Оформление паспорта сделки валютный контроль 2020

Паспорт сделки

Паспорт валютной сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом. При этом расчёты и переводы производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.

Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, которые необходимы для валютного контроля совершаемой внешнеторговой операции и оформляемый при осуществлении сделок резидентов с нерезидентами.

Когда необходим паспорт сделки

Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.

Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:

в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;

при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;

в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;

при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;

в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;

при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.

Паспорт сделки и законодательство

Порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Формы паспорта сделки:

по внешнеторговому контракту,

по кредитному договору,

утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.

Резиденты и нерезиденты

Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:

1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.

2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:

1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.

5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.

7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ

Какая информация должна содержаться в паспорте сделки

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее – курс иностранных валют по отношению к рублю).

Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.

Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.

Когда паспорт сделки не оформляется

Паспорт сделки не оформляется, если:

Со стороны резидента выступает незарегистрированный ИП и ЮЛ. В этом случае сделки не являются торговыми операциями.

Сделки заключаются между нерезидентом и кредитными организациями РФ (пример: от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм).

Между нерезидентом и резидентом, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США.

Порядок оформления паспорта сделки

В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:

Два экземпляра паспорта сделки;

Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в этом.

В случае принятия положительного решения – уполномоченный банк формирует паспорт сделки в виде электронного документа, присваивает номер паспорту сделки и обеспечивает ведение и хранение паспорта в электронном виде.

Паспорт сделки подписывается от имени клиента – лицом, имеющим право 1ой подписи, и от имени банка – ответственным лицом.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему номера и проставления даты оформления и подписи.

Новшества в законодательстве

С 1 марта 2018 года паспортов уже нет.

Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк регистрирует договор.

По каким правилам банки регистрируют договоры

Банки регистрируют только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров лимит составляет 3 млн. рублей, для экспортных контактов лимит равен 6 млн. рублей. Если в договоре сумма меньше этих лимитов, то договор регистрировать не надо. Представим вышесказанное в виде Таблицы, из которой можно легко определить, нужно ли предоставлять в банк контракт или нет:

Сумма обязательств по контракту

Регистрировать договор в банке (Да/Нет)

до 2 999 999 руб.импортный/кредитныйНетдо 5 999 999 руб.экспортныйНетравна или более 3 000 000 руб.импортный/кредитныйДаравна или более 6 000 000 руб.экспортныйДа

Сумма обязательств определяется по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю:

на дату заключения контракта,

либо в случае изменения суммы обязательств, на дату заключения этих изменений.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны.

Отметим, что для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений.

При этом регистрация договоров осуществляется за один день. И поэтому расчеты стали быстрее и проще.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

Читайте также:  Возврат долга с физического лица по расписке

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Что такое паспорт сделки для валютного контроля?

Паспорт сделки валютный контроль банка потребует у своего клиента в том случае, если клиент-резидент РФ заключил сделку, предусматривающую переводы денег между ним и нерезидентом. Что представляет собой паспорт сделки и зачем бывает нужен, расскажет эта статья.

Что такое паспорт сделки по валютным операциям

Паспорт сделки — документ, содержащий комплекс сведений, представляющих эту сделку банку как агенту валютного контроля. Согласно закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»:

  • обязанностью банка является осуществление валютного контроля за сделками, подразумевающими перемещение валютных средств между резидентами РФ и нерезидентами;
  • обязанностью клиентов — резидентов РФ является снабжение банка необходимыми сведениями для валютного контроля.

В первую очередь обе обязанности выполняются с оформлением паспорта сделки. Сам паспорт сделки является юридическим следствием 2 документов:

  • закона № 173-ФЗ;
  • инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления документов и информации, связанной с проведением валютных операций».

О том, что отражается в паспорте сделки, и о нюансах его оформления читайте: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?».

Что делает банк с паспортом сделки

В рамках своих функций как агента валютного контроля банк:

  • Проводит проверку контракта, по которому оформляется паспорт, на предмет соответствия законодательству РФ.
  • При оформлении сделки резидентом-импортером отслеживает:
    • сколько валютных средств и когда переводится за границу;
    • сколько товаров или услуг, являющихся предметом контракта, фактически поставлено в РФ. Для этого банк обменивается информацией с другими структурами валютного контроля в РФ, в первую очередь с таможней.

Как это происходит, читайте подробнее в статье «В чем суть валютного контроля в таможенных органах?».

  • При оформлении сделки резидентом-экспортером банк следит:
    • за полнотой и своевременностью поступлений на счета резидента выручки по контракту;
    • исполнением резидентом-экспортером своих обязательств по контракту (тоже совместно с таможенными органами);
    • репатриацией в РФ выручки, полученной резидентом на счета в банках-нерезидентах. В рамках этой функции банк может обмениваться сведениями с ФНС — в частности, при открытии паспорта сделки резиденту нужно предоставлять данные о своих зарубежных счетах вместе с уведомлениями российской налоговой об их открытии.
  • При оформлении кредитных договоров банк также контролирует:
    • порядок валютных транзакций и соответствие их оговоренным в кредитном договоре условиям;
    • репатриацию валютной выручки резидентом РФ.
Читайте также:  Применение районного коэффициента при начислении заработной платы

Справка о валютной операции — это документ, не заменяющий паспорт сделки

Справка о валютной операции — это документ, в котором фиксируются данные о движении валютных средств на счете юрлица-резидента. В такой справке действительно указываются все основные данные из паспорта сделки, однако помимо этого она содержит:

  • основания для валютной транзакции;
  • сведения о транзакции — счет, код операции, код валюты и т. п.

Иногда по письменному соглашению с клиентом такую справку может формировать сам банк. Справка составляется по каждой транзакции, и ее назначение — помочь банку в проведении идентификационных и контрольных процедур по этой конкретной транзакции.

Исходя из этого можно сделать вывод, что справка о валютной операции паспорт сделки не заменяет. И оформлять ее нужно дополнительно, уже имея паспорт сделки.

Можно ли не оформлять паспорт сделки

Не оформлять паспорт сделки, по общему правилу, нельзя. Без него внешнеторговая деятельность в РФ будет нелегитимна. Банк, обслуживающий российскую сторону, будет иметь право в отношении данной сделки обслуживание не выполнять. Также банк вполне может отнести клиента, не оформляющего как положено паспорта сделок, к категории «сомнительных» с точки зрения закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О борьбе с легализацией преступных доходов» и применить к нему и другие методы воздействия, вплоть до полного отказа в обслуживании.

Еще о последствиях возникновения у банка сомнений в отношении клиента читайте здесь: «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Законодательно предусмотрены только несколько ситуаций, в которых можно обойтись без паспортизации сделки в банке:

  • Общая сумма обязательств по контракту составляет менее 50 000 долларов США или эквивалента данной суммы.

ВАЖНО! Порядок расчета контрактного лимита для пропуска банком сделки без паспорта имеет ряд нюансов. Подробно с ними можно ознакомиться в инструкции № 138-И или в материале «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям».

  • Сделка с нерезидентом заключена резидентом-физлицом, не осуществляющим деятельность в качестве ИП.
  • Сделка заключена между нерезидентом и уполномоченным российским банком — резидентом.
  • Сделка заключена между нерезидентом и органом федеральной исполнительной власти РФ, имеющим специальные полномочия на заключение таких сделок от правительства РФ.

Итоги

Паспорт сделки валютному контролю банка нужен для выполнения банком функций валютного агента. На основании сведений, содержащихся в паспорте, и предъявленных для его регистрации документов банк проводит контрольные процедуры сам, а также обменивается информацией с другими контролирующими органами (например, ФТС и ФНС). Оформление документа является обязательным для российской стороны международного контракта, за некоторыми, отдельно упомянутыми в законодательстве РФ, исключениями.

Паспорт сделки валютного контроля

Паспорт сделки еще недавно был необходим для всех контрактов, связанных с ВЭД, если их сумма превышала $50 000. С марта 2018 года ПС отменили: вместо этого банки самостоятельно ставят на учет договоры, если выплаты по ним превышают 3 000 000 рублей.

В каких случаях использовались паспорта сделки

Важным пунктом при заключении ВЭД-сделок с иностранными контрагентами считалась подготовка и последующая регистрация специального паспорта при сделках следующего рода:

  • продажа или приобретение товаров (услуг, плодов интеллектуального труда);
  • передача прав собственности на имущество, в том числе по договору лизинга;
  • получение (предоставление) займа или кредита в рублях или любой иной валюте.

При этом законом предусматривалась необходимость составления ПС не только для уже подписанных контрактов, но и предварительных соглашений с нерезидентами, а также для предложений о заключении договора (если проект включает в себя конкретные условия будущих отношений).

Важным условием для составления ПС является проведение платежей через российский банк, в котором открыт р/с резидента, или иностранный – со счетами зарубежного партнера. При этом сумма, прописанная в документе, должна составлять не менее $50 000.

ПС не нужно было заключать, если в качестве иностранного контрагента выступала организация без официальной регистрации в качестве ИП или юридического лица. В этом случае сделку по закону нельзя признать торговой, а значит и под валютный контроль она не попадает.

Кроме этого, нет нужды заключать ПС, если резидентом является государственный или коммерческий банк (зарегистрированный в РФ) – например, при получении заемных средств от зарубежных финансовых учреждений.

Как рассчитывалась цена контракта

Правильный расчет суммы по внешнеэкономическому контракту позволял сравнить полученное значение с оговоренным в законе лимитом. На основании этого делался вывод о том, следует ли обращаться в банк для составления ПС или можно обойтись без этого документа.

Для точного расчета использовались следующие принципы:

  1. Если в договоре сумма указывалась в валюте, то рублевый эквивалент высчитывался исходя из курса Центробанка на день подписания документа. Если в договор дополнительно вносились изменения, то сумма пересчитывается на день вступления в силу новых правок.
  2. Если документ предусматривает расчет в валюте, для которой у ЦБ нет валютного курса, то используются специальные методики расчета, рекомендованные ЦБ.
  3. В расчет не включаются суммы штрафов за неустойку или просрочку по договору, а также налоговые, комиссионные и иные платежи, которые необходимо будет оплатить во время реализации условий контракта.
  4. В расчетную сумму включают вознаграждения, выплачиваемые агентам и посредникам, а также долг по договорам о предоставлении кредита или займа.

Сроки регистрации ПС

В законодательстве РФ ранее подробно прописывались все нюансы, касающиеся сроков подачи и регистрации ПС: нарушение этих правил влекло за собой штрафные санкции.

  1. Если сделка заключается впервые, то ПС оформляется до момента представления справки о валютной операции, подтверждающих документов, а также подачи таможенной декларации на экспортируемый или импортируемый товар (причем, учитывается наиболее раннее из этих действий).
  2. Если произошла уступка прав по контракту или перевод денег, после которых расчеты больше не производятся, то новый паспорт сделки оформляется не позднее месяца со дня закрытия старого ПС.
  3. В случае отзыва лицензии у банка (или перехода резидента в другой банк) новый ПС переоформляется в течение 15 дней в другом банковском учреждении, если расчеты по контракту продолжаются, и в течение 30 дней, если транзакций больше не предвидится.

Информация, указываемая в ПС

Законом предусматривается, что в ПС должны присутствовать все сведения, необходимые для осуществления контроля и составления отчетности по валютным операциям между резидентами и их зарубежными партнерами.

Поэтому в паспорте сделки обязательно содержатся следующие сведения:

  • номер самого документа и дата его оформления;
  • сведения о резиденте и его контрагенте;
  • информация о контракте – когда заключен, под каким номером, на какую сумму и в какой валюте, до какого срока действует;
  • данные о банке, через который будут происходить финансовые расчеты;
  • информация об изменениях, внесенных в первоначальный текст контракта;
  • условия закрытия контракта.

Оформление, вид и подача информации стандартизированы. ПС оформлялся уполномоченными банками, а в дальнейшем документ отправлялся агентам или органам валютного контроля для осуществления полномочий, возложенным на них Центробанком.

Документы, необходимые для оформления ПС

Чтобы банк смог оформить ПС, резидент должен подать следующий пакет документов:

  • основной контракт, для которого и будет оформляться паспорт, либо выписку из него с информацией, требуемой для составления ПС;
  • условия проведения расчетов по контракту;
  • копию уведомления, заверенного в ФНС, об открытии счета в иностранном банке, если часть расчетов будет проводиться через это учреждение;
  • иные документы, предусмотренные Инструкцией Центробанка № 138-И, для подтверждения сведений, указанных в контракте;
  • заполненный ПС – особенности оформления оговорены в приложении №4 к вышеупомянутой инструкции;
  • если ПС переоформляется в другом банке, то необходимо приложить «старый» ПС (или его копию), а также ведомость банковского контроля.

Следует учесть, что данные в ПС можно внести разными способами.

Во-первых, это может сделать сам заявитель, просто заполнив бумажный бланк (можно взять в банке) или специальный шаблон на официальном сайте банковского учреждения. В случае, если в отношениях с банком предусмотрено дистанционное обслуживание, то для отправки ПС на проверку документ не нужно даже распечатывать.

Во-вторых, заполнение бланка могут взять на себя сотрудники банка (чаще всего за вознаграждение), если подобное предусмотрено договором на банковское обслуживание.

Отказ в оформлении ПС: в чем причина?

В Инструкции Центробанка № 138-И оговаривались случаи, при которых банк имел право отказать заявителю в оформлении ПС:

  • представленные сведения не соответствуют действительности;
  • банк не нашел повода для составления ПС (например, сумма обязательств при расчете курсовой разницы не достигает необходимого лимита);
  • неправильное заполнение бланка;
  • отсутствие сопровождающих документов, что делает невозможной проверку сведений из ПС;
  • подозрения в совершении незаконных операций с привлечением денежных средств зарубежных стран, «отмывании» денег, финансировании организаций, чья деятельность признана террористической.

Для чего банку ПС?

Законодательством на банки возложены функции по осуществлению валютного контроля. В рамках своих полномочий они проводят проверку документов по всем контрактам, попадающим под условия, озвученные в законе «О валютном регулировании». Банк подтверждает легальность документов, следит за тем, чтобы сумма контракта соответствовала величине транзакций. В случае товарных операций банк дополнительно запрашивает информацию у таможенной службы, чтобы удостовериться, что сумма контракта соответствует количеству (и качеству) товара, перевезенного через государственную границу.

При оформлении сделок, связанных с внешнеторговыми отношениями, банковские учреждения отслеживают своевременность платежей по обязательствам, предусмотренных в договорах, а также исполнение условий, оговоренных в нем. В случае нарушений пунктов договора (например, отказа от поставки оплаченных товаров), банк отслеживает возвращение средств, перечисленных нерезидентам. За нарушение сроков репатриации средств законом предусмотрены штрафные санкции.

Читайте также:  Возврат водительского удостоверения после лишения за пьянку

Если сделкой оговаривается выдача кредита или займа, банк отслеживает валютные транзакции (проверяет на соответствие условиям сделки), контролирует возврат средств на р/с резидентов.

Паспорт сделки с 1 марта 2018

pasport_sdelki.jpg

Похожие публикации

Еще в прошлом году эксперты писали, что паспорт сделки отменяют. Вначале Центробанк планировал это сделать с 1 января 2018 года, однако затем срок был передвинут на два месяца вперед. С марта текущего года паспорт сделки не применяется для банковского контроля над внешнеторговыми операциями компаний.

Назначение упраздненного документа

Итак, паспорт сделки с 1 марта 2018 года утратил свое значение, отменена и Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И о порядке его оформления. Ранее паспорт был необходим, чтобы банк мог надзирать за исполнением валютных контрактов. Без оформления этого документа денежные взаиморасчеты между контрагентами (резидентом и нерезидентом) не производились, если общая сумма контракта превышала сумму эквивалентную 50 000 долларов США.

Основная цель, ради которой оформлялся паспорт сделки – валютный контроль со стороны банка. Он требовался как при импортных, так и при экспортных операциях, если оплата по контракту осуществлялась через уполномоченное финансовое учреждение.

Паспорт экспортной сделки оформлялся на российского экспортера, имеющего валютный счет в определенном банке. Он составлялся на основании предоставленного клиентом внешнеторгового контракта (в 2-х экземплярах) и иных документов. Документ содержал сведения о валютной сделке, и банк получал возможность проконтролировать ее исполнение. В частности, проверялись сроки оплаты поставленных товаров, полнота налоговых отчислений, выполнение существенных условий заключенного договора.

Паспорт сделки (от какой суммы – указано выше) при импортных операциях оформлялся на лицо, ввозившее на территорию России товары, то есть на импортера. Также он изготавливался, если у налогового нерезидента заказывались какие-либо услуги. Документ помогал банкам проверять обоснованность оплаты, произведенной с валютного счета в адрес зарубежной компании.

До упразднения документа оформление паспорта сделки производилось в следующих случаях:

при ввозе товаров на территорию РФ (выполнении работ, услуг), если он осуществляется по внешнеэкономическим контрактам, заключенным между нерезидентом и резидентом;

при вывозе товаров (выполнении работ, услуг) за пределы российского государства – по валютному контракту;

при получении рублевых займов от налоговых нерезидентов;

при выдаче рублевых кредитов нерезидентам;

при получении / предоставлении займа в иностранной валюте.

Сроки паспорта сделки, его действия, обычно связывались с исполнением сторон своих обязательств, после чего документ закрывался, данные о завершившейся внешнеторговой сделке передавались в Центробанк. Закрыть паспорт сделки мог и сам клиент, например, если он захотел обслуживаться в другом банке.

Паспорт сделки с 2018: с какой суммы он отменен

С 1 марта 2018 года паспорта сделки упразднены вне зависимости от общей суммы внешнеэкономического контракта. Государство не отменило валютный контроль, но решило осуществлять его в ином, менее жестком порядке – в соответствии с Инструкцией Банка России № 181-И от 16.08.2017.

Вместо оформления паспорта сделки, теперь требуется регистрация договора с контрагентом. Банк присваивает документу уникальный номер и ставит его на учет. Процедура осуществляется в течение одного дня.

Итак, на паспорт сделки сумма контракта не влияет, он просто больше не нужен. Однако от нее зависит, будет ли банковская организация регистрировать контракт или нет. В настоящий момент установлены следующие лимиты, при которых документ ставится на учет:

3 000 000 рублей и выше – для кредитных договоров и импортных договоров;

6 000 000 рублей и выше – для экспортных соглашений.

Сумма по внешнеторговому контракту определяется на день его заключения (или последнего изменения, внесенного сторонами в заключенное соглашение). Банкиры предупреждают, что речь идет именно об общей сумме договора, а не о размере отдельного платежа, поэтому намеренно их дробить нет никакого смысла.

Если сумма сделки меньше 200 000 рублей, под контроль банка она не попадает. Когда цена контракта превышает эту сумму, но не достигает вышеуказанных лимитов, банк не регистрирует договор, но может запросить документы по конкретному платежу, если увидит в этом необходимость.

Судьба ранее оформленных паспортов сделки

После отрицательного ответа на вопрос, нужен ли паспорт сделки сегодня, остается выяснить, что делать, если этот документ был оформлен до 1 марта 2018 года, а взаимное исполнение обязательств по контракту еще продолжается.

В этом случае каких-либо действий со стороны клиента не понадобится – банк произведет автоматическое закрытие паспорта сделки и присвоит договорам уникальные номера. Они будут соответствовать номерам упраздненных паспортов. Это правило закреплено в «Переходных положениях» Инструкции № 181-И (п. 18.1). Если компания или предприниматель успели только подать документы на оформление паспорта, контракт поставят на учет на основании ранее поданных бумаг.

Несмотря на то, что паспорт валютной сделки был отменен, за действия банка придется платить по его тарифам, если сумма контракта потребует его регистрации. Постановка внешнеэкономического договора на учет является видоизмененным способом валютного контроля.

Валютный контроль для фрилансеров в 2020 году: что нужно знать

Рост курса иностранной валюты и режим карантина — хорошее время для работы с иностранными заказами. К тому же с января 2020 в России снизили штрафы и смягчили уголовную ответственность за нарушения валютного законодательства. Работаете с зарубежными подрядчиками или берёте заказы на Upwork? Эта статья для вас.

Рубли разрешили оставлять на счёте в иностранном банке

С 1 января 2020 больше не нужно перечислять в Россию все заработанные средства: деньги, которые вы получили от нерезидентов или на иностранной фриланс-площадке вроде Upwork, можно оставить на зарубежном счёте. Главное — правильно отчитаться об этом перед налоговой и своим банком.

Для начала убедитесь, что стоимость услуг указана в контракте в рублях (или рублевом эквиваленте). Рассчитываться по контракту тоже нужно рублями. Если фриланс-площадка, с которой вы работаете, разрешает получать оплату в рублях, проверьте, что это отражено в оферте или договоре.

Важно: на подписанную до 01.01.2020 года оферту льготные условия не распространяются. Чтобы оставлять деньги на зарубежном счету, оферту придётся перезаключить.

Хотя новый закон разрешает не зачислять деньги на счёт в РФ, государство по-прежнему следит, чтобы обязательства иностранного партнёра по договору были исполнены. Полученные за заказ деньги должны поступить на ваш счёт за границей — в банке или другой финансовой организации. Можно оформить исполнение обязательств и другим законным способом: взаимозачётом, прощением или уступкой.

Что можно делать с рублями на зарубежном счёте? Хранить или рассчитываться с российскими и зарубежными контрагентами. По любым контрактам, по счетам в РФ и за границей — ограничений нет.

Если опыт с рублями будет удачным, к 2024 году послабление планируют распространить и на валютные контракты.

Россиянам за рубежом разрешили платить валютой

Физлицам разрешили переводить иностранную валюту со своих счетов в РФ на счета других физлиц в банках за пределами РФ. Раньше через один банк разрешали платить до $5000 в день. Теперь рассчитываться за переданные товары, работы, услуги с резидентами можно без ограничения суммы — об этом говорит новая редакция п. 31 части 1 ст. 9 Закона №173-ФЗ

Но с условием: получатели должны находится за пределами РФ более 183 календарных дней в году, не иметь юрлица и вести бизнес в соответствии с законодательством иностранного государства. Согласно изменениям в ст. 23 Закона 173-ФЗ, банк может запросить у клиента-плательщика подтверждающие документы: потребуется доказать право контрагента вести бизнес в другой стране без формирования юрлица и подтвердить, что он находится за границей положенный срок.

Условия со звёздочкой

Налоговую по-прежнему необходимо уведомлять об открытии счёта в иностранном банке, а также о счетах, открытых после 01.01.2020 в других финансовых организациях — например, об открытии торгового счёта у брокера: этого требует ч. 2 ст. 12 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ.

Некоторые контракты с нерезидентами по-прежнему придётся ставить на учёт в российском банке, несмотря на то, что всё расчёты по ним проводятся по зарубежным счетам: это потребуется в случаях, когда обязательства по экспортному контракту или сумма платежей по нему во всех банках превышает 6 млн рублей.

Если контракт стоит на учёте в банке, а платежи по нему проводятся по счетам за рубежом, банк должен получить документы о таких операциях. Штраф за нарушение этого требования для предпринимателей составляет от 500 до 5000 рублей согласно ст. 15.25 КоАП. Кроме этого, ООО и ИП по-прежнему должны представлять отчёты по своим зарубежным счетам в ФНС РФ.

Спрятаться не получится

С этого года органы будут получать от предпринимателей и банков больше информации о валютных операциях и сделках с нерезидентами. Это связано с изменением режима заграничных счетов и обмена информацией между банками и регулирующими организациями (см. ч.7 ст.12 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

ФНС РФ расширяет список стран, с которыми заключены соглашения об обмене финансовой информацией. С одной стороны, это освобождает резидентов, имеющих счет в стране из списка, от обязанности представлять отчет о движении средств по зарубежному счету в ФНС, если обороты за год не превысили эквивалента 600 000 руб. С другой стороны, ФНС сможет при необходимости самостоятельно получить информацию об операциях по зарубежным счетам резидентов: спрятаться не получится.

Российские банки стараются по возможности облегчить работу с валютой фрилансерам и предпринимателям, взаимодействующим с иностранными заказчиками. В банке Точка валюту по действующим контрактам зачисляют на счёт сразу при поступлении. Сервис формирования инвойсов помогает быстро выставить счет иностранному партнеру: реквизиты валютного счета добавляются автоматически, как и данные по контракту.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Добавить комментарий