Транспортный налог с учетом налога на роскошь

Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь

Список “роскошных автомобилей” вновь расширен, причем в него включены и некоторые модели массовых брендов. Это может ударить по продажам данных иномарок, ведь теперь они играют не на равных в своем сегменте.

Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым “налогом на роскошь”. По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.

Стоит отметить, что в обновленный перечень “роскошных автомобилей”, помимо премиальных кроссоверов Jeep Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler, а также минивэна Chrysler Pacifica, попали иномарки массовых брендов: Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru WRX STI. Таким образом, в условиях продолжающегося роста цен на авторынке стоимость некоторых импортных машин уже превысила 3-миллионную отметку, однако поднимать ценовой лимит для автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, пока не планируется. Показательно, что средневзвешенная цена новой легковой машины в России в прошлом году достигла 1 млн 556 тыс. рублей, показав рост на 8,2%, гласят данные агентства “Автостат”. В то же время средний ценник на автомобили премиум-класса вырос чуть меньше – на 6,5% до 4 млн 346 тыс. рублей.

Фото: iStock

Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК “АвтоСпецЦентр” Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.

“Мы ожидаем незначительно падения спроса на автомобили в сегменте от 3 до 5 млн рублей, так как клиенты, планирующие покупку машины в данной ценовой категории, внимательно подходят не только к стоимости автомобиля, но и к стоимости владения, составной частью которой являются налоги. Обновление списка не повлияет на автомобили в сегменте стоимость от 5 до 10 млн рублей и выше, поскольку налог на роскошь не является определяющим фактором при покупке дорогостоящего автомобиля. В прошлом году в связи с обновлением списка автомобилей, попадающих под налог на роскошь, мы наблюдали незначительное снижение покупательского спроса”, – рассказал операционный директор АГ “Авилон” Олег Шамба.

Напомним, закон о повышенных коэффициентах транспортного налога вступил в силу с января 2014 года. Для машин, чья стоимость составляет 3-5 млн рублей и возраст которых – от 1 до 3 лет, установлен коэффициент 1,1. Двойной налог придется выплатить владельцам автомобилей, которые стоят 5-10 млн рублей и не старше пяти лет. Тройной налог – за модели дороже 10 млн рублей и возрастом в 10-20 лет.

Фото: скриншот с youtube.com

По словам директора по развитию компании “Рольф” Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого “налог на роскошь” является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.

“При этом вопрос экономии на налогах более актуален для аудитории массовых брендов. Так, именно в этом сегменте отдельные модели автомобилей на российском рынке имеют двигатели мощностью до 250 л.с., которые не попадают под максимальную ставку транспортного налога, тогда как на зарубежных рынках аналогичные двигатели развивают бОльшую мощность”, – комментирует Владимир Мирошников.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень “роскошных автомобилей”, очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.

Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.

В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.

Фото: iStock

“В случае, если ситуация будет носить затяжной негативный характер и повлечет за собой рост цен, перечень автомобилей может быть расширен за счет моделей, которые вплотную приблизились к планке в 3 млн рублей: это богатые модификации Kia Sorento Prime, Hyundai Santa Fe, Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller. Удивительный факт, что в перечне роскошных до сих пор нет модели Volkswagen Multivan”, – констатирует Константин Авакян.

В то же время существует вероятность, что из списка “роскошных машин” могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на “зеленые” машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным “Автостата”, в начале 2022 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.

Фото: Пресс-служба GM-АвтоВАЗ.

По мнению Владимира Мирошникова, налоговые льготы – один из способов стимулирования спроса на экологически чистый транспорт, который используется во всем мире, но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно изменить расклад сил на рынке.

“Предложение исключить электромобили из перечня “роскошных машин” вполне рационально, учитывая их высокую начальную стоимость. При этом хочется верить в то, что движение навстречу популяризации транспорта на электротяге этим не ограничится. Если брать в пример опыт передовых в данном отношении европейских стран то, в первую очередь, это развитие инфраструктуры для пользования электромобилями в виде большого количества станций быстрой зарядки, существенные налоговые льготы при приобретении такого автомобиля, бесплатная парковка в центре города и прочие привилегии, позволяющие снизить стоимость владения по сравнению с обычным автотранспортом”, – резюмирует Константин Авакян.

Налог на роскошь — 2022. Список из 1300 автомобилей

С каждым годом список роскошных автомобилей, составленный Минпромторгом, расширяется. Транспортный налог для таких машин с 2014 года высчитывается с учетом более высокого коэффициента. Главный критерий попадания в список роскошных машин — стоимость более 3 млн рублей.

В народе этот налог прозвали «налогом на роскошь» и поначалу восприняли положительно. В 2014-м, до девальвации рубля, больший налог в казну обязали платить владельцев автомобилей премиальных и люксовых марок, таких как Aston Martin, Ferrari, Bentley, Audi, Mercedes, Rolls-Royce, BMW и других. Однако за пять лет автомобили в России подорожали почти вдвое, поэтому в список «роскошных» начал попадать и масс-маркет. Например, в этом году под повышенную ставку попали Mazda CX-9, Honda Pilot и Jeep Wrangler, а чуть ранее в список внесли некоторые комплектации Nissan Murano и Kia Stinger GT.

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята старая действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Читайте также:  Какова исковая давность на раздел имущества?

Новости 28 ноября 2019 В России четверть роскошных автомобилей исчезли с налогового учета

Статьи 7 апреля 2022 Транспортный налог — 2022: сколько платят в регионах. Таблица

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля. Если цена машины от 3 млн до 5 млн руб., то сумма транспортного налога будет умножена на 1,1. Если машина стоит от 5 млн до 10 млн руб., то коэффициент для умножения составит 2. Для более дорогих автомобилей коэффициент еще выше — 3.

Значение имеет и возраст автомобиля: какие-то модели облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, какие-то — два или три года, а некоторые — 20 лет после даты производства. Чем дороже автомобиль, тем дольше его владелец будет платить повышенную пошлину.

Владелец автомобиля Bentley Bentayga V8 мощностью 550 л. с. и стоимостью 16 млн руб. заплатит транспортный налог в 247 500 руб. (без «роскошной» надбавки это было бы 82 500 рублей). А владелец 2,8-литрового и 177-сильного Land Cruiser Prado стоимостью 3,4 млн руб. заплатит за свою машину 12 655 руб. (без учета «роскошной» надбавки это было бы 11 505 рублей).

Под повышенную налоговую ставку попадают абсолютно все автомобили, стоимость которых превышает 3 млн рублей. В список Минпромторга вошли даже конкретные комплектации автомобилей, стоимость которых превышает эту сумму, но базовая цена намного ниже. Например, автомобиль Nissan Murano в России продается минимум за 2 299 000 рублей. Но предшествующая топовой версии комплектация High+ стоит уже 3 069 000 руб. и попадает под налог на роскошь и повышенный коэффициент 1,1. Такая же ситуация складывается и в отношении Volkswagen Teramont в комплектации Origin, цена которой всего на 9 тыс. руб. выше порога в 3 млн.

На сегодняшний день в список Минпромторга вошли 632 автомобиля стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., 486 машин стоимостью 5–10 млн руб., еще 100 автомобилей, цена которых составляет от 10 млн до 15 млн, и 82 машины стоимостью свыше 15 млн рублей. Таким образом, сегодня в списке автомобилей, облагаемых налогом на роскошь, 1300 автомобилей.

Транспортный налог обязаны выплачивать как физические, так и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль. Транспортный налог платится в региональную казну: в разных областях и субъектах страны действуют и разные ставки, а также льготы по освобождению от налога. Все те же правила применяются и к владельцам дорогих и мощных автомобилей. Они платят ежегодную автомобильную пошлину, если не попадают под льготную категорию граждан.

Льготниками на федеральном уровне считаются герои Советского Союза, инвалиды боевых действий и ВОВ, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды 1-й и 2-й группы (но только за одно транспортное средство). В Москве, например, как и в ряде других регионов страны, на освобождение от уплаты налога на транспорт может рассчитывать один из родителей ребенка-инвалида. В многодетных семьях с тремя и более детьми льгота на транспортный налог предоставляется одному из родителей, но только на одно транспортное средство. От налога также в зависимости от региона освобождаются матери-одиночки.

Физическим лицам нет необходимости самостоятельно высчитывать размер транспортного налога. За них это делает Федеральная налоговая служба, у которой есть все необходимые данные о владельце машины, мощности двигателя автомобиля и сроках его эксплуатации. Согласно общероссийским правилам, транспортный налог необходимо платить до 1 декабря следующего года. При этом в случае неуплаты начисляются пени с первого дня просрочки задолженности. Удобнее всего оплачивать транспортный налог через интернет — на сайте ФНС или в личном кабинете портала Госуслуг.

С полным перечнем автомобилей, которые попадают под налог на роскошь, можно ознакомиться здесь.

Налог на роскошь на автомобили 2022: полный список + калькулятор расчета

В законодательстве отсутствует понятие роскоши. Однако в Налоговом кодексе установлены повышающие коэффициенты при исчислении транспортного налога для владельцев дорогих автомобилей. Уже 6 лет в отношении дорогих машин применяются множители, повышающие транспортный налог. В статье расскажем какой налог на роскошь нужно платить и какие автомобили попали в список Минпромторга в 2022 году.

Законодательство

Налоговым кодексом определяются стоимостные рамки имущества, превышение которых переводит его в разряд роскоши. Это:

  1. Недвижимые объекты (здания, сооружения, помещения жилые и нежилые, гаражи, машино-места), глава 32 НК РФ;
  2. Легковые автомобили, чья цена более 3 млн. рублей. При вычислении размера налога на транспорт с 1 января 2022 года применяются новые коэффициенты, которые увеличивают размер сбора (Статья 362 Глава 28 НК). При этом на ставку сбора влияют следующие критерии автомобиля:
  • его стоимость;
  • год выпуска.

Плательщиками транспортного налога на роскошь являются не только физические, но и юридические лица.

Перечень автомобилей попадающих под налог на роскошь в списке Минпромторг России в 2022 году

Список дорогостоящих автомобилей публикуется ежегодно Министерством промышленности и торговли РФ. Соответственно с владельцев транспортных средств указанных марок будет исчисляться налог по увеличенной ставке.

Перечень представлен в табличном виде, разделен на блоки в зависимости от стоимости и года выпуска, обновлен от 27.01.2022 года .

В первый блок попали 578 автомобиля средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей и не более 3 лет с момента выпуска.

Второй блок составили 446 марки и моделей стоимостью от 5 до 10 млн. рублей возрастом не более 5 лет от даты выпуска.

Третий блок представляет собой список из 97 автомобиля стоимостью от 10 до 15 млн. рублей с датой выпуска не позднее 10 лет.

И замыкают таблицу 73 моделей по цене свыше 15 млн. рублей не старше 20 лет.

Как рассчитать налог на роскошь на авто в 2022 году?

При расчете транспортного сбора следует руководствоваться таблицей Минпромторга, установленной на тот год, за который исчисляется сбор. Следовательно, в 2022 году граждане и юридические лица должны платить за имущество, которым владели в 2022 году.

Повышающие коэффициенты:

Группа автомобилей по перечнюГод выпуска автомобиляКоэффициент Кп
От 3 до 5 млн руб.2019 и позже
(не более 3 лет)
1,1
Свыше 5 до 10 млн руб.2017 и позже
(не более 5 лет)
2
Свыше 10 до 15 млн руб.2012 и позже
(не более 10 лет)
3
Свыше 15 млн руб.2002 и позже
(не более 20 лет)

Сумма налога устанавливается органами налоговой службы, опираясь на сведения, которые предоставляет регистрирующий орган, осуществляющий постановку транспортных средств на государственный учет.

  • Н — сумма транспортного налога;
  • С — ставка налога;
  • НБ — налоговая база (для автомобилей это мощность двигателя в лошадиных силах);
  • Км — количество месяцев владения автомобилем в календарном году;
  • Кп — коэффициент повышения.

При расчете налога за неполные месяцы владения автомобилем применяется следующее правило:

  • ТС поставлено на регистрационный учет до 15 числа месяца либо снято с учета после 15 числа – для исчисления возьмут полный месяц регистрации или снятия;
  • ТС зарегистрировано после 15 числа месяца либо снято с учета до 15 числа – этот месяц не учитывается.

Пример расчета налога за 2022 год. В собственности гражданина находится автомобиль стоимостью 3 700 000, мощностью двигателя 230 л.с. Дата выпуска 15.05.2018 года, поставлен на государственный учет в 2018 году.

Налоговая ставка для Москвы составляет 75 руб. за л.с., повышающий коэффициент в соответствии с таблицей – 1,1. Количество месяцев считается за весь 2019 год (12/12 =1).

Н = 75 × 230 × 1,1 × 1 = 18 975 руб. в год.

Если бы владелец приобрел и зарегистрировал бы автомобиль в начале июня 2019 года, то заплатил бы налог за 7 месяцев фактического использования:

Читайте также:  Форма 8, оформление и срок действия такой справки

Н = 75 × 230 × 1,1 × 7/12 = 11 068,75 рублей.

Для быстрого расчета транспортного налога на роскошь, можно воспользоваться калькулятором онлайн.

Налог на роскошь: как считать транспортный налог по дорогостоящим автомобилям

За дорогие автомобили стоимостью от 3 миллионов рублей нужно платить повышенный транспортный налог. В народе его называют налогом на роскошь. Составили подробную инструкцию как посчитать, уплатить и отразить его в учёте.

Перечень дорогостоящих автомобилей на 2022 год

Каждый год не позднее 1 марта Минпромторг публикует на официальном сайте перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог уплачивают в повышенном размере. В 2022 году в список добавили ещё 87 автомобилей.

В документе перечислены марки, модели (версии), тип и объем двигателя, количество лет с года выпуска. Автомобили сгруппированы по средней стоимости, начиная от 3 млн руб. Стоимость рассчитана по формулам из Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга № 316 от 28 февраля 2014 г.

Не имеет значения, сколько на самом деле вы заплатили за автомобиль при покупке. Если вы нашли его в Перечне, для расчёта налога нужно применить повышающий коэффициент — от 1,1 до 3.

Порядок и формула расчёта транспортного налога

Начиная с отчётности за 2022 год декларацию по транспортному налогу отменили. Но у организаций осталась обязанность самостоятельно его рассчитать и уплатить. С 2022 года налоговые инспекции рассылают письма с рассчитанным транспортным налогом. Можно сверить свои расчёты с ИФНС и при необходимости — оспорить сведения налоговиков в течение 10 дней с даты получения сообщения.

Организации должны перечислять авансовые платежи, а по итогам года — подсчитать и доплатить разницу между суммой годового налога и уплаченными по нему авансами. Местные власти в регионах могут отменять авансовые платежи, тогда нужно уплачивать только годовой налог.

Налог считают отдельно по каждому транспортному средству по следующей формуле.

формула расчёта транспортного налога

В неё нужно подставить значения по вашим автомобилям:

  • налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах;
  • ставка налога — можно посмотреть на сайте ФНС, выбрав транспортный налог, год выпуска автомобиля и свой регион. Ставки могут отличаться, так как у субъектов РФ есть право менять их;
  • коэффициент Кв — коэффициент владения транспортным средством. Применяют, когда автомобиль зарегистрировали или сняли с регистрационного учёта в квартале или календарном году, за который рассчитывают налог;
  • коэффициент Кп — повышающий коэффициент. Применяют к легковым автомобилям стоимостью от 3 млн руб. из перечня Минпромторга;
  • 1/4 — для расчёта авансового (квартального) платежа. Если авансовых платежей в регионе нет, этот коэффициент применять не нужно.

Как определить повышающий коэффициент по дорогим автомобилям

  1. Найдите свой автомобиль в перечне Минпромторга по модели (версии), типу и объему двигателя.
  2. Подсчитайте, сколько лет прошло с выпуска транспортного средства. Возраст автомобиля считают в календарных годах по состоянию на 1 января года, за который нужно уплатить налог. Год выпуска не учитывают. Год, за который уплачивают налог, в расчёт входит. Например, возраст автомобиля 2016 года при расчёте налога за 2022 год — 5 лет.
  3. Проверьте, указан ли возраст вашего автомобиля в последней колонке перечня. Если нет, транспортный налог нужно рассчитать без повышающего коэффициента.
  4. Если описание автомобиля совпадает, посмотрите в каком разделе он находится. От стоимостной категории зависит коэффициент, на который нужно увеличить транспортный налог.

Пример расчёта

Организации из Ярославской области с 2019 года принадлежит легковой автомобиль Lexus LX 450D 4.5 Standard:

  • год выпуска — 2017;
  • объём двигателя — 4461 куб. см.
  • максимальная мощность — 272 л. с.
  • используемое топливо — дизельное.

При расчёте налога за 2022 год с года выпуска прошло 4 года, то есть не более 5 лет. Лексус попал в Перечень дорогостоящих автомобилей (строка № 347) и находится в разделе со средней стоимостью от 5 до 10 млн руб.

Расчёт транспортного налога.

  1. В Ярославской области для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 250 л. с. установлена налоговая ставка 150 руб. с каждой лошадиной силы.
  2. Повышающий коэффициент — 2.
  3. Коэффициента владения в расчёте не будет так как в течение всего налогового периода автомобиль был зарегистрирован за организацией.
  4. Транспортный налог за 2022 год = 272 л. с. x 150 руб. x 2 = 81 600 руб.
  5. Авансовый платёж за 1, 2 или 3 квартал 2022 г. = 81 600 руб. : 4 = 20 400 руб.

Как считать транспортный налог за неполный месяц

В этом случае для расчёта транспортного налога нужно применить коэффициент владения, который рассчитывается как частное от деления к оличества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на плательщика, на 12 месяцев. Полученное значение Кв округляют до четырех знаков после запятой.

При расчёте коэффициента владения месяц регистрации или снятия с неё принимают за полный месяц, если автомобиль:

  • зарегистрирован до 15-го числа включительно;
  • снят с регистрации после 15-го числа.

Предположим, автомобиль продали и сняли с регистрации 12 марта 2022 года. Месяц снятия с учёта не учитывают, так как это произошло до 15-го числа.

Кв = 2 : 12 = 0,1667.

Транспортный налог за 2022 год = 272 л. с. x 150 руб. x 2 х 0,1667 = 13 603 руб.

Когда и как платить транспортный налог

Транспортный налог и авансовые платежи по нему перечисляют в ИФНС по месту регистрации автомобиля. С 2022 года сроки уплаты стали одинаковы во всех регионах. Организации перечисляют авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами. С учётом переносов из-за выходных дней это 30.04.2021, 02.08.2022 и 01.11.2021. Налог за 2022 г. — не позднее 01.03.2022.

Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты транспортного налога с организаций — 182 1 06 04011 02 1000 110.

Физические лица уплачивают транспортный налог до 1 декабря следующего года.

Как отражать транспортный налог в бухучёте

Начисление транспортного налога отражают по кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам». Для этого к счёту 68 открывают отдельный субсчёт «Расчёты по транспортному налогу».

Счёт по дебету зависит от того, где и как используют автомобиль:

  • в основном производстве — Дт 20 «Основное производство»;
  • во вспомогательном производстве — Дт 23 «Вспомогательные производства»;
  • в общепроизводственных целях — Дт 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • в управленческих целях — Дт 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • в торговой деятельности — Дт 44 «Расходы на продажу»;
  • не участвует в основной деятельности организации — Дт 91.2 «Прочие расходы».

Например, по автомобилю, который организация сдала в аренду, если это не основной её вид деятельности, нужно сделать проводку:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 68 субсчёт «Расчёты по транспортному налогу» — начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Налог на роскошь на автомобили 2022 года, полный список автомобилей (Минпромторг) и порядок расчета

С 2014 года в России с владельцев дорогих автомобилей взимается т. н. «налог на роскошь», который был введен путем внесения поправок в статьи, касающиеся уплаты транспортного налога.

Сформулированные законодателями положения обязали собственников машин стоимостью свыше 3 миллионов рублей перечислять государству больше остальных автовладельцев, подробно расписав порядок исчисления этого обязательного платежа.

К увеличению базовой суммы транспортного налога в данном случае приводит дополнительный коэффициент, размер которого может варьироваться в зависимости от стоимости авто, его возраста, а также региона, где такая «роскошная» техника эксплуатируется.

Что это и откуда он вообще взялся?

Идея брать с относительно богатых людей дополнительные налоги не нова и реализуется в разных странах мира. Так, во Франции в 2012-ом ввели налог на сверхприбыли, а еще ранее – на имущество стоимостью от 1,3 млн. евро.
В США до 2005 года действовал специальный налог на товары класса «люкс», а, например, в Таиланде «роскошью» называют пользование Интернетом, поэтому заставляют пользователей ежемесячно уплачивать в казну государства порядка 30 долларов.

В современной истории России дополнительная «плата за роскошь» была введена впервые, но она приобрела форму не отдельного налога, а повышенной налоговой ставки на владение «роскошным» легковым автомобилем.
В 2013 году, когда члены российского Правительства определяли критерии отнесения машин к дорогим категориям, были
выбраны следующие пороговые значения стоимости техники:

  • от 3 до 5 млн. рублей;
  • от 5 до 10 млн. рублей;
  • от 10 до 15 млн. рублей;
  • свыше 15 млн. рублей.
Читайте также:  Региональный Материнский Капитал В Омске В 2022 Году

Если автомобиль попадал в одну из этих четырех групп, рассчитываемый в его отношении транспортный налог автоматически увеличивался на специальный коэффициент.

При этом законодатели решили учитывать возраст машины, что привело к установлению следующих коэффициентов:

  • х1,5 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст до 1 года;
  • х1,3 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 1-2 года;
  • х1,1 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 2-3 года;
  • х2,0 – стоимость 5-10 млн. руб., возраст до 5 лет;
  • х3,0 – стоимость 10-15 млн. руб., возраст до 10 лет;
  • х3,0 – стоимость от 15 млн. руб., возраст до 20 лет.

Таким образом, имея в собственности, например, 4-летнюю машину, приобретенную за 9 миллионов, придется платить удвоенный транспортный налог и т.д.

Как рассчитывается автомобильный налог на роскошь?

Базовой или начальной цифрой, от которой рассчитывается «налог на роскошь» в 2022 году, выступает сумма транспортного налога. Последний является налогом региональным, т. е. местные власти могут самостоятельно определять его ставки, руководствуясь общими положениями Налогового кодекса России.

Он устанавливает свои базовые значения, но разрешает субъектам их уменьшать или увеличивать, но не более чем в десять раз. Также в регионах могут применяться свои льготы, например, в ряде субъектов РФ от налога на роскошь освобождаются инвалиды ВОВ и боевых действий.

Ставки привязываются к мощности – лошадиным силам двигателя, причем, в большинстве случаев применяется дифференциация, делающая более мощные автомобили более дорогими в плане налогообложения.

К примеру, в Москве транспортный налог рассчитывается по следующим значениям (стоимость каждой лошадиной силы):

  • до 100 л.с. – 12 руб.;
  • от 101 л.с. до 125 л.с. – 25 руб.;
  • от 126 л.с. до 150 л.с. – 35 руб.;
  • от 151 л.с. до 175 л.с. – 45 руб.;
  • от 176 л.с. до 200 л.с. – 50 руб.;
  • от 201 л.с. до 225 л.с. – 65 руб.;
  • от 226 л.с. до 250 л.с. – 75 руб.;
  • от 251 л.с. – 150 руб.

Следовательно, владея, к примеру, 249-сильным внедорожником Volvo XC90, который был приобретен в прошлом году за 5,1 млн. руб., жителю столицы придется уплатить:
249 * 75 = 18675 рублей транспортного налога

А поскольку этот автомобиль принадлежит к категории роскошных и стоит больше 5 миллионов, будет применен дополнительный коэффициент х2,0 (налог на роскошь автомобиля 2022).
Итого окончательная сумма транспортного налога для такого автомобиля составит:
18675 * 2 = 37350 рублей

Сколько лет нужно платить?

Как и транспортный налог, налог на роскошь придется уплачивать ежегодно, учитывая меняющийся возраст авто и, при необходимости, меняющиеся ставки.

Это вынуждает владельцев дорогой техники каждый раз пересчитывать сумму платежа, но куда более важным фактом о «налоге на роскошь» следует считать то, что его положения не меняются с 2014 года, а значит, любой автомобиль стоимостью 3 миллиона в 2022 году автоматически попадет в «роскошную» категорию.

Чиновники не спешат учитывать инфляцию и растущие цены на легковые авто, поэтому перечень дорогих марок и моделей расширяется ежегодно. В 2022 году список пополнился 87 новыми автомобилями, а общее число «роскошных» машин достигло 1387-ми.

Важно помнить, что ИФНС самостоятельно обновляет эту базу и публикует актуальные списки до 1 марта года, который считается расчетным.

Если вашего авто в этом списке нет, то платить придется по базовой ставке транспортного налога без коэффициента. К примеру, «налог на роскошь» не будет взиматься с владельцев седанов Aurus, которых нет в списке, несмотря на стоимость в 18-22 миллиона рублей!

Какие автомобили войдут в список в 2022 году?

Пограничную планку стоимости в 3 миллиона рублей в 2022 году перешли многие автомобили, которые еще недавно считались массовыми и некоторые даже бюджетными.

Дорогие версии Volkswagen Multivan и Toyota Fortuner, Kia Mohave, BMW 3 серии в версии 320i xDrive, Mercedes-Benz GLA 200, полноприводный Kia Sorento с двигателем 2.2D и пр.

В список роскошных моделей попал даже 150-сильный Skoda Kodiaq 2022, но только в исполнении Scout, Sportline или Laurin & Klement – все потому, что стоимость таких модификаций превысила 3 миллиона рублей.

Несправедливый закон. Какие массовые авто обложат повышенным налогом?

В марте 2022 года Минпромторг представит обновлённый перечень «роскошных авто». Это машины, владельцы которых платят повышенный налоговый коэффициент. Справедлив ли такой закон, когда курс валют постоянно меняется, и за 3 млн рублей уже не купить премиальную иномарку? Ведь такими темпами в следующем году повышенный налог заплатят владельцы вполне массовых моделей.

Больше не роскошь

Налог с коэффициентом 1,1 платят владельцы автомобилей дороже 3 млн рублей и младше 3 лет. За авто от 5 млн рублей и не старше 5 лет платят двойную ставку. А хозяева авто, стоимостью выше 10 млн и не старше 10 лет, – тройную. Это и есть так называемый «налог на роскошь».

3 млн рублей за авто в 2022 году — не то же самое, что в 2014. Фото: автогурман.com.

Этот закон нельзя называть справедливым. Дело в том, что повышенный коэффициент устанавливается по сути «задним числом». Например, в 2022 году человек купил авто за 2,8 млн рублей. К 2022 году из-за колебания курса валют такой же автомобиль в салоне будет стоить уже дороже 3 млн рублей. Но владелец-то покупал машину дешевле. А платить должен по увеличенной ставке.

Другой спорный момент – салонная машина теряет в цене в первый год эксплуатации. То есть, владелец не продаст авто за те же 2,8 млн, если захочет. Тем более, за 3 млн рублей. И если увеличивается стоимость авто, логично, чтобы и ценовой порог в законе тоже проиндексировали. Но этого не происходит.

Рубль падает – цены растут

Налог на «роскошные» автомобили появился в 2014 году, за несколько месяцев до падения рубля. В то время за 3 млн рублей можно было купить премиальные автомобили, например, Porsche Macan, BMW X5, Range Roner Vogue. По старому курсу 3 млн рублей практически равнялись 100 тыс. долларов США. Сейчас курс упал настолько, что эквивалент этой суммы в «баксах» – меньше 50 тыс. долларов.

Как менялись курсы валют и цены на авто. Фото: autostat.ru.

Курс рубля падал, а цены на автомобили росли. За 6 лет, с 2014 по 2022 годы, стоимость новых авто увеличилась на 67%, выяснили аналитики «Автостат». Даже если рубль укреплялся в 2017−2018 годах, он всё равно отставал от роста цен. Доллар подорожал к рублю вдвое, евро и юань – на 80%. Не забываем про инфляцию, которая также увеличивает цены на внутреннем рынке.

В итоге мы пришли к ситуации, когда за 3 млн рублей уже нельзя купить люксовую или премиальную машину. В ценовой сегмент 3−5 млн рублей входят максимальные комплектации массовых автомобилей, крупные внедорожники и кроссоверы, седаны бизнес-класса.

Что будет с ценами дальше?

В «Автостате» считают, что стоимость автомобилей вырастет.

На данный момент курс рубля продолжает падать, и это продолжает сказываться на авторынке. Поэтому основной тренд остается прежним – дальнейший рост цен на автомобили, – сообщают в агентстве

По этой причине в феврале 2022 года в список Минпромторга попали дорогие комплектации массовых марок – Honda, Nissan, Mazda, Volkswagen, Toyota, Chrysler. Не исключено, что в новом году в список тоже попадут дорогие комплектации марок, которые не имеют отношения к роскоши. Так считает исполнительный директор «СберАвто» Роман Абрамов.

Например, VW Touareg и Audi Q5 уже были в списке, а Audi Q3 попадала в него только в определенной комплектации. Возможно, в обновленный перечень войдет Volkswagen Tiguan в каком-то виде, а вот Audi Q3 будет присутствовать там уже довольно уверенно, – объяснил эксперт Prime

Как быть с планами на покупку нового авто? Откладывать до лучших времён, пока курс рубля не стабилизируется? В текущей экономической и социальной ситуации сложно что-то загадывать. Поэтому можно купить новый автомобиль не дороже 2,7 млн рублей, чтобы не попасть под налог. А если повышенная ставка не пугает – покупать и ни в чём себе не отказывать.

Ссылка на основную публикацию