Административное право Российской Федерации

Административное право Российской Федерации.

1. Понятие административного права, его предмет, метод и система.

Административное право Российской Федерации является самостоятельной отраслью права. Название отрасли произошло от лат. administratio, что означает управление, т.е. особый вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти. Поэтому административное право нередко называют управленческим правом. Однако понимание административного права как управленческого является узким. В условиях нарастающей демократизации общественной жизни в России назначение административного права состоит и в том, чтобы регулировать те общественные отношения, которые возникают между личностью и государством, между гражданином и исполнительными органами государственной власти, а также исполнительными органами местного самоуправления. Таким образом, административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе реализации властной деятельности и осуществ­ление государственного управления. Эти отношения охватывают процесс формирования структур власти, установления их компетенции и осуществления данной компетенции в полномочиях конкретного органа исполнительной власти.

Назначение органов исполнительной власти состоит в повседневном обеспечении общественного порядка, охране жизни, прав и свобод граждан. Поэтому административно-правовое регулирование осуществляется с помощью издания актов управления, организации их применения, наблюдения, надзора, контроля, а также применения к виновным лицам мер административного принуждения. Следовательно, административно-правовые нормы определяют поведение не только граждан и должностных лиц, но и органов управления.

Предметом правового регулирования административном права являются административно-правовые отношения, представляющие собой отношения между органами системы управления, должностными лицами и внутриорганизационные отношения государственных органов (между руководителями и подчиненными).

Административно-правовые отношения включают в себя три вида правоотношений:

1)взаимоотношения внутри системы исполнительных органов власти, организация государственной службы, формы и методы управленческих действий, т.е. внутриаппаратные отношения;

2) взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и гражданами, иначе говоря — внеаппаратные отношения. Ядром предмета административного права является система отношений между гражданами и их организациями и органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами. Примером таких отношений могут быть отношения между пенсионером и работниками отдела социального обеспечения, между водителем и инспектором ГИБДД (ГАИ), между участниками внешнеэкономической деятельности и должностными лицами таможенных органов;

3) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Если на каком-то этапе управления принцип “власть – подчинение” не срабатывает, значит, вся система государственного управления даёт сбой.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирую­ще положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются организационными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоисполнения.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Методом правового регулирования в административном праве является метод властных предписаний, т.е. императивный метод, предписывающий неукоснительное соблюдение требований, изложенных в административно-правовой норме. Он характеризуется состоянием подчиненности одной стороны (гражданин) воле другой стороны (должностное лицо), их юридическим неравенством, обязательностью исполнения и отсутствием возможности выбора.

Административно-правовое регулирование властных отношений (отношения господства и подчинения) обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал, которые выра­жаются в контроле за деятельностью органов публичной админист­рации, в праве граждан обжаловать неправомерные действия долж­ностных лиц, в наличии демократических процедур при формировании публичной администрации (конкурсы, договоры при найме ми государственную службу и т.д.). Следовательно, доминирование императивного административно-правового метода в условиях рас­ширяющейся демократии дополняется диспозитивным методом (гражданско-правовым методом), который предусматривает согла­сование интересов на основе договоров, рекомендаций, конкурсов. Однако юридическое неравенство сторон, обусловленное различными ролями, задачами субъектов административно-правовых отношений изначально предполагает преобладание одной воли над другой, подчинение одного лица другому. Поэтому в системе управ­ленческих административных связей отношения господства и подчинения пения характеризуют взаимоотношения государственных органов и должностных лиц с гражданами или нижестоящими органами.

Административное право — это целостная система норм, прин­ципов, институтов, предназначенная для создания условий эффек­тивной деятельности исполнительной власти, обеспечения демокра­тических начал в функционировании государственных служащих. Однако основной задачей административного права является гарантия прав и свобод граждан в сфере государственного управления, защита их от возможного ограничения и произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

Система административного права подразделяется на общую часть (совокупность норм и принципов общего характера, регулирующих административное судопроизводство) и особенную часть (совокупность норм, действующих в отдельных сферах деятельности публичной администрации: в области безопасности граждан, организационно-хозяйственной сфере, таможенного дела, управления, защиты государственной границы и т.д.).

Административное право

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Административное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система административного права, понятие и предмет
  • Административно-правовые нормы
  • История развития административного права в России
  • Административное право в системе права Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

— общую часть — нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

— особенную часть — состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей — регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

Читайте также:  Корректировка 2-НДФЛ за 2022 год

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы — регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право — одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Предмет и метод административного права

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Административное право является публичным.

Предмет административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-организационные.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в том числе социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе;

3) существуют два элемента — субъект и объект управления;

4) управление может быть внутрисистемным и внешнесистемным;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) существует специальный субъект — орган государства, осуществляющий управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Главные признаки метода административного права:

— юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник — подчиненный») или функциональным («инспектор — контролируемый»);

— юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

— права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

— защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Нормы административного права:

— устанавливают формы и методы государственного управления;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

— определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

— регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Особенности административного права

1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).

2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).

3. Административное право регулирует лишь отношения, складывающиеся в сфере госуправления, осуществления исполнительной власти.

4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм — убеждения и принуждения, основной из которых — убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение — вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).

5. Объективно административное право — самая крупная отрасль права.

6. Административное право — наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.

7. Административное право — это составная часть системы российского права.

Задачи административного права как отрасли права:

— создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

— обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

Основы административного права в качестве отрасли

Основа административного права Российской Федерации заключается в управлении в качестве особого вида деятельности государства, которая относится к реализации исполнительной власти. По этой причине административное право часто в науке называют управленческим правом.

В качестве отрасли административное право России состоит в совокупности правовых норм, которые регулируют отношения в обществе, проявляющиеся при реализации властной деятельности и государственном управлении.

Основы административного права рф в условиях современного мира характеризуются узким пониманием. В ходе структурных преобразований нашего государства и реализации масштабных задач в виде перехода от сырьевой экономики к инновационной и формирования информационного общества, значительно выросло регулирующее значение государства. В подобных условиях назначение административного права в отечественной системе права заключается в регулировании отношений в обществе, которые возникают между личностью и государством, органами власти и гражданами, исполнительными органами местного самоуправления.

Понятие управленческие отношения включает процесс формирования властных структур, включая формирование их компетенции и ее осуществление в соответствии с полномочиями определенных органов исполнительной власти любого уровня государственного управления.

Предназначение органов исполнительной власти заключается в ежедневном обеспечении порядка в обществе, охраны жизни, прав и свобод любого гражданина. По этой причине административное правовое регулирование осуществляют изданием актов управления, организацией их использования, наблюдением, надзором, контролем, а также применением к виновным лицам мер административного характера. Из этого следует, что административные нормы права способны определять повеление не только гражданина, но и должностных лиц в виде органов управления.

Нормы административного права можно классифицировать на несколько групп:

  • общеохранительные нормы, формирующие условия для реализации свобод и прав гражданина, обеспечивающие его защиту их от административного властного произвола;
  • регулятивные нормы, которые концентрируются на правовом обеспечении эффективной деятельности управленческих органов государства и регламентируют административное судопроизводство (состоят из регулятивных и охранительных норм).

Предмет правового регулирования административного права представлен административными правовыми отношениями, которые представляют собой отношения органов системы управления, должностных лиц, а также внутренние и защитные отношения органов государства в виде отношений руководителей и подчиненных.

Административные правоотношения состоят из 3 видов правоотношений:

  1. Внутриаппаратные, то есть отношения в самой системе исполнительных органов власти, организованная государственная служба, формы и методы действий в процессе управления.
  2. Внеаппаратные, представляющие собой отношения между органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и физическими лицами. Ядро предмета включает систему отношений граждан (организациями граждан) и органов государственного и муниципального управления (должностные лица). Пример подобных отношений представлен отношениями, возникающими между пенсионерами и работником отдела социальной службы, инспектором ГАИ и водителями, участниками ВЭД и должностным лицом таможни;
  3. Отношения, которые проявляются в административном судопроизводстве.

Методы административного права

Метод правового регулирования административного права заключается во властных предписаниях. Это императивный метод, который предписывает неукоснительное соблюдение требований, содержащихся в административных нормах права. Для него характерно состояние подчиненности с одной стороны (граждан) воле другой стороны (должностных лиц), включая их юридическое неравенство, обязательность исполнения и отсутствие возможности выбирать.

Что касается административно-правового регулирования властных отношений (подчинение, господство), то с его помощью в область администрирования включаются демократические начала, выражаемые контролем деятельности органов публичной администрации, а также правом граждан обжаловать неправомерную работу должностного лица, наличием демократических процедур в ходе формирования публичной администрации.

Преобладание императивного административного метода при наличии расширяющейся демократии, может быть дополнено гражданско-правовыми методами.

Тем не менее, принципы подчинения и господства способны характеризовать отношения между государственными органами и должностными лицами, а также между гражданами и нижестоящими органами.

Вместе с этим КоАП РФ включает обязанность граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах. Они должны делать это самостоятельно, соблюдая и уважая права и свободы друг друга.

Принципы и задачи административного права

Эффективность, гуманность, законность, взаимная ответственность государства и личности, федерализм — основные принципы, в соответствии с которыми действует административное право. Задачи административного регулирования сформулированы в ст. 1.2. КоАП РФ. Их перечень касается различных сторон общественной жизни, а условно они классифицируются на несколько групп:

  • защита человека и его личности, охрана его прав и свобод;
  • охрана здоровья, санитарное и эпидемиологическое благополучие общества и природы;
  • защита нравственной составляющей в обществе;
  • охрана порядка при осуществлении власти государства, обеспечение порядка и безопасности в обществе;
  • охрана собственности, экономических интересов предприятий и физических лиц, общества, государства от административных нарушений;
  • предупреждение административных нарушений права.
Читайте также:  Консультация юриста по вопросам гражданства

Задачи административного права включают гарантию прав и свобод гражданина в области управления государством, защиту их от вероятного ограничения и произвола со стороны должностных лиц и структур государства.

В целом административное право включает нормы, институты, принципы, подразделяемые на общую и особенную части.

В первой из них содержатся нормы, с помощью которых регулируются административно-правовые статусы гражданина, органов управления и их работников, государственных и муниципальных организаций, методы воздействия органов управления.

Особенная часть включает нормы, которыми регулируется деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности общества, защиты права и законных интересов граждан. Эта часть включает нормы, которые определяют ответственность за административно-правовые нарушения. Подобные нарушения посягают на права и здоровье граждан, общественную нравственность, отношения собственности, нарушения в области работы транспорта, дорожного движения, связи и информации, а также при осуществлении предпринимательства.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

– общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

– особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР»[5] (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права?

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права? В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР»[2] (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Предмет и метод административного права

Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо

Система материального административного права

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Административное право Российской Федерации

Раздел ЕГЭ: 5.11. Особенности административной юрисдикции

Для упрощения жизнедеятельности государственного устройства применяются административное право. Нарушение данных прав является проступком, за которое предусмотрено наказание.

Читайте также:  Регистрация онлайн-кассы в налоговой

Административное право — право, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Источники административных прав. Все нормы административного права, цели и условия их соблюдения прописаны в следующих документах:

  • Конституция РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • международные договоры.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

При нарушении административных прав применяется административная ответственность.

Административное правонарушение — противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, на которого возложена административная ответственность. Характерными особенностями административной ответственности являются:

  • менее суровое наказание, чем при уголовной ответственности;
  • привлечение компетентных административных органов при вынесении решения;
  • привлечение физических и юридических лиц;
  • относительная простота исполнения;
  • оперативность;
  • экономичность;
  • регламентированность нормами административного права.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Приведение в исполнение административной ответственности подразумевает применение административного наказания.

Административное наказание — определённый способ исполнения административной ответственности, предусмотренный законом, направленный на правонарушителя с целью предупреждения следующих правонарушений.

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний.

  • Предупреждение. Письменное уведомление о порицании физического или юридического лица.
  • Административный штраф. Денежное взыскание. В РФ административный штраф может составлять от 0,1 до 25 минимальных заработных плат для частных лиц, до 50 — для должностных и до 1000 — для юридических.
  • Принудительное изъятие. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей продажей данных вещей и возмещением бывшему собственнику полученной после реализации суммы за вычетом всех расходов.
  • Конфискация. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей передачей в собственность федерации или субъектов РФ.
  • Административный арест. Судья может назначить кратковременную изоляцию человека от общества за нарушение административного порядка (до 15 суток), требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток).
  • Лишение специальных прав. Судья может назначить кратковременное лишение некоторых прав человека за систематическое и грубое нарушение административного порядка.
  • ВыдворениезапределыРФ (депортация). Касается иностранных граждан и лиц без гражданства. Назначается судьёй в предусмотренных законодательством РФ случаях.
  • Дисквалификация. Судья может лишить физическое лицо права занимать определённые должности (руководство в исполнительных органах юридических лиц, вхождение в совет директоров, управление юридическим лицом) на срок от полугода до трёх лет.
  • Приостановлениедеятельности. Судья может ограничить деятельность физического лица в юридическом учреждении.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Порядок рассмотрения административных правонарушений и установление административной ответственности чётко регламентированы законодательством. Административное дело проходит следующие этапы:

  • объявление о рассмотрении дела компетентными органами;
  • установление присутствия необходимых лиц и выяснение причины неявки отсутствующих лиц;
  • разъяснение прав и обязанностей участников процесса;
  • рассмотрение дела;
  • вынесение постановления.

Вы смотрели конспект «Административное право».

Административное право в современной России

Гост

ГОСТ

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право представляет одну из основных публичных отраслей право и предназначено для регулирования управленческих решений в области деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Целью административного права является регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.

Административное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, правил поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством, должностными органами и специально уполномоченными органами власти, обеспечиваются мерами государственного принуждения с целью регулирования управленческих отношений, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности негосударственных организаций, которые уполномочены осуществлять управленческие функции.

Административное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность юридических норм и правил, которые регулируют поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают при реализации других форм государственной власти: законодательной, судебной и др.

Предмет административного права можно разделить на две части:

  1. внутри аппаратные отношения;
  2. взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

Таким образом, предмет административного права составляют отношения, которые возникают в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между органами исполнительной власти и иными субъектами административного права.

Готовые работы на аналогичную тему

Одновременно с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Методом правового регулирования являются определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Итак, если предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования, то метод в свою очередь определяет средства этого регулирования.

Любая отрасль российского права в качестве средств правового регулирования использует три юридические возможности:

  • предписание;
  • запрет;
  • дозволение.

Предписания – это прямая юридическая обязанность совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Запреты – это прямая юридическая обязанность не совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Дозволения – это юридическое разрешение совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения в предусмотренных правовой нормой условиях.

Функции административного права

Функциями административного права являются основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Основные функции административного права (рис. 1):

  • правотворческая функция административного права является выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
  • правоисполнительная функция административного права – это юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • правоохранительная функция административного права обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту прав и законных интересов всех участников регулируемых управленческих отношений путем установления и применения мер административного и дисциплинарного принуждения;
  • организационная функция административного права заключается в организационном характере государственно-управленческой деятельности;
  • координационная функция административного права заключается в обеспечении разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

Источники административного права

Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, содержащие нормы административного права.

Источники административного права делятся на:

  • федеральные источники права, которые принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей страны;
  • источники права субъектов РФ – принимаются органами государственной власти субъектов РФ и действуют на территории данного субъекта.

К федеральным источникам административного права относятся:

  • Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее и Совета Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее ; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ;
  • правовые акты, которые устанавливают правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Источниками административного права субъектов РФ являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик – субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, которые принимаются в пределах предоставленных им полномочий.

Функции административного права

Рисунок 1. Функции административного права

Субъекты административного права

Субъектом административного права является лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками отношений, регулируемых административным правом.

Субъекты административного права делятся на: индивидуальные и коллективные (рис. 2).

Виды субъектов административного права

Рисунок 2. Виды субъектов административного права

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенность заключается в том, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам административного права относятся объединения граждан – государственные и негосударственные организации.

К государственным организациям относятся:

  • органы исполнительной власти;
  • государственные предприятия, учреждения, объединения;
  • структурные подразделения органов исполнительной власти.

Негосударственные организации как субъекты административного права представлены:

Ссылка на основную публикацию