Какие сроки и размер выплат по ОСАГО в 2022 году

Банк России утвердил новые тарифы по ОСАГО: как это повлияет на стоимость полиса

Банк России изменил границы тарифного коридора по ОСАГО. Для аккуратных водителей полис может стать дешевле, а для тех, кто часто попадает в ДТП — дороже.

В целом методика расчета изменений осталась прежней: стоимость полиса ОСАГО считают как произведение базовых ставок и коэффициентов.

А вот размер минимальных и максимальных базовых ставок изменился примерно на 10% и в большую, и в меньшую сторону. Применять их могут не ко всем водителям, что проживают в определенном регионе, а к каждому водителю конкретно. Расскажем, как это будет работать.

Источник: Указание Банка России от 08.12.21 № 6007-У PDF, 3,57 МБ

Курсы Т—Ж

Как было раньше

До сентября 2022 года на базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: для всех водителей одного региона действовали общие условия. Если в определенном регионе было много водителей, которые попадают пьяными в ДТП, ставку повышали для всех — даже для тех, кто никогда в жизни не садился пьяным за руль.

Главное — не попадать в ДТП, тогда коэффициент бонус-малус (КБМ), который учитывает безаварийную езду, не рос, и полис становился дешевле. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

В сентябре 2022 года государство решило, что это несправедливо — аккуратные водители не должны отвечать за нарушения земляков.

В итоге выпустили указание, в приложениях к которому установили порядок применения страховых тарифов, а еще перечислили факторы, которые не могут влиять на тарифы и базовые ставки: к ним отнесли национальность, должностное положение и вероисповедание. Хотя закон уже разрешал учитывать и другие факторы — например, факты лишения прав или нарушения ПДД — порядок не был прописан, и страховщики не могли использовать эту возможность.

Указание Банка России от 28.07.20 № 5515-У PDF, 3,93 МБ

Страховщикам при этом дали право решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю — но только в тех пределах, которые установил Банк России. О том, как это работало, мы рассказывали в статье «Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО».

Что изменилось

В «Закон об ОСАГО» не вносили никаких изменений. Банк России воспользовался своими правами, и вот что он сделал.

Установил новые предельные размеры базовых ставок: изменил их минимальные и максимальные значения. Если раньше базовая ставка, например, для автомобилей категории B и BE, которые в собственности физлиц и ИП, за исключением такси, была 2471—5436 Р , то теперь это 2224—5980 Р .

Установил новые коэффициенты страховых тарифов. В случае с юридическими лицами они зависят от места регистрации юридического лица, которое указано в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Для физических лиц коэффициенты зависят от адреса регистрации владельца, указанного в ПТС — если регистрация в паспорте с ним не совпадает, то самое время поменять ПТС и внести в него актуальные данные.

Тут многих владельцев автомобилей ждет приятный сюрприз: старые коэффициенты во многих регионах были выше новых. Например, в Адыгее коэффициент снизился с 1,27 до 1,24, в Московской области — с 1,63 до 1,56. Но в некоторых регионах коэффициент подняли — например, в Кызыле он вырос с 0,64 до 0,76.

Когда это начнет работать

Указание подписали 8 декабря 2022 года, но в законную силу оно вступит с 9 января 2022 года.

Исключение — новая методика расчета КБМ, которая начнет действовать с 1 апреля 2022 года.

Что это значит для водителей

Сложно сказать точно, как теперь изменится стоимость полиса для каждого конкретного водителя. Страховые компании получили возможность учитывать еще больше факторов, и каждый из них может повлиять на бюджет водителя.

Но водить аккуратнее с каждым годом становится все выгоднее. Чем меньше страховая компания теряет на выплатах по вине водителя — тем дешевле ему обойдется полис ОСАГО.

Загрузка

Отличная новость! Значит ОСАГО снова подорожает даже для аккуратных водителей с КБМ 0.5!

Потому что уже который год Тиньков страхование берет базовую ставку по максимальной границе (в этом году это 5436 рублей) и служба поддержки никак не может объяснить почему, ведь по этой логике ЦБ аккуратные и безубыточные клиенты должны платить меньше, так ведь?

Может быть кто-то из представителей Тиньков страхования разъяснит эту странность?

Podzhok Pukanoff

Александр Тихомиров

Ох, и почему мне в “может подорожать” верится намного охотнее, чем в “может подешеветь”.

quzya

В 2022 оформил страховку в Тиньков , кбм понизился , аварий по моей вине не было,но была выплата за аварию по вине другого водителя в 2022 году. И вот интересно, страховка подорожала на 500р. Обратился в чатик , сказали что все посчитано правильно. Наверное это мне спасибо сказали за аккуратное вождение

quzya, это потому что ты притягиваешь ДТП. Они все объяснить смогут))

Расширили коридор на 10%. Ок,
Это значит на 10% от 2000 стало дешевле и 10% от 5000 стало дороже.
Но кажется что границы сдвинули симметричено.

Обратился в поддержку Тинькофф страхование с вопросом разъяснить как у них считается базовая тарифная ставка индивидуально для водителей и почему для меня 40+ летнего водителя с 20+ летним стажем , без единого ДТП и единого штрафа , плюс второго водителя отца с такими же характеристиками , базовая тарифная ставка берется не минимальная ааа ооо сюрприз , практически максимальная ! Пол дня мучался с девчулей Екатериной из поддержки , которая представилась специалистом по страхованию, но очень смутно понимала что такое базовая тарифная ставка , через пол дня она сдалась и наконец-то составила заявку, пришел какой-то Кирилл , охал ахал все расспросил, кряхтел, считал, зафиксировал вопрос , сказал что мне ответят в течении суток . Я хочу понять методологию расчета базовой тарифной ставки для конкретного водителя. Через сутки приходит на почту ответ , суть его такая пошел ты Евгений на . р , как хотим так и считаем , ничего мы тебе тут рассказывать не будем , вот тебе указания ЦБ 6007-У , если ты вдруг не в курсе поизучай и вот тебе наши факторы которые влияют на расчет базовой ставки а как мы ее тебе посчитаем не твоего ума дела , ишь ты какой тут аккуратный водитель минимальную ставку базовую захотел , плевали мы на указания ЦБ индивидуально подходить к каждому водителю ! а присланная СМС вообще прекрасна , методологию расчета мы не разглашаем !

Вопрос , хоть кто-будь когда-нибудь эту минимальную базовую тарифную ставку то получал ? существует этот идеальный водитель в вакууме . ?

Евгений, они всё ответили Вам правильно (с точки зрения указания ЦБ).

Расскажу Вам свой опыт.
Страховые обязаны по идее выложить у себя на сайте перечень коэффициентов, которые влияют на расчет базовой ставки. НО именно цифры они могут не показывать. Как это объясняется? “На основе выплатного опыта. “
Т.е. у страховой компании есть опыт, что автомобили киа рио, солярисы, поло чаще попадают в ДТП, значит и ставку на них сделают больше. Почему больше попадают в ДТП? Потому что таксисты страхуют автомобили как личные, а не как такси.
Справедливо? Нет конечно, под раздачу попадают обычные люди, у которых эти модели автомобилей.
Вернусь к коэффициентам. когда только разрешили страховым устанавливать базовую ставку исходя из коэффициентов, например компания ВСК учитывала около 40 коэффициентов. Всё это больше похоже на скоринг при страховании КАСКО. Т.е. при равном опыте водителей стоимость страховок на разные автомобили будет разной.
Из наблюдений могу сказать, что базовая ставка высокая у марок, которые чаще используют как такси; у автомобилей возрастом старше 7-10 лет; у праворульных автомобилей + надо учитывать так называемую региональную политику. Т.е. если в регионе зашкаливают выплаты, а территориальный коэффициент невысокий, то базовая ставка будет максимальной.
Если говорить как претендовать на базовую ставку пониже, то часто это делается для пролонгаций ОСАГО. Страховой выгодно Вас сохранить как выгодного клиента (т.е. безубыточного) и они выдают ставку пониже, чем при первоначальном расчете.
Иногда бывает скидка за безубыточный переход, но тут часто ещё играет срок ДО окончания ОСАГО. Т.е. страховой компании выгодно заполучить клиента, которые продлит полис заблаговременно.

Росгосстрах выплаты по ОСАГО в 2022 году

Обязательное страхование ответственности граждан – непременный договор для автовладельцев на территории РФ. Не стоит относиться к ОСАГО, как к “дамоклову мечу”, так как он содержит ряд преимуществ для участников дорожного движения.

росгосстрах выплаты по осаго

Когда осуществляет Росгосстрах выплаты по ОСАГО?

Погашение страховых сумм при признании страхового случая наступает, если нанесен урон:

  • имуществу других лиц со стороны виновника автопроисшествия;
  • другому автотранспортному средству;
  • здоровью участников дорожного движения.

Поэтому ОСАГО – цивилизованный выход из вынужденной ситуации для всех участников ДТП. У виновного водителя есть шанс не выплачивать всю стоимость ущерба, а у потерпевшей стороны в кратчайшие сроки возместить потери.

Каковы условия выплат по ОСАГО при ДТП?

Выплаты по ОСАГО при ДТП Росгосстрах осуществляет при соблюдении таких условий:

  • За рулем авто должны находится только вписанные в полис водители;
  • Полис по ОСАГО должен иметь действующий статус, то есть вовремя продлен (за 60 дней или 2 месяца до истечения текущего соглашения);
  • Прямое урегулирование убытков – заявление на выплату по ОСАГО Росгосстрах принимает через компанию, где приобретался ОСАГО, если имело место столкновение двух транспортных средств и участники ДТП имеют страховку по ОСАГО;
  • Нет урона здоровью или жизни участвовавших в данном ДТП;
  • При наличии такого ущебра пострадавший обращается в страховую компанию виновного участника;
  • С 1. 07 2015 г. должны быть соблюдены новые условия для выплат по ОСАГО: после того, как произошел страховой случай, необходимо включить аварийную сигнализацию при выставленном знаке аварийной остановки и зафиксировать при помощи фото или видеоаппаратуры детали ДТП (повреждения авто и остальные следы происшествия), затем освободить проезжую часть.
Читайте также:  Подсудность дел об алиментах

Если имеют место конфликтные моменты или неразрешенные ситуации, компания вправе ответить отказом на требование о выплате. Существует альтернативная возможность оплаты ремонта страховой компанией на СТО, с которым у нее заключено соглашение. Время ремонта соответствует срокам выплат по страховке и составляет 20 календарных дней.

Когда выплачивается ОСАГО и каковы суммы выплат?

Сумма и сроки выплат по ОСАГО Росгосстрах осуществляет по закрепленным положениям в законодательстве. Их можно рассчитать самостоятельно.

При вычислениях принимаются во внимание такие критерии:

  • цены на имущество для региона, в котором заключался договор;
  • страна сборки авто;
  • регион регистрации и страхования транспортного средства;
  • износ, продолжительность и интенсивность эксплуатации машины.

Как компанией “Росгосстрах” определяется процент износа авто, представим в таблице.

Для Росгосстрах сроки выплаты по ОСАГО прописаны Федеральным законодательством. В результате произошедших изменений в 2014 г. период выплат сократился с 30 дней до 20. Этот срок продлевается за счет выходных и праздников.

Срок подачи документов является важным фактором. Так как отсчет времени, с которого последуют выплаты от Росгосстраха начнется именно с момента передачи требуемого портфеля документов, то стоит обратится в эту организацию в течение 3-х дней после автопроисшествия (но не позже 15 дней).

Существует альтернативная возможность оплаты претензий осуществлением ремонта страховой компанией на СТО, с которым у нее заключено соответствующее соглашение. Время ремонта соответствует срокам выплат по страховке и составляет 20 календарных дней.

Максимальное возмещение по страховке ОСАГО представим в таблице.

Когда выплачивается ОСАГО и каковы суммы выплат?

Какой существует порядок оформления страховки по ОСАГО?

Компенсационные выплаты осуществляются компанией-страховщиком в результате:

  • Подачи пакета документов потерпевшим;
  • Признания случая страховым.

Стоит напомнить, что срок выплат страховой компанией в течение 20 календарных дней с момента подачи документов может быть продлен, если ситуация будет признана спорной.

Документы для предоставления в страховую компанию на выплаты по ОСАГО

Необходимо собрать такой портфель документов:

  • заявление потерпевшего об имевшем место страховом случае;
  • извещение о ДТП;
  • справка ГИБДД (форма 748);
  • постановление ГИБДД о правонарушении;
  • протокол о совершенном правонарушении;
  • протокол и талон техосмотра;
  • паспорт владельца ТС, доверенность, если есть;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • водительское удостоверение участника ДТП;
  • банковские реквизиты для выплат. компенсационных сумм или ремонта.

Не страшно, если не все документы будут у вас в наличии сразу, их можно донести позже. Основное – успеть подать заявление о компенсационных выплатах в 15-и дневный срок с момента наступления страхового случая.

like

smile

normal

sad

dislike

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился на 30% и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ¹.

Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2471 рублей, а максимальная — 5436 рубля. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в Москве (руб.):

Легковые ТС юрлиц; 3127,4 – 6636,7 Легковые ТС физлиц и ИП; 4694,9 – 10 328,4 Легковые такси; 5466,3 – 18 276,1 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц; 1187,5 — 2941,2

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в остальных регионах и городах РФ* (руб.):

Легковые ТС юрлиц; 1 646 – 3 493 Легковые ТС физлиц и ИП; 2 471 – 5 436 Легковые такси; 2 877 – 9 619 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц; 625 — 1548

* Ставку нужно умножить на региональный коэффициент от 0,64 до 1,99. Полный перечень региональных коэффициентов в приложении к Указанию ЦБ².

Что изменилось в системе ОСАГО в 2022 году

  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Их довольно много. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов³. Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.

— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,9) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 22 800 рублей (4000 х 1,9 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,99; минимальный — 0,64.

С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). Фото: pixabay.com

Новые правила техосмотра в 2022 году

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

Читайте также:  Наследование приватизированной квартиры

Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

Популярные вопросы и ответы

Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.

Какие документы нужны для оформления полиса в 2022 году?

Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

  • заявление (пишут в страховой);
  • паспорт;
  • документы на автомобиль;
  • водительские права;
  • договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

Для этого используйте формулу:

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

Базовый тариф: 2471 — 5436 рублей (для физлиц).

Коэффициент территории: от 0,64 до 1,99.

Коэффициент бонус-малус: от 0,6 до 2,45 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

Коэффициент возраста и стажа: от 0,9 до 1,93 (полный список в приложении к указу ЦБ⁴).

Количество водителей авто: 1 или 1,94 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

Также встречается редкий коэффициент КП — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

Полис ОСАГО может подорожать наполовину

Почему Минфин решил изменить стоимость полиса, что будет с потолком выплат и каковы нюансы новой реформы ОСАГО?

Фото: depositphotos.com –>

Прибавка к средней страховой премии составит 2567 рублей, пишут «Известия». Законопроект Минфина поддержали в ЦБ. Взамен, согласно поправкам, максимальная выплата по ОСАГО увеличится с 500 тысяч до 2 млн рублей. Заодно страховые компании перестанут учитывать износ деталей, что также прибавит стоимость полиса.

Вкратце новую реформу ОСАГО можно описать так: платить за полис придется больше, но это для вашего же блага. Первым и главным изменением станет новый потолок выплаты по ОСАГО, по законопроекту Минфина, максимальной суммой будет 2 млн рублей, а не 500 тысяч, как сейчас. Второе новшество — отмена учета износа деталей автомобиля. Минфин рассчитывает, что с увеличением лимита выплат по ОСАГО документ приблизится к западным образцам. Но, конечно, рассчитывать на такие же выплаты, как в Европе, не стоит, говорит руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию компании «Абсолют страхование» Алексей Тюрников, заодно он пояснил, при чем тут износ деталей:

— Я считаю, что дотягивать не будет. Если сравнивать с европейскими странами, сумма 2 млн по жизни и здоровью все-таки будет ниже. Но она приблизится, выровняется с суммой по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. По ней она составляет 2 млн.

— Какую роль здесь вообще играет отмена учета износа деталей?

— На самом деле потерпевшая сторона сможет получить более справедливую выплату. При ремонте не будет учитываться износ. Восстановление деталями, бывшими в употреблении, станет исключено. Восстановление будет новыми деталями. То есть возмещение в натуральной форме, что сейчас предусмотрено законодательством, когда выплачивают не денежные средства, а забирают поврежденный автомобиль и возвращают отремонтированный автомобиль.

В целом, по подсчетам страховщиков, полис ОСАГО подорожает на 48%, а то и больше. Это более 2,5 тысячи, если отталкиваться от средней страховой премии по России в 5 тысяч. В Центробанке посчитали, что изменения следует вводить поэтапно, дабы избежать негатива от автолюбителей. Сначала повысят лимит выплат по жизни и здоровью и не ранее чем через год отменят учет износа деталей. Не следует думать, что подорожание полиса ОСАГО в равной мере затронет всех автовладельцев — и профессионалов с 30-летним опытом, и новичков, только недавно получивших права. Будет дифференциация, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев:

Евгений Уфимцев исполнительный директор Российского союза автостраховщиков «В среднем стоимость полиса ОСАГО, которая сейчас составляет 5500 рублей, увеличится из-за этих реформ. Обращаю внимание, что для большинства автовладельцев, которые как раз относятся к менее рисковой группе, имеют хороший коэффициент бонус-малус и не попадают в ДТП, рост, по нашим оценкам, будет небольшой — 5%, может быть, 10%. То есть на 500-1000 рублей больше им придется заплатить. А вот для водителей в рисковой группе будет существенное увеличение на 40-50%. Но это небольшая группа наиболее аварийных водителей, которые попадают в ДТП. А среднее увеличение стоимости полиса ОСАГО будет 20% или 25%».

Ранее уже вступили в силу другие изменения в расчете ОСАГО. С 9 января страховщики высчитывают стоимость полиса персонально для каждого водителя. Играют роль давность страхования в конкретной компании, марка авто, аварийность и число нарушений ПДД. Строго говоря, так было и раньше. Все за ОСАГО платили по-разному, но теперь реальную практику закрепили на бумаге. Заодно, чтобы дать скидку безаварийным водителям, а с лихачей взять по полной, ЦБ расширил тарифный коридор. Новые же поправки, по лимиту выплат в 2 млн рублей, должны вступить в силу со следующего года.

Реформа ОСАГО-2022: что будет с ценами на полисы

9 января 2022 года вступили в силу новые тарифы по ОСАГО. Помимо этого, изменился территориальный коэффициент, а с апреля введут новые коэффициенты за безаварийную езду, которые влияют на стоимость полиса.

Тарифный коридор

Тарифный коридор, или границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов, расширили на 10% вверх и вниз для легковых автомобилей физлиц, на 4,9% — для общественного транспорта и на 30% для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. К примеру, владельцам легковых машин полис ОСАГО может обойтись в сумму от 2 224 до 5 980 рублей.

«Расширение границ тарифного коридора нужно только для того, чтобы сделать справедливый тариф, потому что сейчас для наиболее злостных нарушителей стоимость ограничена максимальной частью базового тарифа. Поэтому изменение на 10% вверх позволит страховщикам поставить плохому водителю базовую ставку выше, а хорошему — предложить более низкий базовый тариф», — объясняет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Новости 9 января ОСАГО-2022: скидка для водителей и повышение тарифов регионам

Новости 29 декабря 2022 Центробанк снизил стоимость ОСАГО для аккуратных водителей

Но глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что надеяться на снижение цен на полис аккуратным водителям с большим стажем все же не стоит. Страховая компания вправе повысить цены в новых границах коридора, а также пересчитать стоимость ОСАГО с учетом новых территориальных коэффициентов. «Изначально планировалось, что тарифный коридор будет расширен за счет отмены территориального коэффициента — он повышающий, как, соответственно, и коэффициент мощности. В итоге от этого отказались и решили просто расширить коридор, то есть поднять тариф без каких либо бонусов для водителей», — добавляет эксперт.

Территориальные коэффициенты

Согласно данным Российского союза автостраховщиков, из 262 территориальных коэффициентов по ОСАГО для автомобилей снижены 143, без изменений осталось 45. Соответственно, повышение затронуло 74 коэффициента.

Снижение коснулось практически всех крупных населенных пунктов, например, в Москве (с 1,9 до 1,8), Московской области (с 1,63 до 1,56), Санкт-Петербурге (с 1,72, до 1,64), Ленинградской области (с 1,27 до 1,24), Уфе (с 1,72 до 1,64), Казани (с 1,9 до 1,8) и Екатеринбурге (с 1,72 до 1,64).

Повышение территориального коэффициента в первую очередь коснулось небольших населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА. То есть регионы, в котором отмечается большое количество случаев страхового мошенничества в ОСАГО. Расходы на риски, как правило, закладываются в стоимость полисов. Коэффициенты выросли, в частности, в Республике Ингушетия (в Малгобеке — с 0.82 до 0.88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76), в Чеченской Республике (с 0,64 до 0,76), в Республике Дагестан (в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте — с 0,73 до 0,9, в прочих городах и населенных пунктах — с 0,64 до 0,84), а также в Севастополе и Симферополе (с 0,64 до 0,76).

Уфимцев объясняет, что сейчас разница между коэффициентами в регионах — трехкратная. «То есть в каком-то регионе коэффициент 0,6, то есть, получается, даже пониженный от базовой ставки, в другом — 1.8-2. Изменения, которые инициирует Банк России, направлены на то, чтобы подтянуть ближе к 1 те регионы, у которых коэффициент 0,6, чтобы у всех был примерно одинаковый региональный коэффициент».

Читайте также:  Как ИП получить ипотеку?

Другие коэффициенты

Банк России изменил также коэффициент по возрасту и стажу водителя. Например, для водителей от 16 до 21 года без стажа вождения тариф теперь умножается на 2,27 (ранее — на 1,93). Для неопытных водителей 22–24 лет коэффициент вырастет с 1,79 до 1,88. Для водителей 25–29 лет без стажа показатель почти не изменится. То есть ОСАГО для этих категорий автовладельцев точно подорожает. Что касается опытных водителей старше 40 лет и со стажем более 10 — то для них коэффициент снизили.

В апреле 2022 года введут новый расчет коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения). Для тех водителей, которые в течение года были признаны виновными в трех и более авариях, базовый тариф будет умножаться на 3,92 (сейчас — на 2,45). А для тех, кто десять лет не попадал в ДТП или не был признан их виновником, КБМ будет составлять не 0,5, как раньше, а 0,46. Для неопытных водителей, у которых еще нет истории КБМ, первый коэффициент будет составлять 1,17 вместо 1.

Увеличение выплат по ОСАГО

В Банке России поддержали законопроект Минфина по увеличению выплат при ущербе жизни и здоровью с 500 тысяч рублей до 2 миллионов и отмене учета износа деталей, пишут «Известия» со ссылкой на ЦБ. В Банке России сообщили изданию, что первое изменение может привести к подорожанию ОСАГО на 21%, а второе — еще на 27%. То есть в общем увеличение стоимости полисов может составить 48%. Между тем, в регуляторе полагают, что вводить эти изменения следует поэтапно: сначала повысить лимит выплат и не ранее чем через год отменить учет износа деталей транспортного средства.

Уфимцев отмечает, что после всех нововведений в ОСАГО получится новый продукт. «Да, это приведет к росту средней премии по ОСАГО. Но для опытных водителей это может быть несущественно и цена полиса может увеличиться на 500 рублей, а для молодого водителя или водителя спортивного автомобиля стоимость может увеличиться на 3-4 тысячи рублей, может, даже на 5 тысяч. У каждого это будет индивидуально».

Первое нововведение, касающееся увеличения выплат при ущербе жизни и здоровью, могут принять уже 1 января 2023 года.

Максимальная сумма возмещения ОСАГО при ДТП

Система автомобильного страхования в России периодически меняется. Это касается размеров выплат, тарифов и стоимости полисов. Важно успевать следить за нововведениями. Максимальная выплата по ОСАГО – предельно возможная сумма, которую может выдать страховая компания пострадавшему при возникновении ДТП. Есть 2 варианта компенсации: ремонт машины и денежная выплата.

Максимальная сумма возмещения по ОСАГО в 2022 году

возмещение осаго

ФЗ №40 фиксирует все новые моменты, которые касаются страховых случаев. Максимальная выплата компенсации по полису ОСАГО является фиксированной. Все зависит от того, какие повреждения были нанесены и кому: людям, автомобилю или другому имуществу.

При повреждении или тотальной гибели авто

Если автомобиль был поврежден в ДТП, то по ОСАГО он будет направлен на ремонтные работы. Компании по страховке обычно располагают своими СТО, но иногда происходят ситуации, когда они оплачивают затраты и в других станциях техобслуживания. Этот момент лучше уточнять в своей страховой фирме, не отправляя машину на ремонтные работы без предварительного согласования.

Размер компенсации зависит от результатов работы экспертов. Когда страхователю кажется, что выделенная выплата является заниженной, ему стоит позаботиться о проведение повторной независимой экспертизы. Если после этого не удастся добиться положительных результатов – следует обратиться в судебный орган.

В случае, если машину нельзя восстановить – это гибель автомобиля. В какой ситуации выносится данный вердикт? Когда стоимость ремонта будет превышать или равняться ценнику машины на момент дорожного происшествия.

В таком случае страховая компания компенсирует стоимость авто, либо выдаст наибольшую выплату, если ценник машины был выше 400 тыс. руб. Т.к. максимальная компенсация по ОСАГО – 400 тыс. руб.

За причинение вреда здоровью

Причинение вреда здоровью – это не только траты на лекарственные препараты, услуги сиделок и т.п. Фирма по ОСАГО может компенсировать заработную плату, которую потерпевший не получал во время лечения.

Если пострадавшему была присвоена группа инвалидности, то он может рассчитывать на дополнительные денежные средства. Также максимальная выплата часто полагается тем, кто получил тяжкие повреждения. Это нужно прописывать в тексте заявления.

Все расходы по здоровью не могут превышать максимальную выплату в 500 тыс. руб. Страховая фирма, когда определяет размер компенсации, опирается на нормативы, установленные законодательством. Если возмещение полагается нескольким лицам, к примеру, матери и детям, то страховая выплата будет разделена на равные части.

В случае смерти пострадавшего

Если пострадавший погиб в автомобильном аварии, по полису ОСАГО предусматривается максимальная выплата в 475 тыс. руб., которую получит выгодоприобретатель (перечень лиц установлен на законодательном уровне), а 25 тыс. руб. будут направлены на организацию похорон.

В случае составления Европротокола

Если ДТП оформлено по Европротоколу, то максимальная сумма выплаты составит 100 тыс. руб. С 01.10.2019 г. предельный размер возмещения может быть повышен до 400 тыс. руб.

Для этого нужно выполнить 2 условия:

  1. Мнение участников ДТП обязано совпадать по поводу деталей аварии, не должно быть разногласий в списке внешних повреждений авто.
  2. Водители зафиксировали данные по аварии через мобильное спецприложение «ДТП Европротокол».

ВНИМАНИЕ! При составлении Европротокола у каждого водителя, участвующего в ДТП, должен быть оформлен ОСАГО.

При обоюдной вине

Случаи по обоюдной вине регламентированы в законе об ОСАГО. В документе указано, что в подобных ситуациях компенсация назначается после того, как суд установит степень вины лиц. В этом же пункте есть уточнение: если степень вины не удалось установить, то страховая компания выплачивает денежные средства каждому водителю в равных долях.

Кто и как получает выплату по ОСАГО?

Компенсация назначается тем гражданам, которые были вписаны в полис ОСАГО и участвовали в страховом случае. Для получения максимальной выплаты необходимо обратиться к страховой компании, предоставив документ от ГИБДД и машину.

Есть ситуации, когда нельзя получит сумму за причиненный ущерб:

  1. если в ДТП участвовал гражданин, который не вписан в полис;
  2. если сумма компенсации превышает 400 тыс. руб.;
  3. если виновником аварийного происшествия стал ученик автошколы, а инцидент случился на территории учебной площадки.

Начисления назначаются по ОСАГО того участника ДТП, который считается виновной стороной.

Независимая экспертиза после ДТП

Для определения суммы выплаты, фирма назначает техническую экспертизу в течение 5 дней после того, как пострадавший подал заявление.

Экспертиза проводится при общих договоренностях (уточняется время и место), которые устаивают и потерпевшего, и эксперта.

С 24.08.2022 г. потерпевшая сторона обязана согласовать детали с экспертом минимум за 3 дня до самой процедуры.

Документы для получения выплаты

Потерпевший должен предоставить в страховую компанию следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • водительские права;
  • документ о регистрации машины;
  • страховку; в соответствии с договором (заполненный образец);
  • извещение об аварии;
  • акт по экспертизе;
  • документы, подтверждающие затраты владельца автомобиля.

Решение о конечном перечне документов принимает страховая компания.

Сроки подачи заявления страховщику

Заявление по страховке следует подать в течение 5 дней после происшествия. При этом полис должен быть действителен не меньше 1 года.

Срок выплаты ущерба

Выплата по ОСАГО предоставляется в течение 20 дней (праздники не учитываются). За этот период должна быть проведена оценка ущерба, который возник по причине аварии.

Если страховая фирма задерживает выплату по ОСАГО, то следует отправить страховщикам претензию в письменном виде. У пострадавшей стороны есть право требовать компенсацию неустойки: 1% от общей суммы за каждый просроченный день.

Что делать, если сумма выплаты по ОСАГО не устраивает

Водителю может показаться, что сумма выплаты по ОСАГО является специально заниженной, в такой ситуации потерпевшая сторона имеет право запросить итоги экспертизы, которая проводилась страховой фирмой.

Если в сумме замечена нестыковка, необходимо обратиться самостоятельно за независимой экспертизой. Ее итоги будут служить доказательством того, что назначенная компенсация не может максимально покрыть ремонтные работы.

Следующий шаг: попытка решить проблему мирно, для этого составляется досудебная претензия. Это следует сделать в течение 20 суток после того, как страховая выплатит потерпевшему заниженную сумму.

В случае, когда решение так и не было принято в пользу пострадавшей стороны, нужно обращаться в судебную инстанцию. Рекомендуется при этом воспользоваться помощью автоюриста.

Вывод

Получение максимальной суммы по ОСАГО в 2022 году – реальный вариант. Размер выплаты зависит от того, как и кто получил повреждения при аварийной ситуации на дороге.

Важно иметь предоставление о собственных правах и правильно действовать. Следует максимально серьезно относиться к каждому этапу общения со страховой фирмой. Внимательно собирать нужный пакет документов, в том числе и доказательную базу. Это позволит в случае возникновения проблем не растеряться, а обратиться за помощью в суд.

Ссылка на основную публикацию