Как выплачивается ОСАГО при обоюдной вине при ДТП?

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО, если оно, конечно, имеется.

Юридические «подводные камни»

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

WhatsApp

Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2022 год, давайте выяснять!

Обоюдная вина с точки зрения закона

Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2022 год законодательство также разделяет их.

То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

  1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
  2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

Обоюдная вина в ДТП

О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

Выплаты при ДТП

Итак, согласно Федеральному закону “Об ОСАГО” обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

  1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
  2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

Если никто не обращался в суд

В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.

ДТП с обоюдной виной

Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:

В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

Если участники обжаловали постановление в суде

А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

В нашем примере, согласно судебной практике 2022 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было “обоюдки”.

Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:

22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

  • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
  • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

Обоюдная вина двоих участников ДТП перед третьим и выплата по ОСАГО

И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

БылоСтало
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Читайте также:  Можно приватизировать комнату в квартире

Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Какова страховая выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Наверняка каждый водитель слышал о том, что бывают ДТП, в котором две стороны являются как потерпевшими так и виновными – т.е. у водителей обоюдная вина. Но не многие знают когда ДТП признается обоюдным, и чем водителям грозит такая ситуация.

Сразу хочется отметить, что эта ситуация всегда бывает непростой и приносит неприятности всем участникам данного дорожного происшествия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).
В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Возможна ли компенсация от страховых компаний?

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

От чего зависит их решение?

Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участнижм ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.

Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:

  • один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
  • один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
  • страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
  • виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП (как получить при этом денежную выплату, читайте здесь).

К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.

ВАЖНО! В данной ситуации необходимо напомнить страховой организации о том, что существует ст.14 п.1 «Закона об ОСАГО».

В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Аналогичное правило действует и в случае, если СК отказывает в выплате потому, что виновник ДТП в момент аварии находился в алкогольном или же наркотическом опьянении (а что делать если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?). В том случае, если участник ДТП обжаловал решение судебных органов, СК может приостановить процедуру оплаты ущерба, но отказать в ее осуществлении не имеет права.

Данное правило действует и в том случае, если лицо виновное в ДТП покинуло место аварии (может страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?). Вы не сможете получить возмещение ущерба лишь в том случае, если личность виновного в ДТП не установлена. В случае же ДТП в котором виновными являются оба водителя, они оба имеют право на получение компенсации.

Кто платит за причинённый ущерб?

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

ВНИМАНИЕ! Если вы не оформите такие расписки, то рискуете стать виновным в данном ДТП да еще и прав лишиться за оставление места аварии.

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Случаи с пострадавшими

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Полезное видео

Смотрим видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Как выплачивается страховка ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Обоюдная вина

В большинстве случаев причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения. Нарушитель признается виновником аварии и получает обязанность по возмещению вреда потерпевшему. Однако в отдельных ситуациях в происшествии виновны оба водителя. Рассмотрим, как получить выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

Что такое обоюдная вина

Нормативные акты не содержат понятия «обоюдной вины». Это исключительно разговорное выражение. Ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40 содержит информацию о происшествии, в котором ответственными являются все участники. По сути, это и есть обоюдка при ДТП (каждый водитель является и пострадавшим и виновником).

Обязательным условием признания виновным является наличие причинно-следственный связи между происшествием и виновными действиями автоводителя.

Например, один из участников находился в состоянии алкогольного опьянения и стоял при красном сигнале светофора, а другой – въехал в бампер его машины, так как не соблюдал дистанцию. С одной стороны, каждый из участников нарушил ПДД, с другой – в аварии виноват только второй. Данная ситуация не считается аварией с обоюдной виновностью.

Закон не предусматривает особых методов оформления происшествия при наличии у водителей взаимной вины. Участники должны действовать в общем порядке. То есть вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара. При обоюдной виновности нельзя оформить европротокол.

В процессе оформления необходимо собрать максимальное количество доказательств (фото, видео с видеорегистратора, опросить свидетелей). Так как уровень ответственности в происшествии устанавливают не сотрудники ГИБДД, а суд, доказательная база пригодится вам в разбирательстве.

Как доказать

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.
Читайте также:  Курение на балконе с 1 октября 2022 — можно или нет?

Окончательное решение по степени виновности каждого участника ДТП будет принимать суд. Он же установит величину компенсации от страховой компании, которая вам полагается.

Судебный процесс займет 3-4 месяца, но в случае положительного решения позволит получить максимальную выплату.

Как получить выплату по ОСАГО

Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.

Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).

Размер возмещения

При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.

Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:

  1. Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
  2. Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.

Если получатель не согласен в начисленной суммой, он имеет право взыскать остаток с другого нарушителя в судебном порядке.

Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.

Способ возмещения

Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.

Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.

В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.

Если страховая отказывает в выплате

К сожалению, ситуация, когда страховая компания отказывает в выплате при взаимной вине, не редкость. Страховые стараются избежать перечисления возмещения до определения степени вины.

В случае неправомерного отказа попытайтесь урегулировать конфликт со страховщиком в досудебном порядке. В качестве аргумента можно использовать позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 2015 года № 2 при наличии взаимной вины:

  • право на выплату по ОСАГО сохраняется;
  • страховые компании участников ДТП платят в равных долях.

Если такой подход показался участнику неправильным, он имеет право обратиться в суд и взыскать дополнительную выплату.

Естественно она будет взыскана со страховой компании только в случае удовлетворения иска. А штрафные санкции к страховщику в такой ситуации не применяются.

Если есть пострадавшие

Рассмотрим, что будет, если в аварии есть пострадавшие. В зависимости от степени вреда, нанесенному жизни и здоровью, для виновника предусматривается административная или уголовная ответственность.

Если вред здоровью был причинен обеим сторонам, то каждая из них индивидуально будет привлечена к ответственности.

В случае гибели одного виновника, к уголовной ответственности привлекается второй водитель, вне зависимости от степени его вины. Зачастую мерой ответственности становится лишение свободы.

Если же в происшествии пострадал пассажир одного из автомобилей, то ответственность возлагается на обоих нарушителей. Однако решающее значение здесь имеет факт взаимного нарушения. Если нарушение ПДД одним из водителей не стало причиной ДТП, то он не будет привлечен к ответственности.

Впоследствии, пассажир может обратиться к нему с гражданско-правовым иском для взыскания денежных средств на лечение. Такая возможность предусмотрена, если виновник аварии не платежеспособен.

Можно ли покинуть место аварии

Если автомобили являются личной собственностью сторон, а в происшествии нет пострадавших, то водители могут покинуть место ДТП по обоюдному согласию. Это возможно только в том случае, если стороны решили не оформлять ДТП и не обращаться за возмещением в страховую компанию. Юридически – это их право.

Использовать такой способ нужно осторожно. Так как второй участник всегда может заявить, что вы покинули место ДТП самовольно. И это приведет к более негативным последствиям.

Поэтому обязательно оформите в письменной форме расписки об отсутствии взаимных претензий. В противном случае вы окажетесь виноватым в происшествии на 100%, а еще и лишитесь прав.

Обоюдная вина при ДТП — возмещение ущерба и страховые выплаты

ДТП всегда является результатом воздействия каких-либо внешних факторов: от неблагоприятных погодных условий до несоблюдения ПДД и поломки автомобиля. Чаще всего виноватым в ДТП является один из водителей. Но бывает и так, что виновными оказываются оба или даже несколько автолюбителей. Как в этом случае осуществляется страховая выплата по ОСАГО, и кто платит за нанесенный ущерб?

Что значит обоюдное ДТП

Официального документа, в котором было бы прописано понятие обоюдной вины при аварии на дороге, не существует. По логике, обоюдное ДТП — это ситуация, когда в произошедшем происшествии есть та или иная степень вины обоих (или нескольких) водителей. Складывается парадоксальное положение: каждый из автолюбителей одновременно является и виновным и потерпевшим.

Обоюдная вина при ДТП

Двухсторонняя вина признается в следующих случаях:

  • определение виновности конкретной стороны в силу каких-либо причин не представляется возможным;
  • при разборе обстоятельств дорожного инцидента отчетливо прослеживается вина каждого из водителей;
  • обе стороны аварии при оформлении европротокола письменно признают взаимную виновность.

Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Например: водитель №1 проехал на красный свет и столкнулся с машиной водителя №2, который не имел право управлять автомобилем. Налицо нарушение ПДД с обеих сторон, но непосредственной причиной ДТП стало именно нарушение правил водителем №1. Следовательно, в данном случае нет обоюдной вины.

Как правило, при судебном разбирательстве суммируются все нарушения ПДД, которые были допущены и затем стали причиной аварии, отдельно по каждой стороне дорожного инцидента. Итогом становится решение о степени виновности участников ДТП в процентном соотношении.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в 2022 году

Выплаты по ОСАГО за причиненный в результате дорожного инцидента ущерб осуществляются согласно действующему законодательству, а именно — Федеральному Закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ. Ущерб, полученный при аварии, в которой виноваты оба водителя, возмещается исходя из этих же принципов.

В статье 12 (п. 1) указанного ФЗ сказано:

«Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

12 статья 40-ФЗ регламентирует основные моменты осуществления страховых выплат в результате ДТП с двухсторонней виной. Рассмотрим их подробней:

  1. при признании за участниками аварии взаимной вины, СК обязана произвести возмещение ущерба согласно степени виновности каждой из сторон инцидента;
  2. если потерпевшее ТС получило ущерб при аварии сразу от нескольких автомобилей, то сумма возмещения ущерба будет разделена между СК, где по ОСАГО застрахованы водители данных ТС (пропорционально степени вины);
  3. СК, которая провела выплату страхового возмещения, вправе выставить регрессное требование к виновнику дорожного происшествия в следующих ситуациях (ст. 14 40-ФЗ):
    • в действиях виновного был умысел;
    • виновный был в состоянии какого-либо вида опьянения;
    • виновный не имел права управлять ТС, которое причинило ущерб пострадавшему или его имуществу;
    • виновный уехал с места происшествия;
    • виновный не был вписан в полис ОСАГО;
    • виновный использовал ТС вне страхового периода;
    • виновный, оформивший аварию по европротоколу, начал ремонт или утилизацию своего ТС ранее 15-дневного срока с момента аварии;
    • виновный при оформлении полиса ОСАГО передал страховщику недостоверные сведения.

Все действия страховых компаний, связанные со страховыми выплатами при двухсторонней виновности водителей, должны осуществляться в соответствии с указанной статьей ФЗ. В ином же случае гражданин, независимо от степени вины, вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Например, ДТП произошло по обоюдной вине: водитель № 1 превысил скорость, а водитель № 2 был пьян, нарушил разметку, и в результате произошла авария. Страховая виновного водителя № 2 обязана возместить потерпевшему водителю № 1 ущерб в доле, установленной судом. Но потом эта СК вправе предъявить регрессное требование к своему клиенту, находившемуся пьяным за рулем.

Порядок действий водителей при «обоюдке»

Чтобы степень виновности и нанесенный ущерб при «обоюдке» были правильно оценены, чтобы правомерно и объективно была рассчитана страховая сумма возмещения, участники аварии должны четко соблюдать определенный порядок действий, который прописан в ПДД.

Водителям необходимо:

  1. Остановить автомобиль и не уезжать с места ДТП до приезда сотрудников ГИБДД.
  2. Выставить на дорожное полотно знак аварийной остановки и включить аварийные световые сигналы.
  3. При выходе из машины в темное время суток необходимо надеть куртку или жилет-накидку со светоотражающими элементами (п. 2.3.4 ПДД).
  4. Вызвать патруль ГИБДД и бригаду скорой помощи (при необходимости).
  5. Оказать первую помощь пострадавшим.
  6. Не убирать и не трогать осколки, детали от пострадавших ТС.
  7. Известить свою СК (по возможности), указав, что причиной происшествия стала двухсторонняя вина.
  8. Максимально полно зафиксировать обстоятельства аварии: выключить видеорегистратор (при наличии), чтобы в памяти устройства сохранилась запись момента ДТП и сфотографировать и (или) снять на видеокамеру телефона или иных устройств (при наличии) обстановку на месте происшествия. , записать их показания и личные данные (при их согласии).
  9. Внимательно изучить протокол и схему дорожного происшествия, оформленные представителями ГИБДД. Если есть моменты, которые являются спорными, то это необходимо указать в протоколе, прежде чем подписывать. В протоколе должна быть отражена такая информация:
      ;
    1. Расстояния от точек отсчета;
    2. Описание нанесенных повреждений автомобилям участников инцидента;
    3. Описание травм, причиненных людям (при наличии);
    4. Объяснение сторон ДТП;
    5. Показания свидетелей.

    Автомобиль аварийных комиссаров

    Кроме того, можно вызвать аварийных комиссаров (либо независимых, либо от СК). Назначение данной службы — максимально полно защищать интересы своего клиента.

    Услуги независимых комиссаров платные, но их участие в разборе ДТП может значительно упростить ситуацию для водителя (независимо от степени его виновности).

    Стоит немного подробней остановиться на моменте документальной фиксации последствий аварии (фото и видеосъемка). Что и как нужно запечатлеть:

    • ТС, участвовавшие в ДТП, со всех сторон, чтобы были видны государственные номера автомобилей и детали дорожной обстановки: разметка, указатели, светофоры и т. д.;
    • детали автомобиля, осколки стекол, зеркал, которые оторвались от машины во время аварии;
    • тормозные пути автомобилей (если они видны);
    • общий вид места происшествия.

    После аварии с официально признанной обоюдной виной, водителю необходимо обратиться свою СК, с которой был заключен договор ОСАГО и выдан соответствующий полис. Это нужно сделать в 5-дневный срок после ДТП.

    Если в ДТП виновны оба водителя и их вина признана равной, то СК выплатит каждому из участников происшествия по 50% от суммы ущерба. Если одна из сторон считает, что вина противоположной стороны больше, то стоит подавать исковое заявление в суд. Как уже говорилось ранее, степень виновности можно установить только в этой инстанции.

    Чтобы в суде доказать, что степень вины другого участника дорожного происшествия больше, водителю следует:

    1. Убедить суд, что вина является обоюдной. В качестве доказательств могут выступать протокол и Постановление об административном правонарушении, в котором прописаны пункты ПДД, которые нарушили оба водителя. Кроме этих документов следует предъявить фото и видео с места аварии, устные или письменные показания очевидцев.
    2. Доказать судье, что нарушение ПДД было спровоцировано внешними факторами, например, обледенением дорожного полотна, туманом и прочими неконтролируемыми обстоятельствами. Факт неблагополучной погодной обстановки должен быть подтвержден справкой из метеоцентра.
    3. Указать на заключение независимых экспертиз по оценке нанесенного ущерба или характера повреждений. Вывод экспертизы может быть представлен в письменном виде или же со слов присутствующего на суде эксперта.
    4. Настаивать, в зависимости от обстоятельств ДТП, на проведении независимых экспертиз:
        ;
      • автотехнической;
      • гидрометеорологической.

    Страховые документы, рубли и ключи автомобиля

    Расклад выплат страхового возмещения после автопроисшествия с обоюдной виной таков: чем меньше вина водителя, тем большую в процентном отношении (в сравнении с противной стороной аварии) сумму он получит.

    Например, суд доказал, что доля вины водителя №1 = 70%, а водителя №2 = 30%. Следовательно, водитель №1 получит 30% от суммы ущерба, а водитель №2 — 70%. Рассмотрим данный пример в цифровой интерпретации: к примеру, ущерб автомобилю водителя № 1 причинен на 50 тысяч рублей, следовательно, ему возместят лишь 15 тысяч рублей. Ущерб, причиненный машине водителя № 2, оценивается в эту же сумму. СК выплатит ему 35 тысяч рублей.

    Если же в ходе судебного разбирательства вина признана двусторонней, но не удается установить степень виновности каждого водителя, то суд признает её равной. Об этом говорится в ст. 12 (п. 22) 40-ФЗ:

    «В случае если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

    Если судом установлена разная вина участников дорожного инцидента, то тогда водители должны представить в свою страховую решение суда в форме исполнительного листа. Исходя из этого документа и будут проводиться страховые выплаты. Об этом сказано в ст. 12 (п. 22) 40-ФЗ:

    «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована».

    Существует еще один вариант исхода судебного разбирательства: суд не сможет определить виновника аварии или же установить обоюдную вину. В этом случае страховщики вправе отказать в страховом возмещении всем сторонам ДТП.

    Форма возмещения ущерба при обоюдном ДТП

    Законодательством установлено, что страховое возмещение при обоюдной вине может быть проведено только в денежном выражении. Если же гражданин имеет намерение потребовать у своей СК восстановление автомобиля, то ему будет нужно доплатить за ремонт самостоятельно. Например, ущерб после обоюдного ДТП составляет 100 тысяч рублей, степень виновности водителя установлена судом как 70%. Следовательно, ему выплатят 30% от 100 тысяч, т. е. 30 тысяч рублей. Таким образом, чтобы машину восстановили, гражданин должен будет доплатить 70 тысяч рублей.

    Судья пишущий на документе

    Судебная практика

    Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.

    Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.

    Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.

    Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.

    Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.

    Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.

    Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.

    Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.

    В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).

    Оформление ДТП по обоюдному согласию

    ДТП с обоюдной виной может быть оформлено двумя способами:

    • посредством оформления происшествия сотрудниками ГИБДД; .

    Рассмотрим каждый из вариантов.

    Перетягивание каната над авто

    При оформлении автопроисшествия сотрудниками ГИБДД в протоколе обязательно прописывается, что вина обоюдна, и Постановление об административном правонарушении выписывается на каждого участника инцидента. При этом прописывается, какие именно пункты ПДД были нарушены. Только при наличии указанных документов вина официально признается обоюдной. Напомним, что нарушение ПДД является административным правонарушением.

    Если стороны дорожного происшествия пришли к обоюдному согласию о равности их вины и при этом соблюдаются определенные условия, то водители вправе не вызывать сотрудников ДПС, а самостоятельно оформить европротокол.

    Условия, при которых это возможно сделать (ст. 11.1 40-ФЗ):

    • в аварии участвовали не более 2 ТС;
    • в аварии не пострадали люди;
    • ущерб нанесен только ТС, но не прочему имуществу физических или юридических лиц. Например, если в результате аварии с обоюдной виновностью автомобиль сбил дорожный знак, или торговую палатку около дороги, то в этом случае оформление европротокола будет недействительным;
    • все участники ДТП имеют действующий полис ОСАГО или полис «Зеленая карта» (для автомобилей с зарубежной регистрацией);
    • сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (с 01.06.2018 года, ранее — 50 тысяч рублей).

    В ситуации с ДТП по обоюдной вине страховые компании выплатят своим клиентам по 50% от максимальной суммы нанесенного ущерба, т. е. не больше 50 тысяч рублей, если ущерб будет оценен в 100 тысяч.

    Оформление обоюдного ДТП по европротоколу при выполнении описанных выше условий является законным, ущерб подлежит компенсации страховыми компаниями в установленной законом пропорции 50/50. Оформление европротокола выполняется на бланке извещения о ДТП, который выдается СК при заключении договора обязательного автострахования и выдаче полиса ОСАГО.

    Бланк извещения о ДТП

    Скачать образец бланка

    Краткое резюме

    ДТП с установленной обоюдной виной — это один из вариантов страхового случая, поэтому ущерб от подобного дорожного происшествия подлежит возмещению со стороны страховщиков. Вина за ДТП разделяется в процентном соотношении между участниками аварии. Выплата страхового возмещения производится исходя из установленной степени вины. Степень вины устанавливается судом.

    Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

    В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 – выпускник магистратуры ИПиНБ РАНХиГС по профилю «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.

    Выплата по ОСАГО в 2022 году при обоюдной вине – кому выплачивает страховая компания

    Если признается обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО начинает интересовать обоих участников аварии. Каждый автовладелец понимает, насколько высока вероятность стать виновником происшествия на дороге или пострадавшей стороной.

    Желая всячески перестраховать себя от вероятных финансовых потерь, стоит разобраться, позволит ли полис ОСАГО частично или полностью компенсировать причиненный ущерб. Также нужно знать, кто получит возмещение от страховщика в случае вины обоих водителей.

    «Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

    Обоюдная вина

    Важно знать! В области административного права понятие «обоюдная вина» вовсе отсутствует.

    При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

    В случае аварии развиваются три ситуации:

    1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
    2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
    3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

    В юридической сфере обоюдной виной считается только третья ситуация, при которой виновны оба водителя.

    После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

    Кому из участников аварии положена компенсация, и в каком размере?

    Кому из участников аварии положена

    Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

    Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

    1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
    2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

    В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии. В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто. Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

    Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

    Наиболее часто собственники автотранспорта по итогу происшествия (при обоюдной вине) согласны на условия страховой организации, благодаря чему возмещение ущерба осуществляется в равных долях.

    Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

    Для примера:

    • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
    • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

    В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина. Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП. Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

    Преимущества покупки обоих полисов:

    • Экономия времени;
    • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
    • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

    Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

    Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию: причины

    Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию

    Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

    • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО; ;
    • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
    • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

    Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

    Оформление аварии

    Оформление аварии

    Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

    Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

    1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
    2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров . Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
    3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
    4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
    5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
    6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
    7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
    8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой ( идеальным вариантом окажется видеозапись ). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
    9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
    10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
    11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
    12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

    Следуя приведенным выше пунктам, водитель избежит ответственности и штрафа со стороны сотрудника дорожной полиции.

    В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

    • Схему ДТП;
    • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
    • Справку о происшествии.

    Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

    Если инспектор упустил из виду какую-либо деталь, которая кажется вам важной, обязательно укажите ему на нее!

    Оформление Европротокола

    Оформление Европротокола

    Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

    Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

    Что в итоге?

    После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

    Если вы не согласны с таким решением, получаете право обратиться в суд с иском для требования об увеличении размера выплаты. Для этого понадобится привлечь хорошего адвоката.

Ссылка на основную публикацию