Полномочия федеральной таможенной службы

Основные полномочия ФТС.

1) принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

– о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

– об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

– в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности,

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Функции ФТС.

— участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

— обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

— защищают экономические интересы Российской Федерации;

— применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

— взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

— участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

— обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

— ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

— осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

Структура ФТС.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК).

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

2) региональные таможенные управления (РТУ);

Полномочия Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

-порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность

в области таможенного дела;

-порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

-порядок ведения реестра страховых организаций, договоры страхования которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

-порядок ведения таможенного реестра объектов

-форма свидетельства о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и форма решения об отзыве этого свидетельства;

-форма и порядок использования таможенной расписки, выданной в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, – по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

-порядок контроля таможенной стоимости товаров – совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

-форма и порядок принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара;

-порядок и технология производства таможенного оформления

в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную

границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

-форма и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций;

-перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, а также сроки представления этих документов и сведений;

-форма и порядок заполнения транзитной декларации;

-форма и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями;

-обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля;

-квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению, порядок проведения аттестации специалистов по таможенному оформлению, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи;

-порядок выдачи квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению и форма квалификационного аттестата;

-обязательные требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

-порядок таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, – по согласованию с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации;

-порядок применения к международным почтовым отправлениям процедуры внутреннего таможенного транзита – по согласованию с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации;

-порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы;

-формы актов о проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

-форма акта о проведении личного таможенного досмотра физического лица;

-форма акта о проведении таможенной ревизии;

-порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования при проведении таможенного контроля;

-форма акта об изменении, удалении, уничтожении или замене таможенным органом средств идентификации товаров и транспортных средств;

-порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

-порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требования к документированию информации, а также порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов;

-порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия;

-порядок идентификации товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны;

-требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля;

-форма заявления резидента особой экономической зоны и требования к сведениям, указываемым в нем, для предполагаемого ввоза товаров на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;

-форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления лицами, осуществляющими деятельность на территории особой экономической зоны, отчетности таможенным органам – по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

-форма обязательства организации, осуществляющей ввоз

(импорт) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной

продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в

соответствии с их назначением;

-правила приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием;

-акты, определяющие размер суммы обеспечения исполнения обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

-формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, а также правила направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной

информационной системе и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

-нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на основании нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации;

3) на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

-осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

-обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

-осуществляет обеспечение единообразного применения

таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

-осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

-осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений;

-обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

-принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

-ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

-ведет реестр банков и иных кредитных организаций,

обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

-ведет реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

-ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

-выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

-осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

-выдает лицензии на учреждение свободного склада;

-осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

-осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

-осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

4) ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

5) информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

6) осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

7) осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

8) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

9) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

10) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

11) рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством

Российской Федерации срок;

13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

14) организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

Читайте также:  Сертификат на семейную жизнь

17) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

18) осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

19) осуществляет функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

20) реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

21) осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов;

22) организует охрану объектов таможенной инфраструктуры;

23) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

2) определять регион деятельности таможенных органов;

3) утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

4) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

5) запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

7) осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

8) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

9) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

10) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссиии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

11) разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды;

12) издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев,10 устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9988 – | 7759 – или читать все.

Федеральная таможенная служба (ФТС): функции, задачи, перспективы

Международная торговля – один из главных двигателей экономики и важный источник пополнения казны. Сбором платежей за ввоз (или вывоз) товаров на территорию государства занимается таможенная служба. И это далеко не единственная ее функция. Для экономической безопасности страны не менее важен валютный контроль, сбор статистической информации, ветеринарный и фитосанитарный надзор, борьба с контрабандой. В нашей стране все эти задачи выполняет Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Что такое ФТС

ФТС РФ – орган исполнительной власти, который осуществляет проведение государственной политики в области таможенного дела. Данное ведомство контролирует перемещение через российские границы товаров, физических лиц, автомобилей, капиталов, услуг, имеет полномочия в осуществлении санитарного надзора валютного надзора. ФТС находится в прямом подчинении Минфина России.

ФТС имеет статус военизированной организации, что подразумевает право ее сотрудников на ношение огнестрельного оружия, формы и присвоение им специальных званий. В структуре службы есть свои органы дознания, которые занимаются выявлением преступлений в области своей компетенции. ФТС работает в тесной связке с налоговым ведомством страны, обмениваясь информацией и синхронизируя базы данных.

Нынешним главой российской таможни является В. И. Булавин – он занял свой пост в 2016 году. В 2015 году общий штат сотрудников ФТС составлял 55 тыс. человек, 817 из которых работало в центральном аппарате ведомства.

У российской таможни есть собственный флаг и герб – они были утверждены специальным президентским указом в 1994 году. Флаг – зеленое полотнище, на которое нанесен белый диагональный крест. Герб ФТС – изображение золотого факела и кадуцея на геральдическом щите зеленого цвета. Позади щита находится государственный двуглавый орел.

Центральный офис ФТС находится в Москве, по адресу: ул. Новозаводская, д. 11/5. Официальный сайт ведомства: customs.ru. Служба издает журнал «Таможня» и информационный бюллетень, в котором публикуются новые юридические документы.

Задачи и функции

Задачи, функции и полномочия ФТС регулируются целым рядом международных соглашений, а также отечественным законодательством. Согласно специальному правительственному положению, в задачи ФТС входит:

  • проведение таможенного контроля, взимание предусмотренных пошлин и налогов;
  • ведение статистики, включая торговый оборот со странами-членами ЕАЭС;
  • обеспечение ограничений на вывоз и ввоз товаров определенных категорий;
  • защита прав интеллектуальной собственности;
  • обеспечение порядка перемещения через границу людей, транспортных средств и товаров;
  • выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере своей компетенции;
  • валютный контроль, борьба с отмыванием средств.

Если говорить об экономике страны в целом, то таможенные органы выполняют следующие функции:

  • Фискальная. Поступления от таможни составляют значительную часть доходов бюджета. Например, в 2017 году ФТС перечислила в казну 4,575 трлн рублей, при общих поступлениях в 15,09 трлн рублей;
  • Защитная. С помощью таможенных пошлин можно защищать национальных производителей от недобросовестной конкуренции, которая заключается в продажах товаров по демпинговым ценам. Такая продукция облагается специальными, антидемпинговыми и компенсаторными пошлинами;
  • Стимулирующая. При необходимости таможенные органы могут стимулировать завоз определенных товаров в страну, устанавливая на них максимально низкие пошлины. Примером являются нулевые пошлины на поставки в Россию некоторого технологического оборудования;
  • Протекционистская. Таможенные пошлины могут быть не только антидемпинговыми, но и заградительными. С их помощью, например, защищают российский автопром;
  • Обеспечение безопасности. Важнейшей функцией ФТС является недопущение на территорию страны товаров, которые бы могли нанести вред здоровью российских граждан, безопасности государства, окружающей среде.

Выполнят таможня и другие, иногда довольно специфические задачи. Так, например, одно из направлений ее деятельности – защита национальных интересов в области нераспространения оружия массового поражения.

Структура таможенных органов

Возглавляет российскую таможенную службу руководитель, назначаемый и увольняемый правительством. Под его началом находятся пять заместителей, первый из которых имеет право принимать самостоятельные решения. В ведомстве он курирует вопросы оперативно-розыскного характера.

В структуру ФТС входит:

  • центральный аппарат;
  • региональные таможенные управления;
  • таможни непосредственного подчинения.

В составе центрального аппарата находится двадцать управлений, восемь из них считаются главными. В каждом федеральном округе имеется собственное региональное управление, ему непосредственно подчиняются таможни. Еще три специализированных управления осуществляют свою деятельность на всей территории РФ.

Таможни, находящиеся в подчинении руководства ФТС, можно разделить на несколько групп: авиационные, территориальные, специализированные, обеспечивающие.

ФТС России располагает представительствами в двадцати государствах мира. Подготовкой кадров занимается таможенная академия, филиалы которой открыты в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке. У ведомства есть собственные производственные мощности, лечебницы и санатории.

Немного истории

Российская таможня имеет многовековую историю – первые структуры, взимающие пошлины с проезжающих купцов, появились еще во времена Киевской Руси. В летописях периода Ярослава Мудрого есть упоминания о «мыте», которое собирали с торгового люда на специальных заставах. В славянских языках – украинском и белорусском – это слово используется и поныне.

Слово «таможня» тюркского происхождения – расшифровывается оно довольно просто. Это понятие пришло в русский язык в период подчинения Московского княжества Золотой Орде. У кочевых народов «тамга» означало клеймо или печать, а в более широком смысле – знак собственности товара. Так также называли особый налог, который брали при приложении княжеской печати. Позже этим термином принялись обозначать любые налоги, собираемые со стоимости товара. Позже слово «тамга» превратилось в «таможню», а сборы, взимаемые на ней стали называться «таможенными».

Важные реформы в таможенной сфере были проведены при государе Алексее Тишайшем в середине XVII века. Они положили начало созданию единой таможенной системы. 25 октября 1653 года был издан Торговый устав, и именно эта дата была выбрана в 1995 году для учреждения профессионального праздника российской таможни. После проведенных реформ сбором таможенных податей занимался Приказ Большой казны, а в ходе петровских преобразований для этой цели было создано новое учреждение – Коммерц-коллегия.

В 1802 году таможня попала в подчинение Министерству коммерции, а после его упразднения – вошла в состав Минфина. В 1825 году в Российской империи возникла пограничная таможенная стража, которая просуществовала до самой революции 1917 года.

В советский период таможня подчинялась сначала Наркомату, а затем Министерству внешней торговли. Только в 1986 году она была выделена в отдельное управление при Совете министров. Сразу после распада СССР на его месте был учрежден Государственный таможенный комитет, который существовал под этим названием до 2004 года. В 1994 году он получил статус органа исполнительной власти.

В 2004 году на месте таможенного комитета была образована Федеральная таможенная служба в составе Минэкономразвития РФ. Позже президентским указом она вошла в прямое подчинение российскому правительству. С 2006 по 2016 год руководителем ФТС был Андрей Бельянинов. В 2013 году появилось положение о таможенной службе в ныне действующей редакции. В 2015 году таможне передали часть функций расформированной службы финансово-бюджетного надзора, а в 2016 году ФТС был передан в подчинение Министерства финансов.

В мае 2017 года была принята комплексная программа развития ФТС до 2020 года. В числе ее приоритетов было указано: повышение эффективности работы, создание простых и удобных условий для бизнеса. Добиться таких результатов планировалось за счет автоматизации процессов прохождения таможенных процедур. В планах ФТС постройка нового центра обработки данных – его планируют возвести в Твери.

Форма и наградные знаки

Форменная одежда сотрудников ФТС имеет удобный практичный покрой и характерный цвет («морской волны»).

У мужчин верхняя одежда состоит из форменной куртки и брюк. Под куртку надевается повседневный или представительский китель, изготовленный из шерстяной ткани. Он носится с сорочкой – повседневной (фисташкового цвета) или белой представительской – и галстуком. Также мужчинам-таможенникам положен полушерстяной джемпер с погонами. В качестве головного убора используется фуражка с кокардой или каракулевая шапка для руководящего состава.

У женщин в комплект униформы входит: утепленная куртка, зимнее пальто из драпа, китель, юбка, блузки и полушерстяной джемпер. Китель изготавливается из шерсти, имеет застежку, состоящую из пуговиц, отложенный воротник и несколько удобных карманов. Под китель обязательно надевается галстук. В качестве головного убора женщинам-сотрудникам ФТС положена каракулевая шапка (для высшего состава), берет или пилотка с кокардою.

В ФТС есть специальные звания и классные чины государственной службы. Первые практически полностью повторяют воинские звания, принятые в вооруженных силах. Исключение – отсутствие в таможенных органах рядовых и сержантов.

Отличившихся сотрудников ФТС награждает медалями и нагрудными знаками. Наиболее распространенными являются медали «За службу в таможенных органах», «За усердие», «За доблесть». В качестве поощрения им может быть выдана почетная грамота или объявлена благодарность.

Коррупция в таможенных органах

На сегодняшний день коррупция – самая большая проблема для отечественной таможенной службы. Масштабы этого явления настолько велики, что начинают представлять угрозу для экономической безопасности государства. В конце прошлого года по обвинению в превышении служебных полномочий были задержаны несколько высокопоставленных таможенников. При обысках у них оперативники обнаружили сотни тысяч долларов и евро, а также золото и драгоценности на многие миллионы рублей.

После этого скандала руководитель ФТС Булавин пообещал усилить борьбу с коррупцией и привлекать нарушителей к ответу, «невзирая на должности и чины». Подобным заявлениям мало кто верит – в подчинении у Булавина есть целое управление по борьбе со злоупотреблениями, однако вымогателей в погонах от этого меньше не становится.

Коррупция в таможенных органах – это системная проблема, требующая для своего решения соответствующего подхода. Чтобы побороть ее, необходимо существенно повысить уровень заработной платы рядовых сотрудников ФТС, и решить вопрос с их социальной защищенностью. С другой стороны, полномочия таможенников должны быть четко выписаны, а правила работы службы – максимально регламентированы и упрощены. Вопросы, которые могут быть решены автоматически, без участия чиновника, необходимо переводить в электронную форму. Ответственность сотрудников ФТС за принимаемые ими решения должна быть усилена.

Одним из главных факторов, которые способствуют возникновению коррупции на таможне, является полная монополизация административных функций. ФТС сама принимает решение по тому или иному вопросу, затем воплощает их жизнь, контролирует это воплощение, оценивает его результаты, и, если нужно, расследует возможные правонарушения при этом. Естественно, что при такой схеме работы удержать от злоупотреблений сложно – ибо за них, скорее всего, ничего не будет. Но, чтобы разорвать этот порочный круг, в первую очередь нужна политическая воля руководства страны.

Читайте также:  Срок для обращения в страховую после дтп

Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.

Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.

Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.

Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

Федеральная таможенная служба Российской Федерации: система и задачи

Являясь правоохранительным органом, таможенная служба РФ имеет главной задачей защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесённых к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ. ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ2, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, таможенным законодательством Таможенного союза, нормативными актами Центрального банка РФ, а также Положением о Федеральной таможенной службе.

ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.
  2. На основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров РФ, таможенного законодательства Таможенного союза принимает нормативные правовые акты, определяющие:
  • порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежной к взысканию такой задолженности;
  • форму и порядок заполнения решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке;
  • формы свидетельств о включении в реестр таможенных представителей, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр уполномоченных экономических операторов и порядок их заполнения;
  • порядок осуществления таможенными органами действий по включению юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, реестр уполномоченных экономических операторов, исключению их из данных реестров, внесению изменений в такие реестры, приостановлению и возобновлению деятельности указанных лиц;
  • формы реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
    форму и порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • форму реестра уполномоченных экономических операторов;
  • порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
  • порядок и формы декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ;
  • формы и правила заполнения декларации таможенной стоимости товаров, ввозимых в РФ, при определении таможенной стоимости товаров;
  • форму разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества, а также порядок его выдачи и аннулирования;
  • условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах, включая требования предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
    форму требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения;
  • форму и порядок заполнения акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей;
  • форму постановления о наложении ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов;
  • форму постановления об отмене ареста имущества плательщика таможенных пошлин, налогов;
  • перечень дел оперативного учёта таможенных органов и порядок их ведения;
  • порядок обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих таможенным органам;
    порядок ведения специальной таможенной статистики;
  • упрощенный порядок декларирования незаконно ввезённых товаров;
  • порядок регистрации пассажирской таможенной декларации;
  • порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;
  • порядок ношения форменной одежы должностными лицами таможенных органов;
    иные вопросы, относящиеся к компетенции Службы, если такие вопросы предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, решениями органов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, а также на основании нормативных актов Центрального банка РФ.

ФТС осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности:

  • за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;
  • обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ;
  • обеспечивает на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
  • осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета;
  • контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;
    обеспечивает единообразное применение таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле;
  • заключает международные договоры РФ межведомственного характера в сфере таможенного дела;
  • проводит неотложные следственные действия и осуществляет предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, отнесённым законодательством РФ к компетенции таможенных органов;
  • осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесённых законодательством РФ к компетенции таможенных органов;
  • осуществляет противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также организациях, находящихся в ведении Службы;
  • осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;
  • организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, решениями органов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, а также на основании нормативных актов Центрального банка РФ.

Федеральная таможенная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определённом Правительством РФ;
  • создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определённых видов товаров;
  • определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определённых таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов;
  • организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;
  • получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;
  • взаимодействовать со средствами массовой информации и выступать их учредителем;
    создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.
Читайте также:  Положение о лицензировании экспертизы промышленной безопасности

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС несёт персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности. Заместители руководителя ФТС назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя ФТС.

Заместитель руководителя ФТС, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, подотчётен руководителю ФТС, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений. Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Таможенное дело в РФ представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.

Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы РФ. Таможенная территория включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской экономической зоне России. На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории государства.

Таким образом, таможенную границу, на которой таможенные органы осуществляют свои правоохранительные функции, составляют пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В систему таможенных органов входят:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    региональные таможенные управления;
  • таможни;
  • таможенные посты.

Сюда относятся и таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации (вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные), подведомственные ФТС России, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.

В ФТС России образуется коллегия (совещательный орган) в составе Председателя и заместителей Председателя ФТС России, а также других руководящих работников ФТС. Структурные подразделения ФТС России – отделы и управления – организованы по функциональному принципу. Они выполняют одну или несколько родственных по содержанию функций (направлений деятельности) федеральной службы.

Кадровая политика непосредственно осуществляется Управлением кадров и учебных заведений. Административно-хозяйственное и социальное обеспечение осуществляют подразделения капитального строительства, эксплуатации таможенных объектов, материально-технического снабжения, социального развития. Региональные таможенные управления являются промежуточными звеньями в таможенной системе между центральным органом, каковым является ФТС, и местными таможенными учреждениями.

В их числе можно назвать Северо-Западное региональное таможенное управление (с местом дислокации в Санкт-Петербурге), Дальневосточное (Владивосток) и др. Зона деятельности каждого такого управления определяется ФТС России и включает несколько административно-территориальных образований. Все таможни, таможенные посты и другие учреждения системы ФТС, расположенные в границах региона, находятся в оперативном подчинении соответствующего управления.

Задачи и функции управлений совпадают с задачами и функциями ФТС. Однако они имеют и непосредственные функции: финансирование, проведение кадровой политики в регионе, взаимодействие с местными органами, иными правоохранительными органами, банками, коммерческими структурами, участниками внешнеэкономических связей.

Таможня – государственный орган, через который ввозятся в страну и вывозятся с её территории все импортируемые и экспортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Различают также таможню места назначения и таможню места отправления.

Таможенный пост – подразделение таможни РФ, уполномоченное в полном объёме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определённом пункте или на конкретной территории; в отличие от таможни не обладает правом юридического лица.

Таможни и таможенные посты образуются, как правило, в пограничных пунктах, морских, речных и аэропортах, через которые происходит передвижение товаров и транспортных средств. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами.

Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

В случае выявления фактов таких преступлений они обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступлений и обнаружению лиц, их совершивших. Затем уголовное дело должно быть передано по подследственности.

Таможенные органы наделены также правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с ФЗ «Об ОРД») в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов.

Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в соответствии с международными договорами России по таможенным вопросам).

Порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов регулируются ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». В соответствии с ним служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.

Ст. 6 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» предусмотрено, что сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Надзор за соблюдением законодательства РФ о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры.

1. Федеральная таможенная служба: правовой статус, основные задачи, функции и организационная структура

Федеральная таможенная служба (ФТС России) в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 Положением о Федеральной таможенной службе является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного делам. Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства РФ.

Как федеральный орган исполнительной власти ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, норматив- лыми правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также упомянутого выше положения о ней.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства ФТС России за рубежом во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также Центральным банком РФ, общественными объединениями и организациями.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 установлено, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов ФТС России осуществляет следующие функции: 1)

обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры; 2)

выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; 3)

осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Федеральная таможенная служба вправе иметь в своем ведении созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации таможен- НЬ1е лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профес- Си°налыюго и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные цен- ТРЬ1 а друГИе учреждения, а также государственные Унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие основные полномочия в закрепленной за ней сфере деятельности: 1)

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; 2)

обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными договорами запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; 3)

осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства; 4)

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; 5)

принимает решения о классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД и обеспечивает опубликование таких решений; 6)

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; 7)

осуществляет ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 8)

ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; 9)

информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; 10)

осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с переме щением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; 11)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации, а также производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; 12)

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативко-правовы- ми актами Президента РФ и Правительства РФ.

С целью реализации указанных выше полномочий Федеральная таможенная служба имеет право:

а) создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

б) определять регион деятельности таможенных органов и утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

в) организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

г) запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3- Таможенное право д) осуществлять контроль, в том числе и финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств ФТС за рубежом;

е) применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

ж) разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Федеральную таможенную службу возглавляет ее руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС России несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ (в настоящее время их шесть, в том числе один —

Возложенные на ФТС России функции и полномочия определяют его внутреннюю организацион- ную структуру, состоящую из руководства ФТС России, которое, в свою очередь, состоит из Руководителя ФТС России, его заместителей и коллегии ФТС России, а также — из аппарата ФТС России, в состав которого входят главные управления и управления, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности системы таможенных органов. В настоящее время в структуре ФТС России функционируют следующие управления: Главное управление федеральных таможенных доходов, Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений, Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой, Главное организационно-инспекторское управление, Главное финансово-экономическое управление, Главное управление тылового обеспечения, Главное управление информационных технологий, Правовое управление, Управление таможенных расследований и дознания, Управление организации силового обеспечения, Управление таможенных инспекций, Контрольно-ревизионное управление, Управление собственной безопасности, Управление таможенной статистики и анализа, Управление валютного контроля, Управление таможенного сотрудничества, Управление кадров и Управление делами.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ФТС России имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Финансирование деятельности ФТС России и под. чиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных источников, установленных законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.

Добавить комментарий