Еще раз обновлены КБК на 2022 год

КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России

Ведомство напоминает (Письмо Минфина России от 22 сентября 2022 г. № 02-05-11/77361), что для формирования проектов законов / решений о бюджетах всех уровней на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов Приказом № 75н утверждены новые Перечни КБК, вступившие силу в сентябре текущего года. Будьте внимательны: действующие в настоящее время перечни кодов бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России № 99н, при составлении и исполнении бюджетов на 2022 год и плановый период не применяются!

Следующий необходимый для планирования нормативный акт – Порядок применения КБК № 85н. Напомним, что летом Приказом № 78н в него были внесены изменения, о которых мы уже рассказывали. Эти поправки должны применяться начиная с составления бюджета – 2022.

Кроме этого в целях составления проекта бюджета ведомство подготовило ряд сопоставительных таблиц.

Какие коды сопоставлены в таблице

Кому применять таблицу

Таблицы подойдут для любых учреждений: федеральных, региональных и муниципальных

Таблица предназначена для планирования расходов региональных бюджетов и учреждений субъектов РФ

Таблицы предназначены для планирования расходов федерального бюджета и, соответственно, федеральных учреждений

Таблица предназначена для планирования расходов внебюджетных фондов

Ну а поскольку проект Плана ФХД и бюджетной сметы составляется при формировании проекта закона / решения о бюджете, то рекомендации Минфина России в значительной мере касаются и учреждений всех типов.

Обратим внимание на некоторые особенности и изменения порядка применения КБК на 2022 год:

1. Обслуживание запасных пунктов управления органов власти

Закон № 31-ФЗ о мобилизациипредусматривает создание запасных пунктов управления (ЗПУ) органов власти / местного самоуправления, и подготовку указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени. Вышеназванными поправками в Порядок № 85н внесена специальная норма, согласно которой обязательное регламентное обслуживание ЗПУ, поддержание их в оперативно-технической готовности, включая расходы на предоставление субсидий на указанные цели, относится на разделы / подразделы, по которым отражаются расходы на обеспечение выполнения функций ГРБС, в ведении которого находятся ЗПУ.

2. Содержание и благоустройство территории населенного пункта

Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, отражаются по подразделу 0503 “Благоустройство”. Важно: данный подраздел корректно применять для отражения расходов на мероприятия по благоустройству при соблюдении двух условий:

  • эти мероприятия включены в правила благоустройства территории, утвержденные представительным органом муниципального образования;
  • на указанные расходы в местном бюджете запланированы соответствующие средства.

3. Нюансы формирования кодов целевых статей при реализации госпрограмм

С 2022 года реализацию госпрограмм регулирует специальный правительственный акт – Положение № 786. В этой связи в целях составления и исполнения федерального бюджета Приказом № 78н были внесены изменения в структуру кода целевой статьи федерального бюджета. Регионам рекомендовано использовать Положение № 786 для составления своих нормативных актов о реализации госпрограмм субъектов РФ .

По действующим нормам коды целевых статей бюджета субъекта РФ устанавливают региональные финорганы. Они же утверждают единую структуру программной / непрограммной части кода ЦСР, т.е. 8-12 разряды кода классификации расходов бюджетов. Требования о формировании 8-12 разрядов кода КРБ регионального бюджета по аналогии со структурой кода целевой статьи федерального бюджета не установлено. Но если на уровне региона принято решение о реализации госпрограмм субъекта РФ с учетом Положения № 786, то целевые статьи регионального бюджета могут включать следующие структурные элементы:

  • региональные проекты, обеспечивающие достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав нацпроектов;
  • региональные проекты;
  • ведомственные проекты;
  • комплексы процессных мероприятий.

Еще один нюанс: региональный / муниципальный финорган должен присвоить обособленное направление расходов в целевой статье расходов в целях достижения каждого результата регионального проекта, направленного на достижение соответствующего результата федерального проекта, входящего в состав нацпроекта.

4. Расходы бюджета за счет неиспользованных остатков МБТ

Расходы регионального или муниципального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные остатки федеральных МБТ , отражаются по направлению расходов 58000 “Целевые федеральные межбюджетные трансферты прошлых лет”, но только если на текущий год федеральный бюджет не планирует выделить такой же МБТ .

5. Горячая вода – по КВР 247

С 2022 года уточнен порядок применения КВР 247 “Закупка энергетических ресурсов”. В частности, закрытый перечень расходов по данному коду дополнен расходами на горячее водоснабжение. То есть теперь для расходов 2022 года прямо установлено, что по КВР 247 отражается оплата теплоснабжения, включая расходы не только на отопление, но и горячее водоснабжение.

6. Проезд, питание и проживание участников мероприятий

Теперь прямо установлено, что расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, а именно расходы на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, следует отражать по КВР 244.

7. КВР для предоставления грантов – в зависимости от типа получателя

В бюджете людого уровня могут предусматриваться средства на предоставление в соответствии с решениями местных властей юридическим и физическим лицам грантов в форме субсидий, в т.ч. по результатам конкурса. Выбор КВР для расходов на выплату грантов в форме субсидий (премий) будет зависеть от типа получателя:

  • физическим лицам – по КВР 350;
  • АУ и БУ – по КВР 613 и 623 соответственно;
  • иным некоммерческим организациям – по соответствующим элементам КВР 630;
  • коммерческим организациям, ИП, физлицам / производителям товаров, работ, услуг – по соответствующим элементам КВР 810.

Обратите внимание: если на этапе планирования предстоящих выплат определить тип получателя не представляется возможным, впоследствии средства можно будет перенести на нужные КВР, ведь БК РФ позволяет бюджетные ассигнования, предоставляемые на конкурсной основе, перераспределить путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете.

8. КВР для платы, взимаемой оператором электронной площадки

Закон № 44-ФЗ допускает взимание платы

  • за участие в электронной процедуре – с ее участника и/или лица, с которым заключается контракт,
  • за проведение электронной процедуры – с заказчика, при условии, что это разрешено Правительством.

Бюджетные ассигнования на плату, взимать которую оператор электронной площадки вправе по Закону № 44-ФЗ , отражаются по виду расходов 244.

Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года

С начала года всегда вступают в силу новые правила. В этом году законодатели тоже потрудились на славу и к началу 2022 года накопилось немало изменений, которые нужно учесть в работе. Подготовили подробный обзор изменений в налогах и бухгалтерском учёте.

В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по изменениям-2022.

Общие изменения

Новый перечень КБК. В целом по сравнению с прошлым годом КБК не изменились. Ввели только новый КБК для НДФЛ с базы свыше 5 млн руб. и исключили один КБК для уплаты НДПИ.

Новые возможности зачёта переплаты. Переплату по налогам теперь можно зачесть и в счёт уплаты страховых взносов. И наоборот, переплаченные взносы можно зачесть в счёт уплаты налогов.

Единый налоговый платёж для ИП. Предприниматели, которые перейдут на такой режим, будут платить налоги и сборы одним платёжным поручением без уточнения вида платежа, срока уплаты и принадлежности к уровню бюджета. ИФНС самостоятельно зачтёт суммы в счёт предстоящих платежей или недоимки.

Перейти на такой порядок уплаты можно будет только с 1 июля 2022 года и применять его по 31 декабря 2022 года включительно. Для этого нужно будет пройти сверку расчётов с ИФНС и подать электронное заявление.

Новый порядок получения и использования электронной подписи. С 1 января 2022 года выдавать квалифицированные электронные подписи индивидуальным предпринимателям и руководителям коммерческих организаций могут только ФНС России и её доверенные лица.

Новый налоговый режим — АУСН. С 1 июля 2022 года должен заработать новый режим — автоматизированная упрощённая система налогообложения. Пока только в качестве эксперимента в четырёх регионах: Москва, Московская область, Калужская область и Татарстан. Действовать будет для малого бизнеса с численностью до 5 человек и доходами до 60 млн руб. Ставка налога будет 8% для объекта «Доходы» и 20% для объекта «Доходы минус расходы» с минимальным налогом 3%. При этом страховые взносы за работников и фиксированные взносы ИП будет нулевые.

  • в 2022 году действует мораторий на надзорные проверки бизнеса, продлённый на 2022 год Постановлением Правительства № 1520 от 8 сентября 2022 ;
  • вступают в силу новая единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза ( Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 80 от 14 сентября 2022).

Изменения в бухгалтерском учёте

Отменены ограничения по способу передачи отчётности в электронном виде. В законе о бухучёте теперь закреплена возможность подавать бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в виде электронного документа не только через оператора ТКС, но и иными способами. Альтернативный способ — отчитаться в сервисе «Представление налоговой и бухгалтерской отчётности в электронном виде» на сайте ФНС РФ.

Отменена обязанность дублировать отчётность в органы власти. Если отчётность содержится в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчётности (ГИРБО), дублировать её в другие органы не нужно.

Стали обязательными для применения четыре федеральных стандарта бухгалтерского учёта:

  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»;
  • ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения»;
  • ФСБУ 6/2022 «Основные средства»;
  • ФСБУ 27/2022 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» .

Кроме того, принят закон, который существенно реформирует аудиторскую деятельность ( ст. 6 Федерального закона № 359-ФЗ от 2 июля 2022) .

Изменения в налоге на добавленную стоимость

Общепит не будет платить НДС. С 2022 года предприятия общественного питания смогут не платить НДС, если общий доход за прошлый год по данным налогового учёта не более 2 млрд руб., а доля доходов от общепита — не менее 70%. Новые организации и ИП, созданные в 2022-2023 годах, в год создания смогут сразу применять эту льготу.

С 2024 года для освобождения от НДС у действующих организаций среднемесячная зарплата за прошлый год должна быть не ниже средней по отрасли. У вновь созданных организаций и ИП в год создания зарплата за квартал, который предшествует использованию льготы, должна быть не ниже среднеотраслевой.

При перепродаже товаров, приобретённых у граждан, НДС нужно считать с межценовой разницы. С 1 января 2022 года при реализации некоторых видов электронной и бытовой техники, приобретённой у граждан без статуса ИП для перепродажи, НДС нужно будет рассчитывать с разницы между ценой продажи и ценой покупки. Раньше такой порядок применялся только при перепродаже автомобилей, приобретённых у граждан.

Перечень видов электронной, бытовой техники, для которых применяется такой порядок налогообложения, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1544 от 13 сентября 2022 . В список вошли бытовые пылесосы, стиральные машины, холодильники, морозильники, телефоны для сотовых и беспроводных сетей и некоторые компьютеры.

Изменено налогообложение продукции рыбоводства. Освободили от НДС реализацию (передачу для собственных нужд) племенных рыб, их эмбрионов и молоди. Для реализации любых видов форели установили единую ставку НДС 10%. Раньше реализация морской форели облагалась по ставке 10%, а форели пресноводной — 20%.

Изменения в налоге на прибыль

Новая форма декларации. Её нужно применять начиная с отчёта за 2022 год.

Смягчены правила учёта расходов на санаторно-курортное лечение. Расходы на санаторно-курортное лечение в России работников и членов их семей можно учитывать даже если:

  • договор заключён напрямую с санаторием, а не через туроператора или турагента;
  • изначально расходы несёт сам работник или члены его семьи, а работодатель затем их компенсирует полностью или частично.

Раньше для учёта таких затрат работодатель должен был заключать договор строго с туроператором или турагентом.

Уточнены правила амортизации имущества. Первоначальная стоимость основного средства после достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации изменяется независимо от размера остаточной стоимости, даже если объект основных средств был полностью самортизирован.

Если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования объекта основных средств не увеличился, нужно применять норму амортизации, определенную по первоначально установленному сроку полезного использования.

Эти правила применяли и раньше согласно разъяснениям Минфина, теперь они «прописались» в Налоговом кодексе.

При применении линейного метода в установленных случаях начисление амортизации прекращается независимо от того, закончился ли срок полезного использования амортизируемого имущества.

Уточнены правила формирования расходов на НИОКР. В отдельный вид расходов на НИОКР выделили расходы на приобретение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем:

  • по договору об отчуждении исключительных прав;
  • по лицензионному договору.
Читайте также:  Что значит комиссия при съеме квартиры

Приобретённые права должны использоваться исключительно для НИОКР.

Дополнен перечень расходов, которые нельзя учесть при расчёте налога на прибыль . Это платежи по возмещению ущерба, перечисляемые в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

Другие изменения по налогу на прибыль:

  • изменены правила формирования интервалов предельных значений процентных ставок по долгам, возникшим из контролируемых сделок ( п. 38 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022,п. 25 ст. 2 Федерального закона № 374-ФЗ от 23 ноября 2022 );
  • скорректирован порядок расчёта налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов российским организациям ( абз. 4 пп. «а» п. 6 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ от 17 февраля 2022 );
  • продлён срок действия ограничения по переносу на будущее убытков прошлых лет ( п. 40 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022 );
  • расширен перечень доходов иностранной организации, облагаемых у источников выплаты в России ( п. 48 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022 );
  • уточнён перечень СОНКО, стоимость безвозмездно переданного которым имущества можно учесть в составе налоговых расходов ( Федеральный закон № 104-ФЗ от 30 апреля 2022 );
  • введено ограничение суммарного объема льгот для участников региональных инвестиционных проектов (РИП), включённых в соответствующий реестр ( пп. «б» п. 42 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022 ).

Изменения в налоге на имущество организаций

Новая форма декларации. Её нужно применять с отчётности за 2022 год.

Введены единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей. С 2022 года все организации должны платить налог не позднее 1 марта, а авансовые платежи — в течение месяца после отчётного периода. Раньше срок устанавливали региональные власти.

Отменена обязанность включать в декларацию сведения об объектах, облагаемых по кадастровой стоимости. Правило действует начиная с налогового периода 2022 года. Если у организации есть только такие объекты, сдавать декларацию не нужно.

Введён порядок предоставления льгот по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости. Раньше льготы заявлялись в декларации по налогу на имущество. Но так как обязанность указывать такие объекты в декларации отменили, начиная с налогового периода 2022 года налогоплательщикам нужно будет направлять заявление на предоставление льготы. Без такого заявления льготу будут предоставлять на основе сведений, имеющихся у налоговой инспекции.

Определён порядок расчёта налога по уничтоженному (погибшему) имуществу. C 2022 налог на такое имущество не рассчитывается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения. Для этого нужно представить в ИФНС заявление .

Другие изменения:

  • изменения в перечне объектов, облагаемых по кадастровой стоимости власти субъекта Российской Федерации должны размещать в интернете в пятидневный срок ( п. 79 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022 );
  • утверждён порядок расчёта налога по объектам общей долевой собственности, облагаемым по кадастровой стоимости ( пп. «б» п. 79 ст. 2 Федерального закона № 305-ФЗ от 2 июля 2022 );
  • имущество, переданное в аренду, в том числе по договору лизинга, облагается налогом на имущество у арендодателя (лизингодателя) ( п. 49 ст. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона № 382-ФЗ от 29 ноября 2022 ).

Изменения в налоге на доходы физических лиц

Новая форма декларации 3-НДФЛ. Применять её нужно начиная с отчётности за 2022 год.

Изменения в форме 6-НДФЛ. Обновлённую форму нужно применять начиная с отчётности за 2022 год.

Изменены условия освобождения от НДФЛ компенсации стоимости путевок для работников. Теперь такие компенсации не облагаются НДФЛ, если:

  • путёвки приобретаются для детей до 18 лет, а также детей до 24 лет, учащихся очной формы обучения, родители которых не состоят в трудовых отношениях с работодателем;
  • работодатель выплачивает компенсации за счёт собственных средств и первый раз за год.

Введён новый вычет на фитнес. Вычет предоставляется в сумме фактических расходов, но с учётом ограничения для всей группы социальных вычетов в 120 тыс. руб. Получить вычет можно только если оплаченные виды услуг и оказывающие их организации входят в утверждённые перечни. Вычет применяется к доходам, полученным с 1 января 2022 года.

Изменены правила предоставления социального и имущественного вычетов работодателем. Теперь уведомление о праве работника на вычет работодателям будет направлять налоговая инспекция после обращения к ней работника. Раньше работник получал уведомление в налоговой и приносил его работодателю.

Изменения в транспортном налоге

Определён порядок прекращения расчёта транспортного налога по изъятым транспортным средствам. С 2022 года при изъятии расчёт налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором это произошло. Об этом налогоплательщик сможет сообщить в ИФНС заявлением .

Установлены правила расчёта транспортного налога по водному или воздушному транспорту в общей, долевой или совместной собственности. Налог нужно рассчитывать для каждого участника исходя из его доли. Для долевой собственности — пропорционально доле, для совместной собственности — в равных долях.

Прописано как считать налог, если в течение года появилось или прекратилось право на льготу. В таких случаях налог нужно рассчитывать с учётом коэффициента: число полных месяцев без льготы, делённые на 12. Месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный месяц.

Изменены формы для извещения налоговиков о наличии объектов налогообложения и о льготах :

Изменения в едином сельскохозяйственном налоге

Снижен лимит выручки для применения права на освобождение от НДС. Чтобы в 2022 году не платить НДС при применении ЕСХН, доход от реализации за 2022 год в рамках деятельности на ЕСХН (без НДС) не должен превышать 70 млн руб.

Кроме того, утвердили формат электронного уведомления о применении права на освобождение от НДС ( письмо ФНС России № ЕА-4-15/16426 от 25 ноября 2022 ).

Изменения в обязательных страховых взносах

Новый размер взносов ИП за себя. За 2022 год нужно будет заплатить 34 445 руб. на обязательное пенсионное страхование и 8 766 руб. — на обязательное медицинское. Итого 43 211 руб.

Новая форма РСВ. Применяется с отчётности за I квартал 2022 года.

Пониженные взносы для общепита. Субъекты МСП из этой сферы с численностью работников свыше 250 человек, но не больше 1 500, теперь тоже имеют право на пониженные тарифы: 15% вместо 30% с зарплаты, превышающей МРОТ.

Дополнены основания для представления СЗВ-СТАЖ в сокращенные сроки. Теперь в течение трёх дней нужно отчитаться, когда сотрудник обратился за срочной пенсионной выплатой и единовременной выплатой пенсионных накоплений.

Новые предельные величины баз для начисления страховых взносов. 1 032 000 руб. на обязательное социальное страхование и 1 565 000 руб. — на обязательное пенсионное.

Установлены пределы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Он остался на уровне 2022 года: 20% от суммы взносов, начисленной за прошлый год. В отношении работников предпенсионного возраста при направлении их на санаторно-курортное лечение этот показатель может быть увеличен до 30%.

Изменения в трудовом законодательстве и расчётах с персоналом

Новый МРОТ на 2022 год. Новая величина составила 13 890 руб.

Скорректировали правила расчёта страхового стажа для определения размеров пособий по болезни, беременности и родам. Теперь в стаж включают и периоды работы в иностранном государстве до получения гражданства в России, если есть международные договоры, предусматривающие суммирование стажа.

Отменили бумажные больничные. Пособия теперь будут назначать только на основании электронных больничных. Оформлять их будут по новым правилам . Бумажные больничные больше не применяются.

Утвердили правила возмещения расходов на оплату дополнительных выходных при уходе за ребенком-инвалидом. На 2022 переходный год были установлены временные правила. Теперь они утверждены на постоянной основе и по сути не отличаются от прежних.

Установили новые правила расчёта пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. От прежних они отличаются тем, что теперь при расчёте пособий для добровольных плательщиков взносов учитывают районный коэффициент.

Актуализировали порядок предоставления и оплаты отпуска пострадавшим на производстве. Правила привели в соответствие с механизмом прямых выплат.

Утвердили новый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Но список районов остался прежний, обновили только структуру документа в связи с изменениями в муниципально-территориальном устройстве страны.

Определили список документов для выплаты пособия и порядок их получения. Это связано с тем, что на постоянной основе начинает действовать механизм прямых выплат и переходом на электронные больничные. ФСС, страхователь и работник будут взаимодействовать и обмениваться документами по упрощённой процедуре.

Команда «Моё дело» держит руку на пульсе и всегда в курсе изменений. Все новшества мы учитываем в работе интернет-бухгалтерии и наши пользователи могут быть уверены, что заполняют отчёты и считают налоги строго по действующим правилам.

Изменения-2022 в деталях

Подарок для наших читателей — запись вебинара по предстоящим изменениям в налогах и бухгалтерском учёте. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

Таблица новых КБК для госзакупок

Коды расходов бюджетной классификации на 2022 год — это числовое шифрование доходных и расходных операций по КБК. Их используют для идентификации и упорядочивания финансовых потоков из бюджета. Чаще всего для закупок используют такую кодировку:

  • 000 0000 00000 00000 243;
  • 000 0000 00000 00000 244;
  • 000 0000 00000 00000 247;
  • 000 0000 00000 00000 510.

Назначение КБК

Все операции в бюджете проводятся автоматически. Движение денежных средств распределяется и систематизируется по специальным шифрам. По бюджетным нормативам, код БК на 2022 год по расходам бюджетного учреждения — это упорядочивание расходных операций бюджета по видам денег, уровням бюджета, направлениям расходов, целевому назначению (ст. 6 БК РФ). Для доходных операций тоже применяют специальные КБК. Такое распределение необходимо для определения степени исполнения бюджета и его планирования на дальнейшие отчетные периоды.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали КБК, которые использует бюджетная организация. Используйте эти инструкции бесплатно.

Все государственные учреждения проводят операции через кодировку бюджетной классификации. Нормативная база закреплена в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2019 (в ред. от 28.09.2020), а КБК обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (равно как и других обязательств) приведены в Приказе № 99н от 08.06.2020. В Приказе 99н утверждены коды на 2022 и на плановый период 2022-2023. А на 2022 и плановые 2023-2024 годы кодировки прописаны уже в другом распоряжении — Приказе Минфина № 75н от 08.06.2021.

С 01.07.2022 изменился перечень сведений, которые следует включать в план-график закупок. Теперь в графе с КБК необходимо указывать специальную кодировку для таких закупочных процедур:

  • приобретение объектов недвижимости;
  • подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий;
  • выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капстроительства, линейных объектов (КБК на капремонт в контракте и плане-графике — 000 0000 00000 00000 243).

Эту информацию указывают не только федеральные заказчики, но и региональные, и муниципальные организации, если их закупки софинансируются из средств федерального бюджета. Коды для объектов капитального строительства придется указывать в планах на 2022 год и следующие периоды (ПП РФ № 1799 от 07.11.2020).

Кроме того, Минфин подготовил очередной блок нововведений к Приказу № 85н от 06.06.2019. Существенных новшеств для закупочной деятельности в проекте приказа о внесении изменений в порядок формирования КБК нет, все коррективы касаются национальных программ и субсидирования отдельных категорий получателей бюджетных средств.

Структура КБК

Для всех типов учреждений действует единая структура кодировки — из 20 цифр. К примеру, расшифровка КБК 000 0000 00000 00000 510 — обеспечение исполнения контракта. Эта доходная кодировка состоит из 20 цифр. Различается только порядок формирования шифра для казенных учреждений и бюджетных (автономных) организаций.

В Приказе 85н указано, как узнать код бюджетной классификации: необходимо проверить структуру и сопоставить с регистрационными сведениями организации (раздел 3 приложения к Приказу 85н). Коды расхода бюджетной классификации (КРБК) формируются по такой структуре:

структура кбк расходов в 2022 году

У доходных кодов иная структура. Как пример, расшифровка КБК 000 000 00000 00 0000 130 в 2022 году — это доходы от оказания платных услуг. Учреждения получают эти средства, только если занимаются предпринимательской деятельностью. Вот как строится кодировка:

КБК для казенных, бюджетных и автономных учреждений

В каждом бюджетном шифре 20 символов. В Приказах № 99н (на 2022) и № 75н (на 2022) указано, что означает КБК 000 0 00 00000 00 0000 130, — это доходный код для поступлений от оказания платных услуг или работ, компенсаций затрат. А в Приказе 85н закреплен порядок формирования кодов: алгоритм различается по типу учреждения и направлению расходования средств. Для казенных учреждений действует более сложная система формирования кодировки (раздел 3 Порядка 85н):

  • первые три цифры — шифровка главного распорядителя бюджетных средств — ГРБС;
  • следующие четыре символа — это кодировка раздела и подраздела. Каждый уровень формируется из двух цифр;
  • КЦС — код целевой статьи расходов по бюджетной классификации в 2022 году. Состоит из десяти символов: пять — для программной, непрограммной статей, пять — для направления движения расходов;
  • КВР — код видов расходов. Трехзначная статья, определяющая цель использования денежных средств.
Читайте также:  Внучка от первого брака имеет право наследования?

Именно так и формируется КРБ для казенных учреждений. Бюджетники и автономные организации получают финансирование без разбивки по первым 17 разрядам — они нулевые. Взятый для примера КБК 130 бюджетной организации состоит из 17 нулей и определенного кода статьи (130 — доходы от оказания платных услуг). Последние три цифры для бюджетников и автономных учреждений ключевые — КВР определяют принадлежность и цель использования доведенных средств. Вот как узнать КБК организации по ИНН для проведения госзакупок бюджетникам и автономным учреждениям:

  1. По идентификационному номеру налогоплательщика определить тип учреждения.
  2. Определиться с объектом заказа.
  3. Скачать Порядок 85н и действующий приказ с перечнями КБК: в 2022 — Приказ № 99н, в 2022 — Приказ № 75н.
  4. Найти приложение № 4 к Порядку 85н и изучить группы кодировок.
  5. Выбрать искомый предмет закупки среди предложенных вариантов.

То есть чтобы узнать, какой КБК при оплате обеспечения гарантийных обязательств, следует проверить Приказ № 85н, открыть классификацию доходных кодировок и найти нужную позицию по виду дохода.

Бюджетные организации-заказчики используют два КВР для осуществления госзакупок. Актуальная таблица кодов бюджетной классификации КБК на 2022 год для закупочной деятельности бюджетников:

Объект закупкиКодировка для бюджетных и автономных учреждений
Капитальный ремонт и все виды расходов и заказов, связанных с капитальным ремонтом000 0000 00000 00000 243
Текущий ремонт000 0000 00000 00000 244
Закупка канцелярских (хозяйственных) принадлежностей000 0000 00000 00000 244
Приобретение топлива и горюче-смазочных материалов000 0000 00000 00000 244
Продукты питания000 0000 00000 00000 244
Коммунальные услуги000 0000 00000 00000 244
Содержание зданий000 0000 00000 00000 244
Приобретение товарно-материальных ценностей (в том числе и основных средств)000 0000 00000 00000 244
Энергетические ресурсы000 0000 00000 00000 247

Для госзакупок чаще всего используют код 000 0000 00000 00000 244: КБК 244 — Прочая закупка товаров, работ и услуг (приложение 4 к Порядку 85н).

Кодировка закупочных планов и ПФХД

Основа любой закупочной деятельности — планирование. После доведения денежных средств организации формируют и утверждают план финансово-хозяйственной деятельности. По утвержденному ПФХД разрабатываются планы-графики закупок (ст. 16 44-ФЗ). Поступление межбюджетных трансфертов для проведения госзакупок — 510 код: КБК 000 0000 00000 00000 510 — это дотации (в группе 500 «Межбюджетные трансферты»).

Расходная часть плана финансово-хозяйственной деятельности — это таблица с упорядоченными группами по видам расходов. Основной отраслевой код бюджетного учреждения на 2022 год, который заказчики указывают в ПФХД для всех видов госзаказа, — 000 0000 00000 00000 244, КБК на капитальный ремонт — 000 0000 00000 00000 243.

Кодировка плана-графика аналогична бюджетной росписи ПФХД. Совпадают не только шифры, но и суммарные величины по каждому КВР. В этом и состоит суть планирования — все выделенные на расходы средства надлежит перераспределить, отразить в плановых документах и потратить в полном объеме в соответствии с потребностями и целевой деятельностью заказчика.

Использование в системе госзакупок

Разберем основные проблемы с кодировкой, возникающие у бюджетных заказчиков:

  1. По какому КВР закупать обновление информационных систем — по 242 или 244? Для всех видов заказов, кроме капитального ремонта, используется КВР 244. Код видов расходов 242 не применяется у государственных организаций-заказчиков.
  2. Какую кодировку используют для проведения торгов за счет средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности? Закупки за счет приносящей доход деятельности проходят с теми же кодами, которые используются для госзаказа.
  3. По какой кодировке приобретать строительные материалы для капитального ремонта? Все закупки, связанные с капремонтом (в том числе реставрация государственных имущественных ценностей), проводятся по КБК 243. Для проведения заказа по приобретению строительных материалов для целей капитального ремонта (если только это не инвестиции в объекты капитального строительства) указываем код 000 0000 00000 00000 243.

Гарантийные обязательства от поставщика поступают по КБК для уплаты обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ — по коду 510. Корректный КБК обеспечения гарантийных обязательств по контракту — 000 0000 00000 00000 510.

И еще одно нововведение. С 01.01.2022 заказчикам разрешили проводить смешанные контракты на закупку горячей воды и теплоснабжения по КВР 247. Но есть ряд исключений: перед заключением контракта проверьте разъяснения Минфина из письма № 02-05-11/77361 от 22.09.2021. В 2022 комбинированные услуги разделяют по двум КВР: на 244 отражают затраты на теплую воду, а по 247 — расходы на теплоснабжение.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Очередные новшества в КБК на 2022 год: что еще нужно знать бухгалтерам бюджетной сферы

В прошлом месяце мы рассказывали об изменениях и нововведениях относительно применения некоторых КВР и КОСГУ. Но на этом история не заканчивается. Дополнительную порцию “новинок” в части использования отдельных кодов бюджетной классификации рассмотрим в этой статье.

Общая информация

Перечни кодов бюджетной классификации, которыми необходимо было руководствоваться государственным и муниципальным учреждениям в 2022 году, были утверждены приказом Минфина России от 08.06.2022 N 99н. Однако необходимо учитывать, что на смену этому нормативному документу в 2022 году пришел приказ Минфина России от 08.06.2022 N 75н. Поэтому, уважаемые бухгалтеры, при планировании доходов и расходов в наступившем году следует помнить о данном обстоятельстве. Ведь это знание в будущем поможет избежать претензий со стороны проверяющих в части некорректного применения КБК.

И, конечно же, как следствие, – подготовка новых сопоставительных таблиц (см., к примеру, информацию Минфина России от 07.12.2022 и 08.12.2021).

Кроме того финансовым ведомством доведены системные разъяснения по порядку применения кодов целевых статей классификации расходов бюджетов в части отражения расходов региональных и местных бюджетов на реализацию региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов (письмо Минфина России от 08.12.2022 N 26-04-09/99786). Отметим, что эта информация актуальна для органов власти и казенных учреждений!

Новое в КВР, КОСГУ и других КБК

Здесь можно начать с того, что скорректированы названия КВР 113 и 123, а также уточнен порядок их применения. Теперь их названия звучат несколько проще и короче, а именно:
– КВР 113 “Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам”;
– КВР 123 “Иные выплаты государственных (муниципальных) органов привлекаемым лицам”.

Так что же изменилось в порядке использования данных кодов?

В соответствии с п. 48.1.1.3 Порядка N 85н по КВР 113 отражаются осуществляемые вне фонда оплаты труда расходы учреждений на выплаты физическим лицам, привлекаемым учреждениями без заключения с ними трудовых договоров или договоров ГПХ. Начиная с 2022 года по КВР 113 можно производить расходы:
– не только если они предусмотрены законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами, но и локальными нормативными актами учреждения;
– не только для выполнения отдельных полномочий, но и для участия в мероприятиях.

Описание КВР 123 также немного расширено. Данный код используется при осуществлении расходов вне фонда оплаты труда на предусмотренные законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами выплаты физическим лицам, привлекаемым государственными (муниципальными) органами без заключения с ними служебных контрактов или договоров ГПХ как для выполнения отдельных полномочий, так и для участия в мероприятиях.

Вместе с тем обратим внимание, что осуществление расходов по КВР 123, если орган власти или местного самоуправления закрепит такую возможность в своем локальном документе, не предусмотрено. В этом и состоит отличие изменений, внесенных в описание КВР 113 – для учреждений и КВР 123 – для органов власти и местного самоуправления.

Также уточнено описание подстатьи 171 “Курсовые разницы” аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов. В Порядок N 85н внесено дополнение, что АнКВИ 171 для отражения кассовых поступлений и выбытий не применяется.

Относительно КОСГУ отметим следующее.

В 2022 году учреждения, получающие доходы в рамках заключенных концессионных соглашений, отражали их поступление по подстатье 129 “Иные доходы от собственности” КОСГУ. 20.11.2022 в п. 9.2.11 Порядка N 209н внесены изменения, которые должны применяться с 2022 года. Так, начиная с этого года, подстатья 12К “Доходы от концессионной платы” КОСГУ используется для отражения кассовых поступлений и выбытий. Соответственно, доходы концедента от концессионной платы, возникающие в рамках реализации концессионного соглашения, теперь должны учитываться по подстатье 12К КОСГУ.

И наконец, на наш взгляд, самое интересное новшество. В прошлом году безвозмездные поступления нефинансовых активов отражались по соответствующим кодам КБК 000 2 07 10000 00 0000 180 “Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации” (см., в частности, п. 14 Порядка N 85н). Но положения Приказа N 75н, в котором поименован перечень КБК на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, скорректированы приказом Минфина России от 17.11.2022 N 182н. В настоящее время такие поступления должны отражаться по новым детализированным кодам КБК 000 2 07 10000 00 0000 190 “Безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации”. Поэтому, дорогие читатели, будьте внимательны при получении, к примеру, основных средств в рамках безвозмездной передачи и не принимайте к учету такие материальные ценности “по старинке”, то есть по правилам недавно ушедшего 2022 года.

Еще по теме: Бюджетная (бухгалтерская) отчетность за 1 полугодие 2018 года: рекомендации Минфина России и Федерального казначейства по составлению

Коды бюджетной классификации (КБК) на 2022 год

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Актуальный перечень КБК на 2022 год

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Расшифровка структуры КБК

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
Читайте также:  Пенсия медицинским работникам за выслугу лет

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

КБК на 2022 год

Для создания плана бюджета на 2022 г., а также на 2023 — 2024 гг. Минфин обновил:

  • коды видов дохода бюджета и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджета;
  • коды подвидов по видам доходов бюджетов, администраторами которых являются ЦБ РФ, органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • коды главных администраторов доходов бюджетной системы РФ;
  • коды видов источников финансирования дефицитов бюджетов и выбранных к ним кодов аналитической группы;
  • коды главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджета;
  • коды главных распорядителей бюджетных средств;
  • коды целевых статей;
  • коды направленности расходов.

Подробнее с развернутым перечнем можно ознакомиться в Приказе Минфина РФ от 08.06.2022 № 75н «Об утверждении кодов (перечня кодов) бюджетной классификации РФ на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг)» Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2022 № 64794).

Для создания плана бюджета на 2022 год, а также планового периода 2023 — 2024 годов в приказ были добавлены новые коды направлений расходов для федеральных проектов в области туризма, атомной энергетики и железнодорожного транспорта.

Из установленного списка были исключены КБК четырех проектов:

  • «Экспорт образования»;
  • «Экспорт услуг»;
  • «Транспортно — логистические центры»;
  • «Улучшение критерий ведения предпринимательской деятельности».

Еще одна из перемен, которую разработал Минфин, является возможностью направлять единый налоговый платеж для организаций и ИП. В данном случае ИФНС станет самостоятельно учитывать определённые суммы в разрезе погашения условий по налогам и страховым взносам.

Согласно этим изменениям, налогоплательщикам нет необходимости указывать вид платежа, срок уплаты, принадлежность к определенному бюджету и иные реквизиты.

После оплаты единого налогового платежа, налоги и взносы можно считать уплаченными в момент, когда платежное поручение отправлено в банк, не раньше срока уплаты.

Представлена последовательность зачтения единого налогового платежа, которая состоит из:

  1. недоимки;
  2. предстоящих платежей;
  3. пеней, штрафов и процентов.

В данной последовательности сначала зачтут обязательства с ранним сроком образования задолженности и уплаты, после идут обязательства с наименьшими суммами. При совпадении сумм единый налоговый платеж будет распределен пропорционально.

КБК или же код экономической классификации — это обязательный 20-значный реквизит, который проставляется в налоговых декларациях, платежных и расчётных поручениях.

В новой редакции Приказа № 85н представлен порядок формирования и использования КБК, принцип назначения и их структура, справочник кодов разделов, подразделов, направления расходов и основные мероприятия.

Также в новой редакции отражены изменения структуры кода классификации расходов бюджета, который состоит из следующих частей:

  • Код ГРБС;
  • Код раздела и подраздела;
  • Код целевой статьи;
  • Код направления расходов.

В коде целевой статьи, который включает в себя 10 элементов, изменились наименования кодов:

  • В 3 элементе код типа структурного элемента (ранее — код программы);
  • В 4 и 5 элементе код структурного элемента (ранее — код основного мероприятия).

С данными изменениями можно ознакомиться в Письме Минфина РФ от 19.04.2022 № 02-05-10/29153.

07.08.2022 в перечень расходов по подразделу 1004 были добавлены выплаты ежемесячного пособия на проведение летнего отдыха детей военнослужащих или служащих, которые получили инвалидность вследствие выполнения служебных обязанностей.

В редакции приказа 85н представлены какие расходы следует относить на новый КВР — 247:

  • Оплата электроэнергии и теплоснабжения.
  • Оплата природного и сжиженного газа помимо заправки автотранспорта и бытовых баллонов.

Таблицу КБК на 2022 год на основании Приказа № 85н можно посмотреть на сайте Минфина РФ.

Если неправильно указать КБК

При неправильно введенных КБК деньги будут перечислены в другое муниципальное образование или в невыясненные поступления средств.

Так как КБК входит в группу реквизитов, которая позволяет квалифицировать принадлежность платежа, то при допущении ошибки ее можно исправить. Для этого необходимо подать заявление об уточнении вида принадлежности платежа — в ИФНС по налогам и в ФСС по страховым взносам.

На основании составленного заявления, инспекция или фонд примет решение о рассмотрении и уточнения внесенного платежа на фактический день оплаты налога или страховых взносов. Уточнить платеж можно также в случае, если он был перечислен в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Помимо этого, уточнить КБК можно в случае, если был ошибочно указан код налога (письмо ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125).

Обратите внимание, что платежи по пенсионным взносам нет возможности уточнить без подтверждения ПФР. Сначала ИНФС направит запрос на уточнение в ПФР, который в течение 5 рабочих дней утвердит запрос и сообщит в ИФНС, который в свою очередь примет окончательное решение об уточнении платежа. В ситуации с ФСС все проще, на уточнении взносов нет ограничений.

Суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» или «ошибочно перечисленные» налоги. К примеру, если в платежном поручении указали неверный КБК, плательщиком которого организация не является, то это не будет относиться к «излишне уплаченным», так как уплата произошла в случае технической ошибки при заполнении платежного поручения. При таких условиях организация имеет право затребовать зачет перечисленной суммы в счет платежа, который должен быть осуществлен изначально. Суды подтверждают правомерность таких требований со стороны плательщика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию