Наставление по боевой подготовке

Виды, задачи и этапы боевой подготовки в ВС РФ

Боевая подготовка является организованным процессом обучения солдат. Она проводится для того, чтобы армейский состав умел эффективно использовать совокупность приобретенных навыков и приемов в условиях реальных военных действий. Боевая подготовка (БП) включает в себя индивидуальное обучение, знание устава и караульной службы, стрельбу, тактические занятия, маневры, инженерное дело. Каждая составляющая способствует развитию национального войска и повышает готовность дать отпор неприятелю. Кроме того, военнослужащим необходимо знать боевой устав.

Цели и задачи

Боевая подготовка есть результат совокупной деятельности армии в мирное время. Практически невозможно указать, какая из отраслей БП (стрельба, уставы, учебные маневры и т. п.) имеет центральное значение.

  1. Боевая подготовка — это структурированный процесс обучения солдат для выполнения армейских задач.
  2. БП является основным родом деятельности командиров и штаба. Она проводится не только в мирное время, но и в военное.
  3. Боевая подготовка отвечает потребностям государства в хорошо натренированных и грамотных защитниках, подразделениях, соединениях, которые способны беспрекословно выполнять возложенные на них армейские задачи.

К плану боевой подготовки предъявляют следующие предписания:

  1. Достижение требуемого государством уровня обучения военнослужащих, которое достигается посредством четко поставленных командирами задач, а также обеспечение требуемого результата на поле боя.
  2. Полная согласованность всех категорий солдат армейскими целями, обеспечение четкого взаимодействия различных частей.
  3. Грамотное использование технических основ в обучении состава и экономичность в проведении учебных мероприятий. Командиры должны рационально нагружать и эксплуатировать учебные объекты, проводить своевременное и подобающее их обслуживание и улучшение.
  4. Внедрение в учебный процесс БП передовых научных методов.

К основным задачам боевой подготовки относят:

  1. Поддержание постоянной военной готовности к выполнению приказов армейского штаба.
  2. Привитие офицерам командирских качеств, а также педагогических и управленческих навыков.
  3. Подготовка солдат или подразделений к выполнению долга и обязанностей в ходе боевых действий.
  4. Совершенствование армейской выучки военнослужащих, освоение новых техник и привитие знаний по управлению различным транспортом, вооружением.
  5. Подготовка солдат к участию в военных конфликтах и действиям по установлению мира, поддержанию необходимой безопасности.
  6. Обучение строгому исполнению законов и устава, воспитание морально-боевых качеств, дисциплины, чувства ответственности, выработка высокой ментальной устойчивости, выносливости, способности переносить разноплановые нагрузки.

Высокий уровень БП достигается за счет знания командирами нынешнего состояния выучки подопечных солдат, непрерывного и грамотного руководства учебой, строгой дисциплины; благодаря своевременной постановке целей, качественному планированию всех учебных мероприятий, умелой организации, а также посредством постоянного контроля армейской подготовки и эффективной работы начальства.

Виды БП и нормативы

Независимо от вида вооруженных сил РФ система боевой подготовки разделена на три части:

  1. Общевойсковая — основной и необходимый комплекс обучения.
  2. Специальная — углубленный курс для профессионалов.
  3. Оперативная — совокупность учебных мероприятий для генералитета и офицеров.

Общевойсковую БП подразделяют на следующие категории:

  1. Строевая — первичная и важнейшая для новобранцев дисциплина, обучающая грамотному созданию армейского строя и рациональному передвижению по местности.
  2. Огневая — мероприятия, где солдаты привыкают обращаться с оружием, боевой амуницией.
  3. Тактическая — дисциплина, созданная для обучения военных ведению реального боя.
  4. Изучение устава — главная задача мероприятий состоит в разъяснении солдатам их прав и обязанностей. Воинский устав призван вырабатывать служебную ответственность и добрую совесть в процессе выполнения приказов.
  5. Физическая БП — дисциплина, призванная укрепить здоровье военных, увеличить их выносливость, ловкость и силовые показатели. Правила занятий и категории оценок этого вида боевой подготовки закреплены внутренними инструкциями ВС РФ.
  6. Разведывательная — обучение видам и способам разведки, которая считается важнейшей обязанностью для каждого солдата.
  7. Инженерная — комплекс мероприятий, где военные изучают систему оборонительных позиций и получают навыки построения заграждений при наступлении.
  8. Химическая — занятия, где солдаты обучаются боевым навыкам в условиях применения ядерного оружия.
  9. Медицинская — комплекс мероприятий по оказанию первой врачебной помощи военнослужащим, которые получили травмы, ожоги, отравления.

Нормативами по БП называют качественный и количественный индекс достижения нужных целей в ходе подготовки. Их отработка в учениях приводит к совершенствованию необходимых приемов в условиях настоящего боя, скорому овладению военной техникой, а также сокращению сроков приведения к состоянию боевой готовности. Нормативы созданы в соответствии с уставом, инструкциями и курсами. Они отрабатываются на спецтренировках и занятиях, перед которыми военные тщательно изучают устройство вооружения и техники. Если во время учений состав делает хоть одну ошибку, тренировка прерывается, а составу ставят оценку «неудовлетворительно».

Назначение огневой подготовки (ОП) и ее нормативы

ОП предназначена для того, чтобы солдаты и офицеры учились эффективно использовать различные виды оружия. Огневую подготовку создали с целью обучить владению оружием в любых условиях. Военнослужащие проходят теоретические курсы основ стрельбы, устройство различного вооружения, науку баллистику, а также приемы и правила поведения на стрельбище.

Огонь — это средство уничтожения противника в бою. Чтобы умело вести прицельную стрельбу и поражать цели с первого выстрела, следует овладеть определенными умениями.

  1. Доскональное знание индивидуального оружия, нужно беречь его и следить за состоянием.
  2. Умение правильного выбора места для стрельбы, грамотная изготовка в любое время суток.
  3. Способность определить расстояние до мишени, внести поправки на ветер и услышать приказ.

В нормативах по огневой подготовке применяют следующие упражнения:

  1. Изготовка к стрельбе с различными видами оружия.
  2. Разрядка оружия.
  3. Изготовка и разрядка в темноте с применением ночного прицела.
  4. Неполная разборка оружия и последующая сборка.
  5. Снаряжение магазина патронами.

В зависимости от скорости выполнения упражнения солдат или офицер получает оценку от «отлично» до «удовлетворительно».

Строевая подготовка и ее нормативы

Призвана приучить военнослужащих образцово выглядеть, выполнять строевые приемы, командирские приказы. Элементы строевой закреплены в специальном уставе, занятия проводятся на протяжении всего срока службы. Главная задача строевой подготовки — закалка воли военнослужащих, укрепление дисциплины. Она прививает способность правильно использовать свое тело, развивает внимательность и исполнительность. Уровень строевой выучки должен находиться на высоте, это позволит добиться четких коллективных действий современных воинов под руководством командиров.

Строй — основа подготовки военнослужащих к совместному выполнению приказов. Во время этих мероприятий командиры ведут воспитательную деятельность, прививают высокую дисциплинированность, исполнительность и любовь к Отечеству.

Нормативные проверки строевой подготовки проводят посредством осмотра внешнего вида солдат, демонстрации военнослужащими приемов с оружием и без него. Командиры также задают вопросы по строевому уставу. Оценка же боевой слаженности определяется в зависимости от правильно выполненных коллективных действий, гармоничного исполнения строевой песни, выполнения приказов у боевых машин. Каждый отдельный элемент оценивается командирами от «отлично» до «неудовлетворительно».

Тактическая подготовка военнослужащих

Тактическая подготовка — комплекс учебных мероприятий, где военнослужащие обучаются ведению боевых действий. Современные войны ведутся при помощи объединенных усилий разных родов войск (танки, самолеты, БТР, артиллерия, обычная пехота). Тактическая подготовка позволяет каждому солдату знать военные задачи взвода, возможности боевых машин, сильные и слабые стороны противника. Боец, прошедший этот курс, умело использует местность, средства защиты, умеет распознавать врага, смело действовать в наступлении, оказывать посильную помощь товарищу.

Тактические мероприятия считаются важнейшей категорией БП и включают в себя:

  1. Изучение всех характеристик современных войн.
  2. Рациональные способы применения вооружения.
  3. Воспитательную работу с целью поднятия у солдат морально-волевых качеств.

Объем и основное содержание тактической подготовки военнослужащих определяется постановлениями определенных родов войск и программами ВС РФ.

Остались вопросы? Задайте их в блоке комментариев к данной статье!

Наставление по БП 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждено и введено в действие с 1 декабря 2013 г. приказом
Министра обороны Российской Федерации 2013 года № 760

Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации разработано для командующих (командиров), органовуправления (штабов) и содержит требования и рекомендации по организации боевой подготовки.
В Наставлении учтены: существующая организационная структура органов управления и войск (сил); особенности подготовки военнослужащих в условиях прохождения военной службы в течение одного года; положительный опыт проведения мероприятий боевой подготовки; установленные подходы к организации всестороннего и методическогообеспечения боевой подготовки.
Положения, изложенные в Наставлении, надлежит применять в соответствии с целями и задачами обучения, уровнем подготовки личного состава и органов управления (штабов).
Требования Наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации подлежат неукоснительному выполнению в организации и руководстве боевой подготовкой.
Особенности организации боевой подготовки ввидах (родах войск) Вооруженных Сил Российской Федерации уточняются соответствующими Руководствами по боевой подготовке вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации и должны соответствовать общим подходам, изложенным в данном Наставлении.

ОСНОВЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Общие положения

1. Боевая подготовка – один из основных видов подготовки Вооруженных СилРоссийской Федерации1
Боевая подготовка представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания военнослужащих, слаживание (боевое слаживание) подразделений, кораблей, летных экипажей, корабельных (авиационных, береговых) групп, группировок разнородных сил Военно-Морского Флота, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых задач (задач)совместно с приданными и взаимодействующими соединениями (воинскими частями и подразделениями) и обеспечения боевых действий в соответствии с предназначением.
Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск (сил).
Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время.
2. Основной целью боевойподготовки является достижение, поддержание и совершенствование требуемого военно-профессионального уровня подготовки личного состава, его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей, соединений, органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением в войне с применением обычных и ядерных средств поражения.
3. Основнымизадачами боевой подготовки являются:
поддержание постоянной готовности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением;
формирование у офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств и навыков по управлению экипажами,расчетами, подразделениями, воинскими частями, соединениями и их огнем при выполнении поставленных задач, а также педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных и их дальнейшее совершенствование;
подготовка военнослужащих к выполнению боевых (специальных) задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники в различных условиях обстановки, самостоятельно, в составе экипажей, расчетов,подразделений, при выполнении своих должностных и специальных обязанностей.
слаживание экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей и соединений, совершенствование полевой, воздушной и морской выучки;
слаживание органов управления (штабов), обучение их умению управлять войсками (силами) в различных условиях обстановки и выполнять мероприятия.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

advokat-martov.ru

Целью боевой подготовки является обеспечение постоянной боевой готовности войск, достижение, поддержание и совершенствование требуемого уровня военно-профессиональной подготовки личного состава, его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подразделений, частей и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Читайте также:  Как снять порчу на закрытие дорог

Направленность боевой подготовки определяется исходя из принципиальных положений Военной доктрины Российской Федерации, Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по строительству и подготовке Вооруженных Сил с учетом тенденций развития военного искусства.

Наставление по боевой подготовке в вооруженных силах российской федерации

Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.

Целью боевой подготовки является достижение, поддержание и совершенствование требуемого уровня военно-профессиональной подготовки личного состава, его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подразделений, частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Направленность боевой подготовки определяется исходя из принципиальных положений военной доктрины Российской Федерации, Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по строительству и подготовке Вооруженных Сил с учетом тенденций развития военного искусства.

«Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)»;

2015 г. № 196дсп/253дсп «Об утверждении Порядка определения достоверности информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна»;

2015 г. № 645 «Об утверждении Инструкции по особенностям организации полетов руководящего летного состава Министерства обороны Российской Федерации в авиационных воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации»;

Наставление по боевой подготовке в вооруженных силах российской федерации является

Он определяет полноту включения в расписание всех тем, количество часов на их отработку с указанием руководителей и учебных мест.

В пятницу ротные расписания вывешиваются на видном месте с тем, чтобы с ними ознакомился весь личный состав.

Отработанные расписания хранятся в течение всего учебного года, как отчетный документ выполнения программы боевой подготовки.

Каждый командир подразделения ведет учет результатов боевой подготовки, во взводе — индивидуальный и за отделения; в роте — за отделения (экипажи), взводы и сержантов роты; в штабе батальона — за роты, отдельные подразделения и офицеров батальона.

Учет должен быть объективным, качественным, своевременным и регулярным.

Основным документом по учету боевой подготовки в роте является журнал учета боевой подготовки роты на учебный год.

Наставление по боевой подготовке в вооруженных силах российской федерации об административных правонарушениях

В батальоне и ему равных подразделенияхразрабатываются: план подготовки батальона; состав учебных групп и расчет часов на командирскую подготовку офицеров; расписание занятий по командирской подготовке с учебными группами офицеров, прапорщиков, сержантов; план-календарь основных мероприятий на месяц; сводное расписание занятий на неделю.

План подготовки батальона и ему равных подразделений является документом перспективного планирования, составляется на период обучения и включает следующие разделы:

I. Боевая и мобилизационная готовность:

1) по плану старшего начальника;

2) по плану командира соединения (воинской части).

II.
Мобилизационная и боевая подготовка.

III. Мобилизационная подготовка:

1) по плану старшего начальника;

2) по плану командира батальона.

Каждой форме и методу обучения и воспитания соответствуют различные виды занятий. Они зависят от предмета обучения, целевых установок, учебных вопросов, категории обучаемых, учебно-методического обеспечения и материального обеспечения.

Кроме указанных форм и методов могут быть применены и другие, по которым разработаны и имеются методики их использования.

Наставления по боевой подготовке в вооруженных силах российской федерации

В раздел «Мероприятия повседневной жизни и деятельности» заносятся мероприятия по обеспечению боевого дежурства (дежурства), сроки проведения мероприятий по руководству боевой подготовкой: подведение итогов и постановка задач на боевую подготовку, проведение контрольных занятий, зачетов и строевых смотров, контрольных и итоговых проверок, мероприятия контроля и оказания помощи, другие мероприятия.

Тематический расчет часов на период обучения разрабатывается согласно программам боевой подготовки различных категорий военнослужащих по всем предметам обучения.

Состав учебных групп и расчет часов на командирскую подготовку офицеров включает: состав учебных групп; общий и тематический расчет часов по предметам обучения отдельно для каждой из них.

2013 г 760 об утверждении наставления по боевой подготовке в вооруженных силах российской федерации

— порядок проведения полевых выходов и полигонных работ.

Руководство боевой подготовкой — это целенаправленная деятельность органов управления и должностных лиц по планированию, организации боевой подготовки, оказанию помощи и контролю за организацией боевой подготовки в подчиненных войсках и их органах управления; контролю за ходом выполнения мероприятий боевой подготовки; обобщению опыта боевой подготовки и доведению его до органов военного управления и войск, учету мероприятий боевой подготовки и отчетности по ним; регулированию обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживанию подразделений, частей и их органов управления.

Руководство боевой подготовкой командиры (начальники) всех степеней осуществляют лично и через подчиненные органы управления (штабы).

«Об утверждении федеральных авиационных правил «Руководство по эксплуатации аэродромов государственной авиации»;

2007 г. № 135дсп «Об утверждении Федеральных авиационных правил по электрогазовому обеспечению государственной авиации»;

2007 г. № 150 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации»;

2008 г. № 95дсп «Об утверждении Федеральных авиационных правил радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации»;

2008 г. № 140дсп «Об утверждении Федеральных авиационных правил тылового обеспечения полетов государственной авиации»;

2008 г. № 290 «О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии»;

В замысле сводного расписания занятий и основных мероприятий воинской части на следующую неделю отражаются предложения: по распределению (перераспределению) суточного наряда между подразделениями; по назначению дежурного подразделения; по распределению объектов учебно-материальной базы для проведения занятий по боевой подготовке, проведению контрольных, инструкторско-методических занятий командиром воинской части, его заместителями, начальниками родов войск и служб; по порядку работы начальников родов войск и служб части в подразделениях по проверке состояния запасов и ресурсов (один-два дня в неделю в роте); определяются дата и время помывки личного состава в бане, места и время проведения общих для части, подразделений мероприятий (вечерних поверок, парковых дней, спортивных праздников, конференций, единых дней сержантов, водителей и т.

«Об утверждении Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации»;

2013 г. № 281/489 «О взаимодействии Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации»;

2013 г. № 935дсп «Об утверждении Порядка разработки планов воинских воздушных перевозок»;

2013 г. № 983дсп/493дсп/615 «Об утверждении Регламента взаимодействия при выполнении функций по обеспечению приема, выпуска и обслуживания воздушных судов федерального государственного бюджетного учреждения «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации на аэродромах государственной авиации, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации»;

При этом учебно-методические сборы, как правило, планируются перед началом каждого периода обучения. При планировании подготовки военнослужащих женского пола необходимо учитывать, что подготовку женщин-специалистов, занимающих должности офицеров, прапорщиков, целесообразно осуществлять на занятиях в соответствующих группах командирской подготовки офицеров, прапорщиков.
Женщинам, занимающим должности сержантского и рядового состава, занятия по специальной подготовке необходимо планировать в составе штатных подразделений.

Одновременно со вторым разделом плана боевой подготовки разрабатывается приложение «Состав учебных групп, перечень тем и расчет часов на командирскую подготовку офицеров, прапорщиков». Затем в соответствии с программами командирской подготовки соответствующие начальники разрабатывают тематический расчет часов по предметам обучения для каждой категории обучаемых.

Наставление по боевой подготовке

3.6.2. Проведение занятий по боевой подготовке

В занятиях по предметам боевой подготовке есть общие структурные элементы.

Занятие проводится в соответствии с разработанными и утвержденными планами, в которых изложен ход его проведения, включающий вступительную, основную и заключительную части.

Методика вступительной части нацелена на проверку наличия личного состава, его готовности и готовности учебно-материальной базы к занятию.

Занятие начинается с приема доклада. В установленном месте (районе) руководитель принимает доклад (рапорт) от командира подразделения или иного должностного лица о готовности подразделения к занятию. В ходе приема доклада (рапорта) руководитель обращает внимание на выполнение личным составом команд, а также дисциплину в подразделении.

После приема доклада руководитель проверяет наличие обучающихся, их внешний вид и материальное обеспечение занятия. Иногда для проверки материального обеспечения он может привлечь своих помощников, если таковые назначаются. Результаты проверки наличия обучающихся заносятся в журнал боевой подготовки.

В ходе проверки материального обеспечения обращается внимание на обеспеченность литературой, тетрадями, письменными принадлежностями, личным оружием и средствами защиты, если они необходимы, а также на решение тех вопросов материального обеспечения, которые были поставлены в задании, если оно давалось. По завершении проверки указанных элементов руководитель занятия вправе дать команду на устранение выявленных недостатков, которые можно устранить на месте.

Без точного знания степени готовности обучающихся к занятию приступать к его проведению нецелесообразно. Определить ее призван контроль, который осуществляется либо по ранее изученному материалу, либо по той тематике, которая указана в задании для подготовки к занятию.

В ходе контрольного опроса необходимо ставить вопрос всей группе (подразделению), предоставив некоторое время на обдумывание ответа, и только после этого называть воинское звание и фамилию обучающегося, который должен ответить. По каждому контрольному вопросу целесообразно заслушать 1–2 обучающихся, затем подвести итоги услышанного и выставить оценки в журнал боевой подготовки.

Количество контрольных вопросов определяет руководитель занятия, который должен руководствоваться потребностью знать, какова степень усвоения обучающимися пройденного материала и насколько они готовы к новому занятию.

Переход к нему начинается с объявления темы занятия. При этом обучающимся необходимо делать ссылку на расписание занятий, программу боевой подготовки или другой документ.

В ходе доведения до обучающихся актуальности изучаемой темы нужно учитывать требования руководящих документов, опыт боевой подготовки, перспективу изучения данного вопроса и т. д. Учебные цели необходимо доводить до обучающихся таким образом, чтобы те понимали, с чем должны ознакомиться, что им предстоит изучить, о чем иметь представление, какие умения и навыки приобрести. Воспитательные цели обучающимся, как правило, не сообщаются.

Вопросы занятия обычно излагаются все одновременно или в порядке их изучения (по желанию обучающихся).

Если позволяет обстановка, условия, то тему занятия и учебные вопросы обучающиеся должны записать в свои конспекты.

Далее указывается порядок проведения занятия с детализацией – вплоть до отдельных аспектов. В зависимости от вида занятий необходимо сообщать, сколько времени будет выделяться на отработку данных аспектов, какие теоретические положения будут рассмотрены, предусматриваются ли контрольные вопросы, на что обратить особое внимание.

Основная часть начинается с напоминания обучающимся формулировки учебного вопроса, его записи, если это не было сделано ранее, и в случае его отработки по частям – отдачи указаний, как они рассчитаны по времени.

Читайте также:  Принципы инклюзивного образования детей с овз

Порядок действий определяется многими факторами, прежде всего учебными целями и содержанием учебного вопроса, временем, отведенным на его отработку, уровнем подготовки обучающихся, местом проведения занятия и его материальным обеспечением.

Руководитель занятия может проверить теоретические знания обучающихся по данной теме или предоставить время для самостоятельного изучения.

В ходе некоторых занятий руководитель последовательно объясняет учебный материал, используя наглядные пособия, макеты, а затем, чтобы убедиться в усвоении материала обучаемыми, задает несколько контрольных вопросов.

Они могут быть поставлены как после прояснения отдельных аспектов, так и в конце занятия с обязательным анализом ответов и выставлением оценок.

При проведении занятия очень важно правильно и своевременно реагировать на работу обучающихся. Если доклады обучающихся правильные, следует воздерживаться от замечаний и не прерывать их. Различного рода неточные формулировки нужно подмечать и указывать на них после окончания доклада. Если доклады не удовлетворяют требованиям руководителя, он должен сам сделать образцовый доклад, выступая в роли обучающегося. Ему не следует навязывать своего решения. Это в значительной степени снижает активность обучающихся и сковывает инициативу. При необходимости руководитель занятия может задавать дополнительные вопросы.

При проведении занятия руководитель должен придерживаться разработанного и утвержденного плана (плана-конспекта).

Степень детализации действий руководителя в плане (плане-конспекте) зависит от уровня его подготовленности.

Руководитель должен предвосхищать ожидаемые действия обучающихся при решении учебных проблем. Они должны действовать по предлагаемому руководителем варианту (замыслу), изучать необходимый материал, отвечать на контрольные вопросы, дополнять доклады своих товарищей, внимательно слушать руководителя, выполнять необходимые действия, вести записи, принимать целесообразные решения и т. д.

Намеченные в ходе подготовки к занятию ожидаемые действия (ответы) обучающихся при отработке всех учебных вопросов могут быть скорректированы.

После выполнения всех учебных заданий либо по окончании занятия руководитель переходит к заключительной части, чтобы подвести итог. Это происходит, как правило, на том же учебном месте (классе), где отрабатывались учебные вопросы, за исключением занятий с вооружением и военной техникой в поле, таких как тактические учения, комплексные занятия, проверочные занятия и т. д. Итоги здесь подводятся в указанном руководителем месте после прибытия в пункт постоянной дислокации, постановки техники и вооружения в парк, сдачи оружия. Готовиться к подведению итогов руководитель начинает еще до самого занятия и в ходе его проведения.

Подводя итоги, руководитель последовательно излагает тему, учебные цели и вопросы занятия. Затем кратко анализирует характерные действия обучающихся (положительные и отрицательные стороны), выделяет лучших исполнителей, иногда отмечает и слабоуспевающих.

Делается вывод о качестве подготовки обучающихся и в целом подразделения к занятию и др.

Затем ставится задача на подготовку к очередному занятию. При этом руководителю следует указать обучающимся (при необходимости), что им предстоит доработать по изученной теме, что подготовить (изучить) к предстоящему занятию, какое материальное обеспечение иметь к нему, его особенности.

В заключение руководитель отдает указания проверить наличие и исправность материально-технического обеспечения занятия. В дальнейшем он обязан убедиться в наличии секретной литературы (изделий, узлов и др.), литературы для служебного пользования. С этой целью руководитель занятия может лично проверить отдельные элементы или принять доклады, а потом объявить обучаемым об окончании занятия.

Рассмотренные положения являются общими для проведения занятий по всем видам боевой подготовки. Но в каждом из них есть свои особенности, которые следует учитывать для достижения эффективности и результативности занятий.

Наставление по боевой подготовке

№11. Предложения по боевой подготовке войск

20 апреля 1940 г.[61]

Предложения по боевой подготовке войск, внесенные на общевойсковой комиссии под председательством зам. народного комиссара обороны СССР командарма 1-го ранга т. Кулик Г.И.[62]

Раздел 1. Общие требования к боевой подготовке войск

1. Боевая подготовка войск должна быть полностью ориентирована на требования современного боя.

В свете этого требования основные установки и задачи, поставленные приказом НКО СССР №113 1938 г.[63], остаются актуальными и на лето 1940 г. Необходимо решительно бороться за полное выполнение предстоящим летом всех поставленных приказом №113 задач.

2. Как показал опыт войны с белофиннами, особое внимание в подготовке войск необходимо уделить тактической подготовке и взаимодействию родов войск, начиная с мелких подразделений.

Воспитание и обучение войск должно подготовить их в мирное время к перенесению трудностей и лишений, вызываемых боевой обстановкой.

В боевой подготовке основной упор сделать на целевую работу, на втягивание в длительные действия в самых трудных условиях обстановки и погоды, днем и ночью.

Раздел 2. Планирование боевой подготовки войск

1. Существующий порядок в планировании боевой подготовки войск необходимо сохранить.

Общие установки и задачи по боевой подготовке родов войск ставятся приказом народного комиссара обороны СССР.

Начальник Генерального штаба дает округам (армиям) особые указания по подготовке войск, исходя из специфических условий театра военных действий и возможного их оперативного предназначения.

Управление боевой подготовки Красной Армии, на основе приказа народного комиссара обороны СССР, дает войскам планы и программы обучения, расчет часов по видам подготовки и указания по распорядку дня.

2. Управлению боевой подготовки Красной Армии и начальникам родов войск не позднее 1 сентября 1940 г. разработать и выслать в войска стабильные программы обучения. Построение программы должно исходить из следующего:

а) школа молодого красноармейца — 4 месяца, с 1 октября по 1 февраля;

б) подготовка мелких подразделений в зимних условиях и совершенствование знаний бойца-специалиста — 3 месяца, с 1 февраля по 1 мая. В этот период проводить отрядные учения в составе усиленного батальона;

в) подготовка подразделений и частей в летних условиях — 4 месяца, с 1 мая по 1 сентября;

г) общевойсковые учения, маневры и смотры — 1 месяц — сентябрь.

3. В расчете часов на боевую подготовку в стабильных программах исходить:

а) количество учебных дней в месяц — не менее 22;

б) рабочий день установить: для пехоты — зимой — 8 часов, летом — 9 часов.

Для АБТ войск, конницы и артиллерии — на 1—2 часа меньше.

На лето 1940 года установить: пехоте — 10-часовой рабочий день, АБТ войскам и артиллерии на мехтяге — 9-часовой, коннице и артиллерии на конной тяге — 8-часовой день;

в) не менее 60% общего времени отвести на подготовку бойца по специальности.

Раздел 3. Отдельные предложения по боевой подготовке войск

1. В подготовке пехоты и конницы основной упор сделать на подготовку одиночного бойца, мелких подразделений до роты включительно. Особое внимание необходимо уделить обучению преодолевать укрепленные позиции и штурму долговременных сооружений.

Надо решительно поднять искусство ведения ближнего боя.

2. Подготовку и слаживание подразделений проводить исключительно в поле, с отрывом от казарм и лагерей на несколько дней во все время года. Широко практиковать передвижные лагеря, организовав на все это время всю жизнь по-боевому.

Ночных занятий должно быть не менее 30—40%.[64]

3. По огневой подготовке: курс огневой подготовки пехоты (КОП-38 и КОПС-39) необходимо пересмотреть в сторону сокращения отдельных упражнений, изменения дистанций, порядка оценок (в особенности за подразделение и части) и упрощения порядка выполнения упражнений.

Увеличить количество тактических учений с боевой стрельбой.

Подготовку снайперов вести на дистанциях до 500 метров.

Наставление по стрелковому делу пехоты (НСД-38-39) дополнить указаниями по управлению огнем в особых условиях (в лесу, ночью — применение трассирующих пуль, ракет).

Стрелков и ручных пулеметчиков обучать по единой программе на основе взаимозаменяемости.

4. Повысить строевую подготовку и увеличить на нее расчет часов. К строевой подготовке отнести рукопашный бой, лыжную подготовку, перебежки, переползания и преодоление полевых препятствий.

5. В физической подготовке сделать упор на прикладную полевую гимнастику. Наставление по рукопашному бою (НПРБ-38) и Наставление по физподготовке (НФП-38) пересмотреть, сократив количество упражнений и упростив их комплекс.

6. Необходимо обратить внимание на практическую подготовку войск к производству основных работ по укреплению позиций, обеспечив им материальную базу для этого вида подготовки.

Необходимо готовить войска к преодолению зон заграждения.

Раздел 4. Подготовка командных кадров

1. Отбор в полковые школы производить после прохождения школы молодого красноармейца.

2. Курс обучения в полковых школах установить 9 месяцев.

Создать кадры младших командиров сверхсрочников по 6—7[65] человек на роту (эскадрон, батарею).

Для подготовки старшин сверхсрочной службы создать окружные (армейские) школы старшин с 6-ти[66] месячным сроком обучения.

3. Для переподготовки командиров взводов на командиров рот теперь же создать окружные (армейские) курсы со сроком обучения шесть месяцев.

На курсах «Выстрел» вести переподготовку командиров рот и командиров батальонов на командиров полков.

Для переподготовки высшего начальствующего состава восстановить КУВНас со сроком обучения 9 месяцев[67].

4. Военные училища укомплектовать исключительно[68] из числа[69] красноармейцев, прослуживших в армии не менее года, и младших командиров, имеющих законченное среднее образование.

5. Существование Академии Генерального штаба наряду с Академией им. Фрунзе себя оправдало.

Необходимо оставить существующий в них программный объем:

— Академия им. Фрунзе — полк, дивизия;

— Академия Генштаба — вождение корпуса, армейская операция и ознакомление на военной игре с фронтовой операцией.

Комплектование академий: повысить общеобразовательный уровень подготовки при приеме в Академию им. Фрунзе (до десятилетки) и повысить практический стаж в командовании (не менее 2-х лет командования ротой); в Академию Генерального штаба командиров, не имеющих навыков работать в масштабе дивизии и не знающих дивизию, не принимать.

В целях повышения качества комплектования сократить контингент набора в академии. Для практического решения этого вопроса необходимо установить, какие должности в войсках должны заниматься лицами с академическим образованием.

В Артиллерийской академии взять упор на подготовку артиллериста, уменьшить контингент инженеров и снабженцев.

Соотношение состава командного факультета к остальным должно выразиться: 60% — на командном факультете, 40 % — на остальных.

В Академии Генерального штаба создать кафедру тыла.

Усилить материальную базу и части обслуживания академий (Академия им. Фрунзе — полк связи, артиллерийская академия — артполк и т.д.).

На преподавательские должности в военные училища и академии назначать лучший по опыту и подготовке командный состав. Пересмотреть порядок прохождения службы преподавательским составом, установив через известный промежуток времени возвращение их в строй.

6. Подготовку командного состава в войсках проводить, в основном, по занимаемой должности, добиваясь отличного выполнения своих обязанностей, и только после усвоения последних готовить на ступень выше.

В основу подготовки командного состава положить, прежде всего, — отличное знание и практическое применение уставов и наставлений. Для углубления знаний широко практиковать проведение рефератов, бесед по материалам последних войн и изучение иностранных армий.

Читайте также:  Спортивные сооружения нормы проектирования

7. В целях накопления кадров начсостава порядок прохождения службы лицами, имеющими законченное среднее и высшее образование, установить следующий:

красноармейцам в строевых подразделениях — 6 месяцев;

обучение в школе младшего начсостава — 6 месяцев;

практическое командование отделением — 6 месяцев;

сдача экзамена на получение звания младшего лейтенанта запаса с последующим назначением на должность помкомвзвода, а лучшие — на должность комвзвода.

Не сдавшие экзамены на получение звания младшего лейтенанта запаса остаются на должности командира отделения и в конце 2-го года службы допускаются к вторичному экзамену. Не выдержавшие вторичный экзамен на младшего лейтенанта запаса продолжают службу третий год на общих основаниях с младшим командным составом.

Для подготовки младших лейтенантов запаса из младших командиров запаса в частях (на курсах), срок обучения с 3 месяцев увеличить до 6 месяцев.

Раздел 5. Смотры и контроль боевой подготовки войск

1. Итоговые смотры боевой подготовки войск проводить один раз в год — в сентябре месяце.

Смотры подразделений и частей в течение года проводить:

а) смотр одиночного бойца, после прохождения школы молодого красноармейца, для введения его в строй — проводит командир роты с поверкой этого командиром батальона и полка:

б) смотры мелких подразделений и частей, после окончания их подготовки в зимний и летний периоды обучения, проводят:

отделения — командир роты,

взвода — командир и комиссар батальона,

роты — командир и комиссар полка,

батальона — командир и комиссар дивизии,

полка — командир и комиссар корпуса.

Качество боевой подготовки и боеготовность подразделений и частей должны лечь в основу аттестования и прохождения службы командного и политического состава. Командир и комиссар (политрук), часть (подразделение) которого показала на смотрах плохую боевую подготовку, к очередному повышению в звании и назначению на высшую должность не представляются.

Начальствующий состав от командира полка до командующего войсками округа (армии) вопросам руководства боевой подготовкой и ее контроля уделяет не менее 75% своего служебного времени.

Раздел 6. Обеспечение боевой подготовки

1. Увеличить производство учебных пособий и приборов. Учебные приборы приблизить к боевым. Артиллерии дать учебные выстрелы и отпускать на учебные стрельбы специальные снаряды (дымные, зажигательные).

Для занятий с пехотой отпускать артиллерийским частям специальную норму снарядов.

2. Каждому корпусу дать свой артиллерийский полигон в интересах обеспечения действительной отработки взаимодействия.

Увеличить учебные поля для военных училищ.

3. Академии им. Фрунзе обеспечить средства на зимние лагеря.

4. Для обеспечения отработки взаимодействия родов войск в масштабе взвод, рота, батальона разрешить отпуск необходимого на это количество моторесурсов для АБТ войск и артиллерии на мехтяге.

5. Ящики с песком и миниатюр-полигоны, как учебные пособия, оставить.

6. Снаряжение бойца должно быть облегчено.

7. Дать льготы младшему командиру: отпуск, форма и пр. Выделить младшего командира от бойца.

8. Увеличить отпуск боевых ручных гранат и мин на практику.

РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2737. Л. 130-138.

Примечания:

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 г. — 21 июня 1941 г. М., 1994. Т. 13 (2-1). Док. №26.

Датируется по машинописной помете в конце документа: «Отп. четыре экз. 20.IV.1940 г.». На документе имеется помета К.Е. Ворошилова о прочтении: «КВ», сделанная синим карандашом.

Общевойсковая подкомиссия, возглавлявшаяся Г.И. Куликом, вопрос о боевой подготовке рассмотрела на своем первом заседании 19 апреля 1940 г. При его обсуждении выступили 24 человека. Среди выступавших участников «зимней войны» были командующие армиями (В.Н. Курдюмов, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Г.М. Штерн), командиры дивизий (П.И. Воробьев, М.Н. Кирпонос, Ю.В. Новосельский), командиры полков (Г.А. Вещезерский, С.И. Младенцев, И.П. Рослый, И И. Толстопятов). В обсуждении вопросов боевой подготовки приняли участие и представители центрального аппарата НКО СССР — Б.М. Шапошников, Е.А. Щаденко, Г.И. Кулик, Н.Н. Воронов, М.А. Антонюк). Обсуждению подверглись все основные проблемы боевой подготовки, о чем свидетельствует стенограмма заседания общевойсковой подкомиссии 19 апреля 1940 г. (РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2736. Л. 270-307).

На заседании была выделена редакционная группа во главе с комдивом В.М. Злобиным, которой было поручено на основе состоявшегося обмена мнениями сформулировать предложения по разделам боевой подготовки. Эти предложения были оформлены в виде соответствующих документов и доложены В.М. Злобиным на заседании 21 апреля 1940 г. — с. 47.

Приказ №113 от 11 декабря 1938 г. (РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 19. Л. 417-418). Опубл. в сб. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного комиссара обороны СССР. 1937 г. — 21 июня 1941 г. Т. 13(2-1). М., 1994. С. 66-83.

Цифра «40» зачеркнута простым карандашом.

Цифры зачеркнуты простым карандашом и поверху написано «4-5».

Цифра зачеркнута простым карандашом и поверх написано «4».

Далее простым карандашом дописано: «при Ак. Г[ен.] Шт[аба]».

Слово «исключительно» простым карандашом исправлено на «преимущественно».

Слово «числа» зачеркнуто простым карандашом.

Военные страницы

Норматив по боевой подготовке — это временной, количественный и качественный показатель выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными военнослужащими или подразделениями в ходе боевой подготовки (на учениях, тренировках), а также при вооружении и боевой технике с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной уставами, наставлениями, руководствами и инструкциями.
Отработка нормативов на занятиях и учениях способствует совершенствованию приемов и способов действий на поле боя, быстрейшему овладению личным составом боевой техникой и вооружением, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, отработка нормативов позволяет командирам конкретно организовать соревнование, установить объективный и единый подход к определению уровня подготовки военнослужащих и подразделений.

Нормативы по боевой подготовке разработаны в соответствии с требованиями уставов, наставлений, курсов, руководств и инструкций, на основе опыта обучения войск с учетом тактикотехнических характеристик вооружения и боевой техники и средней натренированности военнослужащих (подразделений).
Нормативы отрабатываются на специальных тренировках, плановых занятиях и учениях. При составлении расписаний занятий командиры подразделений, исходя из Программы боевой подготовки и содержания отрабатываемых тем по предметам обучения, определяют нормативы для отработки на каждом занятии.
Отработке нормативов военнослужащими должно предшествовать изучение устройства штатного оружия и боевой техники, правил обращений с ними, мер безопасности и необходимых теоретических положений уставов, наставлений, руководств и инструкций. В ходе занятий личный состав сначала должен научиться выполнять тот или иной норматив по элементам в медленном темпе, затем переходить к отработке норматива в целом, после этого — к интенсивным тренировкам.

В процессе обучения при отработке нормативов командиры частей и подразделений могут устанавливать промежуточные по времени (скорости) нормативы, отвечающие уровню подготовки личного состава, с таким расчетом, чтобы к намеченному планом сроку обеспечить выполнение нормативов, указанных в данном Сборнике.

При отработке (проверке выполнения) нормативов необходимо руководствоваться следующими указаниями:
1. Нормативы отрабатываются на исправной технике и вооружении, которые должны быть полностью укомплектованы инструментом, принадлежностями и приспособлениями, уложенными и закрепленными на своих местах.
Инструмент и приспособления, используемые при выполнении нормативов, перед укладкой должны быть расконсервированы (очищены) и протерты.
Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, при температуре воздуха 5° С и ниже двигатель должен быть предварительно прогрет в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации.
2. Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований уставов, наставлений, инструкций и руководств, а также мер безопасности.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или к аварии, выполнение норматива прекращается и оценивается неудовлетворительно.
3. За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не приводит к аварии, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, указанную в условиях выполнения норматива (в руководстве, наставлении, технологической карте), оценка снижается на один балл.
4. В подразделениях, вооруженных боевой техникой, имеющей конструктивные изменения, для которой нормативы в Сборнике не даны, командир соединения (части) на основании предложений назначенной им комиссии имеет право разработать новые нормативы. При этом за основу следует брать нормативы настоящего Сборника по вооружению и боевой технике соответствующей их модификации.
5. При выполнении нормативов личным составом в общевойсковом защитном комплекте время увеличивается на 25%, а при работе в противогазе — на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в средствах защиты.

При температуре воздуха — 20° С и ниже, +30° С и выше, при сильном дожде, снегопаде, на высоте свыше 1500 м над уровнем моря время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, а при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, — до 25%.

При действиях подразделений (военнослужащих) в условиях распутицы, пустыннопесчаной местности, глубокого снежного покрова (30—50 см при действиях в пешем порядке и на колесной технике и 50—80 см при действиях на гусеничной технике), густого тумана и сильной запыленности время на выполнение нормативов, связанных с передвижением личного состава и боевой техники, увеличивается (скорость движения уменьшается) по решению руководителя занятия (проверяющего) до 30%.

При выполнении нормативов, связанных с разработкой мерзлых и твердых грунтов как вручную, так и с применением зарядов взрывчатых веществ и средств механизации, время увеличивается в 3 раза, а в скальных породах — в 5 раз.

В зимних условиях при глубине снежного покрова 80 см и более окопы и укрытия могут устраиваться из снега. В этом случае время на выполнение нормативов по отношению к указанному в Сборнике сокращается в 1,5—2 раза.

6. При выполнении нормативов подразделением в сокращенном составе время увеличивается на процент, соответствующий проценту отсутствующего личного состава.
7. Перед выполнением нормативов по действиям у оружия и боевой техники на месте обучаемые (проверяемые) выстраиваются у машин, выходные люки машин прикрываются, но на замки не запираются, все люки и пробки, обеспечивающие доступ к агрегатам (механизмам), должны быть закрыты на замки и закреплены болтами.
Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.
8. Время выполнения норматива подразделением (военнослужащим) отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях выполнения норматива, а там, где он не определен, — с момента подачи команды «К выполнению норматива приступить» (или другой установленной
команды, сигнала) до момента выполнения норматива всеми военнослужащими и доклада командира (обучаемого) о его выполнении.
9. Офицеры и прапорщики (сверхсрочнослужащие) отрабатывают нормативы наравне со всем личным составом.
10. Учет выполнения нормативов ведется в журналах учета боевой подготовки подразделений.

Ссылка на основную публикацию