Дети войны: какие предоставляются льготы в России?

Кто может воспользоваться льготой «дети войны»?

Особый ажиотаж, в частности, вызвала новость о ежемесячной социальной выплате «детям войны», то есть москвичам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года (такая льгота действует только в отдельных регионах, включая столицу! – Ред.).

Многие пенсионеры указанной возрастной категории, не вдаваясь в детали, стали обращаться за назначением такой льготы, но получали от ворот поворот. И вот почему.

Напомним: в постановлении правительства Москвы от 17 декабря 2019 года №1753-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года №1005-ПП» к подпадающим под статус «дети войны» отнесены «лица, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года».

Именно в таком «усеченном» виде важный документ и начал свое шествие в информационном пространстве. Хотя у него имеется и вторая часть, именуемая Приложением к постановлению. В нем-то (разумеется, мелким шрифтом) и прописано уточнение, которое расставляет все точки над «i»:

«Пенсионерам, родившимся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года, ежемесячная выплата назначается при условии, что они не относятся к категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются ежемесячные денежные выплаты или в соответствии с законом города Москвы устанавливается ежемесячная городская денежная выплата».

В этой приписке и скрыта вся интрига рожденного (видимо, в муках) постановления. Проще говоря, выплата «детям войны» назначается при условии, что граждане, относящиеся к данной категории, не имеют других ежемесячных выплат (льгот). Но почему нельзя было сформулировать эту мысль одним предложением в самом начале документа, а не прятать ее подальше от старческих глаз?

Другими словами, готовясь к 75-летию Победы, доблестные чиновники торопились осчастливить ветеранов Москвы новой льготой. Но совсем забыли об информационной составляющей документа – его четкости и ясности. Чем, как мы уже сообщали, не преминули воспользоваться мошенники всех мастей, предлагая за определенную сумму быстро оформить установленную льготу.

И еще одно вынужденное пояснение. Подготовить материал «Новые сценарии мошенников» нас подтолкнул сюжет на аналогичную тему одного из ведущих федеральных каналов ТВ. Завершая свой репортаж, тележурналист высказал мнение о том, что подобные проблемы можно быстро решить в любом МФЦ (многофункциональном центре).

К сожалению, он ввел зрителей (и нас в том числе) в заблуждение – такой вид услуги МФЦ не оказывает. Хотя почему бы нет?! Учитывая положительный опыт, накопленный МФЦ за несколько лет работы, можно уверенно заявить, что с оформлением льготы «Дети войны» сотрудники центров справлялись бы так же профессионально, как и со всеми другими поставленными перед ними задачами.

Вот, оказывается, как все просто. За оформление льготы «Дети войны» отвечают отделы соцзащиты населения по месту жительства. Причем потенциальным получателям этой доплаты задачу упростили донельзя – им никуда не надо идти и никаких заявлений писать не надо, ибо льгота, как подчеркивается в постановлении, оформляется отделами соцзащиты автоматически на основании имеющихся у них личных сведений.

Впрочем, эти же отделы призывают пенсионеров, если у них все же возникают какие-то неразрешимые вопросы, обращаться к ним напрямую за помощью с обещанием все недостающие сведения выяснить во время личного приема.

Но так ли все делается на самом деле? И сколько «детей войны» из 80 тысяч человек (такая цифра имеющих право на эту льготу называется в печати) уже начали получать с 1 января 2020 года объявленную льготу?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ближайших номерах газеты. Кроме того, мы призываем читателей из других регионов России, где действует такая льгота, написать нам, выплачиваются ли «детям войны» и на каких условиях аналогичные пособия. Ждем ваших комментариев!

Выплаты детям войны

Законопроект «О детях войны» до сих пор не принят, и на федеральном уровне помощь этой категории граждан пока не оказывается.

Сначала предполагалось, что закон вступит в действие в 2016 году, потом его принятие перенесли на 2017-й, сейчас — на 2018-й. Тем не менее на местном уровне власти льготы для лиц, подпадающих под действие будущего закона, уже установлены. Такое решение принято в 20 регионах страны. В них появились отдельные нормативно-правовые акты. Еще в 7 субъектах местные законы еще не приняты, но льготы прописаны в других документах. Поговорим о детях войны и о том, на что эта категория граждан может рассчитывать.

Кто относится к детям войны?

Люди в возрасте 70-80 лет, чье детство выпало на годы Второй мировой войны, детства практически не имели. Они прошли через голод, холод, отсутствие нормального обучения и постоянный страх за родственников, находящихся на фронте. Кроме того, многие из них, вошедшие в годы боевых действий в подростковый возраст, работали на полях, заводах и фабриках нашей страны.

Именно желанием компенсировать этим людям в старости то, чего они недополучили в детстве, и продиктовано желание принять отдельный закон, предоставляющий льготы данной категории граждан. Пока общегосударственный документ не принят, приходится довольствоваться преференциями, предоставляемыми на региональном уровне.

К категории детей войны относятся люди, родившиеся в промежутке с 22 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года

Дополнительными требованиями являются постоянное проживание на территории СССР и то, что граждане, претендующие на данный статус, не должны были отбывать в 1941-1945 годы наказание в местах лишения свободы.

Денежные выплаты

Если говорить о проектах законов, предполагается установить ежемесячную доплату к пенсии в размере 1 тыс. руб. Предусмотрена в проекте и ежегодная индексация этой суммы.

Доплаты к пенсии в тех регионах, в которых они введены местным законодательством, находятся в интервале от 400 до 600 руб.

С учетом того, что всего в России 85 регионов, а законодательство о детях войны принято только в 20, понятно, что большая часть этой категории граждан дополнительных выплат не получает.

Значительная часть детей войны подпадает под действие других законов, предоставляющих льготы труженикам тыла, семьям участников боевых действий и т.д.

Планируемые и предоставляемые льготы

В подаваемых на федеральном уровне законопроектах предлагается ввести для детей войны следующие льготы:

  • всех лиц, входящих в данную категорию, предлагается приравнять к лицам, имеющим статус тружеников тыла, с предоставлением им всех соответствующих преференций;
  • бесплатная выдача лекарств, если они прописаны этим людям врачом;
  • предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте;
  • предоставление права на социальное и медицинское обслуживание вне очереди;
  • планируются и другие льготы, связанные с пониженной оплатой услуг ЖКХ и снижением налогов.

Реально в настоящее время в регионах, принявших соответствующие решения, дети войны получают следующие льготы:

  • бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте;
  • сниженные ставки на все или некоторые виды услуг ЖКХ;
  • внеочередное обслуживание в поликлиниках и больницах.

Состав льгот и сама возможность их получения зависят от конкретного региона проживания человека, имеющего право на этот статус

В настоящее время в России порядка 13 млн. человек, которые бы могли претендовать на включение в данную категорию. Реальные выплаты и льготы получает меньшая часть. При этом даже в регионах, где такие преимущества установлены, ими пользуются не все. Часть пенсионеров о них просто не знает и, соответственно, не обращается за ними.

Правда, в России много других законов о предоставлении различных льгот, которые охватывают значительную часть граждан, родившихся в предвоенные годы и годы боевых действий.

Приравнивание детей войны к труженикам тыла для многих пенсионеров, пользующихся льготами в настоящее время, увеличит их объем. Предполагается, что пожилые люди, имеющие статус детей войны и подпадающие под действие других законов, в будущем должны будут выбрать один из законов, по которому они будут пользоваться преимуществами. Также предполагается, что после принятия закона каждый гражданин, имеющий право на этот статус, должен будет его оформить самостоятельно.

Льготы детям войны

Как получить статус ребенка войны?

Для того, чтобы получить удостоверения ребенка войны, нужно обратиться в органы социальной защиты населения и представить туда свой паспорт. К счастью, никаких других справок и подтверждений собирать не нужно. В настоящее время в тех регионах, где этот статус уже введен, ожидание готового удостоверения занимает примерно 2-3 недели.

Получив удостоверение, гражданин вправе пользоваться положенными льготами, предъявляя его, например, в общественном транспорте вместо билета.

Резюме

Эпопея с введением статуса детей войны и предоставлением им денежных выплат и льгот продолжается уже несколько лет, в течение которых неоднократно вносились соответствующие законопроекты в федеральные органы государственной власти. Однако на настоящий момент все подобные нормативно-правовые акты сняты с рассмотрения. Ожидаемые лицами, родившимися в предвоенные годы и годы боевых действий, льготы на федеральном уровне так и не введены. Прогнозировать возможность принятия такого закона в 2018 году достаточно сложно в связи с определенными финансовыми трудностями в стране, хотя ряд политиков и заявляет о том, что будет добиваться принятия этого решения. Часть регионов пошла по иному пути и приняла собственные законы, устанавливающие этот статус и вводящие по нему преимущества. На данный момент таких регионов 20. Уточните в местных органах власти, действует ли такой закон в вашей области или республике.

Если ваш родственник хочет получить льготу, но не знает, как это сделать, запишитесь на консультацию к нашим юристам. Они расскажут, на что пенсионер может претендовать, и как ему получить положенную выплату от государства.

Выплаты “детям войны” в Москве: кому положены и как получить

Одним из приоритетов государственной политики России является защита граждан старшего возраста. Для обеспечения их социальных гарантий на федеральном уровне реализуются отдельные меры (начиная от предоставления ежемесячных и единовременных социальных выплат, пособий и заканчивая льготами на проезд, лечение и т. п.).

Значительное количество граждан старшего поколения, получающих господдержку, относится к лицам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне. Речь идет о непосредственных участниках войны, а также о ветеранах боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период войны, лицах, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда” и т. д. Но одна категория этих лиц до сих пор так и не нашла отражения в федеральном законодательстве. Речь идет о “детях войны”.

Несмотря на то что закон не запрещает регионам устанавливать статус “детей войны” в своем законодательстве и оказывать им дополнительные меры социальной поддержки, далеко не все субъекты РФ спешат воспользоваться такой возможностью. Одним из немногих регионов, который решил поддержать “детей войны”, стала Москва – постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. № 1753-ПП “Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП” для них с 1 января 2020 года введены ежемесячные компенсационные выплаты.

Согласно подп. 18 п. 47 постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП “Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы” (далее – постановление Правительства Москвы № 1005-ПП) к “детям войны” относятся лица, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года. Однако право на ежемесячную выплату имеют не все лица, подпадающие под указанный временной период, а лишь те граждане, которые являются пенсионерами, но не относятся к категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ устанавливаются ежемесячные денежные выплаты или в соответствии с законом г. Москвы полагается ежемесячная городская денежная выплата.

Читайте также:  Как проводится судмедэкспертиза

Напомним, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории страны иностранные граждане и лица без гражданства из числа:

  • ветеранов, в том числе инвалидов и участников ВОВ; ветеранов боевых действий; военнослужащих 1941-1945 годов, которые не участвовали в боевых действиях; лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”; лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве прифронтовых военных объектов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда (ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах”);
  • инвалидов всех групп и детей-инвалидов (ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”);
  • лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний и техногенных катастроф (ст. 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”);
  • Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей (ст. 9.1 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-I “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”);
  • Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ, полных кавалеров ордена Трудовой Славы (ст. 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”).

Ежемесячная денежная выплата из федерального бюджета предоставляется указанным гражданам одновременно с пенсией вместо натуральных льгот (за исключением санаторно-курортного лечения и проезда до места его проведения, обеспечения лекарствами по назначению врача, проезда на пригородных электричках).

В свою очередь, в Москве право на ежемесячную городскую денежную выплату имеют:

  • труженики тыла (лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ);
  • ветераны труда и приравненные к ним лица, получающие пенсию либо пожизненное содержание по достижении пенсионного возраста;
  • реабилитированные лица и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий (ст. 10 Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы”).

Однако следует учитывать, что в отличие от получателя ежемесячной денежной выплаты, являющегося одновременно федеральным и региональным льготником (например, инвалид, пользующийся льготами как ветеран труда или труженик тыла), который имеет право выбрать, какой набор социальных услуг ему выгоднее получать, для “детей войны” такой возможности не предусмотрено. В соответствии с п. 59(4) постановления № 1005-ПП на выплату могут рассчитывать только те “дети войны”, которые не относятся к вышеперечисленным категориям граждан, но при этом являются пенсионерами (получают пенсию или пожизненное денежное содержание в столице независимо от органов, которыми они выплачиваются).

В случае поступления сведений об отнесении пенсионера из числа “детей войны” к категории граждан, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлены ежемесячные денежные выплаты или установлена ежемесячная городская денежная выплата в Москве, они утрачивают право на получение компенсационной выплаты. Последнюю прекратят выплачивать с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство (подп. “л” п. 75 постановления № 1005-ПП).

Подлежит ли ежемесячная денежная выплата ежегодной индексации в зависимости от уровня инфляции? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По расчетам Правительства Москвы, воспользоваться новой льготой смогут более 80 тыс. человек. Выплата им будет предоставляться каждый месяц в размере 1584 руб. (эта сумма аналогична той, которая предусмотрена для тружеников тыла). Причем никаких заявлений на новую доплату подавать не нужно – она будет назначаться по уже имеющимся у органов соцзащиты данным, так как все “дети войны” состоят на учете.

Как подчеркнул Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы в ответе на запрос от редакции портала ГАРАНТ.РУ, ранее граждане, родившиеся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года (если они не относились к труженикам тыла, ветеранам труда и ветеранам военной службы, гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий) пользовались только одной мерой социальной поддержки – бесплатным проездом на всех видах городского пассажирского транспорта и пригородных электропоездах. “Именно поэтому столичное правительство установило ежемесячные выплаты для того, чтобы не оставить без дополнительной социальной поддержки всех граждан, испытавших на себе тяготы тяжелого военного времени”, – отмечается в комментарии. Также департамент обратил внимание на то, что получение социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям действующим законодательством не предусмотрено.

Ежегодно в преддверии празднования годовщины Победы в ВОВ в Госдуму поступают законопроекты, предлагающие узаконить в федеральных актах статус “детей войны” и предоставить им дополнительные меры социальной защиты и поддержки на уровне государства. Каждый раз Правительство РФ, давая отзывы на эти инициативы, упоминает, что указанные граждане относятся к людям старшего поколения и большинству из них уже предоставляются меры социальной поддержки, установленные некоторыми федеральными законами. И несмотря на то что отдельные регионы все же признали “детей войны” в качестве лиц, заслуживающих дополнительных социальных гарантий, отсутствие единых мер их социальной защиты и поддержки ставит “детей войны”, проживающих в разных субъектах РФ, в неравное положение.

Дети войны: какие предоставляются льготы в России?

Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Скочем

О государственной социальной помощи детям войны

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи Закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

ребенок войны – лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет;

государственная социальная помощь – предоставление детям войны социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство о государственной социальной помощи детям войны

Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона “О государственной социальной помощи” и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Финансирование закона

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области оказания г
осударственной социальной помощи

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Государственная социальная помощь детям войны

Статья 6. Набор социальных услуг

1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Статья 7. Меры социальной поддержки

1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;

3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;

4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

9) оплата в размере 75% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в переделах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 75% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – предоставление скидки в размере 75% со стоимости топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Читайте также:  Приватизация доли общей площади в коммунальной квартире

2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Статья 8. О дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.

Глава 3. Заключительные и переходные положения

Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О государственной социальной
помощи детям войн”

Проект федерального закона “О государственной социальной помощи детям войны” подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.

Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.

В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.

Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.

В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.

Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.

Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся

– ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;

– 25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;

– внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.

Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,

Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.

Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.

Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.

Важность принятия названного федерального закона очевидна. Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.

На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона “О государственной социальной
помощи детям войны”, вносимый в Государственную думу
депутатом Государственной думы А.В.Скочем

В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г., установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.

Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год. Однако в финансово- экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги. Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Льготы детям войны 2022: кто относится к этой категории?

Льготы детям войны

Льготы детям войны предоставляются на основе одноименных законопроектов под номерами 1027136-6, 1050228-6, 4029-7, 4047-7 и 427810-4. Каждый из них предусматривает получение определенных преференций. Ежегодно, законы пересматриваются, в них добавляются новые условия получения льгот, порядок их оформления и прочие изменения. На какие субсидии смогут рассчитывать дети войны в новом 2022 году, расскажет наша статья.

Какие граждане вправе получить льготы

Дети войны – кто относится к этой категории? Оформить статус вправе граждане, родившиеся в промежутке между 22.06.1928 и 03.09.1945 годами, постоянно проживавшие на территории бывшего СССР. Здесь не играет роли в какой именно республике жил гражданин, главное – наличие регистрации на территории современной РФ.

Предоставление льгот детям войны обусловлено тяжелым детством в довоенные и военные годы. В этот период, они могли быть подвергнуты пыткам, голоду, потерять близких родственников. Правительство стремится сделать старость данных категорий граждан более светлой, предоставив им особые виды льгот.

Важно. Во время Великой Отечественной Войны более 20 тыс. детей состояли в партизанских отрядах, были задействованы в роли диверсантов и разведчиков.

Не важно принимали ли дети войны участие в военных действия. Оформить статус смогут все желающие, родившиеся в указанный промежуток времени.

На какие льготы смогут рассчитывать дети войны

Льготы детям войны

Список льгот, представляемых детям войны, определяется на федеральном и региональном уровне. О возможности оформления преференций, граждан должны уведомить сотрудники отдела социальной защиты населения. В некоторых областях страны, детям войны льготы не предоставляются. Однако, отдельно взятые коммерческие организации вправе самостоятельно внедрить их. К примеру, снизить оплату за природных газ или теплоснабжение.

Большинство регионов РФ предоставляет стандартный пакет льгот, включая:

  • Единовременные выплаты, различного размера.
  • Скидки на оплату коммунальных услуг (30-50%).
  • Получение бесплатных лекарственных препаратов.
  • Проведение ежегодного медицинского осмотра.
  • Бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте.
  • Бесплатный отдых (лечение) в государственных санаториях и центрах реабилитации.
  • Внеочередное обслуживание государственными структурами и медицинскими учреждениями.
  • Освобождение от уплаты взносов на капремонт.

Перечисленные выше льготы предоставляются на усмотрение регионов. Данный список наиболее распространенный. Отдельно взятые области внедрили свои способы поддержки детей войны. Среди них: бесплатное протезирование зубов, получение ежемесячной денежной помощи, доплат к пенсии, выдача подарков на государственные праздники.

Важно. Узнать точный список льгот и оформить удостоверение можно в отделе соцзащиты, расположенном по месту регистрации гражданина.

К сожалению, но некоторые области предоставляют детям войны лишь минимально возможный перечень льгот: скидку на проезд в общественном транспорте и оплату коммунальных услуг. Прежде всего, это связано с дефицитом бюджета.

Льготы детям войны: практика регионов

Предлагаем рассмотреть наиболее удачные примеры предоставления льгот в регионах:

  1. Амурская область. Ежемесячно выплачивает детям войны по 600 рублей, оплачивает ежегодный отдых в санаториях.
  2. Белгородская область. Выплачивает ежемесячно по 500 рублей детям войны в качестве прибавки к пенсионным выплатам, предлагает бесплатное подключение домашнего телефона, первоочередное оформление в дом престарелых.
  3. Пензенская область. Детям войны, получающим пенсию в два раза меньше прожиточного минимума, производится доплата. При этом, все граждане, относящиеся к льготной категории, вправе оформить скидки на оплату коммунальных платежей.
  4. Красноярский край. Детям войны ежемесячно выплачивают по 500 рублей, к Дню Победы перечисляют по 1 тыс. рублей.
  5. Санкт-Петербург. Детям войны выплачивают помощь в размере 3 тыс. рублей, инвалидам и ветеранам ВОВ – по 7 тыс. рублей.

На первый взгляд, размер льгот детям войны несущественный. Однако, если учитывать, что пенсии большинства граждан равны прожиточному минимуму, даже 50% скидка на коммунальные услуги поспособствует значительному сокращению ежемесячных расходов.

Как оформить льготу детям войны

Оформление льгот детям войны осуществляется на заявительной основе. Гражданам, имеющим право получить преференцию, необходимо посетить отделение соцзащиты, расположенное по месту регистрации. Если они не могут передвигаться самостоятельно, возможно представление их интересов родственниками или работниками социальной службы, при условии предоставления нотариально заверенной доверенности.

Для оформления льгот потребуется предоставить:

  1. Гражданский паспорт.
  2. Заявление, установленного образца.

Заявление заполняется в момент подачи документов на льготы. После их приема, заявка отправляется на рассмотрение. Если гражданин не может заполнить бланк самостоятельно, он вправе запросить помощь у сотрудников соцзащиты. Ему останется лишь прочесть текст заявки и поставить свою подпись.

Для предоставления скидки на коммунальные услуги, гражданину или его официальному представителю, потребуется посетить управляющую компанию или поставщика услуг. С этой целью также понадобится предоставление паспорта и заявления. Не исключено, что организация дополнительно потребует справку из соцзащиты или предъявление удостоверения.

Читайте также:  Стоимость и частота прохождения техосмотра на 2022г

Подводя итоги статьи следует сказать, что большинство регионов РФ предлагает детям войны разноплановые льготы, в том числе: бесплатный проезд в общественном транспорте, оплату отдыха в санаториях, предоставление жизненно необходимых медицинских препаратов и прочего. Главное – своевременно обратится в соцзащиту, воспользовавшись правом на преференции в полной мере.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

Какие положены льготы детям войны в России и как их получить

Вот уже несколько лет в СМИ периодически поднимается вопрос о поддержке оставшихся «детей войны». Не все россияне даже понимают, о какой категории граждан идет речь, и уж тем более, о том, какие именно льготы им полагаются. В этом материале расскажем о том, кто такие дети войны и какие у них льготы.

Существует ли федеральный закон о детях войны?

Нормативно правовую базу принято разделять на несколько уровней. В рассматриваемом вопросе важны федеральные и региональные нормативные акты.

Стоит сразу сказать, что пока не существует принятого и вступившего в законную силу федерального закона, в полной мере регулирующего правовой статус, а вместе с тем, и определяющего возможные льготы для «детей войны».

Вот уже несколько лет депутаты от разных партий, особенно КПРФ и Справедливой России, выдвигают идеи о защите интересов этой категории граждан, предлагают ввести понятия «дети войны», льготы для них.

Наибольшим прорывом можно считать внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ Проекта федерального закона « О детях войны» № 493165-6 (Далее Проект № 493165-6).

Его рассмотрение предполагалось еще в 2016 году, но и в 2017 году с многочисленными доработками он не был принят, а вопрос отложен на 2018 год. По сути это обновленный проект, основывающийся на бывшей инициативе 2014 года.

В случае принятия закон ответит на целый ряд важных вопросов. В частности:

  • Кто может считаться ребёнком войны?
  • Какие льготы полагаются таким гражданам?
  • Каковы источники финансирования для их социальной поддержки?
  • Каким образом будет подтверждаться правовой статус детей войны?

Пока часть ответов на эти вопросы можно найти лишь в региональных нормативных актах, принимаемых субъектами РФ, для улучшения жизни граждан в их пределах.

Региональное законодательство о детях войны

Некоторые субъекты Российской Федерации, пользуясь правом предоставления региональных льгот своим жителям, приняли местные нормативные акты, позволяющие пользоваться льготами этой категории граждан.

В одних субъектах России их просто приравняли в правах к труженикам тыла, что и не удивительно, ведь многие подростки работали на эвакуированных предприятиях наравне со взрослыми.

В других же для них предусмотрены отдельные условия предоставления и перечень преференций. В списке таких регионов:

  • Республика Адыгея;
  • Республика Алтай;
  • Алтайский край;
  • Амурская область;
  • Бурятия;
  • Белгородская область;
  • Вологодская область;
  • Иркутская область;
  • Красноярский край;
  • Ленинградская область;
  • Мордовия;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Новгородская область;
  • Омская область;
  • Оренбургская область;
  • Псковская область;
  • Самарская область;
  • Удмуртия;
  • Ульяновская область.

Список не исчерпывающий, так как и в 2018 году он может пополняться благодаря соответствующим законодательным инициативам и работе местных органов власти.

Интересная информация: Налоговый вычет пенсионерам при покупке квартиры. Документы и процедура оформления

По этой причине, россиянам, которые по возрасту могут относиться к категории «дети войны», стоит обратиться в местные органы социальной защиты населения с целью узнать, работают ли в регионе соответствующие программы и предоставляются ли льготы.

Дети войны – кто это?

Прежде чем говорить о том, какие льготы имеют дети войны в России, стоит определиться с тем, кто входит в эту категорию граждан, кого можно назвать «детьми войны».

Стоит сразу сказать, что на федеральном уровне такое понятие не выработано, и можно лишь исходить из того, как оно сформулировано в Проекте № 493165-6.

В соответствии с ним в эту категорию попадут все лица, имеющие российское гражданство, отвечающие одновременно набору требований:

  • родиться в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года;
  • постоянно проживавшие на территории СССР в период с 22.06.1941 по 9.05.1945 года.

Законопроект устанавливает еще одно значимое ограничение – такое лицо не должно было отбывать наказание в виде лишения свободы в «этот период».

Но данный законопроект не разъясняет, какой именно период имеется в виду, то ли речь о продолжительность Великой Отечественной Войны, то ли с момента рождения, до ее окончания.

Ясно, что, скорее всего, под «местами лишения свободы» так же понимаются не немецкие концентрационные лагеря, а учреждения исправительной системы СССР, хотя и в этом аспекте остаются вопросы, ведь многие советские граждане были реабилитированы, либо отбывали наказание по «политическим» статьям.

Предлагается увеличить предел рождения и до 1946 года. Потому, представляется правильным, дождаться принятия законопроекта для получения полной ясности в целом ряде вопросов.

Однако, отсутствие ясного определения такого определения, не лишает региональные власти права на установление дополнительных льгот для отдельных категорий граждан.

Что и происходит в целом ряде регионов. Варьируются многие критерии, по которым человек относится к льготной категории, даже возрастные.

Так, в Белгородской области детьми войны считаются лица, рожденные с наступления 1923 года, в Ненецком автономном округе с 1932.

Изменчивы и другие категории, например в некоторых регионах требуется:

  • длительное проживание или труд на территории субъекта федерации;
  • смерть одного из родителей в период Великой Отечественной Войны, либо если остался ребенок – сирота.

Очевидно, что понятие «льготы детям участников Великой Отечественной Войны» будет являться идентичным «льготам для детей войны» по целому ряду причин:

  • участие родителей в ВОВ не предусматривается на федеральном уровне и прописано далеко не во всех региональных нормативных актах;
  • факт рождения от участника войны автоматические не приравнивает ребенка к «детям войны» при отсутствии иных установленных региональным законом признаков.
  • дети участников войны могут быть рождены до рубежного срока и уже не попасть в категорию «детей войны» по возрасту.

Не попадут в эту категорию дети, рожденные в период боевых столкновений в Чечне и иных локальных конфликтах.

На какие льготы могут рассчитывать дети войны

Ответ на вопрос том, какие льготы положены детям войны в России, стоит разделить на 2 части:

  • какие льготы детям войны в России предоставляют регионы;
  • какие льготы детям войны может дать федеральный закон, если соответствующий законопроект будет принят.

Начать стоит с возможной федеральной поддержки. Законопроект предусматривает:

  • дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению в размере 1000 рублей. Закон предусматривает ежегодную индексацию размера пособия.
  • бесплатное пользование общественным городским транспортом, а так же иными видами транспорта по направлению к месту проживания;
  • бесплатное ежегодное полное обследование в учреждениях региональной системы здравоохранения;
  • преимущественное право на вступление в кооперативы всех видов, а также товарищества и некоммерческие объединения;
  • установка домашнего телефона без очереди;
  • приоритетное устройство в социальные учреждения для инвалидов и престарелых, оставшихся без попечения родных, а так же на социальное обслуживание на дому.

По факту, в регионах, принявших соответствующие нормативные акты, предоставляются все льготы из приведенного списка. Более того, этот перечень во многих субъектах федерации даже расширен и в него вошли:

  • скидка на оплату или компенсация затрат на коммунальные услуги в квартире, включая электроэнергию и газоснабжение;
  • разовое ежегодное бесплатное прохождение санаторно-курортного лечения по путевке;
  • бесплатные стоматологические услуги, включая протезирование;
  • компенсацию стоимости ритуальных услуг, если умерший был ребенком войны.

Для того чтобы узнать, какие именно льготы можно использовать в каждом регионе, так же стоит обращаться в территориальные органы социальной защиты населения.

По факту выплаты могут быть значительно выше или, наоборот, ниже, чем в предложенном Проекте № 493165-6, а в условиях кризиса не все регионы смогли заложить в бюджет средства на финансирование дополнительных пособий к пенсии и вряд ли станут их выплачивать и полагаться на них пока не стоит.

Особенности предоставления льгот детям войны

Даже в тех регионах, где предусмотрены льготы для детей войны, существует ряд правил для их предоставления, в частности:

  • преференции носят заявительный характер, то есть предоставляются только по заявлению самого льготника либо лица, представляющего его интересы на законных основаниях;
  • право на льготы подтверждается лишь после подачи соответствующего пакета документов;
  • каждый обратившийся в органы социальной защиты при наличии у него нескольких оснований для получения одной и той же формы поддержки, должен выбрать лишь одно из них. В частности, это более всего касается материальных выплат. В таком случае выбирается то основание, которое предусматривает больший размер компенсации.
  • Право на льготы не может быть передано кому-либо, кроме лица, подтвердившего наличие оснований для ее предоставления.

Как получить льготы и подтвердить свой статус

Как и большинство иных преференций, льготы для детей войны носят сугубо заявительный характер. Это значит, что сам пожилой человек или его представитель, должны явиться в территориальное отделение социальной защиты населения и подать соответствующий пакет документов.

Так как пока на практике можно говорить лишь о региональных льготах, то и пакет документации не унифицирован в масштабах всей страны. Как минимум, перед визитом в органы соц. защиты стоит положить в пакет:

  1. паспорт, подтверждающий возраст заявителя;
  2. заявление в свободной форме о предоставлении льготы;
  3. иные документы, необходимые исходя из действующего нормативного акта, например:
    • подтверждающие, что погибший родитель заявителя – участник Великой Отечественной Войны (Свидетельство о рождении),
    • факт смерти такого родителя в боях ВОВ,
    • срок проживания в регионе.

Так как унифицированной формы заявления нет, то разработанный на месте бланк будет выдан заявителю, но чаще оно пишется в свободной форме на имя начальника территориального органа социальной защиты населения с указанием оснований для предоставления льгот и выплат детям войны.

Предполагается, что после рассмотрения обращения, заявителю, чьи права подтверждены, будет выдаваться удостоверение дети войны и льготы будут предоставлены. Действие таких льгот бессрочно, и удостоверение будет даваться пожизненно.

Что делать если в регионе не предусмотрены льготы

К сожалению, перечень регионов, власти которых приняли соответствующие нормативные акты, не слишком велик. Что делать остальным пожилым людям, которые фактически отвечают требованиям, предусмотренным Проектом № 493165-6? На самом деле, большинство из них имеет право на аналогичные льготы по иным основаниям, и стоит разобраться, возможно ли получить их и удостоверение:

  • Статус труженика тыла. На него могут претендовать граждане страны, способные подтвердить, что не менее чем полгода трудились в тылу на неоккупированных территориях период с 22.06.1941 года по 9.05.1945 года. и участники ВОВ 1941-1945. Не секрет, что многие, уходили на фронт, не дожидаясь совершеннолетия, приписывая годы. Такие лица вправе претендовать даже на большие льготы, а так как компенсация предусматривается лишь по одному основанию, то статус ребенка войны для них не так важен.
  • Ветераны труда, жители блокадного Ленинграда, а также лица, награжденные различными медалями и орденами, например, за 70-летие победы, звезда Героя.

Итак, по последним подсчетам 2017 года, численность потенциальных и признанных как дитя войны составляет порядка 12 миллионов человек. Не трудно подсчитать, что они уже отпраздновали, как мини, 70-летие.

Принятие Проекта № 493165-6 могло бы оказать пусть не самую большую в материальном плане, но знаковую поддержку этим, уже не молодым людям.

Ссылка на основную публикацию