Законодательство о приватизации

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. – Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 – 15. Утратили силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 – 20. Утратили силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 – 26)

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. – Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 – 15. Утратили силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Читайте также:  Как рассчитать единый налог УСН? Порядок расчета.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 18.06.2005 № 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 842, 847 и 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 05.01.2006 № 7-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (Подпункт введен – Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ)

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 356-ФЗ; Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ)

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования; (Подпункт введен – Федеральный закон от 27.05.2014 № 137-ФЗ)

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения; (Подпункт введен – Федеральный закон от 28.06.2014 № 194-ФЗ)

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ “Об организованных торгах” организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России”, при его реорганизации на основании Федерального закона “Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ)

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации. (Подпункт введен – Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ)

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами (или) иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ)

6. Особенности участия нотариусов и нотариальных палат в приватизации имущества, которое находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в отношении которого принято решение о продаже на аукционе либо конкурсе, могут быть установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Понятие “контролирующее лицо” используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Понятия “выгодоприобретатель” и “бенефициарный владелец” используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (В редакции Федерального закона от 31.05.2010 № 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

81) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ)

82) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и функционированию электронных площадок; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган испол

Федеральный закон о приватизации

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №-178 от 21.12.2001г. – в чем его особенность, какова сфера действия и как он влияет на общественные отношения в сфере приватизации жилых объектов? Также здесь Вы можете бесплатно скачать закон о приватизации в последней редакции.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Федеральный закон о приватизации

В соответствии с нормами Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией следует понимать возмездное отчуждение имущества, которое находится в собственности государства, в том числе муниципальных образований и субъектов РФ, в собственность организаций и частных лиц. Закон также устанавливает принципы приватизации, сферу действия, определение цен, порядок организации, условия, информационное обеспечение и другие важные аспекты в данной сфере.

Закон РФ о приватизации: общие положения

Структура обсуждаемого закона предусматривает 8 глав, которые подразделены на 46 статей, каждая из них регулирует отдельные вопросы, возникающие в области проведения приватизации. Например, статья 2 закона устанавливает принципы осуществления приватизации:

  • приватизация проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который установлен настоящим законом;
  • любая приватизация государственного имущества основывается на принципе равенства и открытости деятельности органов власти;
  • имущество отчуждается в собственность только на возмездной основе (за плату либо при передаче акций акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится государственное имущество).

Сфера действия закона о приватизации достаточно широка, в статье 3 документа указаны отношения, возникающие при отчуждении, на которые действия закона не распространяются, это:

    ;
  1. природные ресурсы;
  2. государственные резервы;
  3. имущество РФ, находящееся за пределами территории страны;
  4. земли, за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости;
  5. имущество, в отношении которого принято судебное решение
  6. имущество, в отношении которого предусмотрены международные договора и т.д.

Указанные отчуждения государственного имущества и отношения, возникающие в ходе отчуждения, регулируются иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Кроме того, глава 1 закона о приватизации статьей 5 устанавливает покупателей муниципального и государственного имущества – это физические лица и организации, за исключением государственных унитарных предприятий. Закон также устанавливает некоторые ограничения для покупателей в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов, а также здоровья граждан, что является обязательным аспектом при приватизации государственного имущества. В статье 6 закона перечислены компетенция Правительства РФ и органов местного самоуправления в области осуществления приватизационной деятельности.

Планирование приватизации

Планирование приватизации государственного имущества является обязательной частью осуществления деятельности в данной сфере. Статьи 7-10 Федерального закона о приватизации регламентируют порядок составления прогнозного плана приватизации федерального имущества, разработки этого плана и создания отчета о выполнении этого плана. В соответствии с нормами документа прогнозный план приватизации утверждается Правительством РФ ежегодно, он должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и другого имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Обязательно указывается характеристика каждого объекта и предполагаемые сроки его приватизации. Разработка прогнозного плана приватизации осуществляется в соответствии с направлением внутренней политики РФ. План направляется на утверждение в Правительство РФ органами исполнительной власти не позднее, чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года. После утверждения прогнозный план приватизации направляется в Госдуму РФ, одновременно с ним направляется проект Федерального закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, прилагаются соответствующие материалы и документы. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год предоставляется в Государственную думу РФ не позднее 01 мая текущего года. В отчете указывается перечень приватизированных имущественных комплексов, акций ОАО и другого имущества с указанием способа приватизации, срока и цены сделки.

Порядок и способы приватизации государственного имущества

Статьи 11-17 главы 3 и 18-26 главы 14 закона устанавливают порядок осуществления государственной приватизации и способы ее выполнения. Порядок приватизации состоит из нескольких этапов:

  1. определяется состав подлежащего приватизации имущества;
  2. определяется цена имущества, подлежащего приватизации;
  3. выбирается способ приватизации.
Читайте также:  Согласие на развод: как составить заявление

Более подробно каждый из способов описан в статьях 18-26 Федерального закона о приватизации. Особенности приватизации отдельных видов имущества прописаны в статьях 28-32 закона. При этом одна из статей устанавливает правила оформления сделок купли-продажи государственного имущества. Так, сделка должна быть оформлена договором, в котором указывается: сведения о сторонах договора; полное наименование реализованного имущества, его состав и цена; количество акций, их стоимость и категория; порядок и срок передачи государственного имущества покупателю; условия, на основании которых имущество было приобретено. Кроме того, Федеральный закон о приватизации статьями главы 6 устанавливает оплату и формы распределения денежных средств от продажи государственного имущества; глава 7 закона фиксирует особенности создания ОАО и ООО, акции и доли которых находятся в государственной собственности.

Что такое приватизация квартиры. Кто может воспользоваться правом на приватизацию в 2022 году

Процесс приватизации позволяет оформить жилье из государственной собственности в частную. В 2022 году эта процедура остается доступной россиянам, которые проживают в жилье, предоставленном им по договору социального найма. Каковы плюсы и минусы приватизации недвижимости и стоит ли переоформлять квартиру в свою собственность? Можно ли в дальнейшем расприватизировать квартиру?

Что такое приватизация квартиры, для чего она нужна

Приватизация представляет собой процедуру передачи государственного имущества в частную собственность. Данная процедура распространяется не только на квартиры, но и на земельные участки, а также нежилые помещения. Приватизация носит бессрочный характер. Она опирается на нормы Гражданского кодекса, Жилищного кодекса и Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Через приватизацию можно приобрести право собственности на недвижимость, которой сейчас гражданин пользуется по договорам социального найма. Только после этого квартиру допускается выставить на продажу, подарить, обменять на другую квартиру, передать по наследству и передать в залог в рамках договора кредитования.

Неприватизированное имущество не позволяет совершить такие сделки: в такой квартире можно проживать, а распоряжаться как своей собственностью – недопустимо (на основании ст. 209 Гражданского кодекса, ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Связано это с тем, что квартиры, переданные по договорам социального найма, фактически находятся в собственности муниципалитета или государства.

Для возникновения правовых оснований для прохождения процесса приватизации требуется соблюдение только одного условия: нужно иметь законное право пользования жильем по договору социального найма (по ст. 2 Закона о приватизации). При СССР такой договор подписывали с гражданином после получения ордера на квартиру, сейчас – после признания лица малоимущим и постановки его на учет, как нуждающегося в жилом помещении (на основании ст. 49 Жилищного кодекса).

На какую недвижимость распространяется

На основании ст. 2 Закона о приватизации приватизировать можно любое жилье, которое сдается по договору социального найма и расположено в обычном жилом доме. При этом квартира передается в собственность проживающих там людей. Обычно приватизируются квартиры полностью, но допускается и приватизация комнаты в коммунальной квартире или часть либо доля в приватизированной квартире.

Законодательство содержит и определенные исключения (ст. 4 Закона о приватизации). Недопустимо переоформить в собственность жилые помещения в аварийном состоянии, в доме под снос или в доме, который нуждается в капитальном ремонте. Квартиру в собственность нельзя оформить в общежитиях и домах на территории закрытого военного городка. Нельзя также приватизировать служебные жилые помещения (кроме тех, которые располагались в совхозах или колхозах), кооперативное жилье и квартиры в домах, которые признаны памятниками архитектуры.

Необходимо помнить, что бесплатная приватизация распространяет свое действие на недвижимость, по которой оформлены договоры социального найма до 2005 года. Все договоры, подписанные после указанного срока, под процедуру не подпадают.

Кто вправе приватизировать квартиру

Собственниками квартиры, оформленной в собственность, могут стать все граждане, проживающие в квартире по договору социального найма, и несовершеннолетние. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, то он в обязательном порядке становится участником приватизации. Дети до 18 лет могут быть исключены из числа собственников исключительно на основании решения органов опеки и попечительства (по п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса и ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Право на участие в приватизации распространяется и на людей, которые временно отсутствовали по уважительной причине. Это, например, лица, проходившие службу или отбывавшие наказание в местах лишения свободы.

Если ребенок проживает отдельно от своих родителей, то он сохраняет право пользования квартирой, которая была приватизирована (по ст. 7 Закона о приватизации). Это, например, случаи, когда ребенок зарегистрирован у отца, а проживает с матерью.

Совершеннолетние жильцы квартиры вправе оформить отказ от доли в праве собственности и написать отказ от приватизации. В такой ситуации человек может сохранить свое право на приватизацию в перспективе (по закону каждый человек вправе пройти процедуру приватизации один раз за жизнь).

Но есть и определенное исключение: если человек участвовал в приватизации еще до 18 лет, то он может приватизировать жилье после совершеннолетия (по абз. 2 ст. 11 Закона о приватизации).

Сроки проведения

Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» был принят в 1991 году и продолжает действовать и сегодня. Таким образом, все желающие вправе пройти эту процедуру и в 2022 году. К 2000 году в частную собственность перешло до 47% недвижимости, 2010 году – 75%, 2016 году – уже около 80%. Данные показатели варьируются в зависимости от региона: например, в Москве доля приватизированного жилья превышает 85%.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество приватизации – возможность бесплатно оформить права собственности на недвижимость и распоряжаться ею по своему усмотрению. Так, собственники квартиры наделены правом:

  1. Передавать квартиру по наследству. Приватизированная квартира может быть передана по наследству и включена в завещание. Для того чтобы вступить в наследство, наследникам не нужно будет доказывать наличие родственных связей с наследодателем и факт совместного проживания с ним в одной квартире. Что касается неприватизированной квартиры, то она не передается по наследству. Но это не означает, что родственники ответственного нанимателя будут выселены из квартиры: они продолжат проживать в квартире, а один из родственников может переоформить договор социального найма на себя. Проживать в квартире смогут только те родственники, которые были зарегистрированы в ней на дату смерти нанимателя. Неприватизированная квартира может передаваться по наследству в случае, если гражданин собрал все документы, подал заявление на приватизацию и умер перед оформлением договора. Если никто из жильцов не проживал в квартире на момент смерти квартиросъемщика, то она перейдет к государству (на основании ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса). Поэтому так важно, чтобы кто-то из жильцов был прописан в квартире.
  2. Прописать в квартире новых жильцов. В квартире в собственности можно зарегистрировать кого угодно по усмотрению собственников. В неприватизированной квартире на регистрацию супругов, родителей, совершеннолетних детей нужно получать согласие других членов семьи. На регистрацию других граждан можно получить согласие от проживающих и муниципалитета. Муниципалитет проверит при этом соблюдение учетной нормы площади на 1 человека: например, в Краснодаре – это 10 кв. м, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м и пр. Исключение составляют только несовершеннолетние дети: их можно зарегистрировать без каких-либо дополнительных разрешений.
  3. Продать, подарить, передать в залог или обменять, сдать в аренду. Неприватизированной квартирой нельзя распоряжаться по своему усмотрению, а ее передача в аренду может стать формальным поводом для отказа в продлении договора социального найма.
  4. Сделать в квартире перепланировку, перевести ее в нежилое помещение. Так, собственник вправе проводить перепланировку в тот момент, когда он сам пожелает. В отношении муниципального жилья предварительно нужно получить согласие от фактического собственника (государства или муниципалитета). А перевод квартиры в нежилое помещение фактически невозможен.

Можно выделить и недостатки приватизации недвижимости, в числе которых:

  1. Расходы на содержание несут собственники недвижимости. Если собственник не оплачивает их самостоятельно, то его могут заставить оплачивать их в судебном порядке (на основании ст. 210 Гражданского кодекса или ст. 158 Жилищного кодекса). Наниматели квартир по договорам социального найма могут не нести дополнительные траты: все расходы берет на себя собственник в лице муниципального образования.
  2. На квартиру в собственности могут наложить взыскание, а на муниципальное жилье – нет (по ст. 32, 87.2 Жилищного кодекса). Неприватизированная квартира не может быть изъята в рамках исполнительного производства или в процессе банкротства, так как она фактически не принадлежит человеку.
  3. В случае если на месте дома планируется строительство социального объекта, то приватизированную квартиру могут изъять у собственника. Изъятие недвижимости власти компенсируют разными способами: они могут предоставить взамен другую недвижимость или выплатить денежную компенсацию. Конечно, неприватизированную квартиру в данной ситуации также изымут, но обмен будет более выгодным с учетом нормы жилплощади на человека.
  4. Необходимость ежегодной оплаты налог на имущества (согласно ст. 400 Налогового кодекса).
  5. Необходимость оплаты взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома. На основании ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что наниматели квартиры такие взносы не платят, а собственники – обязаны.
  6. Лишение права на бесплатную приватизацию в перспективе.

Порядок приватизации квартиры в 2022 году

Для того чтобы приватизировать квартиру, нужно придерживаться установленного порядка действий.

Документы

Первое, что необходимо сделать для старта процедуры приватизации квартиры, это подготовить определенный комплект документов. На федеральном уровне данные документы не прописаны, но они содержатся в региональных регламентах. Перед тем как готовить документы, стоит найти административный регламент оказания услуги по переоформлению недвижимости в частную собственность.

Например, в Москве для приватизации недвижимости необходимо предъявить:

  1. Заявление на оказание государственной услуги. В заявлении на приватизацию квартиры должны содержаться такие пункты, как: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, просьба о передаче объекта в частную собственность, дата и подпись. Далее в подтверждение своего согласия на приватизацию расписываются все зарегистрированные в квартире лица.
  2. Паспорта заявителей и членов его семьи, а также всех зарегистрированных в приватизированной квартире лиц, могущих пользоваться помещением на условии социального найма.
  3. Свидетельства о рождении на несовершеннолетних и документ, подтверждающий их гражданство (если родители – граждане РФ, то он не нужен).
  4. Договор социального найма.
  5. Ордер, по которому выдавалась квартира, либо выписка из решения органа исполнительной власти. Если ордер был утерян, то требуется получить архивную копию распоряжения органа исполнительной власти (ее можно заказать в МФЦ). или прочие аналогичные документы за период с 1991 года до регистрации в приватизированном жилье.
  6. При смене адреса проживания – документ, подтверждающий, что право на участие в приватизации не использовалось.
  7. Письменное согласие на приватизацию или отказ от нее. Эти документы подлежит оформить по утвержденной форме и заверить нотариально.
  8. Технический паспорт на квартиру, поэтажный план.
  9. Выписка с лицевого счета, справка об отсутствии задолженности.
  10. Нотариальная доверенность на представителя.
  11. Справка из личного дела военнослужащего.
  12. Документ, подтверждающий отбывание наказание.
  13. Решение органов опеки (если документы передает опекун).

Определение способа

Перед приватизацией квартиры необходимо определиться с порядком ее раздела между проживающими лицами.

Граждане вправе оформить квартиру в общедолевую собственность либо в совместную. Последний вариант доступен только для супругов. При оформлении недвижимости в долевую собственность будет пройден этап выдела долей.

В случае оформления квартиры в единоличную собственность этот этап можно пропустить.

Получение согласия от других собственников

Для приватизации недвижимости придется заручиться согласием всех жильцов на прохождение процедуры. Либо они могут предоставить официальный отказ от приватизации с сохранением права проживания. Согласие на приватизацию от будущих собственников составляется в письменном виде и подлежит нотариальному заверению.

Если определенное лицо противится приватизации, то ситуация существенно осложнится. Так, в первую очередь следует понять, вправе ли оно оказывать влияние на процедуру. Не всем лицам доступна возможность блокирования приватизации. В их числе:

  1. Лица, которые на основании судебного решения утратили регистрацию.
  2. Лица, которые проживают в квартире, но не зарегистрированы здесь.
  3. Лица, которые ранее проходили процедуру приватизации и утратили на нее право.
  4. Временно зарегистрированные граждане.
  5. Лица, которые отозвали отказ от проведения приватизации у нотариуса.

Во всех перечисленных выше ситуациях можно приватизировать квартиру без получения каких-либо дополнительных согласий.

Несовершеннолетние участвуют в приватизации без согласия со стороны родственников.

Для приватизации квартиры без согласия всех собственников предстоит обратиться в суд. Суд рассмотрит все обстоятельства дела и примет решение. Например, если жилец зарегистрирован в квартире, но уже длительный период времени он не проживает в ней, то получить согласие на приватизацию от такого лица бывает сложно, а иногда невыполнимо (если родственникам ничего неизвестно о его местонахождении). Тогда суд может признать его безвестно отсутствующим и вынесет постановление о принудительном выселении.

Нанимателю можно также попробовать детально разъяснить всем сомневающимся о выгодах приватизации для них: о том, что это позволит вступить в права собственности, продавать или завещать квартиру внукам и пр.

При рассмотрении дела о принудительном выселении в иных случаях суд будет учитывать комплекс обстоятельств: материальное положение трудоспособного ответчика, наличие у него альтернативной недвижимости и технической возможности выделить долю. Недопустимо выселение без предоставления альтернативного жилья инвалидов, пенсионеров, членов семей военнослужащих или сотрудников МВД, детей и иждивенцев.

Пошаговый алгоритм

Процедура приватизации квартиры предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Передать заявление на передачу квартиры в собственности и приложить комплект документов для уполномоченного органа. Это, например, департамент имущественных отношений или комитет по управлению городским имуществом. Документы допускается передать лично либо через представителя в МФЦ. В некоторых регионах организован прием документов в электронном виде.
  2. Дождаться, когда проверка документов будет завершена. Заявление рассматривают в сроки до 60 дней.
  3. По результатам заявителям могут отказать в подписании договора при наличии веских оснований или дадут им на подпись договор об оформлении квартиры в собственность. В договоре указывается, кто передает квартиру, к кому переходит право собственности, тип объекта и его адрес, характеристики жилого помещения. В договоре необходимо обозначить размер долей, если он был определен по согласию между собственниками. Договор должен быть заверен главой администрации и подписями новых владельцев.
  4. Совершеннолетние участники подпишут его самостоятельно или передают эти полномочия доверенному лицу.
  5. Оформить квартиру в собственность в Росреестре. Подписание договора приватизации еще не означает, что квартира переходит в собственность лица – этот факт нужно зарегистрировать в Росреестре. Договор с муниципальными властями о приватизации квартиры станет основанием для оформления ее в собственность.
  6. Сроки регистрации права собственности составят 7 рабочих дней при передаче документов через Росреестр и 9 дней – если документы передаются через МФЦ.
  7. По результатам регистрации собственник получит выписку из ЕГРН.

Стоимость процедуры

Процедура приватизации недвижимости является бесплатной. Но нанимателю предстоит подготовиться к определенным расходам, которые сопровождаю данную процедуру на практике. В числе основных затрат на приватизацию:

  1. Государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость. Она составляет 2000 р. с каждого человека, кто регистрирует свое право собственности. Оплачивается до подачи заявления о регистрации права собственности на квартиру (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
  2. Плата за техпаспорт и поэтажный план: стоимость будет зависеть от региона проживания (обычный вариант – от 1200-3000 р., плата за срочность – до 10 000 р.).
  3. Кадастровая выписка из ЕГРН – за оформление предстоит заплатить 350 р. в электронном виде или 870 р. в бумажном.
  4. Выписка из домовой книги, справка о составе семьи не предполагают взимания платы.
  5. Оформление нотариального договора на передачу недвижимости составляет не более 1000 р.

Порядок распределения расходов собственники определяют самостоятельно.

Признание приватизации недействительной

Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:

  1. Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
  2. Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
  3. Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
  4. В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).

Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.

Подводим итоги

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Читайте также:  Заявление о разделе имущества супругов

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-I/Редакция 10.01.1993

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жильё.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жильё даёт гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильём.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ [ править ]

Статья 1 [ править ]

Приватизация жилья — бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2 [ править ]

Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 3 [ править ]

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Статья 4 [ править ]

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.

Статья 5 [ править ]

Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР.

Статья 6 [ править ]

Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;

предприятием, за которым закреплён жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Статья 7 [ править ]

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретённое жильё возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Статья 8 [ править ]

Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Статья 9 [ править ]

Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.

Законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Статья 10 [ править ]

В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учёт и обеспечения жилыми помещениями.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ [ править ]

Статья 11 [ править ]

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьи 12 — 15. Утратили силу. [ править ]

Статья 16 [ править ]

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17 [ править ]

Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жильё, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

Статья 18 [ править ]

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Статьи 19 — 20. Утратили силу. [ править ]

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ЖИЛЬЯ [ править ]

Статья 21 [ править ]

Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счёт средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.

Статья 22 [ править ]

За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).

Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 23 [ править ]

Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.

Статья 24 [ править ]

Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими этот дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир.

Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.

Статья 25 [ править ]

Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Статья 26 [ править ]

Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечёт ответственность в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию