Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости

Как поставить недвижимость на кадастровый учет

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

  • был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.

Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет — земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

С полным списком документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет (как отдельно, так и одновременно с регистрацией прав на недвижимость), можно ознакомиться на сайте Росреестра.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За регистрацию прав придется уплатить госпошлину .

3. Как подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет?

Подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы», если за ее пределами — подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

Сотрудники приемной Росреестра, а также работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

По почте

Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для постановки недвижимости на кадастровый учет или для постановки на кадастровый учет одновременно с регистрацией прав. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

4. Чем подтверждается кадастровый учет?

По итогам постановки недвижимости на кадастровый учет вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она предоставляется в виде подписанного квалифицированной электронной подписью документа, который отправляется на e-mail, либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на кадастровый учет.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи выписки. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о характеристиках вашего объекта недвижимости может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Кадастровые паспорта с 2017 года больше не выдаются.

5. Как проверить, стоит ли моя недвижимость на кадастровом учете?

Вы можете проверить, стоит ли ваша недвижимость на кадастровом учете, с помощью онлайн-сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках.

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2022 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2022 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости

Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.

1. На главной странице портала в разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите раздел «Государственный кадастровый учет».

2. В открывшемся окне «Подать заявление о ГКУ» ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями к предоставляемым документам. Укажите вид объекта недвижимости (1), место его расположения (2), форму получения документа (3), форму предоставления отказа (4). После этого введите защитный код (5) и нажмите «Перейти к сведениям о заявителе» (6).

3. В появившейся форме заполните графы, указав вид заявителя (1), идентифицирующие и паспортные данные (2), контактные данные (3), согласие на обработку данных (4), подтверждение сведений (5) и нажмите «Перейти к прилагаемым документам» (6).

4. В окне «Подать заявление о ГКУ» укажите данные о направляемом документе (1), прикрепите межевой план в электронном файле XML-формата, заархивированном в zip (2), нажмите «Сохранить» (3).

5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.

Общие положения о том, как поставить участок на кадастровый учет, указаны на портале «Госуслуги». Такая информация находится в соответствующем разделе.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Читайте также:  Виды дисциплинарной ответственности работников

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Что такое наложение земельных участков и как это исправить

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

Кадастровый учет объектов недвижимости

Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.

Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?

Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?

Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

  • Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);
  • Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);
  • Реконструкция недвижимости;
  • Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?

К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для кадастрового учета (договор купли-продажи, межевой или технический план, судебные акты или иные документы, установленные законом ? ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июня 2015 года ).

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.

Что такое технический и межевой планы?

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?

Процедура постановки на кадастровый учет

Документы можно подать лично и дистанционно.

Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестрили МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).

Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).

Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

Госпошлина за регистрацию права собственности

Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?

Срок постановки на кадастровый учет

Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.

До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.

Какие результаты проведения кадастрового учета?

В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Какими нормативными актами регулируется государственный кадастровый учет?

Прежде всего государственный кадастровый учет регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

ФГБУ “ФКП Росреестра” от 16.01.2019 N 10-0023/19 “Для сведения и учета в работе” (вместе с Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 “О рассмотрении обращения”)

ФГБУ “ФКП Росреестра” направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 по вопросу, касающемуся осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на единый недвижимый комплекс.

И.о. начальника Управления

действий и качества данных

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 ноября 2018 г. N Д23и-6307

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ):

недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь, и такие здания, сооружения и иные вещи:

– либо неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейные объекты (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

– либо расположены на одном земельном участке;

к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Согласно пункту 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В этой связи процедура раздела, выдела объектов недвижимости из состава единого недвижимого комплекса законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание, что принимая решение об объединении нескольких объектов недвижимости в единый недвижимый комплекс, правообладателю таких объектов недвижимости следует учитывать, что к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах, и соответственно, правовые последствия принятия такого решения.

Вместе с тем по существу поставленных вопросов отмечаем, что согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

Учитывая изложенное, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут быть осуществлены в том числе в отношении единого недвижимого комплекса, представляющего собой совокупность нескольких объединенных единым назначением и (или) расположенных на одном земельном участке зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

При этом обращаем внимание, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости).

Таким образом, действующим законодательством государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в порядке, установленном Законом о недвижимости, на объекты, не являющиеся объектами недвижимости, не предусмотрена.

В этой связи, принимая также во внимание положение пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому навесы являются некапитальными строениями, сооружениями, полагаем, что сведения об описываемом в обращении сооружении “навес” не подлежат внесению в ЕРГН и отражению в едином недвижимом комплексе.

В соответствии с пунктами 20, 50 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее – Требования):

сведения о едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении входящих в состав такого единого недвижимого комплекса зданий, сооружений на земельном участке их площади и площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого единого недвижимого комплекса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости;

в случае подготовки технического плана единого недвижимого комплекса в разделе “Заключение кадастрового инженера” такого технического плана указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости, технический план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса:

может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых ранее был осуществлен в ЕГРН и права на которые были зарегистрированы в ЕГРН (пункт 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953);

должен содержать в разделе “Заключение кадастрового инженера” сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс (при этом сведения о содержании технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений ввиду ее отсутствия не указываются).

Состав сведений о едином недвижимом комплексе, подлежащих внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН, установлен статьей 8 Закона о недвижимости, пунктом 41 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок). Внесение в реестр недвижимости ЕГРН, а также указание в техническом плане, необходимом для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса, “сведений об основной характеристике ЕНК и его координатах” действующими нормативными правовыми актами, в том числе Законом о недвижимости, Порядком, Требованиями не предусмотрено. Особенности подготовки технического плана в отношении единого недвижимого комплекса определены также абзацем девятым пункта 16, пунктом 33, абзацем десятым пункта 34 Требований.

Читайте также:  Как восстановить регистрацию автомобиля после утилизации

Изменения в законодательстве в сфере кадастрового учёта и регистрации прав на объекты недвижимости

Федеральный закон от 30.04.2022 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подробнее об изменениях – в статье нашего эксперта Александра Новикова.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет вам всегда правильно оформлять документы для кадастрового учёта и регистрации прав.

Федеральный закон от 30.04.2022 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.

Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2022 года. Остальные изменения вступают в силу с 28 октября 2022 года и с 1 января 2023 года.

Законом 120-ФЗ изменены процедуры получения сведений из ЕГРН, подачи документов для регистрации и кадастрового учёта, исправления ошибок в ЕГРН. Внесены изменения в порядок регистрации и учёта построенных объектов, договора участия в долевом строительстве, сделок с долями в праве общей собственности, регистрации машино-мест. В настоящее время регламентирован порядок регистрации сделки при отсутствии продавца, регистрация и постановка на кадастровый учёт по решению суда. Также уточнены основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учёт и госрегистрация прав, конкретизирован состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этих целях закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта. Также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, учреждением, наделённым указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

1. Получение сведений из ЕГРН

Сведения из реестра теперь предоставляет ФКП Росреестра. Полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, исключено.

Запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по выбору заявителя может быть направлен одним из следующих способов ( ч. 1 , 10 ст. 62 , ч. 9 ст. 72 Закона № 218-ФЗ; п. п. 30 , 31 , 43 , 111 , 203 Административного регламента, утв. Приказом Росреестра от 27.09.2019 № П/0401; п. п. 30 , 35 , 36 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515):

  • в виде бумажного документа, представляемого при личном обращении в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ. Обратиться можно в любое подразделение, независимо от места нахождения объекта недвижимости и от места жительства заявителя;
  • в виде бумажного документа, отправленного по почте в одно из подразделений, указанных на официальном сайте Росреестра;
  • в электронной форме путём заполнения формы запроса, размещённой на официальном сайте Росреестра и едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

Также сведения из ЕГРН можно получить, воспользовавшись услугой по выезду уполномоченного лица к заявителю с целью доставки соответствующего запроса и (или) курьерской доставки сведений из ЕГРН ( п. 1 Приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 01.04.2022 № П/113-21).

Однако для кредитных и страховых организаций установлено ограничение по выбору способа направления запроса о предоставлении сведений. Направить данный запрос они вправе только в электронной форме.

Нарушение порядка предоставления запроса о предоставлении сведений из ЕГРН или несоблюдение установленной формы запроса влечёт признание запроса неполученным и не подлежащим рассмотрению. Заявитель об этом уведомляется в срок , не превышающий трёх дней с момента получения запроса ФГБУ «ФКП Росреестра».

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам отныне нельзя за плату передавать третьим лицам сведения, полученные из ЕГРН, в том числе посредством создания сайтов, программ и приложений, обеспечивающих такую возможность предоставления сведений.

В качестве исключения из запрета указана информация, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утверждённой форме выписки из единого государственного реестра недвижимости;

2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) ФГБУ «ФКП Росреестра».

По мнению Росреестра, перепродажа сведений ЕГРН нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Также сокращены с двух рабочих дней до одного сроки передачи МФЦ принятых запросов и сроки направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН.

Бесплатное предоставление сведений из ЕГРН теперь возможно не только арбитражным управляющим, но и лицами, получившими от них соответствующую доверенность. Такая возможность распространяется на объекты недвижимости, как принадлежащие должнику на момент обращения, так и на ранее принадлежавшую недвижимость.

2. Подача документов для регистрации и кадастрового учёта

Ещё одно нововведение: на сегодняшний день бумажные документы подаются в одном экземпляре-подлиннике. После завершения необходимых процедур документы возвращаются с отметкой о сканировании (такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов).

Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные об оплате госпошлины. В связи с чем если взимается госпошлина, то рекомендуем прикладывать к заявлению документ об её оплате.

В случае признания судом незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта (государственной регистрации) не нужно подавать заявление заново. В течение трёх рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В случае если подлинность подписи на заявлении о кадастровом учёте или регистрации прав на недвижимость засвидетельствована нотариально, то заявление и приложенные к нему документы в течение двух рабочих дней направляются заказным письмом с уведомлением на регистрацию нотариусом. При этом нотариальное удостоверение заявления само по себе не влечёт необходимости нотариального удостоверения самой сделки с объектом недвижимости, при условии направления заявления и документов нотариусом, удостоверившим подлинность подписи в нём.

2.1. Объект незавершённого строительства

Регистрация права собственности на объект незавершённого строительства проводится по общим правилам регистрации объектов недвижимости, с одной только особенностью в том, что регистрация права будет осуществляться одновременно с кадастровым учётом объекта.

В то же время теперь не является основанием для отказа в регистрации объекта незавершённого строительства истечение срока договора аренды или безвозмездного пользования землей для предоставленных для строительства, если срок разрешения на строительство не истек.

2.2. ДДУ

В договоре долевого участия (далее — ДДУ) в строительстве отныне должен указываться условный номер объекта долевого строительства согласно проектной декларации.

Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости были переданы в залог в качестве обеспечения иных обязательств застройщика, для регистрации первого ДДУ требуется предоставить согласие залогодержателя.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав законность выдачи разрешения на строительство, а также соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным в проектной документации не проверяется .

2.3. Государственный кадастровый учёт многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нём помещений осуществляется на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников или лица, которое провело перепланировку помещений.

Аналогичным образом производится подача заявления в отношении изменения параметров нежилого здания, когда помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам.

2.4. Сделки с долями в праве общей собственности по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.

Не требуют нотариального удостоверения сделки:

  • долей всех участников долевой собственности по одной сделке;
  • связанный с имуществом, входящим в состав или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
  • доли в праве общей собственности на участки из земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ;
  • доли в праве общей собственности на недвижимость, если договор предусматривает переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом о статусе столицы РФ (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 7.3 данного закона);
  • об ипотеке долей всеми участниками долевой собственности по одной сделке и договоров, заключаемых с кредитными организациями;
  • изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Обратиться за регистрацией изменения долей может :

  • на основании решения суда один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверено нотариусом, один из участников или нотариус;
  • в иных случаях — все участники, чьи доли меняются.

При продаже доли третьему лицу не нужно предоставлять доказательства извещения остальных собственников о продаже доли при наличии у него оформленных отказов от преимущественного права покупки имущества.

Доказательство извещения остальных собственников либо их отказ от покупки не требуется предоставлять в Росреестр, если сделка удостоверена нотариально.

2.5. Допустимость регистрации перехода права собственности в отсутствие продавца

Если продавец ликвидирован или исключён из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, юридическое лицо, право собственности которого на отчуждаемую недвижимость зарегистрировано в ЕГРН, для регистрации перехода права собственности должно предоставить :

  • заявление, подписанное покупателем, а также выписку из ЕГРЮЛ продавца (если выписку вы не предоставите, орган регистрации прав запросит её самостоятельно);
  • предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами (в том числе о полной уплате цены договора, о передаче объекта недвижимости).

2.6. Введена процедура регистрации и постановки на кадастровый учёт по решению суда

Пунктом 5.1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнены основания для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Основанием для государственной регистрации прав на сегодняшний день являются в том числе решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами.

Читайте также:  Система банковских счетов

Следует учитывать, что третейское решение может являться основанием для регистрации права исключительно при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Отсутствие исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда повлечёт отказ в проведении процедуры регистрации.

Так, ранее отсутствовала регламентация процедуры исполнения решений судов, что порождало дополнительные споры, связанные с исполнением решения суда, а также необходимость предоставления дополнительных документов.

В целях устранения пробелов регулирования в закон о госрегистрации внесены дополнения в данной части. Указано, что по общему правилу для государственной регистрации нужно направить заявление лицу, чьё право восстановлено решением суда. Обращение лица, являвшегося ответчиком по делу, право которого прекращено или признано отсутствующим, для госрегистрации не требуется .

При отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, явившемся предметом судебного разбирательства, нужно сначала обратиться за кадастровым учётом этого объекта. В таком случае кадастровый учёт и регистрация проводятся одновременно.

Если решением суда установлена необходимость осуществления государственного кадастрового учёта, при этом в решении суда содержатся необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, соответствующие установленным методам их определения, представлять в орган регистрации прав вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования не требуется ( ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ).

Если судом рассматривалось дело о сносе или реконструкции самовольной постройки, признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими или признании объекта движимым имуществом, заявителями могут быть:

  1. правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;
  2. правообладатель соответствующих объектов;
  3. уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

2.7. Государственная регистрация договора аренды недвижимости

При регистрации аренды части здания, а также части земельного участка, как правило, предоставляется межевой, технический планы в отношении этих частей.

В связи с внесёнными изменениями технический план можно не предоставлять при условии, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании, а арендованная часть представляет собой одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

Исправление ошибок в ЕГРН

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Данная норма дополнена возможностью направления заявителю уведомления об отказе в исправлении технической ошибки. Так, если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного срока для её исправления (не позднее четырёх рабочих дней с момента получения заявления) заявителю направят уведомление об отказе, указав его причины. Отказ можно обжаловать в суде (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Цифровизация и упрощение оформления сделок с органами власти

Росреестром от 05.05.2022 размещена информация , согласно которой вносимые изменения позволят реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации.

Планируется, что в электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Документ также определяет понятие «личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:

  • уточнения границ земельных участков;
  • учёта и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учёта и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Отдельно выделим информацию о выездном приёме. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учётно-регистрационных действий, как выездной приём. Услуга по выездному приёму заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра. Выездной приём также осуществляют МФЦ, порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.

В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой. Курьерскую доставку так же, как и выездной приём, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.

Ранее мы писали о значимых изменениях в законодательстве 2022 года для владельцев дачных участков.

Подробнее о новациях по исчислению налога по кадастровой стоимости в 2022 году вы можете узнать на нашем семинаре.

Постановка недвижимости на кадастровый учет

Ставить здания на учет должен владелец, имеющий любое гражданство. Постановка недвижимости на кадастровый учет выполняется с внесением данных в ЕГРН. Такой процесс проводится совместно с оформлением прав. При внесении недвижимости на кадастровый учёт делается пометка в Росреестре.

Процедуру постановки недвижимости на кадастровый учёт производят опекуны собственника, если он не достиг возраста 14 лет — не может дать согласие. В реестре обозначаются актуальные сведения, определяющие объект. В противном случае у владельца недвижимого объекта могут возникнуть проблемы с государственными органами.

КОГДА ТРЕБУЕТСЯ ПОСТАНОВКА НЕДВИЖИМОСТИ НА УЧЕТ

Процесс постановки недвижимости на кадастровый учёт в 2022 году производится:

  • Если существенно меняются характеристики, например, увеличивается площадь сооружения, располагающегося на земле собственника.
  • Когда на участке снесли здание, права на которое не были первоначально отражены в ЕГРН.
  • При возведении нового частного дома. Предполагается, что ранее он не отражался в ЕГРН, так как не существовал.

Если характеристики недвижимого объекта не поменялись, но появился новый собственник, то ставить здание на учёт не надо. Однако обязательно регистрируется право — обеспечивается законность выполнения переоформления строения на новое лицо.

КАКИЕ НУЖНЫ БУМАГИ ДЛЯ КАДАСТРОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Если проводится постановка недвижимости на кадастровый учет, то обязательно подготавливается пакет бумаг. Его состав различается по типу недвижимости, которую требуется зарегистрировать.

Постановка недвижимости на государственный учёт проводится на землю, дом, парковочное место.
Требуется подготовить:

  • заключение;
  • технический план;
  • межевой план, если земля не межевалась;
  • получить техническое заключение.

При постановке недвижимости на кадастровый учёт перечисленные бумаги составляются силами инженера по кадастру. Цена его услуг определяется с учётом положения, величины объекта, с которым предстоит работать. В среднем стоимость начинается от 8000 руб. за землю в 6 соток.

Чтобы начать процедуру постановки недвижимости на кадастровый учёт, надо составить заявление. Форма документа находится в свободном доступе. К нему требуется приложить:

  • Бумагу, которая играет роль подтверждения полномочий представителя человека, играющего роль заявителя. Она нужна, если собственник обращается в государственные органы не лично.
  • Документацию — основание для государственного кадастрового учета или гос. регистрации.
  • Другие бумаги, предоставление которых обязательно, согласно ФЗ № 218. Ещё потребуется учесть принятые в соответствии с этим пунктом законодательства нормативно-правовые акты.

Пакет документов формируется с учётом нюансов конкретного случая. Его состав для постановки недвижимости на кадастровый учёт уточняется по обратной связи.

КАК ПОСТАВИТЬ НОВУЮ КВАРТИРУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

В России нередко возникают задержки при постановке новостроек на учёт в кадастре недвижимости. Произвести аналогичную процедуру с дачным домиком гораздо проще. На неё надо потратить от 3 до 6 месяцев. При этом постановка новостройки на учёт может осуществляться годами.

Если проживающие в многоквартирном доме жильцы хотят ускорить процесс постановки недвижимости на кадастровый учёт, то могут действовать несколькими способами, например:

1 способ. Обратиться в мэрию.

В такой ситуации необходимо написать специальное письмо. Его можно отправить в мэрию или федеральный орган, выдавший разрешение строительной компании на ввод в эксплуатацию конкретного здания. Письмо составляется в свободной форме. Чтобы заявка была рассмотрена максимально оперативно, требуется чётко указать название компании, физ. и юр. адрес. Ещё прописывается адрес новостройки, дата начала использования. Ещё нужно указать собственные контактные данные для быстрой связи, такие как адрес электронного почтового ящика или номер телефона.

2 способ. Обратиться в прокуратуру.

Требуется, если гос. служащие ничего не делают, постановка на учёт не производится без причин и их объяснения. Ещё причиной может служить несоблюдение гос. служащими нормативов. Ярким примером этого является сдача МКД без тех. паспорта, плана межевания. Ещё подобные меры нужно принимать, если компания проявляет халатность при проведении процедуры регистрации. Пакет бумаг при этом может предоставляться не в полном объёме.

Обращение в прокуратуру граждане могут отправить почтой. Ещё можно записаться на приём к прокурору, оформить заявление на сайте прокуратуры. Онлайн-сервис не всегда работает. Ответ при таких обстоятельствах может не приходить несколько недель. Чтобы обращение было рассмотрено максимально быстро, лучше добавить к письму ксерокопию уведомления госслужащих, информацию об отсутствии ответа от муниципальных властей или выдаче отказа, его причин. Ещё стоит приложить фотографию письма с отказом.

3 способ. Обратиться в судебные органы.

Подобные меры необходимо принимать, если застройщик исчезает, прокуратура не отвечает на заявление, а мэрия отказывается помочь. Суд не может поставить квартиру на учёт. По закону осуществлять регистрацию надо на МКД целиком.

При обращении в судебные органы требуется подготовить иск. Его формирует юридический специалист. Бумага должна содержать объяснение ситуации, просьбу повлиять на власти, поставить МКД на учёт. К исковому заявлению необходимо приложить копии бумаг на дом. Речь идёт о разрешении на строительство, межевом плане, договоре делового участия, техническом паспорте, разрешении на ввод строения в эксплуатацию. Ещё судебные органы в некоторых случаях запрашивают дополнительные бумаги. Их предоставление обязательно, если для принятия решения недостаточно доказательств.

Каждый способ имеет особенности, которые нужно изучить заранее. Лучше перед выполнением каких-либо действий проконсультироваться у специалиста по подобным вопросам. Это позволит исключить ошибки, допускаемые при отсутствии опыта. Они провоцируют увеличение времени регистрации.

При этом человеку, проводящему подобную процедуру, приходится тратить нервы, средства на сбор пакета документов и решение проблем, связанных с их недостатком или несвоевременным предоставлением в регистрационные органы. Юридические специалисты могут произвести полное сопровождение от подготовки документации до её подачи в государственные органы и получения уведомления о внесении сведений в реестр.

Ссылка на основную публикацию