Педагога с судимостью не возьмут на работу

Соискатель с судимостью: правила приема на работу

Трудоустройство судимых граждан сопряжено с рядом запретов и ограничений. Рассказываем о существующих запретах, правилах приема на работу претендентов с судимостью и ответственности за несоблюдение этих правил.

Запрет на работу с судимостью

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).
  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

128.jpgПроверка соискателей на наличие судимости

Среди обязательных документов, которые при поступлении на работу гражданин предъявляет работодателю, фигурирует справка о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования (ст. 65 ТК РФ). Форма и порядок выдачи такой справки утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Если ТК РФ либо другой закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, справка обязательна. В других случаях работодатель не вправе запрашивать у соискателя подобную информацию – это будет считаться дискриминацией.

Если при проверке справки работодатель сделает вывод, что гражданин не может быть допущен к трудовой деятельности на «запрещенную» должность, в заключении трудового договора ему откажут. Также отказ в приеме на работу возможен при непредставлении справки о судимости в нарушение ст. 65 ТК РФ.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. На письменный отказ у работодателя есть 7 дней (ст. 64 ТК РФ).

Если впоследствии работодатель обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, подделана, трудовой договор с таким работником будет расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основание – представление работником подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки и выяснилось, что у того есть или была судимость, препятствующая дальнейшей работе, работника уволят по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание – нарушение правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы.

Обратите внимание! На основании ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить сотруднику другую работу, на которую не распространяется запрет на трудоустройство судимых граждан. Кроме этого, сотруднику в данном случае выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уголовное дело во время работы

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

129.jpgОтветственность за незаконное трудоустройство судимых

Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Судебная практика подтверждает обязанность работодателей проверять соискателей на предмет судимости. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.02.2018 № Ф04-210/2018 возложил на работодателя ответственность за допуск к работе в области транспортной безопасности лиц, данными о судимости которых при заключении трудового договора он не располагал.

ИП был оштрафован на 30 000 рублей по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за допуск на должность ответственного за соблюдение транспортной безопасности работника, имеющего непогашенную судимость. Такое трудоустройство прямо запрещено п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”. ИП, принимая гражданина на работу, о его судимости не знал.

По мнению суда, работодатель должен обладать достоверной информацией, что принимаемое на работу лицо не имеет неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Для этого он должен потребовать у работника справку об отсутствии судимости (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Отсутствие у работодателя такой информации не освобождает его от ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, работодатель может и должен требовать справку об отсутствии судимости у потенциального работника в тех случаях, когда к работе невозможно допустить лицо с судимостью.

Правила принятия комиссией о допуске или не допуске лиц имевших судимость

Правила
принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. N 796)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно – деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

2. Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

е) общественной безопасности.

3. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”:

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее – заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

Читайте также:  Срок действия предварительного договора

б) перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение;

в) перечень документов, необходимых для принятия решения;

г) порядок принятия комиссией решения;

д) форму решения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 “Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения”;

е) порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии;

ж) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

4. Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее – заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

5. В заявлении указываются:

а) наименование комиссии, в которую подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия – о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем;

в) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем;

г) намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования;

д) сведения о ранее поданных заявлениях;

е) сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

ж) адрес, по которому необходимо направить решение (в случае, если заявитель не желает его получать в комиссии);

з) согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

и) перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

6. К заявлению прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);

б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

9. Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:

а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 – 7 настоящих Правил;

б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

10. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

11. Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом “а” пункта 9 настоящих Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

12. Комиссия вправе проверять достоверность сведений, документов и материалов, предоставляемых заявителем в соответствии с пунктами 5 – 7 настоящих Правил, путем направления соответствующих запросов или приглашать на заседания комиссии соответствующих лиц, в том числе представителей государственных (муниципальных) органов, учреждений и организаций, правоохранительных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний регионального уровня, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, представителей работодателей, общественных объединений, а также граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления.

13. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии.

О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

14. Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя.

15. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме.

Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

16. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными).

17. В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

18. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается.

19. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

20. При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:

а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;

б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;

г) вид наказания;

д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;

е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);

ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;

з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;

и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

21. Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

22. Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

23. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

24. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

25. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление.

Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

26. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 “Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения”, в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии.

При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

27. Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28. Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

29. Решение может быть обжаловано в суд.

30. Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте.

Читайте также:  Может ли ИП ходатайствовать о снижении штрафа?

31. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

32. Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Ограничения при приеме на работу лиц, имеющих судимость, в сфере образования с участием несовершеннолетних

Действующим законодательством Российской Федерации ограничено право образовательных организаций на заключение трудовых договоров с лицами, имеющими судимость или подвергающихся уголовному преследованию.

Так, согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, закон ограничивает возможность привлекать к трудовой деятельности в образовательных организациях лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 105-125 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (ст.ст. 126-127.2 УК РФ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131-135 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (ст.с. 150-157 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 228-245 УК РФ), против общественной безопасности (ст.ст. 205-227 УК РФ). Из этого следует, что трудовой договор может быть заключен с лицами, имеющими судимость по иным статьям Уголовного кодекса РФ, например за совершение кражи, грабежа, нарушение правил дорожного движения и т.д.

Педагогические работники (учителя, воспитатели и др.) не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Данные ограничения возникают с момента начала уголовного преследования. Основанием для прекращения трудового договора с работником будут справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления, входящего в перечень статьи 351.1 Трудового кодекса РФ.

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

При рассмотрении обращений о допуске к работе лиц, желающих трудоустроиться в образовательную организацию, но имеющих или имевших судимость за совершение преступлений, комиссия должна изучить все обстоятельства: форму вины, поведение человека после преступления, его отношение ко всему, что с ним случилось. Если кому-то был причинен вред, загладил ли гражданин свою вину и т.д.

Комиссия должна принять мотивированное решение в течение 30 дней. По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

– о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

– о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности либо представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Если педагог привлечен к уголовной ответственности, трудовой договор с ним необходимо расторгнуть. При этом Госдума РФ рассматривает законопроект, смягчающий ограничения на занятие педагогической деятельностью. Однако и сейчас не всякая судимость повлечет за собой увольнение – разберемся в вопросе.

Общие ограничения

Перечень оснований, по которым физлица не могут быть допущены к педагогической деятельности, приведен в части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ. Причем указанные ограничения являются актуальными и для найма в центры повышения квалификации или переподготовки, в которых обучаются, как правило, совершеннолетние специалисты и служащие.

Перечислим категории лиц, которые не могут работать педагогами:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) признанные недееспособными;

4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715;

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

  • против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • против общественной безопасности.

Не всякая судимость влечет запрет

Пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного суда РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П признаны незаконными некоторые положения Трудового кодекса РФ, которые предусматривают запрет на педагогическую деятельность для лиц, совершивших преступления (кроме тяжких и особо тяжких).

Ведь такой запрет не учитывает вид и степень тяжести совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, формы вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, и т. д.

Иными словами, в отношении таких лиц работодатель должен учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

На это также указано в пункте 7 решения Конституционного суда РФ от 4 февраля 2014 г. «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2013 года».

При этом перечень таких факторов Конституционный суд РФ не указал. Поэтому до тех пор, пока не будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ соответствующим законопроектом, работодатель самостоятельно должен решать вопрос о том, может ли он принять на работу педагога, имевшего судимость.

Можно предположить, что факторами, говорящими в пользу работника, могут быть отсутствие уголовного преследования за другие преступления, отсутствие дисциплинарных взысканий, положительные рекомендации с последнего места работы, другие позитивные качества и характеристики человека.

Если судебное дело закрыто

Трудовой кодекс РФ предусматривает отказ в приеме на работу человеку, даже если он не был осужден, а лишь подвергался уголовному преследованию.

При этом уголовное дело должно быть прекращено по нереабилитирующему основанию.

Однако действующее законодательство не раскрывает понятий реабилитирующего и нереабилитирующего оснований освобождения от уголовного преследования.

Статьей 133 Уголовного процессуального кодекса РФ закреплен только перечень реабилитируемых лиц. К их числу относятся:

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24, пунктами 1 и 4-6 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ (отсутствие состава преступления, отсутствие заявления (если оно требуется для возбуждения дела), непричастность и др.);

4) осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Уголовного процессуального кодекса РФ;

5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, – в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении к физическому лицу данной меры.

Этим перечнем можно руководствоваться и в случае принятия на работу педагога, в отношении которого судебное дело было закрыто.

А вот при прекращении преследования по иным основаниям, например, если стороны примирились, претенденту должно быть отказано в приеме на работу, а в случае преследования во время работы – трудовой договор с таким педагогом должен быть расторгнут.

Важно запомнить

Из норм трудового законодательства следует, что наличие судимости у родственников педагога (его мужа или жены, детей, родителей) не устанавливает запрета на занятие педагогической деятельностью.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Возможно ли что я могу работать педагогом с судимостю?

Мне 35 лет.хочу работать учителем,но. но с 14 до 16 лет у меня была судимость,Был суд отмечалась у участкового 2 года.Как помню в 16 лет её сняли-то что хорошо себя вела.Там не помню какие точно статьи были-но или кража или грабеж,не помню?вот теперь надумала работать и думаю что же будет написано в этой справке.Но вот вопрос у меня в другом,кому не задаю,все только посылают сами статьи 351 и т.д. я много раз читала и вообще смысла не уловила.Может мне кто даст ответ могу ли я работать педагогом.Ведь статьи были (кража или грабеж)Ещё:одни пишут,что -нет,так как судима и там в трудовом написано,другие пишут возможно работать-вообщем голова кругом.я не юрист. Прошу ответьте мне кто нибудь уже грамотно!

Читайте также:  Коды налоговых вычетов по НДФЛ — таблица на 2022 годы

Здравствуйте, исходя из смысла ст.351.1 ТК РФ вы имеете право заниматься педагогической деятельностью так как преступления в экономической сфере не относятся к ограничениям по которым лицу запрещено осуществлять трудовую деятельность в сфере образования.

таким образом, вы имете право быть учителем.

Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных ч.3 ст. 86 УК РФ. Эти сроки связаны с несколькими основаниями. Так, в отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия наказания. В указанном случае следует иметь в виду, что погашение судимости связано не с категориями преступлений, а только с видами наказаний, более мягкими, чем лишение свободы. Поэтому, если даже было назначено наказание, не связанное с лишением свободы (штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы и т.д.) за преступления небольшой тяжести, средней тяжести или тяжкое преступление, судимость в любом случае погашается по истечении одного года после отбытия наказания.

В Вашем случае бояться нечего, если судимость и была, то она уже погашена , и у Вас юридически отсутствует судимость.

Судимость связана с назначением осужденному какого-либо наказания. Лицо, полностью освобожденное от наказания в связи с болезнью, препятствующей отбыванию наказания, истечением сроков давности обвинительного приговора, на основании акта амнистии или помилования, считается несудимым. Несудимыми являются также лица, освобожденные от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, истечением сроков давности, применением принудительных мер воспитательного или медицинского характера. Лицо, осужденное за деяние, преступность и наказуемость которого отменена новым уголовным законом, считается несудимым со дня вступления этого закона в силу.

Ограничение на занятие трудовой деятельностью, закрепленное ст. 351.1 ТК РФ, применяется только в отношении тех лиц, которые имеют или имели судимость, подвергаются или подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Это преступления, предусмотренные главами 16 (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, незаконное производство аборта, оставление в опасности), 17 (такие как похищение человека, торговля людьми), 18 (в частности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия), 20 (подмена ребенка, незаконное усыновление и др.), 24 (террористический акт, захват заложника, бандитизм и т.д.) и 25 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и проч.).

Педагога с судимостью не возьмут на работу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Нужно ли работникам образования (в том числе работникам, в отношении которых уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления) обновлять справки об отсутствии судимости, если справки были предъявлены ими при трудоустройстве?

Нужно ли работникам образования (в том числе работникам, в отношении которых уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления) обновлять справки об отсутствии судимости, если справки были предъявлены ими при трудоустройстве?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность обновлять или представлять неоднократно справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (например, ежегодно) трудовым законодательством не предусмотрена.

Обоснование вывода:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Отметим, что подозреваемые и обвиняемые, в том числе и в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 14 УПК РФ). Факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо работника сам по себе не свидетельствует о совершении этим лицом преступления, а говорит лишь о начале предварительного расследования по данному делу (ст. 149 УПК РФ). В дальнейшем уголовное дело может быть как направлено прокурору, а затем передано в суд (ст. 215 и ст. 221 УПК РФ), так и прекращено, например, в связи с отсутствием в деянии события преступления (ст. 212, п. 2 части 1 ст. 24 УПК РФ). Право на реабилитацию имеют подозреваемые или обвиняемые, уголовное преследование в отношении которых прекращено, в частности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 ст. 24 УПК РФ (п. 3 части второй ст. 133 УПК РФ). Таким образом, отсутствие события преступления относится к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования. Следовательно, работник организации, в отношении которого уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления, отнесен к числу тех лиц, на которых не распространяется запрет, установленный частью первой ст. 351.1 ТК РФ.
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также – справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников ежегодного обновления справки, законодательство не содержит (смотрите также ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”). Аналогичную позицию занимают и судебные органы (смотрите, например, решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N 2-998/2017)*(1).
Из ответов специалистов Роструда, размещенных на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”, следует, что работодатель вправе самостоятельно получить сведения о том, что работники не подвергаются уголовному преследованию, у правоохранительных органов, установив периодичность запроса таких сведений в МВД РФ в локальных актах организации (смотрите вопрос 4, вопрос 5). Однако мы считаем необходимым напомнить, что согласно п. 2 Административного регламента. утвержденного приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 (далее – Административный регламент), указанную справку по утвержденной форме получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель. В силу п. 87 Регламента справка выдается заявителю в виде документа на бумажном носителе либо направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или в МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии. Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной справки связана с устройством на работу, и получить такую справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.
На основании части четвертой ст. 8 ТК РФ наличие в локальном нормативном акте нормы, обязывающей работников в течение срока действия трудового договора представлять работодателю справку с определенной периодичностью или уполномочить работодателя запрашивать такую справку в органах МВД, не будет иметь юридически значимых последствий в случае отказа работника от предоставления работодателю такой справки или его отказа в наделении работодателя полномочиями на ее получение.
Таким образом, требование работодателя об обновлении (о неоднократном, повторном представлении) работниками справок об отсутствии судимости не является правомерным. Данный вывод касается также и работника, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по такому реабилитирующему основанию, как отсутствие события преступления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) В судебной практике встречаются судебные постановления, в которых суды приходят к выводу о том, что в обязанности работодателя входит ежегодное обновление сведений об отсутствии у работающих сотрудников судимости и непривлечении их к уголовной ответственности (смотрите, например, решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N 2-790/2017, оставленное в силе апелляционным определением СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2017 по делу N 33-14211/2017). Однако мы считаем, что такой вывод не является обоснованным, поскольку в данных судебных актах отсутствуют ссылки на нормы, прямо устанавливающие такую обязанность работодателя.

Ссылка на основную публикацию