Что делать несовершеннолетней, если опекун не заботится?

Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры

Как установлено законодательством, под опеку (и попечительство) передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. За редким исключением (если опека назначается по заявлению родителей — часть первая ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве») ребенок в момент назначения опеки лишён любви, заботы и защиты со стороны своего родителя.

И вот у ребенка появился опекун… Случаи, когда родители «очухиваются», и возвращаются к ребенку, пытаются его забрать (это называется на сухо-юридическом языке «восстановить родительское попечение») встречаются довольно редко (в 2010-2012 году лишь каждый десятый ребенок из выявленных, как оставшийся без попечения родителей, был возвращен родителям; подопечных детей из этого числа — едва ли каждый третий). Но такие случаи встречаются, причем, как это не печально, как правило, с какими-то «перекосами».

Лучшим (для ребенка, разумеется) вариантом является, например, восстановление в родительских правах матери, лишенной их до этого за игнорирование интересов ребенка. Правильный путь в этом случае — определённая «дорога к ребёнку». То есть, родитель сначала выстраивает отношения с ребенком, восстанавливает их, и лишь затем решается вопрос о восстановлении в правах, а затем — о передаче ребенка родителю от опекуна.

Безусловно, опекун в таком случае должен предпринять всё, что нужно для защиты интересов ребенка. В частности, именно опекун определяет, возможно ли, и в какой форме, общение лишенного родительских прав родителя и ребенка. Пункт второй статьи 148 1 Семейного кодекса четко устанавливает, что с момента назначения опекуна, родители (даже не лишённые родительских прав) утрачивают права и обязанности по представительству интересов и защите прав ребенка с момента назначения опекуна. Это не означает автоматическую потерю родительских прав, отнюдь, но это означает, что решения в жизни ребенка принимает опекун, а не родитель, и именно опекун, а не родитель представляет ребенка перед всеми другими лицами. У родителя такого права в этот момент нет.

Кроме вышесказанного, опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями (конечно, не лишенными родительских прав!) и родственниками, за исключением случаев, если такое общение «не отвечает интересам ребенка» (п. 5 той же статьи).

Иными словами, если такое общение ребенку полезно (не просто «не повредит», а именно полезно, то есть, отвечает его интересам) — оно должно состояться. В противном случае — нет. Регулирует этот вопрос опекун самостоятельно, исходя из своего понимания интересов ребенка.

А что делать родителю (или, скажем, бабушке — родственнику ребенку), если опекун не позволяет общаться с ребенком? Закон предусматривает тут сложный механизм. Родственник или родитель должен обратиться в орган опеки и попечительства (по месту нахождения ребенка под опекой) с жалобой на действия опекуна, препятствующие общению с ребенком. Орган опеки должен рассмотреть этот вопрос и, исходя из интересов ребенка, принять решение: или потребовать от опекуна устранения нарушения права ребенка на общение с родителями и родственниками, или — такое тоже вероятно — согласиться с опекуном и отказать родственникам.

Если решение органа опеки — общению быть, но опекун всё же не даёт родственникам общаться, не выполняет решение органа опеки, родственники вправе обратиться в суд, который вынесет решение (опять же исходя из интересов ребенка). И которое уже придется исполнять вне зависимости от позиции опекуна.

В практике мне встречались случаи, когда орган опеки обязывал опекуна обеспечить общение ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Это — незаконно. Одним из правовых последствий лишения родительских прав является утрата родителем всех прав и обязанностей, включая право на общение с ребенком, на личное его воспитание, всех прав, основанных на родстве с ребенком (ст. 71 СК РФ).

В таком случае опекуну необходимо обжаловать решение органа опеки (чаще всего в суде). Отмечу «на полях»: чаще всего в органе опеки требуют такого общения устно, чуть ли не в порядке обязательно-принудительного совета, и даже на робкую просьбу оформить это «пожелание» письменно — сразу же перестают настаивать…

Вернемся к другим случаям «возврата» родителей. Наиболее распространен случай, когда один из родителей возвращается после отбывания наказания в местах лишения свободы. Чаще всего это мама, но последнее время встречаются и отцы, отсидевшие, иногда 5-7 лет, но потом «возвращающиеся». В таком случае родитель не лишен родительских прав. И право на воспитание ребенка у него сохраняется (ст. 63 СК РФ), однако, предусмотренное законом право на законное представительство и защиту прав ребенка — утрачено с момента назначения опекуна.

Учитывая, что в силу п.6 ст. 148 1 СК РФ, опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, системно применяя этот пункт, а также п. 2 той же статьи, ст. 121, 123 СК РФ, однозначный вывод, что законодатель числит воспитание и развитие ребенка — как одни из законных (то есть, предусмотренных законом) прав ребенка, а заботу о них — как защиту законных интересов.

Таким образом, даже вернувшийся из мест лишения свободы, или просто «вернувшийся» откуда-то родитель, не лишенный родительских прав, не вправе тут же приступить к воспитанию ребенка, и, во всяком случае, отобрать его у опекуна — эти права он утратил.

Что же должно в таком случае происходить? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, в интересах ли ребенка общение с родителем, и в каком виде это должно происходить. Эти вопросы разрешает опекун, который, если это не в интересах ребенка, вправе не предоставлять родителю возможности общаться с ребенком. Не согласный с этим родитель вправе обратиться в орган опеки, а затем, если решение органа опеки исполняться не будет, в суд.

Поскольку именно опекун отвечает за защиту прав и интересов ребенка, именно он определяет его место жительства (если орган опеки не запретил опекуну его менять, эта возможность предусмотрена частью четвертой статьи 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). И он может и не согласиться передать ребенка родителю.

В таком случае, родитель вправе поставить вопрос (в порядке пункта 3 ст. 148 1 СК РФ) о защите прав ребенка и передаче ребенка ему. Достаточно нередко встречным иском опекун ставит вопрос о лишении родительских прав «вернувшегося» родителя.

Орган опеки и попечительства не вправе освободить (а тем более, отстранить) опекуна от его обязанностей, только на основании того, что родитель «вернулся». Как императивно установлено п.1 ст.39 ГК РФ, орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. Учитывая, что ребенок не может остаться без какого-либо попечения вовсе (ст. 121-123 СК РФ), освобождение опекуна может состояться не ранее, чем ребенок фактически будет передан родителю.

Если орган опеки все-таки издал решение об освобождении опекуна — его необходимо обжаловать, одновременно требуя приостановить его действие на время рассмотрения дела. Дела подобной категории, как правило, длительны, сложны и неоднозначны. Но в этот период ребенок не может оставаться «между небом и землёй» и без защиты.

Таким образом, в случае, если родитель, ребенок которого находится под опекой, желает его забрать и воспитывать самостоятельно, он должен:

  • восстановить родительские права (если он был их лишен);
  • обратиться к опекуну и попытаться наладить общение с ребенком (исходя из интересов ребенка);
  • подать жалобу в орган опеки и попечительства, если опекун неправомерно лишает его такого общения;
  • если опекун не исполняет решения органа опеки и попечительства — обратиться в суд, который запретит опекуну препятствовать общению;
  • обратиться в орган опеки и попечительства за решением вопроса о возвращении ребенка родителю и освобождении опекуна от его обязанностей;
  • в случае отказа опекуна — обращаться в суд за разрешением спора о воспитании ребенка, требовать передать его на воспитание себе. Суд разрешает этот вопрос исходя из интересов ребенка.

И довольно часто отказывает: одного желания забрать ребенка не вполне достаточно — родитель, допустивший, что его ребенок остался без родительского попечения — не всегда лучшая судьба для ребенка.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем обязанностей, при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое, при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.).

Опекуны и попечители освобождаются от исполнения своих обязанностей в соответствии с постановлением органа местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (орган местного самоуправления) по месту их регистрации в течение 15 дней со дня подачи заявления.


Полное наименование:

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по освобождению опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Принцип предоставления

Территориальный принцип – предоставление услуги осуществляется только в МФЦ по адресу регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.
  2. Информирование заявителя о принятом органом местного самоуправления решении об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

Срок предоставления

  1. Решение об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей принимается в течение пятнадцати дней со дня подачи опекуном заявления об освобождении от исполнения им своих обязанностей.
  2. В случае направления органом местного самоуправления межведомственных запросов и получения ответов на них срок предоставления государственной услуги может быть увеличен в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость

Заявители

Граждане, являющиеся опекунами и попечителями.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. По истечении 15 дней с момента обращения получает постановление об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.

Основание для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие сведений, подтверждающих право предоставления государственной услуги, в документах.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист МФЦ, осуществляющий прием документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям и правильность заполнения заявления.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей электронной цифровой подписью.
  6. Направляет копии документов и реестр документов в орган местного самоуправления:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение трех рабочих дней со дня обращения.
  7. При обнаружении несоответствия документов требованиям возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием заявления и документов:

  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел получателей государственной услуги);
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов).
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  3. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. В случае необходимости направления межведомственных запросов передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
  5. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  6. Передает комплект документов заявителя для принятия специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

II. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей:

  1. Проводит проверку сведений, содержащихся в комплекте документов.
  2. По результатам рассмотрения готовит проект постановления по форме об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, в случае отсутствия правовых оснований для издания постановления готовит разъяснения (письмо), в котором указываются причины, по которым постановление не может быть издано и порядок обжалования (разъяснение).
  3. Передает проект постановления (соответствующего разъяснения), согласованный с руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления (при наличии в органе местного самоуправления соответствующего структурного подразделения), главе органа местного самоуправления на утверждение.

Глава органа местного самоуправления:

  1. Изучает разъяснение.
  2. В случае одобрения — подписывает разъяснения.
  3. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные разъяснения на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления .
  4. Изучает проект постановления.
  5. В случае одобрения — подписывает постановление.
  6. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект постановления на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за подготовку постановления:

  1. Направляет соответствующее постановление в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  2. Фиксирует отправку постановления в соответствующем журнале.
  3. Направляет соответствующее разъяснение в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  4. Фиксирует отправку разъяснения в соответствующем журнале.

Специалист МФЦ:

  • Информирует заявителя о принятом решении.

Документы

Документы, представляемые заявителем

Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя*.

* В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, вкладыш в паспорт гражданина СССР, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации;
  • иные документы, удостоверяющие личность гражданина, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • непредставление необходимых документов;
  • отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации;
  • представление заявителем документов, содержащих исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, отсутствие подписи, печати и др.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Читайте также:  Льготная очередь на жилье ребенку инвалиду

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

Наследование опекунами

Согласно российскому законодательству обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Опекуны и опекаемые не имеют права на имущество друг друга (ст.17 закона № 48-ФЗ0), и не входят в круг наследников по закону на основании своего статуса. Однако в некоторых случаях опекуны приобретают право наследования, если они находятся в родственных или супружеских отношениях с подопечным, или при соблюдении особых условий.

Кто может быть опекуном и опекаемым

В категорию опекаемых входят несовершеннолетние дети до 14 лет, либо взрослые недееспособные граждане, не способные к самостоятельному проживанию в силу имеющегося психического заболевания. Недееспособность устанавливается исключительно по решению суда, другого основания быть не может, даже если у человека имеется медицинское заключение о наличии тяжелого диагноза. Теоретически любой человек может вылечиться и обратиться в суд за восстановлением ограниченной или полной дееспособности.

При установлении судом ограниченной дееспособности гражданина, ему может быть назначен попечитель, соответственно, он приобретает статус подопечного. К этой же категории относятся дети в возрасте от 14 до 18 лет: они вправе самостоятельно совершать мелкие возмездные сделки (купля-продажа, мена), принимать имущество по дарению или в наследство с согласия попечителя.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда опекун — супруг недееспособного мужа/жены. В этом случае возникает правовая коллизия, связанная с тем, что по Семейному кодексу на имущество супруга распространяется режим совместной собственности. В то же время, при установлении опекунства (попечительства) опекающий супруг сильно ограничен в правах, поскольку все сделки с имуществом опекаемого (подопечного) он может производить только с согласия органов опеки.

Кроме того, согласно СК все доходы супругов являются общими, а по закону об опеке, доходы подопечного принадлежат ему лично, и опекун должен отчитываться в их расходовании органам опеки. Рекомендуется до установления опеки в таких случаях произвести раздел имущества между супругами. Это не лишает опекуна права на наследование имущества подопечного, поскольку законный переживший супруг входят в число наследников первой очереди.

Когда опекун может наследовать по завещанию

Завещание является односторонней сделкой. Оно удостоверяется у нотариуса только совершеннолетним и полностью дееспособным гражданином. Следовательно, опекаемый составить такой документ не может, он будет недействительным (ничтожным по закону). Однако опекун может получить наследство, если:

опекаемый составил завещание в его пользу еще до того, как суд установил его недееспособность;

достигший совершеннолетия подопечный ребенок составил завещательный документ в пользу бывшего опекуна (попечителя);

завещание было составлено после того, как судом было вынесено решение о признании гражданина дееспособным.

Пример. Одиноко проживающая женщина К. завещала квартиру своей соседке М. Спустя полгода М. обратилась в органы опеки с инициированием признания К. недееспособной через суд ввиду наличия у К. прогрессирующей болезни Альцгеймера. Суд вынес решение о признании ее недееспособной, и опекуном была назначена М. Даже, если впоследствии родственники решат оспорить завещание, это можно будет сделать только в судебном порядке и при условии, что они смогут доказать, что в момент написания завещания К. не осознавала значения совершаемых действий в силу своей болезни. Официально на момент составления завещания она являлась дееспособной.

Получение опекуном наследства по закону

Наследование по закону происходит при отсутствии завещания. В данном случае имеют значение родственные отношения с умершим опекаемым или подопечным. Часто встречается ситуация, когда в качестве опекуна несовершеннолетнего ребенка, недееспособного лица выступают ближние и дальние родственники: сестры, братья, бабушки, тети и дяди. В этом случае опекун наследует имущество опекаемого, но не в силу своего статуса, а потому что входит в очередь наследников по закону.

Однако иногда опекун может получить имущество подопечного и при отсутствии родственных отношений. Например, при условии, что на момент смерти наследодателя был его иждивенцем. В соответствии со ст.1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы умершего наследуют его имущество наравне с наследниками призываемой очереди.

Значок Нотариус

Комментирует нотариус:

Пример. Опекуном ребенка с 10 лет до его совершеннолетия была мачеха. В возрасте 19 лет опекаемый погиб в автокатастрофе. На наследство претендует родной брат умершего, воспитывающийся в другой семье. Мачеха входит в круг наследников 7 очереди, брат — во вторую очередь, по закону все имущество должно достаться ему. Однако на момент открытия наследства мачеха является нетрудоспособной вследствие пенсионного возраста. Она представила документы о том, что помощь бывшего опекаемого служила для нее основным источником существования в течение года перед его смертью. В результате она была признана находящейся на иждивении умершего, и наследство было разделено по ½ части между нею и братом погибшего.

Чтобы нетрудоспособный опекун получил наследство, должны соблюдаться следующие условия:

если он относится к наследникам по закону (родственник), он должен не менее года находиться на иждивении у лица, оставившего наследство;

если опекун (попечитель) не связан с подопечным родственными отношениями, то дополнительно требуется выполнение еще одного условия: он должен проживать совместно с наследодателем в одной квартире не менее года до дня его смерти.

Лица, находящиеся на иждивении, также имеют право на получение обязательной доли наследства и в случае, когда оно завещано другим наследникам. При этом они получают половину того, что бы им причиталось по закону в отсутствие завещания. На основании иждивения как опекун может наследовать за подопечным, так и наоборот.

Статус иждивенца — опекуна или подопечного ребенка иногда приходится доказывать в судебном порядке. Поскольку опекаемый ребенок-сирота получает выплаты от государства, пенсию по утере кормильца, пособия, он имеет собственный доход, несмотря на то, что является несовершеннолетним. На этом основании его право на наследство могут оспаривать другие наследники. При решении вопроса о нахождении на иждивении суд соотносит размеры дохода иждивенца с затратами на его содержание.

Какие документы нужны опекуну при оформлении наследства

Поскольку опекун, как таковой, не имеет права на наследование имущества подопечного, нет необходимости представлять нотариусу документы об опеке. Он получает наследство на общих основаниях, как наследник по закону или завещанию, либо как нетрудоспособный иждивенец наследодателя. Таким образом, ему предстоит совершить такие же действия, как и другим наследникам:

подать заявление в нотариальную контору о принятии наследства;

представить документы об основании наследования, о смерти наследодателя, о наследуемом имуществе;

провести оценку наследства и уплатить госпошлину;

получить нотариальное свидетельство о праве;

зарегистрировать собственность на свое имя.

В случае, когда основанием для наследования является иждивение, нужно доказать нетрудоспособность (пенсионный возраст, инвалидность), факты получения материальной помощи от умершего лица, при отсутствии родства — факт совместного проживания на одной жилплощади.

Кроме нотариального способа вступления в наследство законом допускается фактическое наследование. Оно предполагает, что опекун умершего или другое лицо, считающее себя наследником, фактически начинает пользоваться наследственным имуществом, как своим собственным. Например, оплачивает налоги за квартиру, коммунальные платежи, ремонтирует ее, охраняет.

Оформить недвижимость на свое имя в ЕГРН такой фактический владелец не сможет, пока не представит в орган Росреестра нотариальное свидетельство о праве. В любой момент могут объявиться кровные родственники подопечного и заявить свои права на наследственное имущество. Вопрос в таком случае будет решен не в пользу опекуна, поскольку по закону он не имеет права на имущество опекаемого.

Кроме того, при отсутствии законных наследников, имущество умершего лица считается выморочным и отходит государству. Если в качестве наследства фигурирует, например, земельный участок или жилое помещение, права на него могут завить государственные и муниципальные органы. Опекун в данном случае оспорить их требования не сможет.

В 2016 году на рассмотрение Государственной Думы был подан законопроект № 1114477-6, где предлагалось ввести права наследования для опекунов, так как «по совокупности прав и обязанностей они практически становятся родителями для своих подопечных детей». Закон не был принят со следующим обоснованием: опекуны не приравнены законом к родителям, они содержат опекаемых не на свои доходы, а за счет бюджетных выплат, и не несут алиментных обязанностей в отношении подопечных.

Может ли опекун принять наследство за подопечного

Несовершеннолетний ребенок, недееспособный гражданин, находящийся под опекой или попечительством, может стать наследниками вследствие смерти родственников или по завещанию. Принятие наследства — это односторонняя сделка, и совершить ее самостоятельно они не вправе. За ребенка в возрасте до 14 лет или полностью недееспособного гражданина в ней участвует опекун, а подростки в возрасте 14–18 лет или ограниченно дееспособные лица могут сами совершить ее, но с письменного согласия попечителя.

В данном случае применяется правило, установленное ст. 37 ГК РФ. Опекуны и попечители не имеют права без согласия органов опеки совершать сделки, влекущие отказ подопечного от его прав или умаляющие его имущество. Таким образом, законный представитель опекаемого лица должен и может принять наследственное имущество, но только в случае, если это улучшит материальное положение подопечного. Следует тщательно оценить следующие нюансы.

Наследство выгодно принять, если оно не обременено долгами. В ином случае лучше написать отказ от него. Если он будет обоснован, соответственно, будет получено одобрение органов опеки.

Если наследуется доля в жилом помещении, нужно иметь в виду, что подопечный — сирота может потерять право на получение жилого помещения от государства по достижении совершеннолетия. Оно положено ему по закону. Так что, если доля в праве на жилье очень маленькая, это может стать невыгодной сделкой для опекаемого.

Получение в наследство недвижимости сопряжено не только с материальной выгодой. На наследника ложатся все расходы, связанные с ее обслуживанием. Оплачивать содержание, коммунальные услуги придется из доходов подопечного.

В то же время, опекун по договоренности с органами опеки вправе сдавать недвижимость опекаемого в аренду, получая доход на его содержание. Кроме того, опекун, которому передано на хранение наследственное имущество, имеет право на возмещение необходимых расходов по хранению и управлению им, за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.

Оформление наследства опекуном в качестве законного представителя подопечного может быть осуществлено в нотариальной конторе с получением свидетельства о праве на имя несовершеннолетнего ребенка или недееспособного лица. В то же время, фактическое принятие опекуном или попечителем принадлежащего опекаемому наследственного имущества, представляет фактическое вступление опекаемого в права по наследству.

Часто задаваемые вопросы и ответы

Значок Нотариус

Комментирует нотариус:

Опекуном моей бабушки был дядя, брат моей умершей матери. Бабушка умерла. Дядя утверждает, что квартира бабушки достанется ему в наследство, так как он опекал ее перед смертью. Так ли это?

Читайте также:  Возможен ли, возврат товара другим лицом не покупателем

Ваш дядя не прав. Статус опекуна не дает ему прав наследования, он является наследником первой очереди по закону, как родной сын умершей. Равные с ним права на наследство имела ваша мать, в связи со смертью они переходят к вам по праву представления. Подайте заявление нотариусу о принятии наследства. Квартира будет разделена поровну между вами и дядей.

Значок Нотариус

Комментирует нотариус:

Моя мать взяла под опеку сына умершей сестры, когда ему был один год. Сейчас ему 12 лет. Мать умерла, я совершеннолетняя. Имеет ли право двоюродный брат на наследство?

Вряд ли пенсия по утере кормильца, которую, вероятно, получал ребенок покрывала расходы на его содержание. Таким образом, ваша мать содержала его за счет своих доходов, и он является ее иждивенцем. В таком случае он наследует имущество умершей опекунши наравне с родной дочерью. Каждому достанется ½ доля.

Значок Нотариус

Комментирует нотариус:

У моей бабушки есть две квартиры, которые сдаются в аренду. Сожитель бабушки был назначен ее опекуном. Имеет ли он право распоряжаться ее имуществом и унаследовать его?

Опекун по договору с органами опеки может управлять недвижимым имуществом подопечного, сохранять его, получать доход от аренды. Он не вправе продавать его, проводить с ним другие сделки от имени подопечного без согласия надзорного органа. Права наследования у него нет, а завещание бабушка написать на него не сможет в силу своего статуса лица, находящегося под опекой.

Когда вопрос наследования осложняется опекунскими отношениями, разобраться в нем бывает достаточно сложно даже профессиональным юристам. В таких случаях желательно обратиться на консультацию в нотариальную контору. Нотариус, занимающийся наследственными делами, подскажет какие документы нужно собрать и когда следует обратиться в суд.

Вам может быть интересно:

  • Договор наследования
  • Договор доверительного управления
  • Завещать или подарить?
  • Порядок вступления в наследство по закону
  • Заявление о принятии наследства
  • Отказ от наследства у нотариуса

Будние дни:
с 10:00 до 21:00
Выходные дни:
с 10:00 до 20:00

Права органов опеки и попечительства

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

Деятельность органов четко регламентирована ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ . В их обязанности входит:

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Часто задаваемые вопросы

Как часто могут приходить в приемную семью представители органа опеки? Что они проверяют? Куда обратиться, если семья нужна помощь? Мы собрали самые часто задаваемые вопросы и подготовили на них ответы.

Органы опеки имеют право и обязаны проверять, как ребенок живет в новой семье. Главное — убедиться в том, что ребенку не угрожает опасность.
Специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка проводят плановые и внеплановые проверки.

Что они проверяют?

Условия жизни ребенка, соблюдение опекунами его прав и законных интересов, сохранность его имущества, а также выполняют ли опекуны свои обязанности по отношению к ребенку.

Опека также запрашивает в образовательной и медицинской организациях информацию о подопечном ребенке, чтобы понять, заботятся ли опекуны о его здоровье, учат ли его.

Плановые и внеплановые проверки проходят в соответствии с официальным документом — Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Если кто-либо устно или письменно сообщает о том, что опекуны или кровные родители ребенка не исполняют свои обязанности, не заботятся о нем, подвергают его жизнь и здоровье опасности, нарушают его права и законные интересы, то органы опеки и попечительства проводят внеплановую проверку.

Если речь идет о жизни и здоровье ребенка, или поступили сигналы о неблагополучии в семье, опека не обязана предупреждать о своем визите.

Во время плановой и внеплановой проверки специалисты смотрят на несколько аспектов:

  • Внешний вид ребенка (соблюдает ли он личную гигиену, есть ли у него одежда и обувь по сезону и по возрасту, в каком состоянии эти вещи).
  • Уход за ребенком и его базовые потребности (есть ли у него еда и питье, получает ли он медицинскую помощь и так далее).
  • Безопасность ребенка в соответствии с возрастом (есть ли у него доступ к опасным предметам в быту, нет ли у него синяков и ссадин на теле).
  • Социальная адаптация (как ребенок общается со сверстниками, в коллективе и в семье, насколько он коммуникабелен, как ребенок относится к замечаниям и правилам, принятым в обществе, соблюдает ли он нормы поведения, режим дня).
  • Навыки самообслуживания по возрасту, физическому и ментальному развитию (что ребенок умеет, насколько он развит).
  • Жилищно-бытовые условия жизни (площадь и благоустройство помещения, сколько человек живут с ребенком в квартире или доме, есть ли у ребенка спальное и рабочее место, игрушки, личные вещи в соответствии с возрастом).

Какого-либо четкого списка, по которому опека проверяет наличие определенных продуктов в холодильнике или перечня предметов одежды для ребенка, не существует. Самое главное для представителей органа опеки — понять, нет ли угрозы жизни и здоровью ребенку, хорошо ли о нем заботятся, комфортно ли он себя чувствует в семье.

Во время посещения семьи представители опеки имеют право:

  • осматривать жилое помещение, поверять созданы ли ребенка комфортные условия для жизни,
  • записывать на видео визит, если опекуны согласны,
  • отстранить опекуна от обязанностей и забрать подопечного ребенка, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка,
  • вызвать скорую помощь, если ребенку необходима медицинская помощь,
  • вызвать полицию для охраны правопорядка, если это необходимо.

Периодичность плановых проверок регулирует Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.
В первый год после передачи ребенка в семью под опеку, проверка должна приходить 5 раз, во второй и последующие годы — каждые 6 месяцев.
В случае усыновления органы опеки также могут проводить контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (исключение — когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, а второй кровный родитель проживает вместе с ребенком).
В первый год после усыновления специалисты приходят дважды: через 5 — 7 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также через 11 месяцев (не позднее 13-го месяца).
Третье контрольное обследование проходит в конце второго года жизни ребенка в семье (через 23 — 25 месяцев).
Четвертое — через три года жизни ребенка в семье (на 35 — 37 месяце со дня вступления в силу решения суда).

Читайте также:  Госпошлина при покупке и продаже квартиры 2022

По закону органы опеки не должны обязательно заранее сообщать опекунам о своем приходе. Опекун может ознакомиться с графиком проведения плановых проверок в органе опеки и попечительства, а также увидеть в итоговом акте предыдущей проверки дату, когда планируется следующая.
Как правило, специалисты органов опеки все же предварительно созваниваются с семьей и уточняют удобное время.

Любая замещающая семья в Москве может обратиться за профессиональной консультативной, психологической, юридической, педагогической, медицинской и социальной помощью. Услуга по сопровождению семьи — бесплатная. Службы сопровождения приемных семей есть в столичных центрах содействия семейному воспитанию, семейных центрах, некоммерческих организациях и т.д. Полный список организаций можно найти здесь. Получить услугу могут усыновители, опекуны (попечители), в том числе кровные родственники ребенка и приемные родители.

Помощь приемным семьям также представлена на интерактивной карте «Социальный навигатор» или на портале «Моя новая семья».

Кроме того, семья может обратиться за помощью в ближайший семейный центр.

Все права ребенка регламентирует Семейный кодекс РФ.

Вот некоторые его важные статьи, касающиеся прав детей.

  • Статья 54 гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (Статья 55). Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
  • Право ребенка на защиту гарантирует статья 56.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Важно! Должностные лица или граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Согласно статьи 57, у ребенка есть право ребенка выражать свое мнение.
  • Статьи 58 и 59 регламентируют право ребенка на имя, отчество и фамилию, а также возможность их изменить.
  • Имущественные права ребенка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Права родителей прописаны в статье 12 Семейного кодекса РФ.

Перечислим важнейшие из прав и обязанностей.

  • Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
  • Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, но вправе выбирать форму образования и конкретное образовательное учреждение.
  • Родители имеют право распоряжаться средствами ребенка с соблюдением его интересов, получать государственные льготы и пособия, положенные при появлении в семье ребенка.
  • Родители имеют право совместно проживать с несовершеннолетним ребенком, совместно проводить время с ребенком, проводить встречи с ним и организовывать общий досуг (в случае раздельного проживания).
  • Родители имеют право представлять интересы ребенка в суде или перед физическими/юридическими лицами.
  • Родители имеют право получать информацию и сведения о ребенке в профильных учреждениях.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка регламентирует Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и статья 148.1 Семейного Кодекса РФ.

Перечислим некоторые важные пункты:

  • Если ребенок передан под опеку или попечительство в установленном порядке, то родители ребенка или лица, которые их заменяют, утрачивают свои права и обязанности по защите прав и интересов ребенка.
  • Родители или другие родственники/усыновители ребенка могут обжаловать в органе опеки и попечительства (либо в суде) любые действия или бездействие со стороны опекуна в отношении ребенка.
  • Опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
  • Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки.
  • Опекун имеет право выбрать образовательную организацию, форму получения ребенком образования, но обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

По сути это разные названия одного и того же понятия.
Приемная семья — это семья, оформившая опеку или попечительство над ребенком или детьми по договору о приемной семье. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (одним родителем) на определенный срок.

Речь о разных формах устройства ребенка в семью. Над приемным ребенком приемные родители или опекуны оформляют опеку или попечительство по договору о приемной семье. Опека бывает возмездная и безвозмездная.
Усыновленный ребенок по закону считается приравненным к кровному ребенку и получает все права кровного ребенка.
Подробнее о каждой из форм устройства ребенка в семью можно узнать здесь.

Орган опеки и попечительства имеет право немедленно забрать ребенка у родителей (одного из них) или у опекунов если есть непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Это происходит на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципалитета, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Органы опеки и попечительства могут помочь родителям в некоторых ситуациях. Например, родитель сам может обратиться в опеку, чтобы получить предварительное разрешение на изменение фамилии или имени ребенка, в случае отчуждения имущества.

В опеку обращаются, если родителям нужно установить порядок общения с ребенком после развода, а также если с ребенком планируют заключить трудовой договор (например, ребенок может официально работать в театре, участвовать в концертах за вознаграждение или получать другой доход по трудовому договору).

Кроме того, в опеку можно обратиться, чтобы получить заключение о возможности стать кандидатом в усыновители (опекуны, попечители).

Если вы считаете, что права ваших детей ущемлены, если вам или вашим близким необходима помощь, и вы не знаете, как поступить, чтобы не навредить семье и ребенку, вы всегда можете обратиться в службу помощи «051», в ближайший семейный центр или органы опеки и попечительства.

Сообщить об известном факте насилия над ребенком, о том, что ребенка в семье обижают и не заботятся о нем, причиняют ему вред, унижают, может любой человек — сосед, родственник, сам несовершеннолетний или его знакомые, учитель, воспитатель и так далее. Сигналом к действию также может быть сообщение в средствах массовой информации.
В таких случаях можно и нужно позвонить по круглосуточному телефону экстренной помощи «051» или в органы опеки и попечительства.

Столичный Департамент труда и соцзащиты подготовил памятку о том, что делать, если у одинокой мамы или одинокого папы возникают проблемы со здоровьем и требуется срочная госпитализация, а ребенка некуда деть.

Важно отметить: самый лучший и наименее стрессовый вариант для ребенка — это временно оставить его родственникам или близким друзьям семьи. При необходимости социальные службы готовы сделать все возможное, чтобы помочь передать ребенка родным или близким семьи. Однако бывают ситуации, когда у одинокого родителя или опекуна, действительно, совершенно нет подходящих людей среди знакомых. Для таких случаев юристы на сайте Департамента труда и соцзащиты опубликована подробная инструкция .

На неправомерные действия сотрудников опеки и попечительства гражданин имеет право пожаловаться в Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы по ссылке.

Что делать несовершеннолетней, если опекун не заботится?

В указанных ниже ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении:
1) достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста. При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется. Ранее вынесенное постановление (распоряжение) о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя. При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается;
2) приобретение полной гражданской дееспособности при вступлении несовершеннолетнего подопечного в брак (ст. 21 ГК РФ). В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака. В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним;
3) объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (ст. 27 ГК). В том случае, если на эмансипацию согласен попечитель несовершеннолетнего, то эта процедура производится в административном порядке – по решению органа опеки и попечительства. В противном случае несовершеннолетний вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным;
4) приобретение полной гражданской дееспособности несовершеннолетним родителем, ребенку которого был назначен опекун на основании п. 2 ст. 62 СК РФ. Достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком;
5) решение суда о восстановлении в родительских правах родителя (родителей) подопечного ребенка (ст. 72 СК) – в том случае, когда в соответствии с этим решением ребенок возвращается родителям (одному из них). При отсутствии в решении суда указания на передачу ребенка родителям орган опеки и попечительства вправе решить вопрос о прекращении опеки (попечительства) над ребенком самостоятельно, по своему усмотрению, исходя из интересов ребенка. Отмена опеки (попечительства) может оказаться преждевременной по разным причинам, связанным с местом жительства родителя или ребенка, состоянием здоровья ребенка и пр.;
6) решение суда об отмене ограничения родительских прав. Как следует из ст. 76 СК РФ, такое решение всегда содержит в себе указание на возвращение ребенка родителям (одному из них);
7) передача ребенка на усыновление (см. комментарий к статьям гл. 19 СК).

Во-вторых, опека (попечительство) прекращается в связи с освобождением опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

В соответствии со ст. 29 Закона об опеке освобождение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) требует оформления с помощью принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

Основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей является его заявление. При этом причины, по которым такое лицо обращается с соответствующим заявлением, значения не имеют. Отказать опекуну (попечителю) в освобождении его от исполнения обязанностей нельзя, поскольку продолжение отношений опеки (попечительства) при нежелании опекуна создает угрозу для нарушения прав и интересов подопечного.

В соответствии со ст. 29 Закона об опеке опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Кроме того, орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

В-третьих, опека (попечительство) прекращается при отстранении опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей. Пункт 3 ст. 39 СК РФ закрепляет общее основание для отстранения – ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей. По смыслу закона данная мера может быть применена лишь при наличии вины опекуна (попечителя). Указанная норма предусматривает и частные случаи такого виновного поведения:
1) ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
2) нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявление органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Отстранение опекуна или попечителя должно произойти незамедлительно по обнаружении органом опеки и попечительства таких фактов его виновного поведения, как растрата вверенного опекуну (попечителю) имущества подопечного, ухудшение состояния здоровья подопечного по причине ненадлежащего ухода.

Такие же последствия должны наступить в случае, если опекун (попечитель) не обеспечивает подопечного необходимым питанием, одеждой, обувью и пр., а также если подопечный ребенок не посещает учебное заведение (при получении основного общего образования в учебном заведении).

Однако для отстранения опекуна (попечителя) не обязательно наступление перечисленных негативных последствий. Достаточно обнаружения органом опеки и попечительства угрозы причинения вреда имуществу подопечного, его физическому или психическому здоровью или развитию. Если такая угроза создана виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей, то орган опеки и попечительства вправе применить данную меру.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Эти Правила определяют сроки проведения плановой проверки условий жизни подопечных:
а) один раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Как и в других случаях, заинтересованное лицо (опекун или попечитель) вправе обжаловать в суд акт органа опеки и попечительства.

В зависимости от наличия вины в действиях или бездействии опекуна или попечителя для данного гражданина могут наступить следующие негативные последствия:
– бывший опекун или попечитель может быть привлечен к имущественной ответственности за причинение вреда личности или имуществу подопечного. Привлечение его к ответственности возможно на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064 ГК);
– бывший опекун или попечитель, отстраненный от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначен опекуном или попечителем этому или другому ребенку (ст. ст. 127, 146, 153 СК);
– бывший опекун или попечитель может быть привлечен к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 5.35 и другими статьями КоАП РФ. Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам составов ст. 156 или других статей УК РФ.

Ссылка на основную публикацию