции.
  • При временном хранении на складе таможни.
  • Для перевозчиков или брокеров.
  • При внутренней перевозке продукции.
  • Для прохождения проверки таможенных органов и транспортировки продукции под их контролем. Это комплекс мероприятий, которые должен осуществить тот, кто получает гарантийную документацию, чтобы выполнить требования законодательства ТС.
  • Для оплаты средств в ситуации, когда получена отсрочка уплаты платежей.
  • При выпуске (условном) продуктов с рядом специфических норм и требований.

Оформление банковской гарантии

Преимущества банковской гарантии таможенных платежей

Таможенная гарантия обладает целым рядом преимуществ:

  • экономия времени, поскольку благодаря гарантии сокращаются сроки прохождения таможенных процедур;
  • правомерная деятельность предприятия в таможенных делах;
  • оптимизация финансовых потоков предприятия;
  • отсрочка таможенных платежей и налогов на более поздний срок;
  • отсутствие денежного налога, что позволяет не замораживать денежные суммы на счетах федеральной таможенной службы;
  • сохранения денежных средств в обороте предприятия;
  • возможность проведения внутреннего таможенного транзита;
  • исключение возможности получения убытков на предприятии по причинам курсовой разницы.

Как получить таможенную гарантию?

«Единый КонсалтЦентр» гарантирует быстрое и надежное оформление банковской гарантии для таможенных платежей. Этапы получения таможенной гарантии с нами:

  • Подача электронной заявки на получение банковской гарантии. Это можно сделать у нас на сайте или позвонить по номеру
    8 (800) 505-16-04 (звонок бесплатный).
  • Ознакомиться с рядом дополнительной информации, которую мы Вам предоставляем, исходя из Ваших потребностей и целей.
  • Сделать выбор банка, который будет соответствовать Вашим требованиям.
  • Предоставить документы (список документов мы предоставим).
  • Подписать договор.
  • Оплатить услуги (стоимость услуг рассчитывается в индивидуальном порядке).
  • Получить таможенную гарантию.

Сфера применения таможенной гарантии

Гарантия от банка многофункциональна в области своего применения. Таможенная гарантия нацелена на:

  • Надлежащее выполнение обязательств перед таможенными органами. К ним относится: оплата таможенных налогов, прохождение процедуры внутреннего таможенного транзита.
  • Надлежащее проведении, как экспорта, так и импорта акцизных товаров. К ним относится: приобретение и возврат акцизных марок. Таможенная гарантия позволяет без проблем поставлять акцизные продукты на алкогольные и табачные рынки, как на внутреннем, так и на международном уровне.
  • Надлежащее выполнение обязательств при внутреннем транзите. Банк гарантирует уплату таможенных пошлин при оформлении разрешения на транспортировку продуктов.
  • Надлежащее выполнение обязательств таможенными брокерами, а именно: покрытие банком уплаты таможенных пошлин, пеней, штрафов, неустоек и процентов, связанных с брокерской деятельностью на таможне.

Для того, чтобы оформить гарантию прямо сейчас, оставьте электронную заявку и мы Вам перезвоним!

Предоставляемые нами услуги в Москве

Сотрудники «Единого КонсалтЦентра» заботятся о своих клиентах и предоставляют услуги исключительно высокого качества:

  • помощь в выборе типа банковской гарантии в зависимости от потребностей заказчика;
  • непрерывные консультации на протяжении всего времени оформления договора с банком;
  • максимально упрощенная процедура оформления и получения банковской гарантии для Вашего предприятия;
  • краткие сроки оформления получения гарантии, благодаря нашему долголетнему сотрудничеству с ведущими банками России;
  • большой выбор кредитных учреждений, способных осуществлять гарантию выполнения обязательств, независимо от сферы Вашей предпринимательской деятельности;
  • выгодные условия получения банковской гарантии: срок, цена;
  • получение нескольких гарантий от одного банка.

Благодаря налаженным и устойчивым деловым связям, мы можем гарантировать Вам максимальную скорость оформления всех документов по выгодным ценам.

Банковская гарантия для обеспечения таможенных платежей

Банковская гарантия таможенных платежей: понятие и сущность

При перевозке товаров через границу с предпринимателя взимается таможенный платеж.

В его состав входят акцизы, НДС, сборы за оформление, сопровождение и хранение товаров, пошлина за их ввоз в страну и вывоз за ее пределы, а также обязательные взносы. Своевременная уплата приведенных сумм является обязательным условием для успешного таможенного оформления товаров. Если предприниматель не в состоянии незамедлительно исполнить свои обязанности, он может обратиться в банк с заявлением о выдаче таможенной банковской гарантии.

Банковская гарантия таможенных платежей является частным случаем обычной банковской гарантии, понятие которой установлено положениями ст. 368 ГК РФ. Она представляет собой обязательство банка (гаранта) по уплате в пользу таможенного органа (бенефициара) денежной суммы в установленном размере при неисполнении клиентом банка (принципалом) своих обязательств. Банку придется выплатить средства в том случае, если принципал, имеющий задолженность перед таможенным органом, не сможет погасить ее самостоятельно (или погасит лишь частично).

Правом на предоставление банковской гарантии обладают только те учреждения, которые входят в Реестр банков и иных кредитных организаций, формируемый Федеральной таможенной службой (ФТС РФ) (ч. 4 ст. 61 закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 03.08.2018 № 289-ФЗ, далее ФЗ № 289). Ознакомиться с содержанием базы данных реестра можно, перейдя по ссылке: http://customs.ru/opendata/7730176610-rebankincredit.

Когда оформление гарантии является обязанностью декларанта?

Действующий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), являющийся приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, определяет ситуации, в которых обеспечение платежей является обязательным (ст. 62). Перечень следующий:

  • рассрочка или отсрочка внесения плательщиком денежных средств (ст. 58);
  • выпуск товаров до подачи декларации (ст. 120), до завершения проверки сопроводительной документации (ст. 121) или при назначении в их отношении таможенной экспертизы (ст. 122);
  • помещение товаров под процедуру таможенного транзита (ст. 143);
  • помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 177);
  • осуществление процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых из одной части ЕАЭС в другую (ст. 304).

Гарантия может быть оформлена предпринимателем и на добровольной основе. Как правило, к использованию этого инструмента прибегают организации, обладающие небольшим собственным капиталом и/или только начинающие выходить на рынок.

Преимущества использования гарантии

Получение гарантии банка позволяет:

  • отложить обязанность по внесению обязательных таможенных платежей на продолжительный срок и избавиться от необходимости выведения собственных средств из оборота;
  • избавиться от необходимости получения кредита, выплаты за использование которого существенно превышают стоимость услуги по выдаче гарантии (14–19% от суммы предоставляемых банком средств за получение кредита против 2–4% за оформление гарантии);
  • уменьшить срок перевозки товара за счет освобождения от обязанности немедленной уплаты пошлины.

Банковская гарантия таможенного представителя

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель — это юридическое лицо, совершающее от имени декларанта и в его интересах определенные таможенные операции. Иными словами, таможенный представитель — это посредник между таможенным органом и предпринимателем, который организует ввоз товаров в страну, их вывоз за ее пределы или иные сопутствующие действия.

Заключая контракт с таможенным представителем, декларант полностью или частично передает ему обязанности по таможенной проводке товара. В числе прочих операций представитель может выполнять действия, направленные на получение банковской гарантии. В этом случае он самостоятельно обращается в банк с заявлением о выдаче гарантии, формирует пакет сопутствующих документов и при положительном решении банка заключает соглашение от имени лица, интересы которого он представляет.

ВАЖНО! Обязательным условием для получения права на выполнение перечисленных выше действий является наличие соответствующей доверенности, заверенной нотариально.

Привлечение специалиста к оформлению гарантии позволяет свести к нулю риск возникновения ошибок в процессе подготовки документа, а значит, минимизировать вероятность того, что гарантия будет отклонена представителем таможенного органа.

Требования, предъявляемые к таможенной банковской гарантии

Согласно ч. 7 ст. 61 ФЗ № 289 в банковской гарантии должно быть зафиксировано следующее:

  • указание на то, что обязательства гаранта считаются исполненными с момента фактического поступления денежных средств на счета Федерального казначейства и/или иной счет, установленный соглашением, заключенным между государствами — членами Таможенного союза
  • условие об уменьшении размера обязательств гаранта по банковской гарантии на сумму платежа, осуществленного гарантом по такой гарантии (за исключением неустоек);
  • сведения о применении таможенным органом мер по взысканию с гаранта соответствующих сумм;
  • обязательство гаранта по уплате в пользу таможенного органа неустойки в размере 0,1% от суммы сформировавшейся задолженности;
  • невозможность отзыва или изменения обеспечения со стороны гаранта.

В соответствии с ч. 6 ст. 61 ФЗ № 289 в таможенный орган должен быть передан оригинал документа (за исключением случаев, когда он составлен в электронной форме и подписан цифровой подписью представителя банковской организации). Направить документ получателю может как гарант, так и принципал (ч. 6 ст. 61 ФЗ № 289).

Основания для отклонения банковской гарантии

Ч. 18 ст. 61 ФЗ № 289 определяет следующие основания для отказа в приеме предоставленной гарантии:

  • отсутствие гаранта в соответствующем реестре;
  • отсутствие у банковской организации, выдавшей гарантию, лицензии на осуществление подобных действий (такая ситуация может сложиться в том случае, если Центробанк РФ отозвал лицензию у официально функционирующего банка сразу после предоставления им гарантии);
  • несоблюдение требований, предъявляемых к содержанию, форме или максимальной сумме гарантии (всех выданных гарантий), а также к банку, который ее выдал;
  • непоступление в адрес таможенного органа сведений в электронной форме о выданной на бумажном носителе банковской гарантии;
  • наличие на гарантии визы лица (лиц), которое(-ые) не обладает(-ют) полномочиями на подписание таких документов;
  • размер гарантии превышает установленную для выдавшего ее банка максимальную сумму одной гарантии или влечет за собой превышение максимальной суммы всех гарантий, действующих одновременно;
  • несоблюдение иных условий, выдвигаемых законом.

Орган, уполномоченный на рассмотрение представленных гарантий, должен принять ее (или отказать в принятии) в течение 5 дней с момента получения. Если гарантия передается ему в электронном виде, указанный срок сокращается до 1 дня (ч. 14 ст. 61 ФЗ № 289).

Итак, получение банковской гарантии позволяет обеспечить исполнение обязательств, возникших у декларанта перед ФТС, даже в том случае, если последний не сможет внести таможенный платеж по каким-либо причинам. Законодатель определяет перечень ситуаций, в которых предъявление гарантии является обязательным условием для таможенного оформления товара. Оформить гарантию и все сопутствующие документы можно как самостоятельно, так и с помощью таможенного представителя.

Больше полезной информации — в рубрике “Бизнес”.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин — способы и расчёт обеспечительного платежа

Внешнеэкономическая деятельность, так или иначе, связана с импортом или экспортом товаров. Осуществление международной торговой сделки сопровождается затратами, как на авансовые платежи партнёрам, так и на таможенные пошлины. Не все предприниматели, особенно те, кто только начинает свой бизнес, готовы к продолжительным операциям, которые сразу требуют существенных вложений ещё до получения прибыли. Однако существуют таможенные режимы, не требующие стопроцентной предоплаты. В рамках многих из них действует такой термин, как обеспечение уплаты таможенных пошлин. Рассмотрим его поподробнее.

Что такое обеспечение уплаты таможенных платежей?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин означает следующее: выпуск груза с поста осуществляется без фактической оплаты декларантом. Эта процедура возможна только под определённые гарантии того, что все задолженности будут погашены, но с некоторой отсрочкой. Значение термина подробнее описано в официальном документе — ТК ТС.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Применение термина

Применяется термин во многих случаях. Их можно разделить на две категории:

Безусловные случаи

К безусловным случаям относятся:

  • таможенный транзит;
  • переработка груза вне таможенной территории.

При данных режимах теоретически не должны взиматься таможенные взносы. Обеспечение уплаты в подобных случаях позволяет контролировать предпринимателей.

Однако контроль не всегда осуществляется должным образом. Некоторые недобросовестные бизнесмены осуществляют импорт и экспорт грузов без уплаты таможенных взносов, прикрываясь таможенным транзитом и переработкой вне таможенной территории.

Исключительные случаи

Исключительные случаи — это редкие прецеденты. К ним можно отнести:

  • форс-мажоры;
  • временные режимы и договорённости между участвующими в сделке государствами.
  • различные переходные этапы и т. д.

В таких ситуациях таможенные органы не могут сразу точно определить размер таможенной пошлины для конкретной операции, а задерживать груз не имеют права. Тогда и применяется обеспечение уплаты пошлин.

Существует условное разделение исключительных случаев использования данного термина:

  • Значительные изменения в сроках погашения взносов. Они могут осуществляться в рамках международных договоров.
  • Выпуск груза, который в дальнейшем подлежит прохождению различных экспертиз. Это могут быть проверки качества и пробы, процедуры получения разрешений и сертификатов и т. д.
  • Иные случаи. Таможенная очистка — сложная процедура. Каждый случай должен рассматриваться отдельно, что зачастую занимает много времени. А задерживать груз дольше установленного в законодательстве Российской Федерации срока сотрудники таможни не имеют права.

Генеральное обеспечение

Иногда предприниматели намереваются продолжительный период времени придерживаться режима, который подразумевает оплату сборов после выпуска товара под ответственность декларанта. Тогда выгоднее всего для упрощения торговых процедур использовать возможность генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин.

Система работает так: одна таможня должна подтвердить сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на продолжительный срок. Абонемент должен быть признан и другими службами.

В сертификате содержится следующая информация:

  • Наименование непосредственно того государственного органа, кто подтвердил абонемент.
  • Лицо, которое предоставило документ.
  • Срок действия.
  • Весь список процедур и операций, которые будут проводиться в рамках данного документа.
  • Сумма обеспечения.

Оформление генерального обеспечения значительно сокращает расходы и сохраняет время на оформлении документов на ряд таможенных формальностей.

Способы и формы обеспечения уплаты пошлин и налогов по ТК ТС

Выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей — большая ответственность. Сам термин подразумевает предоставление залога. Государству необходимы гарантии того, что все пошлины будут уплачены залогодателем в полном объёме. Для этого используются различные способы и формы обеспечения уплаты, привлекаются третьи лица.

Читайте также:  Кадровая работа включает в себя

Залог имущества

Распространённой формой обеспечения является залог имущества. Для выполнения этой процедуры между таможней и непосредственно субъектом ВЭД заключается договор.

Но здесь есть некоторые исключения. Не все виды имущества можно заложить и представить в качестве гаранта погашения платежей.

В качестве обеспечения таможенного платежа нельзя заложить имущество, которое:

  • было заложено предпринимателем ранее;
  • быстро теряет полезные качества и свойства;
  • не находится на территории Российской Федерации;
  • относится к энергетической промышленности (является её продуктом).

Банковская гарантия

Банковская гарантия — тот случай, когда для обеспечения уплаты платежей привлекаются третьи лица. Ими являются кредитные организации. Это могут быть банки, страховые компании и т. д.

Главным требованием к посреднику является принадлежность к реестру таможенных гарантов. В противном случае, государство не получает должные гарантии.

Соответствующий государственный орган может и отказать в обеспечении уплаты, отклонив банковскую гарантию. Основными причинами такого решения могут стать следующие пункты:

  • Серьёзные ошибки при составлении необходимой сопровождающей документации.
  • Несоблюдение основных требований к посреднику.
  • Превышение суммы обеспечения.

Для того чтобы сэкономить время, необходимо предварительно получить всю информацию о выбранной кредитной организации в таможенном органе. Только после этого можно приступать к оформлению документов и получению банковской гарантии.

Банковская гарантия должна содержать следующую информацию:

  • Перечень обязательств, которые должны быть исполнены субъектом ВЭД (предпринимателем).
  • Точный временной промежуток, в рамках которого действует документ. Он не должен превышать 3 года.
  • Право таможни на изъятие определённой денежной суммы со счёта поручителя при несоблюдении им основных обязательств и условий обеспечения.
  • Обязательство поручителя оплачивать пени и штрафы за просрочку платежа. Размер пени составляет 0,1 % от всего размера пошлины.
  • Основные условия сделки. К ним можно отнести поступление пошлины на счёт государственного органа, как исполнение всех обязательств гаранта.

Денежный залог

Часто для обеспечения уплаты пошлин вносится денежный залог. Если субъектом ВЭД является юридическое лицо, а торговая операция предполагает оплату налогов в больших размерах, залог должен быть перечислен на счёт Федерального казначейства.

Если же импорт или экспорт товаров через границу государства осуществляет физическое лицо для личного пользования, то взнос может быть внесён им непосредственно в кассу службы.

При выборе такого способа обеспечения уплаты очень важно соблюдать все обязательства и условия сделки. Если они не будут соблюдены, таможенный орган имеет право взыскать платежи и штрафы из суммы денежного залога.

Если же участник ВЭД является добросовестным и соблюдает все условия и обязательства, денежный залог подлежит возврату. Ему выдаётся расписка, которая является подтверждающим соблюдение условий сделки документом. Эта бумага не подлежит передаче иному лицу. Если она была утеряна, имеется возможность получить её дубликат.

Иногда денежный залог может использоваться для погашения взносов. Для этого предприниматель должен предоставить таможенную расписку. Необходимо и соблюдение следующих условий:

  • обязательства по грузу являются полностью исполненными или прекращёнными;
  • использование денежного залога приведёт к прекращению обязательств по грузу.

Если после погашения взносов и пошлин денежный залог не был истрачен полностью, его остатки возвращаются субъекту ВЭД.

Поручительство

Поручительство представляет собой оформление соответствующего документа между таможней и третьим лицом (поручителем).

Первым шагом при выборе данного способа является поиск поручителя. Стоит максимально ответственно подойти к его выбору, чтобы избежать возможных рисков.

После того, как поручитель был выбран, он направляет в таможню заявку на заключение сделки. Она может быть, как принята, так и отклонена сотрудниками таможни. Вместе с заявкой отправляются и следующие документы:

  • Договор поручительства. Направляются 2 экземпляра. Они должны быть составлены строго в соответствии с правилами, установленными Законодательством Российской Федерации.
  • Документ, который подтверждает согласие предпринимателя на то, что заявленный поручитель будет действовать в рамках сделки от его лица.

Проект договора должен содержать следующие положения:

  • Срок действия документа должен быть менее 24 месяцев.
  • И поручитель, и предприниматель несут равную ответственность за исполнение всех условий договора.

Обеспечение уплаты при процедуре таможенного транзита

Как уже было сказано выше, транзит является безусловным случаем использования обеспечения уплаты пошлин. Он не предусматривает погашение взносов на таможне, но служит для контроля деятельности предпринимателей. Товары при этой процедуре перевозятся строго под контролем таможни.

Таможенный транзит применяется при транспортировке следующих видов груза:

  • иностранные товары;
  • товары таможенного союза, которые перевозятся от пункта отправления до пункта прибытия через границу государства, которое не относится к ТС.

Обеспечение уплаты при временном ввозе

Временный ввоз представляет собой операцию, которая предполагает временное пребывание иностранных товаров на территории страны ТС. При подобной процедуре участники ВЭД могут быть полностью или частично освобождены от обязательств по уплате платежей.

По истечении срока использования товаров они попадают в список тех, что фигурируют в процедуре реэкспорта.

Временный ввоз может использоваться в самых разных случаях:

  • Организация представлений, выставок.
  • Приём представителей других стран.
  • Иные международные мероприятия.

Такая процедура позволяет значительно уменьшить размер платежей или полностью избавиться от необходимости их уплаты.

Расчёт и размер обеспечения

Правильный расчёт сумм обеспечения уплаты позволяет избежать серьёзных убытков в виде штрафов и пени.

Для того чтобы рассчитать размер суммы обеспечения, используется единая формула. Она содержит следующие компоненты:

  • Ставка. Она может изменяться в зависимости от конкретных случаев.
  • Количество груза.
  • Курс валют. Он должен быть официально подтверждён Центральным Банком России.

Для некоторых участников торговых операций установлен минимальный размер обеспечительного таможенного платежа. К ним можно отнести:

  • Таможенного перевозчика. Минимальный размер платежа — 20,000,000 рублей
  • Таможенного брокера. Минимальный размер платежа — 50,000,000 рублей.
  • Владельца таможенного или временного складов закрытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей.
  • Владельца таможенного или временного складов открытого типа. Минимальный размер платежа — 2,500,000 рублей. Но существуют и дополнительные взносы для данной категории. Они могут изменяться в зависимости от типа склада. Как правило, для открытых зон плата составляет триста рублей за 1 квадратный метр, для помещений — тысяча рублей.

Немецкие авто неизменно пользуются спросом во всём мире, и Россия не исключение. Перед тем, как заказывать машину или отправиться за ней за границу, нужно просчитать все затраты, начиная от проживания и заканчивая растаможкой. В помощь автолюбителю калькулятор растаможки авто из Германии. Рассчитайте свои желания и возможности.
Как растаможить мотоцикл в России подробнее тут. Сэкономить на железном коне не получится,
хотя некоторым это удаётся.

Возврат обеспечения

Существует и такое понятие, как возврат таможенного обеспечения. Иными словами, он называется зачёт. Излишне уплаченные в пользу таможенного органа средства могут быть возвращены предпринимателю.

Для того чтобы вернуть таможенное обеспечение, необходимо подать заявление в соответствующий государственный орган. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают:

  • факт уплаты на счёт таможни денежных средств;
  • зачисления на счёт таможни денежных средств;
  • наличия лишних денежных средств.

В зависимости от конкретных ситуаций могут понадобиться и иные бумаги. Их точный перечень лучше заранее уточнить на таможне.

Если все необходимые бумаги уже были ранее предоставлены предпринимателем, повторная их подача необязательна. Главное условие — отсутствие каких-либо изменений в документации.

Дополнительная информация об обеспечении уплаты таможенных платежей, как о способе экономии на растаможке, в этом видео:

Итак, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов позволяет как начинающим, так и опытным предпринимателям избежать крупных денежных затрат на ранних этапах сделки. При использовании данного термина необходимо соблюдение всех условий сопровождающего договора и обязательств в его рамках. В противном случае, могут начисляться штрафы и пени в довольно крупных размерах.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Банковская гарантия в таможенной сфере

Несмотря на экономический кризис, который не обошел стороной и Россию, экономическое направление финансовой деятельности таможенных органов связано с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников – это таможенные платежи в сфере внешней торговли.

Основное направление фискальной деятельности таможенных органов Российской Федерации – аккумуляция в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. В отличие от налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, – государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины является или непосредственно декларант, или другое лицо.

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК РФ отдельную главу (ст. 337 – 347 гл. 31). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Следует отметить, что порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в гл. 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 НК РФ: “В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации”.

К основным способам обеспечения законодатель в ТК РФ относит:

– залог товаров и иного имущества;

– внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

Кроме того, законодатель предусмотрел возможность использования дополнительного способа обеспечения уплаты таможенных платежей – договора страхования.

Ситуации, когда должна быть обеспечена уплата таможенных платежей обязательно, законодатель перечислил и закрепил в п. 1 ст. 337 ТК РФ. К таким случаям относится: предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; условный выпуск товара; перевозка и (или) хранение иностранных товаров; осуществление деятельности в области таможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров). Таким образом, обеспечение уплаты таможенных платежей – важная гарантия исполнения обязанностей, установленных ТК РФ.

По мнению ряда ученых, способы обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества, банковской гарантии и поручительства фактически взяты из гражданского права, в связи с чем в самом ТК РФ имеются ссылки к нормам гражданского права.

ТК РФ не предусматривает безусловного применения положений гражданского права в случаях применения всех и любого из указанных способов обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Отметим, что применение положений гражданского права предусмотрено ТК РФ лишь в определенных случаях. Отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, так как одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа (таможенного) и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий.

В гражданском праве возникновение отношений по обеспечению исполнения лицом его обязательства перед кредитором обусловлено существованием соответствующего основного гражданско-правового обязательства. По всем способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным главой 23 ГК РФ, фигурирует кредитор в основном обязательстве, интерес которого в надлежащем исполнении и обеспечивается. Таким образом, существуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обязательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечивающему) обязательству, причем второе жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т.е. его фактическое отсутствие) влечет недействительность акцессорного обязательства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей.

Существует публично-правовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публично-правовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников.

По мере расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры в таможенном деле все чаще применяются характерные для гражданского права договорные начала правового регулирования. Тем более что комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование для регулирования отношений, возникающих в таможенной сфере, отдельных гражданско-правовых норм. В этой связи, рассмотрев общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей, охарактеризуем способы обеспечения уплаты платежей – залог товаров и иного имущества, банковскую гарантию, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство и страхование.

Напомним, что плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за исключением применения договора страхования, использование которого предполагается специальным порядком. Следовательно, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты.

В современной таможенной практике значительное распространение получила банковская гарантия, используемая при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, при помещении товаров под отдельные таможенные режимы (временного ввоза/вывоза, транзита и т.д.). Согласно требованиям ст. 342 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных платежей в виде предоставления банковской гарантии регулируется гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии – также положениями банковского законодательства.

Следует отметить, что НК РФ, перечисляя способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, не упоминает банковскую гарантию. В то же время в п. 2 ст. 72 НК РФ предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством.

Таким образом, банковская гарантия – способ обеспечения исполнения обязанностей, специфический для таможенного регулирования. Главная особенность банковской гарантии, делающая ее использование в таможенном деле особо привлекательным, заключается в сохранении ее силы независимо от возможного последующего уменьшения обязательства принципала, а также от того, что основное обязательство может быть вскоре прекращено или признано недействительным. Банковская гарантия является самостоятельным обязательством и не имеет акцессорного характера.

Читайте также:  Долг отдал расписку не взял

Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики, удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 – 5 рабочих дней. Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что “в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате”. Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром – таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками, кредитными или страховыми организациями.

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства о банках и банковской деятельности (Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и др.) и гражданского законодательства.

В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте. При этом указанные банки, кредитные или страховые организации должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФТС России. Таким образом, включение банка в этот реестр является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню.

Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей (Литвинова Ю.М.)

Дата размещения статьи: 22.09.2015

Таможенное право, рассматриваемая как комплексная отрасль законодательства , в своем арсенале использует нормы административного, гражданского, банковского и иных отраслей законодательства. Участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) широко применяются институты гражданского права, а таможенное законодательство нередко содержит бланкетные нормы, позволяющие использовать гражданско-правовые нормы. Например, как закрепляет Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

——————————–
См.: Шохин С.О. Проблема научного осмысления таможенных правоотношений // Таможенное дело. 2014. N 3. С. 34 – 37.

В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности ее субъектами не всегда надлежащим образом выполняются обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Предпринимательская деятельность как деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, не лишена различных непредвиденных обстоятельств: финансовых кризисов, недобросовестных действий контрагентов, обстоятельств непреодолимой силы и др.
В этой связи важную роль в процессе исполнения обязанности по уплате таможенных платежей играет институт обеспечения уплаты таможенных платежей. Сущность таможенного обеспечения может быть определена путем уяснения его цели, под которой в данном случае следует понимать “установление гарантий надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Цель таможенного обеспечения обусловливает необходимость решения задачи по предотвращению и уменьшению тех негативных последствий, которые могут возникнуть в результате полной или частичной неуплаты таможенных платежей” . Иными словами, институт обеспечения уплаты таможенных платежей служит гарантией соблюдения фискальных интересов государства, так как в случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей) таможенные органы вправе взыскать не поступившую в бюджет сумму за счет таможенного обеспечения. И если в гражданско-правовых отношениях целями применения обеспечения исполнения обязательств служат ограждение добросовестного участника отношений от его недобросовестного партнера, защита прав и интересов первого , то таможенное обеспечение способствует обеспечению публичных интересов, выполнению фискальных функций таможенных органов. Обеспечение уплаты таможенных платежей направлено на обеспечение соблюдения таможенного законодательства .
——————————–
Коваленко Е.П. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 11.
См.: Волошина М.В. Банковская гарантия: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 3.
См.: Халипов С.В. Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации // Таможенное дело. 2014. N 1. С. 12.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей поименован в Таможенном кодексе Таможенного союза, в статье 86. В соответствии с пунктом 1 данной статьи способами обеспечения уплаты таможенных платежей являются: банковская гарантия, денежные средства, поручительство и залог.
Банковская гарантия обладает уникальной юридической конструкцией и несомненными преимуществами перед другими способами обеспечения исполнения обязательств, чем и обусловлено ее широкое применение в предпринимательской деятельности .
——————————–
См.: Отарова К.Г. Правовое регулирование применения банковской гарантии в предпринимательской деятельности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9.

Под банковской гарантией как способом обеспечения уплаты таможенных платежей следует понимать обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом, в отношении которого представляется такая гарантия .
——————————–
См.: Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право: Курс лекций. М.: РАП; Эксмо, 2009. С. 148.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, которые ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Следует отметить, что в обеспечительных правоотношениях, возникающих по поводу банковской гарантии, участвуют все элементы банковской системы РФ. Так, Банк России участвует в этих обеспечительных правоотношениях опосредованно: он вправе издавать нормативные акты, устанавливающие правила в отношении банковских гарантий, которые являются источниками правового регулирования банковской гарантии, осуществлять выдачу кредитным организациям лицензий, а также приостанавливать их действие и отзывать их. Таможенные органы принимают гарантии, выданные банками, иными кредитными или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций. Одной из главных отличительных черт банковской гарантии, характеризующих ее как самостоятельный правовой институт, а также выделяющих из круга остальных способов обеспечения исполнения обязательств, является независимость банковской гарантии от основного обязательства. Таким образом, банковскую гарантию от других способов обеспечения уплаты таможенных платежей отличают сложный механизм правового регулирования, особенности ее содержания и субъектного состава .
——————————–
См.: Коваленко Е.П. Указ. соч. С. 17 – 18.

В юридической литературе отмечается, что правовая природа банковской гарантии, применяемой в области таможенного дела, предопределяет наличие ее основных признаков, таких как:
– банковская гарантия представляет собой гражданско-правовое обязательство;
– в правоотношения по банковской гарантии вступают три стороны: таможенный орган, банк (иная кредитная или страховая организация) и субъект внешнеэкономической деятельности;
– банковская гарантия носит односторонний характер, так как обязанности по гарантии возникают лишь у банка;
– использование банковской гарантии в области таможенного дела обусловлено публично-правовыми интересами .
——————————–
См.: Шилина Е.В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 15.

В цивилистике отмечается, что “гарантийное обязательство возникает из фактического состава, в который входят два юридических факта: договор банковской гарантии и наступление условия права (condicio juris), состоящего в неисполнении или ненадлежащем исполнении принципалом обеспеченного гарантией обязательства” . В таможенно-правовых отношениях имеет место быть подобная же конструкция. Между участником ВЭД (принципалом) и банком, кредитной или страховой организацией (гарантом) заключается договор банковской гарантии. Таможенные органы в случае неисполнения участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей будут выступать в роли кредитора (бенефициара), хотя таможенное законодательство данными понятиями не оперирует.
——————————–
Байгушева Ю.В. Банковская гарантия: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 9.

Особый субъектный состав по банковской гарантии (банки, кредитные организации или страховые организации) обусловлен такими причинами, как:
– экономическая природа банковской гарантии как инструмента по передаче кредитного риска;
– наличие организаций (кредитных, страховых), специализирующихся в сфере оценки и несения экономических рисков;
– наличие системы государственного контроля за деятельностью кредитных и страховых организаций с целью обеспечения их устойчивости и платежеспособности .
——————————–
См.: Соболева Н.В. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств и практика ее применения в банковской деятельности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 19.

Таможенный орган принимает банковскую гарантию, если на момент ее поступления в таможенный орган гарант включен в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта. Министерством финансов РФ установлены размеры максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов .
——————————–
Приказ Минфина РФ от 10 октября 2011 г. N 126н “Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов” // Российская газета. 2011. 5 дек.

Обращаясь к зарубежному опыту правового регулирования способов обеспечения уплаты таможенных платежей, следует отметить Таможенный кодекс Европейского сообщества. Данный нормативный акт предусматривает следующие формы обеспечения:
– денежный залог или другая форма оплаты, признаваемые таможенными органами как эквивалентные денежному депозиту, внесенному в евро или в валюте страны-участницы, в которой требуется внесение обеспечения;
– обязательство гаранта;
– иной вид обеспечения, предоставляющий равнозначное подтверждение того, что сумма ввозной или вывозной пошлины, соответствующая сумме таможенной задолженности и иных сборов, будет уплачена.
Причем своеобразным аналогом российской банковской гарантии, исходя из толкования норм Кодекса, будет являться “обязательство гаранта”.
Однако обращает на себя внимание особый субъектный состав гаранта по таможенному законодательству Европейского сообщества. Так, гарант должен быть третьим лицом, зарегистрированным на таможенной территории Сообщества; а также получить соответствующее разрешение таможенного органа, требующего обеспечение, если только гарантом не является кредитное учреждение, финансовый институт или страховая компания, аккредитованные в Сообществе в соответствии с действующими правилами Сообщества . Таким образом, исходя из системного толкования данных норм, гарантом может выступать кредитное или финансовое, учреждение, страховая организация либо иное лицо, зарегистрированное на таможенной территории Сообщества и получившее соответствующее разрешение таможенного органа. Иными словами, законодатель не ограничивает субъектный состав гаранта, а лишь накладывает специальные требования к нему: любое лицо при получении соответствующего разрешения таможенного органа и, будучи зарегистрированным на таможенной территории Европейского сообщества, может выступать гарантом по обязательству.
——————————–
Council Regulation (EEC) N 2913/92 of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code (OJ L 302, 19.10.1992, p. 1). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TX-T/?qid=1411150298171&uri=CELEX:01992R2913-20070101.

В этой связи в сравнении с требованиями российского законодательства относительно субъектного состава организаций-гарантов следует отметить следующее. С одной стороны, подобные требования таможенного законодательства России направлены на соблюдение публичных интересов, надлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, своевременное и полномерное пополнение казны. С другой же стороны, крупным компаниям доступ к участию в данных правоотношениях закрыт. Например, Внешэкономбанк является государственной корпорацией, а не банком, его деятельность урегулирована Федеральным законом “О банке развития”, что не позволяет ему выдавать банковские гарантии, обеспечивающие уплату таможенных платежей. В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предлагающий расширить права Внешэкономбанка, предоставив ему право выдавать банковские гарантии в счет оплаты таможенных пошлин и сборов. Предоставление Внешэкономбанком таможенных гарантий позволит компаниям ускорить процесс таможенного оформления товара и не изымать средства из своего оборотного капитала. Внешэкономбанк – ключевой институт развития в сфере финансовой и гарантийной поддержки российского экспорта. Так, на 1 октября 2013 года объем выданных гарантий составлял 165,5 млрд. рублей .
——————————–
См.: Белоусов А. Рынок гарантий ждет нового игрока // Таможенные новости. 2014. N 3. С. 8.

Таким образом, возможно расширение круга субъектов-гарантов по банковским гарантиям, обеспечивающим уплату таможенных платежей, что будет способствовать усилению конкуренции на рынке банковских услуг.
ФТС России в целях установления возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также реализации информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, подготовлен законопроект .
——————————–
Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях)” // СПС “КонсультантПлюс”.

Данный законопроект направлен на предоставление возможности участникам ВЭД вносить денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде. То есть банковская гарантия в соответствии с указанным проектом изменений может быть предоставлена в таможенные органы в виде электронного документа с электронной подписью. Кроме того, предлагается заменить таможенный приходный ордер таможенной распиской, которая также может быть предоставлена как в письменной, так и в электронной форме. Предусматривается возможность информирования таможенным органом кредитной организации (гаранта) об отказе в приеме банковской гарантии в виде направления электронного документа.
Таким образом, институт обеспечения уплаты таможенных платежей служит гарантией соблюдения фискальных интересов государства, так как в случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей) таможенные органы вправе взыскать не поступившую в бюджет сумму за счет таможенного обеспечения. Данный институт способствует обеспечению публичных интересов, выполнению фискальных функций таможенных органов. Кроме того, грядущие новеллы будут способствовать переходу на электронный документооборот, отказу от бумажного дублирования электронных документов, упростят таможенные процедуры и сэкономят время таможенного оформления.

Литература

1. Байгушева Ю.В. Банковская гарантия: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2008.
2. Белоусов А. Рынок гарантий ждет нового игрока // Таможенные новости. 2014. N 3.
3. Коваленко Е.П. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
4. Приказ Минфина РФ от 10 октября 2011 г. N 126н “Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов” // Российская газета. 2011. 5 дек.
5. Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях)” // СПС “КонсультантПлюс”.
6. Соболева Н.В. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств и практика ее применения в банковской деятельности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2005.
7. Халипов С.В. Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации // Таможенное дело. 2014. N 1. С. 12.
8. Шилина Е.В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
9. Шохин С.О. Проблема научного осмысления таможенных правоотношений // Таможенное дело. 2014. N 3.
10. Council Regulation (EEC) N 2913/92 of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code (OJ L 302, 19.10.1992, p. 1). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1411150298171&uri=CELEX:01992R2913-20070101.

Читайте также:  Букмекерская контора где не нужен паспорт

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Таможенные платежи, их виды и порядок уплаты

В соответствии со ст. 342 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями. Исходя из сложившейся практики, можно сделать вывод, что чаще всего договоры о предоставлении банковской гарантии заключаются заинтересованными лицами именно с банками.

Однако в отличие от общегражданских отношений, касающихся выдачи банковской гарантии и регулируемых, в основном, Гражданским кодексом РФ и банковским законодательством, предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей подчиняется еще и таможенному законодательству. Более того, Федеральная таможенная служба (ФТС) сузила круг потенциальных банков – гарантов. Ведь в подобных соглашениях вступать гарантом может лишь банк, включенный в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ФТС России.

Согласно Гражданскому кодексу РФ банк, иная кредитная организация или страховая организация (гарант) вправе дать по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору последнего (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Как видно из приведенного определения, заключение соглашения о банковской гарантии возможно при участии трех сторон: Гаранта, Принципала и Бенефициара. Если говорить о банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей, то субъектный состав здесь будет иметь свои особенности. Например, бенефициаром в таких соглашениях всегда будет соответствующий таможенный орган, а гарантом может выступать только банк, поименованный в Реестре банков и иных кредитных организаций ФТС.

Стоит заметить, что исполнение обязанности уплаты таможенных платежей обеспечивается, в том числе и банковской гарантией, в следующих случаях:

  1. предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
  2. условный выпуск товаров;
  3. перевозка и (или) хранение иностранных товаров;
  4. осуществление деятельности в области таможенного дела.

В любом случае банковская гарантия для обеспечения уплаты таможенных платежей предоставляется только, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет более 20 тысяч рублей. Таким образом, если сумма подлежащих уплате таможенных платежей по сделке не превышает 20 тысяч рублей и у таможенного органа есть все основания полагать, что лицо полностью исполнит перед ним свои обязательства, то заключение банковской гарантии не является необходимым обстоятельством прохождения таможенных процедур.

Сумма банковской гарантии является существенным условием заключения соглашения о ее выдаче. Как и в случае выдачи банковской гарантии, которая подчиняется только нормам общегражданского законодательства, сумму банковской гарантии, выдаваемой для обеспечения уплаты таможенных платежей, определяет бенефициар. Однако в законодательстве содержится своеобразное ограничение для бенефициара – согласно Таможенному кодексу РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей не может превышать размера этих самых таможенных платежей, под выполнение которых, собственно, и выдается данная банковская гарантия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что размер банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей не может быть меньше 20 тысяч рублей и выше общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Как правило, плательщик таможенных платежей (принципал) принимает решение о заключении соглашения о выдаче банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей, уже имея информацию о характере и количестве товара, подлежащего прохождению таможенных процедур. Здесь стоит сразу оговориться, что выбор способа обеспечения уплаты таможенных платежей полностью принадлежит плательщику. Именно ему решать, каким из четырех перечисленных в законе способов (залог товаров, банковская гарантия, денежный залог или поручительство) он обеспечит выполнение обязательств перед таможенными органами. Остановившись на банковской гарантии, плательщик (будь то юридическое лицо или предприниматель) обращается, как правило, в обслуживающий его банк. На это есть несколько причин. Как показывает банковская практика, банки неохотно идут на выдачу банковской гарантии клиентам со стороны. Для банка одной из гарантий того, что в случае наступления обстоятельств, по которым банк как гарант по соглашению выплатит сумму банковской гарантии, является наличие расчетных счетов плательщика именно в этом банке. Что, в свою очередь, предоставляет последнему реальную возможность в соответствующих случаях осуществлять контроль за правомерным распоряжением плательщиком средствами с данного расчетного счета.

Более того, мониторинг движения денежных средств на расчетном счете клиента позволяет аналитикам банка оценить возможный риск, связанный с выдачей банковской гарантии. А такой риск есть всегда. Ведь, согласно положениям гражданского законодательства, гарант (т.е. банк) обязан выплатить сумму банковской гарантии по первому требованию бенефициара (в рассматриваемом случае таможенного органа), а уже потом требовать уплаты от принципала (плательщика) необходимой суммы.

С другой стороны, имея доступ к счетам принципала, банк всегда может приостановить по ним движения при наличии соответствующих условий в соглашении о выдаче банковской гарантии.

Так вот, предполагается, что, обращаясь, как правило, в обслуживающий банк за банковской гарантией, плательщик должен иметь указание таможенного органа на предполагаемый размер таможенных платежей, подлежащих уплате по данной таможенной процедуре. Однако, законодательством не исключена и такая ситуация, когда точная сумма таможенных платежей не может быть установлена в силу непредставления плательщиком в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости. Казалось бы, что отсутствие подобной информации может сделать невозможной обеспечение уплаты таможенных платежей банковской гарантией. Ведь отсутствует, как таковой, основной критерий определения размера таможенных платежей – стоимость товара.

Но Таможенный кодекс предоставил плательщику в подобной ситуации возможность избежать задержки с оформлением всех таможенных процедур, разрешив таможенному органу определять размер обеспечения исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. Следует заметить, что подобные сведения имеются лишь у таможенного органа. А потому проверить правомерность использования именно этих показателей, а не других, не представляется возможным. В этом случае, как, впрочем, и во многих других, у государственного органа есть своеобразная монополия на определение стоимости товаров, а, следовательно, и размера таможенных платежей.

В данном контексте необходимо упомянуть о возможности пересмотра таможенным органом заявленного плательщиком размера таможенных платежей в случае возникновения подозрения на указание недостоверных или неподтвержденных сведений при определении стоимости товара, а также о том, что ФТС РФ вправе установить фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров. В исполнение последнего, ФТС утвердило своим приказом от 11.08.2005 г № 725 фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.

Как видно из названия, указанный приказ касается лишь подакцизных товаров, а именно: всех видов спиртосодержащей продукции, табачных изделий, лекарств, бензина и автомобилей.

Таможенные органы в обеспечение уплаты таможенных платежей принимают от плательщиков лишь банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций.

Реестр был введен в действие приказом ГТК РФ от 30.08.2004 г. № 847. Но он не является статичным документом. ФТС РФ, ответственная за его ведение, вносит в него необходимые изменения, связанные, прежде всего, либо с включением в Реестр новых банков, либо с исключением из него прежних участников, либо с изменением некоторых параметров банков – участников.

В Реестре ФТС банков и иных кредитных организаций содержатся, помимо стандартной для подобных документов информации, следующие сведения:

  • номер и дата разрешения таможенного органа на право выдавать гарантии;
  • дата окончания действия разрешения либо уведомления на право выдавать гарантии;
  • максимально допустимая сумма одной банковской гарантии;
  • максимально допустимая сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.

Два последних показателя Реестра исчисляются в евро.

Указанный Реестр формируется исходя из объективных данных деятельности банков, и включение в него осуществляется без взимания платы. Включение банка в Реестр осуществляется на основании его заявления в ФТС РФ. Для принятия последней положительного решения по вопросу включения банка в Реестр необходимо наличие некоторых условий. Все они являются обязательными и лишь при наличии всех условий одновременно возможно включение в Реестр нового участника. Такими условиями являются:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
  • отсутствие задолженности банка перед таможенными органами;
  • наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей;
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года.

В последнем условии, по всей видимости, имеется в виду соблюдение банком всех предусмотренных законом правил и процедур осуществления банковской деятельности не только на территории РФ, но и зарубежом (при наличии представительств).

Для включения в Реестр филиала банка, кроме всех вышеперечисленных условий в отношении головного банка, необходимо внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале.

Вместе с заявлением о включении в Реестр банк представляет в ФТС следующие документы:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • свидетельство о регистрации кредитной организации ЦБ РФ;
  • лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций;
  • заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка;
  • документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;
  • справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;
  • копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью.

Филиал банка также дополнительно представляет:

  • положение о филиале;
  • информационное письмо ЦБ РФ о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
  • заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала.

В ходе рассмотрения вопроса о включении банка в Реестр таможенный орган вправе запрашивать у третьих лиц всю необходимую ему для принятия решения информацию. В этом случае указанные лица обязаны представить запрашиваемую информацию в течение 10 дней со дня получения запроса.

Срок рассмотрения заявления о включении в Реестр не может превышать 30 дней со дня его получения ФТС РФ. Причем отказ во включении в Реестр может быть вынесен ФТС только в случае несоблюдения претендентом условий включения в Реестр, указанных выше. Уведомление о включении в Реестр либо об отказе во включении с указанием причин направляется банку в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Банк включается в Реестр с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в Реестр.

Срок действия уведомления составляет один год со дня включения в Реестр. При этом срок действия уведомления, выданного филиалу банка, включенного в реестр, ограничивается сроком действия уведомления, выданного банку.

Если по истечении срока действия уведомления банк пожелает остаться включенным в Реестр ему необходимо подать заявление на повторное включение в Реестр не позднее чем за месяц до истечения срока действия уведомления.

Банк может быть исключен из Реестра в следующих случаях:

  • его ликвидация или реорганизация;
  • отзыв ЦБ РФ лицензии на осуществление банковских операций у банка;
  • неисполнение хотя бы одного из условий включения в Реестр;
  • неисполнение обязательств по банковской гарантии;
  • истечение одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в Реестр.

Исключение банка по указанным условиям грозит банку тем, что в дальнейшем он может быть повторно включен в Реестр лишь через год при условии ликвидации причин исключения из Реестра. Таким образом, в случае пропуска банком месячного срока уведомления о повторном включении его в Реестр, возвращение его в Реестр возможно лишь по истечении года со дня окончания действия первоначального уведомления.

Однако, исключение банка из Реестра не прекращает действия выданных им и принятых таможенными органами банковских гарантий.

Включение в Реестр налагает на банк дополнительные обязанности. Так, после получения уведомления о включении в Реестр банк обязан информировать ФТС обо всех изменениях финансовых реквизитов, юридического и почтового адресов, учредительных документов, карточек с образцами подписей лиц, имеющих право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати, о ликвидации или реорганизации, об отзыве лицензий на осуществление банковских операций.

Кроме того, банк обязан представлять в ФТС следующую информацию:

  • ежеквартально – бухгалтерскую отчетность по состоянию на первое число первого месяца квартала, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью;
  • в срок до первого числа второго месяца квартала – бухгалтерскую отчетность банка в составе балансового отчета, расчета собственных средств (капитала), справки о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета;
  • ежегодно до 1 июля – копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год с приложениями, заверенную аудиторской фирмой.

В свою очередь, ФТС РФ осуществляет контроль за соблюдением банками установленной для них максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий и в случае их превышения информирует соответствующие таможенные органы.

В заключении хотелось бы заметить, что наличие у банка уведомления о включении его в Реестр ФТС, с одной стороны, является, своего рода, показателем высокой оценки деятельности банка, а с другой стороны, расширяет спектр услуг, предоставляемых банком клиентам. Данное обстоятельство может иметь немаловажное значение для потенциальных клиентов, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Добавить комментарий