Ст 19 закона о рекламе

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ в часть 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 50-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1

3.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ в часть 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций положения части 5.1 статьи 19 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) применяются в соответствующих муниципальных образованиях (субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге)

5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Десять ошибок в наружной рекламе

За ошибки в наружной рекламе компании могут получить штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а в рекламе медицинских товаров и услуг штрафы начинаются с 200 000 рублей. Возможно, никто не заметит, что компания ошиблась, но вот мы прошлись по городу и заметили. Всё сфотографировали и теперь показываем вам.

Ошибка 1. Реклама пива

Сам факт наружной рекламы пива — это нарушение закона о рекламе.

Как должно быть. Никак, потому что рекламу пива нельзя размещать на щитах, крышах и конструктивных элементах зданий. На фото реклама на стеклянной витрине магазина, а витрина — часть конструктивного элемента здания.

Ошибка 2. Наружная реклама без разрешения

На фото — реклама, которую наклеили без разрешения. Конечно, у владельца столба может быть разрешение на рекламу, но размещение на урне — точно нарушение закона о рекламе.

Как должно быть. Сначала нужно получить разрешение на размещение рекламы, а затем убедиться, что рекламная конструкция соответствует техническому регламенту. Там много всего, поэтому расскажем как-нибудь потом.

Ошибка 3. Реклама займов без лицензии и данных о компании

На этой фотографии сразу два нарушения закона «О рекламе». Рекламируется займ, но рекламировать их может только кредитная или финансовая организация, и нет данных о том, кто оказывает услугу.

Как должно быть: рекламировать займы могут только кредитные и финансовые организации с лицензиями, например банки. Может быть, у этой компании есть лицензия, вот только проверить это невозможно — в рекламе займов должно быть название компании или ИП, а здесь их нет.

Ошибка 4. Реклама рассрочки без указания банка

Магазин рекламирует электросамокаты и пишет, что их можно купить в рассрочку. Но в такой рекламе нужно обязательно указывать, кто предоставляет рассрочку на товар, иначе это нарушение закона «О рекламе».

Как должно быть. Рядом с информацией о рассрочке — условия ее получения и название банка или того, кто предоставляет услугу.

Ошибка 5. Реклама, похожая на дорожные знаки

Наружная реклама не должна походить на дорожные знаки или как-то угрожать безопасности движения. Например, водитель может отвлечься на рекламу с обнаженным парнем или перепутать дорожный знак на рекламном щите с настоящим и попасть в аварию.

Как должно быть. Всё то же самое, но без дорожного знака.

Ошибка 6. Реклама с недостоверными характеристиками

Реклама обещает путешествие в прошлое к ожившим доисторическим обитателям Земли, но, когда клиент покупает билет, он попадает в помещение с моделями динозавров. Во-первых, динозавры не ожившие, во-вторых, никаких перемещений по времени — возмутительно!

Как должно быть. Реклама должна быть достоверной. Если клиентов ждут модели динозавров без перемещения во времени, так и нужно написать. Можно оставить как есть, но добавить пометку: внутри модели динозавров, а путешествие метафорическое. Скучно, но с точки зрения закона «О рекламе» безопасно.

Ошибка 7. Реклама медицинских услуг без предупреждения

В этой рекламе стоматологии есть только шикарная улыбка и контакты, но нет предупреждения о том, что есть противопоказания и требуется консультация специалиста.

Как должно быть. В рекламе лекарств, медицинских услуг и изделий должно быть предупреждение о «наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов». Предупреждение должно занимать не меньше 5% площади рекламного щита.

Ошибка 8. Реклама народной медицины

Эта реклама нарушает сразу три пункта закона «О рекламе»: в ней нет предупреждения о противопоказаниях, есть гарантия эффективности курса, и создается ощущение, будто не нужно идти к врачу.

Как должно быть. Должно быть предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получить консультацию специалиста. И реклама медицинских услуг не должна гарантировать эффективность и создавать впечатление, будто не нужно обращаться к врачу.

Ошибка 9. Реклама с чужим товарным знаком

В чём ошибка: антимонопольная служба решила, что реклама создает впечатление, будто компания выступает спонсором FIFA или как-то еще причастна к Чемпионату мира по футболу, а она не причастна. Служба оштрафовала Теле2 на 250 000 рублей, и за такое же нарушение штраф получили бренд одежды «Том Тейлор» и пивоваренный дом «Бавария».

Как должно быть: не использовать чужие товарные знаки в своей рекламе, либо получить право на использование у владельца знака. В случае с Теле2 это руководящий орган мирового футбола и организатор Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Ошибка 10. Ощущение гарантированного выигрыша

В рекламе ставок на спорт создается ощущение, что выигрыш гарантирован — это можно понять по фразе «Они играют, вы выигрываете».

Как должно быть. Без впечатления, что выигрыши гарантированы. Еще в рекламе ставок, пари и игр с риском нельзя преуменьшать степень риска и преувеличивать вероятность победы.

Статья 19 Закона о рекламе

Рекламно-производственная компания Вира при оказании рекламных услуг строго придерживается положениям Федерального закона о рекламе и технических регламентов. Мы считаем, что стабильно развиваться и выстаивать легальный бизнес возможно только при соблюдении общепринятых правил. Ниже приведем выдержку из закона, а именно статью 19, прямо регламентирующую нашу деятельность.

Читайте также:  Новый закон об отпусках 2022

Статья 19 Наружная реклама и установка рекламных конструкций

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

6. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

7. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

8. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.

9. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 – 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

10. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

11. К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе – физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 – 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

12. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

13. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

14. Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

15. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1 – 5.7 и 9.1 настоящей статьи. (п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

16. В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.

17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

18. Органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:

1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;

4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы; (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 – 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации; (п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи. (п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

19. Решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.

20. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе – по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента – по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану – по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа – по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта – по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи – по иску антимонопольного органа. (п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

21. В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

22. При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Читайте также:  Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

22.1. При невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с удалением этой информации. (часть двадцать вторая.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

23. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.

Вы можете скачать полный текст Федерального Закона о рекламе что бы получить больше информации и о других видах рекламы.

Получить консультацию и разъяснение 19 статьи Федерального закона о рекламе Вы можете по телефону в Казани – (843) 207-00-68 или оставив свой вопрос в форме ниже.

Полезная информация? Поделитесь ею с своими друзьями, возможно она поможет правильно в соответствии с законом разместить заказ на наружную рекламу в Казани.

Закон о рекламе в 2019 году. Последняя редакция, изменения в законе

Принятый еще 7 мая 2013 года Федеральный закон «О рекламе» призван регулировать все правила размещения рекламы. Сюда относятся общие положения размещения рекламы, а также уточняющие статьи, касающиеся наружной рекламы, запретов на размещение в определенных местах, точных указаний относительно содержания рекламных посланий. Главными целями этого закона являются:

  • поддержание здоровой конкуренции между рекламодателями; грамотное и всестороннее развитие рынков сбыта;
  • оказание тех услуг населению, на которые действительно имеется спрос;
  • предоставление потребителям своевременной, достоверной и полезной информации;
  • размещение рекламы в тех местах, которые будут у всех на виду, например, на цифровых билбордах, баннерах, перетяжках, и в то же время, не будут являться раздражающими и затрудняющими осмотр других объектов факторами.

Федеральный закон создан для регулирования и поддержания наиболее благоприятных условий для распространения товаров и услуг. Рекламодателям полезно изучить этот закон, прежде чем брать в аренду рекламные конструкции, или размещать рекламу на медифасадах и видеоэкранах, сити-форматах и других конструкциях. Кроме того, он помогает исключить и запретить распространение ненадлежащих видов рекламы, которые вводят в заблуждение, мешают здоровой конкуренции, вызывают раздражение окружающих или несут в себе негативную информацию. В его статьях предусмотрены запреты на некоторые виды рекламы или на размещение сообщений в неподходящих местах, уродующих городские улицы или здания, закрывающие собой архитектурные объекты.

Основные положения «Закона о рекламе» в 2019 году

В 2019 году в «Законе о рекламе» сохранены основные положения, но есть и дополнения, изменения. С помощью статей закона органам самоуправления на местах, а также рекламодателям гораздо легче ориентироваться в правилах и принимать решения относительно размещения рекламных объектов. Закон регулирует как места установки, так и содержание рекламных обращений.

Органам самоуправления следует придерживаться статей Закона при составлении договоров с рекламодателями. С помощью этого Закона, можно четко определять сроки действия каждой из рекламных конструкций, каждого объявления. Благодаря этому при заключении договора можно:

  • предварительно оговорить предельные сроки установки или аренды рекламных площадей;
  • время использования городских участков с установленными на них конструкциями;
  • аннулировать соглашение, заключенное прежде;
  • определить права и обязанности, как владельцев конструкции, так и арендаторов.

Антимонопольные органы строго следят за выполнением Закона и всех его статей. Также с помощью «Закона о рекламе» можно избирать меру пресечения и степень ответственности за различные нарушения. При этом органы используют Кодекс об административных нарушениях.

Последняя редакция «Закона о рекламе» 2019 года: товары, запрещенные к рекламированию

Рассмотрим список запрещенных к рекламированию следующих видов товаров:

  • тех, которые запрещены к производству или реализации на территории Российской Федерации;
  • наркотиков, психотропных веществ, растений, содержащих любые виды наркотических средств, психотропных веществ или их составляющих;
  • взрывчатые вещества и материалов, из которых можно изготовить взрывчатые вещества, кроме пиротехнических;
  • человеческих органов, тканей в качестве предметов торга;
  • несертифицированных товаров или продуктов, которые требуют наличия сертификата;
  • продукции без наличия лицензий и государственной регистрации при требовании иметь данные документы;
  • табака, табачной продукции, любых видов табачных изделий, курительных трубок и других сопутствующих товаров. Например, кальянов, зажигалок, бумаги для изготовления сигарет или сигар и пр.;
  • медицинских услуг по прерыванию беременности.

Обзор статьи «Закона о рекламе» пива в 2019 году

С 1 января 2019 года вступило в силу уточнение «Закона о рекламе», касающееся рекламы пива. Принято решение запретить рекламу пенного напитка в наружной рекламе и во всех информационных изданиях СМИ даже во время прямых трансляций спортивных состязаний. Цель данного дополнения – сократить рекламу пива до 1% на всех рекламных площадках. Данный закон не касается тех заведений, которые имеют лицензию на право торговли и рекламирования этого продукта. Однако даже владельцы лицензий не имеют право на размещение наружной рекламы, например, на билбордах или фасадах зданий.

Однако следует помнить, что в декабре 2018 года был принят законопроект о смягчении требований. Таким образом, теперь реклама пива разрешена, но в ограниченной форме. Этот продукт можно рекламировать в радиопрограммах и на телевидении с 23:00 до 7 часов утра по местному времени.

Ужесточились требования и в отношении рекламы пива, расфасованного в тару объемом более полулитра. Ограничения коснулись даже рекламы безалкогольного пива.

Таким образом, разрешается рекламировать этот продукт только в специализированных учреждениях, имеющих лицензию. При этом запрещено использование негативных образов людей, которые ведут здоровый образ жизни и отказываются от этого напитка.

Запрещается реклама пива и в интернете. Однако ее можно оставлять в закрытых группах по интересам.

В наружной рекламе введен четко оговоренный запрет на рекламирование пива в любых видах. Даже те организации, которые имеют лицензию на подобную рекламу, не имеют права вывешивать баннеры на фасаде своего питейного заведения. Рекламу можно разместить только внутри.

Новый закон о рекламных конструкциях

На прошлой неделе был опубликован закон о рекламных конструкциях и совершенствовании порядка распространения наружной рекламы. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ преследует двуединую цель. Во-первых, это изменение порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, правил их размещения, во-вторых, упрощение процедуры демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

По задумке законодателей, принятие новых правил приведет к значительному сокращению в стране наружной рекламы, поскольку будет ограничено число мест для ее установки и исключены факты бесконтрольной эксплуатации наружных конструкций. В связи с этим закон провозглашает, что все без исключения рекламные щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки и электронных табло должны размещаться строго в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления схемами размещения рекламных конструкций.

В данных схемах будут указываться конкретные места возможного размещения рекламных конструкций, а также типы и виды рекламных конструкций с точным определением площади информационных полей и технических характеристик этих конструкций. Причем схема должна будет обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, и соответствовать требованиям безопасности. Схемы подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и обязательному опубликованию.

В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются правом определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.

Кроме того, субъекты РФ наделяются правомочием определять конкретные предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Причем, согласно закону, такие сроки не могут быть менее пяти и более десяти лет (первоначально предполагалось разрешить заключение договоров сроком до 15 лет).

Что касается демонтажа незаконных рекламных конструкций, то закон в значительной мере упрощает его порядок. По сути, вводится административный порядок демонтажа незаконных рекламных конструкций. В соответствии с законом владелец рекламной конструкции обязан будет демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения, в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже. В противном случае демонтаж в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания осуществляет собственник имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Причем собственник недвижимости вправе будет потребовать с владельца рекламной конструкции возмещения всех понесенных расходов.

Если в установленный срок собственник недвижимости не выполнит демонтаж конструкции, такой демонтаж осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом по требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан будет возместить все расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Напомним, что в соответствии с ранее действующими правилами при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе был лишь обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа. И принудительный демонтаж был возможен только в случае принятия судом соответствующего решения, что приводило к неоправданному затягиванию процесса удаления с улиц незаконной рекламы.

Кстати, именно нормы об упрощении демонтажа наружной рекламы вызвали в обществе наибольшее число дискуссий и негативных откликов. Даже Правительство РФ рекомендовало не поддерживать данный законопроект, заявив о том, что он представляет угрозу для развития конкуренции на рекламном рынке, и владельцы рекламных конструкций лишатся права на судебную защиту своих интересов.

В итоге парламентарии постарались учесть в финальной редакции закона все прозвучавшие замечания. Отказываться от административного порядка сноса незаконной рекламы депутаты, конечно, не стали, но в законе было прописано, что демонтаж рекламной конструкции может быть обжалован в суде в течение трех месяцев со дня демонтажа рекламной конструкции.

Важным моментом нового закона является и то, что он в целях установки и использования рекламной конструкции требует от ее владельца получения разрешения именно на “установку и эксплуатацию”, а не только на “установку”, как это было ранее. Данное уточнение, введенное законом, не позволит недобросовестным владельцам конструкций отказывать в их демонтаже со ссылкой на то, что истечение срока действия разрешения на установку не влечет за собой невозможности эксплуатации рекламной конструкции.

Читайте также:  Как отменить заказ в связном

Одновременно закон вводит ограничения в отношении рекламы, размещаемой на транспортных средствах. Так, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, равно как и переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Таким образом, теперь достаточным основанием для привлечения к ответственности послужит само переоборудование автомобиля с полной или частичной утратой его первоначальных функций, и правоприменителям не нужно будет доказывать факт использования транспорта именно в рекламных целях. Штраф за указанное правонарушение составит для граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ужесточается административная ответственность и за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций. Теперь установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или с нарушением законных требований повлечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Напомним, ранее за указанное правонарушение, совершенное юридическими лицами, предусматривался штраф в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Новый закон уже вступил в силу, но до утверждения местными властями соответствующих схем размещения (конечный срок – 1 января 2014 года) будет применяться ныне действующий порядок размещения рекламных конструкций. При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций станет осуществляться исключительно при наличии утвержденных схем размещения таких конструкций.

Осторожно, ФАС: как не нарушить закон «О рекламе». Памятка для рекламодателей

Что объединяет «Яндекс», Google, Burger King, «Мегафон», «Альфа-Банк», телеканал CNN, пиццерию MaMa MiA и хабаровский стоматологический центр? Правильно, все они были привлечены Федеральной антимонопольной службой к ответственности за нарушение закона о рекламе. Только в прошлом году служба рассмотрела 15 000 заявлений о незаконной рекламе и вынесла 1477 постановлений о наложении административных штрафов общей суммой на 78 млн рублей.

Пожалуй, главное для каждого предпринимателя в законе «О рекламе» — его нарушение влечет административную ответственность. Самые крупные штрафы (до 500 000 рублей) предусмотрены для юридических лиц. Причем если не выполнить предписания ФАС и не исправить нарушения, то компанию вновь оштрафуют (от 300 000 до 500 000 рублей для юридических лиц).

Специально для начинающих рекламодателей в своей постоянной рубрике «Осторожно, ФАС!» в блоге сервиса Rookee и с недавних пор здесь я каждый месяц рассматриваю свежие примеры недобросовестной рекламы. В этом выпуске я подготовили памятку, которая на практических приемах помогает разобраться с основными положениями закона «О рекламе» и не попасть под санкции ФАС. Рекомендую сохранить и распечатать.

Общие правила

  • использовать прилагательные в превосходной степени: «лучший», «самый», «вкуснейший»;
  • писать абстрактно: «один из лучших»;
  • допускать некорректное сравнение с конкурентами.

Как надо:

Использование в рекламе слов «лучший», «первый», «номер один» должно сопровождаться указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение. К тому же он должен иметь объективное подтверждение. То есть если пишем «один из лучших», то дополнительно нужно указывать критерий, документально подтвержденный данными масштабного соцопроса или иной аналитикой из компетентного источника.

Примеров нарушений российскими брендами масса. Один из самых свежих — признание в нарушении закона «О рекламе» ООО «Одинцовская кондитерская фабрика», производителя шоколадной продукции «Коркунов».

20 июня 2019 года комиссия антимонопольного ведомства установила, что рекламное утверждение «Бренд № 1» некорректно и вводит потребителей в заблуждение, указывая на превосходство данной продукции в сравнении с другими товарами.

Любят наши рекламщики прихвастнуть, но и сознательные граждане не дремлют. В мае текущего года в ФАС России обратился один из тех кто составляет честь и совесть страны с жалобой на контекстную рекламу.

По запросу «рег. ру» в Google пользователь видел сообщение:

«РЕГ.РУ | Регистратор N1 в России Домены в зоне. САЙТ со скидкой до 67%. »

По итогам разбирательств, ФАС России признала рекламу ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» некорректной и потребовала устранить нарушение.

Некорректно сравнивать рекламируемый товар с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Нельзя негативно оценивать товар конкурента.

«Инвест-силикат-стройсервис». Завод силикатных изделий. Новый кирпич. Уровень радиационного фона в 2 раза ниже, чем у керамического».

Это утверждение стоило компании «Инвест-Силикат-Стройсервис» 100 000 рублей штрафа. На то, что реклама кирпича «некорректна и нарушает закон», указали представители ЗАО «Винзилинский завод керамических стеновых материалов». Они представили доказательства, что в настоящее время не существует официальных нормативно-методических документов, доказывающих утверждение производителей кирпича.

Нельзя вводить потребителя в заблуждение, использовать неточные или искаженные сведения.
В примере с радиационным фоном некорректен сам термин, т. к. он включает совокупность различных показателей и величин.

Не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Например, нельзя сравнивать два похожих продукта, но с разным составом, свойствами и другими различиями.

Не допускается сравнение, при котором вывод о преимуществе рекламируемого товара сделан на основе одного критерия, в то время как для объективности такого вывода необходимо сравнение по совокупности критериев.

«Fairy — лучшее средство для удаления жира». Для объективной оценки потребительских свойств недостаточно только скорости отмывания жира.

Компания Procter&Gamble попала под санкции ФАС именно за этот рекламный слоган. На рекламу Fairy пожаловался конкурент в лице бренда AOS, который принадлежит компании «Нэфис Косметикс». Тогда разыгралась настоящая война брендов.

«Нэфис» утверждал, что в рекламе Fairy показывают именно AOS, так как других моющих средств в оранжевой бутылочке с синей крышкой на рынке нет.

P&G оперировал результатами собственных испытаний, в которых ссылался на показатель скорости отмывания жира.

Оппонент в лице «Нэфис» тут же провел собственные исследования совместно с центром по разработке рецептур товаров бытовой химии и средств для стирки «Росса НИИБХ» и «НИЦБЫТХИМа». Результаты показали, что AOS отмывает больше тарелок, загрязненных жировой смесью.

В итоге Федеральная антимонопольная служба признала, что утверждение «Fairy – лучшее средство для удаления жира в России» не соответствует действительности.

Можем писать сравнения на основе подтвержденных источниками фактов.

Сравнение должно быть по одному критерию, без формирования какого-либо негатива к другим товарам/услугам конкурентов.

Наличие документального подтверждения преимущества обязательно.

Размещать не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Использовать фразы, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Например, нельзя писать, что компания-конкурент в ближайшее время будет объявлена банкротом.

Порочащей признается также реклама, дискредитирующая лиц, не пользующихся какими-либо конкретными товарами или услугами. Например, нельзя писать, что тот, кто не пользуется вашими услугами, поступает глупо, недальновидно.

Подробный разбор одного из самых свежих примеров дискредитирующей рекламы есть в октябрьском выпуске “Осторожно ФАС”. В августе 2019 года в Федеральную антимонопольную службу по Республике Татарстан поступило обращение по факту распространения рекламы унижающей года честь и достоинство женщины.

ФАС с заявителем согласился и текст рекламного сообщения:

«ГОЛАЯ правда, что наша ОФИЦИАНТКА ГОТОВА НА МНОГОЕ ради вашей улыбки» намеренно оскорбляет и унижает представительниц этой сферы услуг, так как «основан на эксплуатации сексуальности женского тела»

Давать гарантии безопасности, используя фразы вроде «абсолютно безопасен», «совершенно безболезненно».

Если речь идет о сертификатах безопасности (например, официальных тестирований типа Ростест), то нужно ссылаться на них.

Один из наиболее безопасных согласно результатам такого-то исследования/опроса.

Всегда размещаем дисклеймер о наличии противопоказании и необходимости консультации со специалистом (для медицинских услуг, лекарств и БАДов). Для того чтобы разобраться, советуем ознакомиться с рекомендациями по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств.

Стараться не использовать характеристики «высокий/низкий профиль безопасности» (неоднозначная формулировка).

Побуждение к отказу от здоровой жизни. Ст. 5 ФЗ «О рекламе»: «В рекламе не допускаются демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции».

В ст. 24 ФЗ «О рекламе» содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая искусственное прерывание беременности.

Детская тема в рекламе

В рекламе запрещена:

  1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
  4. создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
  5. формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
  6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
  7. (п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
  8. преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
  9. формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
  10. Иногда реклама (например, какого-либо зрелищного мероприятия) требует указания в ней возрастного ценза.

Изучая основы юридической грамотности, каждая компания делает конкретные шаги по снижению рисков для своего бизнеса. Моя цель — сделать так, чтобы у всех людей, вовлеченных в процесс создания, продажи и размещения рекламы, вошло в привычку осознанно обращать внимание на возможные юридические риски.

Читайте дайджест самой запоминающейся недобросовестной рекламы по мнению антимонопольной службы в моих прошлых выпусках «Осторожно: ФАС!» в блоге сервиса Rookee.

Ссылка на основную публикацию