Аварийное жилье, что важно знать о программе переселения

Как происходит расселение из аварийного жилья

Согласно данным, имеющимся в распоряжении Минстроя РФ, на конец 2019 года в нашей стране насчитывалось более 54 тысяч многоквартирных жилых домов, которые были признаны опасными для проживания в них. По приблизительным подсчетам, это порядка 16 миллионов квадратных метров жилплощади, на которых проживают сотни тысяч граждан.

Аварийное жилье не только характеризуется, как правило, отсутствием необходимых коммуникаций и низким уровнем комфорта для жизни, но и значительной опасностью для жильцов, поскольку аварийность дома предполагает колоссальный износ основных конструкционных элементов строения.

В этой связи федеральные и региональные власти ведут планомерную законотворческую и практическую работу по скорейшему расселению аварийного жилья и снижению их доли в жилом фонде.

Законодательная база

Вопросы, связанные с расселением непригодного для жизни жилья, являются весьма сложными с точки зрения организации данного процесса в масштабах страны. В этой связи их нормативно-правовое регулирование должно быть комплексным, рассматривающим как тонкости их финансового обеспечения, так и процедурный порядок осуществления соответствующих работ на местах.

Итак, основным правовым документом, который регулирует процесс расселения аварийного жилья в части изыскания финансовых средств на данные цели, является федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ, который был принят еще в 2007 году.

Согласно данному нормативно-правовому акту был создан специальный государственный фонд, в задачу которого входит аккумулирование бюджетных средств для решения вопросов, связанных с капитальным ремонтом жилых зданий и расселением МКД, которые признаны аварийными. Этот правовой документ определяет порядок финансирования различных целевых программ как федеральных, так и региональных, которые направлены на ликвидацию негодных для обитания многоквартирных жилых домов.

Кроме этого, жилищные права граждан при расселении устанавливаются и нормами Жилищного кодекса РФ. В частности, установлено, что жители изъятых для сноса зданий и сооружений должны получить аналогичное по площади жилое помещение. А если жилец был собственником, то в таком случае он вправе выбрать – получать ли ему новую квартиру или рассчитывать на сообразную денежную компенсацию.

Вопросы, связанные непосредственно с порядком признания строения непригодным к дальнейшему проживанию, включая соответствующую процедуру и сроки расселения, рассматриваются специальным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Справка! Существующие программы расселения, разработанные с учетом обозначенных правовых актов, распространяются исключительно на жителей многоквартирных жилых домов. Граждане, которые проживают в индивидуальных домах, несут бремя по его содержанию исключительно за свой счет самостоятельно.

Кроме представленных выше правовых актов, существует большое количество и иных нормативных, технических и методических документов, которые затрагивают отдельные аспекты, связанные с расселением аварийного жилья.

Государственные программы расселения

Для скорейшего решения вопросов, связанных с модернизацией жилого фонда в РФ, был разработан специальный федеральный проект со сроком действия до 2025 года, который предполагает значительное увеличение финансирования регионов в части переселения граждан из аварийных квартир.

При этом денежные средства направляются в субъекты федерации на основании специальных программ. Порядок их формирования определяется статьей 16 Федерального закона № 185-ФЗ.

В частности, установлено, что осваивание федеральных средств находится в ведении регионов. Необходимое финансирование осуществляется, по сути, по заявке субъектов федерации, именуемой «региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

Данный документ формируется и утверждается администрацией субъекта федерации и должен содержать, помимо прочего, следующее:

  • перечень МКД (с адресами);
  • сроки переселения граждан из указанных МКД в новые благоустроенные дома;
  • объем требуемых средств федерального финансирования, а также имеющиеся средства, выделенные на эти цели региональным бюджетом, а также иными источниками;
  • обоснование необходимости привлечения федеральных средств.

Важно! Общегосударственная программа расселения предполагает, по большей части, долевое финансирование – как за счет федерального, так и за счет регионального (местного) бюджетов.

Сведения относительно региональных программ не являются закрытыми и доступны для изучения на сайтах местных органов власти конкретного региона РФ. Кроме этого, получить актуальную информацию о количестве МКД, подлежащих сносу, планах на включение того или иного МКД в программу, а также об уже расселенных домах можно на сайте «Реформа ЖКХ», расположенному по веб-адресу: https://www.reformagkh.ru.

Критерии ветхости и аварийности жилья

Понятие «аварийное жилье» раскрывается в соответствующем Положении, утвержденным Постановлением Правительства РФ 28 января 2006 года № 47.

Кроме прочего, в данном документе содержатся критерии, по которым МКД может быть признан аварийным.

  1. Физический износ и невозможность реконструкции. Все возводимые строения и здания со временем изнашиваются с утратой эксплуатационных свойств. Однако сам по себе физический износ не является критерием для признания дома аварийным как таковой. Непригодный для жизни МКД имеет значительный износ перекрытий, фундамента и несущих стен, совмещенный с невозможностью проведения восстановительных работ.
  1. Повреждение дома в результате события техногенного или природного характера. Если жилой дом был поврежден вследствие природного ЧП или при взрыве, пожаре, обрушении, то специальная комиссия оценивает возможность проведения восстановительных работ. Если последние являются нецелесообразными, то МКД признают аварийным и подлежащим сносу.

Дом могут признать аварийным и даже в том случае, если физический износ не настолько велик. Основанием для этого может служить нахождение здания в зоне, которая подвержена различным природным катаклизмам.

Кроме аварийного, выделяется еще и «ветхое жилье». Под ним следует понимать МКД со значительным процессом износа основных конструктивных элементов здания (для деревянных строений – 65%, для каменных – 70%). Однако при проживании в ветхом жилье нет опасности для жизни и здоровья граждан, что и отличает его от аварийного.

Варианты переселения из ветхих домов

Действующее законодательство предполагает следующие формы расселения жильцов аварийных домов:

  1. Предоставление иных жилых помещений в новых домах, которые были построены в рамках данной целевой программы или выкуплены у застройщиков для этих целей.
  2. Выплата денежной компенсации для приобретения собственником квартиры в аварийном доме жилья самостоятельно.
  3. Предоставление субсидий для приобретения или строительства.

Жилищное законодательство предполагает, что новое жилье должно быть равным по площади изымаемому, а также быть пригодным для проживания, что включает в себя подведение необходимых коммуникаций и чистовую отделку помещений. Кроме этого, жилье выдается в пределах того же муниципального района, где и находился аварийный дом. В отдельных случаях возможна выдача квартиры в ином муниципальном образовании (районе), но только при согласии гражданина.

Порядок переселения

Если дом находится в региональной адресной программе, то расселение будет осуществляться не сразу, а в несколько этапов и по определенным правилам:

  1. Уведомление собственников о начале строительных работ. Местная администрация обязана уведомить жильцов о начала процедуры фактического расселения не менее, чем за год.
  1. Предоставление документов в местную администрацию для получения нового жилья или компенсации. Жильцы дома предоставляют в администрацию документы, удостоверяющие личность, правоустанавливающие бумаги, на основании которых им в последующем будет выделяться новое жилье.
  1. Выезд из старого жилья. По направлению муниципалитета жильцы въезжают в новые квартиры. Однако нередки ситуации, когда возводимый для них МКД находится в стадии строительства, поэтому в этот период граждане могут быть переселены во временное жилье маневренного фонда.
  1. Получение права собственности. После въезда в новые квартиры жильцам необходимо оформить право собственности на жилье в Росреестре. Для лиц, проживавших по социальному найму, имеется обязанность по заключению нового договора.

Если дом не признан ветхим, но жильцы не могут проживать в связи с непригодными для жизни условиями

Если жильцам неизвестно о том, принимает ли их дом участие в программе переселения, то, в первую очередь, необходимо узнать о наличии соответствующего обстоятельства. Для этого можно подать официальный запрос в администрацию муниципалитета или получить информацию на сайте «Реформа ЖКХ».

Если дом не участвует в программе, то жильцам необходимо осуществить следующее:

  1. Подать коллективное заявление в муниципалитет на предмет признания дома аварийным.
  2. Дождаться формирования межведомственной комиссии.
  3. Дождаться заключения межведомственной комиссии.

На этом этапе дом может быть признан или ветхим или аварийным. В первом случае жильцы вправе рассчитывать на капитальный ремонт (с возможным временным переездом в маневренный фонд). Если же жилье признается аварийным, то жильцам объявляются примерные сроки переселения, после чего дом включается в соответствующий реестр.

Если жильцы не согласны с решением межведомственной комиссии, то они вправе оспорить его в суде. Однако для этого предварительно необходимо провести независимую экспертизу, которая подтвердит доводы жильцов.

Граждане, являющиеся собственниками, вправе рассчитывать на компенсацию вместо предоставления жилья. Для этого им необходимо направить в адрес муниципалитета соответствующее заявление, которое рассматривается в течение 5 дней. Если решение положительное, то с муниципалитетом заключается соглашение о передаче имущества, после чего происходит выезд из квартиры и получение компенсации на банковский счет.

Внимание! Наниматели перед расселением обязаны предоставить подтверждение количества членов семьи. В период переезда между муниципалитетом и квартиросъемщиком заключается новый договор социального найма, на основании которого возможно проживание на новой жилплощади.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос: Законно ли требование администрации самостоятельно снести дом?

Ответ: В силу отдельных статей жилищного законодательства жильцы имеют право на снос дома в самостоятельном порядке. Однако в случае отказа от этого муниципалитет обязан произвести его за свой счет.

Вопрос: Законно ли предложение администрации переехать в маневренный жилой фонд после выселения из старых квартир?

Ответ: В отдельных случаях, когда проживание в МКД представляет реальную опасность, администрации может начать расселение в форсированном порядке. И если новое жилье не готово, то жильцов переселят в маневренный фонд.

Вопрос: Возможна ли продажа квартиры в доме, признанным аварийным?

Ответ: Собственник вправе осуществлять сделки купли-продажи недвижимого имущества в аварийном МКД при отсутствии обременений.

Полезное видео

Какие новые схемы предлагает Госдума для расселение аварийного жилья:

Заключение

Расселение аварийного жилья является одной из важнейших государственных задач. На сегодняшний день в регионах страны действуют различные программы, направленные на выполнение данной цели. Расселение осуществляется только при условии, что дом признан на официальном уровне аварийным и включен в соответствующую региональную программу.

Аварийное жилье, что важно знать о программе переселения

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, – часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Читайте также:  По уходу за ребенком и другими

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 – 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2022 N 494-ФЗ)

6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2022 N 436-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7 – 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)

10. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, – не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

12. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

Квартира на особых условиях. Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

“Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте”
Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру”

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Читайте также:  Договор пожизненного содержания

Инфографика “РГ”: Александр Смирнов/Елена Домчева

Переселение душ. Что такое аварийное и ветхое жилье и как переселяют собственников

Многие люди проживают в старом жилом фонде и надеются на то, что их скоро расселят. Однако далеко не всегда ветхость квартиры влечет переезд. Разбор нюансов по квартирам, опасным для нормальной жизни, – в нашей статье.

Если квартира представляет опасность для жизни и здоровья – срочно инициируйте признание ее непригодной для жизни

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2022 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Какое жилье соответствует критериям программы переселения

Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.

Участвовать в текущем расселении могут граждане, чье жилье было признано аварийным в период до 1 января 2017 года. Те, у кого признано позже – продолжают оставаться в очереди на переселение.

Что такое аварийное жилье

Аварийное жилье – это недвижимость, угрожающая безопасности жизни и здоровья человека. Основания и порядок получения данного статуса определяются соответствующим актом правительства РФ. Среди них:

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Вышеописанные критерии установлены как для многоквартирных домов, так и для отдельных помещений. Для многоквартирных жилых домов выявление одного из критериев является основанием для установления аварийности, после чего жителей будут расселять.

Важно учитывать, что если многоквартирный дом признан непригодным для проживания, то квартиры внутри него также признаются таковыми и расселяются.

Чтобы начать расселять недвижимость, необходимо наличие любых из неустранимых критериев, определенных соответствующим правительственным актом

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

Многие проблемы выявляются с помощью специальных приборов. В то же время есть некоторые признаки, по которым неподготовленный человек может забить тревогу и инициировать признание дома опасным для жизни и здоровья людей:

  • повреждение или разрушение фундамента;
  • движение и сильное искривление стен;
  • трещины на стенах в подъезде дома;
  • просадка полов;
  • обрушение конструкций.

Что такое ветхое жилье

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Правообладателям старых квартир не предоставляют никаких компенсаций, их не будут расселять в новые дома. Однако они сравнительно быстро могут перейти в число аварийных, что уже позволит рассчитывать на возмещение.

Что касается критериев ветхого состояния здания, то они были перечислены в утвержденном Госстроем России методическом пособии. Они определяются в зависимости от износа:

  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

Совкомбанк предлагает оформить ипотеку на выгодных условиях. Получив часть денег в качестве компенсации за старую квартиру и дополнив эту сумму заемными средствами, вы сможете позволить себе купить желаемую квартиру. Рассчитайте ваш платеж на сайте.

Какие документы нужно собрать для переселения

  • Заявление о закреплении статуса аварийности за недвижимостью.
  • Свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ (выписка из ЕГРН, договор найма жилого помещения).
  • Проект конструкции нежилого помещения, если планируется его последующее признание жилым.
  • Экспертное заключение организации, которая обследовала недвижимость. Также отдельное заключение профильных организаций требуется для несущих конструкций.
  • Иные документы, указывающие на неустранимые недостатки помещения.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

Права собственников жилья, подлежащего сносу

Собственнику аварийной квартиры, которая подлежит сносу, законом предлагается два варианта возмещения:

  • компенсация за прежнюю недвижимость;
  • новая жилплощадь в том же городе.

Вопрос о выборе способа возмещения всегда индивидуален: оцените, что выгоднее вам – денежное возмещение или переселение в новую квартиру

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Во втором случае риском выступает наличие очереди для получения новой квартиры. Она может тянуться годами. Да и когда человека расселят в новый дом, он может разочароваться, ведь он не отличается высоким качеством строительства.

Разница между социальным жильем и собственностью

Владение и пользование жилплощадью возможно в соответствии с обязательственным договорам. Одна из их разновидностей – договоры социального найма жилого помещения, заключаемые на основании принятых властными структурами решений о предоставлении недвижимости, находящейся в собственности муниципалитета или государства, внаем.

Социальная квартира со временем также может стать аварийной. В этом случае граждан расселят в другие квартиры при соблюдении следующих условий:

  • благоустроенность;
  • равнозначность по площади;
  • соответствие санитарным и техническим нормативам;
  • расположение в пределах того же города или иного населенного пункта.

Важно помнить, что из социальных квартир не расселяют в более комфортные квартиры, а предоставляют идентичную прежней, но пригодную для проживания недвижимость

Расселение из ветхого и аварийного жилья

Расселение из ветхого и аварийного жилья

Переселение из ветхого и аварийного жилья — это государственная программа по улучшению жилищных условий граждан. Основная задача проекта — строительство домов нового жилищного фонда, куда на безвозмездных условиях могут переселяться владельцы квартир, признанных непригодными. Распространяется поддержка на многоквартирные дома и реализуется постепенно. Участвовать в Программе реновации могут только те лица, которые выполнили все условия.

Какими нормативно-правовыми актами пользоваться?

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Действие Программы реновации распространяется только на жилищный фонд столицы и главный документ, в рамках которого происходит переселение, это Федеральный Закон № 141, вступивший в юридическую силу 1 июля 2017 года. Положениями Закона установлен порядок реализации программы, условия участия в реновации и правила переселения участников.

Кроме того, принимать во внимание предстоит Жилищный Кодекс Российской Федерации от 2004 года. В статьях кодекса содержатся правила эксплуатации многоквартирных объектов жилого фонда и порядок признания их непригодными для дальнейшего целевого использования.

Статьи Федерального Закона от 21 июля 2007 года № 185 «О содействии реформированию ЖКХ» предусматривают правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов — альтернатива переселению граждан. Капитальный ремонт сооружений происходит частично из средств бюджета, а частично — из личных вложений жильцов.

28 января 2006 года в силу вступило Постановление Правительства № 47, в рамках которого дом может быть признан жилым, аварийным или ветхим. На основании этого документа граждане могут претендовать на переселение в новую квартиру.

Сроки действия Программы

Первая стадия реализации программы началась в 1993 году. Второй этап завершился в 2017 году. Но правительством столицы, в рамках реализации Приказа Президента РФ, было принято решение продлить действие Программы.

Следующая волна переселения начнется с января 2019 года, но заявки на проведение процедуры принимаются в 2018 году. Кроме того, на сайте Росреестра продолжается голосование жильцов многоквартирных домов на участие в программе.

Кто может участвовать в программе?

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Не все жильцы многоквартирных сооружений могут претендовать на переселение. Не распространяется право на получение квартиры за арендаторами квадратных метров в рамках договора коммерческой аренды. Подать заявку на участие в программе могут такие граждане:

  • владельцы, которые постоянно живут в квартире;
  • собственники, которые живут в других домах или населенных пунктах;
  • пользователи недвижимости на основании договора социального найма;
  • заемщики, если квартира в залоге по договору кредитования (в том числе и ипотеки);
  • хозяева квартир в таких домах, которые непригодны для проживания в силу несчастного случая.

Условия получения поддержки

Еще одно условие — это результаты голосования. Не допускается выборочное переселение, поскольку после переезда всех жильцов из дома, строение сносится и на его месте возводится новостройка, а район подлежит облагораживанию и налаживанию инфраструктуры.

Поэтому обязательно зарегистрировать свою кандидатуру на участие в Программе, что можно сделать на сайте Росреестра. Регистрация признается, как согласие на переселение.

Признание дома непригодным для ремонта

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

С целью сохранения объектов жилого фонда, регулярно ведутся работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. В большинстве случаев увеличивается площадь сооружений за счет добавления новых этажей и квартир.

Если дом признан таковым, что не подлежит ремонту, то он может попасть в список объектов для реновации. Такими признаками являются:

  • степень износа, превышающая 70%, некоторых конструкций или здания в целом;
  • нарушение фундамента или частей несущих конструкций, что может повлиять на устойчивость дома;
  • несоответствие дома или региона санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • если район был подвержен стихийным бедствиям, природным или техногенным катастрофам;
  • значительное разрушение квартир в результате локального бедствия (например, пожар или взрыв).

Важно! Сообщить о возникновении указанных выше особенностей могут коммунальные службы и сами жильцы. Для этого достаточно направить личную или коллективную жалобу в городскую администрацию.

Признание дома аварийным

После получения обращения от жильцов назначается специальная комиссия, которая проводит анализ выявленных обстоятельств и решает, может ли сооружение быть признано непригодным для проживания. Только после получения удовлетворительного заключения собственники квартир могут начинать процедуру регистрации на участие в Программе реновации.

Законодателем отводятся две недели на принятие решения по заявлению. По результатам составляется Акт обследования жилья, один из экземпляров которого направляется жильцу, инициировавшему проверку.

Со дня получения Акта предстоит отсчитать еще пять суток, которые отводятся для уведомления городских властей о непригодности дома к дальнейшему проживанию. И только после этого здание вносится в список объектов недвижимости со статусом ветхого или аварийного. Сведения об этом вносятся в список, с которым ознакомиться можно на официальном сайте Московского городского совета.

Важно знать! Только после того, как жилой дом будет добавлен в общий список, можно приступать к участию в Программе Реновации.

Этапы переселения

Расселение включают несколько обязательных этапов:

  • регистрация заявления;
  • утверждение на участие в программе;
  • поиск квартиры;
  • ознакомление с предлагаемым объектом;
  • подписание договора на обмен квадратными метрами;
  • оформление права собственности на недвижимость;
  • переезд.

На базе Московской администрации работает Юридический отдел, уполномоченный принимать заявления от граждан на участие в программе переселения. Вместе с заявлением нужно подать следующий пакет документов:

  • соглашение на обработку личных сведений;
  • паспорт заявителя с копиями всех заполненных страниц;
  • копии личных документов всех членов семьи, которые прописаны на квадратных метрах вместе с владельцем жилья;
  • выписка из ЕГРН, в которой отображаются характеристики объекта, сведения о финансовых обязательствах, а также информация о владельце и пользователях жилья;
  • справка из БТИ;
  • технические документы на объект;
  • подтверждение права собственности на объект недвижимости;
  • письменное согласие от всех совершеннолетних членов семьи на переезд в новую квартиру (за несовершеннолетних разрешительные документы заполняют родители).
    Все бумаги предоставляются с оригиналами и копиями.

На какое жилье рассчитывать?

В Федеральном Законе о реализации программы зафиксировано, что претендовать можно на получение аналогичного по характеристике дома. Это значит, что квартира будет соответствовать следующим требованиям:

  • если квартира была в личном владении, то новое жилье также будет оформлено в частную собственность;
  • при аренде в порядке социального найма, новая квартира также перейдет в собственность муниципалитета;
  • количество комнат будет соответствовать старой квартире;
  • размер жилых комнат будет алогичной предыдущему жилью, а площадь нежилых комнат может быть больше, что обусловлено техническими особенностями дома.

Также допускается замена старой квартиры на денежную компенсацию, но это не очень выгодно, поскольку стоимость компенсации рассчитывается исходя из рыночной стоимости недвижимости по региону на аналогичные объекты.

Правила переселения

После того как закончится строительство нового дома, семья получает предложение на переселение из муниципалитета. В предложении указан адрес будущего жилья. Претендент должен ознакомиться с предлагаемым объектом и принять одно из следующих решений:

  • согласиться на переезд в предложенную квартиру (после чего подписывается соглашение на обмен объектами);
  • отказаться от предложенного жилья и запросить предоставление другой квартиры;
  • инициировать выплату денежной компенсации вместо материального обмена.

Еще один аспект, на который нужно обратить внимание, это, кто осуществляет переселение. Осуществить переезд можно самостоятельно или через специальные муниципальные компании.

Ускорение переезда

Существуют два способа сокращения сроков для переезда, оба из которых связаны с решением финансовых трудностей. Длительность осуществления программы связана с недостаточным финансированием, поэтому можно использовать личные денежные средства для строительства новостройки для переезда.

Читайте также:  Займ от частного лица под расписку

Один из принципов переселения — это переезд участников Программы в дома в рамках одного региона или же в соседние районы города, поэтому люди заранее осведомлены, куда они будут переезжать. И вложение денежных средств в идущее строительство позволит поскорее завершить работы и выполнить переезд.

Второй вариант — это субсидирование. Городская администрация может предоставлять денежные займы, но только при заключении предварительного договора, что после завершения строительства семья переедет в новый дом.

За предыдущие года реализации Программа реновации показала, что это один из самых выгодных способов получения квартиры в новостройке для семей. Кроме того, что новые дома обладают высоким уровнем надежности, также муниципальные власти реализуют программы облагораживания жилых кварталов и формирования инфраструктуры с образовательными учреждениями и магазинами.

Аварийное жилье – как добиться расселения и получить компенсацию

Подробно об аварийном жилье

С течением времени состояние жилого фонда, в котором проживает большая часть граждан страны – ухудшается. Износ коммуникационных систем, несущих конструкций, перекрытий и фасадных плоскостей приводит не только к потере внешнего вида и функциональности жилой постройки, но и к повышенной опасности пребывания в данных сооружениях. С определенного момента государство внедрило программу сноса ветхого жилья, действующую как на федеральном, так и на местном уровне. Региональные власти должны отслеживать состояние жилого фонда, производить оценку степени износа зданий и своевременно обеспечивать граждан другой жилплощадью, взамен признанной негодной к проживанию. На деле, получить подтверждение того, что дом подлежит расселению достаточно сложно, поскольку в законодательстве не достаточно чётко прописаны критерии, отличающие аварийное жилье от ветхих строений, подлежащих реконструкции.

Законодательные нормы

Действия муниципалитетов по внесению жилья в список непригодного для проживания (аварийного) регламентируются Федеральными законами, Жилищным Кодексом, а также действующими в регионе нормами и правилами реализации государственной программы по расселению ветхого жилья. В них излагаются основные критерии для проведения оценки состояния домов, подлежащих изъятию из жилого фонда, параметры их дифференцирования на предназначенные к сносу или реконструкции, рассматриваются варианты предоставления временного или постоянного жилья гражданам взамен утраченного и устанавливаются сроки исполнения этих обязательств.

По степени износа дома подразделяются на два вида: аварийные и ветхие. При этом внешний вид жилья не имеет решающего значения для придания ему статуса непригодного к проживанию. Ключевым показателем будет считаться степень повреждения основных элементов здания, влекущая за собой угрозу обрушения.

Ветхой считается жилая постройка с определенными значениями физического изнашивания конструкций, при которых показатели их прочности и износа меньше или одинаковы с предельно допустимыми значениями, установленными для существующих условий эксплуатации.

Статус аварийного присваивается жилому строению, состояние конструктивных элементов которого несет угрозу безопасности находящихся в нем граждан.

Объекты, подлежащие расселению

Законодательно правом на расселение обладают лица (вне зависимости от формы владения – приватизированное жилье или находящееся в социальном найме), чья квартира/дом официально признаны непригодными к проживанию и подлежащими сносу. Для этого постройка должна пройти оценку специально созданной межведомственной комиссией, принимающей решение о расселении, проведении капремонта или реконструкции. Основываясь на вердикте комиссии, администрация населенного пункта включает здание в реестр ветхого жилья и определяет, целесообразно ли его реконструировать или восстановление невозможно.

Различают следующие категории жилых строений:

  1. Непригодные к проживанию;
  2. Аварийные;
  3. Ветхие.

В первую категорию (непригодных к проживанию) включают:

  • строения, характеризующиеся аварийным состоянием опорных конструкций;
  • дома, получившие статус ветхих;
  • жилье, располагающееся на территориях, имеющих высокий уровень опасности по санитарно-гигиеническим, пожарным и другим нормам, находящееся вблизи промышленных объектов, транспортных и инженерных артерий, а также в зонах со специфическими условиями, подпадающими под запрет на застройку;
  • здания, построенные в небезопасных зонах разработки горных пород (рудники, обогатительные комбинаты), на лавиноопасных участках, зонах возможного возникновения оползней, в местах, ежегодно подтапливаемых паводковыми водами;
  • жилье, которое находится в неблагополучных районах по экологической безопасности (при смещении природного баланса, связанного с ухудшением различных показателей почвы, воды и воздуха);
  • дома с несоответствием качества коммунального обеспечения действующим нормативам (по санитарным, техническим и иным стандартам) при отсутствии возможности их реконструкции.

Постройку могут признать аварийной на основании вердикта экспертной комиссии, обнаружившей при обследовании жилья следующие признаки:

  • деформирование, повреждение или снижение прочностных показателей одного/нескольких фрагментов опорных конструкций здания (фундаментов, стен, несущих перегородок, опорных колонн, перекрытий, а также иных важных элементов);
  • дефекты, возникшие вследствие землетрясений, усадки грунта, сильных осадков, стихийных и техногенных катастроф, если невозможно их устранить с условием обеспечения гарантии безопасности дальнейшего проживания.

В отношении оценки ветхости строений применяют показатели физического износа, которые определяются с учетом актуальных нормативов. Сейчас ветхость оценивается по таким критериям:

  1. Для построек из камня и кирпича степень физического изнашивания должна превышать 70%;
  2. Для зданий из дерева (или построенных из материалов местного происхождения), а также для мансард и пристроек степень износа не должна превышать 65%.

На данный момент в законодательстве термин «ветхие дома» заменила формулировка «непригодные к проживанию».

Порядок переселения и получения компенсации

Как правило, состояние жилого фонда отслеживается представителями органов, осуществляющих жилищный надзор, которые обязаны в случае обнаружения внешних признаков износа или по заявлениям живущих в доме граждан обеспечить проверку помещений специальной комиссией. Если никаких действий со стороны контролирующих органов не предпринимается, то оценка состояния жилого строения может быть инициирована решением общего собрания, или по личной инициативе одного из квартиросъемщиков.

Чтобы жильцам аварийного дома получить право на расселение, предварительно должны быть выполнены следующие условия:

  1. Проведена независимая экспертиза фактического состояния здания.
  2. Полученные результаты были представлены в межведомственную комиссию, рассмотрены ею и переданы к исполнению администрации населенного пункта.
  3. Муниципалитет, при согласии с выводами комиссии, должен внести здание в список аварийных, поставить в очередь на переселение и уведомить об этом жильцов.

Фактически, расселение дома может происходить только после прохождения всех необходимых законодательных процедур и проведения разъяснительной работы с гражданами. В каждом регионе имеется определенный порядок расселения жильцов аварийных домов. Действующие правила касаются сроков исполнения, порядка проведения выселения, а также предоставления жилой площади или денежной выплаты владельцам квартир.

В зависимости от фактического состояния зданий, внесенных в реестр ветхого жилья, определяется очередность их расселения. Если техническое состояние не позволяет жильцам оставаться в собственных квартирах, им предоставляют временное жилье взамен утраченного, где они могут проживать до тех пор, пока не подойдет их очередь на получение постоянной жилплощади.

Скорость исполнения обязательств по расселению жителей аварийных домов зависит от региона. Если в муниципалитете существует обширный резервный фонд жилья, предназначенный для реализации данной госпрограммы, то период ожидания новой квартиры не будет долгим. Однако, при отсутствии свободной жилплощади, этот срок увеличивается, но не должен превышать указанный в уведомлении на расселение.

То же самое актуально и в вопросе выплаты денежной компенсации собственникам квартир, чье имущество попало в реестр аварийного.

Если предлагаемое в качестве замены жилье или сумма выплаты не устраивает владельцев жилплощади, они вправе обратиться в судебные инстанции для решения возникшего разногласия.

Муниципальное жилье

Владельцам неприватизированных квартир, которые осуществляли социальный найм жилого помещения, муниципалитет должен предоставить при выселении из аварийных домов равнозначное жилье, отвечающее всем требованиям к его благоустроенности. Расселение из ветхих строений носит вынужденный характер и не предполагает улучшения условий проживания, то есть, основополагающим фактором будет площадь утраченного жилья, а количество комнат не обязательно останется сохранным. Наряду с этим может не учитываться соотношение жилой и нежилой площади. Соответственно, предложенная муниципалитетом квартира может иметь меньшее жилое пространство по сравнению с имевшейся.

Предлагаемая взамен жилая площадь должна соответствовать следующим критериям:

  1. Находиться на территории того же муниципального образования;
  2. Иметь площадь, равнозначную утраченному жилью;
  3. Иметь все необходимые коммуникации, отвечающие современным требованиям;
  4. Соответствовать этажности, то есть располагаться, по возможности на том же этаже, что и предыдущая.

Также владельцам муниципальных квартир не предоставляется возможность получить денежную компенсацию за утраченное жилье в виде выплаты его рыночной стоимости.

Если предложенные муниципалитетом помещения не соответствуют прописанным критериям, не устраивают квартиросъемщика, он имеет возможность отвергнуть предложенные варианты и решить вопрос о предоставлении равноценного обмена в судебном порядке.

Собственность

Жильцы, владеющие приватизированными квартирами имеют возможность получить от муниципалитета как новую равноценную жилплощадь, так и компенсацию в виде денежного эквивалента стоимости утраченного жилья.

Согласно общим правилам, прописанным в статье 32 ЖК, приватизированное жилье в МКД, который получил статус аварийного, изымается у собственника путем выкупа. Однако на практике, владельцы могут выбирать, что требовать от муниципалитета – выкупную стоимость квартиры или другое благоустроенное жилье на правах собственности.

Право выбора у владельца возникает в случае, когда:

  1. Его жилье находится в списках программы расселения ветхих построек, реализуемой на региональном уровне;
  2. Органы власти не предпринимают никаких действий для урегулирования вопроса о демонтаже или реконструкции здания.

Выкупная цена

Стоимость жилых помещений в аварийных домах (выкупная цена) рассчитывается исходя из рыночной цены на недвижимость в конкретном регионе и учета сопутствующих расходов. Если владелец приватизированной квартиры предпочтет денежную компенсацию, то при подсчете конечной суммы должны учитываться следующие параметры:

  • рыночная цена недвижимости;
  • траты на подбор другого жилья взамен утраченного;
  • затраты на оформление всех требуемых документов;
  • расходы на организацию переезда.

Нередко при назначении материальной компенсации муниципальные власти стремятся занизить величину выплаты, аргументируя это плохим состоянием изъятого жилья, отсутствием инфраструктуры и т.п. Однако данные обстоятельства не должны влиять на конечную сумму, поскольку приобретенная взамен утраченной квартира должна соответствовать площади и комфортабельности, а не актуальному техническому состоянию предыдущей. В любом случае, при возникновении недоразумений в этом вопросе жильцы могут обратиться в суд (с соблюдением искового срока давности не более 2-х лет).

Какие документы могут потребоваться

Для урегулирования вопроса о расселении владельцам квартир в аварийных домах, прежде всего, необходимо направить обращение в комиссию по оценке жилья, приложив к нему:

  • заявление, составленное в стандартной форме и скрепленное подписями жильцов; дома, включающий сведения о критичности износа его несущих элементов;
  • акты о проведенных ремонтных работах и справки с экспертными оценками помещений, произведенными в течение последних 3-х лет;
  • выписки о результатах санитарных, технических, пожарных и других проверок;
  • копии предыдущих жалоб собственников в различные организации.

Для подтверждения фактов можно приложить к документам фото- или видеосвидетельства, доказывающие ветхость постройки и небезопасность пребывания в ней. На рассмотрение заявления комиссии отводится месяц, по истечению которого должно быть принято решение либо о проведении дополнительных экспертиз, либо о закреплении за домом статуса аварийного.

Сроки расселения

Очередность получения квартир взамен изъятых в основном зависит от реальной ситуации, сложившейся в регионе в отношении жилого фонда, предназначенного для переселения жильцов аварийных домов. Срок расселения устанавливается согласно постановлению местного муниципалитета и регламентируется осуществляемой региональной программой по работе с ветхим жильем. Именно от них зависит, насколько быстро будет происходить процесс сноса ветхих строений.

В силах жильцов ускорить данный процесс при помощи обращения в суд, особо это касается случаев, когда дальнейшее проживание в доме представляет опасность для граждан.

Если дальнейшая эксплуатация аварийного жилья создает реальную угрозу жизни и здоровью, суд имеет возможность обязать администрацию переселить истцов в другое благоустроенное жилье вне очереди. Для вынесения положительного судебного решения должны быть представлены веские доказательства существующей опасности обрушения здания из-за критического износа его несущих конструкций (заключения специалистов и экспертов).

Существует ли вероятность получить две квартиры

Законодательно, основополагающим фактором при расселении аварийного жилья считается площадь ранее занимаемого помещения. Предоставление квартиры на замену носит компенсирующий характер, не направленный на обязательное улучшение условий проживания, а лишь должно гарантировать гражданам отсутствие ухудшения по сравнению с прежними. Поэтому, даже если на жилой площади, предназначенной к сносу, ранее проживали более одной семьи, законодательство не рассматривает вариант предоставления каждой из них отдельного жилья.

Гражданам, которые законным порядком признаны нуждающимися в расширении жилплощади и фигурируют в списке очередников, положена квартира с большей площадью, рассчитанной на основании установленных норм.

Нормы на жилье, предоставляемое взамен аварийного

Жилые помещения, предлагаемые администрацией муниципалитета лицам, чьи дома внесены в план по сносу, должны отвечать следующим условиям:

  • считаться комфортабельными по меркам конкретного населенного пункта;
  • соответствовать общему метражу ранее имевшегося жилья;
  • отвечать принятым требованиям (в Положении о признании помещения жилым прописан ряд непременных условий – обеспечение инженерными системами, лифтами (при высотности более 5 этажей), теплоизоляции помещения, освещенности, а также требования к высоте потолков в комнатах, наличию естественного освещения, к уровням шумо-, виброизоляции, электромагнитного и радиочастотного излучения);
  • находиться на территории данного населенного пункта.

Владельцы квартир в домах, предназначенных к сносу, вправе претендовать на жилплощадь, которая по техническим показателям и степени комфортабельности не уступает предшествующему. Также оно должно располагаться в том же районе, что и предыдущее, а предоставление жилья в другом муниципальном образовании возможно только по согласованию с самим владельцем.

Если предлагаемое помещение не отвечает необходимым условиям (применительно к данному населенному пункту) или не устраивает владельца по иным причинам, он может отказаться от предложенного варианта и обратиться с претензией в суд.

Выселение из аварийного жилья на период ремонта

Решением комиссии здание может быть признано ветхим (не аварийным) и подлежащим капремонту или реконструкции. В таком случае ни материальная компенсация, ни предоставление жильцам другой жилплощади на постоянной основе не предусмотрены.

Однако на время проведения реконструкции может понадобиться выселить проживающих в здании людей. На такой случай в каждом муниципалитете существует так называемый маневренный фонд жилья, находящийся в ведении администрации и используемый ею для временного размещения граждан. По окончанию ремонтных работ владельцы квартир возвращаются обратно.

Состояние жилья, включенного в маневренный фонд муниципалитета, может не соответствовать критериям, установленным для помещений, предоставляемых в качестве компенсации за выселение из аварийных домов, поскольку предполагает только временное пребывание. В любом случае, решение о переезде в предлагаемое жилье принимается самими квартиросъемщиками (в качестве альтернативы может рассматриваться отъезд к родственникам или отказ от выезда из ремонтируемого здания).

Несмотря на то, что постановление о расселении аварийного жилья действует уже не первый год, дома продолжают ветшать и людям приходится ждать своей очереди на переселение достаточно долго. В настоящее время госпрограмма подвергается изменениям, которые вступят в силу с сентября 2019 года: планируется внести поправки в перечень признаков для признания домов аварийными, а также скорректировать порядок предоставления квартир собственникам недвижимости в таких домах. Нововведения коснутся прав граждан на бесплатное получение жилья взамен утраченного – теперь предполагается, что государство будет субсидировать лишь часть стоимости квартиры (однако это не коснется домов, включенных в список ветхих до 2018г.).

Ссылка на основную публикацию