Жалоба на незаконные действия руководителя

Коллективная жалоба на руководителя: образец 2022

Единый образец коллективной жалобы на руководителя нормативно не утвержден. Однако при составлении подобного документа обязательно нужно учитывать положения ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Образцы документов

Что такое жалоба и коллективная жалоба?

Понятие жалобы определено в упомянутом выше ФЗ №59 (ст. 4).

Жалоба — это обращение гражданина, в котором последний просит о принятии мер по восстановлению или защите его нарушенных прав. Претензия адресуется тому субъекту, который вправе привлечь нарушителя к ответственности или другим образом повлиять на разрешение конфликта.

Например, обращение относительно неуважительного обращения к клиентам со стороны продавца можно направить на директора магазина. Жаловаться на воспитателя в связи с невыполнением им своих обязанностей относительно воспитания и обучения детей необходимо заведующему ДОУ или в районный отдел образования. Претензия на чиновника из соцзащиты может быть направлена начальнику подразделения, где работает сотрудник.

Однако граждане могут обращаться не только в индивидуальном порядке, но и подавать коллективные обращения. Это прописано в ст. 2 ФЗ №59.

Коллективные жалобы оформляются и рассматриваются в том же порядке, что и индивидуальные обращения. Однако, с практической точки зрения наличие претензии, автором которой выступил не один, а несколько человек всегда вызывает больший резонанс. И это вполне объяснимо, ведь подача коллективной жалобы свидетельствует о многократности и систематичности нарушений.

Когда можно пожаловаться на руководителя?

Когда можно пожаловаться на руководителя

Действия или бездействие руководителя также может стать причиной подачи коллективной жалобы. Авторами претензии в таком случае становятся подчиненные – работники конкретного учреждения, заведения или предприятия. Не обязательно, чтобы обращение подписали все представители трудового коллектива. Для того, чтобы жалоба считалась коллективной, нужно, чтобы документ был подписан хотя бы двумя сотрудниками.

На самом деле, основания для составления и подачи кляузы на руководителя бывают самые разные. Однако если в роли жалобщиков выступают подчиненные, то логично, что причиной конфликта являются нарушения в сфере трудовых отношений.

Вот пример таких нарушений:

ненормальная продолжительность рабочего времени либо недостаточное время отдыха (раздел 4 ТК РФ, раздел 5 ТК РФ);

нарушения, которым подверглись сотрудники женского пола, а также физические лица, обремененные семейными обязанностями (глава 41 ТК РФ);

Конечно, это далеко не полный перечень возможных причин для подачи жалобы. Основанием для обращения могут послужить и другие факты, решения.

Куда жаловаться на руководителя?

Коллективные жалобы на руководителя можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние обращения адресованы вышестоящему руководству, внешние – уполномоченным государственным органам.

Рассмотрим конкретный пример:

В компании есть структурное подразделение – отдел по продажам. Начальник этого отдела регулярно позволял себе оскорблять подчиненных. Сотрудники решили написать коллективную жалобу и подать ее на рассмотрение генеральному директору компании. Последний провел внутреннее расследование и принял решение о лишении начальника-нарушителя премиальных выплат. В данной ситуации речь идет о внутренней коллективной жалобе, поскольку претензия рассматривалась исключительно внутри организации.

Внешние жалобы адресуются уполномоченным органам. Например, из-за регулярной недоплаты заработной платы работники завода решили пожаловаться на директора в прокуратуру. В этом случае обращение было направлено в другую организацию.

Вот перечень инстанций, куда может быть адресована коллективная жалоба на руководителя :

  1. Государственная инспекция труда в субъекте РФ – по нарушениям норм трудового законодательства.
  2. Полиция.
  3. Городской, районный или специальный прокурор – если есть основания полагать, что в действиях руководителя содержится состав преступления.

Кроме этого, для предотвращения трудового спора коллектив может подать заявление в профсоюзную организацию, при условии, что в компании создан и функционирует профсоюз.

Для разрешения трудового спора работники также вправе обращаться с заявлением в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Судебная форма защиты нарушенных прав работника предусматривает подачу иска с требованиями относительно восстановления нарушенного права и выплаты материального и морального вреда. При этом, несмотря на то, что в России уже частично работает институт коллективного иска, механизм подачи и рассмотрения подобных претензий конкретно в сфере трудовых отношений пока еще в достаточной мере не урегулирован.

Следует отметить, что в большинстве случаев наиболее оптимальным вариантом защиты интересов работников является обращение именно в трудовую инспекцию. Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет правоприменительные функции в сфере труда и занятости. Инспекторы Роструда уполномочены реагировать на поступившие к ним сигналы относительно нарушений в сфере трудового права, а также привлекать нарушителей к административной ответственности и составлять предписания относительно выявленных нарушений.

Что касается подачи жалоб в правоохранительные органы, то этот способ больше подходит для ситуаций, когда действия или бездействие руководителя могут содержать в себе состав преступления. В таких случаях правоохранительный орган будет инициировать проверку и возбуждение уголовного дела.

Как подать жалобу?

Как подать коллективную жалобу на руководителя

Для того чтобы подать коллективную жалобу на руководителя необходимо действовать в определенной последовательности.

Вот примерный алгоритм подачи обращения с претензиями:

  1. Определение конкретного основания для направления жалобы. На этом этапе следует очертить, какие именно решения руководителя будут выступать причиной обжалования.
  2. Определение круга лиц, которые будут выступать в роли жалобщиков. Как уже было отмечено, для того чтобы жалоба считалась коллективной, достаточно, чтобы документ был подан от имени хотя бы двух работников.
  3. Оформление документа. На этом вопросе более детально остановимся в следующем разделе.
  4. Подача жалобы вышестоящему руководству либо компетентному органу.
  5. Ожидание результатов рассмотрения обращения.

Что касается способов подачи жалобы, то документ может быть вручен адресату лично или направлен почтовой корреспонденцией. В некоторых случаях жалоба может быть направлена с помощью электронных средств связи, например, через официальные сайты или онлайн-приемные государственного органа.

Как оформить жалобу?

Вам также будет интересно:

В целом коллективная жалоба оформляется по тем же правилам, что и индивидуальное обращение. Ориентироваться необходимо на положения ФЗ №59 , согласно которому при составлении жалобы нужно соблюсти следующие требования:

  • письменная форма обращения;
  • наименование госоргана, ФИО должностного лица или другого субъекта, которому направляется обращение;
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • описание сути проблемы;
  • проставление личной подписи автора и даты составления документа;
  • при необходимости к обращению также прилагаются имеющиеся у жалобщика письменные доказательства и документы.

Коллективная жалоба подписывается авторами – работниками, которые жалуются на действия руководителя. Если в конце документа сложно уместить все подписи, подписать обращение может уполномоченный коллегами сотрудник, при этом добавив к документу приложение – лист с подписями и расшифровками подписей всех остальных жалобщиков.

Обращение нужно подготовить, как минимум, в двух экземплярах, одни из которых передается уполномоченному на рассмотрение обращения субъекту, а второй с отметкой о вручении остается у авторов документа.

Как описать суть претензии?

Как описать суть претензии

При составлении коллективной жалобы на руководителя важно, чтобы все работники, недовольные решением администрации, пришли к какой-то единой позиции. При этом оформлением обращения может заняться либо один уполномоченный сотрудник, либо определенная группа сотрудников.

В тексте обращения необходимо четко прописать, какие именно действия начальника стали основанием для обжалования, изложить все факты допущенных нарушений, а также выдвинуть конкретные претензии относительно защиты нарушенных прав и интересов.

В жалобе не обязательно ссылаться на конкретные нормы законодательства, перечислять, какие статьи законов были нарушены. Однако наличие в тексте ссылок на нормативно-правовые источники и законодательная аргументация – это дополнительная гарантия того, что уполномоченное лицо проведет более качественное рассмотрение полученной претензии.

Сроки рассмотрения коллективной жалобы

Коллективная претензия, направленная в госорган или в орган местного самоуправления, должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Отсчет этого периода начинается с даты регистрации письменного обращения. В исключительных случаях допускается продление срока, но не более чем на 30 дней. Это предусмотрено ст. 12 ФЗ №59.

Что касается жалоб, направленных работниками вышестоящему руководству, то подобные обращения должны быть рассмотрены в разумный срок. Обычно разумным считается срок 10-15 рабочих дней.

Вам также будет интересно:

Последствия подачи жалобы на руководителя

Поданная коллективная жалоба должна быть рассмотрена уполномоченным субъектом. По результатам решения принимается обоснованное решение.

Если будет установлено, что руководитель действительно допустил неправомерное поведение в отношении своих подчиненных, то к нарушителю следует применить соответствующие меры влияния.

Характер негативных последствий напрямую зависит от сути совершенного проступка. Вышестоящее руководство может применить к начальнику-нарушителю дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.

Если жалоба направлена в трудовую инспекцию, инспекторы проведут проверку поступившего сигнала. За результатами проверки руководителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а также вручить предписание об устранении допущенных нарушений.

Если в действиях руководителя будет выявлено содержание преступления, то в таком случае возможно привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. 145 УК РФ или по ст. 145.1 УК РФ).

Административный иск на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием.

Пример административного иска на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности
  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить жалобу на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение требований

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.

18 вопросов по теме

Добрый день! Как отменить постановление администрации города в земельной сфере по установлению неправомерного частного сервитута? Имеются еще два прохода и установление третьего в виде частного сервитута противозаконно. Мои права нарушены тем что я не могу из за сервитута поставить свой земучасток на кадучет для завкершения процедуры дооформления земучастка на котором стоит мой жилой дом.

Обращайтесь в суд с административным иском на администрацию. Можете взять за основу наш образец.

Читайте также:  Отказ в предоставлении отпуска

Здравствуйте. Скажите, если решение 2009г. МО города о нормативах коммунальных услуг было признано по КАС РФ (областным судом) противоречащим ФЗ РФ и недействующим, но только с 2016г. Возможно ли обязать МО города принять взамен нормативно правовой акт (решение Совета депутатов подписанного главой местного самоуправления города),если да, то опять по КАС в области ? или можно в городе…

К компетенции областного суда (статья 20 КАС РФ) относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бездействие представительного органа местного самоуправления обжалуется в районный (городской) суд.

На мое письменное заявление начальник отдела полиции ответил письменным отказом в выплате положенных мне надбавок по закону. Мне необходимо обратиться в суд с административным иском. Кого мне указывать в иске в качестве ответчиков? нач.отдела полиции и сам отдел полиции, или нач. отдела полиции и ГУ МВД?

В вашем случае имеют место быть не административные отношения, а трудовые, связанные со службой в органах внутренних дел. Поэтому в суд нужно обращаться с исковым заявлением о взыскании надбавок, а не с административным иском. Ответчиком в вашем случае будет работодатель — отдел полиции, где вы служите.

Начальником ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РО было вынесено предписание об устранении нарушения регламентируется ППР п. 74. Мне был предоставлен срок для устранения данного нарушения обязательных требований пожарной безопасности до 01.04.2022 г.
Что писать в просительной части если я не согласен с предписанием и тому есть доказательства.

В просительной части нужно признавать предписание недействительным (незаконным). Посмотрите ст. 227 Кодекса административного судопроизводства, возможно, используйте формулировку из полномочий суда по принятию решения по административному иску.

Доброе утро!
Нужно ли платить физ. лицу. государственную пошлину за подачу административного иска на действие/бездействие должностного лица?

Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы при подаче административного иска, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами. При подаче административного иска на действие/бездействие должностного лица (Письмо Минфина России от 10.05.2018 г. № 03-05-06-03/31294)

Доброе утро!
Нужно ли подавать административный иск на действие/бездействие должностного лица Минсоцтруда РОСТОВСКОЙ ОБЛ. в незаконном отказе на ежемесячные выплаты связи с рождением первенца. по основанием «в связи с отсутствием постоянной регистрацией» .

Если Вы считаете свои права нарушенными, можно подать административный иск. Но лучше не на действие должностного лица, а на решение органа власти об отказе в выплате пособия.

как можно лично подать в суд на главу района который отказывается принимать работы (муниципальный контракт 44 фз) демонтаж участка воздушно канатной дороги

Ответчиком по договору подряда в случае отказа принимать работы будет не глава района, а Администрация района (в лице муниципального органа). Исковое заявление необходимо подавать в арбитражный суд. Если Вы полагаете, что глава района лично препятствует исполнению обязательств, жалобу в отношении его действий целесообразно подать в проверяющие организации — ФАС, прокуратура, полиция.

добрый вечер! можно ли в административно исковом порядке по месту жительства обжаловать решение на постановление которого оставили в силе ГИБДД другого региона! или нужно отдельно обращаться в суд с жалобой на постановление по месту нарушение ПДД? спасибо!

Решение суда об оставлении в силе постановления ГИБДД о привлечении к административной ответственности обжалуется в вышестоящий суд. То есть если жалоба на постановление подавалась в мировой суд, следующая жалоба адресуется районному суду по месту совершения правонарушения. Если первоначальную жалобу рассматривал районный суд, значит, жалоба на решение суда адресуется в региональный суд. Обратите внимание, это не административное исковое заявление, это жалоба в порядке КоАП РФ.

Служба экологического надзора выписала мне административный штраф по результатам проверки предприятия, работником которого я не являюсь

Обжалуйте постановление о привлечении к административной ответственности в установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях порядке. Иного способа отменить наказание, кроме как обжаловать постановление, не существует.

Коллективная жалоба на руководителя

Если руководитель ущемляет права работников, превышает полномочия или грубит, то работники вправе подать на него коллективную жалобу. Документ подается вышестоящему начальству или в какой-либо контролирующий орган, в зависимости от иерархии подчинения. Целью обращения служит привлечение руководителя к ответственности или его увольнение.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Когда и кому работники могут пожаловаться

Работники могут составить жалобу на руководство в таких ситуациях:

  • Персонал принуждают к труду, который не прописан в трудовом договоре, должностной инструкции, или к труду в нерабочее время.
  • Работодатель не соблюдает сроки выплат, отказывается оплачивать больничный лист, платит «серую» зарплату.
  • Руководитель грубит персоналу, оскорбляет его.
  • На рабочем месте не соблюдаются правила охраны труда, например, не выдают спецодежду, СИЗ, страховочный инвентарь.
  • Нарушаются приказы вышестоящего начальства.

В списке представлены не все ситуации, а лишь наиболее частые.

Пожаловаться на руководство сотрудники могут вышестоящему начальству, в полицию, суд, налоговую, прокуратуру, инспекцию по труду.

Особенности подачи некоторых жалоб

Коллективную жалобу на непосредственного начальника пишут на имя руководителя организации. И только потом уже, если цель не будет достигнута, обращаются в контролирующие государственные органы и т.п. Если в организации есть комиссия по трудовым спорам или профсоюз, можно обратиться и туда.

На основании ст. 356 ТК РФ работники с коллективной жалобой могут обратиться в трудинспекцию. Документы отправляют в территориальное отделение почтой или относят лично.

Подача жалобы в прокуратуру установлена ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. Прокуратура, получив жалобу, инициирует проверку в отношении организации. Если им удастся найти подтверждение перечисленным в жалобе фактам, то руководство привлекут к ответственности. Действия могут быть такими: штрафы, увольнение, привлечение к административной или уголовной ответственности. Наказание зависит от конкретной ситуации.

При желании трудового коллектива взыскать с начальства материальный ущерб они могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.

К сведению! Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее получения. Это правило касается только различных ведомств.

Как подать жалобу

Способы подачи коллективной жалобы таковы:

  1. Передача лично в руки или через секретаря. Так можно передать документ руководителю организации, секретарям в судах, ведомствах и т.д.
  2. Почтовым отправлением. Способ подойдет для подачи жалобы в федеральные надзорные органы. Письмо должно быть заказным с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. Через интернет-приемную организации. В этом случае на сайте может быть своя форма, которую представителю работодателей придется заполнить.

В письменной форме жалобу можно напечатать на компьютере или составить от руки.

Как составить жалобу

Унифицированного бланка законодательством не предусмотрено, поэтому жалобу составляют в произвольной форме с соблюдением структуры, характерной для подобного рода документов.

Что нужно указать в коллективной жалобе на руководителя:

  1. В шапке пишут должность и ФИО адресата (руководителя организации или надзорного органа), ФИО отправителей. Если работников много, то лучше просто написать, что это коллектив сотрудников какого-то отдела, а список работников с указанием должностей и фамилий представить в конце жалобы или приложить к ней отдельным документом. Также в шапке указывают номер телефона ответственного за написание жалобы лица (представителя трудового коллектива).
  2. Наименование документа.
  3. Обстоятельства, которые побудили работников составить жалобу. Описывать нужно подробно, без включения разговорных и нецензурных слов. Нужно сдерживать проявление эмоций. При возможности следует подкрепить текст ссылками на законодательство.
  4. Просьба трудового коллектива. Как правило, просят разобраться в ситуации и принять меры. В критических ситуациях можно попросить уволить руководителя.
  5. Приложения к документу. Если есть доказательства: видео, служебная переписка, фото, то данный факт отражают в жалобе, а документы прикладывают к ней.
  6. В конце жалобы ставят свои подписи работники. Или, если недовольных начальством много, может расписаться только представитель коллектива, а остальные распишутся на отдельном листе, который также нужно приложить к документу.

К сведению! Документ необходимо распечатывать в 2 экземплярах. Один отправляют руководству, в прокуратуру или трудинспекцию и т.п., а второй представитель коллектива оставляет у себя.

Мы составили образец коллективной жалобы на непосредственного начальника, адресованной руководителю организации.

Образец коллективной жалобы на руководителя

Генеральному директору ООО «Гамма»
Лопухову Евгению Константиновичу
от коллектива работников отдела печати
тел. ответственного лица: 8 (909)123-45-67
(Русланов К.С.)

Коллективная жалоба на руководителя отдела печати Николаева М.И.

Мы, коллектив отдела печати ООО «Гамма», обращаемся к Вам по поводу неисполнения своих прямых обязанностей и грубого отношения к подчиненным руководителя отдела печати Михаила Ивановича Николаева.

Михаил Иванович систематически грубит подчиненным, используя нецензурные выражения и личные оскорбления. Мы предлагали ему решать рабочие вопросы в более уважительной манере, однако на наши просьбы он не реагирует. Нередко заставляет подчиненных работать сверхурочно, угрожая штрафами. Переработки не мотивированы какими-либо приказами или распоряжениями вышестоящего начальства.

1 ноября 2022 года работники отдела печати Саратов А.В., Кузнецова С.П., Архипов Г.Р. были вынуждены прибыть на работу для подготовки ежемесячного отчета, несмотря на то что это входит в обязанности руководителя отдела печати. На просьбу оплатить сверхурочную работу данные работники получили отказ в грубой форме, а выход на работу в этот день не был зафиксирован согласно Трудовому кодексу.

Также руководитель отдела печати допускает грубости по отношению к заказчикам ООО «Гамма», что плохо отражается на репутации организации.

В связи с изложенным просим разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Считаем, что необходимо снять Михаила Ивановича Николаева с должности.

Русланов / К.С. Русланов
Саратов / А.В. Саратов
Кузнецова / С.П. Кузнецова
Архипов / Г.Р. Архипов
Уткина / М.С. Уткина

Как защититься от действий недобросовестного директора

Директор общества, с одной стороны, всего лишь наемный сотрудник, который действует в интересах собственников бизнеса. С другой стороны, он осуществляет ежедневную деятельность от имени компании, вовлечен во все ее бизнес-процессы и, что немаловажно, обладает большими полномочиями по определению основных направлений деятельности общества. Полномочия директора достаточно велики, а его действия могут принести компании как прибыль, так и существенный ущерб, а иногда и полное разорение. Как можно минимизировать риски собственников бизнеса?

Какие полномочия предоставлены директору и какими документами?

К полномочиям директора ООО относятся все вопросы управления компанией, не отнесенные уставом общества и законом к полномочиям других органов управления, например совета директоров общества. Директор руководит повседневной, текущей деятельностью компании, осуществляет полномочия, установленные уставом и внутренней документацией компании, а также Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14 “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ).

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее деятельность ООО, можно определить следующие полномочия и обязанности, которые установлены в отношении директора компании.

  • действует от его имени без доверенности;
  • представляет интересы общества и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества;
  • издает приказы о назначении на должность, переводе, увольнении работников общества;
  • применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.

Данные полномочия определены ст. 40 Закона № 14-ФЗ. Но необходимо отметить, что уставом общества, трудовым договором и локальными актами общества директору компании могут быть предоставлены и другие полномочия.

К обязанностям директора относятся:

  • ведение списка участников общества, обеспечение соответствия сведений из списка фактическим обстоятельствам и сведениям из ЕГРЮЛ, если указанные полномочия не переданы иному органу (ст. 31.1 Закона № 14-ФЗ);
  • организация проведения собраний в ООО, ведение протокола общего собрания участников общества (ст. 37 Закона № 14-ФЗ);
  • хранение документов общества (ст. 50 Закона № 14-ФЗ).

Как можно минимизировать риски злоупотребления директором полномочиями?

Нередки случаи, когда директор выводит всю документацию компании и товарно-материальные ценности (ТМЦ) за пределы общества. Собственники, сменив недобросовестного директора, остаются только с дубликатами документов на руках, а директор с клиентской базой, ТМЦ и прочими наработками открывает свое собственное предприятие и осуществляет конкурирующую деятельность.

Для предупреждения вышеуказанных рисков я рекомендую:

  1. Проработать корпоративные документы общества, а именно устав. Он позволяет ограничивать порог сделок, которые директор может осуществлять без согласования с участниками общества, определить виды сделок, которые директор ни при каких обстоятельствах не может заключать сам без одобрения общего собрания участников.
  2. Проработать локальную документацию общества, в том числе трудовой договор и должностную инструкцию директора общества. Именно этими документами можно ограничить полномочия директора и предусмотреть запрет на работу по совместительству и осуществление предпринимательской деятельности, конкурирующей с обществом.
  3. Заключить с директором соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, определить список информации, которая относится к конфиденциальной, установить ответственность за разглашение конфиденциальной информации.
  4. Систематически проводить ревизии и независимый аудит деятельности общества, чтобы предупредить возможные махинации со стороны директора.
  5. Отнести контроль за ключевыми бизнес-процессами к компетенции общего собрания участников общества, в том числе предусмотреть, как вариант, право второй подписи одного из участников на всех, в том числе финансовых документах общества.
  6. Правильно организовать хранение документации и печати, они должны находиться в обществе, а не у директора дома. Директор должен иметь к ним ограниченный доступ.

Как избежать исков об истребовании документов и ТМЦ у бывшего директора?

Бывший директор обязан передать документацию общества и ТМЦ новому руководителю после прекращения своих полномочий. Однако на практике нередки случаи, когда бывший директор отказывается выполнять эту обязанность.

Снизить риски споров с директором по указанному поводу поможет юридически грамотное оформление процесса передачи документов и ТМЦ еще до назначения директора. Для этого следует:

  • зафиксировать список ТМЦ и документов, переданных на хранение директору, в локальном нормативном акте общества (например, в положении о директоре). При приеме директора на работу ознакомить его с указанным актом под подпись. Также такие условия можно закрепить непосредственно в трудовом договоре с директором, при этом нужно убедиться, что директор получил на руки свой экземпляр договора;
  • прописать в локальном нормативном акте общества или в трудовом договоре сроки и процедуру передачи документов и ТМЦ новому руководителю. Установить обязанность директора передать документы и ТМЦ по акту приема-передачи, а также ответственность за нарушение сроков передачи;
  • после назначения директора оформить передачу документов и ТМЦ актом приема-передачи. Этот шаг зафиксирует факт передачи документации и ТМЦ;
  • нотариально заверить копии учредительных документов компании и хранить их у участников на случай конфликтного увольнения директора.

Если директор отказывается добровольно передать документы и ТМЦ, рекомендуем направить ему соответствующее письменное требование и уведомить о последующем обращении в суд при невыполнении требования. Если этот шаг не привел к результату, решать вопрос придется в судебном порядке. Такие споры относятся к категории корпоративных и рассматривает их арбитражный суд.

Отметим, что суды обязывают бывших директоров передать обществу документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, если эти документы содержатся в перечне, утвержденном законом или актами общества. В отношении документов, обязанность хранить которые на директора не возложена, суды требования компаний об истребовании этих документов и сведений не удовлетворяют.

Прежний директор ООО после отстранения от должности не передал новому директору документы ООО. Новый директор письменно обращался к прежнему директору с требованиями о предоставлении документов, однако требование исполнено не было, в связи с чем дело перешло на рассмотрение в суд.

Рассмотрев материалы дела, суд разъяснил следующее: новый директор должен передать документы, перечень которых определен законом и уставом общества, в то время как передавать иные, дополнительные, документы прежний директор не обязан.

В силу ст. 50 Закона № 14-ФЗ общество обязано хранить документы, перечень которых указан в п. 1 названной нормы, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Согласно ст. 32 и ст. 40 Закона № 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом. Директор как исполнительный орган общества отвечает за сохранность документов.

Читайте также:  Договор поставки товара с 50% предоплатой - образец

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402 “О бухгалтерском учете” при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.

Таким образом, в обязанность директора входит обеспечение сохранности всех документов, имеющих отношение к обществу, и передача их впоследствии новому руководителю.

Однако бывший директор обязан передать лишь те документы, которые подлежат передаче исходя из норм закона о бухгалтерском учете, Закона № 14-ФЗ либо положений устава общества. Новый директор, помимо перечня обязательных к передаче документов, требовал от прежнего директора передать дополнительные. Суд отказал в удовлетворении этого требования.

Привлечение к ответственности бывшего директора и взыскание убытков с директора

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 44 Закона № 14-ФЗ при осуществлении прав и исполнении обязанностей директор должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Этой же статьей установлено, что директор несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием). Следовательно, если в связи с действиями директора у компании возникли убытки, они должны быть возмещены.

Собственник может потребовать возмещения:

  • средств, уплаченных директором по сделкам, заведомо невыгодным для компании;
  • средств, переданных контрагенту без подтверждающих документов;
  • стоимости утраченного имущества;
  • упущенной выгоды;
  • расходов, которые необходимо произвести на восстановление нарушенного права и т. д.

В судебном процессе обществу необходимо будет доказать неразумность или недобросовестность действий директора.

При этом под недобросовестностью понимаются, например, действия директора при условии конфликта между его личными интересами и интересами компании, сокрытие директором сведений о совершенной им сделке или представление недостоверных сведений о ней. Недобросовестностью будет являться и удержание директором после прекращения своих полномочий документации, касающейся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для компании (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 62 “О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”).

Важно понимать, что даже при наличии положительного судебного решения процесс передачи бывшим директором документации может сильно затянуться. Однако общество может сподвигнуть бывшего директора к скорейшей передаче документов с помощью еще одного законного инструмента – судебной неустойки.

Бывший генеральный директор общества не передал новому директору бухгалтерскую документацию (договоры беспроцентного займа, расходно-кассовый ордер).

Новый директор обращался к прежнему с письменным требованием о предоставлении указанных документов, однако ответа на него не получил. Конфликт пришлось разрешать в судебном порядке, в иске общество просило обязать прежнего директора в течение трех дней с даты вступления решения в законную силу передать оригиналы указанных документов, а также взыскать с ответчика судебную неустойку.

Суд удовлетворил требования общества и дал следующие разъяснения.

Общество обязано вести и хранить бухгалтерскую документацию. Ответственность за организацию хранения этих документов несет руководитель организации – директор. В данном случае ответчик, не имея на то законных оснований, удерживает документы общества и добровольно не исполняет обязанность по их передаче, чем создает значительные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности общества.

Требования истца о взыскании неустойки также подлежат удовлетворению. На основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта (судебная неустойка) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства, а также к исполнению судебного акта. Судебная неустойка присуждается по заявлению истца одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Суд посчитал, что в рассматриваемом деле размер судебной неустойки должен составлять за первую неделю неисполнения 1 тыс. руб., за вторую – 2 тыс. руб., за третью – 4 тыс. руб., за четвертую – 8 тыс. руб., начиная с пятой недели – по 16 тыс. руб. за полную неделю просрочки.

При этом суд разъяснил, что назначение судебной неустойки будет мотивировать бывшего директора в кратчайшие сроки передать истребуемые документы и поспособствует скорейшему исполнению решения суда и соблюдению прав общества.

В заключение отмечу, что зачастую решить конфликт с бывшим директором удается мирно при условии должной юридической поддержки собственника. Однако в некоторых случаях разрешить спор может только суд. При этом процессы истребования документации в судебном порядке и доказывания убытков довольно трудоемки и сложны, поэтому рекомендую привлекать для сопровождения таких споров профессионалов.

Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2022 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

При неясности положений КАС РФ рекомендуется обратиться к разъяснениям Верховного Суда РФ в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2022 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Копию заявления и приложенных к нему документов рекомендуется направить другим лицам, участвующим в деле, приложив к заявлению документы, подтверждающие их направление.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Читайте также:  Существует ли срок давности по штрафам ГИБДД

Тем не менее, законодательством предусмотрена возможность обжаловать отказ в принятии заявления, оставление без движения и возвращение путем подачи частной жалобы в вышестоящий суд ( ст. 128-130 , ст. 313 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Куда обратиться с жалобой на работодателя?

Куда обратиться с жалобой на работодателя — частый вопрос, возникающий у сотрудников организаций, в отношении которых допускаются нарушения требований трудового законодательства. Перечень инстанций, уполномоченных контролировать соблюдение норм права, рассмотрим в предложенной статье.

Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ

Вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, возникает у работников достаточно часто, и законодательство предусматривает значительное количество надзорных инстанций, которые имеют право проводить проверки соблюдения требований трудового законодательства. Перечень способов, при помощи которых гражданин может защитить свои трудовые права, перечислен в ст. 352 ТК РФ.

  • Самозащита своих прав. Согласно требованиям ст. 379 ТК РФ сотрудник может отказаться от порученной работы (предварительно письменно оповестив об этом администрацию) в случаях, если такая работа представляет угрозу для его жизни (здоровья), не предусмотрена контрактом, или при задержке зарплаты на срок больше чем 15 дней.
  • Защита прав при содействии профсоюза или иного объединения работников. Не стоит забывать, что ст. 370 ТК РФ наделяет профсоюз, его представителей и образуемые им органы широкими правами по контролю за соблюдением администрацией организации требований ТК РФ, локальных актов и коллективного договора.
  • Обращение в органы государственной власти (трудовую и налоговую инспекцию, органы прокуратуры и т. д.).
  • Обращение в судебные инстанции в случаях несогласия с решениями комиссий по трудовым спорам, государственных органов и должностных лиц, а также непосредственно по вопросам, перечисленным в ст. 391 ТК РФ.

Как подать жалобу в профсоюз

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы, а также уполномоченные ими представители (инспекторы) вправе производить проверку условий труда, охраны труда, а также фактов нарушения трудового законодательства со стороны руководства организации.

Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.

По результатам проверок обращений граждан либо контрольных мероприятий профсоюз направляет в администрацию организации требования по устранению выявленных нарушений. Соответственно, администрация обязана принять необходимые меры, а также в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения и проделанной работе по ликвидации нарушений.

При этом в случае бездействия руководства компании профсоюзные работники вправе самостоятельно обращаться в государственные органы или суды, а также иными способами защищать членов своих организаций.

Следует помнить, что ст. 370 ТК РФ не определяет способы подачи жалобы в профсоюз, поэтому при наличии такой необходимости можно как обратиться лично к соответствующему профсоюзному работнику, так и направить свою жалобу по почте. Срок рассмотрения жалобы определяется уставом каждой конкретной организации и не может превышать одного месяца.

Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров

Обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) — еще один способ защитить свои права сотруднику компании. Согласно требованиям ст. 384 ТК РФ такая комиссия может быть образована по инициативе как администрации, так и трудящихся. При этом администрация не вправе уклониться от делегирования в комиссию своих представителей.

КТС образуется на основе равного участия представителей администрации и работающих, которые делегируются общим собранием работников. В ходе работы комиссии избирается ее председатель, заместитель и секретарь. Решения комиссии оформляются письменно в форме протокола.

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия уполномочена рассматривать споры между администрацией и работниками, которые не были разрешены путем самостоятельных переговоров сторон. При этом работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев с момента нарушения его прав.

Поданное заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение 10 дней. При этом согласно ст. 387 ТК РФ жалоба рассматривается в присутствии работника. Также комиссия вправе пригласить представителя администрации, свидетелей, экспертов, затребовать необходимые документы и материалы у администрации.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия тайным голосованием принимает решение. После принятия решения у сторон спора имеется 10 дней на его обжалование в судебном порядке. Если оно не обжаловано, то должно быть исполнено администрацией в течение 3 дней.

В том случае, если виновная сторона затягивает с исполнением решения, работник согласно ст. 389 ТК РФ может получить специальный документ — удостоверение, которое может быть отнесено судебным исполнителям для принудительного исполнения решения КТС.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн

Самый частый ответ практиков на вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, — в Государственную инспекцию труда. ГИТ в силу положений ст. 354 ТК РФ является единым и специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением именно трудового законодательства.

Статья 357 ТК РФ наделяет инспекторов данной службы широкими полномочиями. В частности, инспекторы вправе:

  • посещать организации и ИП в целях проверки соблюдения норм трудового права;
  • истребовать у работодателей все необходимую информацию, проводить расследование несчастных случаев;
  • выносить предписания о необходимости устранения нарушений компаниями, привлекать их и их должностных лиц к административной ответственности;
  • обращаться в судебные органы с требованиями о ликвидации организации при обнаружении нарушений правил охраны труда и т. д.

Основным способом реализации полномочий по надзору за соблюдением администрациями организаций норм трудового права является проведение документарных и выездных проверок конкретных компаний. Одним из оснований для проведения проверки является жалоба в трудовую инспекцию на работодателя.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб

Нормы ТК РФ не определяют специальных особенностей подачи обращений в инспекцию. В связи с чем практикам в этом вопросе следует руководствоваться положениями закона «О порядке…» от 2.05.2006 № 59-ФЗ. Согласно ст. 8 закона № 59 жалоба должна быть подана письменно в соответствующее территориальное подразделение инспекции. В течение 3 дней жалоба подлежит обязательной регистрации, после чего гражданину должен быть дан ответ по существу поставленных вопросов в месячный срок.

Второй способ обращения в инспекцию, согласно ст. 13 закона № 59, — в ходе личного приема граждан руководством либо уполномоченными сотрудникам инспекции. График личного приема указывается на сайте подразделения инспекции.

В рамках личного приема устная жалоба регистрируется в карточке регистрации обращений. Соответственно, ответ на жалобу может быть дан по желанию заявителя устно либо письменно. Также в ходе личного приема может быть принято и письменное обращение, которое будет рассматриваться в указанные выше сроки.

Еще один способ обращения в инспекцию — онлайн-жалоба в трудовую инспекцию на работодателя. Данная жалоба подается посредством заполнения электронного формуляра на сайте инспекции. При необходимости приложить какие-либо документы они также направляются в электронной форме.

Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.

Жалоба в прокуратуру

На вопрос о том, куда подать жалобу на работодателя, отвечают также нормы закона «О прокуратуре…» от 17.01.1992 № 2202-I. Проводить проверки соблюдения требований законодательства вправе также прокурорские работники в соответствии со ст. 21 закона № 2202-I. Основанием для проведения проверки в организациях является информация, поступившая в органы прокуратуры (в том числе содержащаяся в жалобах граждан), о нарушениях законодательства о труде.

Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:

  • посещать территорию предприятий и организаций, требовать предъявления необходимых для проведения проверки документов;
  • проводить осмотры, ревизии, привлекать экспертов и специалистов для осуществления данных мероприятий;
  • истребовать объяснения с граждан и руководителей организации, вызывать их для дачи объяснений и т. д.

По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.

Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.

Обращение в суд

Один из самых частых ответов практиков на вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя, — в суд. Компетенция судебных органов по рассмотрению жалоб на администрацию организации определена в ст. 391 ТК РФ. Соответственно, в суде могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, которые ранее рассматривали жалобы работника (КТС, трудовых инспекторов и т. д.).

Кроме того, в ч. 2 ст. 391 ТК РФ содержится перечень вопросов, которые могут быть разрешены только судом. К ним относятся:

  • споры о восстановлении уволенного сотрудника в прежней должности и переводе на другую должность;
  • об изменении причины увольнения;
  • выплате компенсации при необоснованном увольнении либо разницы в зарплате при переводе;
  • споры с работодателем, который является гражданином и не имеет статуса ИП;
  • нарушения администрацией организации требований законодательства о персональных данных сотрудника.

Сроки и порядок обращения в суд

Согласно требованиям ст. 392 ТК РФ обратиться в суд с жалобой на администрацию организации следует в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При этом для разрешения споров об увольнении установлен еще более короткий срок — 1 месяц.

Рассматривать трудовые споры в силу требований ст. 24 ГПК РФ полномочен районный (городской) суд.

Обращение в суд производится при помощи подачи искового заявления. Требования к нему и прилагаемым документам перечислены в ст. 131 и 132 ГПК РФ. Следует также помнить, что в силу положений ст. 393 ТК РФ работнику нет необходимости уплачивать пошлину за обращение в суд, а также прочие судебные расходы.

Как пожаловаться в налоговую на работодателя

В отличие от всех перечисленных выше инстанций, налоговая инспекция обладает специальной компетенцией в отношении организаций и ИП. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС наделена полномочиями по контролю за полнотой и правильностью начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Соответственно, ФНС не уполномочена рассматривать собственно трудовые споры.

Поэтому обращаться в ФНС имеет смысл только тогда, когда незаконные действия администрации организации связаны с налоговыми нарушениями, которые могут затрагивать интересы работника в части выплаты НДФЛ или страховых взносов либо касаться иных налогов, не связанных с трудовой деятельностью (налога на прибыль, НДС, акцизов и т. д.).

ВАЖНО! Следует помнить, что основная форма контроля со стороны ФНС — это проведение документарных и выездных проверок, регламентируемых гл. 14 НК РФ. Обращение в налоговую инспекцию осуществляется также в соответствии с требованиями ст. 8 и 13 закона № 59.

Можно ли пожаловаться анонимно

Поскольку подача жалобы может повлечь впоследствии негативное отношение администрации организации к сотруднику, то вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя анонимно, имеет принципиальное значение для последнего. При решении данного вопроса следует помнить о положениях ст. 7 закона № 59, которая определяет требования к жалобе.

Так, в жалобе требуется указать следующие данные о заявителе:

  • инициалы (Ф. И. О.);
  • адрес для направления ответа;
  • дату подачи жалобы и подпись заявителя.

В случае если в обращении не обозначены сведения о заявителе, то должностное лицо, принявшее жалобу, должно руководствоваться правилами ч. 1 ст. 11 закона № 59. Данные правила, в свою очередь, предписывают не отвечать на анонимное обращение.

Так что ответа на вопрос о том, куда пожаловаться на работодателя анонимно, нет, поскольку госорганы с анонимными обращениями не работают. В то же время на практике вопрос о принятии мер по анонимной жалобе будет решаться в каждом случае индивидуально, исходя из фактических обстоятельств дела.

При этом следует помнить, что если в обращении указаны факты, которые позволяют установить, что администрацией организации совершено или готовится к совершению противоправное деяние, то принявший такое обращение сотрудник обязан направить его по подведомственности для принятия необходимых мер.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что действующее законодательство достаточно четко отвечает на вопрос о том, кому пожаловаться на работодателя, определяя список инстанций и порядок обращения к ним с жалобами на администрацию организации. Предложенная же читателям статья позволит оперативно определить, куда и каким способом лучше всего обращаться по конкретному вопросу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию