Виды ставок таможенных пошлин: классификация и функции

1.2 Классификация таможенных пошлин

Рис. Классификация таможенных пошлин

1.В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

преференциальные – льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

2. По объекту обложения:

импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По способу взимания:

специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.

На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

4. По происхождению:

автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;

преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Вывод: На территорию РФ ввозят различные товары, которые облагаются таможенными пошлинами, именно поэтому нужно выделять различные виды таможенных пошлин. Исходя из видов, пошлины можно классифицировать, т.к. нельзя облагать одной и той же пошлиной различный товар. Основной классификацией является классификация по объекту обложения (импорт, экспорт, транзит).

Виды таможенных пошлин.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин,

которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина– обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте

или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины

выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

I. По способу взимания:

– адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

– специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. За 1 тонну);

– комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл.

При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. – сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

II. По объекту обложения:

импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

III. По характеру:

– сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией cезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

– антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

– компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в

чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Читайте также:  Как можно расторгнуть договор ОСАГО

IV. По происхождению:

автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном союзе;

преференциальные – пошлины имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

V. По типам ставок:

постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

– номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таблица 1 – Виды таможенных пошлин

По способу взиманияСпецифическиеАдвалорныеКомбинированные
ИмпортныеЭкспортныеТранзитные
СезонныеАнтидемпинговыеКомпенсационные
По происхождениюАвтономныеКонвенционныеПреференциальные
По типам ставокПостоянныеПеременные
По способу вычисленияНоминальныеЭффективные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9509 – | 7532 – или читать все.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, виды, функции и классификация

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь

Единый таможенный тариф ЕАЭС –свод ставок таможенных пошлин применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, систематизированный в соответствии с национальной товарной номенклатурой (ЕТН ВЭД ЕАЭС).

Функции таможенных тарифов:

¢ Защитнаятаможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров на величину таможенных платежей, следовательно, защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от иностранной конкуренции на внутреннем рынке

¢ фискальнаявзимаемые таможенные платежи являются одним из источников доходной части государственного бюджета

¢ балансоваяимпортный тариф является инструментом сбалансирования торгового и платежного баланса страны

Перечисленные функции выполняются с помощьюкомплекса средств

Основными являются:

¢ дифференциация по товарным позициям.

Вспомогательными средствами являются:

¢ дифференциация в зависимости от торговых режимов,

¢ возможность предоставления преференций,

¢ методы оценки стоимости товара (таможенная стоимость),

¢ правила, устанавливающие происхождение товара.

Основные пошлины – пошлины, которые зафиксированы в самом таможенном тарифе.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, виды, функции и классификация

Таможенная пошлина – этосвоеобразный и обязательный вид налога, который взимается уполномоченными органами при таможенном оформлении товара в процессе его ввоза или вывоза из страны. Таможенные пошлины является неотъемлемой составляющей международной перевозки грузов и зависит от условий, установленных действующим законодательством.

Размер пошлины устанавливается таможенным тарифом, в нем перечислен список всех товаров, которые облагаются пошлиной при таможенном оформлении.

Необходимость таможенных пошлин вызвана мерами, которые призваны защитить внутреннего производителя страны.

Завышая стоимость импортных товаров, таможенная пошлина также является дополнительным источником наполнения бюджета страны.

Таможенная пошлина выполняет следующиефункции:

¢ Регулирующая функцияпозволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных отечественных товаров.

¢ Фискальная функцияэта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

¢ Балансовая функцияотносится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По происхождению:

¢ Автономныевводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

¢ Конвенционныеустанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;

¢ Преференциальныепошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По объекту обложения:

По методу исчисления:

¢ адвалорные –устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

¢ специфические –устанавливаются в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро (в ЕАЭС).

¢ комбинированные –включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

Развитие таможенного тарифа РБ с пересмотром ставок пошлин происходило в несколько этапов, что было связано с:

· расширением ВЭД РБ и подготовкой к её вступлению в ГАТТ, ВТО;

· созданием таможенного союза РБ, РК и РФ;

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO)) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Первый этап связан с процессами разработки единой товарной международной номенклатуры.

Второй этап– с 1 января 2010 года на территории стран ТС действовал Единый таможенный тариф ТС.

Третий этап –с 1 января 2015 года введен в действие Единый таможенный тариф ЕАЭС.

С 1 января 1988 года вступила в силу Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Основу кодирования составляет шестизначный код – первые две цифры означают товарную группу, первые четыре цифры – товарную позицию, 5 и 6 – субпозицию. Все страны, подписавшие соответствующее соглашение взяли на себя обязательство пересмотреть национальные таможенные тарифы в соответствии с гармонизированной системой .

По усмотрению участвующих стран возможно использование национальной классификации, в основу которой положена гармонизированная система.

Так, на территории РБ действует Единая товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС, введённая в действие с 1 января 2015 года.

ТН ВЭД ЕАЭС разработана на базе гармонизированной системы (ГС) и состоит из 21 раздела и 98 групп. ТН ВЭД ЕАЭС, также как и ГС при группировке товаров использует следующие признаки:

· вид исходного материала;

Структура ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя три колонки:

1. кодовое обозначение товара;

2. текстовое описание товара;

3. обозначение дополнительной единицы измерения при её наличии.

Классификация товаров в таможенном тарифе осуществляется по ТН ВЭД ЕАЭС, имеющей 10-значный код. В качестве основной единицы измерения принята единица массы – килограмм. Могут применяться дополнительные единицы измерения (например, грамм, квадратный метр, пара, штука, тонна и др.), если это связано со специфическими характеристиками товара.

Код ТН ВЭД ЕАЭС десятизначный: первые две цифры – товарная группа; первые четыре – товарная позиция; 5 и 6 – субпозиция; 7, 8 и 9 – подсубпозиция, 10 – резервный знак.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой с 1 января 2015 года действует Единый таможенный тариф ЕАЭС. В документе содержатся: основные правила интерпретации Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС); единицы измерения, применяемые в данной Номенклатуре; систематизированные в соответствии с ней ставки таможенных пошлин. Степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин между странами-участницами достигает 85%.

Таможенный тариф ЕАЭС содержит три графы:

1. код товара по ТН ВЭД ТС;

2. наименование товара;

3. ставка таможенной пошлины (адвалорная, специфическая, комбинированная).

Тариф является одноколонным и одновременно сложным, позволяя дифференцировать ставки пошлин по линейному принципу в зависимости от торговых режимов.

! (Пример дифференциации будет дан в аудитории.)

Действующий таможенный тариф является одноколонным, указанная в нем ставка пошлины установлена для режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Однако его можно рассматривать одновременно как сложный, так как ставки могут дифференцироваться, исходя из базовой для РНБ, в зависимости от торговых режимов и условий торговли, действующих на таможенной территории стран-участниц.

Товары, происходящие из стран ЕАЭС и стран, в торгово-экономических отношениях с которыми применяется режим свободной торговли (страны СНГ), таможенными пошлинами не облагаются, однако они буду облагаться ввозными пошлинами, если нарушены условия, установленные Правилами определения страны происхождения товаров, либо происхождение не подтверждено сертификатом происхождения СТ-1.

По ставкам, указанным в тарифе, облагаются товары из стран, которым в рамках ЕАЭС предоставлен режим наибольшего благоприятствования (132 страны). В случае непредоставления такого режима импортируемые из данной страны товары облагаются двойной ставкой. Исключения составляют случаи предоставления странами ЕАЭС отдельным государствам и территориям тарифных льгот (преференций). Если при импорте страна происхождения не установлена, применяется базовая ставка пошлины. Однако при наличии достоверных сведений о том, что страной происхождения является та, которой не предоставлен РНБ, ставки пошлин удваиваются.

Страны ЕАЭС могут предоставлять преференциальные режимы любой развивающейся или менее развитой стране без их предоставления другим государствам. На территории ЕАЭС действуют преференциальные режимы в соответствии с Соглашением о единой системе преференций.

Экспортный тариф носит временный характер. Имеет временные и номенклатурные ограничения. Может вводиться в одностороннем порядке решением государственных органов в соответствии с требованиями и интересами национальной экономики.

Читайте также:  Проверить штрафы ГИБДД по гос номеру авто

Классификация и функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины, как один из способов регулирования внешней торговли делятся на:

  • 1. В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:
    • · фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;
    • · протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
    • · антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;
    • · преференциальные – льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.
  • 2. По объекту обложения:
    • · импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то роль импортных пошлин как фискального средства увеличивается.
    • · экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
    • · транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
  • 3. По способу взимания:
    • · специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
    • · адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);
    • · альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.
    • · комбинированные. Сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну.).
  • 4. По характеру:
    • · антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Они действуют в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.
    • · специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов. В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.
    • · сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. В РФ сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.
    • · компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
  • 5. По происхождению:
    • · автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
    • · конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;
    • · преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.
  • 6. По типам ставок:
    • · постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
    • · переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
  • 7. По способу вычисления:
    • · номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
    • · эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

В настоящий момент средний уровень ставок таможенного тарифа промышленного развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары составляет 150-200% и более.

Функции таможенных пошлин

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таким образом, таможенные пошлины выполняют ряд различных функций. Самыми важными из них являются следующие:

  • 1. Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.
  • 2. Фискальная функция – эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т.е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.
  • 3. Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

Например, Министерство топлива и энергетики РФ совместно с Министерством торговли РФ проводит мониторинг цен на нефть на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья с целью определения ее среднемесячной цены. Среднемесячная цена рассчитывается как среднее арифметическое цен продажи и покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем месяце. При снижении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ниже 9,8 доллара США за 1 баррель Министерству торговли РФ и Министерству топлива и энергетики РФ не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное снижение цены, предписано направлять в Правительство РФ согласованный с Государственным таможенным комитетом РФ проект постановления Правительства, предусматривающий беспошлинный вывоз с территории Российской Федерации в течение 30 календарных дней нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных минералов. При увеличении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья выше 12,3 доллара США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное увеличение цены, предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об увеличении в два раза утвержденной настоящим Постановлением ставки вывозной таможенной пошлины и введении ее в действие сроком на 30 календарных дней.

Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию, оказывает большое влияние на структуру экспорта, т.е. выполняют регулирующую роль.

Виды ставок таможенных пошлин: классификация и функции

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам);

Читайте также:  Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО, прямое возмещение убытков

2) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

3) балансировоч­ную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта това­ров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты клас­сификации таможенных пошлин:

по объекту обложения: 1) импортные; 2) экспортные; 3) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

по способу взимания: а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); в) комби­нированные (сочетают оба вида таможенного обложения);

по характеру происхождения: 1) автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые происхо­дят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режи­мом наибольшего благоприятствования); 2) конвенциальные (при­меняются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользую­щихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятство­вания в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с ме­ждународными договорами и являются минимальными);

по специфичности применения: а) антидемпинговые; б) специ­альные; в) компенсационные; г) преференциальные;

по времени действия: 1) генеральные; 2) временные; 3) се­зонные;

по способу исчисления: а) номинальные (сюда относятся та­рифные ставки, указанные в таможенном тарифе); б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные това­ры, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импорт­ные узлы и детали этих товаров);

по величине и последствиям: 1) запретительные (тариф на­столько велик, что полностью прерывает международную торговлю); 2) ограничительные (тариф притормаживает международную тор­говлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-им­портных операций);

по количеству ставок для одного товара: а) простые; б) сложные.

Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвенциальными, так и автономными. Их применение призвано не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Демпинг в строго точном понимании опреде­ляется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документа­цию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используют­ся косвенные доказательства демпинга. Например, международные ор­ганизации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Меж­дународный антидемпинговый кодекс.)

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защит­ной меры для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления фак­та запрещенного международным законодательством получения экс­портером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются понижен­ным размером ставок и применяются в отношении товаров, происхо­дящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводят­ся на определенный период времени (например, на период примене­ния экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вто­рых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходя­щим из разных стран.

В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на ми­ровом рынке.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому то­вару устанавливает две или большее число ставок таможенных по­шлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степе­ни, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет показывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки тамо­женная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенная по­шлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:

уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

поступления от уплаченный таможенных пошлин не предназна­чены для финансирования конкретных государственных расходов.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщи­ком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевоз­чик товара, таможенный брокер.

Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещае­мых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновре­менно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законо­дательством устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым че­рез таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответст­вующее оформление уплачиваются до или одновременно с приняти­ем таможенной декларации.

Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отноше­нии товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предпри­ятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета тамо­женных органов.

Итак, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам.

Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов феде­рального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ).

В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы.

В-четвер­тых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.

Статистика свидетельствует, что фискальная значимость тамо­женных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не пре­вышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступле­ний от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинст­ва промышленно развитых стран (см. табл. 1).

Таможенные пошлины: понятие и виды

Таможенная пошлина — государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием его перемещения через таможенную границу.

Тарифная ставка (ставка таможенной пошлины) — установленный размер пошлины с единицы импортируемого или экспортируемого товара.

Тарифная линия — строка из таможенного тарифа, относящаяся к конкретному товару. Содержит код и наименование товара, единицы таможенного обложения, если они отличаются от общепринятых, ставки таможенных пошлин.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансовую, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (таблица):

Таблица. Классификация таможенных пошлин

По происхождению

По объекту обложения

По времени действия

По методу исчисления

Автономные

Импортные

Постоянные

Адвалорные

Конвенционные

Экспортные

Временные

Специфические

Преференциальные

Транзитные

Сезонные

Комбинированные

Особые:
• антидемпинговые
• компенсационные
• специальные

Уравновешивающие

По происхождению:

1) автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны; применяются к товарам из стран, с которыми не заключены торговые соглашения либо страна происхождения не установлена;

2) конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на основе двух- или многосторонних соглашений; являются основными, или базовыми;

3) преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующими; предоставляются странам — участницам экономических группировок и блоков, а также в соответствии с преференциальными режимами;

4) особые — пошлины, вводимые как ответная мера на дискриминационные действия и нарушение оговоренных условий торговли либо в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям.

По объекту обложения:

5) импортные — пошлины, накладываемые на ввозимые на внутренний рынок страны товары; являются преобладающими и применяются во всем мире для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

6) экспортные — пошлины, накладываемые на вывозимые за пределы таможенной территории товары; устанавливаются отдельными странами, обычно в случае значительных различий в уровнях внутренних и мировых цен на отдельные виды продукции или дефицита на внутреннем рынке; имеют ограниченное применение и носят временный характер;

7) транзитные — пошлины, накладываемые на товары, перемещаемые через таможенную территорию данной страны; встречаются достаточно редко и используются как средство торговой войны или инструмент решения торговых споров.

По времени действия:

8) постоянные — пошлины, ставки которых установлены государственными органами и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств; большинство стран мира имеют тарифы с постоянными ставками;

9) временные — пошлины, ставки которых могут изменяться в установленных случаях или на период применения экономических санкций (например, в ЕС в рамках единой сельскохозяйственной политики их величина колеблется в зависимости от изменения уровня мировых или внутренних цен, а также от уровня государственной поддержки);

10) сезонные — пошлины, используемые на определенный период времени сроком от 4 до 6 мес. для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

По методу исчисления:

• адвалорные пошлины — удержание налога производится с единицы стоимости, т.е. в виде процента от таможенной стоимости товара;

• специфические пошлины — являются налогом или удержанием в виде фиксированной суммы с одной физической единицы импортируемого товара (с единицы длины, веса, объема, штуки и т.д.);

11) комбинированные пошлины — сочетают черты адвалорной и специфической пошлин; могут быть двух видов (суммарные — расчет ведется по адвалорной и специфической частям, которые затем суммируются; предельные — в зачет таможенного платежа берется либо адвалорная, либо специфическая часть, имеющая наибольшее значение).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Добавить комментарий