Куда и как жаловаться на страховую компанию по ОСАГО

Как получить страховую выплату после ДТП

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Читайте также:  Что делать, если пострадавшего в ДТП не вызывают на суд?

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Кому жаловаться на автостраховщика?

Если судить по многочисленным отзывам о страховых компаниях, становится совершенно очевидно, что российские автовладельцы порой не знают, куда именно жаловаться на нарушение своих законных прав. Причём подобная ситуация наблюдается не только в сфере обязательной «автогражданки», но и в области добровольного страхования транспорта.

Как правило, большинство гневных отзывов страхователей заканчивается обещанием подать судебный иск, а ведь это требует не только дополнительных финансовых расходов, но и траты нервов и времени. Потому предлагаем рассмотреть, кому стоит жаловаться на нерадивую страховую компанию, чтобы по возможности избежать судебной тяжбы.

Надзорная инстанция

На сегодняшний день в нашей стране существует лишь одно государственное учреждение, на которое возложены обязанности по контролю деятельности различных страховщиков. Эта же организация занимается лицензированием страховых компаний, то есть, по сути, выдает им разрешение на работу в сфере страховых услуг. Конечно же, речь идет о Центральном Банке РФ (ЦБ РФ). Именно за этой структурой, в числе прочего, закреплена разработка тарифов ОСАГО и справочников по стоимости запчастей. Соответственно, именно ЦБ РФ занимается проверкой финансового состояния автостраховщиков, и лишь этот надзорный орган вправе приостановить либо вовсе отозвать лицензию на осуществление страховой деятельности. Кроме того, в последнее время данная инстанция всё чаще практикует назначение временной администрации в проблемные страховые компании.

Таким образом, совершенно ясно, что отечественные страховщики целиком и полностью зависят от воли руководства Центробанка РФ. Следовательно, в случае серьезного конфликта между автовладельцем и страховой компанией стоит жаловаться именно в надзорный орган.

Если обоснованная претензия направлена в ЦБ в письменной форме, то ответ Мегарегулятора не заставит себя ждать, равно как и меры в отношении нерадивого страховщика. В числе прочих санкций такой компании грозит солидный штраф.

Игра в монополию

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России – ещё одно государственное учреждение с функциями контроля за отечественным страховым бизнесом. Именно её региональные подразделения периодически наказывают автостраховщиков за какие-либо нарушения антимонопольного законодательства. Например, за неправомерные действия в сфере обязательного страхования, включая ОСАГО. Ярким примером деятельности упомянутого учреждения является ситуация с навязыванием дополнительных видов услуг при продаже «автогражданки». В новостных лентах страховых сайтов всё чаще попадаются заметки о солидных штрафных санкциях в отношении страховщиков. Компании, уличенные в навязывании страховок жизни или в продаже диагностических карт в дополнение к договору ОСАГО, вынуждены оплачивать весомые штрафы.

Правда, страховые компании, как правило, не соглашаются платить штраф в добровольном порядке и пытаются обжаловать решение ФАС в суде. Однако для страховщиков такие дела чаще всего заканчиваются проигрышем и дополнительными расходами на оплату судебных издержек. По этой причине есть надежда, что рано или поздно отечественным страховым компаниям будет выгоднее оказывать качественные услуги, нежели оплачивать штрафы и прочие сопутствующие расходы.

Итак, из вышеизложенного следует, что в ФАС стоит жаловаться при возникновении проблем с покупкой или пролонгацией договора ОСАГО. Также антимонопольная служба поможет в случае навязывания услуг какого-либо страховщика при оформлении автокредита.

Однако нельзя забывать, что владельцу машины вряд ли поверят на слово, поэтому нужно заранее собрать доказательства нарушения закона.

Двое из ларца

В соответствии с законом, страховщики с лицензией на продажу «автогражданки» объединены в профессиональный союз – «Российский Союз Автостраховщиков» (РСА). По замыслу данная некоммерческая организация должна контролировать деятельность своих участников и способствовать исполнению закона «Об ОСАГО». Правда, на деле всё обстоит несколько сложнее. Да, сегодня РСА производит выплаты за компании с отозванной лицензией, чем несомненно упрощает жизнь автовладельцам. Однако не стоит забывать, что в президиум данной организации входят руководители ведущих отечественных автостраховщиков. Получается, что страховые компании рассматривают жалобы на самих себя. Да, это достаточно грубое сравнение, но подобное утверждение не лишено смысла.

Аналогичная ситуация и с другим не менее авторитетным объединением отечественных страховых компаний. «Всероссийский союз страховщиков» (ВСС) также находится под влиянием крупнейших российских компаний. Возникает интересный вопрос: насколько объективно упомянутые организации будут рассматривать жалобы страхователей? Конечно, РСА и ВСС принимают и рассматривают жалобы возмущенных автолюбителей, но при этом не обладают действенными инструментами для влияния на руководителей страховых компаний. Как показывает практика, жалобы в государственные органы оказываются намного эффективнее, чем письменные обращения в профессиональные объединения страховщиков.

Небольшой плюс

Нельзя обойти вниманием тот факт, что РСА порой действительно оказывает автомобилистам поддержку, правда, в основном информационную. На сайте данной организации страхователи могут найти не только полный перечень законодательных актов, но и другие весьма полезные сведения. Например, тарификатор стоимости «автогражданки», по которому при желании можно проверить работу других калькуляторов ОСАГО. Кроме того, на сайте РСА размещены справочники по стоимости деталей, что позволит автовладельцу перепроверить расчёт размера возмещения по «автогражданке».

Товар или услуга?

Страховой полис – это скорее услуга. Так или иначе, любой купивший страховку автовладелец является потребителем, а потому при возникновении спора со страховщиком вправе рассчитывать на помощь Роспотребнадзора. Данная организация неоднократно вступалась за права граждан, в том числе при навязывании дополнительных страховок при покупке договора ОСАГО. Стоит отметить, что в конце января Минфин России опубликовал информацию о порядке подачи жалобы на отказ в продаже «автогражданки» или на навязывание дополнительных услуг. В данном документе страхователям рекомендуется подавать жалобы на автостраховщиков исключительно в Центробанк РФ. Однако при этом у автовладельцев остается право обратиться в Роспотребнадзор.

Мощный козырь

Главным государственным учреждением, отвечающим за соблюдение законности в нашей стране, является прокуратура. Сотрудники этого учреждения в любом случае должны отреагировать на факт нарушения законных прав и свобод автовладельца. Однако бесполезно рассчитывать на их помощь без серьезных доказательств. Причём в качестве доказательства в отдельных случаях могут быть приняты показания очевидцев. Здесь уместно заметить, что обращаться в прокуратуру можно не только с жалобами на нарушение законодательства в области ОСАГО или КАСКО, но и по факту некорректного поведения работников страховой компании. Не секрет, что сотрудники отдельных компаний часто грубят клиентам, в том числе с использованием ненормативной лексики. Наказать грубиянов поможет жалоба в прокуратуру, ведь за подобное поведение полагается, как минимум, серьёзный штраф.

Небольшой итог

Таблица 1 представлена для обобщения всей изложенной информации. С её помощью автовладелец сможет быстрее сориентироваться в правах и полномочиях упомянутых государственных органов и некоммерческих организаций. Если же жалобы в надзорные инстанции не помогут в разрешении спора между страховой компанией и клиентом, остается только обращение в суд. Благо в последние годы суды всё чаще признают правоту автовладельцев.

Cтраховщик расторг ваш полис ОСАГО. Что делать и можно ли вернуть деньги

Ольга Котенева, руководитель направления страхового контента Банки.ру

«В один «прекрасный» момент без объяснения причин страховщик аннулировал мой страховой полис ОСАГО, естественно, без возврата денежных средств», — рассказал свою историю в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником terminator77701. (Все отзывы в данной статье публикуются без изменений.)

Увы, он не единственный, кто оказался без полиса и без денег. «Оформил ОСАГО на сайте, — написал пользователь sergeylitkin. — Полис пришел с неправильными фамилией и именем. Дозвониться до оператора практически невозможно. Робот назвал адрес ближайшего ко мне офиса, где можно внести изменения. Девушка, которая должна была мне помочь, отказалась это сделать, сказав, что надо было оформлять страховку у нее и, чтобы я обращался к тому, кто дал мне адрес ее офиса (т. е. к роботу). Я рассчитывал сэкономить время, оформив онлайн, а в результате потерял день на звонки и посещение офиса. Полис остается недействительным».

Когда страховщик может аннулировать полис

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили, что по правилам ОСАГО, утвержденным положением Банка России № 431-П, страховая компания имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор и не возвращать деньги, если обнаружит, что страхователь при его заключении внес ложные или неполные сведения, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска. То есть пытался минимизировать стоимость полиса.

Вторая причина, по которой часть страховой премии по договору ОСАГО страхователю не возвращают, — это досрочное прекращение договора из-за ликвидации страховой компании или если договор расторгнут по инициативе страхователя. Но такое случается нечасто.

РСА исключает технические ошибки АИС ОСАГО

Сейчас страховщики как под копирку сообщают страхователям, что те внесли ложные/неполные сведения о себе или автомобиле. Такой ответ получила жительница Тулы Lyubov32, чей полис ОСАГО страховщик расторг в одностороннем порядке, без уведомления и без возврата денег. «На письма мне отвечают уже второй месяц (первый раз прислали файл, который не открывался, спустя месяц прислали ответ, что данные некорректны), на горячей линии ничего не знают, в офисе разводят руками! Все данные внесены корректно, документы неоднократно прикладывала!» — написала она в «Народном рейтинге».

О том, что сведения вносили верные, пишут и другие страхователи. И как тогда получается, что в полисе обнаруживаются ошибки? Может, некорректно работает система АИС ОСАГО?

В РСА эту версию отвергают, утверждая, что «случаев некорректной работы АИС ОСАГО, которые могли бы повлечь ошибки в заполнении договоров, не зафиксировано».

Если ошибается не АИС ОСАГО, тогда кто?

В РСА называют две причины, по которым информация в полисе е-ОСАГО может оказаться неверной.

Первая и главная — недобросовестные посредники, которые «помогают» автовладельцам оформить полис «дешево» (и они могут даже не являться страховыми агентами/брокерами). Работает это так: посредник указывает при оформлении заявления сведения, предполагающие небольшую страховую премию. Например, ложные данные, уменьшая мощность авто или указывая неверный адрес собственника. А могут вписать и вымышленные сведения, не имеющие никакого отношения к автовладельцу и авто. Получив от страховщика договор е-ОСАГО в формате pdf, посредник с помощью специальных программ вносит в него правильные данные автовладельца и отправляет ему. Разницу в страховой премии забирает себе.

Вторая причина — ошибиться может и сам автовладелец, случайно или сознательно указав неверные сведения. «Порой люди искажают данные, которые влияют на размер итоговой страховой премии, — рассказал управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. — Например, прописывают в полисе сведения из паспорта собственника, а не по паспорту транспортного средства (ПТС) или свидетельства о регистрации (СТС). Это может привести к экономии на ОСАГО для клиента, потому что стоимость страховки зависит в том числе и от территории преимущественного использования авто (статья 9 закона об ОСАГО). Это невыгодно для страховщика, поэтому норма закона, что «территория определяется по месту жительства собственника машины, указанного в ПТС или СТС либо в паспорте гражданина» воспринимается СК по-разному и некоторые случаи расторжения договоров СК связаны как раз с этим».

Хотя, по словам Редина, Банк России считает, что законодательство не выделяет в приоритет какой-то из документов для определения места жительства собственника — паспорт гражданина или ПТС/СТС, поэтому владелец автомобиля вправе указывать как свой адрес по ПТС и СТС, так и адрес регистрации по паспорту.

Как устранить ошибки в полисе

В РСА утверждают, что ошибки в полисе всегда можно исправить, причем как на этапе заключения договора е-ОСАГО, так и впоследствии внести изменения в договор е-ОСАГО, предоставив страховщику нужные документы. Если правильные данные привели к увеличению стоимости полиса, СК предложит доплатить премию, если полис стал стоить меньше — вернет часть премии.

Только в реальности получается иначе. Житель Казани dilja75 договор ОСАГО заключил 3 июля, а 28 августа в пять утра получил письмо о прекращении его действия в течение десяти дней, если он не представит сканы СТС и паспорта. В 10 часов утра он отправил документы страховщику. «Но несмотря на это договор прекратил действие. Это что было? Незаконное присвоение страховой премии?» — недоумевает он.

Аналогично получилось и у Артема из Кирова: страховщик посчитал, что он указал в заявлении адрес, которого не существует. «Но программа по какой-то причине не дала выбрать регион и город, в результате выбрала регион, в котором моего адрес нет», — написал он в «Народном рейтинге». Получив документы страхователя, СК все равно расторгла договор в одностороннем порядке.

Страховщикам выгодны ошибки?

Страхователи склонны считать, что не случайно сведения в полисах оказываются некорректными. ОСАГО — обязательный вид страхования, отказать в его заключении страховщик вроде как не может. Зато может найти предлог, чтобы расторгнуть договор с проблемным клиентом и таким способом почистить свою базу от не слишком привлекательных страхователей с высоким уровнем убыточности. Да еще и выгоду получить — премию-то СК не возвращает.

Если предположить, что СК действительно идут на расторжение договоров сознательно, то становится понятно, почему они не хотят вносить коррективы в полисы с ошибками. И ошибки эти обнаруживаются не только у новых клиентов, но и у действующих, вся информация о которых есть в базе страховой компании. В такой ситуации оказался пользователь «Народного рейтинга» под ником kobalex, который давно страхует свое имущество в конкретной СК, адрес везде указывает один и тот же и никогда его не менял.

Пролонгировал свой полис и житель Калининграда, оставивший отзыв под ником manja022. Предыдущее ОСАГО ему оформлял агент этой СК, держа в руках оригиналы документов, — и полис был действующий. Теперь информацию из тех же документов страховщик посчитал неверной. «По милости СК я должен превратится в пешехода, либо заключить другой договор, — негодует он. — И это за мои же деньги?!»

Читайте также:  Как получить доплату за вредные условия труда

Что мешает страховщику сверить правильность обновленного полиса с имеющимися сведениями до его отправки страхователю? Ничего. Партнер юридической группы «Гречкин и партнеры» Денис Шипович объясняет, что достоверность сведений (в особенности в таких элементарных случаях, как ошибки в Ф. И. О., адресе и т. п.) должен проверять сам страхователь, но и страховая компания не должна стоять в стороне. «Если такая недостоверность обнаруживается, страховая компания должна именно на этапе заключения договора сообщить об этом автовладельцу, причем указав, какие именно сведения считает недостоверными, — объясняет юрист. — Имеет значение недостоверность лишь тех данных, которые оказывают существенное влияние при определении степени страхового риска. Например, если владелец авто скрыл сведения о прошлых ДТП, тогда досрочное прекращение договора ОСАГО вполне обоснованно. Но ошибка в адресе проживания явно к таким существенным сведениям не относится».

Если СК не сообщила автовладельцу о необходимости корректировки представленных им сведений, при этом берет у него деньги за полис, то она нарушает закон № 40-ФЗ об ОСАГО (абзац 8 пункта 7.2 статьи 15). В нем говорится, что если при заключении е-ОСАГО выявлена недостоверность представленных автовладельцем сведений, то «возможность уплаты страховой премии не предоставляется».

СК обязана уведомить о расторжении договора

«В марте текущего года приобрел договор ОСАГО, — написал пользователь Александр из Горно-Алтайска. — В августе попал в ДТП по своей вине, позвонил на горячую линию СК, чтобы уведомить, но при проверке полиса мне сказали — ваш договор расторгнут в одностороннем порядке еще месяц назад. Вот так. Никаких писем или звонков о расторжении договора не получал. Деньги взяли, ответственность нести не хотят. »

С точки зрения закона страховщик обязан письменно известить страхователя о расторжении договора. «Соответственно, невозможно попасть в ДТП, не зная, что договор страхования расторгнут, — говорит Егор Редин. — Если страховщик не уведомит страхователя надлежащим образом о расторжении, юридически договор будет считаться действующим, а значит, при аварии страховщик должен будет произвести страховую выплату». Более того, по словам юриста, внесенные автовладельцем при заключении электронного договора ОСАГО недостоверные сведения, которые привели к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не являются основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая (постановление Верховного суда РФ № 58).

Кому пожаловаться на страховщика

Добиться правды от страховщика — задача не из простых, считают юристы. Но попробовать стоит. «К сожалению, законодательство не содержит прямой нормы, которая устанавливала бы ответственность СК за злоупотребление или прямое нарушение норм, поэтому пострадавшим автовладельцам придется пользоваться общими вариантами защиты своих прав», — говорит Денис Шипович. То есть обращаться в прокуратуру с требованием проверки на соответствие закону подобных действий, в Банк России с требованием пресечения недобросовестной практики и, наконец, в суд с требованием возмещения убытков, если действия либо незаконное бездействие СК привели к таковым.

В РСА автовладельцам советуют начать с жалобы в саму страховую компанию с приложением копий документов, подтверждающих свою правоту. Страховщик в ответ на жалобу обязан предоставить аргументированный ответ. Если ответ отсутствует или не устраивает автовладельца, он может написать жалобу в Российский союз автостраховщиков с приложением копий документов, подтверждающих его правоту. Если страховая компания неправа, к ней могут быть применены санкции — правилами профдеятельности РСА за это предусмотрены штрафы. Но пока жалобы автовладельцев на расторжения полисов е-ОСАГО в РСА единичные.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

«Сидит и лжет в глаза»: в Россию вернулись очереди за ОСАГО и черные списки клиентов

Автомобилисты из категории «невыгодных» жалуются на невозможность купить полис ОСАГО даже в электронном виде

В России, похоже, повторяется ситуация пятилетней давности: оформить полис ОСАГО снова удается далеко не всем, а перед офисами страховых компаний растягиваются многочасовые очереди. При этом использование автомобиля без обязательной страховки запрещено, более того, ГИБДД начала затягивать гайки в этом вопросе, подтвердив законность ареста «безосажных» водителей. С чем связан очередной кризис и как все-таки оформить полис, мы спросили у экспертов.

На что жалуются автомобилисты

Сразу несколько читателей прислали свои истории в редакцию 74.RU. Один из них не может оформить страховку на сына, другой столкнулся с этой же проблемой, потому что сам имеет низкий стаж — чуть более трех лет (при возрасте 36 лет). В третьем случае автомобилист не может застраховать грузовой автомобиль, а четвертый обратившийся имеет повышенный коэффициент бонус-малус (КБМ). Расскажем историю последнего, потому что в целом все ситуации похожи.

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определенного шага, система зависала. Он обратился в другие страховые, но результат оказался похожим. Автовладелец оформил письменную претензию и отвез в офис «АСКО-Страхования», но ответа пока не получил.

Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос

Скриншот: читатель 74.RU

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Мы обратились за комментарием в компанию «АСКО-Страхование», где описанные трудности назвали лишь частными случаями.

— У компании «АСКО-Страхование» десять офисов для работы с клиентами, и да, периодически в том или ином офисе возникает наплыв автомобилистов, поэтому мы советуем пользоваться сайтом и заранее уточнять, в каком офисе свободно, — сообщил представитель компании.

Что касается сбоев в работе программы, то с «невыгодностью» клиента они не связаны:

— Да, к сожалению, случаются программные сбои, и, если они на нашей стороне, мы стараемся устранить их максимально быстро, — объяснили в «АСКО-Страховании». — Но бывают сбои и в работе с базой данной РСА, и здесь мы зачастую ничего не можем сделать. Но проблема не носит системного характера — это просто временные сложности.

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

По мнению директора «Центра страхования» Кирилла Смолина, проблема всё же носит системный характер и продолжает усугубляться:

— Во многих страховых сегментация клиентов на «выгодных» и «невыгодных» встречалась и раньше, но «АСКО-Страхование» до последнего времени работала мягче, страхуя всех обратившихся, включая «токсичные» категории вроде таксистов и водителей грузовиков, — говорит специалист. — Видимо, недавно компания изменила подходы и теперь стремится тем или иным образом отсечь часть клиентов, которые имеют невыгодные с точки зрения страховой статистики параметры.

Помимо специфических категорий (мотоциклисты, таксисты, владельцы коммерческого транспорта), в список «невыгодных» чаще всего попадают неопытные и аварийные водители. Проблема существует не первый месяц: например, вот история молодого автомобилиста, которого бортанули страховые. Зачастую не спасает и электронное оформление полиса, которое всё равно идет через сайт страховой компании, позволяя ей отсечь «невыгодного» клиента с помощью ряда уловок (например, поймав его не несоответствии тех или иных параметров в базе данных).

Кирилл Смолин считает, что проблема связана с очередным витком борьбы страховых за повышение тарифов. Если не принять мер, может вернуться практика продажи ОСАГО «невыгодным» клиентам только в пакете с другими продуктами страховых.

Как бороться со строптивыми страховыми

Напомним, что страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса и может лишь установить для отдельных, «невыгодных» категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8-800-250-40-72 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Для борьбы с нездоровой ситуацией было принято несколько мер, в частности, электронная продажа полисов и очень спорная система «Единый агент». Для борьбы с навязанными страховками жизни или имущества Банк России ввел период охлаждения, позволяющий в течение 14 суток расторгнуть ненужный договор.

Ситуация на рынке более-менее стабилизировалась, но реформа ОСАГО продолжилась. В 2017 году состоялся переход на «натуральное ОСАГО», когда приоритетной формой компенсации ущерба стало направление на ремонт. В 2019 году для решения участившихся споров между клиентами и страховыми добавили новую инстанцию — финансового омбудсмена. При оформлении мелких ДТП приоритетным способом стал европротокол — лимит выплат подняли до 400 тысяч, а саму процедуру упростили.

Для фундаментального решения проблем с доступностью ОСАГО власти выбрали путь «либерализации» процедуры: если в нулевых годах стоимость полиса определялась самим законом об ОСАГО, то постепенно появился тарифный коридор, что позволило страховым гибче подходить к тарификации разных групп клиентов. В 2022 году тарифная вилка была расширена и сейчас составляет 2471–5436 рублей. Кроме того, власти ввели более детальную сетку коэффициентов, например возраста и стажа, что должно было снять проблему молодых водителей. На практике же даже возросшие тарифы не сделали ОСАГО полностью доступным, а значит, стоит ждать очередного витка «либерализации» (то есть повышения) ставок.

Жалоба на страховую компанию по ОСАГО

На просторах сети можно найти достаточно рекомендаций о том, куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО. На самом деле, если страховщики нарушают права своих клиентов, главное — не принимать их действия как должное.

ОСАГО для легкового автомобиля

Деятельность страховых компаний строго регулируется законом, поэтому у автовладельца всегда есть возможность добиться справедливости и выплат по страховому возмещению, если страховая допускает нарушения.

Читайте также:  Как подать в суд за оскорбление личности

На что можно жаловаться на страховую компанию

Прежде чем пожаловаться на неисполнение страховой компанией своих обязательств, навязывание необязательных услуг или плохой сервис, важно разобраться, что служит основаниями для претензий. К таким основаниям безусловно относятся случаи, когда страховая:

  • отказывает в выплате;
  • задерживает выплату;
  • необоснованно занижает выплату;
  • отказывается выдать страхователю документы или принять их при обращении;
  • отказывает в продаже или пролонгации полиса ОСАГО;
  • принудительно добавляет к основному договору доп. соглашения;
  • некорректно рассчитывает КБМ;
  • не обеспечивает географическую доступность расположения пункта урегулирования убытков;
  • некачественно оказывает услуги.

Все подобные случаи — это веские поводы для жалобы на деятельность страховщиков.

Куда пожаловаться

Надзорным органом для всех страховых компаний в нашей стране является Центробанк России. Очевидно, что первой инстанцией, куда следует жаловаться на действия страховой, является ЦБ. Однако стоит помнить, что в любой компании — и в страховой тоже — работают люди, с которыми есть шанс решить вопрос быстро и мирно.

В офисе страховой компании

Поэтому в первую очередь стоит пожаловаться на действия сотрудников страховой их руководству или, если в компании предусмотрен сервис рассмотрения жалоб, то туда. Любые страховщики понимают, что, допуская нарушения, действуют на свой страх и риск и в случае чего, могут получить серьезный штраф.

Шанс решить вопрос с выплатой или некачественным сервисом непосредственно со страховой компанией быстрее, чем через вышестоящую инстанцию, все-таки есть. Но если пойти вам навстречу по-хорошему страховщики не хотят, жаловаться следует в Центральный Банк РФ.

Жалоба в Центробанк

Контроль деятельности страховых компаний по всему спектру услуг, включая страхование автогражданской ответственности, лежит на ЦБ. Жалоба в ЦБ (образец) доступна для скачивания.

Обратиться можно письменно, посредством государственной почты, а можно в режиме онлайн . Причем высылать письмо следует заказное, с уведомлением о вручении. А если к жалобе приложена доказательная база в виде каких-либо документов, письмо должно быть с описью и заявленной ценностью. Кроме того, автовладельцы, находящиеся в Московском регионе, могут отвезти жалобу лично по адресу головного офиса.

Составление жалобы

Центробанк, будучи контролирующим органом для страховщиков, имеет на них достаточно веское влияние, чтобы жалоба возымела действие. В случае нарушений ЦБ вправе наложить на страховую штраф, а при серьезных нарушениях — даже отозвать лицензию, что является весомой мерой воздействия в случаях нарушений страховщиком установленных законом требований к деятельности.

Заявление в РСА

Российский союз автостраховщиков — инстанция, конечно, не столь авторитетная, как ЦБ, но тоже имеющая свое влияние. Жалоба, отправленная в РСА, тоже может повлечь штраф, налагаемый на страховую. Кроме того, РСА имеет полномочия следить за соблюдением своими членами требований законодательства и при допущении нарушений может исключить нарушителя из своего состава. А это, в свою очередь, влечет за собой невозможность для страховой компании продавать полисы обязательного страхования автогражданской ответственности.

Практика показывает, что РСА не обладает прямым влиянием, имеет возможность лишь отдавать распоряжения, но не курировать страховые компании. Что же касается лишения страховщиков членства в союзе, то это возможно, как правило, только для злостных нарушителей и лишь после отзыва лицензии Центробанком. Таким образом, обращаться в союз можно, но разумно делать это в качестве дополнительной меры. Образец жалобы в организацию РСА можно скачать здесь.

Другие инстанции

Федеральная антимонопольная служба в определенном смысле тоже является надзорным органом, но в ее ведении вопросы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства и, в данном случае, в ситуациях навязывания доп. услуг (например, при попытках продать ОСАГО только при условии покупки КАСКО). Документируются такие случаи для последующей подачи жалобы путем получения письменного отказа из страховой о продаже нужной услуги без дополнительных условий. Рассматривается жалоба в ФАС в течение месяца.

Если вы столкнулись с неоднократными нарушениями или видите, что их допускают и другие страховые компании, постарайтесь задокументировать эти факты, поскольку такие случаи повышают шансы на удовлетворение вашей жалобы надзорным органом.

Жалобу в ФАС удобно подать онлайн .

Обращение в прокуратуру также может возыметь серьезные последствия для страховщиков-нарушителей, однако для обращения туда страхователь должен иметь документальные подтверждения нарушений и грамотно составленное заявление со ссылками на необходимые законы.

Подача жалобы в ФАС

Впрочем, обычно в прокуратуру обращаются те автовладельцы, которым не смогли помочь инстанции, перечисленные выше.
Образец для прокуратуры можно скачать.

Роспотребнадзор, не будучи контролирующим органом для страховых компаний, тем не менее имеет свое влияние, поскольку клиент страховой компании — владелец полиса, то есть потребитель услуги. И если услуга предоставляется с нарушениями условий договора, заключенных между страхователем и страховщиком, Роспотребнадзор имеет полномочия помочь пострадавшему автовладельцу. Существующие прецеденты показывают, что вмешательство этой инстанции в вопросах жалоб на некачественное оказание страховых услуг по ОСАГО действительно имеет свой вес. Обратиться в организацию можно онлайн .

Исходя из сказанного, очевидно, что помимо Центробанка автовладельцы могут обращаться с жалобами и в другие инстанции. От себя же добавим, что жалобы нередко тем эффективнее, чем в большее количество инстанций они направлены — конечно, в разумных пределах. Иными словами, если переговоры с сотрудниками страховой оказались безуспешными, следующим шагом можно направлять жалобы одновременно и в ЦБ, и в РСА, и в Роспотребнадзор, а в подходящей ситуации — и в ФАС.

Куда жаловаться на страховую компанию

Попасть в ДТП – как минимум неприятно. Много стресса, куча потраченного времени на справки, оформление протоколов и прочих справок. Но еще хуже – столкнуться со страховой компанией, которая занижает или вовсе отказывает в выплатах. Причин такого поведения может быть масса, начиная от финансовых проблем в компании и заканчивая некомпетентностью конечных сотрудников.

Эксперты Хонеста провели сотни дел в этой отрасли и готовы поделиться знаниями. А главное – рассказать, куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО и как добиться справедливых выплат.

Куда жаловаться на страховую компанию

Причины жалоб

Причин, по которым придется искать, куда пожаловаться на страховую компанию, может быть несколько. Раньше популярны были жалобы на навязывание дополнительных услуг при заключении полиса ОСАГО. Сейчас – по уменьшению величины компенсации по ОСАГО после ДТП. Причина споров с гражданами, как утверждают представители страховых компаний – экономическая нерентабельность ОСАГО и низкие тарифы.

Затягивание процессов

Предположим, вы собрали все документы, написали заявление в страховую компанию и ждете ответа. Но проходит довольно большой срок, а страховая не реагирует на ваши требования. Когда вы пытаетесь уточнить, в чем дело, менеджер утверждает, что проблема в неверном оформлении документов. Затягивание процесса случается не так уж редко, если вы столкнулись с такими подобными действиями страховой компании – звоните в Хонест, наши консультанты подскажут, как действовать.

Отказ в выплате

Несмотря на наличие всех документов в некоторых случаях страховая игнорирует требование выплаты по ОСАГО или присылает вам отказ. Порой страховщики могут пытаться оспаривать виновность другой стороны. Так или иначе, в такой ситуации вам потребуется участвовать в судебных процессах, соответственно, потребуется юридическая помощь. Хонест готов поддержать вас и добиться справедливости. Если будут нужны жалобы в какие-либо ведомства – юристы Хонеста подготовят их.

Снижение суммы выплат

Действительно популярная причина жалоб на страховые компании. С помощью обращений в Центробанк или РСА граждане пытаются добиться правды и объективной компенсации потраченных на ремонт своего автомобиля средств. В сети можно найти тысячи рассказов в том, как потерпевшие обращались за выплатами по ОСАГО и получали в лучшем случае 10-20 тысяч рублей, хотя реальная сумма повреждений была раза в два больше.

Ведомства для жалоб

Центральный Банк РФ

Главный федеральный орган, которого опасаются страховые компании – Центральный Банк Российской федерации. Если вы думаете, куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО – можете не сомневаться и писать жалобу именно в ЦБ.

Законодатель наделил Банк полномочиями отозвать лицензию у страховой компании. Жалоба поможет сразу в нескольких случаях:

  • Страховая компания отказывает в продаже ОСАГО
  • При оформлении бланка ОСАГО происходит навязывание дополнительных страховок
  • Нарушается право на расторжение договора в течение «периода охлаждения»
  • Неверно считается коэффициент бонус-малус (КБМ)

И главное, что ЦБ РФ может повлиять на ситуации с отказом в выплате средств по ОСАГО или занижением суммы компенсации. Для ЦБ РФ жалоба на страховую компанию образца не требует – можно отправить информацию в свободной форме.

РСА, или Российский союз автостраховщиков – это скорее орган, выполняющий надзирающие функции за деятельностью страховых компаний. Союз может оштрафовать страховую компанию.

Жаловаться в РСА стоит по нескольким поводам:

  • Неверный расчет КБМ
  • Проблемы с прямым урегулированием убытков (ситуация, когда вам приходится обращаться за компенсацией ущерба, полученного в ДТП, в свою же страховую компанию)
  • Возмещение по Европротоколу

Роспотребнадзор и ФАС

Управление Роспотребнадзора и Федеральная антимонопольная служба помогут, если вам нужно узнать, куда пожаловаться на страховую компанию по «допам» по ОСАГО. Основные виды жалоб:

  • Навязывание к заключению дополнительных договоров
  • Отказ заключить договор
  • Другие нарушения в сфере потребительского рынка и закона о конкуренции

Прокуратура

Прокуратура – это надзорный орган за соблюдением прав. Вы можете пожаловаться в прокуратуру как на нарушение прав страховой компанией, так и на неправомерные действия или бездействия сотрудников других органов, куда вы уже подавали жалобы.

Чаще всего в прокуратуру стоит жаловаться, когда другие обращения не принесли пользы или вы получили формальные отписки.

Некоторые путают, думая, куда бы пожаловаться на страховую компанию, и решают выбрать суд. Обращение, или иск в суд – это процесс спора между вами и страховой компанией. Жалобой его назвать никак нельзя. Подробнее о том, как защитить свои права с помощью суда, читайте ниже.

Страховая

Еще одно уточнение понятий – прежде чем жаловаться на страховую компанию, необходимо направить «жалобу» в саму страховую. Вы пишите досудебную претензию, где требуете соблюсти ваши права, например, на возмещение денег по ОСАГО. Это требование закона и демонстрирует вас как добросовестного гражданина, который сначала пытается решить дело мирным путем, а уже потом обращается в органы или в суд.

Как писать жалобы

Претензия

Образец жалобы в страховую компанию по ОСАГО не установлен законодательством и пишется в соответствии с общими требованиями гражданских нормативных актов. Нужна шапка с надписью кому и от кого жалоба. В предметной части – лаконичное аргументированное описание проблемы с обоснованием, почему страховая компания должна выполнить то или иное действие. Число, подпись.

Претензия в страховую компанию или отдается лично, или направляется заказным письмом. В первом случае нужно получить отметку о получении от представителя компании на копии жалобы.

Жалоба в органы

Как и с претензией, установленного законом образца жалобы на страховую компанию по проблемам с выплатой по ОСАГО нет. Заполняем «шапку» данными должностного лица, кому направляем обращение и пишем, от кого оно. В предметной части должно быть написано примерно это: «Я, ФИО, обращаюсь с жалобой на (указываем название страховой компании). Основанием для жалобы являются действия менеджера ФИО, который ДАТА отказал в компенсации ущерба по ОСАГО после такому-то ДТП, которое произошло там-то. Таким образом были нарушены мои права. На основании изложенного прошу провести проверку и ответить в установленный законом срок».

Это общий шаблон жалобы в любое ведомство. Если сомневаетесь – можете обратиться в учреждение, там должны помочь составить жалобы. Или зайдите на сайт ведомства – сейчас жалобу можно отправить онлайн, заполнив ее в свободной форме.

Как добиться своих денег без жалоб

Можно сколько угодно жаловаться на страховую компанию, даже верно выбрать, куда именно принести обращение, но фактически время пройдет, а денег вы своих не увидите. Может быть, страховую компанию даже оштрафуют, но по вопросу компенсации вашего ущерба все равно придется идти в гражданском порядке. Рассказываем, как верно и эффективно пройти этот путь.

Получаем заключение эксперта

За независимой экспертизой после ДТП можно обратится в Хонест. Сначала позвоните нашим специалистам, они разберутся, как эффективнее всего решить ваш вопрос назначат время осмотра авто. Вы можете самостоятельно подъехать к нашему офису (это дешевле), либо же заказать выезд эксперта домой или в автосервис. Договор заключается на месте, осмотр занимает от 30 минут до часа в зависимости от степени повреждений. Через несколько рабочих дней вы получите заключение по оценке ущерба после ДТП.

Досудебная претензия

Копию отчета отправьте страховой вместе с досудебной претензией. При получении экспертного заключения мы выдадим вам бланк претензии и поможем правильно его заполнить. Претензию следует отправлять заказным письмом или лично передавать представителю СК. В последнем случае не забудьте получить отметку о принятии с датой от специалиста страховой компании. бычно проблема решается уже на этом этапе – увидев результат экспертизы, менеджеры чаще предпочитают выплатить вам требуемую сумму, чем ввязываться в дорогостоящий и заведомо проигрышный судебный процесс.

Иск в суд

Не получив ответа на претензию или своих денег, готовьте иск в суд. Хонест готов предложить свою помощь – мы поддерживаем своих клиентов на протяжении всего процесса, готовым исковое заявление и добиваемся объективного рассмотрения вопроса.

Компенсация ущерба

Выиграв дело, вы получаете компенсацию ущерба после ДТП по ОСАГО. Если вы решили судиться с помощью юристов Хонеста, то можете рассчитывать на то, что наши услуги признают судебными издержками. То есть траты на экспертизу и сопровождение компенсирует СК.

Итого

Жалобы на страховую компанию могут подействовать и вам все-таки выплатят причитающуюся сумму. Но мы рекомендуем одновременно с жалобами обращаться в гражданском порядке в суд и взыскивать свои деньги – одно другому не помешает. И не забудьте про независимую экспертизу – это в любой ситуации станет подтверждением ваших требований по взысканию реальной, установленной экспертами суммы ущерба.

Ссылка на основную публикацию