Выплата от ПФР тем, кто родился до 1966 года и после: отвечаем на вопросы
На тему выплат пенсионных накоплений поступает очень много вопросов. Разбираемся, как на них ответить.
Как узнать, положена мне выплата или нет?
Выплата пенсионных накоплений производится за счет страховых взносов на накопительную часть пенсии. Поэтому ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, есть ли на вашем лицевом счете такие взносы.
Проверить это можно, запросив в ПФР выписку из лицевого счета. Информация о пенсионных накоплениях содержится в разделе 3 или 4 выписки (в 3-м разделе — если накопления у вас хранятся в ПФР, в 4-м — если они переведены в негосударственный ПФ).
Но если пенсия вам уже назначена, данные выписки «обнуляются». Тогда получить информацию о ваших пенсионных накоплениях можно только при непосредственном обращении в ПФР с таким запросом.
Однозначно имеют право на выплату пенсионных накоплений те, кто родились после 1966 года. За них работодатели отчисляли взносы на накопительную часть пенсии вплоть до того, как ввели мораторий на ее формирование (в 2014 году). Поэтому взносы на их лицевых счетах копились в течение этого времени.
У граждан 1966 года рождения и старше тоже есть возможность получить выплату пенсионных накоплений. Взносы на накопительную часть пенсии отчислялись работодателями начиная с 2002 года за женщин, которые 1957 г.р. и моложе, и за мужчин 1953 г.р. и моложе.
Поэтому у тех, кто входит в эти возрастные группы и работал официально в 2002 году и позже, право на выплату, скорее всего, есть. А те, кто старше, могут получить выплату, если в свое время участвовали в программе государственного софинансирования и добровольно отчисляли взносы на накопительную часть пенсии.
Выплата пенсионных накоплений полагается по достижении предпенсионного возраста (женщинам с 55 лет, мужчинам с 60 лет). Раньше могут получить выплату те, кому назначена досрочная страховая пенсия по старости.
В выписке указаны три разные суммы пенсионных накоплений — какая из них мне положена?
К выплате полагается сумма средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования. Это самая большая сумма из тех, что указаны в выписке.
Куда обращаться за выплатой?
Выплата производится пенсионным фондом, в котором хранятся накопления. Если вы никуда не переводили свои пенсионные накопления, обращаться нужно в Пенсионный фонд России.
А если перевели — выплатить должен соответствующий негосударственный пенсионный фонд. Узнать, где хранятся накопления, можно опять-таки по выписке из лицевого счета.
В ПФР сказали, что мне ничего не положено. Почему?
- либо вы уже получили свои пенсионные накопления (если сотрудник ПФР при приеме заявления о назначении пенсии сразу проставил вам галочку напротив этой выплаты). Повторно получить выплату можно, если на ваш лицевой счет снова поступили взносы на накопительную часть пенсии. Но сделать это можно не раньше, чем через 5 лет;
- либо у вас не возникло право на эту выплату (т. е. на лицевом счете нет взносов на накопительную часть пенсии или еще не наступил возраст, с которого полагается выплата).
Хочу получить свои взносы единовременно, а в ПФР мне предлагают написать заявление на пожизненную выплату. Законно ли это?
- когда по достижении предпенсионного возраста у гражданина не набирается необходимой продолжительности стажа и баллов (в этом году, в частности, требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов);
- когда суммы его пенсионных накоплений недостаточно, чтобы назначить накопительную пенсию пожизненно. То есть не преодолевается 5%-ный порог в соотношении с суммой страховой и накопительной пенсией вместе взятых.
Могут ли получить эту выплату наследники?
Пенсионные накопления могут перейти к т. н. правопреемникам, если гражданину при жизни не назначали выплату. Если он хотя бы за один месяц получил накопительную пенсию, то остаток неиспользованных накоплений «сгорает» и не наследуется.
Исключение составляет лишь срочная пенсионная выплата: если гражданин не получил по ней все взносы до конца, то остаток могут получить его правопреемники.
Но срочная пенсионная выплата назначается только за счет целевых взносов (это средства материнского капитала или добровольно уплаченные взносы по программе государственного софинансирования).
Пенсионные накопления по закону переходят к близким родственникам (в первую очередь — это супруг, дети, родители, а при их отсутствии, во вторую очередь могут получить взносы братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки).
Гражданин вправе изменить этот порядок наследования, направив в пенсионный фонд заявление о назначении других правопреемников.
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I)
1. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) определяется ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР.
В 1992 году работодатели вносят в ПФР страховые взносы в размере 31,6 процента, работодатели – колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия – 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры и адвокаты, – в размере 5 процентов их дохода; другие категории работающих граждан – в размере 1 процента заработка.
С суммы авторского гонорара организации и предприятия уплачивают страховые взносы в размере 26 процентов.
За граждан, работающих по договору у физических лиц для их обслуживания (домашние работницы, секретари и другие), наниматель уплачивает страховые взносы в размере 31,6 процента.
Общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, объединения, учреждения, в том числе учебные заведения, освобождаются от уплаты страховых взносов.
2. Работодатель, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах.
3. Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.
4. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц – в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые вносы с работников, включая работающих пенсионеров.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Физические лица, нанимающие для своего обслуживания отдельных граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка.
5. Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с истребованием средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются.
Платежные поручения на перечисление страховых взносов исполняются банками после удовлетворения требований по оплате труда и приравненных к ним платежей.
6. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах:
– по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы работников, – 1 процент;
– по страховым взносам граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также физических лиц, нанимающих для своего обслуживания граждан по договорам, – 0,5 процента.
За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход ПФР ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов.
7. К работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:
– всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ПФР суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере;
– 10 процентов, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в ПФР за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
8. Недоимка по страховым взносам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов – в судебном порядке и зачисляются в доход ПФР.
ПФР и его региональные органы при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов.
9. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными органами ПФР по вопросам начисления страховых взносов и пени, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций разрешаются ПФР либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов в ПФР утверждается правлением ПФР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I)
Настоящий порядок вводится в действие с 1 января 1992 г.
Текст постановления опубликован в “Российской газете” 23 января 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 30 января 1992 г., N 5, ст. 180
Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ пункт 1 постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I в части утверждения настоящего Порядка признан утратившим силу с 1 января 2001 г.
Определением Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 195-О положения пункта 7 настоящего Порядка о финансовых санкциях в виде изъятия всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ПФР суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере, как содержащие такие же положения, какие были признаны не соответствующими Конституции РФ в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г., подлежат отмене в установленном порядке
С какого года в России ввели страховые взносы в пфр?
Статья 22. Тариф страхового взноса
1. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утратил силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам:
Тариф страхового взноса
Тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше
Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе
Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование накопительной пенсии)
Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование накопительной пенсии)
на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование страховой пенсии)
на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование накопительной пенсии)
на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование страховой пенсии)
на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование накопительной пенсии)
22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)
22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование страховой пенсии), из них:
6,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов;
16,0 процента – индивидуальная часть тарифа страховых взносов
22,0 процента, из них:
6,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов;
16,0 процента – индивидуальная часть тарифа страховых взносов
0,0 процента – индивидуальная часть тарифа страховых взносов
16,0 процента, из них:
6,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов;
10,0 процента – индивидуальная часть тарифа страховых взносов
6,0 процента – индивидуальная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)
10,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пп. 2.2 ст. 22 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 28.01.2022 N 5-П).
2.2. При исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22,0 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 03.08.2018 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Страховые взносы, исчисленные сверх страхового взноса в фиксированном размере, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года – на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в размерах, определяемых пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 237-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу. – Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
История Пенсионного Фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.
Новая кредитно-финансовая организация была создана для выполнения возложенных на нее задач в связи с принятием 20 ноября 1990 года федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР.
Новым пенсионным законом России были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.
В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.
В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.
Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.
Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.
В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.
Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.
Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.
Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.
В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.
Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании – агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц – возложены на Внешэкономбанк.
Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.
С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.
В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.
В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.
Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.
В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2022 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.
В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.
К своему 30-летию Пенсионный фонд России – один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.
С какого года введен персонифицированный учет?
С какого года персонифицированный учет начал свое существование и что он из себя представляет? Подобный вопрос интересует многих бухгалтеров, сталкивающихся с предоставлением индивидуальных сведений по работникам в территориальные отделения Пенсионного фонда.
Понятие персонифицированного учета
На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.
Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.
У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Об отмене СНИЛС читайте здесь.
Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.
Наши рекомендации по этому поводу — в данной статье.
Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.
Основные цели персонифицированного учета
Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».
Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.
Подробнее читайте здесь.
Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.
Изменения в законодательстве по персонифицированному учету
Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.
Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.
Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:
- Персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года. К этой отчетности относится СЗВ-СТАЖ и сдаваемая вместе с ним ОДВ-1. Эти формы утверждены постановлением правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
- Ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15-го числа следующего месяца: СЗВ-М. Форма утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
- По дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
- С 2022 года — сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (п. 2.4 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
Посмотреть примеры заполнения формы СЗВ-ТД в различных ситуациях можно в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходи в Типовую ситуацию.
Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.
Итоги
Персонифицированный учет позволяет Пенсионному фонду аккумулировать сведения о заработке застрахованных лиц и начисленных с этих сумм взносах. А получает эти сведения Пенсионный фонд от страхователей, которые обязаны представлять сведения о застрахованных лицах как в фонд (отчеты СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), так и в ИФНС (расчет по страховым взносам).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
С какого года начисляется накопительная пенсия: периоды выплат
В настоящее время законом ФЗ №242 предусмотрено несколько вариантов выплаты накопительной пенсии тем, кто получает право на пенсионное обеспечение по возрасту или в силу иных причин. Каждый из них имеет свои особенности.
Само понятие «накопительная часть пенсии» в российском законодательстве появилось относительно недавно. В 2001 году был принят ФЗ № 173, где впервые использовался данный термин. Закон был «первой ласточкой» грядущих пенсионных реформ, и, извиняемся за каламбур, далеко эта ласточка не улетела.
На тот момент было сделано лишь одно – ежемесячные пенсионные выплаты условно разделились на страховую (базовую) и накопительную (инвестиционную). Было оговорено, что источник финансирования у них разный. Новшество осталось чисто виртуальным. На практике накопительная часть пенсии в соответствии с принятым в 2001 году законом, так и не была реализована.
Тем не менее, в настоящее время она вполне реальна. И данная статья расскажет вам о том, каким образом это произошло, и что этот факт означает для будущих пенсионеров.
С какого года начисляется накопительная часть пенсии
Новый закон о накопительной пенсии был принят в России в 2013 году. К этому времени пенсионная реформа, подготовленная многими другими законодательными изменениями, постепенно «созрела» и начала проводиться активнее. ФЗ № 242 стал более взвешенным, продуманным и приближенным к реальности законодательным актом, нежели так и не «заработавший» ФЗ-173. Практически одновременно с ним был принят еще один «пенсионный» закон – ФЗ № 400. Он регулировал страховое пенсионное обеспечение.
В 2015 году гражданам России предложили выбор:
- Пользоваться привычной моделью страховой пенсии
- Разделить пенсионный счет на две части – страховую и инвестиционную.
Подавляющее большинство тех, у кого пенсия была, что называется «не за горами», предпочли прежнюю, привычную и безопасную страховую модель. Это вполне объяснимо. У рядовых российских «постсоветских» граждан имелся в основном негативный инвестиционный опыт. К тому же пожилые люди не слишком склонны к финансовым экспериментам со средствами, которые до конца жизни будут составлять их единственный источник к существованию. Так что они предпочли «синицу в руках».
Накопительная пенсия как эксперимент
Инвестиционная пенсия в России была введена в качестве эксперимента. В чем состоит ее суть и идея?
- Лицевой счет будущего пенсионера находится не в ПФР, а в НПФ или УК. Неправительственном пенсионном фонде или управляющей компании, соответственно
- Счет не накопительный, а инвестиционный. То есть, находящиеся на нем средства используются для финансирования перспективных проектов и активно прирастают.
- К моменту выхода на пенсию на лицевом счете гражданина оказывается уже не сумма, составленная из ежемесячных отчислений, которые работодатель вносит в ПФР по закону. Она значительно больше, поскольку грамотные инвестиции, как известно, приносят значительную прибыль (в отличие от процентов банковских вкладов, которые чаще всего лишь компенсируют уровень текущей инфляции).
- Идея состоит в том, что после окончания рабочей деятельности гражданин может получать ежемесячные выплаты, сопоставимые с его прежней зарплатой. То есть, привычный уровень жизни перестанет неизбежно падать после выхода человека на пенсию.
Периоды действия и особенности размещения активов
Повторимся еще раз. При накопительной пенсионной модели средства не хранятся не счету, а постоянно находятся в инвестиционном обороте.
Средства могут находиться:
- На личном счете пенсионера
- На особом счете Пенсионного фонда
Находящиеся на личном счете средства постоянно прирастают, благодаря особому механизму инвестирования.
Активы накопительного счета складываются из нескольких видов поступлений:
- Пенсионных выплат с места работы
- Средств программы софинансирования (когда ежемесячные отчисления складываются из средств гражданина и государственной дотации)
- Материнского капитала (один из немногих разрешенных способов использования маткапитала – его размещение на накопительном пенсионном счету матери)
Узнать, сколько средств находится на личном накопительном счету можно в любой момент. Обычно это делается на официальных сайтах НПФ или УК, в которых зарегистрирован счет.
Экспериментальная накопительная пенсия охватывает две категории граждан:
- Тех, кто родился в 1967 году и позже
- Тех, кто принял решение сформировать накопительный пенсионный счет до конца 2015 года (независимо от возраста)
При этом перечислять на накопительный счет ежемесячные пенсионные отчисления с места работы имеют право лишь граждане, чей год рождения 1967 и последующие. Люди более старшего возраста могут использовать с этой целью только материнский капитал или деньги программы софинсирования.
Преимущества инвестиционного пенсионного обеспечения
Решение способа собственного пенсионного обеспечения в будущем, дело психологически непростое. Хочется учесть все нюансы и обезопасить себя от неприятных потрясений в старости.
У страхового обеспечения есть один несомненный плюс – оно стабильно. Другое дело, что речь идет, как правило, о весьма небольшой стабильной сумме ежемесячной пенсии. Даже при условии огромного стажа и дополнительных бонусов она редко приближается к размеру былой зарплаты. И это является основной причиной того, почему пенсионеры продолжают работать, даже когда у них уже не остается на это сил. «На пенсию не проживешь», – так говорят в народе.
Идея накопительной пенсии как раз и состоит в том, чтобы на нее можно было «прожить» – хорошо питаться, покупать новую одежду, путешествовать, позволять себе развлечения. То есть, не считать каждую копейку. За счет накопительной части пенсионных отчислений размер страховой части несколько уменьшается, но сама по себе инвестиционная пенсия имеет ряд преимуществ.
К преимуществам накопительной пенсии относятся:
- Возможность выбрать любой фонд или управляющую компанию из тех, что инвестируют наиболее выгодно
- Отсутствие малопонятных непосвященному человеку «баллов» и перевод суммы прибыли сразу на счет, в денежной форме
- Полное владение накопительным счетом. В частности, деньги на накопительном счету не «сгорают» после смерти пенсионера, а переходят по наследству его родственникам. Накопительный пенсионный счет можно завещать.
Как выплачивают накопительную пенсию
В настоящее время законом ФЗ №242 предусмотрено несколько вариантов выплаты накопительной пенсии тем, кто получает право на пенсионное обеспечение по возрасту или в силу иных причин. Каждый из них имеет свои особенности.
1. Единовременные выплаты
То есть, снятие всех средств, накопленных на счете, полностью. Это могут сделать не все, кто хочет, а лишь некоторые категории граждан. А именно:
- Получившие пенсию по инвалидности, но не получающие пенсию по старости
- Вышедшие на пенсию по возрасту без стажа, необходимого для получения трудовой пенсии
- Обладатели минимальной накопительной части (менее 5% от трудовой пенсии). В эту категорию попадают граждане, рожденные до 1967 года, за которых работодатель платил накопительную часть пенсии в 2002-2004 году. Впоследствии у людей такого возраста перестали принимать накопительную часть. На их счетах в данный момент находится в среднем около 5000 рублей. Данную сумму можно получить всю сразу.
Гражданин, имеющий право на единовременное получение накопительной пенсии, должен представить в отделение фонда документы, подтверждающие это право. Деньги ему выдадут через 1-2 месяца.
2. Срочные выплаты
Их могут получить те, кто участвует в программе софинансирования или вложил в накопительную часть пенсии материнский капитал. Человек сам определяет, на протяжении какого времени он хочет получать накопительную пенсию. Единственное условие – период не должен быть меньше 10 лет.
То есть, сумма на счету делится на равные части – например, на 120 месяцев, если планируется получать пенсию в течение 10 лет, или 180, если срок получения составляет 15 лет. Затем каждая часть выплачивается помесячно.
Если пенсионер умирает раньше – остаток средств получают его наследники.
3. Доплата к основной пенсии
Это наиболее привычный пенсионерам способ. Человек ежемесячно получает положенную ему трудовую пенсию, плюс прибавку за счет средств накопительной пенсии.
Каков будет размер прибавки? Это зависит от того, сколько средств на счету. Ожидаемый период пенсионных выплат ПФР определяет, исходя из средней продолжительности жизни пенсионера. Это 18 лет. Сумма на счету делится на 216 частей (месяцев) и выплачивается соответственно.
Два последних способа можно комбинировать. Например, накопительную часть, образовавшуюся за счет отчислений работодателя, получать в виде прибавки к страховой пенсии. А накопительную пенсию, полученную с участием МСК или программы софинансирования – в виде срочных выплат, скажем, на 10 лет.
С какого момента начисляется пенсия
Накопительная пенсия начисляется с момента начисления пенсии по возрасту и/или трудовой пенсии. Автоматически данный процесс не происходит, ни в отношении накопительной пенсии, ни в отношении страховой. Даже, если пенсионный возраст уже наступил. Другими словами, если гражданин не обратится в ПФР с заявлением о начислении и выплате пенсии, бегать за ним с предложением получить положенную по закону пенсию, никто не будет.
ПФР начисляет пенсию с момента обращения гражданина с соответствующим заявлением. Но лишь в том случае, если все необходимые документы представлены сразу, и заявление принято. Если же какого-то документа не хватает, служащие ПФР разъясняют, какой именно документ необходим, и каким образом его можно получить.
Заявление будет принято только тогда, когда потенциальный пенсионер принесет весь пакет необходимых документов, Следовательно, только тогда и будет начислена пенсия – страховая и накопительная.
Оформить инвестиционную пенсию раньше наступления пенсионного возраста и оформления страховой пенсии нельзя.
Система баллов при расчете пенсии
Последний раздел нашей статьи имеет лишь косвенное отношение к накопительной части пенсии. Но, тем не менее, он очень важен.
При расчете суммы страховой пенсии до 2014 года учитывался только общий трудовой стаж и размер зарплаты. Начиная с 2015 года введены, так называемые, баллы пенсионного коэффициента. То есть имеет значение не только стаж работы (по трудовой книжке), но и то, сколько именно средств работодатель, либо сам потенциальный пенсионер перечислили в ПФР.
На практике это означает, что, если пенсионных баллов у гражданина недостаточно, его страховая пенсия по возрасту будет ощутимо ниже, чем он планировал. Это положение можно исправить.
Баллы насчитываются лишь за отчисления в страховую часть пенсии, но не в накопительную. Гражданин, родившийся позже 1967 года, имеет право в любое время отказаться от формирования накопительной части пенсии и направить все отчисление в страховую часть, чтобы повысить ее размер.
Если у вас остались вопросы, связанные с начислением накопительной части пенсии, обращайтесь за консультацией к юристам портала Prav.io.
Минтруд рассказал, как будут работать ПФР и ФСС после объединения
В результате объединения ПФР и ФСС будет создана единая структура — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России). Все страховые взносы в новый фонд нужно будет перечислять единым платежом. При этом база для начисления взносов на обязательное социальное страхование будет «подтянута» до уровня базы для начисления пенсионных взносов. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс разрабатывает Минтруд.
Как работодатели платят страховые взносы сейчас
В ведомстве напоминают: сейчас работодатели платят в Пенсионный фонд 22% с заработной платы работника в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего облагаемую базу; в Фонд социального страхования — 2,9% с заработка в пределах облагаемой базы; в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% с общего дохода работника. При этом в взносы в ПФР отчисляются в размере 22% с заработка в пределах 1,565 млн руб. в год, а в ФСС — в размере 2,9% с заработка в пределах 1,032 млн руб. в год.
Кроме того, различается круг застрахованных лиц. Пенсионные взносы поступают с выплат в пользу всех работающих по найму граждан (как по трудовым договорам, так и по договорам ГПХ). В то время как взносы в ФСС отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам. Подробнее см. «Страховые взносы: на что они начисляются, кто и когда их платит».
Что предлагает Минтруд
Минтруд предлагает унифицировать правила. А именно:
1. Установить единый круг застрахованных лиц — распространить обязательное социальное страхование на граждан, занятых по гражданско-правовым договорам.
2. Установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования — «подтянуть» взносооблагаемый в рамках социального страхования заработок до размера заработка, охваченного пенсионным страхованием.
3. Объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов:
- 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес);
- 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы);
- 0% (члены экипажей судов).
4. Дать возможность работодателям перечислять все взносы единым платежом.
5. Сократить количество отчетности и установить единую дату подачи общей формы отчетности.
К чему приведут единые правила
Единый тариф страховых взносов предлагается ввести уже с 1 января 2023 года.
К 2025 году это позволит выплачивать пособия в следующих размерах:
- максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком — 57,4 тыс. руб. (при действующей модели — 37,9 тыс. руб.);
- максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) — 660,9 тыс. руб. (при действующей модели — 435,9 тыс. руб.);
- максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 лет и более — 143,5 тыс. руб. (по действующей модели — 94,7 тыс. руб.), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тыс. руб. (по действующей модели — 75,7 тыс. руб.), при стаже до 5 лет — 86,1 тыс. руб. (при действующей модели — 56,8 тыс. руб.).
Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно
Объединение ПФР и ФСС
Объединение фондов планируется осуществить к 1 января 2023 года (см. «Пенсионный фонд объединят с ФСС»). В результате будет создана государственная некоммерческая организация — единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
Социальный фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.
При этом предполагается создать единый контакт-центр для консультирования граждан, а также сохранить нынешние места нахождения фондов.
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно