Могут ли уволить из армии мать-одиночку двоих детей?

Какие льготы на работе положены матери-одиночке одного из двоих детей?

У меня двое детей. По первому я мать-одиночка. По второму — нет. Могу ли я пользоваться правами одиночки на работе или только наполовину?

Нельзя быть матерью-одиночкой наполовину. Любой правовой статус либо принадлежит человеку полностью, либо его просто нет.

Хотя для одиноких родителей есть трудовые, социальные и налоговые льготы, официального термина «мать-одиночка» не существует. Есть только описание женщины, которой положены преимущества.

Кого можно считать матерью-одиночкой

Поскольку вас интересуют трудовые преимущества, я искала определение одинокой матери именно в этом контексте.

По трудовому кодексу матери-одиночки могут рассчитывать на послабления в работе. Но кого считать одинокой матерью — женщину в разводе или мать ребенка, у которого умер отец, — не уточняется.

Верховный суд пояснил, что матерью-одиночкой по смыслу трудового кодекса можно считать женщину, которая одна растит и воспитывает своих родных или усыновленных детей. Например, если отец детей умер, его лишили или ограничили в родительских правах, признали безвестно отсутствующим или недееспособным. А также если он находится в тюрьме или просто не участвует в воспитании детей, в том числе по состоянию здоровья.

Ранее Верховный суд давал более узкое определение одинокой матери и ссылался на советские правовые нормы. Это определение тоже до сих пор применимо. Так, матерью-одиночкой считается незамужняя женщина, если в свидетельстве о рождении ее ребенка не указан отец или он указан со слов матери. Также одинокой матерью считается незамужняя женщина, которая в одиночку усыновила или удочерила ребенка. Такой статус есть и у вдов, которые не получают пенсию по потере кормильца или иную социальную пенсию.

Получается, статус одинокой матери обычно основывается на конкретном документе. Это может быть, например:

  1. свидетельство о рождении с прочерком в графе об отце;
  2. справка из загса, что в свидетельстве о рождении отец указан со слов матери;
  3. свидетельство о смерти отца;
  4. решение суда о признании отца безвестно отсутствующим.

Если таких документов у матери нет и она не может подтвердить, что в одиночку растит ребенка, доказать статус одинокой матери может быть сложно.

Например, суды в трудовых спорах не признают матерью-одиночкой женщину, которая претендует на алименты от отца своих детей. Даже если по алиментам большой долг, а отец — иностранец и живет за пределами России, то есть явно уклоняется от воспитания и содержания ребенка. Например, так решил суд в Тольятти.

Не признана одиночкой мать и в решении суда из Пермского края из-за того, что отец-алиментщик в принципе существует. А Верховный суд Кабардино-Балкарской республики определил: хотя женщина и в разводе, но в свидетельства о рождении ее детей вписан отец — значит, мать не одинокая.

Суд в Республике Коми не посчитал значимым, что отец ребенка живет далеко и не работает, соответственно, воспитывать и содержать ребенка не может.

При этом суд из Республики Алтай пришел к выводу, что женщина не перестает быть матерью-одиночкой, если снова выходит замуж, ведь новый муж не усыновляет ребенка и не обязан воспитывать его и содержать. Суд решил, что прочерк в графе об отце в свидетельстве о рождении подтверждает статус одинокой матери вплоть до того, как ребенка усыновит или удочерит другой мужчина. До этих пор считается, что мать полностью содержит ребенка.

Определения матерей-одиночек можно встретить в региональных нормах, но это не официальный статус, а скорее характеристика женщины. Например, в Москве мать считается одинокой, если в свидетельстве о рождении ее ребенка не указан отец или он указан с ее слов. Если женщина выйдет замуж, то будет получать повышенное пособие для матерей-одиночек на рожденных до брака детей, пока новый супруг не усыновит или не удочерит их.

Увольнение по НУК матери-одиночки военнослужащей

Здравствуйте. Я мать-одиночка военнослужащая ребенку 12лет. На мне штраф в размере 200000т. Подала в суд на рассрочку, где разрешили выплачивать 25 месяцев. Но командир решил меня уволить по статье НУК. Было ДТП на личном авто, никто не пострадал был выходной день, не привлекалась к служебным обязанностям. Провели аттестационную комиссию и вынесли решение о досрочном увольнении. Как быть? Как выплачивать штраф без заработной платы? Нет жилья, выкинут на улицу с ребёнком. Неужели за одно деяние 2 наказания это законно? Получается штраф и увольнение. За 9 лет службы не было ни выговоров и взысканий. Характеристики прошлых командиров только положительные.

Здравствуйте! Для объективной и полной консультации по Вашему вопросу хотелось бы ознакомиться с документами, в том числе, по ДТП. И попутно у меня возникают вопросы: кем и когда назначен штраф? обжаловался ли он в установленном законом порядке?

Если требуется более подробная консультация, обращайтесь, в том числе, на адрес эл. почты 2014_jurist@inbox.ru – посмотрим, чем можно сделать в сложившейся ситуации.

Желаю удачи! Буду благодарна за отзыв на ответ.

Здравствуйте. Поторопился командир с вашим увольнением. Тяжесть наказания должна соответствовать совершённому проступку. Это общее правило, действующее в любых отраслях права, в т.ч. и тех, где один имеет властные полномочия по отношению к другому. Именно с таким доводом обратитесь в гарнизонный военный суд за восстановлением контракта. Конечно, вы совершили грубый дисциплинарный проступок. Согласно Дисциплинарного устава ВС РФ грубым дисциплинарным проступкам является административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность. Глава 12 КоАП РФ попадает под эти условия. Но ДУ ВС РФ предусматривает также и учёт обстоятельств, смягчающих дисциплинарную, а также требует учитывать их при назначении дисциплинарного взыскания. Эти обстоятельства определяются Федеральным законом “О статусе военнослужащих”. Согласно ст.28.5 указанного ФЗ при назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность. Обстоятельством, смягчающим дисциплинарную ответственность, признаётся раскаяние военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Командир может признать смягчающими и иные обстоятельства. Командир может (или не хочет), но он долженн был учесть, что вы мать-одиночка, ребенку 12 лет, никто не пострадал, был выходной день, не привлекались к служебным обязанностям, у вас нет жилья (“выкинут на улицу с ребёнком”). Это же относится согласно указанной нормы закона и к судье гарнизонного военного суда. Поэтому вам остаётся только обжаловать увольнение. Многое зависит от того, как вы составите административное исковое заявление и представите суду свою безысходность. Удачи вам!

Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Без оспаривания заключения аттестационной комиссии не обойтись, если желаете остаться на службе.

Вопросы службы не включаются в число наказаний.

Штраф присудили по КоАП РФ.

А то, что усмотрели в Ваших действиях нарушение условий контракта, нужно смотреть в самом заключении – что там дословно указано?

Типовая форма контракта о прохождении военной службы не предусматривает случаев наказания по КоАП РФ.

(фамилия и инициалы гражданина (военнослужащего))

добровольно дает обязательства:

а) проходить военную службу по контракту в течение

установленного настоящим контрактом срока;

б) в период прохождения военной службы по контракту

добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные

обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом

“О воинской обязанности и военной службе”, средства федерального

бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.

Обязанности не нарушать КоАП РФ нет в контракте.

Поэтому либо Вас обманули, и вписали иные причины для увольнения по НУК.

Либо поступили явно незаконно.

Насколько я понимаю, штраф Вам вынесен на основании приговора суда по уголовному делу. Тогда, несмотря на Ваш статус матери-одиночки, Ваше командование действует в рамках закона.

На основании п. 2 ст. 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”:

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.

Так как Вам одобрили рассрочку платежа, то после увольнения необходимо становиться на биржу труда и искать себе работу для выплаты штрафа.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела. Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон. По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

В вашей ситуации можно по рекомендовать только обжаловать решение командира воинской части в судебном порядке, в качестве основания нужно смотреть нарушение порядка увольнения. Буду благодарен за оценку ответа utist_ivan@mail.ru

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8, указано, что досрочное увольнение с военной службы по подпункту “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

А в ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”,

говорится о том, что по своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки, включают в себя: нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия. То есть попытаться оспорить заключение аттестации, но нужно знакомится со всеми документами.

На основании ст.ст.26, 28.2, 28.6, 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий должен строго соблюдать Конституцию РФ и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, в отношении которого в ходе разбирательства установлена его вина. При этом выяснению подлежат событие дисциплинарного проступка, совершившее его лицо, вина, мотивы и т.д.

Согласно ст.ст.16, 20, 68, 72 УВС, военнослужащий обязан строго соблюдать требования законов, общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, быть дисциплинированным. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, воздерживаться от употребления алкоголя. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Читайте также:  Карты с кэшбэком: 19 лучших вариантов

В статьях 1, 3, 80-84 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ закреплено, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы и требования уставов. Взыскание применяется в срок до 10 суток со дня, когда командиру стало известно о проступке.

В силу ст.32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на военнослужащего по условиям контракта возлагается обязанность добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пп.«в» п.2, п.2.2, ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также пп.«в» п.4 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее Положение) закреплено, что военнослужащий может быть досрочно уволен в связи с НУК. Увольнение по указанному основанию производится только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего.

Согласно ст.26 Положения, в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования проводится аттестация.

Приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. №444 утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в соответствии с п.п.3, 6 которого, не позднее, чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию предоставляется аттестационный лист на аттестуемого, который имеет право ознакомиться с листом, содержащим отзыв, до предоставления его прямому начальнику или в комиссию и представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о несогласии с представленным отзывом. Заседание комиссии проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности. Аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный начальником, и заключение аттестационной комиссии о несоответствии военнослужащего занимаемой должности, увольнении в связи с НУК утверждается вышестоящим командиром.

Порядок увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам

Увольнение военнослужащего по семейным обстоятельствам

В действующем законодательстве закреплен ряд обстоятельств, при которых можно легально покинуть ряды вооруженных сил, и при этом получить все полагающиеся выплаты и компенсации. Одним из таких оснований является увольнение военнослужащего по семейным обстоятельствам. В связи с чем рассмотрим подробнее, в каких ситуациях контрактник может уйти со службы по данному основанию. Какие действия им должны быть предприняты, а также на получение каких выплат он может рассчитывать.

Законодательная база

Правовое регулирование в сфере прохождения службы в армии осуществляется законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 . В нем содержатся основания, при которых солдат-контрактник может быть уволен из рядов вооруженных сил. При этом они могут быть как уважительными, так и дискредитирующими. Все причины, которыми армеец может обосновать свой рапорт на увольнение, законодатель закрепил в ст. 51 указанной правовой нормы, включая и семейные обстоятельства.

Однако, несмотря на наличие у военного оснований для увольнения, окончательное решение о его уходе из армии остается за командиром. Он, в свою очередь, рассмотрев причины для досрочного расторжения контракта, указанные в рапорте, может и отказать солдату. В связи с чем порой возникают ситуации, когда увольнение затягивается, а порой разбирательства переходят в судебные органы.

Рассмотрим подробнее, какие обстоятельства могут служить достаточным основанием для расторжения соглашения с контрактником до истечения срока.

Перечень оснований

Список оснований, при которых армеец может рассчитывать на увольнение со службы по семейным обстоятельствам, закреплен в пп. «в» п. 3 ст. 51 закона № 53-ФЗ .

Важно: военнослужащий, собирающийся расторгнуть контракт по одной из перечисленных выше причин, обязан иметь в наличии документацию, подтверждающую наступление у него соответствующего жизненного обстоятельства. Так, одним из документов может быть надлежащим образом оформленное заключение комиссии МСЭ о состоянии здоровья члена семьи военнослужащего.

В частности, к таковым относятся:

1) Проблема со здоровьем у одного из членов семьи военнослужащего, не позволяющая проживать по месту несения службы. При этом отсутствует возможность перевода военного в войсковую часть на новое место, более подходящее для проживания этого члена семьи.

В частности, для увольнения по причине того, что члены семьи армейца не могут проживать в районе, где он проходит службу по контракту, придется получить соответствующее заключение ВВК на данного человека, что прямо предусмотрено гл. XI ПП РФ № 565 от 04.07.2013 г.

При этом заболевания и увечья, которые могут стать препятствием для проживания членов семьи в конкретной местности, установлены в Приложении № 2 к данному правительственному постановлению.

Например, в районах Крайнего Севера не сможет проживать член семьи, у которого при прохождении врачебной комиссии было подтверждено наличие эпилепсии с частыми приступами, бронхиальной астмы с тяжелыми или средней тяжести приступами и тп.

Кроме того, в в/ч могут запросить бумаги, подтверждающие родственные связи с данным лицом.

2) Перевод супруга контрактника, который также является военнослужащим в другой регион для несения службы в рядах ВС РФ.

В данном случае военнослужащему придется обзавестись предписанием об убытии супруга к другому месту несения службы, которое и будет свидетельствовать о предстоящем переводе в другую местность. Кроме того, аналогичным доказательством может служить выписка из приказа, о том, что супруг назначен на ту или иную воинскую должность в другом регионе. А также командованием воинской части в связи с переездом могут быть затребованы документы, подтверждающие семейные узы с супругом военнослужащим.

3) Необходимость осуществления ежедневного ухода за близким родственником, в связи с состоянием его здоровья. При этом должны соблюдаться два условия. Во-первых, не должно быть других родственников, которые по закону обязаны взять заботу об уходе за больным на себя. Во-вторых, в наличии должно иметься соответствующее заключение МСЭ, полученное по месту жительства.

В данном случае достаточным будет предоставление заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ), подтверждающей, что родственник нуждается в постоянном уходе из-за состояния здоровья, является инвалидом и тп.

Вам также будет интересно:

4) В связи с тем, что у контрактника имеется на иждивении ребенок, не достигший 18-летнего возраста. При условии, что его воспитание осуществляется единолично, иными словами, без матери (отца).

Для того чтобы подтвердить увольнение по уходу за ребенком армейцу могут потребоваться:

  • свидетельство, подтверждающие рождение сына или дочери;
  • судебное решение о признании второго родителя недееспособным, безвестно отсутствующим и тп;
  • выписка о составе семьи;
  • свидетельство о смерти матери (отца) ребенка;
  • судебное решение о лишении (ограничении) родительских прав на н/л;
  • иные документы.

5) На основании того, что военнослужащий был назначен единственным опекуном своего н/л брата или сестры. При этом должны отсутствовать иные лица, которые по закону обязаны взять содержание и уход за ребенком на себя.

В данном случае потребуется документ, подтверждающий родство, а также Постановление об установлении опеки и выписка о составе семьи.

При предъявлении вместе с рапортом на увольнение сопутствующих бумаг, выписки, копии судебных решений, приказов и так далее, должны быть надлежащим образом заверены.

Как правило, если военному удалось обосновать необходимость разрыва контракта и ухода с военной службы по семейным основаниям, то руководство идет ему навстречу и оформляет его исключение из списка личного состава. В том случае, если дело доходит до суда, то судебная практика показывает, что если истцу удалось доказать наличие хотя бы одного основания, предусмотренного пп «в» п. 3 ст. 51 закона 53-ФЗ , то суд становится на его сторону.

Порядок увольнения

Увольнение контрактника из армии, равно как и лица, проходящего службу в ФСБ, по семейным причинам всегда осуществляется на основании рапорта. Поскольку унифицированная форма данного документа отсутствует, то он составляется в свободной форме. Однако в нем придется указать обязательную информацию, а именно:

  • Ф.И.О, занимаемую должность и звание лица чье имя подается рапорт;
  • Ф.И.О, данные о звании и должности военнослужащего;
  • просьбу об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам;
  • обоснование мотивов досрочного расторжения контракта со ссылкой на соответствующую норму права;
  • перечень прилагаемых к рапорту документов;
  • дата, подпись.

К слову, если контракт расторгается по уважительным причинам, в число которых входят и семейные обстоятельства, то в дальнейшем у лица нет препятствий для заключения нового контракта.

После того как рапорт попадет к адресату, с военнослужащим может быть проведена индивидуальная беседа, целью которой будет выяснение причин, послуживших расторжению контракта. Кроме того, военному могут разъяснить последствия увольнения, а также рассказать о полагающихся выплатах.

На следующем этапе обязательно формируется аттестационная комиссия. Именно она изучает поступившие документы, выясняет можно ли уволить лицо по указанным им в рапорте основаниям. В том случае, если было принято решение в пользу контрактника, то издается соответствующий приказ на его увольнение.

Вам также будет интересно:

В дальнейшем оформляется еще один приказ на исключение из списков личного состава. После его подписания военный считается уволенным с армейской службы. При этом к этому моменту ему должны быть выплачены все полагающиеся суммы. О том, какие выплаты ему будут произведены, рассмотрим ниже.

Выплаты контрактнику при увольнении

Военнослужащий, досрочно расторгший контракт по семейным обстоятельствам согласно ч. 3 ст. 3 закона № 306 -ФЗ от 07.11.2011 должен получить единовременно два оклада, если срок его службы не превысил 20 лет. В том случае, если он прослужил дольше, то ему полагается к выплате семь окладов.

Если же армейцу в данный период было присвоено звание героя России, то он получит дополнительно еще один оклад.

К слову, помимо единовременной выплаты при увольнении военный может получить компенсацию в 2 млн. рублей, если в период службы ему была нанесена травма.

С целью решения жилищного вопроса на многих военнослужащих по контракту оформляется военная ипотека. Если контрактник уходит с армейской службы по семейным причинам, то согласно пп. «г» п. 2 ст. 10 закона № 117-ФЗ от 20.08.2004 г. , при наличии выслуги в рядах ВС РФ от 10 лет, он имеет право на использование накоплений на его счете. Это означает, что средства, полученные по ипотечной программе, становятся его собственностью. То есть сумму целевого займа и внесенных ежемесячных платежей при расторжении контракта возвращать в госбюджет не потребуется. Однако оставшийся по ипотеке долг придется гасить самостоятельно.

Таким образом, для того чтобы уволиться по семейным обстоятельствам у военнослужащего должны быть основания, предусмотренные ст. 51 закона № 53-ФЗ . При этом подавая рапорт на увольнение, ему придется приложить соответствующие доказательства.

В том случае, если командование откажет в расторжении контракта по основанию, указанному в рапорте, военнослужащий для защиты своих интересов может обратиться в прокуратуру или в суд. Следует помнить, что до подписания приказа об исключении из списков личного состава контрактнику должны выплатить все причитающиеся суммы, а также выдать вещевое довольствие.

Увольнение матери одиночки

Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение матери одиночки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Увольнение матери одиночки

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 82 “Основания прекращения или расторжения контракта” Федерального закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
(О.М. Кабанов) Гражданке РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 82 Федерального закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, мотивированной игнорированием ее преимущественного права на оставление на службе и нарушением правила о предложении увольняемому работнику вакантных должностей, так как проведение мероприятий по сокращению должностей государственной службы в конкретном государственном органе, являющихся основной предпосылкой прекращения служебного контракта с государственным служащим по соответствующему основанию, должно сопровождаться соблюдением установленной законом процедуры с предоставлением высвобождаемым государственным служащим гарантий, обеспечивающих справедливость и обоснованность их увольнения, а также защиту от произвольного прекращения служебного контракта. При этом указано, что прохождение государственной службы определенного вида само по себе не может служить оправданием для отмены в отношении избравших ее женщин – одиноких матерей, воспитывающих детей, не достигших 14-летнего возраста, правовых гарантий, имеющих целью их защиту от увольнения в связи с сокращением численности или штата сотрудников соответствующего государственного органа.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Увольнение матери одиночки

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: В каких случаях можно уволить работников с детьми
(КонсультантПлюс, 2022) 1.2. Можно ли уволить мать-одиночку по инициативе работодателя

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы женщин, лиц с семейными обязанностями В каких случаях возможно увольнение по инициативе работодателя женщин с детьми до трех лет, в том числе матерей-одиночек

Нормативные акты: Увольнение матери одиночки

“Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 22.11.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 – 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Читайте также:  3 способа продажи квартиры, не попавшую под приватизацию

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1
“О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних” 28. Согласно части четвертой статьи 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя: с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет; с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет; с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери; с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель или иной законный представитель ребенка не состоит в трудовых отношениях (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 – 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).

Кто такой отец-одиночка и какие гарантии для него существуют

В трудовом законодательстве нет официального определения понятия «одинокий отец» или «одинокий родитель». А вот понятие «одинокая мать» упоминается, видимо, в силу того, что это более распространенное явление. Но все эти термины означают, что ребенок в силу определенных обстоятельств воспитывается одним из родителей. Для таких лиц и федеральным, и региональным законодательством установлен ряд гарантий и льгот: трудовых, социальных, налоговых.

Кто считается отцом-одиночкой и на какие гарантии он имеет право — расскажем в статье.

Что означает «отец-одиночка»?

В ТК РФ перечислены следующие категории работников с детьми, которым предоставляются трудовые гарантии:

  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет;
  • лица, воспитывающие указанных детей без матери;
  • родители (иные законные представители ребенка), являющиеся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях;
  • опекуны, попечители.

То есть одинокая мать среди льготных категорий в Трудовом кодексе упоминается. А вот одинокий отец нет. Но отца-одиночку можно отнести к категории лиц, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет без матери.

Причины, по которым мать воспитывает ребенка одна и которые позволяют присвоить ей статус матери-одиночки, не указываются в кодексе. Раньше одинокой мамой считали женщину, имеющую ребенка, в свидетельстве о рождении которого в графе «Отец» был прочерк либо запись, произведенная в установленном порядке по указанию матери. Этот факт подтверждался соответствующей справкой. И это был практически единственный признак матери-одиночки.

Но понятие одинокой матери намного шире. Оно разъясняется в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» (далее — Постановление № 1).

  • умер, признан безвестно отсутствующим;
  • лишен родительских прав, ограничен в родительских правах;
  • признан недееспособным (ограниченно дееспособным) либо по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации.

Упомянуты и «иные случаи». К ним можно отнести случай, если родители находятся в разводе, воспитанием ребенка занимается один родитель, а второй не только не занимается воспитанием, но и не выплачивает на ребенка алименты. Такой вывод делают суды (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2019 по делу № 33 52672/2019).

Исходя из положений Трудового кодекса и Постановления № 1 одинокий отец — это лицо, воспитывающее несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет без матери по причинам, перечисленным в абз. 2 п. 28 Постановления № 1. К таким лицам можно причислить и опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, и других лиц с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих о воспитании этими лицами ребенка.

Работник может быть отнесен к лицам, воспитывающим детей без матери, и в иных ситуациях. Значение здесь имеет, в частности, вид актуальных льгот и компенсаций (трудовых, налоговых, социальных) и регион, в котором проживает отец-одиночка. Так, в целях предоставления трудовых гарантий статус отца или матери-одиночки определяется в соответствии с нормами Трудового кодекса и Постановления № 1. Для оказания же социальной поддержки и предоставления налоговых льгот статус отца и матери-одиночки устанавливается региональными нормативными актами, и он несколько другой.

Трудовые гарантии и льготы для отца-одиночки

Отцам-одиночкам предоставляются те же гарантии и льготы, что предоставляются женщинам в связи с материнством (ст. 264 ТК РФ). И одна из основных — гарантия, связанная с увольнением по инициативе работодателя.

Увольнение по инициативе работодателя

Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одиноким отцом, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Например, в связи с сокращением штата или несоответствием занимаемой должности.

Уволить отца-одиночку работодатель может лишь в случаях:

  • ликвидации организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81);
  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81);
  • совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81);
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81);
  • однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81);
  • представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81);
  • применения методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Поэтому, если в организации, например, происходит сокращение штата, работодателю нужно выяснить, нет ли среди работников-мужчин отцов-одиночек. Этот статус работнику придется подтвердить документально. Такими документами будут:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка об установлении инвалидности ребенку;
  • свидетельство о смерти матери ребенка;
  • постановление суда о признании матери умершей или безвестно отсутствующей;
  • решения суда о лишении матери родительских прав;
  • решение суда о признании матери недееспособной или ограниченно дееспособной;
  • приговор суда о лишении матери свободы;
  • медицинское заключение о том, что мать по состоянию здоровья не может участвовать в воспитании ребенка или долгое время находится в лечебном учреждении;
  • свидетельство о браке, документ от ЖКХ (справка, выписка), подтверждающий проживание детей вместе с отцом.

Другие трудовые гарантии

Отцам-одиночкам в процессе трудовой деятельности предоставляются следующие гарантии:

1. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Причем в это время отец вправе работать на условиях неполного рабочего времени или на дому (ст. 256 ТК РФ).

Право на такой отпуск может использовать и отец, воспитывающий ребенка вместе с матерью, если она такой отпуск не использует.

2. Отпуск при усыновлении ребенка. Так, если одинокий отец усыновит ребенка, он может взять:

  • отпуск на 70 календарных дней со дня рождения ребенка (в случае усыновления двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения);
  • отпуск по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 257 ТК РФ).

3. Неполное рабочее время, если ребенку не более 14 лет (ребенку-инвалиду не более 18 лет) (ч. 2 ст. 93 ТК РФ).

4. Дополнительные оплачиваемые выходные дни (4 дня в месяц) для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ).

5. Ограничения в работе в определенных условиях. В частности, отца-одиночку, воспитывающего ребенка в возрасте до 5 лет, можно привлечь к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочным работам, направить в служебную командировку только с его письменного согласия и при условии, что это не запрещено ему в соответствии с медицинским заключением. Предварительно работодатель должен в письменной форме ознакомить работника с его правом отказаться от такой работы (ст. 259 ТК РФ).

6. Неоплачиваемый отпуск. Отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для этого сотрудника время продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 263 ТК РФ).

7. Ежегодный отпуск. Одинокому отцу, имеющему трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время (ст. 262.2 ТК РФ).

Социальные гарантии отцу-одиночке

Отец-одиночка как одинокий родитель прежде всего имеет право на пособия, выплачиваемые всем без исключения родителям:

  • в связи с рождением ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);
  • по уходу за ребенком (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Кроме этого, он получает:

  • алименты с супруги, если они развелись (ст. 80 СК РФ);
  • пенсию по потере кормильца, если жена умерла. Пенсия положена для ребенка в возрасте до 18 лет, а также до 23 лет в случае очного обучения (ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Отцы-одиночки могут получать и дополнительные социальные пособия, субсидии или выплаты (в том числе и как малоимущие граждане в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи»). Порядок и размеры таких выплат устанавливаются законами и другими нормативными актами субъектов РФ.

Например, в соответствии с законами г. Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка», от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», постановлениями Правительства г. Москвы от 28.12.2004 № 911 ПП, от 24.01.2006 № 37 ПП одиноким матерям и отцам предоставляются следующие выплаты:

1. Ежемесячные пособия на ребенка до 3, от 3 до 7 и от 8 до 18. Предоставляется одиноким матерям (отцам), по уровню имущественной обеспеченности приравненным к малообеспеченным семьям, имеющим доход ниже величины московского прожиточного минимума в расчете на душу населения.

2. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания. Назначается одиноким матерям (отцам) на детей в возрасте до 3 лет.

3. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни. Назначается одиноким матерям (отцам) на каждого ребенка до 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — до 18 лет).

4. Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до 23 лет. Устанавливается одиноким матерям (отцам), как работающим, так и не работающим.

5. Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка до 18 лет. Устанавливается на каждого ребенка до 18 лет, если одинокая мать (отец) не работает и является инвалидом I или II группы.

В целях получения ежемесячных выплат на ребенка в Москве одиноким отцом признается мужчина, не состоящий в браке и усыновивший ребенка. При этом пособие сохраняется, если указанное лицо вступит в брак после усыновления (п. 7 положения, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 28.12.2004 № 911 ПП).

Региональным законодательством могут быть установлены и другие льготы:

  • компенсация расходов на оплату детского сада;
  • льготы на оплату коммунальных услуг;
  • оплата питания детей в школах;
  • оплата приобретения учебников и канцтоваров к школе.

Конкретный перечень льгот отцам-одиночкам следует уточнять в органах соцзащиты.

Материнский капитал

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФ РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, связанных с рождением или усыновлением ребенка.

Эти меры государственной поддержки могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.

Отметим, что правом на получение материнского капитала обладают в первую очередь женщины, имеющие гражданство РФ:

  • родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • родившие (усыновившие) первого ребенка начиная с 1 января 2022 года.
Читайте также:  Доплата к пенсии инвалидам 2 группы в 2022 году

При этом получить материнский капитал могут и мужчины — граждане РФ, являющиеся:

  • единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимися правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимися правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2022 года.

Отцы (усыновители) (независимо от наличия гражданства РФ) могут получить материнский капитал в случаях:

  • смерти матери или объявления ее умершей;
  • лишения матери родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал;
  • совершения матерью в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей);
  • отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.

В качестве дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в некоторых регионах предусмотрена выплата регионального материнского капитала. Он выплачивается за счет средств региональных и местных бюджетов (см. законы г. Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 810 151 «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге», Московской области от 12.01.2006 № 1/2006 ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и др.).

При этом получение сертификата на региональный материнский капитал не зависит от того, получен ли федеральный материнский капитал.

Налоговые льготы для одиноких отцов

В качестве налоговой льготы отцам-одиночкам (согласно обозначению «единственный родитель» в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ) предоставляется стандартный налоговый вычет на детей в двойном размере.

Размер удвоенных налоговых вычетов составляет:

  • по 2 800 руб. на каждого из первых двух детей;
  • по 6 000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка, находящегося на содержании мужчины;
  • 24 000 руб. на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется на основании заявления отца-одиночки и документов, подтверждающих его статус.

Отметим, что понятие «единственный родитель» в части налоговой льготы означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Одинокий папа не считается одиноким родителем, если не состоит в браке, разведен, а второй родитель не платит алименты или лишен родительских прав (письма Минфина РФ от 12.03.2022 № 03 04 05/18934, от 30.10.2018 № 03 04 05/78050).

Если отец-одиночка вступит в брак, предоставление указанного налогового вычета прекращается со следующего месяца.

Одинокая мать считается единственным родителем, если у ребенка нет второго родителя, то есть отцовство не установлено, в справке о рождении отец записан со слов матери (письма Минфина России от 26.03.2022 № 03 04 05/23895, от 25.12.2018 № 03 04 05/94690).

Подводя итог, можно сделать вывод, что правовой статус, который имеет одинокий отец, идентичен статусу одинокой матери, поскольку в соответствии с Семейным кодексом обязанности по воспитанию ребенка лежат на обоих родителях, они обладают равными правами и обязанностями.

В части предоставления гарантий и льгот одиноким отцам трудовые гарантии, налоговые льготы и некоторые социальные выплаты установлены на федеральном уровне. При этом в каждом субъекте отцам-одиночкам предоставляются дополнительные выплаты и компенсации. О них работнику придется узнавать самостоятельно. За их назначением следует обратиться с пакетом документов в органы соцзащиты, непосредственно в уполномоченный орган исполнительной власти, МФЦ или через Единый портал госуслуг.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?

Конституционный Суд пояснил, что при рассмотрении таких дел необходимо учитывать весь комплекс конкретных обстоятельств, так как иное противоречило бы ряду конституционных ценностей и нарушало бы баланс публичных и частных интересов

По мнению одного из экспертов «АГ», в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним заявителем вопрос о соответствии спорной нормы Конституции в контексте правоприменительной практики. Другой отметил, что с правовой позицией КС трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств.

27 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 26-П по жалобе сотрудницы ФСБ России на абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение по семейным обстоятельствам (в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка).

Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

Олеся Селина обжаловала отказ работодателя в военном гарнизонном суде, отказавшем в удовлетворении ее требований. В своем решении суд указал, что при разводе родителей место жительства ребенка не было определено, а представленные заявительницей медицинские документы не доказывают потребность девочки в постоянном материнском уходе. Таким образом, суд не признал за заявительницей безусловного права на увольнение с военной службы на основании абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, поэтому у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

В связи с этим п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе допускает досрочное увольнение с военной службы при наличии определенных обстоятельств, в число которых также входит необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. «Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы», – отмечено в постановлении.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним вопрос. «Фактически КС пришел к выводу, что в ситуации заявителя некоторые вопросы личной и семейной жизни (к которым относятся вопросы ухода за ребенком, его воспитания) военнослужащий не может решать самостоятельно, как не могут это делать и члены его семьи, в том числе бывшие. Эти вопросы должны решать коллегиально другие военнослужащие на заседании аттестационной комиссии. Полагаю, что выводы Конституционного Суда ошибочны и в данном деле имеет место нарушение ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также и нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил адвокат.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Он добавил, что Суд не проанализировал, как может отразиться на обороноспособности страны и интересах государства реализация права на увольнение той категории военнослужащих, к которой относится заявительница. «С учетом этого постановления КС количество решений судов, где будет признан законным отказ командования в реализации права на досрочное увольнение женщины (мужчины), воспитывающей ребенка самостоятельно после развода с супругом, к сожалению, только увеличится», – отметил эксперт. Константин Маркин добавил, что, по имеющейся информации, Олеся Селина уже подала жалобу в ЕСПЧ и у нее имеются хорошие перспективы.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

По мнению эксперта, с позицией Суда трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для установления баланса интересов частного лица (конкретного военнослужащего) и публичного интереса. «КС подчеркнул, что при принятии решений правоприменительные органы не должны исходить из наличия лишь формальных оснований (таких как, например, лишение второго родителя ребенка родительских прав), а должны оценивать реальную возможность второго родителя участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, а также состояние здоровья последнего, возможность посещения им дошкольной образовательной организации. Остается надеяться, что к этой правовой позиции прислушаются остальные суды», – резюмировал Александр Передрук.

Ссылка на основную публикацию