Профстандарт эксперт в сфере закупок

Профессиональные стандарты в сфере закупок

    On 05.04.2019 0 Комментарии 44-ФЗ

Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н). Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической. Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.

Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.

Профстандарт для специалиста

В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.

Обеспечение закупочных процедур

Уровень квалификации 5

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:

  • собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
  • готовить документацию;
  • описывать объект закупки;
  • участвовать в обработке результатов торгов и другие.

Осуществление закупок

Уровень квалификации 6

К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:

  • высшее образование не ниже бакалавра;
  • опыт работы — как минимум 3 года.

Такому специалисту, в частности, поручается:

  • составление планов и планов графиков;
  • обоснование цен;
  • организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
  • организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
  • размещение в ЕИС различных отчетов.

Экспертиза результатов исполнения контракта

Уровень квалификации 7

Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:

  • проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
  • организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
  • проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
  • обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
  • привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.

Контроль закупочной деятельности

Уровень квалификации 8

Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:

  • высшее образование по программам специалитет или магистратура;
  • 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.

Сфера деятельности этого специалиста:

  • контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
  • оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
  • давать оценку эффективности закупок;
  • следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).

Профстандарт для эксперта

Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к

  1. Консультирование. Чтобы соответствовать профстандарту «эксперт» и заниматься консультированием, специалисту необходимо высшее образование (бакалавриат и выше), дополнительное обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, опыт работы минимум 3 года. С таким багажом можно проводить консультации в сфере закупок, составлять заключения, рассчитывать различные аналитические показатели, например, влияние на цену тех или иных факторов.
  2. Экспертиза. Эксперт должен иметь высшее образование по программе специалитет или магистратура и пройти обучение в сфере закупок. Опыт работы — от 4 лет. Основное направление деятельности — экспертиза документов, связанных с закупкой (в том числе заявок) и результатов выполнения контракта (включая составление экспертного заключения). Кроме того, эксперт может разрабатывать методологические базы для закупочной деятельности.
  3. Организация. Наиболее квалифицированные и опытные специалисты занимаются организацией всей закупочной деятельности заказчика. К ним предъявляются такие требования: специалитет или магистратура плюс профильное обучение в сфере государственных закупок, а также 5 лет работы, 3 из которых — на руководящих должностях. Функции такого руководителя:
    • организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;
    • планировать закупочную деятельность;
    • контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;
    • контролировать эффективное использование ресурсов;
    • следить за исполнением требований охраны труда.

Выводы

Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.

Профстандарт специалистов в сфере закупок

Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках. Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие. Разберем подробнее.

Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»

Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения. Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств. Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

  1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Осуществление (уровень квалификации 6).
  3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
  4. Контроль (уровень квалификации 8).

Разберем их подробнее.

Обеспечение конкурсных мероприятий

Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.

Права и обязанности:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов;
  • подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
  • формирование описательной части объектов заказа.;
  • мониторинг поставщиков и т. д.

Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

Осуществление закупочных процедур

Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Экспертиза результатов

Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
  • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
  • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.

Контроль конкурсных мероприятий

Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

  1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
  2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
  3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
  4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
Читайте также:  Материнский капитал на погашение кредита

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

Профстандарт «руководитель контрактной службы»

Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.

Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2020 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

Консультирование

По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

  • создание и ведение баз данных;
  • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
  • составление заключений;
  • непосредственное консультирование.

Экспертиза

Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено. Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д. Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.

Что должен делать эксперт в закупках:

  1. Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
  2. Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
  3. Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
  4. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.

Организация работ

Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:

  • распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
  • планирование текущей деятельности организации, подразделения;
  • осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
  • организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
  • осуществление контроля рационального использования ресурсов;
  • осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.

Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец

Профстандарты в сфере закупок

Долгое время профессия закупщика в России практически не регулировалась с точки зрения профессиональных стандартов. Однако с 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профессиональными стандартами квалификации закупщиков. Сейчас сотрудники, отвечающие за закупки на стороне заказчиков, должны отвечать профессиональным стандартом, законодательно предусмотренным в сфере закупок.

Трудовой кодекс определяет «профессиональный стандарт» как квалификацию, необходимую работнику для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Профстандарты разрабатывает и утверждает, а также ведет их реестр на специализированном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru Минтруд РФ.

Итак, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок? Сейчас действуют два документа: профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профстандарты специалиста по закупкам разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ. Коммерческие организации могут применять профстандарты в сфере закупок, учитывая специфику своей деятельности.

Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего в рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации, от самого низкого, 1-го, до высшего, 9-го.

Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

Действующий профстандарт специалиста по закупкам 44-ФЗ также определяют несколько статей Закона о контрактной системе (ЗКС).

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в данной области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющемунеобходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование. Профстандарты получают свое применение даже при создании закупочной комиссии. Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

  • 5 уровень — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 уровень — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 уровень — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 уровень — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Требования к образованию и обучению:

1. Среднее, дополнительное профессиональное. 2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное. 3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное. 4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

1. Нет. 2. Не менее 3-х лет. 3. Не менее 4-х. 4. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).

  • 6 уровень — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  • 7 уровень — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  • 8 уровень — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для шестого уровня необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для седьмого уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.

Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;
  • госкорпорации, госкомпании, хозобщества с долей участия государства выше 50%.

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.
Читайте также:  Кто назначает председателя счетной палаты рф

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

  1. Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
  2. Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
  3. Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
  4. Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

  1. Среднее, доппрофессиональное.
  2. Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  1. Отсутствие требований.
  2. От 3 лет.
  3. От 4 лет.
  4. От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Профстандарт эксперта

Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:

  1. № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
  2. № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
  3. № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).

Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.

Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.

Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.

Профессиональные стандарты в сфере закупок

Что такое профстандарты?

На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.

Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.

Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.

В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).

В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.

Макет профессионального стандарта:

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщённых трудовых функций

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

В 2007–2008 гг. в России появились первые профессиональные стандарты.

Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?

Профессиональные стандарты позволяют не только определить трудовые функции, которые должен исполнять конкретный специалист, но и требования к образованию, опыту практической работы, навыкам и умениям, предъявляемым к кандидатам при приёме на работу.

Минюстом РФ утверждены разработанные Минтрудом России профессиональные стандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок (полный текст стандартов размещён на специализированном интернет-портале http://profstandart.rosmintrud.ru):

  • “Специалист в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н)
  • “Эксперт в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626н)

    Ответственная организация – разработчик обоих стандартов ФГБОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации” (РАНХиГС).

    Разработчиками профстандарта “Специалист в сфере закупок” являются:

  • Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр»
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

    Разработчиками профстандарта “Эксперт в сфере закупок” являются:

  • Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук “Интерцентр”
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

    Для чего нужны профстандарты в сфере закупок?

    В профстандарте «Специалист в сфере закупок» предусмотрено четыре обобщенные трудовые функции, а «Эксперт в сфере закупок» – три обобщенные трудовые функции.

    Каждая из них соответствует определенному уровню квалификации.

    Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника и содержат описание следующих критериев:

    • Полномочия и ответственность
    • Характер умений
    • Характер знаний
    • Основные пути достижения уровня квалификации

    Уровни квалификации нужны для описания требований к образованию и обучению сотрудников.

    Например, в нашу организацию приняли нового работника Сергея на должность специалиста по закупкам. В его обязанности входит обеспечение закупки для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по закупкам» (схема 2) это соответствует 5-му квалификационному уровню. Следовательно, образование у Сергея должно быть не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт работы в закупках может отсутствовать (таблица 1).

    Далее работодатель решил перевести Сергея на должность консультанта по закупкам для осуществления процедур закупок. Эта трудовая функция соответствует 6-му квалификационному уровню (таблица 1). Сергей будет переведён консультантом после трёх лет работы и при условии получения высшего образования (бакалавриат), а также дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).

    Если же работодатель переведёт Сергея на должность консультанта по закупкам без учёта перечисленных выше требований к квалификации, а тот не справится с новыми обязанностями, то работодатель не вправе применить к Сергею дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения. Поскольку при переводе не были учтены требования к квалификации для выполнения конкретной трудовой функции «Осуществление процедур закупок», которая требует специальной подготовки.

    Как грамотно применять профстандарты в сфере закупок?

    Профстандарты в сфере закупок помогают работодателю решать следующие задачи:

    • Разрабатывать должностные инструкции
    • Проводить отбор кандидатов
    • Определять соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в ходе оценочных мероприятий при проведении аттестации и других видов оценки
    • Устанавливать уровень квалификации в случае увольнения по сокращению штата или численности работников
    • и др.

    Кто должен применять профстандарты в сфере закупок?

    С 1 июля 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.

    Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Читайте также:  Декларация ндс за 3 квартал 2020

    Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не установлено.

    Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)

    При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).

    А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать – от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

    Профстандарты в сфере закупок: вопросы применения

    В минувшем году Минтруд России утвердил профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок. Надо сказать, что документы получились довольно неоднозначными. О проблемных вопросах их применения пойдет речь в статье.

    Ольга Михайловна ВОРОБЬЁВА, заместитель директора Института госзакупок

    Нормативно-правовая основа

    В сентябре 2015 года Минтруд России утвердил профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок (далее — профессиональные стандарты, профстандарты) [1] . Указанные стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, провозглашенный в статье 9 Федерального закона № 44‑ФЗ.

    В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей. При этом согласно статье 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 года, обязательными такие стандарты будут только в части требований к наличию образования в сфере закупок, которые помимо профессиональных стандартов установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ. Напомним, что согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок [2] . Во всем остальном (например, требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям) профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

    Помимо работодателей профессиональные стандарты после вступления их в силу с 1 июля 2016 года должны учитываться образовательными учреждениями при разработке дополнительных профессиональных программ (пункт 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499).

    Следовать ли букве стандарта?

    Для наглядности основные квалификационные требования профессиональных стандартов к специалистам в сфере закупок и экспертам в сфере закупок мы свели в таблицы. При этом важно обратить внимание на то, каким образом трудовые функции распределены между специалистами различных уровней квалификации и какие последствия это за собой влечет при строгом соблюдении стандартов.

    Несмотря на то что обеспечение закупок — самая низкая из возможных квалификаций в сфере закупок, для нее достаточно среднего профессионального образования по любой профессии и дополнительного профессионального образования в сфере закупок, опыт работы не требуется — предполагает осуществление несложных, в основном технических функций, стандартом установлено, что, например, в рамках обеспечения закупок специалист должен разработать документацию о закупке (сформировав для этого обоснование начальной цены, техническое задание и проект контракта), проанализировать заявки участников закупки и так далее.

    Следует обратить внимание на то, что некоторые трудовые действия специалистов разного уровня дублируют друг друга (например, начальная цена должна обосновываться специалистом, как обеспечивающим закупку, так и осуществляющим ее). Требования стандарта не позволяют одному специалисту выполнить все функции для осуществления закупки. Так, например, специалист, осуществляющий закупку, реально не может провести эту закупку, так как функциями по разработке документации о закупке, анализу заявок и по прочим действиям, необходимым для определения победителя, наделен специалист, обеспечивающий закупку.

    Исходя из стандартов, даже самой небольшой организации (все закупки — только договоры до 100 тысяч рублей согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ) для составления и размещения фактически нулевого плана-графика и такого же отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций требуется контрактный управляющий с квалификацией не ниже уровня 6: специалист, осуществляющий закупку (высшее образование по любой специальности не ниже бакалавриата и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, стаж практической работы в сфере закупок не менее трех лет).

    Незавидна судьба молодых специалистов: выпускник вуза по любой специальности без опыта работы в сфере закупок может претендовать только на должность с самым низким уровнем квалификации (уровень 5, «обеспечение закупок», достаточно среднего профессионального образования), на которой ему придется отработать не менее трех лет, чтобы получить право на повышение до квалификации уровня 6 («осуществление закупок»). Таким образом, можно предположить, что если у такого выпускника будет альтернатива — начать карьеру в другой сфере с должности, предполагающей наличие высшего образования (и соответствующую оплату), — то он не станет начинать карьеру в сфере закупок с должности «среднего образования». Соответственно, карьера в сфере закупок будет интересовать главным образом тех специалистов, которые имеют среднее профессиональное образование и хотят продолжить учебу в системе высшего образования в заочной форме одновременно с началом работы в сфере закупок.

    Может стать серьезным камнем преткновения формально-юридический вопрос: что есть стаж практической работы в сфере закупок? Если главный бухгалтер совмещает свою основную работу с осуществлением функций контрактного управляющего, однако для размещения на сайте использует электронную подпись руководителя учреждения, а учреждение при этом не вносит изменения в трудовой договор и должностную инструкцию такого бухгалтера, то сможет ли он в будущем подтвердить наличие стажа в сфере закупок? Единственным документом в этом случае будет являться приказ о возложении на него функции контрактного управляющего. Следовательно, всем закупщикам остается посоветовать сохранять для себя лично копии всех документов, свидетельствующих, что на них были возложены трудовые функции в сфере закупок (приказы о включении в состав контрактной службы и (или) комиссии по осуществлению закупок, об оформлении электронной подписи для работы на официальном сайте и так далее). Причем целесообразно делать это за пять лет работы в сфере закупок, поскольку согласно стандартам для назначения на самые высокие должности необходимо подтвердить именно такую продолжительность стажа практической работы в сфере закупок.

    Как закупщик может подтвердить свое соответствие профстандартам и обязан ли он это делать? Ответ прост: не обязан, но если у него есть такое желание, то сертификат специалиста или эксперта в сфере закупок можно получить в рамках Системы добровольной сертификации (регистрация Росстандарта № РОСС RU.И1281.04 ЖРЭ2 от 09.10.2015, подробнее — на сайте www.росзакупки.рф).

    Стандарт есть, а профессии нет

    Следует отметить, что исследованиями, проведенными во втором полугодии 2015 года Институтом госзакупок, установлены некоторые особенности труда закупщиков в бюджетном секторе.

    Большинство респондентов жалуются на то, что функции члена комиссии по осуществлению закупок, члена приемочной комиссии, специалиста, отвечающего за экспертизу при приемке продукции, как правило, сами по себе работодателями не ценятся, дополнительно не оплачиваются и фактически становятся для работника обязательной общественной нагрузкой к его основной должности. Кроме того, функции контрактного управляющего практически всегда являются для работника дополнительными к основной работе и совмещаются с массой других, не менее сложных и зачастую более объемных трудовых функций (чаще всего главный бухгалтер, юрист). Исключительно закупками специалист занимается, как правило, только в случае, если он работает в региональном или муниципальном уполномоченном органе или в контрактной службе крупного заказчика, созданной как самостоятельное структурное подразделение. Получается, что рассмотренные стандарты пока несколько далеки от реального положения вещей, поскольку специалистов и экспертов с тем набором функций, которые описаны в стандартах, не существует либо они встречаются редко.

    В завершение отметим, что после вступления в силу профессиональных стандартов специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок ситуация на рынке оплаты труда может измениться: применение стандартов должно формализовать связь между имеющейся у специалиста квалификацией и уровнем занимаемой им должности. Полагаем, что со временем это позволит упорядочить рынок труда в сфере закупок, а также будет способствовать появлению самостоятельной профессии «специалист в сфере закупок».

    Таблица 1. Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

    Обобщенная трудовая функция

    Экспертиза результатов закупки, приемка контракта

  • Добавить комментарий