Принципы инклюзивного образования детей с овз

Инклюзивное образование , принципы.

Инклюзивное – включающий в себя, заключаю, включаю или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится

целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать

помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

Содержание работы Службы ранней помощи:

– проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

– оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

– осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,

Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении.

Необходимость инклюзивного образования назрела давно. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития, сделало бы жизнь таких детей более интересной и полной, способствовало бы их развитию и воспитанию.

Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально – эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно- развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.

В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся деятельность подчинена именно игре, будь то индивидуальные занятия, групповые или подгрупповые

На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения ребенка.

Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-коррегирующую гимнастику; педагог-психолог – психогимнастику; учитель-логопед – дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный массаж.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии. Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

Основные принципы инклюзивного образования:

· по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения – адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

· по отношению к одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров – на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

· по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

· по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

· по отношению к системе образования города, района в целом:

· оптимизация ресурсов городской, муниципальной системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

1. индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ – по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

2. социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

3. психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

4. индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

5. портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

6. компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

7. повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

8. рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

9. тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

10. подготовка тьюторов высшей школой;

11. адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

12. адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

13. адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

14. адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

15. сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

16. ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

1.6 Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей. Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение– общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:

Читайте также:  Положение о складе тмц

· организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

· организация временного режима обучения;

· организация рабочего места ребенка с ОВЗ;

· технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

· технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

· специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;

Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Принципы инклюзивного обучения

Об инклюзивном образовании

Право на образование – одно из самых базовых прав каждого человека. Однако реализуется оно отнюдь не всегда; часто без возможности обучаться оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование стремится развить такую модель обучения, в которую будут включены абсолютно все дети с учётом их индивидуальных потребностей.

Инклюзивный подход – это гибкий подход, обеспечивающий равный доступ всех детей к образованию.

Инклюзия в переводе с английского означает:

Иными словами, инклюзивное образование предполагает совместное (в одном коллективе) обучение детей с особыми потребностями и их сверстников. В этой системе одинаковое внимание уделяется всем детям.

Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие люди не понимают, почему инклюзия так важна, ведь существуют отдельные учебные заведения для детей с особенностями здоровья. Инклюзия в первую очередь предполагает включение всех детей в социум, ведь дети с ОВЗ больше всех нуждаются в доброжелательной образовательной среде, которая в то же время не была бы искусственной. Специально разработанные для “особенных” детей программы реализуются в изоляции интернатов. Коррекционные школы создают для ребёнка замкнутый мир, в котором акцентируется внимание на его “недостатке”. Инклюзивный же подход даёт детям возможность стать частью общества и жить настоящей жизнью.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Впервые принцип инклюзивного образования был документально закреплён в так называемой Саламанской декларации в июне 1994-го года. Эта декларация призывала международное сообщество прислушаться и начать создавать в каждом государстве систему инклюзивного образования. В тексте документа говорилось, что школы, работающие по инклюзивному принципу, становятся “наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями”, а также повышают эффективность образовательной системы.

Федеральный закон “Об образовании” в России учитывает эту декларацию и предусматривает свободный и равный доступ к образованию для всех граждан.

Важно отметить, что инклюзия касается всех обучающихся, а не только таких уязвимых категорий, как дети-инвалиды. Касается она и работников сферы образования.

Инклюзия призывает перестроить традиционную школьную систему таким образом, чтобы принять всё многообразие особенностей и потребностей учеников. Это многообразие в рамках инклюзивного подхода считается не проблемой, которую нужно решать, а ресурсом, с помощью которого можно улучшить образовательный процесс.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принципы инклюзивного образования

Существует несколько ключевых идей, на которые инклюзивное образование опирается. Их называют восемью принципами инклюзии. Существование этих принципов вызвано тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с особенностями возможно только при соблюдении определённых условий построения инклюзивного учебного процесса.

Первый принцип гласит, что ценность любой личности не измеряется величиной и количеством её способностей и достижений. Все люди обладают равными правами, и каждый из них имеет право на уважение своего человеческого достоинства, равно как и право на всестороннее развитие. Ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельности, а просто потому, что он, в первую очередь, человек.

Второй принцип признаёт за каждым человеком способность думать и чувствовать, тем самым признавая в нём самодостаточную личность и подкрепляя первый принцип.

Согласно третьему принципу, абсолютно каждый человек имеет право на общение и обладает правом быть услышанным и выслушанным. Иными словами, данный принцип отрицает саму возможность изоляции кого бы то ни было от общества по любым причинам. В системе инклюзивного образования каждый ребёнок может полноценно социализироваться, находясь в компании своих ровесников. Но, что более важно, ни один ребёнок не остаётся проигнорированным.

Третий принцип поддерживается четвёртым, который утверждает: все люди нуждаются друг в друге. И все люди должны оставаться в тесной связи с обществом. Хорошим (и гиперболизированным) иллюстративным примером того, как сильно взросление вне общества влияет на ребёнка, могут считаться “дети-Маугли”, воспитанные животные. Статистика показала, что практически ни один из этих детей в дальнейшем не смог полноценно адаптироваться в человеческом обществе, а многие из них не смогли даже выжить.

Пятый принцип, выведенный опытным путём, заявляет, что успешное образование может быть осуществлено исключительно в “естественной”, приближенной к условиям реальной жизни среде, где знания, получаемые ребёнком, будут даны ему в контексте человеческих взаимоотношений. Требование прекратить практику, в которой дети с особенностями остаются в стороне от общества, является самым основным требованием инклюзии.

Инклюзивное образование пытается формировать у всех участников образовательного процесса толерантное отношение к людям с особенностями.

Шестой принцип выведен из законов психологии. Он гласит, что каждый член общества испытывает нужду в дружбе и поддержке других членов общества, в особенности – ровесников и сверстников. Больше всего мы желаем быть принятыми в обществе, а проще всего общение строится с людьми приблизительного одного возраста.

Седьмой принцип соотносится с принципом развивающего обучения. Он утверждает, что дети смогут достичь прогресса в своём образовании только в том случае, если будут “делать то, чего не могут”. Решать не те задачи, что легко поддаются, а те, что решаются только после приложения некоторых умственных усилий. Находясь в специализированных учреждениях, где всё окружающее подстраивается под его особенности, ребёнок оказывается в среде, которая не готовит его к реальному миру. Инклюзивное же образование, ставя перед детьми преодолимые препятствия, развивает их.

Восьмой принцип поддерживает это убеждение, говоря, что разнообразие приносит пользу всем сферам жизни человека, то есть инклюзия предлагает новые возможности не только для тех, кто оказывается отрезан от общества, но и для всего общества в целом, которое начинает активировать всё больше человеческих ресурсов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.

В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Читайте также:  Какие требования предъявляются к инвентарным лесам

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ , уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Проблемы российских школ

Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов. Кроме того, в ближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с ОВЗ . О существовании такого содействия в конкретном регионе необходимо узнавать в местных подразделениях Минобразования.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Специфика инклюзивного образования

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 2455 раз

Библиографическое описание:

Студеникина, О. В. Специфика инклюзивного образования / О. В. Студеникина. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2017. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11989/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование

В настоящее время в России насчитывается более 8 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нацелена на создание новой школы — школы для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника. В процессе обучения должны учитываться особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость для них специальных условий получения образования, неоднородность состава детей с ограниченными возможностями здоровья, диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования. [3] Поэтому центральной идеей развития современного образования становится инклюзия.

«Инклюзия» от французского слова «include» означает «включать, содержать, иметь в своём составе, охватывать». Основу инклюзии составляет включающее общество, которое означает, что любой человек может быть включен в общественные отношения. Внедрение инклюзии возможно только с учетом принципов демократизации и отсутствии дискриминации по любому признаку. Инклюзия — это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. [2]

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

 признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

 повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

 изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

 анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;

 проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

 различие между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

 признание роли школ не только в повышение академических показателей учащихся, но и развитии социальных ценностей местных сообществ;

 признание того, что инклюзия в образовании является одним из аспектов инклюзии в обществе. [2]

Принципы инклюзивного образования определяют модель образовательных отношений (Рисунок 1).

Читайте также:  На каком мотоцикле можно ездить без прав

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении лиц с нормативным развитием и имеющих ограниченные возможности здоровья, когда все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. Причиной инвалидности часто являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей, меняется отношение к нарушениям здоровья: оно считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества. [1]

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности. Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества

Исключение любой дискриминации детей, равное отношение ко всем людям, создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности, составляет основу инклюзивного образования. Таким образом, инклюзивное образование включает в себя не только сферу образования, но весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. [6]

Инклюзивное образование предусматривает построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого ребенка, обеспечивает всех детей такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Задачи инклюзивного образования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Задачи инклюзивного образования

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека. Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни.

Слово педагога

Автор: Наталья Александровна Егорова
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ “Кемецкая СОШ”
Населённый пункт: Тверская область Бологовский район село Кемцы
Наименование материала: проект
Тема: Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Дата публикации: 25.03.2019
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях ФГОС.»

Выполнил учитель ИЗО МБОУ «Кемецкая

Егорова Наталья Александровна

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

инклюзивного образования. 4

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. 6

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования. 7

5. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации. 10

6. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательного учреждения. 11

7. Результаты освоения основной образовательной программы. 13

8. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. .14

9. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных

1.Актуaльность, цели, задачи, и ожидаемые результаты инклюзивного

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого

полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие

инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта

ребенкa с ОВЗ наряду с освоением им aкaдемических знaний.

Цель инклюзивного образования является преодоление социальных,

физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка

с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к

жизни в социуме.

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ

опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

Построение обучения особым образом – с выделением специальных

задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств

достигаются традиционными способами.

2.Дети с огрaничeнными возможноcтями здоровья кaк aдресаты

Дети с ограничeнными возможноcтями здорoвья – этo дeти, cостояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных прoграмм или

затрудняет rго вне специальных условий обучения и воспитания. Этo дeти-

инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в

установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или

нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети

с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым

развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь

выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями

развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция.

коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи

годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее

наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых

годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в

организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ,

принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального

образовательного пространства – специальных (коррекционных) школ – в

общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина –

должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части

своего контингента – детям с ОВЗ.

3.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим

неблагополучием, а с его “социальным вывихом” (метафора Л.С.Выготского).

Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и

культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается

связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.

В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило , не

знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально

условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.

В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников

специфические – особые – потребности обучения.

развития. Они определяют особую логику построения учебного процессадля

детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и

содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему

характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

· начать специальное – коррекционное – обучение ребенка сразу же после

подготовке ребенка к школьному обучению;

· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для

нормально развивающегося ребенка;

· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том

реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного

· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей

с ОВЗ , обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений,

ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с

необходимостью реализации общего стандарта образования – необходимое

условие эффективности инклюзивного обучения.

ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

4. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования

степени затрагивающее основы образования.

Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить

сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса,

инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации.

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права

в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и

ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой

учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.

В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения,

которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это

формой овладения знаниями, социальными навыками;

– между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и

индивидуальным подходом к учащимся;

– между объективной оценкой результатов освоения учебной программы

и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его

оптимизацией в конкретных условиях;

– между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с

одной стороны – и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно

инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным

правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

– между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со

сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

– между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными

затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

– между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим

нарушения различного генеза;

– между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью

препятствия на пути его осуществления, а скорее – имманентные рычаги

созидания и развития.

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений

методического, социокультурного свойства.

Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью

нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как

федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент рабочей

группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по

Ссылка на основную публикацию