Бюджетная система представляет собой

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство – это особая организация бюджетной системы и принципы ее построения, которая определяется государственным устройством. Бюджетные права РФ обеспечивают формирование и развитие финансовой базы, которая определяет компетенции страны и ее государственный суверенитет.

Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:

  1. Государственный бюджет (бюджет центрального Правительства или федеральный бюджет);
  2. Бюджеты субъектов Федерации;
  3. Местные бюджеты.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджета центрального Правительства, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, основанную на государственном устройстве и экономических отношениях, и регулируемую законодательством РФ. Значительной проблемой бюджетного устройства являются бюджетные взаимоотношения центральных органов и регионов. Доходную часть территориальных бюджетов представляют:

  • Закрепленные доходы. Полностью поступают в соответствующие бюджеты (за местным бюджетом закреплен налог на имущество физических лиц, за бюджетами субъектов РФ – налог на имущество предприятий).
  • Регулирующие доходы. Это средства, которые передаются от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену для покрытия его расходов помимо закрепленных доходов.
  • Дотации. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня на безвозвратной и безвозмездной основе (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
  • Субвенции. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня, юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления конкретных целевых расходов. Субвенции могут быть: текущие (финансирование расходов в данный момент), инвестиционные (финансирование инновационной, инвестиционной деятельности, затраты на расширение воспроизводства).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К кредитным ресурсам относятся средства, которые передаются на кредитной основе и которые должны быть возвращены (без процентов или с процентами).

Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, перечисляемые от одного бюджета бюджетной системы РФ другой бюджетной системе.

Принципы построения и классификация бюджетной системы

Бюджетная система России основана на ряде принципов:

  • самостоятельности бюджетов;
  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов между различными бюджетами;
  • равенства бюджетных прав образований местного управления, субъектов РФ;
  • сбалансированности бюджета;
  • подведомственности расходов разных бюджетов;
  • единства расходов кассы;
  • эффективности и результативности использования бюджетных средств;
  • совокупного (общего) покрытия расходов бюджета;
  • целевого характера и адресности бюджетных средств;
  • прозрачности;
  • достоверности бюджета.

Рациональное и оптимальное управление финансами в государстве в условиях непростых финансово-бюджетных отношений, огромного разнообразия различных бюджетных поступлений и расходов невозможно без применения единой целостной системы учета всех передвижений финансовых потоков, которая утверждена на законодательном уровне или в иной форме. Для этого разработана бюджетная классификация, согласно которой происходит разработка и исполнение бюджетов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Бюджетная классификация – это основной методологический документ, на основании которого разрабатываются, создаются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация представляет собой особые группы доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы России, она используется для создания и исполнения бюджетов, создания бюджетной отчетности, предоставляющей сопоставление показателей разных бюджетов.

Министерство финансов РФ осуществляет определение принципов построения структуры кодов бюджетной классификации, и принципов присвоение кодов отдельных элементов бюджетной классификации, выступающих едиными для всех бюджетов бюджетной системы России.

Представительные (законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут производить детализацию объектов бюджетной классификации РФ (в соответствии с БК РФ, ст. 27) в части видов расходов, целевых статей, не нарушая при этом принципов единства и построения бюджетной классификации.

Бюджетная классификация обусловлена рядом потребностей:

  • планирование, прогнозирование, формирование, исполнение бюджета;
  • контроль за своевременным и полным поступлением платежей, целевом использовании средств;
  • учет и составление отчетности;
  • аналитическая работа по разным видам доходов и расходов, бюджетам в целом;
  • кодирование показателей отчетов и бюджетов при введении автоматизированной системы финансовых расчетов.

Новая бюджетная классификация была введена в России с 1 января 1995 года. Основные причины введения новой классификации: вхождение России в мировую экономику, введение новой налоговой системы.

Бюджетная классификация включает следующие группы классификаций:

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций сферы государственного управления, операций публично-правовых образований.

Бюджетное устройство современной России

В настоящее время существенная часть налоговых доходов субъектов РФ и местных бюджетов образуется за счет регулирующих доходов. Для регулирования бюджета используется метод предоставления прямой финансовой поддержки нижестоящего бюджета вышестоящим в форме фиксированной денежной суммы. В настоящее время в РФ такая поддержка имеет вид дотации или субвенции.

С 1994 года введен действующий и сегодня механизм межбюджетных отношений, основным регулятором которых стал Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Федеральный фонд является источником выделения трансферов, он формируется исходя из суммы налоговых поступлений федерального бюджета.

Федеральный фонд образуется в целях подравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, для их финансовой поддержки. Фонд входит в состав федерального бюджета, перераспределяется между субъектами РФ согласно единой методике, утвержденной Правительством РФ (Бюджетный кодекс, ст. 131).

Объем Федерального фонда, утверждаемый на следующий финансовый год, определяется путем умножения объема фонда текущего года на уровень инфляции (либо на индекс потребительских цен), прогнозируемый в будущем финансовом году. Фонд предоставляет дотации тем субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых ниже уровня, определенного критерием выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень обеспеченности субъекта Федерации при условии наличия дотаций из Фонда не может быть выше уровня, который до распределения дотаций Фонда имел более высокий объем расчетной бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ устанавливается путем нахождения соответствия между налоговыми доходами на одного жителя и подобным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации с учетом структуры населения, географических, климатических, социально-экономических и других объективных условий и факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставления одинакового объема бюджетных услуг на одного жителя.

Из Федерального фонда в качестве дотаций могут выделяться дотации, отображающие отдельные условия и факторы, которые учитываются при выявлении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем таких дотаций не может быть выше 10% объема Фонда. Расчет указанных дотаций имеет собственные особенности, которые формируются методикой распределения дотаций из Фонда. Министерство финансов РФ до 1 августа текущего финансового года отправляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации данные для проведения соответствующих расчетов распределения средств Федерального фонда на очередной финансовый год. До 1 октября проводится в установленном Министерством финансов порядке сверка указанных первоначальных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Если сумма федеральных налогов (НДС, акцизов, налог на прибыль, подоходного налога на физических лиц), которые поступают с данной территории и зачисляются в региональный бюджет, оказывается меньше 95% средней подобной величины по РФ в расчете на одного жителя, а условная сумма расходов – меньше 100% плановых расходов бюджета региона, то регион получает статус региона, «особо нуждающегося в поддержке».

Регионам трансферы перечисляются ежемесячно и зависят от фактических поступлений налогов в федеральный бюджет. При этом учитывается удельный вес региона, зависящий от статуса в Федеральном фонде финансовой поддержки регионов. В зависимости от географического положения регионы могут объединяться. На объединение регионов могут оказать влияние факторы, в наибольшей степени воздействующие на доходы и расходы бюджетов, а именно:

  • географическая удаленность от центральных регионов при слабом развитии или отсутствии автомобильного или железнодорожного сообщения;
  • наличие более длительного отопительного сезона, обусловленного сложными климатическими условиями;
  • узкие сроки завоза товаров обусловленные географическими, климатическими условиями, удельным весом численности населения на территориях, где сроки завоза товаров ограничены.

Бюджеты всех уровней РФ должны быть сбалансированы. Первоочередному финансированию при наличии дефицита подлежат расходы, которые включены в бюджет текущих расходов.

Бюджетная система: сущность и понятие

Дата публикации: 09.11.2018 2018-11-09

Статья просмотрена: 2385 раз

Библиографическое описание:

Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53598/ (дата обращения: 10.04.2020).

Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода понятие бюджетной системы и подходы к нему изменялись. Если говорить о современном этапе, то данная категория рассматривается с двух основных сторон, что позволяет выделить ее структурные элементы, ключевые признаки, и характеристики.

Наиболее узкий подход, либо иначе он называется традиционный, сугубо юридический рассматривает сущность бюджетной системы как совокупность бюджетов различных уровней. Такое понимание закреплено в статье 6 БК РФ: бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ категорию, которую составляют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов [1].

Элементами бюджетной системы в таком понимании выступают бюджеты соответствующих публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, юридико-формально разграниченные в соответствии со своей внутренней структурой, которая, в свою очередь, состоит из доходов и расходов, а также конкретных источников, на основе которых осуществляется финансирование.

Кроме того, названные бюджеты обладают самостоятельностью в разрезе того, что конкретное публично–правовое образование может осуществлять собственную бюджетную деятельность, однако в тоже время все структурные элементы бюджетной системы взаимосвязаны, так как опираются на единые правовые основы, за счет которых в целом обеспечивается государственная целостность РФ. В структуру бюджетной системы также входят восходящие и нисходящие межбюджетные отношения.

При этом некоторые исследователи [2] подчеркивают, что государственные внебюджетные фонды являются не совсем обычным элементом, который отражен в структуре бюджетной системы, однако несмотря на это, они очень тесно встроены в бюджетную систем и не могут существовать вне ее.

Если применять к пониманию бюджетной системы широкий подход, то ее можно рассматривать как совокупность элементов, категорий, которые в целом составляют предмет бюджетного права. То есть бюджетная система в этом смысле выражается структурой Бюджетного кодекса РФ, и во второй части под названием «Бюджетная система РФ» названы все элементы, которые входят в нее:

– бюджетное устройство РФ — это собственно структура бюджетов различных уровней, классификация и порядок их построения, основы организационного и правового регулирования и так далее;

– доходы бюджетов — их структура и их регулирование, организация поступления, порядок формирования и распределения и все то, что в принципе связано с бюджетными доходами;

– соответственно расходы бюджетов — все основные положения о них, а также специфика расходных обязательств;

– сбалансированность бюджетов — вопросы, связанные с профицитом и дефицитом, с внутренним и внешним государственными долгом, с функционированием стабилизационного фонда, с межбюджетными трансфертами и так далее.

Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П бюджетная система рассматривается как финансово-экономическая основа реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации [4].

Если говорить о структуре бюджетной системы в узком смысле, то ее отражает статья 10 БК РФ [1]. При этом исходя из анализа указанной статьи под структурой бюджетной системы следует понимать совокупность бюджетов разных уровней. И так, бюджетная система состоит из:

– федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

– бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местных бюджетов, которые, в свою очередь, имеют следующую структуру: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Для функционирования бюджетное системы крайне важно соблюдать все основополагающие принципы, которые закрепляет статья 28 БК РФ:

– единство — предполагает, что все основные требования, законодательство и принципы построения, организации бюджетов разных уровней едины;

– разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами РФ;

– самостоятельность бюджетов — государственные органы и местное самоуправление самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и выполняют прочие необходимые требования, операции;

– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

– полнота отражения структуры каждого бюджета;

– сбалансированность и эффективность освоения бюджета;

– прозрачность, достоверность, адресность и целевое назначение

– совокупное покрытие расходов и единство кассы [5].

Таким образом, бюджетная система в широком смысле — это вся совокупность категорий и элементов, так или иначе связанных с формированием и функционированием бюджетов различных уровней, включая соответствующие принципы и организационные, а также правовые основы построения. В более суженном смысле — это структура бюджетов различных уровней. Данные подходы к понимаю бюджетной системы достаточно важно разграничивать, во избежание путаницы и ошибочных суждений при оперировании указанной категорией и понятием.

Кроме того, бюджетную систему можно понимать и вовсе в несколько отстраненном смысле — как финансово–экономическую основу адекватного функционирования российского государства и как составляющую его финансовой безопасности

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
  2. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 7.
  3. Бочкарева Е. А. Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансово–правовой категорией// Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 1. — С.551–552
  4. Омелехина Н. В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства// Журнал российского права. — 2017. — № 1. — С.81–95
  5. Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография. — М., 2016.
Читайте также:  По мере реализации товаров учитываются расходы

Похожие статьи

Бюджетное регулирование как инструмент бюджетно-налоговой.

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление

Ключевые слова: бюджетная и налоговая политика, доходы и расходы местного бюджета, сбалансированность и устойчивость бюджетной.

Содержание и принципы формирования доходов бюджетов.

Важной особенностью современного этапа развития бюджетно-налоговой системы Российской Федерации (далее РФ) является необходимость укрепления финансовой самостоятельности местных органов власти, во-первых, для обеспечения расходных обязательств и, во-вторых.

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе.

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ.

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие.

Статья 6 БК РФ определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования

Более подробная (функциональная) классификация расходов бюджетов определена в ст. 21 БК РФ [2].

Доходы и расходы федерального бюджета Российской.

Общий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется в Бюджетном кодексе как совокупность бюджетов всех уровней на данной.

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть, оптимизация расходов, достижение сбалансированности, внутренний рынок капитала, ВВП, Бюджетный кодекс.

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения, задач, функций государства и органа местного самоуправления. [1], [5]. Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и.

Сбалансированность регионального бюджета: проблемы и пути.

Сбалансированность бюджета — один из главнейших принципов создания и исполнения бюджета, заключающийся в равновесии расходных статей бюджета к источникам их финансирования.

Принципы бюджетной системы по законодательству Российской.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 28 закрепляет, что бюджетная система Российской

Существенным признаком единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип сбалансированности бюджетной системы означает, что объем.

Бюджетная система представляет собой

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: а) форми­рования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуще­ствления государственных и муниципальных заимствований, регули­рования государственного и муниципального долга; б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и ис­полнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

1) Бюджетным кодексом РФ (базовый законодательный акт);

2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления;

3) указами Президен­та Российской Федерации;

4) нормативными правовыми актами Правительства РФ;

5) соответствующими акта­ми федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет­ных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты терри­ториальных государственных внебюджетных фондов. Всего на середину 2012 года в России 83 субъекта федерации. Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа;
  • местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Феде­рации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюд­жет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мест­ного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соот­ветствующего уровня, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) позволила бывшим автономным республикам, входящим в со­став РСФСР, принять свои декларации, определяющие степень их экономической самостоятельности. В бюджетных отношениях это на­шло выражение в отказе от формирования единого государственного бюджета Российской Федерации, а также в предоставлении каждому субъекту Федерации более широких полномочий по формированию своего бюджета и распоряжению его средствами. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий со­ответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступа­ет своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечи­вает финансирование такого минимума, то средства должны выде­ляться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие ме­стные органы власти на основе федерального законодательства само­стоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из госу­дарственного и административно-территориального устройства (деле­ния) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объе­диняются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюд­жет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов мини­мальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходи­мых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели кон­солидированных бюджетов являются также основанием для предос­тавления субвенций из федерального бюджета.

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное само­управление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финан­сового года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации — фе­деральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспреде­ляется до 40% национального дохода страны и финансируются ос­новные экономические и социальные программы.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специ­альные правительственные фонды, кредитуя юридических и физиче­ских лиц.

В условиях перехода к рынку государственный бюджет со­храняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традици­онно содержат следующие статьи:

  • затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);
  • затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в ин­фраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяй­ству, расходы на осуществление государственных программ;
  • расходы на оборону и материальное обеспечение внешней поли­тики, включая содержание дипломатических служб и займы иностран­ным государствам;
  • административно-управленческие расходы: содержание прави­тельственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;
  • платежи по государственному долгу (погашение и обслужива­ние долга).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную струк­туру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйст­венные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнкту­ры — сокращаются.

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в поряд­ке целевых отчислений от конкретных видов доходов пли иных по­ступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды. В отдельные годы в бюдже­те формировались: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Россий­ской Федерации и т. п.

Ликвидация всех целевых бюджетный фондов была обусловлена вступле­нием в действие Бюджетного кодекса РФ, согласно которому связан­ных доходов бюджета быть не должно.

В составе бюджета тем не менее формируется ряд специальных фондов.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъ­ектов РФ осуществляются:

а) дотации на выравнивание уровня бюд­жетной обеспеченности субъектов РФ;

б) субсидии на государствен­ную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродук­тов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним ме­стности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения насе­ления, предприятий и организаций социальной сферы и жилищ­но-коммунального хозяйства;

в) субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока.

Средства Фонда регионального развития направляются на:

1) финансирование федеральных программ развития регионов;

2) оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам Российской Федерации.

Фонд реформирования региональных финансов (в 2001 г.— фонд развития региональных финансов) предназначен для активиза­ции процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Ис­точник его образования — кредит Международного банка реконструк­ции и развития.

Субсидии и субвенции, выделяемые из Фонда компенсаций, на­правляются на финансирование текущих расходов по реализации Федеральных законов «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей» и др.

Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты , в которых традиционно более высока по сравнению с государствен­ным бюджетом доля средств, направляемых на социальные цели. В России из местных бюджетов финансируется более 80% учрежде­ний образования и здравоохранения, около 80% учреждений куль­туры, осуществляется более 60% социальных выплат населению. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дота­ции, субвенции и субсидии, ссуды из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного за­конодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджет­ных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федера­ции, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджет­ной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого
уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного само-
управления самостоятельно определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступ­ления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду­смотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает по­крытие всеx бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централи­зации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне­нии, полноту представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общест­ва и средств массовой информации процедур рассмотрения и приня­тия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия либо внутри законодательного (представитель­ного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Читайте также:  Родительские обязанности в отношении детей

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств оз­начает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, явля­ются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством России.

Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансовоправовой категорией Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна

В статье анализируются имеющиеся в науке финансового права подходы к определению категории « бюджетное устройство » и его соотношению с категорией « бюджетная система ». Предлагается выделять понятие « устройство бюджетной системы » в качестве самостоятельной характеристики внутренней организации элементов « бюджетной системы ». Обосновывается необходимость единообразия при структурировании институтов бюджетного права как отрасли и учебной дисциплины « Бюджетное право ».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна

The budget system structure: concept and correlation with the budget structure as a financial and legal category

The author analyzes concepts of budget structure and budget system , considers experts opinions on this matter. The author suggests to distinguish a concept of the budget system structure as an independent feature of the internal organization of the budgetary system elements. The paper substantiates the necessity for uniformity when structuring institutions of the budget law as a branch and a discipline.

Текст научной работы на тему «Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансовоправовой категорией»

Бочкарева Екатерина Александровна Bochkaryova Ekaterina Aleksandrovna

кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия dom-hors@mail.ru

УСТРОЙСТВО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С БЮДЖЕТНЫМ УСТРОЙСТВОМ КАК ФИНАНСОВОПРАВОВОЙ КАТЕГОРИЕЙ

PhD in Law, Assistant Professor of the State Legal Disciplines Department, North Caucasus branch of the Russian Academy of Justice dom-hors@mail.ru

THE BUDGET SYSTEM STRUCTURE: CONCEPT AND CORRELATION WITH THE BUDGET STRUCTURE AS A FINANCIAL AND LEGAL CATEGORY

В статье анализируются имеющиеся в науке финансового права подходы к определению категории «бюджетное устройство» и его соотношению с категорией «бюджетная система». Предлагается выделять понятие «устройство бюджетной системы» в качестве самостоятельной характеристики внутренней организации элементов «бюджетной системы». Обосновывается необходимость единообразия при структурировании институтов бюджетного права как отрасли и учебной дисциплины «Бюджетное право».

бюджетная система, бюджетное устройство, устройство бюджетной системы, бюджетное право.

The author analyzes concepts of budget structure and budget system, considers experts opinions on this matter. The author suggests to distinguish a concept of the budget system structure as an independent feature of the internal organization of the budgetary system elements. The paper substantiates the necessity for uniformity when structuring institutions of the budget law as a branch and a discipline.

budget system, budget structure, structure of budget system, budget law.

Легальное определение бюджетной системы, закрепленное в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) [1], не является научно обоснованным, логически завершенным и дефинитивно обеспеченным. Оно, как справедливо отмечает Д.Л. Ко-мягин, «. не дает никакого понятия о структуре бюджетной системы, не констатируя ни иерархичности, ни равенства в отношениях между бюджетами – элементами системы» [2]. Между тем, важным признаком любой системы является ее структурность, то есть возможность описания через установление ее структуры и детерминированность состояния системы положением ее отдельных элементов. В связи с этим обязательным аспектом исследования бюджетной системы в Российской Федерации является установление ее уровней, элементов, их взаиморасположения и соотношения, то есть устройства бюджетной системы.

Представляется, что структурная характеристика бюджетной системы может быть дана с учетом ее соотношения с категорией «бюджетное устройство». Действующее бюджетное законодательство ответа на этот вопрос не дает, так как не определяет, что есть бюджетное устройство. Замечу, что в ранее действующем законе РСФСР № 1734-1 от 10.10.1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» [3] такое определение присутствовало – бюджетное устройство определялось как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Принципиальным вопросом при определении понятий исследуемых категорий и их соотношения является четкая дифференциация смысловой нагрузки термина «устройство». Если обратиться к словарю синонимов русского языка, то становится очевидным лексическая многозначность рассматриваемого термина [4, с. 503].

В первом значении устройство синонимично понятию «структура», «строение», «организация» чего-то (кого-то). В данном случае акцент делается на упорядочении внутреннего содержания явления или процесса. Примером «структурного» понимания бюджетного устройства является определение, предложенное М.И. Пискотиным, по мнению которого «организация и

принципы построения бюджетной системы, ее структура (выделено авт. – Е.Б.), взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие «бюджетное устройство» [5, с. 26].

С точки зрения Н.И. Химичевой, «бюджетное устройство – это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов» [6, с. 178]. В приведенных дефинициях происходит отождествление бюджетного устройства и бюджетной системы как совокупности взаимосвязанных элементов.

Во-вторых, понятие «устройство» может совпадать по смыслу с понятиями «изготовление», «выполнение», «образование», «осуществление» чего-то, то есть оно отражает не статику, а динамику явления. В таком аспекте содержание бюджетного устройства сужается до констатации порядка аккумулирования, распределения и перераспределения бюджетных ресурсов с использованием, например, трансфертных механизмов. В этом смысле правомерно говорить о приближении содержания бюджетного устройства как процесса к понятию межбюджетных отношений, складывающихся в процессе реализации бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов по поводу формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов [7].

В-третьих, равнозначными «устройству» понятиями являются: «механизм», «аппарат», «организм», «прибор». В этом смысле устройство обозначает некий формально-определенный объект (предмет), имеющий сложную структуру. Указанному пониманию соответствует большинство разработанных представителями науки финансового права определений бюджетного устройства. Например, по мнению Ю.В. Тютиной, бюджетное устройство РФ состоит из трех элементов: бюджетная классификация, бюджетная система и принципы бюджетной системы [8, с. 76].

Н.А. Саттарова считает, что бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. При этом бюджетная система является элементом бюджетного устройства [9].

Более широкий подход демонстрирует Д.Л. Комягин, по мнению которого бюджетное устройство включает в себя бюджетную систему, принципы ее построения, межбюджетные отношения, в том числе различные формы финансовой помощи [10].

Исследованию бюджетного устройства посвящены многочисленные научные публикации Х.В. Пешковой. По ее мнению, бюджетное устройство включает в себя бюджеты как централизованные фонды денежных средств и правовые акты – результат осуществления бюджетного процесса, бюджетную систему в целом и предъявляемые к ней требования-принципы, а также доходы, расходы бюджета, межбюджетные и иные отношения, обеспечивающие функционирование бюджета как централизованного фонда денежных средств [11, с. 11].

Таким образом, большинство ученых рассматривают бюджетное устройство как более широкую по отношению к бюджетной системе категорию, охватывающую также ряд иных элементов: межбюджетные отношения, доходы и расходы бюджета, различные виды финансовой помощи, и даже процедурные вопросы. Однако А.Д. Селюков называет такой подход стереотипным, так как он «.противоречит общепринятому пониманию соотношения понятий “устройство” и “система”, всей концепции системного метода.» [12, с. 20]. Соглашаясь с тем, что бюджетная система -сложноустроенная система, состоящая из взаимодействующих между собой подсистем федерального, регионального и местного уровней (систем более низкого порядка), считаю возможным различать понятие «устройство бюджетной системы» и понятие «бюджетное устройство».

В первом случае речь идет о составе и расположении элементов бюджетной системы, о том, какие бюджеты объединены в систему и как относительно друг друга они расположены. Этот вопрос также актуален с точки зрения установления иерархичности как свойства любой системы. Иерархичность бюджетной системы в Российской Федерации обусловлена федеративной формой государственного устройства, а также конституционным положением о самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ) [13], детерминирующим состав и соподчиненность уровней бюджетной системы – федерального, регионального и местного.

Таким образом, критерием формулирования понятия «устройство бюджетной системы», как представляется, выступают конструктивные особенности, внутреннее строение бюджетной системы, обусловленные федеративным устройством России, а также конституционным принципом самостоятельности местного самоуправления.

Бюджетное устройство, в отличие от устройства бюджетной системы, представляет собой качественную характеристику совокупности бюджетно-правовых инструментов и принципов, обеспечивающих субъектам бюджетного процесса реализацию своих полномочий. Здесь правы те авторы, которые рассматривают бюджетную систему как элемент бюджетного устройства и,

в качестве критерия, выбирают определение устройства как целостного объекта правового регулирования.

Различия в подходах к определению понятия бюджетного устройства и соотношению его с бюджетной системой проявляются и при институализации бюджетного права как подотрасли финансового права. Так, при структурировании общей части бюджетного права одни авторы выделяют институт бюджетного устройства, другие – бюджетной системы, третьи – институт бюджетного устройства и бюджетной системы. Например, по мнению В.А. Парыгиной и А.А. Те-деева, нормы, регулирующие структуру, порядок и принципы бюджетной системы России входят в Общую часть бюджетного права [14, с. 30], что позволяет говорить о выделении ими в бюджетном праве института бюджетной системы.

Д.Е. Фадеев, характеризуя предмет бюджетного права, выделяет блок правовых норм, закрепляющих и регламентирующих бюджетное устройство Российской Федерации [15, с. 12б]. Сходное понимание видим у Т.В. Конюховой, выделяющей в системе институтов бюджетного права институт «Бюджетное устройство Российской Федерации» [1б, с. 13].

И.А. Цинделиани выделяет в общей части бюджетного права наряду с другими институтами институт бюджетной системы и бюджетного устройства [17, с. 140].

Таким образом, бюджетное устройство – более широкое понятие, чем бюджетная система, что, наряду с научной аргументацией, подтверждается и структурой Бюджетного кодекса РФ, содержащего раздел «Бюджетное устройство Российской Федерации». С учетом положений теории права о том, что сам правовой институт структурирован, и в нем могут быть выделены субинституты [18, с. 51], нормы которых регламентируют более узкие группы отношений, входящих в предмет регулирования института, бюджетная система может быть определена как подинститут бюджетно-правового института «Бюджетное устройство Российской Федерации».

Отмечу, что последовательность в этом вопросе имеет значение и для структурирования учебного курса по дисциплине «Бюджетное право». Так, нелогичным представляется выделение темы «Бюджетная система» в ранее процитированном учебнике Н.А. Саттаровой, по мнению которой данное понятие – элемент бюджетного устройства. Следовательно, и тему курса логичнее было бы назвать «Бюджетное устройство».

Итак, бюджетное устройство, являясь правовым институтом, охватывает в качестве предмета правового регулирования совокупность бюджетно-правовых подинститутов и положений, обеспечивающих субъектам бюджетного процесса реализацию принадлежащих им бюджетных полномочий.

В условиях правовой неопределенности и многозначного доктринального толкования бюджетно-правовой категории «бюджетное устройство» полагаю, что более информативным для исследования бюджетной системы как правового явления становится понятие «устройство бюджетной системы». Последнее представляет собой структурную характеристику бюджетной системы как совокупности взаимосвязанных элементов и отражает особенности распределения власти по территории государства.

1. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 2013. № 30 (Ч. I). Ст. 4083.

2. Комягин Д.Л. Бюджетное право России I под ред. А.Н. Козырина. М., 2011.

3. Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 4б. Ст. 1543.

4. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999.

5. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации I под ред. А.Н. Козырина. М., 2002.

6. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М., 2005.

7. Вершило Т.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации с участием муниципальных образований: понятие и содержание II Финансовое право. 200б. № 4.

8. Тютина Ю.В. Бюджетная классификация как институт финансового права. Киев, 2007.

9. Саттарова Н.А. Бюджетное право: учеб. М., 2009.

10. Комягин Д.Л. Указ. соч.

11. Пешкова Х.В. Бюджетное устройство государства как основа ведения публичного хозяйства II Финансовое право. 2012. № 4.

12. Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве II Финансовое право. 2012. № б.

13. Собрание законодательства. 2009. № 4. Ст. 445.

14. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: учеб. М., 2005.

Читайте также:  Срок для обращения в страховую после дтп

15. Финансовое право: учеб. I К.С. Бельский и другие; под ред. С.В. Запольского. М., 200б.

16. Конюхова Т.В. Система институтов бюджетного права Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.

17. Цинделиани И.А. О системе финансового права: современное состояние научных исследований. М., 2011.

18. Иоффе О.С. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права) II Уч. зап. ВНИИСЗ. М., 19б8. Вып. 14.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Найдено 5 определений термина БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетоа. Б. с. любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах она бывает различной.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР.

Закон Российской Федерации от 10.10.91 N 1734-I, ст.2

Бюджетная система

основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

составная часть финансовой системы. Представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Выделяются три уровня бюджетов, входящих в Б.с. РФ: федеральный бюджет и государственные федеральные целевые фонды; бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные целевые фонды; местные бюджеты. Б.с. РФ объединяет: федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, республиканские бюджеты республике составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Единство Б.с. РФ основано на единой правовой базе, денежной системе, формах бюджетной документации, принципах бюджетного процесса в РФ, санкциях, применяемых за нарушения российского бюджетного законодательства, а также едином порядке финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов различных уровней. Бюджеты, входящие в Б.с. РФ, являются самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования самостоятельно, осуществлять бюджетный процесс, а также недопустимостью изъятия дополнительно полученных при исполнении бюджетов доходов. Б.с. РФ строится также на принципах: разграничения доходов и расходов между уровнями Б.с. РФ; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономичности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. С 1994 в соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет страны. Л. И. Булгакова

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

согласно БК основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Б.с. представляет собой центральное звено финансовой системы РФ. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) РФ, ее Б.с. представлена следующими видами бюджетов (тремя уровнями Б.с.):

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

б) бюджеты субъектов РФ, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев; областные бюджеты областей; городские бюджеты городов федерального значения; областной бюджет автономной области; окружные бюджеты автономных округов, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; в) местные бюджеты, в том числе: городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и др. муниципальных образований. Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья Б.с. РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою Б.с. в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством (делением)своей территории.

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Однако роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий путем трансфертов, процентных отчислений, дотаций, субсидий, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума. Таким образом, осуществляется взаимосвязь всех бюджетов Б.с. РФ, обеспечивающей в своей совокупности финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию и РФ в целом, и отдельных ее регионов.

Б.с. РФ основана на принципах:

а) единства Б.с. РФ; б) разграничения доходов и расходов между уровнями Б.с. РФ; в) самостоятельности бюджетов;

г) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; д) сбалансированности бюджета; е) эффективности и экономности использования бюджетных средств; ж) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; з) гласности; и) достоверности бюджета; к) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная система

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетная система? Описание и определение понятия.
Бюджетная система – главный элемент финансовой системы государства, в который включаются бюджеты муниципальных и государственных организаций, основанных на экономических отношениях и юридических нормах. Структура бюджетной системы страны связана с ее формой государственного устройства.

Унитарное государство имеет бюджетную систему, которая состоит из государственного и местных бюджетов. Федеративное государство имеет бюджетную систему, в которую входят местные бюджеты, бюджет членов федерации, федеративный бюджет.

Бюджетная система конфедерации государств образуется за счет взносов входящих в федерацию государств. Каждое государство, которое входит в конфедерацию, при этом имеет собственную бюджетную систему.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетная система.

Бюджетная система государства — комплекс всех бюджетов государства ( муниципальных, федеральных, региональных).
Все составляющие соответствующих бюджетных систем самостоятельны (это значит, что принимаются они соответствующими региональными и местными органами управления).

Бюджетная система определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.

Различаются бюджетные системы в зависимости от политической структуры государства — с учетом того, является ли оно федеративным или унитарным. Бюджетная система унитарных государств более централизована. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов Федерации . Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Структура бюджетной системы государства:

Унитарного (например, Швейцария, Япония, Франция)

Федерального (Россия, Канада, США)

  1. Госбюджет
  2. Федеральные бюджеты
  3. Местные бюджеты

В мировой практике в настоящее время функционируют бюджетные системы, которые различаются между собой по оновным трем критериям:

  • Доля ВВП, централизуемая для финансирования государственных расходов .
  • Реализация социальных функций за счет государственных расходов.
  • Обратное воздействие бюджетной системы на сектор экономики.

В мире существуют различные бюджетные системы. К типичным относят американскую и европейскую, а также есть модель бюджетной системы, которая существенно отличается от всех остальных -это японская модель. Есть и другие модели, сочетающие в себе признаки названных (например, арабская, австралийская, китайская, и другие).

Характерные черты американской бюджетной системы

Для американской системы характерна обязательность жестко исполнять законы, которые регулируют государственные доходы и расходы. Разрабатывается бюджет правительством государства. Отдельные штаты имеют свои бюджеты и взаимодействуют с центральным бюджетом в более узких пределах, чем это принято в европейских странах. В американской бюджетной системе предполагается значительная самостоятельность отдельных штатов. Существенные особенности американской бюджетной системы: государство финансирует программы развития отдельных секторов экономики страны; стимулирует развитие предпринимательства путем предоставления различных налоговых льгот.

Для этой системы характерна довольно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП.

Характерные черты европейской бюджетной системы

Для европейского типа бюджетной системы характерно прежде всего то, что государство предоставляет гражданам социальные гарантии за счет бюджетных средств, вмешивается в решение финансовых проблем административно-территориальных структур, и, несмотря на относительную самостоятельность, обеспечивает определенное «выравнивание» экономических условий в регионах. Самой отличительной чертой всех бюджетных систем европейского типа является их гибкость. Также в бюджетном процессе четко учитываются финансовые обязательства государства, предусмотренные конституцией и действующими законами.

Характерные черты японской бюджетной системы

Отличительной чертой японской бюджетной системы является социализация бизнеса как основного фактора экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Степень социальной ответственности бизнеса в Японии является наиболее высокой по сравнению с другими бюджетными системами мира. Именно с этим специалисты связывают высокий научно-технический прогресс в Японии.

По доле государственных расходов японская бюджетная система напоминает американскую и российскую — примерно около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но растущую внушительную часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим, берут на себя отдельные фирмы.Государственное вмешательство в экономику на основе финансирования приоритетных расходов делает се похожей на американскую модель. Японская модель не является статической, а постепенно трансформируется. Существенное значение фирмы придают развитию так называемых «социальных тылов» производства.

Различаются бюджетные системы и по степени их централизации. По этому признаку различают три типа моделей.

Децентрализованная модель бюджетной системы – активная роль принадлежит регионам в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов. При этом центральная власть берет на себя расходы, которые связаны с гарантиями, установленными законами государства. Самым ярким примером децентрализованной бюджетной системы является Канада.

Умеренно централизованная (или социально ориентированная модель) бюджетная система – расходы центра и регионов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы.Каждый уровень несет ответственность за финансирование расходов, а значит, рост их доходов. Такая бюджетная модель характерна, например для Швейцарии.

Максимально централизованная бюджетная система (также социально ориентированная модель) характерна для государств, у которых практически нет проблемы реализации принципа бюджетного федерализма. Это характерно для шведской модели бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации

К сожалению, бюджетная система России сочетает в себе далеко не самые совершенные признаки американской, японской, европейской систем. Сходство с японской было в социальной ответственности бизнеса (то есть предприятия также имеют социальные фонды и обеспечивают социальную поддержку на достаточно высоком уровне). Пока что социальные функции бизнеса в России развиты слабо, и поэтому очень актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.

Похожесть бюджетной системы России и бюджетной системы США заключена в том, что оплата большинства социальных услуг в России осуществляется за счет личного бюджета граждан, что на самом деле является нелогичным при низком уровне средней заработной платы. Также активно внедряется принцип платности всех услуг. Конечно, эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России, мягко говоря, неудачным копированием опыта США.

Подобие бюджетной системы России европейской системе заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией социально ориентированных национальных проектов, а также в связи с совершенствованием системы социального страхования в рамках политики радикальной реорганизации пенсионной системы.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации

В России в настоящее время действует бюджетная система, которая состоит из трех уровней (включает муниципальный уровень, уровень субъектов Федерации и федеральный уровень).

Первый уровень – федеральный – разрабатывается федеральный бюджет Российской Федерации и рассматриваются бюджеты государственных внебюджетных фондов. Стоит заметить, что финансируются за счет средств федерального бюджета все расходы, которые связаны с централизованным управлением функций государства.

Второй уровень бюджетной системы включает бюджеты субъектов Российской Федерации и также территориальные государственные внебюджетные фонды (к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Бюджеты на этом уровне бюджетной системы являются формой централизации денежных средств, и используются для решения задач и функций, которые отнесятся к предметам ведения субъекта Федерации. Стоит отметить, что из этих бюджетов в значительной степени финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Бюджеты субъектов Федерации имеют важное значение в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Третий уровень бюджетной системы — это бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Говоря проще, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений).

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для эффективного обеспечения ведения местного самоуправления.

В настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны является развитие именно муниципального сектора экономики.

Мы коротко рассмотрели бюджетная система.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Добавить комментарий