Доходы бюджета делятся на

newinspire

Классификация и виды доходов бюджета

Рассмотрим классификации и виды доходов бюджета , а также выявим признаки классификации доходов бюджета .

Классификация доходов бюджета представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов.

Группы и виды доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам.

В качестве признаков , характеризующих классификацию доходов бюджета , можно выбрать следующие:

— иерархию уровня власти или уровень управления;

— источники получения доходов;

— способы получения доходов;

— время поступления доходов;

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам бюджетов относятся все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.

В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными.

Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

К внутренним источникам получения доходов бюджетов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними источниками получения доходов бюджетов являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления средств в бюджеты доходы бюджетов подразделяются на плановые и чрезвычайные.

К плановым доходам бюджетов относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими.

К чрезвычайным доходам бюджетов относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

— деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

— деление бюджетов по признаку государственности поступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним доходам относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

Из приведенного перечня признаков классификации доходов бюджета не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию.

Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов.

В основу классификации доходов бюджета можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.

3. Доходы бюджетов.

Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.

Доходы бюджетов подразделяются на три вида:

– безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст. 41 БК РФ).

Налоговые доходы – это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В БК РФ дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 61 1, 61 2).

Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Налоговый кодекс РФ (ст. 12-15, 18) устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

Согласно БК РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (ст. 56). Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты (ст. 61, 611, 612 БК РФ).

Федеральные налоги, а также налоги и сборы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Разграничение федеральных налогов между бюджетами различных уровней бюджетной системы производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом данные нормативы закреплены в БК РФ и являются едиными и постоянными для бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Так, в ст. 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, сформированные за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В ст. 56 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Они складываются за счет региональных налогов (ст. 14 НК РФ), зачисляемых в полном объеме, а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов.

В ст. 60, 601, 602 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов.

Все эти бюджеты формируются за счет местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Субъекты РФ и муниципальные районы могут устанавливать нормативы отчислений от федеральных, региональных и, соответственно, местных налогов и сборов, поступающих в их бюджеты. Эти нормативы отчислений относятся к местным бюджетам и, в частности, бюджетам поселений. Названные нормативы отчислений должны быть установлены:

а) в законе субъекта РФ, рассчитанного на неограниченный срок действия. Они должны быть едиными для всех поселений и муниципальных районов, на которые рассчитаны;

б) в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных районов, рассчитанных на неограниченный срок действия.

Порядок установления вышеназванных нормативов определен в ст. 58 и 63 БК РФ.

Неналоговыми доходами являются:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, • в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия,

г) иные неналоговые доходы.

К первой группе неналоговых доходов, Т.е. к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами юридическим лицам и иностранным государствам на возвратной и платной основах;

дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

часть прибыли хозяйственных товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий;

доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Ко второй группе неналоговых доходов, т.е. к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:

плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

другие платные услуги.

К третьей группе неналоговых доходов относятся:

Читайте также:  Возврат товара после 14 дней

штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

штрафы, конфискации и компенсации, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности. Однако надо иметь в виду, что все эти суммы поступают в бюджет лишь в том случае, если нарушены права Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренные гражданским законодательством.

В отношении штрафов действует правило: они подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения субъекта, принявшего решение о наложении штрафа. Иное может быть предусмотрено НКРФ или иными федеральными законами.

К четвертой группе – иным неналоговым доходам бюджетов, в частности, относятся:

часть прибыли ЦБ РФ;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

таможенная пошлина, таможенные сборы и т.д.

Перечень неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БКРФ.

Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:

финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;

выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 5 Ст. 41 БК РФ).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.

С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов в бюджет. Денежные средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения Банком России или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, – п. 2 СТ. 40 БК РФ). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами – с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК РФ).

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 СТ. 40 БК РФ).

Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные.

Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ). К их числу относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах РФ;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством

в) безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозмездных и безвозвратных перечислений, как субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий.

Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъекта РФ – те, которые обеспечивают расходные обязательства субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные, доходы местного бюджета – те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах.

К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.

Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Доходы бюджета делятся на

Статья 41. Виды доходов бюджетов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Статья 20. Классификация доходов бюджетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 20 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 20. Классификация доходов бюджетов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 БК РФ

ГАРАНТ:

Положения пункта 1 статьи 20 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.)

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Читайте также:  Не прошедший испытательный срок увольнение

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.)

1) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

Информация об изменениях:

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

абзацы девятнадцатый – двадцатый утратили силу с 1 января 2011 г.;

Информация об изменениях:

поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

прочие неналоговые доходы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие безвозмездные поступления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.)

5. Доходы, указанные в абзацах втором, четвертом – десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах одиннадцатом – двадцать втором подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ пункт 8 статьи 20 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.1, применяющимся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в подпункт 5 пункта 8 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ подпункт 6 пункта 8 статьи 20 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

6) бюджеты городских поселений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ пункт 8 статьи 20 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6.1, применяющимся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

6.1) бюджеты сельских поселений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ пункт 8 статьи 20 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6.2, применяющимся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

6.2) бюджеты внутригородских районов;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 9 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения

9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает:

общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Виды доходов бюджетов

Основные характеристики бюджетов различных уровней

К основным характеристикам любых бюджетов относят доходы и расходы бюджетов, а также разницу между ними (дефицит/профицит)

I. Доходы бюджетной системы России.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

В общем, доходы бюджета – экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления:

1. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. (вставить 1)

· К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

· К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог.

3) налог на игорный бизнес

· К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

2. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

– доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например: арендная плата; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств; средства, получаемые от передачи имущества, в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными кредитами; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий; др.);

Читайте также:  Как изменить фамилию в паспорте

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и сборы);

– иные неналоговые доходы.

3. К безвозмездным поступлениям относятся:

– Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.Совокупность дотаций бюджетам территориальных образований (субъектам РФ и муниципальным образованиям) из вышестоящих бюджетов образует фонд финансовой поддержки.

– Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

– Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам распределяются между всеми территориальными образованиями по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в конкретном территориальном образовании.

– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Администратор доходов бюджета – орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

II.Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

В общем,расходы бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов. По своему материально-вещественному воплощению, бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

С 2014 года бюджеты всех уровней будут формироваться в новом «программном» формате на основе государственных или муниципальных программ. Каждая госпрограмма будет увязывать бюджетные ассигнования с результатами их использования для достижения заявленных целей. Таким образом, программный бюджет призван повысить качество формирования и исполнения главного финансового документа.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Программный метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами, способствует большей эффективности и прозрачности, а также усилению ответственности и подотчетности при расходовании средств.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств;

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете.

III. Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Одним из принципов формирования бюджетной системы РФ является принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, соответствующим законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета (например: кредиты от кредитных организаций; государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; ссуды и кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, остатки средств на счетах по учету средств бюджета и др.).

Не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их размещении.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается предельный размер дефицита для каждого уровня бюджета РФ.

Для финансирования бюджетного дефицита, государство прибегает к заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг.

Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Государственная или муниципальная гарантия – вид долгового обязательства, когда государство в качестве гаранта берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых раннее юридическими или физическими лицами.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 2512 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Доходы бюджета: понятие, виды, порядок уплаты

В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование доходов бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Ст. 47 БК РФ выделяет собственные доходы бюджетов, к которым относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Виды доходов бюджета:

  1. по уровню бюджетной системы:
    • федерального бюджета;
    • субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов;
    • городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • доходы бюджетов городских и сельских поселений.
  2. по источнику (ст. 41 БК РФ):
    • налоговые доходы;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.
  3. по способу получения и источникам:
    • обыкновенные (добровольные: использование государственного имущества (домен), промыслы, отдельные виды пошлин; обязательные: регалии, пошлины, налоги);
    • чрезвычайные (займы, продажа государственного имущества, конфискация).
  4. по территории получения:
    • федеральные;
    • субъектов федерации;
    • местные.
  5. по состоянию:
    1. перечисленные;
    2. зачисленные.

Налоговые доходы бюджетов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;
  3. региональные налоги;
  4. местные налоги;
  5. доходы от пеней и штрафов по налогам и сборам.

Неналоговые доходы бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями ;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан ;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Собственные доходы бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных) формируются в соответствии со ст. 50-64 путем зачисления в соответствующий бюджет всего объема (или его части) налогового, неналогового или безвозмездного поступления.

Добавить комментарий