Штраф за наезд на пешехода: размер

Какое наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе грозит водителю?

Всегда считалось, что дорога – это опасное место как для водителя, так и для пешехода. Не всегда для последнего это место является гарантом безопасности. Наезд на пешехода происходит по разным причинам, соответственно ответственность за него тоже разная.

Сегодня все чаще из-за невнимательности участников движения в зоне, предназначенной для пересечения дороги пешеходами, происходят очень серьезные нарушения ПДД. Какая ответственность предусмотрена для водителя, если сбили ребенка или взрослого человека, расскажет наша статья.

Что грозит водителю?

Для того чтобы случилось ДТП на переходе достаточно нескольких секунд, а последствия могут о себе напоминать еще долгие годы. Пешеходный переход – место, где обычно происходят дебаты на тему кто все-таки виновен, водитель, который вовремя не нажал на педаль тормоза или пешеход, который выскочил на нее внезапно.

Выясняется, что причин, провоцирующих ДТП на пешеходном переходе достаточно много, это:

  1. плохо освещенная дорога;
  2. гололед;
  3. не нанесенная разметка;
  4. не трезвое состояние пешехода либо водителя.

Согласно ст. 12.24 КоАП РФ предусмотрен ряд взысканий за нарушение водителем ПДД, повлекшее за собой столкновение транспортного средства с пешеходом. И, в зависимости от того, прав водитель или нет, он обязан понести ответственность по всем правилам, потому что именно водитель несет ответственность на дороге.

Ст. 1064 ГК РФ гласит: лицо, которое виновно в происшествии, должно компенсировать потерпевшему причиненный ущерб.

Рассмотрим далее, что грозит водителю в зависимости от ситуации.

1064 статья ГК РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда

  1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

При незначительных повреждениях

Согласно ст. 12.24 КоАП, такой ущерб предполагает:

  • штраф 2,5 – 5 тыс.руб.;
  • лишение прав на вождение авто-транспортного средства на 1 – 1,5 года.

При нанесении травм со средней степенью тяжести

В таком случае штраф составит:

  • от 10 до 20 тыс. руб.;
  • лишение права употреблять автомобилем от 1,5 до 2 лет.

Тяжкие последствия в результате ДТП

Данное наказание предусматривает:

  • Арест водителя до 6 месяцев.
  • Назначение сроков лишения свободы – до 3-х лет.
  • Выполнение общественных работ и поручений – до 2 лет.
  • Лишение права управлять автомобильным средством – до 3 лет.

Если наступила смерть человека

Летальный исход в случае наезда на пешехода – это самое страшное, чем может закончится аварийная ситуация на пешеходе, что предполагает:

  • занятость на принудительных работах – до 4 лет;
  • осуждение – до 7 лет;
  • лишение прав, удостоверяющих право водителя на вождение транспортным средством.

Степень наказания за наезд в случае смерти пешехода зависит о ряда сопутствующих обстоятельств, таких как:

  1. гибель 2-х и более человек;
  2. алкогольное опьянение водителя.

Важно! Учитывая данные обстоятельства, суд назначает водителю срок лишения свободы до 9 лет. В любом случае, закон на стороне пешехода.

Штрафные санкции за наезд на пешехода зависят от индивидуальной ситуации и назначаются судом в пределах:

  1. 100 000 — 160 000 р. при травмах средней тяжести.
  2. 500 000 р., если следствием аварии потерпевший становится инвалидом.
  3. 1000 000 р. будут возмещены родственникам погибшего человека.

Виды ответственности

Гражданская

Это наиболее упрощенный вид наказания, который предусматривает то, что водителем будет возмещен ущерб, нанесенный при аварии. Это может быть моральная и материальная компенсация, которая уместна при незначительных травмах пешехода.

Статья 1085 ГК предоставляет гарантии пострадавшему в выплате штрафа на:

  • лечение;
  • расходы на медикаменты;
  • специальное питание;
  • уход.

1085 статья ГК РФ. Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья

  1. При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
  2. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
  3. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.

Административная

Выражается в выплате нормированной суммы штрафа в случае, если состояние пострадавшего ухудшилось, но не грозит его жизни. Это суровое наказание водителю за наезд на пешехода на «зебре».

Уголовная

В случае ситуации, повлекшей тяжелые последствия или смерть человека, который был сбит на переходе, водителю грозит уголовное наказание. В соответствии со ст. 264 УК РФ, если водитель был пьян или сбежал с места происшествия, проигнорировал оказание первой медицинской помощи пострадавшему, это может закончится для него:

  • сроком лишения свободы от 3х до 15 лет;
  • лишением водительского удостоверения;
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет;
  • принудительными работами от 2-х до 5 лет;
  • арестом на полгода.

Справка. По истечении 6 месяцев преступные лица, совершившие наезд на пешехода на «зебре», могут быть амнистированы.

В таком случае они должны состоять в списке Постановления ГД РФ и относиться к категориям граждан из числа:

  1. Подростков до 18 лет на момент аварии.
  2. Женщин возрастом свыше 55 лет.
  3. Матерей, которые воспитывают несовершеннолетних детей.
  4. Мужчин возрастом свыше 60 лет.
  5. Беременных женщин.
  6. Инвалидов І-ІІ группы.
  7. Мужчин, которые воспитывают маленьких детей до 3 лет.

Без летального исхода

Это серьезный вид наказания, выраженный в виде заключения под стражу. Подобная ответственность ждет водителя, если медицинский эксперт определит, что при наезде на пострадавшего, ему нанесен тяжкий вред. Обязательным наказанием является конфискация прав на вождение автотранспортного средства до 3-х лет.

Если произошла гибель

Если водитель сбил идущего через переход человека, то его ждет наказание уголовного порядка в соответствии со ст. 264 УК РФ. Бывает, что из-за психологического состояния подавленности, он может скрыться с места ДТП. До 2017 года за подобное деяние предусматривалась уголовная ответственность. Но с введением Федерального закона от 23.04.2019 N 65 водителю будет грозить уголовная ответственность, данный ФЗ уравнял наказание для пьяных водителей и тех, кто сбежал с места ДТП.

Как известно, человек, не имеющий отношения к медицине, оказавшись на месте аварии, при виде крови и раненых испытывает сильное потрясение.

Искренне желая оказать помощь, он часто делает это сумбурно и безграмотно, что нередко лишь усугубляет положение пострадавшего. В такой ситуации крайне важно уметь взять себя в руки, сосредоточиться, чтобы действовать быстро, точно и осмысленно. Надо всегда помнить, что сами участники происшествия, как правило, находятся в шоковом состоянии и толку от них мало. Иногда доврачебная помощь и необходимые навыки – единственный шанс спасти потерпевшего.

Сведения из ПДД

ПДД обязывают водителя не допустить аварию на пешеходном переходе. Случается, что пешеход может сам спровоцировать ДТП в следствии зависимых и не зависимых от него причин. Любые доказательства в 90% случаев не спасают водителя от ответственности и он терпит фиаско. Ведь он в отличие от пешехода точно знает ПДД, а значит он на 100% осведомлен об опасности и о последствиях аварии на «зебре».

П 4 ПДД РФ гласит, что пешеход может пересекать проезжую часть только в том случае, когда убедился, что это будет безопасно. Проще говоря – посмотреть налево, затем направо и потом только начинать движение.

Согласно статьи 14 ПДД РФ водитель автотранспортного средства обязан следовать данным правилам:

  1. Приближаясь к нерегулируемой «зебре», притормозить и пропустить пешеходов, которые идут по ней или находятся в начале перехода (что грозит за непропуск пешехода на зебре?).
  2. В случае, когда водитель, подъезжающий к нерегулируемому пешеходному переходу, снизил скорость, стальные участники движения должны последовать его примеру во избежание ДТП.
  3. При разрешающем сигнале светофора водителю следует предоставить возможность беспрепятственного прохождения проезжей части на регулируемой «зебре».
  4. В случае образования затора, водитель не должен въезжать на проезжую часть пешеходного перехода.
  5. В случае посадки, высадки пассажиров и следованию их к маршрутному транспорту, водитель обязан освободить дорогу для правильного и безопасного перемещения по проезжей части.
  6. В случае остановки автомобиля со знаком «Перевозка детей», водителю следует снизить скорость, а при необходимости остановить транспортное средство, которым он управляет.

Внимание! Водителю следует быть готовому к тому, что пешеход может резко выбежать на пешеходный переход, поэтому проезжайте такие места с ногой на тормозе.

Теперь вы знаете, что будет, если сбили людей на «зебре».

Действия человека, сидящего за рулем

Согласно ПДД РФ действия водителя в аварийной ситуации на «зебре» предполагают:

  1. Немедленную остановку автомобиля.
  2. Установку аварийного знака, символизирующего происшествие.
  3. Включение габаритных огней.
  4. Постановку автомобиль в режим аварийной сигнализации.
  5. Ограждение потерпевшего от движущегося транспорта во избежание более серьезных повреждений.
  6. Оказание помощи потерпевшему.
  7. Вызов представителей ГИБДД.
  8. Вызов наряд скорой помощи.
  9. В случае, если состояние человека, попавшего под колеса автомобиля, резко стало ухудшаться, самостоятельно отвезти его в ближайший здравпункт. При этом, сделать это необходимо не на своем автомобиле во избежание ликвидации улик преступления. Водителю, который не оказал необходимую помощь пострадавшему ждет наказание уголовного порядка по ст. 125 УК РФ.
  10. Ожидание инспекторов ГИБДД, даже если потерпевший решил уйти с места аварии самостоятельно.
  11. Видеосъемку происшествия с целью распознавания местности, предметов, причастных к ДТП, находящихся по близости, а также места аварии с разных сторон.
  12. Обеспечение доступности передвижения по дороге других автомобилей. Если ситуация этого не требует, автомобиль передвигать не нужно.
  13. Фиксирование показания свидетелей аварии.
  14. Если автомобиль застрахован, вызов представителя страховой службы для фиксации данных.
  15. При составлении протокола, предоставление всех имеющиеся материалов инспектору. В случае несогласия с содержимым протокола, следует сделать соответствующую пометку в одной из граф.
  16. Прибытие в указанное место и время для предоставления письменных показаний.
  17. При необходимости обращение в соответствующие органы за юридической консультацией.

Если пострадавший хочет покинуть место происшествия

Случается, что после ДТП человек, оказавшийся под колесами автомобиля, хочет уйти с места ДТП и не участвовать в дальнейших разбирательствах. В таком случае водителю следует потребовать от потерпевшего расписку, которая будет нести в себе информацию:

  • паспортные данные пешехода;
  • адрес проживания;
  • описание ситуации;
  • обязательства перед водителем о том, что он не требует от него возмещения нанесенного ущерба;
  • обязательства о том, что он не имеет претензий.

Наезд на пешехода может произойти и вне пешеходного перехода, например, во дворе или на тротуаре, о чем вы можете узнать из статей на нашем портале. Также советуем вам прочитать о том, что будет водителю, если он сбил пьяного пешехода.

Нарушение, о котором рассказывает данная статья – частое явление на дорогах нашей страны. Это тяжелое нарушение и именно водитель является виновным в большинстве случаев. Ведь пешеходный переход предоставляет ему ряд преимуществ перед водителем и наезд может закончится очень печально. Если сбить пешехода, то придется понести ответственность. Поэтому во избежание аварийных ситуаций водителю необходимо соблюдать правила, быть внимательным и снисходительным, а пешеходу быть бдительным и сконцентрированным.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика

Сбитый человек на трассе за городом

Законодательство в 2022 году разрешает пешеходам не только находиться в пределах дорог на трассах, но даже ходить по проезжей части в ряде случаев. А водителя даже при отсутствии вины – например, если человек переходил дорогу в неположенном месте – суд может обязать возмещать ущерб. Даже если пеший был пьян, двигался без светоотражающей одежды ночью или это вовсе был велосипедист. Но не всё так плохо на практике. В этой статье мы рассмотрим все тонкости, если водитель сбил человека на трассе за городом: что ему грозит, какие статьи КоАП, УК РФ или Гражданского кодекса это регулируют, а также приведём актуальную судебную практику.

Какая ответственность за сбитого человека на трассе?

Ниже мы по порядку рассмотрим 2 главных вопроса в такого рода ДТП:

  1. кто, как и на основании чего устанавливает виновность пешехода и водителя и, соответственно, что будет грозить с точки зрения наказаний,
  2. кто, кому, в каком размере будет выплачивать ущерб?

То есть нужно понимать, что ответственность может быть административная/уголовная как мера наказания за совершение нарушения со стороны государства; а также гражданская – если вы причинили кому-то вред или ущерб, то на вас ложится обязанность его компенсировать.

Так вот, для понимания всего нижеописанного сразу приведём несколько важных тонкостей относительно рассматриваемых нами случаев.

  • Прежде всего, ответственность зависит от виновности. Пока вина водителя не установлена, ему ничего не грозит. Пока не установлена виновность пешехода, ему тоже ничего не будет. Причём, вину устанавливает только суд. Сотрудники ГИБДД при этом могут выписать постановление со штрафом, это будет основанием для возмещения ущерба, но формально штраф не определяет виновность.
  • Вышеописанное касается административных или уголовных наказаний. Но есть и гражданская. И тут самое интересное и печальное для водителя. Она наступает и при полном отсутствии виновности автолюбителя. Это так, потому что последний эксплуатирует источник повышенной опасности.
  • Но есть и хорошая новость – при наличии действующего полиса ОСАГО вред (кроме морального) возмещает страховая компания.

Соответственно, для определения, что грозит после ДТП с наездом на человека на трассе, нужно сначала выяснить, на кого возложена вина за то или иное нарушение.

Виновность и ответственность за наезд на пешехода

Как определить, кто виноват?

Как мы уже указали выше, это определяет исключительно суд. Хотя, не всегда требуется соответствующее обращение. Но в случаях со сбитыми пешеходам именно на трассе такое происходит очень часто. Дело в том, что при наличии вреда здоровью обязательно будет суд (именно по суду определяется степень такого вреда). А на больших скоростях вероятность наличия пострадавших пешеходов увеличивается.

И суд смотри на конкретные обстоятельства данной аварии при определении виновности. Давайте рассмотрим главные основания для распределения вины.

ПДД о правах пешехода на дороге

Прежде всего, следует рассмотреть вопрос о том, имел ли право в момент столкновения автомобиля с человеком последний находиться в том месте, где находился. Для этого смотрим в самый очевидный правовой акт – ПДД.

А Правила предписывают следующие обязанности при движении пешком по дороге.

  • Движение пешеходов должно осуществляться по тротуарам или пешеходным дорожкам (пункт 4.1 ПДД).
  • И только если отсутствуют таковые, то есть возможность идти пешком по обочине (тот же пункт).
  • Если же нет и обочины тоже, тогда пешеходу разрешается ходить по краю проезжей части. При этом, он должен идти против хода движения автомобилей (также 4.1).
  • Если человек ведёт велосипед, мопед или мотоцикл, а также передвигается на инвалидной коляске, то должен идти по ходу движения машин.
  • В тёмное время суток (в том числе ночью) и в условиях недостаточной видимости вне населённого пункта пешеходы обязаны носить с собой светоотражающие элементы, а также обеспечить их видимость водителями.
  • Во всех случаях, кроме одного, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу либо на перекрёстках по линии тротуара (пункт 4.3 Правил).
  • Исключение из вышеописанной обязанности составляет лишь случай, когда в зоне видимости нет пешеходного перехода. Тогда трассу можно переходить под прямым углом к проезжей части, и только при условии отсутствия разделительной полосы и забора. Кроме того, дорога должна хорошо просматриваться в этом месте в обе стороны. При этом, не должны создаваться помехи машинам (пункт 4.5).
  • На пешеходном переходе человек обязан сначала убедиться в безопасности своего движения через проезжую часть после оценки скорости движения автомобилей. А ещё запрещается внезапно выходить из-за другого автомобиля.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеход не должен останавливаться и задерживаться безосновательно (пункт 4.6).
  • И последнее: запрещается стоять на остановках или вне их на проезжей части в ожидании автобуса (или такси) – пункт 4.8 Правил.
Читайте также:  Признание договора недействующим

Примеры ДТП со сбитыми пешеходами за городом и виновности

Теперь, собственно, давайте в примерах рассмотрим все эти перечисленные выше ситуации и разберём, на кого может лечь ответственность за наезд на человека на трассе.

Если сбили на обочине трассы

К слову, говоря именно о трассе, нужно понимать, что она не обязательно должна быть без сопровождения рядом идущего тротуара. Ведь трассы бывают не только загородные, но и скоростные участки в пределах населённых пунктов. Но и здесь всё просто – если водитель сбивает пешехода на тротуаре, то виновность очевидна.

Отдельно стоит рассмотреть обочину. Но и здесь всё элементарно.

Если рядом идёт пешеходная дорожка либо тротуар, то у пешехода не было права двигаться по обочине. Однако, у водителя нет права двигаться по обочине – она предназначена для остановки – пункт 9.9 ПДД. Таким образом, здесь по судебной практике виновность в ДТП с наездом на пешехода, двигающегося по обочине дороги, может быть обоюдная. Но не всё так просто.

Что грозит за сбитого насмерть пешехода

Верховный суд однажды указал в пункте 14 Постановления Пленума №20 от 25.06.2019 г., что не имеющий право на движение в данном направлении не может иметь и преимущества. Таким образом, если и пешеход не имел права на движение ввиду присутствия тротуара, и водитель ехал по ней, то вина может стать обоюдной. Но, если водитель даст показания, что он перестроился для остановки на обочину, то нарушения с его стороны не будет. А, если нет нарушения, то и виновности быть не может.

Это, конечно же, всё является теорией, подкреплённой, однако, буквой официального законодательства. Тем не менее, в судебной практике всё может повернуться в любую сторону в зависимости от воззрения на данную ситуацию и на конкретные обстоятельства ДТП у судьи. Так, к примеру, если пешеход просто шёл не по той стороне дороги (по ходу движения автомобилей, а не против хода, как полагается), то суд может посчитать данное нарушение несущественным.

Между тем, в определении виновности в ДТП в судах, как правило, ставят вопрос о том, чьё именно нарушение привело к происшествию. И, соответственно, ставится ещё один вопрос: отсутствие нарушения какого из участников позволило бы избежать столкновения (а также уменьшило бы последствия).

Если пешеход шёл по проезжей части

ПДД говорят, что пешеход может двигаться по проезжей части, только если отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки и обочина либо если по ним невозможно двигаться. При этом, несколько людей должны двигаться строго в один ряд. А вот как именно невозможно, оценивается субъективно – собственно, самим пешим участником дорожного движения. Поэтому что-то прогнозировать здесь достаточно сложно.

С другой стороны, есть в ПДД ещё один пункт – очень коварный, 10.1, предписывающий, что водитель обязан ехать с такой скоростью, чтобы всегда контролировать дорогу и обеспечить полную остановку в случае возникновения опасности для движения. Именно эта норма даёт судам возможность повесить вину либо её часть на водителя. Особенно это актуально, когда речь идёт о гибели человека.

Что будет за сбитого на проезжей части

Если переходил дорогу в неположенном месте вне пешеходного перехода

А вот здесь вариантов может быть меньше. Правила разрешают переходить дорогу по 2 основным принципам:

  • только по пешеходным переходам,
  • если их нет в зоне видимости, то не создавая помех автомобилям.

Таким образом, если водитель сбил пешехода на трассе вне пешеходного перехода, то здесь виновность может лечь полностью на последнего с большой долей вероятности.

Однако, не стоит недооценивать так называемую презумпцию виновности водителя автомобиля при ДТП с пешеходами. Дело в том, что судебная практика склонна чаще “виноватить” именно владельца источника повышенной опасности (об этом термине мы ещё поговорим ниже). Поэтому ситуация здесь также может повернуться не в сторону автолюбителя.

В частности, следует ответить на следующие вопросы в решении такого вопроса:

  • была ли превышена скорость автомобиля (не от нештрафуемого порога, а от реального ограничения),
  • неисправна ли была тормозная система машины,
  • была ли иная объективная возможность предотвратить наезд на пешехода на трассе либо уменьшить его последствия?

По всем этим вопросам может быть проведена судебная экспертиза. Вероятность назначения таковой увеличивается, если речь идёт о сбитом пешеходе насмерть либо о тяжких последствиях для его здоровья.

Следовательно, если хотя бы одному из вопросов есть утвердительный ответ, вина может стать обоюдной.

Если пешеход был пьяный

В судебной практике 2022 года это является формально отягчающим обстоятельством для пешехода. Однако, на распределение виновности это, конечно же, не влияет. Вообще, было бы замечательно, если бы такое обстоятельство, как состояние опьянения было приравнено к умыслу совершения ДТП со стороны пьяного участника. Но такого в законодательстве и практике нет.

Поэтому приходится оперировать объективными обстоятельствами – чьё нарушение непосредственно привело к ДТП, тот и виновен. Например, алкогольное опьянение не является по сути причиной аварии, но если пешеход вышел на проезжую часть из-за нарушенной координации своих движений, то вероятность его стопроцентной вины высока.

Пьяные пешеходы на дороге

Если сбил дальнобойщик на фуре или грузовик

Обратите внимание, конкретный тип транспортного средства не является основополагающим фактором ни для установления виновности в ДТП, ни в ужесточении наказания. Легковой это был автомобиль или грузовой или вовсе огромный трактор, не имеет значения.

Единственное отличие здесь – фурой, как правило, наносится гораздо больший вред здоровью вплоть до наезда насмерть на человека, нежели на легковых авто.

Если сбили инспектора ГИБДД

Здесь также не должно играть роли, при исполнении находился сотрудник или это был обычный гражданский. Вина зависит от нарушения того или иного участника. Водитель обязан соблюдать ПДД, а для инспектора ДПС, несущего службу на дороге, есть Административный регламент, требующий соблюдения безопасности при патрулировании.

Если пешеход был без светоотражающей одежды

Увы, но данный фактор вряд ли станет причиной полной виновности пешего участника в происшествии. В первую очередь здесь будет водителю вменён с большой долей вероятности пункт 10.1 Правил.

Обратите также внимание, что в ПДД речь идёт не об одежде, а о светоотражающих элементах. Пешеход может держать, к примеру, в руках светоотражатель от велосипеда. Главное, он обязан показывать его водителям (обеспечить видимость).

Что грозит, если водитель не виноват в наезде на пешехода на трассе?

Теперь мы вынуждены перейти к плохим для водителей новостям. Даже в том случае, если по результатам рассмотрения дела о сбитом пешеходе виновником будет признан исключительно последний, водитель всё равно будет обязан возместить вред его здоровью и моральный.

Речь идёт о статье 1079 Гражданского кодекса РФ. Она указывает, что автолюбитель несёт ответственность вне зависимости от отсутствия вины, потому что является владельцем источника повышенной опасности. То есть не имеет возможности полностью контролировать транспортное средство, которым он управляет (к примеру, остановить без тормозного пути).

Обратите внимание, что речь идёт именно о гражданской ответственности – по компенсации вреда здоровью. О привлечении водителя к штрафу, лишению прав или иному наказанию речи не идёт. Кроме того, вред имуществу пешехода (разбитый телефон, испачканная и/или порванная одежда) также не входят в обязанности по возмещению.

Есть и хорошая новость – если на автомобиль был действующий полис ОСАГО, то уже на страховую компанию ложится обязанность по возмещению такого вреда. Однако, сюда не входит моральный ущерб – его всё ещё придётся возмещать из собственного кармана водителю.

Однако, не забываем о главном факторе, о котором мы уже писали выше – обоюдной вине в наезде на человека на трассе в том случае, если у водителя выявят какие-либо сопутствующие нарушения: неисправность тормозной системы, превышение скорости движения и другие возможности избежать столкновения (нормальная реакция, оценка тормозного пути).

Ответственность невиновного водителя за сбитых на трассе людей

Что грозит, если наезд произошёл по вине водителя автомобиля?

В том случае, если автолюбитель сбил человека на трассе за городом по собственной вине, в том числе частичной обоюдной, то ответственность может быть весьма и весьма разнообразной. А зависит это от последствий для здоровья пешехода и количества сбитых людей.

Отдельно отметим тот факт, что если судом будет установлена даже мизерная степень вины водителя, то он всё равно должен будет нести ответственность – административную или уголовную.

Но перейдём к наказаниям.

Ответственность за нарушение ПДД

В первую очередь, вы понесёте наказание за то нарушение, которое привело к ДТП:

  • сбили пешехода на трассе на пешеходном переходе – получите от 1 500 до 2 500 рублей штрафа по 12.18 КоАП РФ,
  • превышали скорость – по статье 12.9
  • и так далее.

За лёгкий вред здоровью

Если есть малейший вред здоровью пешехода, то вас может ждать второе наказание в дополнение к назначенному за нарушение, которое оказалось в причинно-следственной связи с ДТП.

Речь идёт о статье 12.24 КоАП РФ, часть 1 которой предусматривает 2 вида ответственности:

  • либо штраф от 2 500 до 5 000 рублей,
  • либо лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет.

Как мы уже описывали выше, степень вреда здоровью определяется в рамках медицинской экспертизы, которая назначается судом. А общие квалифицирующие признаки перечислены в Приказе Минздрава №194Н.

За средний вред

В этом случае наказания будут немного жёстче. И предусмотрены они частью 2 этой же статьи КоАП:

  • штраф за сбитого на трассе человека от 10 до 20 тысяч рублей,
  • или лишение прав на 1,5-2 года.

И эти 2 случая – единственные, ответственность за которые предусмотрена лишь административная.

За тяжкий вред

Итак, здесь уже работает Уголовный кодекс РФ. Конкретно статья 264 регулирует ответственность за причинение вреда здоровью людей при ДТП.

Так, часть 1 этой статьи предусматривает следующие наказания за тяжкий вред:

  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительные работы до 2 лет с лишением водительских прав до 3 лет (или без),
  • арест до полугода,
  • лишение свободы до 2 лет с лишением прав или без последнего.

А вот если водитель был при этом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или же скрылся с места наезда на человека, то ответственность будет ещё жёстче – по части 2 этой же статьи.

Уголовные наказания за сбитую женщину на дороге

Если человека на трассе сбили насмерть

Часть 3 статьи 264 УК РФ содержит ответственность, если пешеход в результате наезда погиб:

  • принудительные работы до 3 лет с лишением прав до 3 лет,
  • лишение свободы до 5 лет с таким же лишением водительских прав.

И опять напомним, что ответственность, если водитель был пьян либо покинул место происшествия, суровее – по части 4 этой же статьи.

Если был наезд насмерть на 2, 3 и более пешеходов

И, наконец, часть 5 статьи предусматривает наказания за смерть 2 и более людей при наезде с виновностью водителя:

  • принудительные работы до 5 лет с лишением прав до 3 лет для водителя, сбившего нескольких пешеходов на трассе насмерть,
  • либо лишение свободы до 7 лет с аналогичным лишением прав.

И традиционно для пьяных и скрывшихся наказания самые строгие – по части 6 статьи 264 УК.

Судебная практика по сбитым на трассе пешеходам

Обратим ваше внимание теперь на практику правоприменения, описанного в этой статье, и приведём несколько примеров.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

В соответствии с действующим федеральным законодательством наезд на пешехода на пешеходном переходе в любом случае подлежит уголовной ответственности: независимо от того, прав водитель в аварийной ситуации или виноват. Все владельцы транспортных средств несут
ответственность в процессе дорожно-транспортного движения: наступить или административная, или же уголовная ответственность.

Водитель в момент возникновения аварийной ситуации должен предпринять все действия, чтобы нападение на прохожего было квалифицировано в качестве причинения легкого вреда здоровью или же повлекло за собой административную санкцию.

Идеальный вариант – разрешить ситуацию мирным путем: владельцу транспорта стоит оказать жертве максимум помощи, своевременно вызвать сотрудников правоохранительных органов и медицинскую помощь, а также оформить ДТП в соответствии с законодательством.

Ответственность за наезд на пешехода в соответствии с законодательством

Учитывая нормативную базу современного законодательства, нападение на человека считается дорожно-транспортным происшествием, в котором транспортное средство причинило какой-либо вред человеку или же пешеход самостоятельно столкнулся с автомобилем. В соответствии с правилами дорожного движения каждый автолюбитель должен предварительно убедиться в том, что прохожие отсутствуют на дорожном полотне. Если водитель пренебрегает нормативами, в момент аварии он может считаться виновником. Наказание за наезд на пешехода может быть самым разнообразным:

  1. Гражданская ответственность в форме материальной компенсации наступает тогда, когда жертва пострадала не слишком сильно;
  2. Административная кара в виде значительной суммы штрафных санкций применяется, если потерпевшему был причинен серьезный вред без угрозы для жизни;
  3. Уголовное наказание в форме заключения под стражу необходима в том случае, если пострадавшему были причинены тяжкие телесные повреждения или же возник смертельный исход.

Консультация юриста по ДТП бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

В соответствии с гражданским кодексом виновник обязательно должен компенсировать жертве причиненный ущерб в полной мере. Виновник обязан оплатить следующие виды расходов:

  1. Доход, не полученный в момент лечения;
  2. Расходы, потраченные на покупку лекарств, питание, медицинский уход, лечебные процедуры.

Если набег не сопровождался причинением вреда здоровью пострадавшего, то уголовная и административная санкция к виновнику могут не применяться. В таком случае наступить исключительно гражданская санкция. С водителя может быть взыскан материальный штраф при нарушении каких-либо законодательных требований.

Штраф за наезд на пешехода в рамках административной ответственности

Размер штрафа будет зависеть от конкретных действий виновного лица после того, как был совершен набег. При благоприятном исходе выплата будет составлять от 5 до 8 минимальных окладов. Если же в ситуации присутствовали отягощающие обстоятельства, то виновному придется уплатить штраф в двойном размере. Административная санкция за нападение на человека может варьироваться в следующих размерах:

  1. От 2,5 до 5 тыс. рублей или же изъятие водительского удостоверения на срок 1 – 1,5 года в ситуации причинения легких телесных повреждений (кратковременная утрата здоровья жертвы, незначительное снижение общей трудоспособности);
  2. От 10 до 20 тыс. рублей или же лишение водительских прав на период от 1,5 до 2 лет при нанесении повреждений средней тяжести (вред здоровью жертвы, который не несет опасности для жизни и сопровождается умеренной потерей трудоспособности).
Читайте также:  Новые критерии малого и среднего бизнеса 2022

Уголовная ответственность за наезд на пешехода

Криминальная ответственность – серьезный вид судебного наказания, который применяется, если здоровью жертвы был причинен тяжкий вред, возможная смерть или чрезмерные физические увечья. Установить степень тяжести повреждений поможет медицинский эксперт. Если будут зафиксированы тяжкие увечья без смертельного исхода, то водитель может быть наказан следующими мерами:

  1. Административный арест на срок до полугода;
  2. Тюремное лишение свободы на период до 3 лет;
  3. Общественные физические работы на время до 2 лет;
  4. Лишение водительских прав до 3 лет.

Уголовное наказание за нападение на прохожего со смертельным исходом будет зависеть от наличия или отсутствия отягощающих обстоятельств. Если жертвами аварии стали двое или более человек, водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то суд может назначить лишение свободы на срок до 9 лет. Если в момент наезда на человека на пешеходном переходе сучился смертельный исход, но наказание водителя машины будет намного сложнее:

  1. Принудительные физические работы на срок до 4 лет;
  2. Тюремный арест до 7 лет;
  3. Лишение водительского удостоверения.

Наезд на пешехода за пределами пешеходного перехода

Наказание водителям, которые наехали на прохожих за пределами пешеходного перехода, назначаются в зависимости от степени тяжести причиненных повреждений. В таком случае могут применяться следующие виды наказания:

  1. Административное наказание за нанесение ущерба легкой или средней тяжести;
  2. Криминальная ответственность за нанесение тяжких повреждений с возможной гибелью пешехода.

Все травмы и любой ущерб совершаются источником повышенной опасности. В данном случае не слишком важно, кто является виновником ДТП. В соответствии с действующим законодательством, владелец транспортного средства повышенной опасности обязан возместить пострадавшей стороне весь вред. Также автолюбитель может быть освобожден от какого-либо наказания в том случае, если будет доказан прямой умысел потерпевшей стороны в совершении аварии, а также дорожно-транспортное происшествие было совершено по причине действий стихийной непреодолимой силы или непредвиденных обстоятельств.

Правила дорожного движения нередко изменяются и корректируются, но одно остается неизменным. В любой ситуации права и интересы пешеходов будут в приоритете, и в случае их нарушения будут применены актуальные меры ответственности к виновнику. По статистике, с каждым годом количество автомобилей на отечественных дорогах увеличивается, и вместе с ними, заметно возрастает численность разнообразных ДТП, среди которых наезд на пешехода.

Основные понятия

Наезд на пешехода наблюдается чаще всего на проезжей части, включая и оборудованные пешеходные переходы. Сразу стоит обратить внимание, что в данном ситуации вина может лечь как на водителя, так и на самого пешехода. Однако и тут имеется интересное правило. практически всегда, если был произведен наезд на переходе или задним ходом, виновником будет признан водитель. Если же наезд случился за пределами пешеходной зоны, ответственность за нарушение ПДД может понести пешеход.

Среди основных причин, которые приводят к созданию аварийной ситуации с участием пешехода, можно выделить:

  1. Несоблюдение скоростного режима вблизи переходных зон;
  2. Игнорирование действующих ПДД, а также неисполнение запрещающих знаков и разметок;
  3. Неправильная парковка во внутренних ворах и пешеходных зонах.

Консультация юриста по ДТП бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Главным образом, основной причиной наезда может стать банальная невнимательность. Независимо от того, регулируемый переход или нет, водитель обязан пропускать пешеходов, и начать тормозить при приближении к переходу. Зачастую игнорирование данных правил и становится основной причиной для ДТП.

Что делать в случае наезда на пешехода

Отечественная правовая база определяет такое аварийное происшествие, как наезд на пешехода в категорию действий, повышающих общий уровень опасности. Согласно действующим правилам, существует определенный порядок действий, которые должен предпринять водитель в случае наезда. Если он их не выполнит, и попытается скрыться с места происшествия, то в таком случае его ответственность будет сильно ужесточена.

  1. При наезде необходимо незамедлительно остановить машину и включить сигналы аварийной остановки.
  2. Далее следует внимательно осмотреть пострадавшего и поинтересоваться его самочувствием. Если он нуждается в медицинской помощи, следует вызвать медиков, и параллельно оказать первую помощь самостоятельно. Если же ситуация критическая, закон допускает оставление места ДТП и перевозку пострадавшего в ближайшую больницу.
  3. Необходимо вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД, которые зафиксируют обстоятельства произошедшего и запротоколируют их. Также следует написать заявление, и внимательно проследить, чтобы дорожная полиция указала в нем все обстоятельства аварии.
  4. Если водитель уверен, что его вины в произошедшем нет, необходимо озаботится поисками доказательной базы. Для этого необходимо записать контакты случайных свидетелей и поинтересоваться у находящихся рядом автомобилистов записями с их камер видеорегистрации.

Ответственность за наезд

В соответствии с действительной правовой базой России, наказание на наезд на пешехода может быть установлено исходя из положения гражданского, уголовного и административного законодательства. Здесь все будет зависеть от того, какие обстоятельства произошедшей аварии, и какое повреждение получил пострадавший после наезда.

Гражданская ответственность

Если наказание устанавливается согласно положениям ГК РФ, то необходимо знать, что ответственность тут самая мягкая. Чаще всего, в данную категорию попадают дела, при которых вред здоровью пешехода не нанесен, и водителю предстоит отделаться компенсациями за моральный вред, упущенную выгоду и затраты на лечение.

Кроме того, в данную категорию также будут попадать все ситуации, когда наезд произошел по вине пешехода, перебегающего дорожное полотно вне зоны действия перехода. За подобное нарушение устанавливается штраф в 1 тыс. рублей. Если машине был нанесен ущерб, то его также будет оплачивать пешеход. Однако стоит отметить, что данная норма используется не так часто, поскольку зачастую ущерб пешехода превышает вред автомобилисту.

Административная ответственность

Меры наказания согласно положений ст. 12.24 КоАП РФ куда более строгие к нарушителям. Несмотря на то, что долгое время курсировали слухи о том, что в 2018 году в данный норматив будут внесены некоторые коррективы, этого не произошло, и меры ответственности остались такими же, как и в 2016 году.

В категорию дел, которые рассматриваются согласно КоАП РФ попадут те ситуации, когда пешеходу во время наезда был причинен легкий или средний ущерб для здоровья. В первом случае нарушителю необходимо приготовиться к потере водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет, и к денежной компенсации в виде штрафа в 2,5-5 тыс. рублей. Кроме того, пострадавшая сторона имеет право дополнительно потребовать компенсацию за причинение морального вреда и за упущенный доход, если имеет место временная потеря трудоспособности.

Если же в результате наезда причинен ущерб, попадающий в категорию средней степени опасности, то наказание будет несколько более строгим. Так, денежный штраф вырастет до отметки в 10-20 тыс. рублей, а потеря водительских прав будет на срок от 1,5 до 2 лет. Отметим, что в данную категорию попадут все пострадавшие, которые согласно правилам КоАП утратили трудоспособность более чем на треть.

Уголовная ответственность

Наказание согласно уголовного законодательства за наезд будет установлено только в тех ситуациях, когда пешеход получил тяжкий вред здоровью или же авария завершилась летальным исходом. Стоит отметить, что в данном случае наказание будет самым суровым, и никаких послаблений водителю ждать не стоит. Статья 264 УК РФ определяет предельно допустимые границы ответственности и рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны отягчающими (нахождение водителя под алкогольным или наркотическим воздействием, управление транспортом без прав и т.д.)

Если пострадавший получил повреждения тяжелой степени опасности, водитель будет лишен права управлять машиной на 3 года, а также к нему будут применены такие меры, как принудительные работы на 2 года, арест на 6 месяцев, лишение или ограничение свободы на 3-летний период.

Если же авария завершилась смертью пострадавшего, и родственники погибшего подали в суд, то виновный отправится на принудительные работы на 4 года, и лишиться свободы на 7 лет (норма принята на 2017 год, в минувшем году срок тюремного заключения равнялся 5 годам). Ну и естественно, он будет лишен водительских прав.

Наезд на пешехода в ситуациях – наказания и как их избежать?

Сбил пешехода – статьи УК и КоАП

Если вы сбили пешехода, то ответственность за это по состоянию на 2022 год может быть административная, уголовная и/или гражданская. Всё зависит от наличия конкретного нарушения ПДД, тяжести последствий для пешехода, в том числе если он сбит насмерть, а характера и локации наезда на человека: на “зебре”, на загородной трассе, вне перехода, а также находился ли в состоянии опьянения сам пешеход или водитель. Но давайте обо всём по порядку!

Наезд на человека – какая может быть ответственность?

Итак, как мы указали выше, такой вид ДТП может повлечь от совершенно ничего до наказания в виде:

  • административного штрафа или лишения прав по КоАП,
  • статьи УК за сбитого насмерть пешехода или с тяжёлыми травмами,
  • гражданской ответственности в виде возмещения материальных и моральных потерь человеку.

Таблица наказаний по КоАП и УК за сбитого пешехода

Предлагаем рассмотреть лаконичную таблицу нарушений и наказаний как для водителя, так и для пешехода, а уже далее разобраться детально в каждом из них.

Результат наездаНаказание, если водитель был трезвНаказание, если водитель был пьян
Просто не пропустил пешехода на пешеходном переходеСтатья 12.18 КоАП, штраф 1500-2500 рублейСтатьи 12.18 КоАП + 12.8 КоАП (лишение на 1,5-2 года плюс штраф 30000 рублей)
Если пешеход сломал/потерял имущество, испачкался или иным образом пострадало его имуществоГражданская ответственность в виде возмещения ущерба имуществуГражданская ответственность в виде возмещения ущерба имуществу
Лёгкий вред здоровью пешеходаСтатья 12.24, часть 1 КоАП – штраф 2500-5000 рублей или лишение прав на 1-1,5 годаСтатья 12.24, часть 1 + 12.8 КоАП
Средний ущерб здоровью пешеходаСтатья 12.24, часть 2 КоАП – штраф 10000-25000 рублей или лишение на 1,5-2 годаСтатья 12.24, часть 2 + 12.8 КоАП
Тяжкий ущерб здоровью человекаСтатья 264, часть 1 УК – ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до полугода или лишение свободы до 2 летСтатья 264, часть 2 УК – принудительные работы до 3 лет или лишение свободы до 4 лет
Смерть пешеходаСтатья 264, часть 3 УК – принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 5 летСтатья 264, часть 4 УК – лишение свободы на 2-7 лет
Сбил 2 или более людей насмертьСтатья 264, часть 5 УК – придуительные работы до 5 лет или лишение свободы до 7 летСтатья 264, часть 6 УК – лишение свободы на 4-9 лет.
Если сбить пешехода, нанеся тяжкий вред здоровью, умышленноСтатья 111, часть 1 УК – лишение свободы до 8 лет
Если сбить пешехода насмерть умышленноСтатья 111, часть 4 УК – лишение свободы до 15 лет с ограничением свободы до 2 лет либо без ограничения свободы
Если сбить человека в не положенном для перехода месте (по вине пешехода)Статья 1079 ГК – возмещение вреда пешеходу вне зависимости от вины водителя (по ОСАГО при наличии), возмещение пешеходом ущерба автомобилю

Теперь давайте рассмотрим каждый случай по-отдельности и разберёмся, какие нормы наказания применяются в этих ситуациях.

Сбил пешехода на переходе, тротуаре или на повороте, виноват водитель – штрафы и лишение прав

Самая банальная и, пожалуй, плачевная для автолюбителей ситуация – это наезд на пешехода в зоне “зебры”. В этом случае пеший участник дорожного движения прав, а водитель виновен почти во всех случаях. В таком случае водителю вменяют нарушение пунктов:

  • 14.1 ПДД, если наезд произошёл на нерегулиремом пешеходном переходе,
  • 14.2 Правил, если наезд совершён в зоне “зебры”, регулируемой светофором,
  • дополнительно к одному из названных могут вменить 10.1 ПДД – “универсальный” пункт, который подходит под многие ситуации, требующий выбирать такую скорость, чтобы предвидеть опасность и миновать её.

Наезд на пешехода на дороге на пешеходной

Наказания в этом случае зависят от большого ряда факторов. Перечислим их все.

Если пешеход отделался испугом, а наезда не было

Тогда водителю полагается одно единственное наказание – штраф от 1,5 до 2,5 тысяч рублей по статье 12.18 КоАП за непропуск пешехода на переходе. Данный штраф также может быть выписан на камеру и применяется за неуступление дороги пешим участникам дорожного движения.

Важное замечание!

Если вреда здоровью нет, но есть имущественный вред

Тогда предусмотрена гражданская ответственность. Например, если пешеход в результате этого упал, испачкался вы сбили его собаку (домашние животные по ГК РФ считаются имуществом).

В таком случае вред нужно будет возмещать, согласно расходам потерпевшего на восстановление своего имущества (той же одежды) до исходного состояния.

Если причинён лёгкий вред здоровью пешехода

Тогда есть риск лишения прав по части 1 статьи 12.24 Административного кодекса. Но эта норма не подразумевает безусловного лишения права управления. Водителю на выбор рассматривающего дело лица могут назначить:

  • штраф от 2500 до 5000 рублей за наезд на пешехода с причинением лёгкого ущерба здоровью,
  • лишение прав на 1-1,5 года.

Это административная ответственность, и она не отменяет гражданской – возмещения затрат на восстановление здоровья и имущества, пострадавшего в результате ДТП с наездом.

Обратите внимание, под лёгким вредом в этой статье имеется в виду несильную утрату здоровья или незначительную утрату работоспособности. На какое, законодательство 2022 года не конкретизирует.

Если причинён средний вред здоровью

Под средним ущербом законодатели уже понимают потерю здоровья на длительное время, но без риска для жизни, либо потерю трудоспособности по меньшей мере на треть.

И вот за такой вред сбитому пешеходу водителю уже грозит либо штраф от 10 до 25 тысяч рублей, либо лишение прав на 1,5-2 года.

Если водитель при этом был пьян

Тогда по административному праву, в отличие от уголовного, ему просто назначат ещё одно наказание – лишение прав за пьянку (статья 12.8 или 12.26 КоАП – последняя, если отказался от медицинского освидетельствования).

Пьяный наезд на человека по вине водителя

Сбитый на переходе пешеход – когда наступает уголовная ответственность?

УК в 2022 году могут назначить в случаях, когда:

  • сбитый пешеход получил тяжкий вред здоровью,
  • его сбили насмерть.

К слову, здесь уже нет различия произошла аварий и сбит пешеход или же произошло ДТП с другим автомобилем и пострадали его водитель или пассажиры.

При этом, под тяжким вредом здоровью в уголовном праве понимаются следующие последствия для пешехода (согласно ППРФ №522):

  • если последствием стали обезображивающие шрамы на лице сбитого человека,
  • потеряна общая троудоспособность гражданина более чем на треть либо профессиональный уклон работника потерян совсем,
  • когда у пешехода вследствие наезда утрачено зрение, слух или перестал функционировать другой орган либо он совсем утерян,
  • когда травма имеет риск смерти,
  • если вы сбили беременную женщину, и плод в результате погиб,
  • когда урон привёл к психическому расстройству.

Если причинён тяжкий ущерб здоровью по неосторожности водителя

Обратите внимание, речь здесь и далее идёт именно о случае, если вы сбили пешехода, и при этом на вас квалифицировано нарушение ПДД, связанное с этим ДТП (ставшее причиной наезда).

В случае причинения тяжкого ущерба здоровью пешехода водителю грозит одно из наказаний на выбор судьи от принудительных работ до лишения свободы. Но в зависимости от наличия состояния опьянения у водителя (отказ от освидетельствования приравнивается к опьянению) применяются разные статьи УК.

Если водитель был трезв, то за тяжкий вред при наезде на пешехода ему грозит (по усмотрению суда в порядке строгости наказаний):

  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительные работы до 2 лет,
  • арест до полугода,
  • лишение свободы до 2 лет.

Все эти меры предусматривает часть 1 статьи 264 УК.

Читайте также:  Микрозайм без проверки кредитной истории на карту

А вот если водитель пьяный, то ответственность ужесточается (часть 2 статьи 264 УК):

  • принудительные работы до 3 лет,
  • лишение свободы до 4 лет.

Какое наказание, если пешеход сбит насмерть?

Продолжим тему уголовной ответственности, когда пешему участнику дорожного движения в результате ДТП причинены травмы, не совместимые с жизнью.

Если пешеход сбит насмерть – уголовные статьи наказания

Если сбитый пешеход погиб в результате аварии, то трезвому водителю по состоянию, актуальному на 2022 год, грозит (часть 3 264 УК):

  • принудительные работы до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

А вот если водитель был во время ДТП пьяным, то ответственность снова ужесточается – водителя будет ожидать наказание в виде лишения свободы на 2-7 лет (часть 4 статьи 264 Уголовного кодекса).

Если сбил несколько человек насмерть

В этом случае ответственность становится ещё жёстче. За наезд на 2 и более человек, у которых в результате аварии наступила гибель, водителя ожидает наказание в виде (ч.5 ст. 264 УК):

  • придуительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Если же у автолюбителя подтверждено алкогольное опьянение, то ему угрожает часть 6 статьи 264 УК с лишением свободы от 4 до 9 лет.

Сбил пешехода в не положенном для перехода месте или по вине пешехода

В этом случае уже для пешехода всё становится сложнее по части ответственности, и у сбитого пешехода всё ещё есть законные права. Но, увы, и с водителя ответственность полностью не снимется, даже без его вины в ДТП.

И, если для пешехода всё понятно: нарушил ПДД – плати за вред автомобилю, то в чём же здесь дело с водителем, почему он должен нести наказание без наличия виновности?!

Ответственность автомобилиста за сбитого пешехода вне перехода

Ответ на данный вопрос даёт статья 1079 уже Гражданского кодекса России. Именно он определяет транспортное средство как средство повышенной опасности, а водителя – как владельца источника повышенной опасности (ИПО). Но главное, ГК РФ регламентирует, что эксплуататор ИПО вне зависимости от вины в ДТП должен возмещать нанесённый таким источником вред.

Исключением из этой обязанности являются 2 условия в нашем случае:

  • когда пешеход умышленно прыгнул под колёса (а это ещё нужно доказать),
  • когда наезд произошёл под действием непреодолимой силы.

Так, владельцами ИПО признаются водители:

  • автомобилей при столкновении с пешеходами или велосипедистами,
  • даже водители велосипедов при ДТП с пешеходами.

Как следствие такой сложившейся практики законодательства 2022 года, получаем, что если в ДТП с участием автомобиля и пешехода виновен пешеход, то вне зависимости от исхода и последствий для обоих участников пешеход платит за восстановление машины, а водитель – за вред, причинённый пешеходу (даже в отсутствие вины водителя). Впрочем, вред пешеходу оплачивает страховая автолюбителя по ОСАГО, если у него есть действующая страховка.

Чаще всего ДТП с наездом на пешехода по вине последнего происходят:

  • на загородной трассе,
  • на длинных магистралях,
  • в местах интенсивного пешеходного движения, где некоторым представителям этой категории участников дорожного движения просто лень дойти до пешеходного перехода.

Ещё один неприятный сюрприз в законодательстве 2022 года – если вдруг водитель собьёт пешехода и скроется с места ДТП при вине пешехода, то отвечать будет собственник машины, потому что статья 1079 ГК отсылает к владельцам транспортных средств как источников ИПО. Конечно, это при условии, что скрывшийся водитель не будет установлен, а сама машина будет известна по госномерам. Но и в этом случае ущерб пешеходу покрывает ОСАГО собственника авто.

Избегание ответственности, когда вменяют УК за сбитого человека

Вменяют УК за пешехода – как избежать наказания?

Очень часто при таком виде ДТП можно столкнуться с превзятым в сторону водителя отношением правоохранительных органов – как следствия, так и ГИБДД.

Увы, но если пешеход сбит насмерть на пешеходном переходе или в ином месте, где имел преимущество перед машинами, и вина водителя очевидна, то наказания не избежать при очевидной вине водителя. Можно лишь смягчить наказание примирением сторон, помощью автолюбителя семье сбитого человека и иными смягчающими обстоятельствами.

Вот только даже если вина полностью лежит на пешеходе, и это очевидно обывателю, то служителям закона это далеко не всегда очевидно. Даже если пешеход переходил в неположенном для него месте, вину могут признать обоюдной, а то и возложить всю виновность на водителя. При этом, автовладельцу чаще всего вменяют нарушение пунктов ПДД:

  • 10.1 (не выбрал скорость, которая позволила бы избежать столкновения) – это вообще универсальный пункт, который любят применять законодатели как в отношении сбитых в неположенном месте пешеходов, так и наезде на яму или открытый люк на дороге и другим видам ДТП; логика полицейских проста – если допустил наезд на пешехода, даже переходящего вне перехода, значит, не выбрал скорость, позволяющую вовремя обнаружить опасность, а именно это и предписывает пункт 10.1 Правил;
  • 8.1 (если водитель маневрировал, пытаясь избежать столкновения) – здесь обвинительная сторона часто ссылается на то, что вы могли бы избежать столкновения с пешеходом, если бы двигались прямо; впрочем, иногда это бывает правдой – пешеход отпрыгнул туда, куда перестроился водитель;
  • 1.5 (создание опасности для движения) – ещё один универсальный пункт ПДД, который вменяют водителю; здесь дело может доходить до асурда, ведь именно пешеход создал опасность, а водитель пытался её избежать.

В этом случае избежать наказания вам помогут любые показания свидетелей, наружных камер, вашего видеорегистратора. Разумеется, понадобится помощь хорошего юриста, чаще всего адвоката, чтобы разгрести такое дело.

Помните, ваша задача – избежать вменения любого нарушенного вами пункта ПДД, а не просто доказывание того, что пытались избежать ДТП со сбитым пешеходом.

Ходатайствуйте о проведении судебной экспертизы, которая бы доказала наличие нарушения ПДД пешеходом и отсутствие таковых водителем. Не допускайте голословных констатаций ваших нарушений обвинительной стороной.

ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему

Иногда водители, желая сэкономить время, пролетают на желтый сигнал светофора или проезжают по пешеходному переходу, даже если видят, что человек собрался или уже начал переходить дорогу. Пешеходы тоже хороши: часто они считают, что защищены законом, что водитель должен уступать им дорогу, и выбегают на проезжую часть, когда им вздумается. Совместно с экспертным центром «Движение без опасности» разбираем, какую ответственность несут водители за непропуск пешехода, а пешеходы – водителя (спойлер: водитель не всегда неправ).

В каком случае и какой штраф грозит за непропуск пешехода?

мельников.jpg

генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности»

– Водителей еще на автошкольной скамье учат: видишь на горизонте пешехода, который приближается к пешеходному переходу, – сбавь скорость и пропусти, даже если это бабушка, которая движется со скоростью улитки. Никто не знает, о чем думает пешеход в момент перехода дороги, поэтому лучше лишний раз подстраховать самого себя. Но что делать, если вы подъехали к переходу в момент, когда пешеход ступил ногой на дорогу?

«Уступить дорогу пешеходу» – значит остановиться и не двигаться, чтобы пешеходу не пришлось менять скорость или направление движения. Иными словами, если вы проезжаете переход в момент, когда человек уже начал по нему движение, и он вынужденно остановился или вернулся на тротуар, то вы рискуете получить штраф в размере от 1,5 до 2,5 тысяч рублей (размер зависит от того, как часто водитель попадается на нарушениях ПДД).

В каких случаях можно избежать наказания за непропуск пешехода

Однако наказания за такой, казалось бы, непростительный поступок избежать можно – если правила нарушил не водитель, а сам пешеход.

В судебной практике пешеход почти всегда прав. Но есть исключения: пешеход неправ, если он пошел на красный сигнал светофора или вовсе не по переходу (особенно если он при этом был в состоянии алкогольного опьянения).

Также водитель не будет считаться нарушителем, если пешеход передвигался по переходу на велосипеде. ПДД обязывают велосипедистов спешиваться перед тем, как перейти дорогу.

Чтобы доказать свою правоту, водителю понадобится запись с видеорегистратора (или свидетели).

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Если пешеходу нанесен легкий вред (кратковременное расстройство здоровья – до 21 дня восстановления), то штраф для водителя составит от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до полутора лет. За вред средней тяжести – штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение прав на два года. В случае причинения тяжкого вреда здоровью или гибели пешехода предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:

Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.

В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.

Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

Возмещать ущерб пострадавшим должна страховая компания водителя (если у него есть активный полис ОСАГО, это обязательное условие для участника дорожного движения). Если пострадали люди – сумма возмещения составит до 500 тысяч рублей, если только имущество – до 400 тысяч. Если у виновного нет полиса ОСАГО, взыскивать деньги с нарушителя придется через суд.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Что грозит за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью?

Среди наиболее неблагоприятных последствий от ДТП является вред здоровью или жизни граждан. Однако даже наезд на пешехода без причинения вреда здоровью не означает, что водитель сможет избежать наказания. В этой статье разберем, при каких условиях будет наступать ответственность за наезд без физического вреда, и какие меры воздействия грозят водителю.

ДТП с пешеходом без вреда здоровью

Как определяется вред для пострадавших

Наезд на случайного пешехода не обязательно повлечет наказание для автовладельца. Если сам пешеход грубо нарушил правила перехода дороги, проигнорировал красный свет светофора, либо допустил иные противоправные действия, водитель может вовсе избежать ответственности, если его вина не будет подтверждена.

При отсутствии вины пешехода, водителю придется отвечать за наезд, так как автомобиль относится к источнику повышенной опасности, а его владелец обязан компенсировать любой вред. В этом случае будет учитываться, какие меры предосторожности предпринял водитель, чтобы избежать наезда.

Состав мер воздействий, которые могут грозить автовладельцу, будет зависеть от степени вреда пострадавшему гражданину:

  • если физические повреждения полностью отсутствуют, может наступать ответственность за нарушение ПДД, а пешеход сможет подать на возмещение морального вреда;
  • причинение вреда легкой и средней тяжести карается административными санкциями по КоАП РФ;
  • если вред носит тяжкий характер, либо наступил летальный исход, водителя привлеку к ответственности по ст. 264 УК РФ.

Направление на эту процедуру выдают сотрудники МВД непосредственно после столкновения, либо при обращении пострадавшего. Если повреждения полностью отсутствуют, либо носят незначительный характер, пострадавший может обойтись без обращения на медобследование – это не устраняет возможности подать на моральный вред.

Нужно учитывать, что последствия аварии могут выявляться спустя продолжительный период времени. Поэтому, если водителя уже привлекли к ответственности за наезд без причинения вреда здоровью, впоследствии существует вариант пересмотра дела. Основанием для этого будет являться заключение медицинского специалиста.

Что грозит водителю за наезд без причинения вреда

Если в результате медосвидетельствования у пешехода не выявлены даже незначительные повреждения, по нормам КоАП РФ водитель понесет ответственность только за нарушение конкретного пункта правил дорожного движения. Например, если наезд сопровождался нарушением правил движения на пешеходном переходе, либо водитель превысил скоростной режим при движении в населенном пункте.

Для наказания за нарушение ПДД будет составлен протокол, который позже будет являться доказательством при возмещении морального вреда.

При составлении протокола указываются сведения о водителе и пострадавшем, а также иные обстоятельства инцидента. Копия протокола, а также иные процессуальные документы (например, схема места происшествия) будет представлена в суд при рассмотрении иска о компенсации морального вреда.

В результате даже незначительного наезда или контакта с автомобилем, пешеход будет испытывать стрессовую и психотравмирующую ситуацию. Возмещение нравственных и психических страданий происходит путем взыскания компенсации морального вреда, для этого применяются нормы ГК РФ, а не КоАП РФ. Компенсация морального вреда не приравнена к штрафу или иной административной санкции, а ее размер может быть определен только на основании всех обстоятельств дела.

Исковое заявление на моральный вред пешеход может подать даже при отсутствии оснований для наказания по КоАП РФ. Рассмотрение таких дел происходит по следующим правилам:

  • исковое заявление подается в мировой суд или суд общей юрисдикции;
  • истец обязан обосновать степень нравственных и психических страданий, а также размер компенсации для взыскания;
  • окончательный размер компенсации определит суд, исходя из всех обстоятельств дела.

Если по факту наезда на пешехода составлялся протокол, и выносилось постановление по КоАП РФ, эти документы будут являться доказательством в гражданском деле. Более того, истцу не придется повторно доказывать факт наезда, а также иные обстоятельства инцидента.

Вид и размер наказания за нарушение ПДД напрямую не влияют на размер компенсации морального вреда. Однако обстоятельства наезда будут учитывать судом:

  • если пешеход сам создал аварийную ситуацию, в возмещении морального вреда может быть отказано;
  • статус и индивидуальные особенности пострадавшего повлияют на размер компенсации – например, психические и нравственные страдания беременной женщины имеют более опасные последствия, поэтому размер компенсации будет выше;
  • если водитель предпринял все меры, чтобы избежать более серьезных последствий и травм, его поведение может повлиять на уменьшение размера компенсации.

Суд вправе самостоятельно определять размер морального вреда, а единых методик расчета законодателем не утверждено.

Поэтому указание в исковом заявлении значительной суммы требований еще не означает, что она будет взыскана с автовладельца.

Судебный акт, определивший сумму взыскания, будет исполняться по общим правилам, если автовладелец не выплатит всю компенсацию в добровольном порядке, будет возбуждено исполнительное производство. Принудительное удержание будет осуществляться за счет заработка водителя, либо за счет его имущественных активов.

Моральный вред может быть взыскан и при наступлении легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью. В случае смерти пострадавшего, за компенсацией могут обратиться члены его семьи и иные иждивенцы. Рассмотрение таких дел происходит также в гражданском процессе, а приговор или постановление суда о назначении мер наказания будут являться доказательством.

Ссылка на основную публикацию