Приказ генерального прокурора 155

Приказ генерального прокурора 155

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. № 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления”

Обобщение информации, характеризующей состояние законности в сфере регионального и местного нормотворчества, свидетельствует о недостатках в организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

Не все прокуроры, наделенные конституциями и уставами субъектов Российской Федерации правом законодательной инициативы, используют его, проявляют инициативу в вопросах формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства.

Отмечая недопустимость подобного положения, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”,

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главного управления, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур принять меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах, для чего:

2.1. Обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов с составлением заключений, содержащих их правовой анализ, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам.

В случаях отклонения замечаний прокуроров на проекты законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, направлять информацию высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа), главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, для использования ими права отклонить законы, муниципальные нормативные правовые акты, принятые соответствующими представительными органами власти.

2.2. Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения отражать в заключении о соответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Заключение утверждать прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур.

Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом – обращаться с заявлениями в суд.

Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

2.3. Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводить сверки действующих нормативных правовых актов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством; использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, с главными федеральными инспекторами в субъектах Российской Федерации, контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации.

2.4. При обращении в суд с заявлением о признании противоречащего федеральному законодательству регионального либо муниципального нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени строго руководствоваться положениями ст. 45, 245-253 ГПК РФ, ст. 52, 191-196 АПК РФ, регулирующими производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

2.5. В случаях, когда органом государственной власти (должностным лицом) субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством изданного (принятого) им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, инициировать перед уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации вопрос о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. 9 и 19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, ст. 73 и 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Предварительно во всех указанных случаях должно быть внесено представление руководителю органа по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.

Обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих закону.

2.6. Выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.7. При необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, пп. 1, 4 чч. 1 и 2 ст. 38 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” и согласованный с Главным управлением либо управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Непосредственному обращению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта Российской Федерации с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п. ).

2.8. В случае длительного непринятия представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов вносить представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” либо использовать имеющееся у прокуроров право законодательной инициативы, в первую очередь – в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.

2.9. В целях формирования в установленном Правительством Российской Федерации порядке федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при наличии соответствующих запросов в течение 7 рабочих дней направлять в территориальные органы Минюста России информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении региональных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований (на основании поступающей от горрайпрокуроров информации).

2.10. При осуществлении надзорных мероприятий не допускать дублирования либо, напротив, разобщенности в работе подразделения прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением федерального законодательства и старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах ежеквартально и по итогам года информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о выявленных нарушениях федерального законодательства, в том числе фактах бездействия региональных органов власти в сфере нормотворчества, и принятых мерах прокурорского реагирования.

4. Установить, что порядок подготовки докладной записки и перечень подлежащих освещению в ней вопросов определяются методическими рекомендациями, утверждаемыми первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокурорам субъектов Российской Федерации соответствующие докладные записки ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за истечением квартала, и к 15 января представлять в Главное управление, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах координировать действия прокуроров субъектов Российской Федерации в сфере нормотворчества; обобщать результаты прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; ежеквартально к 25 числу месяца, следующего за истечением квартала, и к 25 января направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки о результатах проведенной работы и состоянии законности в названной сфере.

Читайте также:  Как снять порчу на закрытие дорог

Главной военной прокуратуре, специализированным прокуратурам (на правах прокуратур субъектов Российской Федерации) координировать действия нижестоящих прокуроров, обобщать результаты их деятельности, докладные записки в те же сроки направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

5. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства на основании представленной информации анализировать состояние законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества, итоги этой работы ежеквартально докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

6. Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.07.1997 N 42 “Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации”, от 23.07.1998 N 47 “О недостатках в организации работы по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации”; указания от 28.04.2000 N 91/7 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2000 N 6-П”, от 19.06.2000 N 103/7 “О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, от 12.10.2000 N 133/7 “Об организации проверок исполнения Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, от 10.09.2003 N 36/7 “Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Российской Федерации в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 13-П”.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первому заместителю, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления”

Текст приказа официально опубликован не был

Приказ Генпрокуратуры России от 16.04.2019 N 277 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления”

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 апреля 2019 г. N 277

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 02.10.2007 N 155 “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ”

В целях совершенствования организации и осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления” (в редакции приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 23.12.2009 N 395, от 29.10.2012 N 379) следующие изменения:

а) в пункте 1 слова “Главного управления,” после слова “начальникам” исключить;

б) в абзаце первом пункта 2.2 второе предложение исключить;

в) пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

“Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Использовать в работе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, официальных сайтов государственных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также электронных информационно-справочных систем.

При выявлении нормативных правовых актов, не приведенных в соответствие с изменившимся законодательством, обеспечить принятие мер реагирования в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу соответствующих законов или других нормативных правовых актов либо истечения установленных в них сроков для внесения изменений в региональные и (или) муниципальные нормативные правовые акты.

Сведения о выявленных незаконных региональных, муниципальных нормативных правовых актах, принятых в связи с этим мерах реагирования и результатах их рассмотрения отражать в соответствующем реестре. При ведении реестра в электронном виде обеспечить надлежащую сохранность содержащихся в нем данных.”;

г) пункт 2.4 изложить в следующей редакции:

“При обращении в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащего федеральному законодательству регионального либо муниципального нормативного правового акта недействующим полностью или в части руководствоваться положениями статей 39, 208 – 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.”;

д) в пункте 2.7 слова “Главным управлением либо” исключить;

е) пункт 2.9 изложить в следующей редакции:

“Обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации.

В целях формирования в установленном Правительством Российской Федерации порядке федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих запросов в течение 7 рабочих дней направлять в территориальные органы Минюста России информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении региональных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований.

В случае признания обоснованными выводов экспертного заключения территориального органа Минюста России о наличии в нормативном правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, принимать меры прокурорского реагирования после отклонения данного экспертного заключения органом, принявшим нормативный правовой акт.”;

ж) абзацы второй и третий пункта 4 изложить в следующей редакции:

“Прокурорам субъектов Российской Федерации соответствующие докладные записки по итогам первого полугодия и по итогам года к 20 июля и 20 января представлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах контролировать деятельность прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору в сфере нормотворчества; обобщать результаты прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; по итогам первого полугодия и по итогам года к 30 июля и 30 января текущего года направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки о результатах проведенной работы и состоянии законности в названной сфере.”.

2. Приказ опубликовать в журнале “Законность” и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам, старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Приказ генерального прокурора 155

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 мая 2009 г. N 155/7

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.

Читайте также:  Услуги связанные с аудиторской деятельностью

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 137 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”.

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 N 1/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами”.

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: купить доска евминова по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08.2008 N 155 “Об участии органов прокуратуры в рассмотрении обращений и расследовании преступлений против миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан”

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 августа 2008 г. N 155

ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

8 августа 2008 г. на территории Южно-Осетинской Республики в результате нападения погибло значительное количество миротворцев – военнослужащих Российской Федерации, граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на органы прокуратуры возложены функции реагирования на обращения граждан о нарушениях законодательства, совершении преступлений и принятия по ним предусмотренных законом мер.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено на органы военной прокуратуры.

Согласно ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации иностранные граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные вне пределов Российской Федерации, если преступления направлены против граждан Российской Федерации.

В целях реализации органами прокуратуры предоставленных полномочий и установления обстоятельств нападения и убийства на территории Южной Осетии военнослужащих миротворческих сил Российской федерации, российских граждан, руководствуясь ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 46 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

– функции прокуратуры, в том числе надзор за законностью проведения доследственных проверок и соблюдения законодательства Российской Федерации при расследовании уголовных дел, возбужденных по фактам преступных деяний, совершенных в отношении военнослужащих миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан на территории Южной Осетии, на Главную военную прокуратуру и подчиненные ей органы;

– функции осуществления уголовного преследования по фактам совершения преступлений в отношении военнослужащих миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан на территории Южной Осетии на военное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и его структурные подразделения.

2. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации – Главному военному прокурору своими приказами установить систему организации надзора и полномочия соответствующих прокуроров.

3. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации – Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации обеспечить расследование обстоятельств нападения и убийства на территории Южной Осетии миротворцев – военнослужащих Российской Федерации, российских граждан, а также контроль за строгим соблюдением в ходе уголовного преследования лиц, совершивших преступления, норм международного права, уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, полноту, всесторонность и объективность следствия.

4. Главному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе, прокурорам субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, обеспечить всемерное содействие органам военной прокуратуры и военным следственным органам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в организации выполнения возложенных на них задач.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Приказ направить Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации – Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур (по списку), которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Дата публикации: 04.11.2019 2019-11-04

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Касмцкая, К. И. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления / К. И. Касмцкая. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63645/ (дата обращения: 10.04.2020).

Интенсивное обновление федерального законодательства, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления требуют повышения качества принимаемых правовых актов, укрепления взаимодействия органов прокуратуры с муниципальными властями, непосредственного участия прокуратуры в нормотворческом процессе.

Обеспечение соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному и региональному законодательству — одна из ключевых проблем, присущих становлению местного самоуправления в нашей стране. Одним из институтов системы контроля за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления является прокурорский надзор.

Прокурорский надзор является одним из основных институтов системы контроля за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Для обеспечения единого правового пространства на всей территории страны прокуроры наделены достаточными властными полномочиями, но для их полноценной реализации необходимо законодательно установить процедуру представления в органы прокуратуры принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Прокурорский надзор за законностью муниципальных актов предполагает предотвращение и устранение несоответствующих закону норм, чему способствует их своевременное изучение, а также реагирование на установленные нарушения [1].

Для устранения в нормативных правовых актах положений, не соответствующих закону, прокурор наделен действенным комплексом полномочий, но для их реализации необходимо обеспечить своевременное поступление и изучение принятых правовых актов.

Законодательство не предусматривает обязательное представление в прокуратуру муниципальных актов, что чревато наличием некоторых сложностей при исполнении надзорных функций.

В то же время Генеральный прокурор Российской Федерации в приказах от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления [2] и от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [3] обязывает прокуроров обеспечить изучение муниципальных актов в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений, выступить с инициативой об изменении муниципальных актов для установления порядка представления в прокуратуру для проверки принятых актов.

Читайте также:  На каком мотоцикле можно ездить без прав

Возможность внесения изменений в муниципальные акты для определения порядка представления прокурорам принятых актов выступает эффективным механизмом для оперативного выявления незаконных актов. Вместе с тем необходимо учитывать, что власть на местах вправе отклонить такую инициативу прокурору.

Однако, прокурор может ознакомиться с принятым актом иным способом, например, в ходе участия в работе муниципальных органов, внесения требований о предоставлении документа, анализа сведений из регистра муниципальных актов, а также из СМИ.

Вместе с тем законодательное установление порядка представления прокурору принятых муниципальных актов, а также ответственности за его несоблюдение унифицировало бы надзорную практику и существенно повысило его эффективность.

Изменения в законодательстве нередко приводят к несоответствию актов органов местного самоуправления.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 устанавливается, что в течение одного месяца с момента обновления законодательства на федеральном уровне прокурорам следует сверять муниципальные акты и подготавливать соответствующие заключения (пункт 2.3), что позволяет обеспечить постоянный мониторинг обновления законодательной базы.

Также органы прокуратуры уполномочены приносить протесты на муниципальные акты, обращаться в суды о признании муниципального акта, не соответствующим нормам федерального законодательства, недействующим (полностью или в части), вносить представления, направленные на устранение выявленных нарушений.

Гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство наделяют прокурора полномочием по обращению в суды с тем, чтобы признать недействующим муниципальный акт без принесения на него протеста. Таким образом, эти средства реагирования могут применяться единовременно.

В то же время Генеральным прокурором Российской Федерации в приказе от 02.10.2007 № 155 закреплено, что обращаться в суды можно при несогласии муниципалитетов с прокурором или затягивании приведения нормативного акта в соответствие с законом, т. е. после принесения прокурорского протеста. Данное положение позволяет не прибегать к использованию избыточного прокурорского реагирования.

За неприведение в соответствие с законом муниципального акта, признанного судом противоречащим федеральному законодательству: функции представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены, главы муниципальных образований, местной администрации могут лишиться должности [4].

Реагируя на нарушения законов, допущенных при издании муниципальных актов, прокуроры наделены полномочиями по проведению их антикоррупционной экспертизы [5].

В частности, органы прокуратуры устанавливают соответствие муниципальных актов федеральным законам в ходе надзора за законностью нормативных актов и участии в правотворчестве.

Федеральным законом от 17.06.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены сферы, регламентируемые правовыми актами органов, организаций, их должностных лиц, подверженные антикоррупционной экспертизе прокурорами [6].

Горрайпрокуроры осуществляют антикоррупционную экспертизу муниципальной нормативной базы в течение 30 дней. По ее итогам может быть принесен протест, в случае выявления коррупциогенных факторов — требование об их устранении.

Надзорная практика показывает, что к числу наиболее часто выявляемых коррупциогенных факторов относятся отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискреционных полномочий, издание муниципальных актов за рамками компетенции, выборочное изменение объема полномочий, завышенные требования, предъявляемые для реализации субъективных прав.

Коррупциогенным факторам нередко подвержены сферы социальной защиты, земельных, жилищных, бюджетных, налоговых, бюджетных, налоговых отношений, осуществления муниципального контроля.

Среди трудностей в ходе обеспечения законности нормативной базы органов местного самоуправления прокуроры выделяют отсутствие системного мониторинга со стороны муниципалитетов.

На обеспечение единого правового пространства отрицательное влияние оказывает и отсутствие в законодательстве [7] сроков для приведения актов органов местного самоуправления (за исключением уставов муниципальных образований) в соответствие с федеральным (региональным) законодательством, в связи с чем муниципалитеты нередко саботируют оперативную коррекцию нормативной базы.

Также не определен срок, в рамках которого муниципальные органы должны принять правовые акты, необходимые в силу требований федерального и (или) регионального законодательства, что приводит к несвоевременному устранению имеющихся пробелов.

Некоторые сложности в правоприменительной практике вызывает отсутствие в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [8] обязанности муниципальных исполнительных органов размещать проекты нормативных актов на официальных сайтах в интернете, поскольку обеспечить своевременное проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов муниципальных исполнительных органов, зачастую не представляется возможным.

  1. Хышиктуев О. В., Хобраков Д. Ц. Прокурорский надзор как институт системы контроля за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 8.;
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации 02.10.2007 № 155 (ред. от 16.04.2019) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс;
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность, № 4, 2010;
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822;
  5. Ким А. В. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: к вопросу о соотношении понятий // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 80;
  6. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.07.2009, № 29, ст. 3609;
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822;
  8. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.02.2009, № 7, ст. 776.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 23.12.2009 N 395 “О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления”

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 декабря 2009 г. N 395

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 02.10.2007 N 155 “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ”

Учитывая результаты практики исполнения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления”, в целях совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:
1. Внести в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 “Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления” следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
“3. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах по итогам первого полугодия и по итогам года информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о выявленных нарушениях федерального законодательства, в том числе фактах бездействия региональных органов власти в сфере нормотворчества, и принятых мерах прокурорского реагирования.”;
2) второй и третий абзацы пункта 4 изложить в следующей редакции:
“Прокурорам субъектов Российской Федерации соответствующие докладные записки (содержащие данные по состоянию на 20 июня и 20 декабря текущего года) по итогам первого полугодия и по итогам года к 10 июля и 10 января представлять в Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.
Начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах координировать действия прокуроров субъектов Российской Федерации в сфере нормотворчества; обобщать результаты прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; по итогам первого полугодия и по итогам года к 20 июля и 20 января текущего года направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки о результатах проведенной работы и состоянии законности в названной сфере.”;
3) пункт 5 изложить в следующей редакции:
“5. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства на основании представленной информации анализировать состояние законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества, итоги этой работы один раз в полугодие докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.”.
2. Настоящий Приказ ввести в действие с 01.02.2010.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Ссылка на основную публикацию