Новые правила по ОСАГО в действии

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 06.12.2021) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – международные системы страхования).

Судебная практика и законодательство — ФЗ об ОСАГО

“При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

учетная группа 4 “Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее – Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

“Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.”.

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее – Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Новости

Соответствующие поправки внесены в антиотмывочное законодательство.

Соответствующее Постановление от 30 декабря 2022 г. № 2579 подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Они предусматривают расширение границ тарифного коридора.

Для легковых автомобилей физлиц диапазон расширения базовых ставок вниз и вверх может составить 10%, для общественного транспорта – 4,9%, для других категорий ТС, включая такси, – 30%.

Банк России напомнил, что услуга по заключению договора ОСАГО должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика.

Напомним, они были продлены на 6 месяцев из-за пандемии COVID-19.

Для этого при оформлении страховки все водители должны будут предоставлять данные своего СНИЛС.

Банк России высказал свою позицию по данному вопросу.

Но в некоторых случаях получать диагностическую карту все же придется.

Особое внимание уделят сферам ОСАГО, аренды и финансового лизинга, обращения с животными и т. д.

В числе поправок также – установление особенностей оплаты больничного по уходу за ребенком до 8 лет, обновление методики определения расходов на ремонт ТС по договору ОСАГО, розыгрыш денежных призов среди привитых от COVID-19 граждан.

В Союзе напомнили, что несмотря на новые правила страхования прохождение техосмотра все еще обязательно.

Однако сама обязанность по прохождению техосмотра сохраняется.

Кроме того, по новым правилам электронный договор ОСАГО может вступать в силу со дня его заключения.

Норма, предоставлявшая страховщику соответствующее право, утратила силу с 1 мая 2019 года.

Два интересных дела — оба о “четвероногих” ДТП (в одном инциденте погиб пес, в другом — корова) — были возвращены ВС РФ на пересмотр.

ВС РФ отменил судебные акты трех инстанций, которые признали обоснованным требование потерпевшего-гражданина о взыскании страхового возмещения в рамках ОСАГО в денежной форме.

Также в августе вступят в силу нормы об “отвязке” процедуры оформления полиса ОСАГО от прохождения техосмотра, запрете использования уличного оборудования для воспроизведения звуковой рекламы, дополнительном “дальневосточном гектаре” и др.

А тем, кто решит получить диагностическую карту добровольно, планируется предоставить льготы.

Минтранс России выявил множество фальсификаций в этой области.

Изменения вступят в силу с 22 августа.

Соответствующий закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Она будет применяться с 20 сентября.

О возможной корректировке новых правил, передаче функций по аккредитации операторов техосмотра Росаккредитации и других инициативах по изменению регулирования в области техосмотра – в материале.

ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Это, как указал суд, прямая норма Инструкции № 157н.

На это указал Банк России в своих разъяснениях.

Такое обновление происходит каждый год 1 апреля.

Срок принятия страховщиком решения о возмещении может быть продлен на период просрочки представления потерпевшим имущества, но не более чем на 20 календарных дней.

Пакет правительственных законопроектов о правовом регулировании такой деятельности поступил в Госдуму.

ВС РФ отменил решения предыдущих инстанций и направил дело на новое кассационное рассмотрение во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

О самых важных законодательных решениях, по версии редакции и читателей портала ГАРАНТ.РУ, – в нашем материале.

В противном случае, напомнил Банк России, могут последовать санкции со стороны регулятора.

Сервис работает через мобильное приложение “Помощник ОСАГО”, интегрированное с Единым порталом госуслуг.

Главной целью ее создания будет полнота и достоверность собираемой информации по всем видам страхования.

Изменения вступят в силу 20 ноября.

В числе поправок также – обновление форм налоговых деклараций по НДС, налогам на прибыль и имущество организаций, бумажного ПТС.

Регулятор напомнил, что такие действия страховщиков не соответствуют требованиям законодательства.

Отметим, что в реестре операторов финансовых платформ пока числится всего две организации, и обеспечение возможности заключения договоров ОСАГО в сферу их деятельности не входит.

Напомним, что с 24 августа вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, направленные в том числе на расширение возможностей страховщиков в части индивидуализации страховых тарифов в зависимости от характеризующих владельца транспортного средства и водителей факторов.

В числе поправок также – увеличение окладов судьям, обязательная маркировка парфюмерии и фототоваров, возобновление внеплановых таможенных проверок и т. д.

Напомним, что до 30 сентября можно заключить договор ОСАГО без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра.

Регулятор также напомнил, что навязывание дополнительных услуг при продаже полисов по обязательным видам страхования влечет административную ответственность по ст. 15.34.1 КоАП РФ.

Новые правила будут действовать с 1 ноября.

Напомним, новым указанием расширяется тарифный коридор – предельные минимальные и максимальные значения базовых ставок тарифов.

Они направлены в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.

В частности, он указал на недопустимость замены страхователей и транспортного средства под видом изменений отдельных сведений в полисе.

В этом случае, как и при повреждении автомобиля, заключения экспертов могут различаться за счет использования разных технологических решений и погрешностей расчета.

Соответствующий законопроект о предупреждении нарушений антимонопольного законодательства направлен в Правительство РФ.

В числе поправок также – запрет анонимного пополнения электронных кошельков, актуализация реестра субъектов МСП, введение новых ставок таможенных сборов за выпуск товаров, сокращение перечня обязательных требований в сфере строительства.

Бизнес-омбудсмен направил письмо в Банк России, в котором предлагает пересмотреть правила страхования пассажиров для микропредприятий и ИП, оказывающих пассажирские перевозки.

А также уточнены требования, предъявляемые при техосмотре транспортных средств отдельных категорий.

В Госдуму поступил законопроект, направленный на доступность страховых услуг и усиление реальной страховой защиты наиболее незащищенных слоев населения.

Предложения и замечания по проекту можно направить в Банк России до 19 июля.

Предложения и замечания по проекту можно направлять в Банк России до 13 июля.

При этом держатели электронных полисов при въезде на территории стран системы “Зеленая карта” должны будут иметь их при себе в распечатанном виде.

Напомним, фотофиксация процедуры техосмотра транспортного средства будет применяться с 1 марта 2022 года.

Соответствующее положение вступит в силу 1 марта 2022 года.

Подписан закон об изменении системы тарификации по договору ОСАГО.

На это указал ВС РФ.

Соответствующие изменения внесены в Закон об организации страхового дела.

Так, например, теперь легковые автомобили, с года выпуска в обращение которых прошло от 4 до 10 лет подлежат техосмотру каждые 24 месяца, а если более 10 лет – каждые 12 месяцев.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте организации.

В частности, страховщикам планируется предоставить право самостоятельно устанавливать значения базовых ставок страховых тарифов в границах их максимальных и минимальных значений, определенных Банком России.

Напомним, закон обязывает владельцев транспортных средств, к которым в данном случае относятся и учреждения, страховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автотранспорта.

Банк России опубликовал соответствующее указание.

По мнению Суда, цена, указанная в договоре купли-продажи, самостоятельного юридического значения не имеет, поскольку в силу свободы договора и тех или иных мотивов сторон она может не соответствовать действительной стоимости.

Регулятор отметил рост количества обращений граждан с жалобами на затягивание оформления договора страховыми компаниями.

А в случае несогласия потерпевшего на увеличение срока ремонта он вправе требовать от страховщика выплаты соответствующей денежной суммы.

Об этом сообщил председатель профильного комитета палаты Анатолий Аксаков.

Изменения вступят в силу 2 января.

В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.

Так, например, речь идет про иски на сумму, не превышающую 500 тыс. руб.

На прошлой неделе в Госдуму был внесен компромиссный проект поправок в Закон об ОСАГО, направленный на изменение существующей системы тарификации ОСАГО.

Правда, рассматриваемое решение обжаловано в Апелляционную коллегию ВС РФ, слушание дела назначено на 17 декабря.

В частности, установлено, что в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме водителем может быть предъявлена не только копия полиса в бумажном виде, но и в электронном.

Например, для ситуаций, когда при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль в качестве марки указываются мотоциклы, базовый тариф по которым ниже.

Страховой полис виновника аварии, хотя и предусматривал срок страхования начиная с 00 ч. 00 мин. дня, в который имело место ДТП, но был выдан через несколько часов после аварии.

Ранее это было возможно в отношении ДТП, произошедших в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Напомним, что с 1 июня в некоторых случаях потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

Они будут применяться с 13 сентября.

В их числе: изменения порядка призыва в армию, обзор судебной практики по налоговым сборам, разработка памятки по переходу на электронные трудовые книжки, а также вступление в силу положений, разрешающих составление европротокола в электронном виде.

Возможность объединения автокаско и ОСАГО в одном продукте предусмотрена разработанным регулятором проектом Указания.

Фиксация аварии на территории организации, закрытой парковки или режимного объекта осуществляется по общим правилам.

Вместе с тем обратите внимание, что необходимые изменения в Правила ОСАГО, закрепляющие случаи и порядок оформления извещения о ДТП в электронном виде, на данный момент не внесены (хотя были подготовлены Банком России еще в июле).

Читайте также:  Почему ип может работать без печати

Разъяснения составлены совместно с Российским Союзом Автостраховщиков.

В их числе: возможная корректировка перечня документов, которые нужно показывать сотрудникам ГИБДД, перспективы сокращения рабочей недели и льготы по налогу на имущество для предпенсионеров.

Поправки касаются возможности предъявления электронного полиса ОСАГО как в виде копии на бумажном носителе, так и в виде электронного документа на электронном устройстве или носителе.

И предложили пути их решения.

Это станет возможным после запуска суперсервиса “Оформление европротокола онлайн”.

Страховщикам могут предоставить право определять подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений с учетом личностных характеристик страхователя.

В их числе – сервисы “Оформление европротокола онлайн”,”Пенсия онлайн”, “Имущество онлайн”, “Правосудие онлайн” и т. д.

Предлагается повысить размер штрафа и предусмотреть возможность лишения права управления автомобилем на срок до полугода.

Действующая методика не менялась уже почти пять лет.

При этом, до направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением к страховщику, к которому у потребителя есть претензии.

Он будет применяться с 1 июня.

Изменения касаются порядка заключения договора и перечня необходимых для этого документов, возможности составления электронного извещения о ДТП и т. д.

Таким образом кабмин планирует усилить контроль за ними.

В частности, это влечет применение повышающего коэффициента.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО

24 августа 2022 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.

Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.

Как было раньше

Стоимость полиса рассчитывалась как произведение базовой ставки на несколько коэффициентов. Раньше нижняя граница базовой ставки для легковых автомобилей была 2746 Р , верхняя — 4942 Р . Но страховая компания не могла выделить отдельного водителя и назначить ему базовый тариф меньше или больше, чем у других водителей в том же регионе.

На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.

Если водитель попадался пьяным за рулем, но ДТП при этом не совершал — стоимость полиса в будущем для него не менялась. Единственное, как водитель мог повлиять на стоимость полиса для себя, — через коэффициент бонус-малус , КБМ. Это коэффициент, учитывающий безаварийную езду. Если год проездить без ДТП по своей вине, КБМ уменьшается — пока не достигнет минимальной отметки. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.

Как теперь считают стоимость полиса

Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.

Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.

Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.

Границы базовой ставки тоже изменились: для легковых автомобилей нижняя граница составит 2471 Р , верхняя — 5436 Р . Изменения коснутся всех транспортных средств: граница базовой ставки сместилась на 10—30% в зависимости от категории. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку не ко всем водителям в регионе, а к каждому водителю персонально.

Как изменилась базовая ставка

До 5 сентября 2022 годаС 5 сентября 2022 года
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси2058—2911 Р1646—3493 Р
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси2746—4942 Р2471—5436 Р
Категорий B и BE, используемые как такси4110—7399 Р2877—9619 Р
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше2807—5053 Р2246—6064 Р
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно2246—4044 Р2134—4165 Р

Для кого полис станет дороже

Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:

  1. Лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека.
  3. Лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Оставление места ДТП. за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, в этот момент у человека нет водительского удостоверения и суд назначает наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Эти три года человек не может быть водителем.

Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.

Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:

  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика.
  2. Превышение скорости более чем на 60 км/ч — например, поездка с ветерком по городу со скоростью 120 км/ч.
  3. Выезд на полосу встречного движения.
  1. Нарушение должно быть неоднократным — то есть совершено два или более раза в течение года.
  2. Оно должно быть зафиксировано сотрудником ГИБДД и оформлено на месте. Нельзя применить повышенную ставку за нарушения, которые зафиксировала камера видеонаблюдения.

Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.

Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2022 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.

Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.

А еще появились «иные факторы»

В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.

Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.

Как это работает, проще всего объяснить на примере.

Допустим, страховая компания подбила статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 Р вместо 5436 Р , сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.

Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.

Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 Р . Сэкономить на страховке уже не получится.

Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.

Обзор новых правил ОСАГО

2022 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2022 году.

  1. С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2022
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения

    С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2022

    Проблем с автогражданкой в 2022 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

    Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

    Обзор нововведений по ОСАГО

    Нововведения по ОСАГО в 2022 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

    Повышенные тарифы для нарушителей

    Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

    В 2022 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

    • 4 и менее – 1,0;
    • 5-9 – 1,86;
    • 10 и более – 3,0.

    Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

    Новые правила техосмотра

    Правила прохождения техосмотра в 2022 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

    Согласно новому порядку с 22 августа 2022 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

    Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2022 г.

    Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2022) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

    Новые причины отказа в выплате

    В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2022 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

    Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

    • Виновник находился в алкогольном опьянении;
    • Он скрылся с места происшествия;
    • Не вписан в полис;
    • У него не было водительских прав.

    Все они незаконные и оспариваются в суде.

    Штрафы с камер

    Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

    Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

    Электронные приложения

    Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

    Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

    Другие изменения

    Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

    Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

    С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

    Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

    Ответы на вопросы

    В 2022 году страховка ОСАГО стала дороже?

    Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей.

    Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2022 году?

    Базовый тариф 2022 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

    Подведем итоги

    В 2022 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:

    Порядок действий с полисом ОСАГО при ДТП в 2022 году

    Развитие законодательной базы и цифровых технологий позволило изменить негативную ситуацию, складывавшуюся после дорожно-транспортных происшествий. Виновника столкновений на дороге никто не мог заставить оплачивать ущерб, который касался материальной стороны вопроса, а также здоровья пострадавших. Теперь для компенсации ущерба каждый водитель обязан иметь при себе бумажную или электронную версию полиса ОСАГО, а после ДТП произвести ряд действий, о них расскажет обзор.

    Законодательство России обязывает всех участников движения на трассах оформлять полис, исключение составляют те водители, которые двигаются со скоростью менее 20 км/час. Если у виновника аварии отсутствуют страховые документы, то и выплаты после ДТП по ОСАГО произведены не будут.

    Закон ограничивает суммы выплат по ОСАГО при ДТП. Материальный ущерб оценивается не более чем в 400 тыс. рублей, а за ущерб здоровью заплатят не более полмиллиона рублей. Если потерпевший недоволен суммой возмещения, он вправе составить исковое заявление в суд. Судебный орган примет решение о доплатах, если посчитает их правомерными. Компенсация морального вреда в рамках страховки не предусмотрена, за доплатами этого вида следует также обращаться в суд. В некоторых ситуациях страховая компания (СК) имеет право отказать в переводе средств: водитель, который устроил столкновение, и виновен в нем, не вписан в полис. Исключением служит страховка с неограниченным количеством лиц, все лица вправе управлять транспортом; столкновение произошло на занятиях в автошколе или во время испытания ТС на полигоне; страховая выплата по ОСАГО после ДТП, случившемся на предприятии при проведении погрузочно-разгрузочных манипуляций, также не предусмотрена. Запрет на страховые платежи невозможен, если автолюбитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. СК обязана выплатить компенсацию потерпевшим, если виновник скрылся с места дорожного инцидента. Однако автостраховщик вправе в свою очередь обратиться в суд, чтобы взыскать убытки с виновного гражданина.

    Что делать в случае ДТП?

    Эксперты в области страхования автотранспорта рекомендуют участникам движения, попавшим в аварийную ситуацию, не паниковать. Страховка в любом случае защитит их от непредвиденных положений с выплатами. Также в обязательном порядке нужно провести процедуру оформления ДТП по правилам страховщика. Это значит, что нельзя ни при каких обстоятельствах уезжать с места происшествия, необходимо дождаться наряд дорожной полиции и приступить к заполнению документов. Следует придерживаться основного алгоритма действий, алгоритм описан ниже. Правильное поведение водителя после аварии позволит добиться получения страховых выплат по ОСАГО.

    Что делать виновнику?

    Человеку, причастному к происшествию, следует действовать по схеме. Вызвать офицеров ГИБДД, если есть пострадавшие, позвонить по номеру 112 в службу спасения. При незначительных повреждениях транспортных средств можно оформить Европротокол, о нюансах этого документа будет написано ниже. Автомобиль должен оставаться на той точке, где произошла авария. Переставлять его нельзя, водитель должен обезопасить себя и всех окружающих дорожными знаками. Транспорт убирают с проезжей части, только когда полицейские зафиксируют особенности аварии. В период ожидания полицейского наряда делают видео- и фотосъемку поврежденного автотранспорта. Фотографии и видео впоследствии послужат доказательствами невиновности того или иного лица. Одновременно для получения страховки ОСАГО при ДТП записывают контактные данные всех его участников. Контролируют наличие в комплекте документов ГИБДД: извещения по форме ОСАГО, справки об аварии, протокола об административном нарушении. Если кто-либо из автовладельцев не соглашается с выводами представителей инспекции, об этом в протоколе делается запись. После подписания всех бумаг нужно не забыть поставить в известность о произошедшем своего страховщика. Теперь немного о Европротоколе. Этот документ был разработан для упрощения формирования документов об автомобильном происшествии без вызова автоинспекции. Европротокол экономит время и сокращает усилия на подписание кипы бумаг. Если автовладельцы согласны оформить протокол, то его после подписания в течение 5 рабочих дней отправляют в СК. Оттуда должен прийти вызов на технический осмотр ТС, далее принимается решение о возмещении трат на ремонт. Европротокол можно оформлять в следующих случаях: отсутствие жертв и пострадавших; сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей; в инциденте приняли участие не более двух машин; имущественного ущерба кроме причиненного автомашине нет; обе стороны согласны подписать протокол. Европротокол составляется от руки, обстоятельства излагаются в свободной форме, проставляются подписи сторон.

    Как действовать, если попал в ДТП и не виноват?

    Рассмотрим действия гражданина, уверенного в своей невиновности в произошедшем инциденте. Вызвать сотрудников госавтоинспекции. До прибытия наряда сфотографировать и снять на видеокамеру телефона место столкновения ТС, узнать у другой стороны контакты его страховщика. По приезду офицеров можно требовать проведения медицинского освидетельствования гражданина, причастного к аварии, если в этом имеются подозрения. После составления официальных бумаг и покидания места ДТП обращаются в страховую компанию, чтобы оформить денежные переводы или сертификат на ремонт по ОСАГО. Далее должна последовать экспертиза ТС, ее лучше проводить в присутствии виновной стороны, особенно, если машины слишком сильно разбиты. Проверить правильность заполнения всех бланков документов. Проверить число, проставленное в протоколах, от него будет отсчитываться срок переводов установленных СК сумм, период составляет 20 дней. В итоге владелец ТС дожидается поступления денег или сертификата на ремонт и отправляет машину в автосервис. Часто компенсационный платеж не окупает затрат на ремонт. Тогда собирают чеки, чтобы в дальнейшем требовать от страховой доплаты за проведенные в сервисе ремонтные работы. Все действия необходимо подкреплять официальными заявлениями.

    Обязан ли виновник извещать свою страховую?

    Независимо от того, каким образом оформляется ДТП по Европротоколу ОСАГО или в обычном порядке, обращение в СК служит обязательным мероприятием. Позвонить своему страховщику – обязанность каждого автовладельца, авто которого оказалось повреждено при столкновении. Если этого не сделать, то СК вправе отказать в выплате. При разговоре с представителем фирмы ему сообщают основные сведения о произошедшей на дороге ситуации. Нужно определить ее место и время, прояснить количество участников, пояснить, какие автомашины столкнулись. Обрисовать характер повреждения автомобиля, рассказать о количестве жертв или пострадавших, если они есть. Указывают номера и марки машин. Нередко представитель автостраховщика приезжает по вызову клиента и сам занимается составлением документации.

    Что делать, если виновный в аварии не признает свою вину?

    Из практики известно, что оформление ОСАГО после ДТП связано с возникновением конфликтов. Они инициируются из-за нежелания нарушителя правил ПДД признавать свою вину в столкновении. Не стоит устраивать перепалки на трассе, перепалки часто переходят в драки с опасным исходом. Если человек, находившийся за рулем, противится тому, что он стал основной причиной происшествия, вместо пререканий лучше обратить внимание на правильность действий. Нужно обязательно сфотографировать повреждения, а затем дождаться составления положенной в этом случае документации. Затем по плану требовать деньги, положенные в рамках полиса, или проведения ремонта машины у автостраховщика противоположной стороны. Нередко бывает, что сотрудники инспекции в непонятной ситуации предлагают подождать некоторое время, а потом определить виновника. Этого делать не следует, так как протокол составляется на месте, позже это сделать будет невозможно.

    Действует ли ОСАГО, если происшествие произошло на парковке или во дворе?

    Повреждение автомашины другим ТС на территории двора или паркинга является страховым случаем. Оформление ДТП можно провести по Европротоколу, если виновник не спорит, что его автомобиль стал причиной инцидента. Если согласие не достигнуто, придется обращаться в ГИБДД или даже в суд для выплат по ОСАГО, при ДТП, произошедшим на придомовых территориях и парковках. Падение сосулек, веток деревьев или повреждения, нанесенные авто пешеходом, не относятся к страховым случаям по полису гражданской ответственности.

    Заключение

    Некоторые автовладельцы не доверяют полису, считая, что ущерб в ДТП возместить хлопотно и иногда просто не педставляется возможным. Однако ситуация меняется в лучшую сторону, страховщики автомобильного транспорта стараются повысить уровень своих услуг и гарантируют компенсации, положенные по полису ОСАГО. Это связано с тем, что СК существуют в конкурентной среде, которая диктует условия повышения качества предоставляемых услуг. Иначе фирмы обанкротятся.

    Перед водителем встает главная задача четко запротоколировать нарушения ПДД и повреждения, полученные ТС. Тогда страховая переведет компенсацию, а автосервис отремонтирует автомашину в рамках условий двухстороннего договора.

    Читайте также

    Условия страхования по полису КАСКО в 2022 году

    Главным для КАСКО страхования автомобиля условием является то, что страховка оформляется только для ТС с возрастом менее 8 лет. При наступлении страховых случаев владелец автомобиля обязуется сообщить немедленно об этом в страховую компанию и полицию для фиксации события.

    На какой срок можно оформить полис КАСКО

    Каждый автовладелец может купить стандартную страховку, рассчитанную на год или оформить месячный полис. Обратите внимание, что при оформлении КАСКО оплата будет списываться со счёта автоматически ежемесячно до отключения данной услуги.

    Договор КАСКО: порядок заключения, форма, важные условия

    Договор КАСКО – дополнительная услуга, благодаря которой владелец поврежденного или угнанного автомобиля получает компенсацию от страховой компании. С помощью страховки можно возместить урон, принесенный повреждением, актами вандализма, природными явлениями, а также получить компенсацию в случае похищения.

    Все об ОСАГО 2022: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни

    Систему ОСАГО ждет очередная волна реформ. Страховщики планируют отказаться от территориальных коэффициентов и коэффициентов мощности, а также износа, а компенсируемый вред по здоровью поднять до 2 млн рублей. Из-за этого стоимость полисов по этой причине может вырасти. Осенью 2022 года в Госдуме должны начать обсуждение таких предложений. Разбираемся, как сейчас работают полисы ОСАГО, когда за их отсутствие штрафы начнут приходить с камер и что еще изменится совсем скоро.

    Содержание:

    Что такое ОСАГО?

    ОСАГО — это договор обязательного страхования автогражданской ответственности водителей. После заключения договора ОСАГО страховщик обязуется за обусловленную договором плату (ее еще называют страховой премией) при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу.

    Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого автовладельца.

    Зачем нужен полис ОСАГО?

    Полис ОСАГО нужен, чтобы застраховать ответственность каждого автомобилиста перед окружающими. При этом не всегда у граждан есть финансовая возможность компенсировать вред пострадавшим по их вине участникам дорожного движения. Именно по этой причине полис ОСАГО считается обязательным документом для каждого водителя и выезжать без него на дороги запрещено.

    Что покроет ОСАГО?

    Выплаты по ОСАГО положены за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автомобиля, на который оформлен документ и только в ситуации, когда ДТП произошло на территории России. Если застрахованный автомобилист станет виновником ДТП, его страховая компания выплатит денежную компенсацию стоимости ремонта поврежденных автомобилей потерпевших или же проведет ремонт в пределах определенной договором страховой суммы. Максимальная сумма выплаты по ОСАГО по «железу» чужому имуществу — 400 тыс. рублей.

    Статьи 17 сентября 2022 «Это эгоисты, из-за них проблемы». За езду без ОСАГО арестовывают

    Новости 18 августа 2022 В ГИБДД объяснили, как определить поддельный полис ОСАГО у виновника ДТП

    Если потерпевшим понадобится лечение, по ОСАГО за причинении вреда жизни или здоровью по полису можно получить до 500 тысяч рублей — такая выплата будет распространяться на каждого потерпевшего.

    Принцип работы ОСАГО такой: если в ДТП по вине застрахованного водителя будет поврежден чужой автомобиль и пострадает человек, каждую разбитую машину можно будет отремонтировать по ОСАГО на сумму до 400 тыс. рублей. Одновременно можно будет и покрыть расходы на лечение — на сумму до 500 тыс. рублей. Если разбито два автомобиля, каждый можно отремонтировать на сумму до 400 тыс. рублей. А если проблемы со здоровьем из-за ДТП возникли у двух человек, то лечение каждого также компенсируют на сумму до 500 тыс. рублей.

    Ущерб имуществу можно получить в следующих ситуациях:

    • застрахованный разбил один или несколько автомобилей или мотоциклов;
    • автомобилист повредил светофор, дорожные знаки и дорожные конструкции;
    • автомобилист повредил здание;
    • автомобилист наехал на пешехода и тот получил вред жизни или здоровью.

    При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

    • утраченный заработок/доход;
    • расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования).
    • дополнительно понесенные потерпевшим расходы:
    • на дополнительное питание;
    • на протезирование;
    • на посторонний уход;
    • на санаторно-курортное лечение;
    • на приобретение специального транспортного средства;
    • расходы, связанные с необходимостью профессиональной подготовки/переподготовки потерпевшего;
    • расходы, связанные с погребением потерпевшего;
    • возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

    Важно, что сам автомобилист-виновник поправлять собственное здоровье и чинить свою машину будет за свой счет.

    Что не покрывает полис ОСАГО

    • причинение вреда при использовании другого автомобиля, который не указан в договоре обязательного страхования;
    • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
    • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
    • загрязнения окружающей среды;
    • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
    • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
    • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
    • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
    • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
    • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
    • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

    Существует ли ОСАГО без ограничений

    Нет, но можно дополнительно застраховать некоторые риски при помощи полиса ДСАГО: дополнительно доплатить за страховку и получить возможность повысить возможные выплаты потерпевшему в случае ДТП. Например, если водитель устроит ДТП и ремонт автомобиля потерпевшего будет стоить не 400 тыс. рублей, а 1 млн рублей, то остальную сумму потерпевший может взыскать с виновника в рамках гражданского кодекса. Если у виновника будет оформлено ДСАГО на выплату до 1 млн рублей, полис покроет все убытки.

    Однако этот вид дополнительного страхования будет стоить дорого — в первый год пользования водителю придется оформлять и каско, да и сам размер доплаты существенен: он зависит от возраста и стажа вождения, а также от лимита покрытия сверху обязательной суммы 400 тыс. рублей и сравним с ценой полиса ОСАГО. В целом, как говорят сами страховщики, средняя выплата по ОСАГО составляет около 70 тыс. рублей, что делает ДСАГО неинтересным продуктом.

    Нужно ли всегда возить с собой полис ОСАГО?

    В случае оформления электронного полиса ОСАГО, возить с собой распечатанный документ не обязательно. Но желательно иметь его при себе — у инспектора ГИБДД не всегда есть техническая возможность оперативно выйти в интернет и проверить действительность страховки. Чтобы избежать таких проблем, страховщики вовсе настоятельно советуют всегда возить распечатанный полис ОСАГО в автомобиле.

    В чем разница между ОСАГО и каско

    Каско это — добровольная форма страхования собственного автомобиля и связанных с его владением рисков. В отличие от ОСАГО, водитель сам решает, оформлять ему каско, или нет. Условия договора по каско могут быть абсолютно разными: водитель может выбрать подходящие именно ему пункты. Например, если автомобиль популярной марки и модели среди угонщиков, стоит выбрать риск «угон».

    Также по каско можно застраховать практически любой риск:

    • повреждения в ДТП;
    • пожар;
    • падение деревьев и другие проблемы, связанные с качеством работы коммунальных служб;
    • полное уничтожение;
    • актуальные для водителя риски.

    На автомобили стоимостью от 2 млн рублей страховщики рекомендуют оформлять полис каско. Преимуществ несколько: в случае ДТП ремонт по страховке будет дешевле, чем без каско. Ведь без каско можно рассчитывать на выплаты по ОСАГО до 400 тысяч. Остальные придется взыскивать по суду в рамках гражданского делопроизводства. И часто бывает так, что у виновников просто нет таких денег и затраты на ремонт приходится возмещать годам, получая минимальные суммы от виновника. Каско также рекомендуется оформлять новичкам, которые смогут в случае неприятностей отремонтировать свою машину.

    Нужно ли оформлять ОСАГО, если есть каско?

    ОСАГО — обязательный вид страхования и полис каско без него не получить. Поэтому да, полис ОСАГО должен быть у всех.

    Расчет ОСАГО: стоимость и коэффициенты

    C августа 2022 года в России действуют новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО. Речь идет о так называемом коэффициенте страховщика. В списке есть такие пункты как, например, пол, профессия, марка машины и многое другое.

    По заявлениям Центробанка, использование страховщиками всей доступной информации о водителях повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнями риска и, соответственно, позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск. А влиять на риск могут разные факторы, в том числе нарушение правил дорожного движения или иные обстоятельства: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя и наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств и так далее.

    Страховщикам также важно, сколько человек будут допущены к управлению автомобилем и есть ли у страхователя в собственности другие транспортные средства. Наличие истории страхования будет плюсом, а предоставление недостоверных сведений при заключении договора — наоборот.

    ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях Версия для печати

    https://www.drom.ru/

    В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2022 год.

    Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2022 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2022 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

    Нарушители заплатят больше

    Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

    Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

    Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

    Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

    Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2022 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

    Доплата за некоторые автомобили

    Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

    Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2022 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

    В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

    Заявка на выплаты онлайн

    Также в 2022 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2022 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

    В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

    Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2022 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2022 году.

    Не прошел техосмотр — остался без выплат

    Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2022 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

    Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

    Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2022 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

    «Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

    В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

    Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

    Наконец, весьма вероятно, что в 2022 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

    По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

    Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2022 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2022 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

    «Вся система готова. Скорее всего, в 2022 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

    — рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

    Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

    Как видите, в 2022 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Ссылка на основную публикацию