Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства

от 23 июля 2015 года N 227

(с изменениями на 7 сентября 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 11 января 2018 года N 8 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2018, N 0001201803260008);

приказом Минтранса России от 25 марта 2019 года N 81 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2019, N 0001201906180037);

приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.11.2020, N 0001202011060031).

– Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.837; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 29, ст.3634; 2010, N 27, ст.3415; 2011, N 7, ст.901, N 30 (ч.1), ст.4569, 4590; 2013, N 30 (ч.1), ст.4041, 4058; 2014, N 6, ст.566) и подпунктом 5.2.54_5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52 (ч.3), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.1), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.2), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, 652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18 (ч.4), ст.2177), N 30 (ч.2), ст.4311, 4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394)

2. Внести изменения в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 года, регистрационный N 9975), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 267 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2011 года, регистрационный N 19962), от 16 апреля 2012 года N 96 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 года, регистрационный N 23895), согласно приложению к настоящему приказу.

в Министерстве юстиции

24 марта 2016 года,

регистрационный N 41529

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 23 июля 2015 года N 227

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности

(с изменениями на 7 сентября 2022 года)

I. Общие положения

1. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – Правила) разработаны на основании части 13 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” (далее – Закон о транспортной безопасности) с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее – Требования), требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства (далее – Требования на этапе проектирования и строительства), требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности (далее – Требования по соблюдению транспортной безопасности), устанавливаемых в соответствии со статьей 8 Закона о транспортной безопасности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2022 года приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357. – См. предыдущую редакцию)

“Собрание законодательства Российской Федерации”, 2007, N 7, ст.837; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 29, ст.3634; 2010, N 27, ст.3415; 2011, N 7, ст.901, N 30 (ч.1), ст.4569, 4590; 2013, N 30 (ч.1), ст.4041, 4058; 2014 N 6, ст.566).

2. Настоящие Правила включают в себя в том числе:

порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (глава V настоящих Правил);

перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть (глава X настоящих Правил).

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее – СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее – ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.

4. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее – КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

5. В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – досмотр и повторный досмотр соответственно) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее – объекты досмотра), направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ), а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2022 года приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357. – См. предыдущую редакцию)

При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта (далее – предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта.

6. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2022 года приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357. – См. предыдущую редакцию)

7. Повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2022 года приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357. – См. предыдущую редакцию)

8. Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – наблюдение и (или) собеседование) направлены на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, а также на обнаружение транспортных средств и иных материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

По результатам наблюдения и (или) собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении. Рекомендуемый образец данного акта приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам. Рекомендуемый образец журнала учета решений о проведении дополнительного досмотра, принятых по результатам наблюдения и (или) собеседования, приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2022 года приказом Минтранса России от 7 сентября 2022 года N 357. – См. предыдущую редакцию)

9. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ.

10. Решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности или её часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками.

11. В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или её часть.

12. В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в случаях, установленных Требованиями, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в соответствии с настоящими Правилами проводятся установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра (далее – сверка документов), включая их сверку с образцами и с информацией в перевозочных документах (далее – проверка документов), в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда), в зону транспортной безопасности или ее часть, а также оснований для перемещения в зону транспортной безопасности или её часть материальных предметов.

13. Основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, а также их нахождения на его территории, является отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные настоящим Приказом (далее – Перечни), перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение Требований по соблюдению транспортной безопасности.

14. Основаниями для пересечения объектами досмотра физическими лицами границ технологического сектора зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории соответствующих частей зоны транспортной безопасности, являются:

наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность, оформленных в установленном порядке, действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена настоящим Приказом;

Основаниями для пересечения объектами досмотра – физическими лицами границ перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории данной части зоны транспортной безопасности, являются:

наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность или документов, удостоверяющих личность и перевозочных (проездных) документов, посадочных талонов (если они необходимы), оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде), действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена настоящим Приказом;

15. Основаниями для пересечения объектами досмотра – иными материальными объектами границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также основанием для нахождения таких объектов досмотра на их территории, являются:

Читайте также:  Положение о коммерческой тайне — образец года

наличие перевозочного документа и (или) пропуска на данный материальный объект, оформленных в установленном порядке и действительных на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие в данных материальных объектах досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, перемещаемых в зону транспортной безопасности или её часть без законных на то оснований или в нарушение правил (порядков, условий) перевозки, установленных нормативными правовыми актами, действующими на воздушном, морском, речном, железнодорожном, автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве, городском наземном электрическом транспорте, метрополитене, а также правил перевозки, установленных СТИ (перевозчиками).

16. Настоящие Правила учитываются СТИ, перевозчиками при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, схемы размещения и состава оснащения КПП на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), постов на ОТИ и (или) ТС, положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС, а также иных внутренних организационно-распорядительных документов, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности.

II. Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования

17. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее – работники досмотра).

18. Наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование (далее – работники, осуществляющие наблюдение и собеседование).

19. КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.

20. Количество КПП, постов, численность работников досмотра, а также работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, определяются СТИ и (или) перевозчиком в зависимости от режима работы ОТИ, объема перевозок, эксплуатируемых ТС, технической оснащенности КПП, постов.

21. На КПП, посты выделяется необходимое для достижения целей досмотра количество работников досмотра, работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, из которых назначается старший работник досмотра на КПП или посту.

22. Работники досмотра, а также работники, осуществляющие наблюдение и собеседование, при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по единым, установленным подразделениями транспортной безопасности образцам и иметь отличительные знаки подразделения транспортной безопасности, носимые на одежде или поверх одежды.

23. На КПП, постах осуществляется информирование физических лиц, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС:

о целях и порядке прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования;

о запрещенных и ограниченных к перемещению предметах и веществах;

об ответственности за незаконный провоз предметов и веществ, запрещенных к перевозке или требующих соблюдения особых условий перевозки.

На КПП, постах размещаются указатели: “Контрольно-пропускной пункт” или “Пост досмотра”, “Граница зоны транспортной безопасности”. Допускается размещение на ОТИ и ТС иных указателей, информирующих находящихся или следующих на ОТИ и ТС лиц о требованиях по соблюдению транспортной безопасности при прохождении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в случаях, отраженных в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС.

ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?

У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.

Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.

Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?

Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.

Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

  1. Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
  2. Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
  3. Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .

При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Досмотр — это когда можно трогать

Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.

Основания для досмотра:

  1. Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
  2. Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.

Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.

При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.

Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.

Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .

Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.

Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.

Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.

В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.

Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.

Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.

Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых

Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.

Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре

Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.

Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.

Досмотр автомобиля: как он проводится, и что может делать инспектор?

Иногда после остановки и проверки документов инспектор предлагает водителю открыть багажник или двери автомобиля для проверки. Можно ли делать это без понятых, что уполномочен делать инспектор при досмотре, и чем досмотр отличается от осмотра?

Проводить досмотр транспортного средства уполномочены проводить «должностные лица при осуществлении государственной функции» – то есть, любые сотрудники полиции при исполнении. Досмотр может быть проведен как на стационарном посту, так и при остановке водителя на дороге сотрудниками автоинспекции.

Читайте также:  Что нужно для приватизации земельного участка и дома

Пункт 202 административного регламента ГИБДД указывает, в каких случаях инспектор может провести досмотр автомобиля. В числе оснований для проведения осмотра указываются:

  • проверка данных о наличии в машине оружия, взрывчатки, наркотиков, прекурсоров, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения административного правонарушения или предметов нарушения;
  • задержание преступников и нарушителей, передвигающихся в автомобиле.

Несмотря на то, что список оснований для досмотра кажется небольшим, под него подпадает немало фактических ситуаций – от установления личности пассажиров до проверки содержимого багажника на предмет украденного имущества .

Перед проведением досмотра автомобиля инспектор должен озвучить причину его проведения, а также указать ее в протоколе досмотра, составляемом по итогам процедуры. В частности, согласно приложению №12 к административному регламенту, инспектору предлагается выбрать, были ли причиной досмотра “обоснованные предположения” о наличии в машине оружия, взрывчатки или наркотиков, либо о какой-либо связи автомобиля или его содержимого с административным правонарушением .

Формальное определение досмотра транспортного средства дают и административный регламент ГИБДД, и КоАП: согласно статье 27.9 последнего, досмотр ТС – это « обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности ». То есть, инспектор может попросить водителя открыть багажник, двери и капот автомобиля, при необходимости даже обследовать пространство под лючком заправочной горловины или попросить снять чехол с сиденья, так как он не является элементом конструкции.

Обязательным условием проведения досмотра является наличие двух понятых либо видеофиксация должностным лицом процесса досмотра – об этом говорит пункт 203 административного регламента. Кроме того, по результатам досмотра составляется соответствующий протокол . Поэтому если инспектор предлагает «просто открыть багажник» без понятых, видеофиксации и протокола, его действия неправомерны, и водитель вправе отказать в этом.

Согласно пункта 93.1 административного регламента инспектор «вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза». Однако пункт 207 уточняет, что «досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда». То есть, при проведении досмотра в салоне автомобиля в салоне никого быть не должно .

Предусматривает административный регламент и возможность проведения досмотра без владельца автомобиля – но, как говорит пункт 204, только «в случаях, не терпящих отлагательства». Однако в нормальных условиях досмотр должен проводиться в присутствии владельца автомобиля.

Иногда инспекторы, предлагая водителю открыть багажник, мотивируют это проведением «осмотра». Однако на самом деле пункт 197 регламента уточняет, что осмотр – это «визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза»: то есть, инспектор вправе провести внешний осмотр машины, заглянув в салон через боковые стекла. При этом основаниями для проведения осмотра являются ориентировки и проверка номеров кузова и двигателя .

Как уже было сказано выше, по результатам досмотра обязательно составляется соответствующий протокол, который, согласно пункту 212 административного регламента, подписывается «должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия». При этом владелец машины вправе отказаться от подписания протокола – в этом случае в протокол будет внесена соответствующая запись. Однако инспектор все равно должен выдать водителю копию протокола досмотра.

Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется также в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр производится с открытием салона, багажника, кузова в присутствии двух понятых. Досмотр транспортного средства в принципе может осуществляться всеми должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание. Однако в подавляющем большинстве случаев его осуществляют должностные лица дорожно-патрульной службы ГИБДД; органов Российской транспортной инспекции; военной автомобильной инспекции.

Уже не раз отмечалось, что в законодательстве рассматриваются два вида досмотра, в том числе досмотр транспортных средств: досмотр как административно-предупредительная мера и досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В первом случае досмотр транспортных средств производится сотрудниками милиции при подозрении, что транспортное средство используется в противоправных целях[198]. Данная мера применяется для предупреждения возможных правонарушений, обеспечения общественной безопасности и не регламентируется нормами, определяющими порядок производства по делам об административных правонарушениях. Основаниями для остановки транспортных средств и осуществления досмотра в этом случае являются: наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления; нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях и некоторые другие обстоятельства.

Такие остановки транспортных средств и их досмотр должны осуществляться, как правило, на стационарных постах, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов. Однако останавливать транспортные средства без необходимости запрещается.

Во втором случае при осуществлении досмотра транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях досмотр производится в порядке, определенном ст. 27.9 КоАП РФ. При этом досмотр осуществляется, как и любая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в целях пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. Если обстоятельства не позволяют отложить осуществление досмотра транспортного средства (например, имеются сведения о наличии в нем взрывного устройства), то досмотр транспортного средства может быть произведен в отсутствие указанного лица. Однако и в том, и в другом случаях досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых. При осуществлении досмотра могут применяться специальные технические средства, например, портативный металлодетектор, набор зеркал на телескопических ручках, осветители и др. В случае необходимости для фиксации процесса досмотра транспортного средства и обнаруженных при досмотре доказательств применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Факт осуществления досмотра транспортного средства и его результаты в обязательном порядке фиксируются в протоколе. Как и при досмотре вещей, находящихся при физическом лице, не требуется составления непременно самостоятельного, специального протокола. Может быть составлен и самостоятельный протокол о досмотре транспортного средства, но допускается также фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол об административном задержании.

В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру. В этом протоколе или в протоколе об административном задержании, в котором фиксируются результаты досмотра, указываются также сведения о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

При фиксации сведений о досмотре транспортного средства в протоколе делается запись о применении фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим; лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру; понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Это должен знать каждый водитель. Как правильно показывать машину полиции

Серьезный спор возник между автомобилистами в соцсетях в сообществе «Синие ведерки»: столкнувшийся с сотрудниками ГИБДД водитель посчитал, что досмотрели его автомобиль не по правилам, без понятых. Разбираемся, можно ли заменить понятых видеосъемкой, в каких случаях инспекторы могут провести осмотр, а когда — досмотр машины и самого водителя.

Согласно разъяснениям ГИБДД, достаточным основанием для проведения осмотра транспортных средств и грузов считается наличие только лишь подозрения в том, что они используются в противоправных целях.

Кроме того, основаниями для осмотра автомобиля и груза служат:

  • ориентировки, информация об использовании автомобиля в противоправных целях;
  • проверка маркировки и ее сверка с данными регистрационных документов;
  • несоответствие груза и сопроводительных документов к нему.

Осмотр транспортного средства и груза заключается в визуальном обследовании транспортного средства и перевозимого груза. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств, хотя эта возможность не исключается.

Статьи 25 октября 2018 «Обшаривают, по карманам лезут». Чем отличается осмотр машины от досмотра

Статьи 28 июня 2019 «Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД

Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза: багажник и бардачок, кузов грузового автомобиля и так далее. Результаты осмотра отражаются в акте, составленном в произвольной форме.

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с Autonews.ru объяснил, что осмотр инспекторам более удобен, потому что не нужно тратить время на составление протокола и поиск понятных. Однако эксперт подчеркнул, что проводить его можно только для проверки груза, трогать что-либо в автомобиле в таком случае сотрудник ГИБДД права не имеет.

«Например, водитель везет полный кузов окорочков, а в накладной у него указаны памперсы. Тогда инспектор в праве проверить груз, — привел пример Травин. — Инспектор может также сверить маркировочное обозначение на двигателе или кузове, это тоже осмотр. Так полицейский может убедиться, что документы соответствуют автомобилю. Но при этом он ничего не трогает».

В ГИБДД при этом подчеркивают: в случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра автомобиля и груза сотрудник полиции вправе произвести досмотр.

Досмотр — это обследование автомобиля без нарушения его конструктивной целостности. Проводят в соответствии нормам закона «О полиции». Инспекторы в таком случае могут уже лично проверить багажник, бардачок, а также другие технологические полости и замкнутые пространства, в том числе топливный бак и обшивку кузова.

Основная задача досмотров — борьба с перевозкой наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В подавляющем большинстве случаев их действия носят профилактический характер.

Согласно закону «О полиции», досмотр полицейские проводят, если у них есть обоснованное предположения, что водитель может перевозить запрещенные предметы или орудия преступления. «Например, в регионе запрещена рыбалка, а Рыбнадзор передал, что водитель определенной машины может ехать с незаконным уловом. Или поступил звонок от человека, который видел, что водитель положил в машину оружие или наркотики. Тогда можно провести досмотр автомобиля, чтобы подтвердить это обоснованное предположение. В ст. 27.9 КоАП сказано, что досмотр проводится с целью обнаружения таких предметов. Не существует норм, позволяющих провести досмотр просто так», — объяснил Травин.

Читайте также:  Транспортный налог на газель 3302 сумма 2022 год

Однако управляющий партнер юридической фирмы «ГК Лигал» Кирилл Гавриличев признает, что у инспекторов всегда найдется повод и причина. «Обычно они говорят, что машина попала под ориентировку, либо водитель похож на разыскиваемое лицо, — рассказал Гавриличев. — Но в Москве в розыске всегда есть белый седан. При этом у инспекторов работают свои негласные правила — в ночное время они проверяют водителей дорогих молодежных марок автомобилей на предмет наркотиков. Также есть особые направлении, например, Новый Арбат и Смоленская набережная — там водителей регулярно досматривают, проверяя наркотики и оружие».

Согласно разъяснениям ГИБДД, в отличие от осмотра, досмотр транспортного средства проводят либо в присутствии двух понятых. Альтернативой считается видеозапись. Решение проводить досмотр с понятыми или под видеозапись принимает инспектор ГИБДД — водитель обязан подчиниться. К примеру, в ночное время или на отдаленной трассе понятых найти не так просто. Таким образом отсутствие понятых при наличии съемки совершенно законно.

Независимо от наличия понятых, сначала инспекторы обязаны начать составлять протокол досмотра. Именно этот документ считается процессуальным основанием для начала процедуры. «Нельзя сначала провести досмотр, а потом составить документ», — обратил внимание Травин.

Снимать можно на любую видеокамеру, на любой смартфон, включая личный мобильный телефон инспектора — никаких жестких требований к устройствам законодательство не предусматривает. Главное, чтобы на видео было четко понятно, что там происходит. Съемку нужно начинать до составления протокола: инспектор представляется и сообщает, что составляет нужные документы, после чего приступит к досмотру автомобиля. Водителю не запрещено вести свою, альтернативную съемку.

«Если в процессе съемки были сделаны нарушения, например, началась она слишком поздно или там вообще ничего нельзя разобрать, водитель в праве обжаловать протокол и эту видеозапись будет оценивать суд. Процедуру проведения досмотра можно признать незаконной, если по видеозаписи непонятно, что происходит. Тогда действия сотрудников полиции можно признать незаконными и необоснованными», — уточнил Травин.

По итогам водителю вручается копия протокола о досмотре. Если полицейские что-то обнаружили что-то незаконное или подозрительное, эта информация должна быть отражена в документе. Если не нашли — тоже. Протокол подписывают водитель и понятые при их наличии.

При этом эксперт считает качественную видеосъемку более удобным вариантом для водителя. Так, если дело дойдет вдруг до суда, понятых оказывается не так просто отыскать и доказать с их помощью факт возможного нарушения со стороны инспекторов не получится.

В свою очередь Гавриличев предупреждает: в суде непросто будет оспорить протокол, если он был оформлен с нарушением, но концептуально все меры соблюдены. Например, если понятые пришли позже начала составления протокола и досмотра. «Эту лазейку знают полицейские и ею пользуются. С точки зрения права морали и логики, нет ничего критичного, если полностью исключить факт подбрасывания запрещенных предметов. Но такую ситуацию полностью исключать нельзя», — считает эксперт.

При досмотре сотрудники полиции сами будут открывать и проверять содержание бардачков, багажника и других интересующих их мест в автомобиле. Водители не должны этому препятствовать.

«Иногда инспектор предлагает «просто посмотреть багажник», просто чтобы проверить, не везет ли водитель чего-то, запрещенного, — обращает внимание Травин. Но поиск чего-то запрещенного имеет признаки досмотра, нужно оформлять все по правилам. Тогда нужны понятные, съемка и протокол.

Тем не менее автомобилисты чаще всего соглашаются на просьбы инспекторов обойтись без понятых и протоколов. Они сами открывают двери, бардачки и багажники, чтобы сэкономить время. Юрист Гавриличев рассказал об опыте нескольких его клиентов во время проведения этапов чемпионата Мира по футболу в Москве.

«Во время чемпионата проводили такие «экспресс-досмотры». Водители сами открывали подлокотники, бардачки, багажники, все подозрительные предметы доставали из карманов и показывали своими руками вплоть до упаковки жвачки, чтобы показать, что это не наркотик. Это сокращало время на процедуру инспектора», — поделился Гавриличев.

Помимо очевидных запрещенных веществ и незарегистрированного оружия эксперт назвал несколько видом предметов, которые теоретически могут стать проблемой даже для добропорядочных автомобилистов.

«Если охотничье ружье перевозится в нарушение правил перевозки, в собранном состоянии без чехла — это предмет административного нарушения — водителя оштрафуют, — перечисляет Травин. — За незарегистрированный травматический пистолет тоже могут привлечь. Почему-то полицейские у нас изымают биты, хотя ударить человека можно и домкратом».

Иногда возникают вопросы к ножам, но ведь не всякий нож запрещено перевозить. Например, есть кухонные ножи, на которые разрешения не нужны. Если у полицейских возникнут вопросы, они могут изъять нож и отправить его на экспертизу.

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Сегодня речь пойдет о двух важных процедурах – осмотре и досмотре автомобиля. Напомню, что сами эти процедуры были подробно рассмотрены в одном из уроков моего бесплатного аудиокурса “Секреты общения с ГИБДД” (рекомендую его прослушать), а сегодня мы поговорим лишь о нововведениях.

Основания для осмотра транспортного средства

Рассмотрим обновленный перечень оснований (причин) для осмотра транспортного средства:

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена 1 .
    1 Пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса.

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

  • ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента) 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз 1 ;
    1 Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.

Обратите внимание, что из перечня оснований для осмотра (визуального) автомобиля исключен последний пункт. Теперь сотрудники ГИБДД не могут осматривать автомобиль даже в том случае, если у них есть основания полагать, что автомобиль неисправен.

В данном случае возможности сотрудников ГИБДД несколько урезаны.

Документы об осмотре транспортного средства

Напомню, что до 4 ноября 2012 года о проведении осмотра автомобиля никакие документы не составлялись:

153. Процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются.

Т.е. сотрудник ГИБДД мог по собственному желанию обойти автомобиль, заглянуть ему под днище, в салон и т.д. Поскольку документально факт осмотра не подтверждался, я рекомендовал водителям не способствовать осмотру автомобиля, т.е. не открывать салон, багажник, капот и т.д. Таким образом, процедура досмотра была более предпочтительной.

Теперь же ситуация несколько изменилась:

153 1 . О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О полиции”, сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.

В акте осмотра транспортного средства и груза указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза. В акте осмотра транспортного средства и груза делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к акту.

В настоящее время по факту осмотра должен составляться специальный акт, в который в том числе вносится и информация о свидетелях, присутствующих при осмотре.

Так что осмотр теперь не так страшен. Еще раз хочу обратить внимание, что если Ваш автомобиль осматривают, требуйте присутствия свидетелей. Это может сыграть Вам на руку.

Ну а вообще рекомендую прослушать аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”, там процедуры осмотра и досмотра разобраны достаточно детально, повторяться здесь не буду.

Основания для досмотра транспортного средства

Что касается оснований для досмотра транспортного средства, то они подверглись еще большему количеству изменений:

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления 1 ;
    1 Пункты 20, 23 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ 1 ;
    1 Пункт 16 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”.
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве 1 .
    1 Часть 1 статьи 27.9 Кодекса.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве 1 .
    1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона “О полиции”.

Итак обо всем по порядку.

1. Из перечня исключен пункт 1. Теперь автомобили не могут досматриваться в ходе проведения спецопераций. Т.е. даже при наличии у сотрудника ГИБДД ориентировки на автомобиль, похожий на Ваш, он не сможет провести досмотр.

2. Из перечня исключен пункт 2. Теперь отказ от осмотра автомобиля или груза не может служить причиной для досмотра транспортного средства.

3. Добавлен новый пункт перечня, который позволяет проводить досмотр в случае задержания или административного задержания лица, находящегося в автомобиле (водителя или пассажира).

Подведем итоги серии статей, посвященной изменениям административного регламента ГИБДД. В целом количество изменений велико, причем многие из них достаточно интересны для водителей. Так что, если пропустили какие-то статьи серии, рекомендую их прочитать сейчас. Если же у Вас остались какие-то вопросы по изменениям, задайте их в разделе изменения автомобильного законодательства форума pddclub.ru. Не стесняйтесь.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Ссылка на основную публикацию